УДК 159.9:316.614.032
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И.В. Клименко
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
В статье рассматриваются особенности и приоритетные направления психо лого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов. Представлен опыт психологической службы Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко по организации системы дифференцированного психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения и становления студентов вуза, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение, мотивационно-ценностная направленность на профессиональную деятельность.
Слова Алексея Николаевича Леонтьева о том, что «21 век -век психологии!» действительно становятся великим пророчеством прошлого века [1]. Поэтому столь быстрыми темпами развиваются психологические службы в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности, в том числе и в высшем профессиональном образовании.
Председатель Федерации психологов образования России, доктор психологических наук В.В. Рубцов, отмечал, что «конкурентоспособность выпускника современного вуза требует не только профессиональных знаний, но и специальных способностей и свойств личности, обеспечивающих ей динамизм профессионального поведения, самостоятельность в поиске и освоении новой информации, а также способность к принятию адекват-
© Клименко И.В., 2020 403
ных решений в нестандартной ситуации. Решение задачи подготовки специалиста в той или иной профессиональной сфере невозможно без комплексной системы психологического сопровождения, которая в свою очередь, требует наличия в вузах четкой организованной структуры, занимающейся данным видом деятельности» [2].
В формировании профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств (компетенций) будущих специалистов важную роль, на наш взгляд, может сыграть психологическое сопровождение их профессионального становления. Психологическое сопровождение в настоящее время рассматривается как одна из наиболее эффективных парадигм оказания психологической помощи [3, 4]. Под психологическим сопровождением следует понимать систему мероприятий, направленных на создание психологических условий способствующих успешному профессиональному становлению студентов на разных этапах обучения в вузе: адаптации (первый курс), интенсификации (второй, третий курс) и идентификации (четвертый, пятый курс) [5].
В проекте «Концепции развития психологической службы в системе образования РФ» (до 2025 г.) отмечаются новые ориентиры организации психологического сопровождения в вузе: «Психологическая служба в высшей школе позволит сохранить и укрепить психическое здоровье, психологическое благополучие, улучшить качество жизни, как студентов, так и преподавателей вуза, обеспечить повышение психологической культуры и межпоколенческой толерантности, способствовать раннему выявлению личного и социального неблагополучия, формированию семейных ценностей и родительской сферы у молодежи» [6].
Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения и становления личности в период обучения в вузе не только оказание своевременной поддержки студентам, но и помощь в овладении эффективными способами преодоления возможных проблем, в том числе и в будущей профессиональной деятельности.
Н.С. Пряжников определяет следующие приоритетные направления психологического сопровождения обучающегося в процессе профессионального самоопределения:
- «помощь самоопределяющемуся обучающемуся в адаптации к реальным социально-экономическим условиям;
- формирование способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации;
- формирование «морально-волевого тыла» самоопределяющегося человека;
- формирование готовности к внутренним компромиссам на пути к профессиональной деятельности;
- формирование ценностно-смыслового ядра самоопределяющейся личности;
- подготовка оптанта к достойному поведению в ситуациях ненормативного жизненного и профессионального кризиса» [7].
Все выделенные направления психологического сопровождения связаны с развитием мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную деятельность студентов, которая включает осознание и принятие профессиональных целей, мотивов, ценностей, формирование смысловой составляющей профессионального самоопределения и становления в период обучения в вузе [8].
При осуществлении психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов на первый план выходят те направления деятельности и технологии психологической службы вуза, которые направлены на их профессиональное развитие: профориентация и содействие успешному профессиональному самоопределению обучающихся, профессиональная психодиагностика и мониторинг профессионального становления студентов; психологическое просвещение и развитие обучающихся, включающее тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития, самоэффективности, осознанного принятия решений, самоуправления, саморегуляции и др.; психологическое консультирование по запросам связанным с личностно-профессиональным развитием и др.
