Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1573
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧИТЕЛЬ / DEVIANT BEHAVIOR / TEENAGERS / PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Ирина Анатольевна, Францева Елена Николаевна

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях современной образовательной организации должно осуществляться комплексно различными специалистами и включать в себя профилактику их поведения, организацию индивидуального подхода в обучении, помощь в решении актуальных задач, социализацию в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATIONAL ORGANIZATION

Psychological pedagogical accompaniment of teenagers with deviant behavior under conditions of modern educational organization must be realized by complex and different specialists and includes, the precautions of their behavior, an organized individual approach in education, the help for decision of actual tasks, socialization into society.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

3. Баевский P.M., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М.Баевский, А.П. Берсенева. - М.: Медицина, 1997. - 236 с.

4. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006 - 528 с.

5. Использование дыхательных упражнений при обучении курсантов Военно-воздушной академии основным приёмам саморегуляции / В.В. Анисимова, А.А. Петрухин, Л.В. Коваль, О.Н. Савинкова // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2014. - С. 287-288.

6. Каменская В.Г. Психология управления. Социально-психологические основы управленческой деятельности / В.Г. Каменская. - М., Юрайт, 2018. - С. 58.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. Китаев-Смык. М.: Академический Проект, 2009. — 943 с.

8. Организационная психология: Учебник / Под ред. А.Б. Леоновой. - М., Инфра - М., 2017. - С. 205.

9. Рыжова К.А., Лелюх В.А., Коваль Л.В. Управление стрессом как способ улучшения качества жизни студентов / К.А. Рыжова, В.А. Лелюх, Л.В. Коваль // Актуальные вопросы повышения качества жизни населения России: материалы Всерос. науч.-практич. конф. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2017. - С. 148.

10. Савинкова О.Н., Анисимова В.В., Голубничая А.А. Вклад Ханнеса Линдемана в изучение аутогенной тренировки / О.Н. Савинкова, В.В. Анисимова, А.А. Голубничая // Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе. Воронеж: Издательско-полиграфический центр "Научная книга", 2015. - С. 464.

11. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учеб.пособие для вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 607 с.

12. Суворова В.В. Психопрофилактика стресса / В.В. Суворова. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.

Психология

УДК159.922.7

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогических технологий и менеджмента в образовании Боброва Ирина Анатольевна

ГБУ ДПО Ставропольский краевой институт развития образования,

повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Ставрополь);

кандидат психологический наук, доцент кафедры общей и

практической психологии и социальной работы Францева Елена Николаевна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в условиях современной образовательной организации должно осуществляться комплексно различными специалистами и включать в себя профилактику их поведения, организацию индивидуального подхода в обучении, помощь в решении актуальных задач, социализацию в обществе.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, психолого-педагогическое сопровождение, учитель.

Annotation. Psychological pedagogical accompaniment of teenagers with deviant behavior under conditions of modern educational organization must be realized by complex and different specialists and includes, the precautions of their behavior, an organized individual approach in education, the help for decision of actual tasks, socialization into society.

Keywords: deviant behavior, teenagers, psychological pedagogical accompaniment, teacher.

Введение. В соответствии с текущими тенденциями и изменениями в современном социуме, требуют изучения вопросы модернизации основных направлений и методов психолого-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением. Появление данных тенденций свидетельствует о наличии существенных проблем в превентивной практике предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения подростков. Особенно остро эта проблема проявляется в образовательной организации. С одной стороны, происходит увеличение количества детей с девиантным поведением в школе, а с другой стороны, используемые методы взаимодействия с ними являются не вполне эффективными.

Изложение основного материала статьи. Современный этап развития общества характеризуется радикальными преобразованиями во всех сферах человеческой жизни. Динамизм общественных процессов, связанный с возникновением кризисных ситуаций в сферах деятельности общества, конфликтов и социальных противоречий приводят к проявлению девиантного поведения и социальных отклонений. В сложившейся ситуации наибольшую обеспокоенность вызывает отклоняющееся поведение подростков, в связи с тем, что данная социальная группа является наименее защищенной от проявления и различных последствий кризисных ситуаций. Актуальность данной проблемы обусловлена потребностью в профилактике девиантного поведения обучающихся именно в образовательной организации [4].

