УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Е.Ю. Дмитриева
Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России С. С. Демцура Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является проблема сопровождения самоопределения студентов. В связи с этим возникает необходимость понимания и научного осмысления категорий, связанных с психо лого-педагогическим сопровождением профессионального самоопределения студентов в вузе. Авторы статьи анализируют подходы к определению понятия «профессиональное самоопределение», рассматривают его содержание в условиях современного вуза. В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели на разных этапах обучения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная и социальная среда, профессиональная ориентация, самореализация.
В настоящее время существует множество подходов к определению понятия «профессиональное самоопределение», исходя из которых различные авторы (М.Ф. Гинзбург, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.И. Митина, Н.С. Пряжников, А.Д. Сазонов и др.) вкладывают свое содержание в сущность данного термина.
Многие авторы связывают процесс профессионального самоопределения лишь со школьным возрастом. Однако, студенты высших учебных заведений, овладевая профессиональными компетенциями, реализуя себя в вузе в рамках учебно-профессиональной деятельности, также испытывают проблемы
© Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С., 2020 389
в данной области. Многие студенты на разных курсах уходят из вуза, многие выпускники университетов, получив диплом, не идут работать по специальности, продолжая «искать себя», выбирать профессиональное направление, соответствующее собственным интересам, потребностям, профессиональным предпочтениям.
Рассматривая профессиональное самоопределение студентов вуза, обратимся к различным подходам к определению данного понятия, описанным в научной психолого-педагогической литературе. С точки зрения Ж.В. Аксеновой, фактором профессионального самоопределения и личностной самореализации выступает профильное обучение [1]. И с этим нельзя не согласиться, так как в школе в 9-11 классах у школьников формируются профессиональные предпочтения.
Н.Ю. Бухнер в своих работах, посвященных профессиональному самоопределению студентов в вузах, выявляет и доказывает взаимосвязь учебных целей, мотивации к профессии, единства профессиональных ценностей личности. С точки зрения Н.Ю. Бухнер перечисленные аспекты напрямую влияю на формирование профессионального самоопределения студентов вуза [2].
Анализируя работы Я.В. Дидковской, можно сделать вывод о том, что на мотивационную сферу личности в профессиональном самоопределении оказывает влияние педагогическое воздействие [3]. Именно поэтому мы считаем необходимым выстраивать целенаправленную работу по психолого-педагогическому сопровождению данного процесса.
Следует отметить, что Т.А. Фирсова с опорой на работы Е.А. Климова, Е.Н. Руднева и других ученых изучала проблемы психологической готовности к профессиональному самоопределению студентов. При этом рассматривались условия вуза, акцент делался на учебно-профессиональной деятельности студентов. Профессиональное самоопределение Т.А. Фирсовой исследовалось с точки зрения альтернативного использования полученных знаний, умений и навыков в смежных профессиональных отраслях [4].
«Профессионального самоопределение», по мнению С.Н. Кипурова и Д.В. Малий, связано напрямую с интеграцией
студента в социально-профессиональную систему общества. При этом С.Н. Кипурова и Д.В. Малий доказывают, что профессиональное самоопределение обуславливает ценностный выбор профессионального развития [5].
С.В. Львова в своем исследовании рассматривает компоненты профессионального самоопределения студента. Их пять. Во-первых, это мотивационная составляющая. Во-вторых, когнитивная составляющая. В-третьих, эмоционально-волевой компонент. В-четвертых, коммуникативный. И в-пятых, поведенческий [6].
Мы в своем исследовании придерживаемся точки зрения о том, что профессиональное самоопределение студентов вуза есть ни что иное, как процесс становления личности студента в профессиональной и социальной среде [7].
Отметим, что основное содержание профессионального самоопределения студентов в условиях вуза в современных условиях включает в себя: помощь в социально-профессиональной адаптации, осознание социальной направленности выбранной профессии и необходимости профессиональной подготовки; ориентировку в социально-экономической ситуации и прогнозирование престижности выбранной профессии; выделение профессиональной цели; проектирование маршрута профессионального развития; информирование о местах трудоустройства; представление о препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей [8].
Среда высшего образовательного учебного учреждения оказывает влияние на формирование и развитие личности через организацию определенного образа жизни. Все среды вуза (воспитательная, досугово-культурная, академическая, экологическая и другие) связаны с общественной и учебной деятельностью студентов, которая способствует их профессиональному самоопределению [9].