С целью психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, обеспечивающего подготовку 405
высококвалифицированных специалистов, в 1998 г. была создана психологическая служба Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко. Направления деятельности Отдела психологического сопровождения и профориентацион-ной работы (далее ОПСиПР) определяются социальным заказом на конкурентоспособного выпускника вуза, готового к эффективной профессиональной деятельности, а также запросом администрации вуза на психологическое обеспечение личност-но-ориентированного обучения студента вуза.
В структуре психологической службы работают 8 педагогов-психологов, которые закреплены за 12 объектами (факультетами, институтами и филиалами). Это позволяет проводить мероприятия по изучению социума, выявлению типичных психолого-педагогических проблем студентов и в дальнейшем создавать на основании этого профилактические программы и развивающие проекты.
Программа психологического сопровождения процесса профессионального становления студентов, разработанная Психологической службой Приднестровского государственного университета, является средством психолого-педагогического воздействия на профессиональное развитие студентов на этапе обучения в вузе. Данная программа предусматривает комплексность, которая заключается во взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности субъектов и объектов этой системы. К субъектам процесса психологического сопровождения относится профессорско-преподавательский состав, сотрудники вуза, родители студентов; все они оказывают непосредственное влияние на становление специалиста. Объектом процесса психологического сопровождения являются студенты 1-4 курсов бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко.
Цель состоит в организации системы психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального становления студентов на всех ступенях обучения и построение их профессиональной карьеры.
Реализация программы психологического сопровождения предполагает использование следующих форм, средств и приемов:
- создание информационного банка: психологические характеристики профессиональной деятельности специалистов, профессионально важные качества специалиста, профессиональные компетенции специалиста;
- изучение процесса профессионального становления, адаптации к условиям обучения в вузе на протяжении всего процесса обучения;
- психодиагностика и консультирование;
- оказание помощи в преодолении дезадаптационных процессов (в том числе кризиса профессионального становления) путем групповой и индивидуальной работы;
- прохождение тренингов «Развитие мотивационно-ценностной направленности на профессиональную деятельность студентов», «Профессиональное становление будущих специалистов», тренинга коммуникативных умений;
- использование в воспитательных работе профессионально направленных мероприятий: «Презентация профессий» (в рамках посвящение в первокурсники), конкурс профессионального мастерства «Ступени профессионализма» (2 курс), профессионально ориентированные конкурсы (в рамках фестиваля «Экватора» - 3 курс) и др.;
- консультации для профессорско-преподавательского состава по вопросам психологических трудностей в обучении, воспитании, общении со студентами, по уточнению знаний о психологических особенностях данного контингента студентов.
Основываясь на утверждении Л.М. Митиной, что психологическим условием развития профессиональной направленности является «повышение уровня профессионального самосознания», т.е. осознание специалистом системы ценностей и мотивов, которые необходимо реализовывать в своей деятельности, поведении, общении [9], мы выделили следующие пути формирования профессиональной направленности студентов:
- организация всех видов деятельности студентов с учетом требований их будущей профессии (в рамках учебно-воспитательного процесса);
- проведение просветительских, развивающих и огранизаци-онных мероприятий, направленных на осознание студентами целей и значимости выбранной профессии, а также требований,
которые она предъявляет к человеку (в рамках психологического сопровождения, воспитательной работы на факультетах, институтах);
- активизация у студентов потребности в самопознании, самообразовании и самовоспитании (психологическое сопровождение, учебно-воспитательный процесс);
- включение студентов в практическую профессиональную деятельность (учебно-воспитательный процесс).
Психолого-педагогическое сопровождение студентов начинает осуществляться с первых дней обучения в организации профессионального образования и даже раньше. Деятельность психологической службы выполняется еще в процессе выбора обучающимся направления обучения, специальности, так как именно тогда выбор будущей профессии носит осознанный и аргументированный характер, учитывает интересы, склонности, возможности личности и, одновременно, изменяющиеся потребности рынка труда. Роль профессиональной ориентации важна и на этапе выбора профессии и на этапе планирования профессиональной карьеры.