В зависимости от позиций авторов, существует значительное количество определений «девиантное поведение» и в его содержание входят различные психические феномены.

В своих работах Е.В. Змановская рассматривает девиантное поведение с точки зрения отклонения поведения личности от важнейших социальных норм, которые могут причинить значительный ущерб не только самой личности, но и всему обществу. Как правило, по мнению Е.В. Змановской девиантное поведение сопровождается социальной дезадаптацией личности [2].

И.Ю. Блясова считает, что девиантное поведение - это действия, не соответствующие социально одобряемым нормам, ценностям, культуре поведения, сложившиеся в условиях социальной дезорганизации с преобладанием таких факторов - детерминантов, как насилие, аморальность, изолированность от социально-

культурной среды, нередко с дефектами психического здоровья, отсутствием внешнего и внутреннего контроля [1].

Л.В. Мардахаев под девиантным поведением понимает систему поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отдельных отклонений от принятых в обществе норм [5].

Л.Б. Шнейдер девиантное поведение определяет как вид социального поведения, не соответствующего принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям и предполагающего наличие трех взаимосвязанных компонентов: человека со свойственным ему типом поведения; норм или ожиданий общества (группы), выступающих критериями оценки поведения с точки зрения его девиации; определенного органа, учреждения или личности, которые реагируют на данное поведение и принимают решение о том, нормально это поведение или девиантно [11].

Изучая девиантное поведение как социокультурный феномен, Е.В. Змановская, выделяет четыре вида девиантного поведения:

1. Антисоциальное (делинквентное) - противоречащее правовым нормам, угрожающее общественному порядку и благополучию;

2. Асоциальное - угрожающее благополучию межличностных отношений;

3. Аутодеструктивное (саморазрушающее) - различные зависимости, суицидальное поведение.

4. Дополнительные:

- комформистское (ориентировано на внешние авторитеты);

- нарциссическое (управляемое чувством собственной грандиозности);

- фанатическое (слепая приверженность какой-либо идее) [2].

Ю.А. Клейберг, В.А. Пятунин и др. выделяют следующие причины проявления девиантного поведения у подростков [3; 9]:

- явное давление на сознание подростков со стороны взрослых и более авторитетных для них людей;

- несоответствие действительного уровня жизни и желаемого;

- психологические комплексы, вызванные физиологическими особенностями;

- проблемы семейного характера;

- влияние на личность подростка окружающего общества и различных референтных групп.

Особое внимание Ю.А. Клейберг уделяет девиантному поведению несовершеннолетних подростков. Он определяет, что поведение детей подросткового возраста имеет специфические особенности, которые автор рассматривает как результат социопатогенеза. На процесс формирования поведения подростков оказывают влияние различные целенаправленные, организованные и стихийные, неорганизованные воздействия на личность подростка. При этом Ю.А. Клейберг отмечает наибольшую значимость социально-психологических, психолого-педагогических и психобиологических факторов, которые в большей степени оказывают влияние на формирование поведения. Знание этого необходимо для прогнозирования результативности работы по психолого-педагогическому сопровождению девиантных подростков в образовательных организациях [3].

В связи с этим, организация психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе, направленное на профилактику девиантного поведения обучающихся должно включать в себя предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактику рискового поведения, помощь в решении актуальных задач и социализацию подростков (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы со сверстниками, педагогами и родителями и др.) [6].

При этом педагоги не всегда знают, как организовывать обучение таких детей, взаимодействовать с ними, как организовать процесс помощи, как реагировать на их поведение. Для решения данной проблемы необходима перестройка деятельности педагога, как ключевой фигуры в системе образования.

В связи с этим в Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования осуществляется повышение квалификации педагогических работников для работы с девиантными подростками в рамках следующих курсовых мероприятий:

1. «Организация деятельности педагогов-психологов образовательных организаций в условиях реализации ФГОС», которые включают следующие темы:

- формы и методы работы с обучающимися по профилактике зависимого поведения;

- профилактика суицида в детско-подростковой среде;

- психологическое воздействие и манипулятивные техники в межличностном взаимодействии субъектов образовательного процесса.