Однако, проведенный нами опрос сотрудников деканатов вузов выявил проблемы, связанные с самоопределением студентов. Работники деканатов и методисты отмечают у некоторых молодых людей разочарование в ошибочном профессиональном самоопределении студентов, что, как следствие, вызывает сложности в обучении в вузе. Опрос самих студентов по проблемам 391
профессионального самоопределения показал, что существует острая потребность в организации особого психолого-педагогического сопровождения, которое помогло бы им укрепиться в правильности профессионального выбора и в построении собственной образовательно-профессиональной траектории.
Сущность психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения студентов в вузе состоит в применении эффективных психологических и педагогических технологий, методов и форм для формирования психологической готовности обучающегося к будущей профессиональной деятельности, готовности к саморазвитию и самосовершенствованию, умения ориентироваться в изменяющихся условиях рынка труда [10].
Представление о модели специалиста, востребованного на рынке труда, его профессионально-важных свойствах, содержания профессиональной компетентности [11] отражены в федеральных государственных образовательных стандартах. Поэтому построение учебно-воспитательной деятельности в вузе должно быть согласовано с направленностью подготовки специалистов, ФГОС, учебными планами, прохождение которых обеспечивает формирование общекультурных, общеспециальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов в вузе осуществляется не только посредством психологической службы высших учебных заведений, но и преподавателями, тьюторами, кураторами, старшекурсниками. Построение учебных программ ориентировано на то, чтобы обучающиеся на первом курсе разобрались в особенностях своей профессии, это дисциплины базовой части, общепрофессиональные, введение в профессиональную деятельность. Спецкурс «Введение в профессиональную деятельность» может организовываться в разных формах: это могут быть выездные сборы (опыт ЮУрГГПУ и других вузов), а могут быть и в вузе, но обязательно с применением активных технологий (например, в СПб УГПС МЧС России). Несмотря на разнообразие форм, основная задача курсов состоит в том, чтобы ознакомить первокурсников с видами и функциями будущей
профессиональной деятельности, сформировать интерес к овладению профессиональными знаниями и умениями. На протяжении всего учебного процесса в ходе реализации учебной программы и программы дисциплин, различных практик у студентов формируется профессиональное мышление, компетентности, знания, умения и навыки.
Библиографии ческий список
1. Аксенова Ж.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения и личностной самореализации // Мир образования - образование в мире. 2010. № 4(40). С. 111-119.
2. Бухнер Н.Ю. Типы профессионального самоопределения студентов вузов: опыт социологического исследования студентов АлтГТУ: дис. ... канд. социол. наук. Барнаул, 2008. 161 с.
3. Дидковская Я.В. Мотивация профессионального выбора студентов технического вуза // Социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса: сб. тез. конф. Екатеринбург, 1999. С. 43-44.
4. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в вузе // Самарский научный вестник. 2014. № 1(6). С. 118-120.
5. Кипурова С.Н.,Малий Д.В. Сущность профессионального самоопределения студента вуза // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-2. С. 108117.
6. Львова С.В. Формирование профессионального самоопределения студентов педагогического вуза // Системная психология и социология. 2014. № 4(12). С. 28-36.
7. Дмитриева Е.Ю. Тьюторское сопровождение профессионального самоопределения студентов // Психологическая служба университета: реальность и перспективы: материалы I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием. М. : Изд-во МГППУ, 2017. С. 320-323.
8. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 2001. 96 с.
9. Дмитриева Е.Ю. Среда студенческого педагогического отряда как фактор формирования личности будущего педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2007. № 2. С. 62-71.
10. Демцура С.С. Конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда и факторы, которые ее определяют // Система менеджмен-
та качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: Изд-во Урал. гос. ун-та физической культуры, 2020. С. 91-97.
11. Демцура С.С., Гордеева Д.С. Цена труда и инвестиции в профессионально-квалификационное развитие сотрудников предприятия // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6, № 1(18). С. 65-68.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY
E.Yu. Dmitrieva
Saint-Petersburg University of State Fire Service
of Emercom of Russia S.S. Demtsura South Ural State Humanitarian Pedagogical University
The students' self-determination supporting problem is the one of the urgent problems nowadays. In this regard, there is a need for understanding and scientific comprehension of the categories associated with the psychological and pedagogical support of students' professional self-determination at the university. The authors of this article analyze the different approaches to the «professional self-determination» definition concept, and consider its content in a modern university. The authors reveal the challenges faced by students and teachers at different educational stages.
Keywords: professional self-determination, psychological and pedagogical support, professional and social environment, psychological readiness, career guidance, self-fulfillment.