Основной целью профориентационной работы в организации профессионального образования является привлечение специалистов, преподавательского состава, студентов к активному участию в научно обоснованной системе мер по профессиональной ориентации потенциальных абитуриентов.
Были определены основные задачи профориентационной работы в университете:
- пропаганда уровня образовательной деятельности вуза;
- организация системы профориентационной работы в организации профессионального образования (например, факультетов, приемной комиссии, психологической службы и вуза в целом);
- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами организаций общего образования, структурами, учреждениями, занимающихся вопросами профориентации, службами занятости населения.
Ежегодно психологической службой вуза осуществляется психологическая помощь обучающимся организаций образования и абитуриентам при выборе будущей профессии: профкон-
сультационная; диагностическая; информационная (об особенностях профессиональной деятельности, психологических характеристиках и требованиях к специалисту и др.)
В рамках указанных направлений проводятся следующие мероприятия:
- опрос абитуриентов в период приемной компании (изучение мотивации выбора профессии, различных аспектов, влияющих на выбор специальности и вуза и др.);
- групповые и индивидуальные профориентационные консультации с потенциальными абитуриентами;
- в рамках «Недели открытых дверей» просветительские беседы, профориентационные квэсты и др.;
- разработка и распространение информационных материалов (профессиограммы, Атлас профессий, паспорта факультетов, профориентационные буклеты и др.);
- профориентационные групповые выезды преподавательского состава, студентов совместно с психологами в организации образования;
- проведение семинаров-тренингов с обучающимися на базе психологической службы и др.
С 2018 г. в рамках «Года молодого лидера» было организовано волонтерское движение «Мы из Приднестровского государственного университета», направление «Профориентация». Во всех указанных мероприятиях участвуют студенты-волонтеры совместно с психологической службой.
Следующий этап работы связан с адаптацией студентов 1 курсов к новым социальным условиям обучения, деятельности, взаимодействия. В связи с этим ОПСиПР реализуется программа психолого-педагогической помощи студентам-первокурсникам в адаптации к условиям обучения в вузе.
В рамках организации психолого-педагогического сопровождения значимым является психодиагностическое направление, которое включает в себя мониторинг профессионального самоопределения и становления студентов:
- изучение личности студента на протяжении всего периода обучения в вузе, выявление индивидуально-психологических особенностей и склонностей личности, мотивационно-ценностной направленности на будущую профессиональную де-409
ятельность, особенностей профессионального самоопределения и становления, профессиональной направленности, а также выявление негативных причин в обучении и личностно-профессиональном развитии;
- изучение психологической готовности выпускника (бакалавра, специалиста, магистра ) к профессиональной деятельности;
- мониторинг мнения выпускников, работодателей о сфор-мированности профессиональных компетенций, качестве профессиональной подготовки в вузе;
- изучение психологической безопасности образовательной среды вуза и др.
В рамках психологического просвещения и развития педагогами-психологами реализуются следующие мероприятия:
- семинары с кураторами по совершенствованию работы со студентами, направленной на оптимизацию процесса профессионального самоопределения и становления в период обучения в вузе (в рамках «Школы куратора»);
- кураторские часы просветительского характера по темам «Успешный студент», «Специалист будущего», «Жизненные и профессиональные перспективы. Психологическая поддержка» и др.;
- семинары-тренинги «Стратегии достижения цели (целепо-лагание)», «Стрессоустойчивость», «Тайм-менеджмент» и др.;
- «Психологические гостиные» в общежитиях студенческого городка по запрашиваемым студентами темам;
- реализация проекта «Школ актива», психологических семинаров для студентов по повышению коммуникативных и организаторских способностей;
- занятия с элементами тренинга «Ступени профессионального становления» со студентами различных факультетов в рамках дисциплины «Введение в профессию»;
-реализация проекта «Карьера» для студентов-выпускников, включающая серию семинаров-тренингов, направленных на развитие навыков самопрезентации при трудоустройстве на работу, написания резюме, поиска работы и др.