2. «Психолого-педагогические аспекты профилактики девиантного и аддиктивного поведения у подростков в образовательной организации», которые включают следующие темы:

- девиантное поведение и его особенности в подростковом возрасте;

- психологическая характеристика основных видов девиантного поведения обучающихся;

- психологические механизмы формирования девиантного поведения в подростково-молодежной среде;

- аддиктивное (зависимое) поведение и созависимость как вид отклоняющегося поведения;

- виды аддиктивного поведения. Химические и нехимические зависимости;

- психологические особенности зависимой личности обучающегося;

- семья как фактор риска формирования девиантного и аддиктивного поведения;

- характеристика молодежных субкультур как коррелята девиантного поведения;

- психодиагностика поведенческих отклонений у детей и подростков;

- интерактивные технологии ведения профилактической работы аддиктивного поведения;

- виды профилактики зависимости от психоактивных веществ.

Многие исследователи указывают на то, что существующая система подготовки педагогов к работе с девиантными детьми должна быть более гибкой, разносторонней и соответствовать современным требованиям. Усилить эффективность могут интерактивные формы обучения, использование технологии диспута, дебатов, круглых столов и др., помогающие организовать «проживание» фактического материала.

В связи с этим, в институте помимо курсов повышения квалификации систематически проводятся круглые столы, семинары по темам: «Профилактика зависимого поведения у современных подростков», «Межведомственное взаимодействие при оказании помощи несовершеннолетним, состоящим на всех видах профилактических учетов», «Медико-психологические аспекты работы с несовершеннолетними, признанными потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства» и др.

По мнению М.К. Горшкова, И.О. Тюриной работа с девиантными детьми в образовательной организации должна осуществляться не одним, а группой специалистов в силу разнообразия причин, инициирующих аномальное поведение. Координация их взаимодействия может осуществляться специальным органом -Советом по профилактике и коррекции девиантного поведения обучающихся.

В состав Совета входят социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, штатный медработник.

Приглашенными и внешними участниками Совета являются педагоги-предметники, специалисты центров психолого-медико-социального сопровождения [7].

Соглашаясь с исследователями, на наш взгляд, психолого-педагогическое сопровождение девиантных подростков — это профессиональное взаимодействие педагогических работников и других специалистов, направленное на личностную сферу подростка с преобразованием целостной ситуации развития, обеспечивающее повышение личностных ресурсов, необходимых для успешной социальной адаптации.

Работа с детьми с девиантным поведением должна начинаться в первую очередь с психодиагностики. На данном этапе целесообразно использовать следующие методики: методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); карту наблюдения Стотта; шкала доброжелательности» Кэмпбелла; опросник социализации для школьников «Моя семья»; метод «незаконченных предложений» А. Пейна (модифицированный С. Подмазиным); тест фрустации С. Розенцвейга; патохарактерологический опросник (ПДО) А. Личко; диагностика личности с помощью психорисунков (Дом, дерево, человек», «Рисунок семьи», «несуществующее животное»); диагностика личностного роста подростка (П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова); тест школьной тревожности Филипса и др.

Следующим этапом является психопрофилактика, которая может быть индивидуальной, семейной, групповой. В целях предупреждения девиантного поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов психопрофилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

Специфика психолого-педагогического сопровождения девиантного поведения заключается в необходимости ориентации на следующие принципы психопрофилактической работы:

- комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);

- адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

- массовость (приоритет групповых форм работы); - позитивность информации;

- минимизация негативных последствий; - личная заинтересованность и ответственность участников;

- максимальная активность личности; - устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения) [10].

На этапе психокоррекционной работы целесообразно применять следующие принципы организации и её осуществления (по Ю.А. Клейбергу):

- единство диагностики и коррекции;

- нормативности развития;

- системность развития психической деятельности;

- деятельностный принцип коррекции;

- нравственно-гуманистическая направленность психолого-педагогической помощи;

- понимание и сочувствие;

- прагматизм психолого-педагогического воздействия;

- приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика;

- своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки;

- творческое сочетание специализации и комплексности в школьной психологической работе;

- профессионализм специалистов - педагогов-психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.

