УДК 37.047
Иголкина В.А.
студент 1 курса магистратуры, факультет социальных наук Амурский государственный университет (г. Благовещенск, Россия)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ
Аннотация: в статье рассмотрены теоретические основы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в школе. Сопровождение как особый вид деятельности педагога-психолога. Условия успешного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в школе.
Ключевые слова: сопровождение, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение.
На сегодняшний день такая тема, как психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников особенно актуальна, вопросы профессионального самоопределения являются одними из наиболее актуальных в жизни любого человека. Поэтому так важно, чтобы профессия была выбрана верно. Этот вопрос является не только индивидуально-значимым, но и имеет большое значение для общества в целом. Существует потребность общества в подготовке специалистов по определенным профессиям, а также в качественном выполнении этими специалистами своих обязанностей.
Большое значение имеет выбор профессии старшеклассниками, так как именно в этом возрасте деятельность по профессиональному самоопределению является наиболее естественной, что определяется как возрастными
особенностями, так и в целом социальной ситуацией, в которой находятся выпускники школы. И, тем не менее, профессиональное самоопределение старшеклассников по-прежнему в силу разных причин носит преимущественно стихийный, не достаточно осознанный характер. Данное противоречие обуславливает актуальность данного исследования.
Именно поэтому в данной статье мы определим условия успешного психолого-педагогического сопровождения профессионального
самоопределения старшеклассников. Для начала рассмотрим такие понятия, как профессиональное самоопределение и психолого-педагогическое сопровождение.
В нашем исследовании «профессиональное самоопределение» мы будем понимать, как самостоятельный выбор профессии, а также деятельности, которая в будущем поможет определиться с трудовой сферой.
Целью профессионального самоопределения является - постепенное формирование внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития.
Психолого-педагогическое сопровождение — это система профессиональной деятельности педагога-психолога, которая направлена на поддержку и помощь ребёнку в учебно-воспитательном процессе.
Проблема профессионального самоопределения отражена в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей, различные аспекты готовности к профессиональному выбору изучали Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, А.Е. Голомшток, Л.И. Божович, Н.В. Самоукина, Г.В. Резапкина, Е. Кеммемер и другие. На современном этапе исследование данной проблемы продолжают И.В. Кузнецова, О.А. Рудакова, Я.А. Корнеева, А.С. Юрьева, Е.Ю. Пряжникова и другие.
В данном исследовании мы выделили условия успешного психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в школе.
Первое и очень важное условие психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников - это готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников. Данное условие предполагает помощь педагога-психолога в развитии и осознании своих способностей и интересов каждым старшеклассником, сформировать самосознание. Успешное профессиональное самоопределение в значительной мере зависит от понимания старшеклассником своих интересов, навыков и желаний.
Также, важным условием психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников является информирование учащихся о многообразии профессий. В настоящее время существует огромный выбор профессий, некоторые из них являются очень редкими и могут быть неизвестны некоторым старшеклассникам, информирование о многообразии профессий поможет каждому найти то, что ему интересно и подобрать профессиональную деятельность по своим навыкам и способностям.
Важнейшим условием психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в школе, является помощь в формировании у старшеклассников оценки различных условия при выборе будущей профессии. Необходимо дать старшекласснику возможность проверить соответствие выраженных склонностей и способностей определённому типу профессий, также, научить оценивать и фиксировать объективные и субъективные факторы и другие условия при выборе будущей профессии. Данное условие будет способствовать наиболее правильному выбору старшеклассником профессиональной области, учитывая все имеющиеся факторы.
Психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе обучения представляется серьезным и мощным инструментом в становлении таких понятий у них как профессиональное самоопределение и ответственность за принятие решений. Помимо этого, рассматриваемый вид сопровождения в
школах позволит сохранить установленные традиции российской педагогической школы и преемственность всех уровней образовательной системы в нашей стране. Следовательно, организация и реализация психолого-педагогического сопровождения старшеклассников позволит создать в школах такую обстановку и атмосферу, в которой учащиеся смогут социализироваться, обретая осознанность при выборе профессии и развивая в себе духовно-личностные качества.
Таким образом, для успешной реализации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников в школе, мы выделили такие основные условия как, готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников, информирование учащихся о многообразии профессий, помощь в формировании у старшеклассников оценки различных условия при выборе будущей профессии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алтенова, Г. С. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старших школьников // Г. С. Алтенова, Т. Ю. Тодышева // Журнал «Молодой ученый». — 2015. — №23. — С. 868-871;
2. Барабанщиков, В. А. Психология человека в современном мире // В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009;
3. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений // Е. А. Климов. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с;
4. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Д. А. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1;
5. Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии: Практическое руководство для педагогов и школьных психологов / Г.В. Резапкина. -М.: Генезис, 2004. - 79 с;
6. Сильченкова С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827;
7. Ульянова И. В. Особенности педагогического сопровождения обучающихся в контексте различных педагогических подходов // Журнал современных проблем науки и образования. - 2015. - № 4
Igolkina V.A.
Amur State University (Blagoveshchensk, Russia)
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS AT SCHOOL
Abstract: the article considers the theoretical foundations of psychological and pedagogical support for professional self-determination of high school students at school. Support as a special type of activity of a teacher-psychologist. Conditions for successful psychological and pedagogical support ofprofessional self-determination of high school students at school.
Keywords: support, professional self-determination, psychological support.