Следует отметить, что психологами регулярно информируются кураторы, заместители деканов по воспитательной работе по результатам диагностики студентов на разных этапах обуче-
ния в вузе. Аналитические отчеты предоставляются руководству факультетов (институтов, филиалов), администрации ПГУ им. Т.Г. Шевченко. Заслушивание вопросов связанных с психолого-педагогическим сопровождение процесса профессионального становления студентов проводится ежегодно на Ученом совете ПГУ, научно-методическом совете и совете по воспитательной работе.
Регулярно осуществляется консультирование студентов по вопросам профессионального самоопределения и становления в период обучения в вузе, планирования профессиональной карьеры. Так, за период 1 семестра 2020-21 учебного года обратились в психологическую службу за консультацией по вопросам профессионального самоопределения и становления в период обучения в вузе 44 студента. С проблемой неудовлетворенности выбранной профессии, кризисом профессионального самоопределения обратились 11 студентов 3-4 курса обучения.
Таким образом, Отделом психологического сопровождения и профориентационной работы Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко на основании проведенных исследований разработана система дифференцированного психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения и становления студентов, включающая:
- профориентационную поддержку выпускников организаций общего образования;
- оказание содействия студентам младших курсов в формировании психологической готовности к восприятию информации о специфике будущей профессиональной деятельности;
- помощь студентам в расширении ориентировочной основы представлений о будущей трудовой деятельности и формировании адекватной самооценки соответствия своих целей, мотивов, ценностных ориентаций, личностных и профессиональных качеств специфике профессии;
- содействие в развитии мотивационно-ценностной направленности студентов на будущую профессиональную деятельность на основе формирования осознанного отношения к профессии и самому себе, как будущему специалисту;
- профессиональное консультирование при выборе профессии, трудоустройстве, построении профессиональной карьеры [8].
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Исходя из актуального развития современного студенчества и проблем, с которыми оно сталкивается, можно отметить возрастание значимости психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения и становления студентов вуза, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов.
2. Система психологического обеспечения профессионализации предусматривает диагностику, прогноз и содействие в оптимизации профессионального развития студентов. Предложенная структура и содержание психологической поддержки, включает профессиональную ориентацию и психолого-педагогическое сопровождение студентов в период обучения в вузе (бакалавриат, магистратура).
3. Система психолого-педагогического сопровождения профессионального становления должна быть составной частью учебно-воспитательного процесса в вузе.
Библиографический список
1. Леонтьев А.Н. Из дневниковых записей // Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: в 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1983. 320 с.
2. Рубцов В.В. Университетский округ МГППУ в развитии психологической службы Москвы // Развивающая среда в образовательных учреждениях университетского округа МГППУ: материалы круглого стола городского августовского совещания (28 августа 2006 г). М.: МГППУ, 2006. С. 5-12.
3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998. 298 с.
4. Митина Л.М., Кореляков Ю.А., Шавырина Г.В. и др. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб.пособие для студ.высш.пед.уче.заведений / под.ред.
Л.М. Митиной. М.: Академия, 2005. 336 с.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 2001. 336 с.
6. «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017). URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsij a-razvitij a-psikhologicheskoi-
sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/ (дата обращения: 15.09.2020).
7. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: МГППИ, 1999. 97 с.
8. Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 20 с.
9. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.: Издательство психо лого-социального института, 2003. 400 с.
SPECIFICS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL
SELF-DETERMINATION OF STUDENTS IN PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS
I.V. Klimenko
Pridnestrovian State University named after T.G. Shevchenko
The article considers the features and priority directions of psychological and pedagogical support of professional self-determination of students. The experience of the psychological service of the Pridnestrovian state University is presented T.G. Shevchenko on the organization of a system of differentiated psychological and pedagogical support for the process of professional self-determination and formation of University students, providing training of highly qualified specialists.
Keywords: psychological and pedagogical support, professional self-determination, motivational and value orientation to professional activity.