Приемы коррекционно-воспитательного воздействия:

1) снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации;

2) вовлечение в коллективные, виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения;

3) организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения;

4) демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.) [8].

Использование данных приемов обеспечивает формирование нового опыта у детей и его осмысление через применение, позволяет осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, общения, переживаний. Комлексная и систематическая психокоррекционная работа обеспечивает включение подростков в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях, вариативное проектирование своего поведения в различных жизненных обстоятельствах.

Выводы. Таким образом, следует подчеркнуть, что проблема девиантного поведения в подростковом возрасте столь сложна, что требует постоянного внимания и теоретиков и практиков в поисках новых подходов к ее решению.

В первую очередь предпринимаемые действия должны быть научно обоснованными и своевременными, сохранять и поддерживать нормальный уровень жизни и здоровья подростка, содействовать ему в достижении социально значимых целей и раскрывать его внутренний потенциал.

Эффективность психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков зависит от обеспечения комлексности и системности условий, принципов сопровождения и профессионально-личностного развития педагогов.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Блясова И.Ю Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона [Текст]: дис. ...д-ра пед. наук / И.Ю. Блясова. - Челябинск, 2016. - 523 с.

2. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с. 4.

4. Макаров А.А. Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 496-498. — URL https://moluch.ru/archive/68/11689/ (дата обращения: 20.06.2019).

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Л.В. Мардахаев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 817 с. - (Бакалавр. Академический курс).

6. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения учащихся образовательных организаций: сборник материалов / авторы-сост. 2-ого издания: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, Садовская Т.А, Сунцова А.А., Беляк Н.В. (авторы 1-ого издания: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, Д.А. Науменко, Т.И Гут, И.А. Данченко; под ред. Е.Н. Ткач.) - Хабаровск: КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2015. - 168 с. Издание 2-ое дополненное.

7. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении [Электронный ресурс] / Под ред. академика РАН М.К. Горшкова. - М.: Институт социологии РАН, 2015. - 215 с.

8. Психолого-педагогическая работа с детьми и подростками с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / Ред. коллегия: Новаковская В.С., Мамедова Л.В. - Нерюнгри: ФГАОУ ВПО СВФУ, 2011. - 106 с.

9. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершенолетних: современные тенденции. Часть 1. 2010 г. - 282 с.

10. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.- метод. комплекс / Е.Б. Усова. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. - 180 с.

11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 336 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук Ветрова Яна Анатольевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (г. Новокузнецк)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования инновационного потенциала педагогов, претендующих на участие в инновационном сетевом проекте в муниципальной системе образования.

Ключевые слова: инновационный потенциал личности, инновационность, инновации, инновационная активность, инновационная деятельность, антиинновационные барьеры.

Annotation. The article presents the results of a study of the innovative potential of teachers applying for participation in an innovative network project in the municipal education system.

Keywords: individual innovative potential, innovativeness, innovation, innovative activity, innovative activity, anti-innovative barriers.

Введение. Принятие Указом Президента Российской Федерации от 2018 года к реализации национального проекта «Образование» поставило перед российским образованием амбициозную цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Национальный проект, по масштабу охвата населения, доли участия регионов, объемам финансирования не имеет аналогов в современной истории России. Эффект будет заключаться в повышении качества образования через обновление его содержания, развитие инфраструктуры и кадрового потенциала.

В связи с этим значительно меняется современная российская школа. Благодаря федеральной цифровой платформе «РЭШ» школы переходят на отчетность в электронном виде, становятся «цифровыми». Внедряются новые методы обучения и воспитания, современные образовательные технологии, создается цифровая образовательная среда, центры цифрового образования «IT-куб». По сути, школа переходит в режим инновационной деятельности, что в свою очередь расширяет инновационную практику педагогов.

Внедрение инноваций - процесс достаточно трудный и многомерный. Самый традиционный препятствующий фактор - это педагогический консерватизм. Осознание происходящих изменений занимает у педагогов разное по длительности время. Поэтому сегодня актуальным становится наличие инновационного потенциала как у отдельного педагога, так и у педагогического коллектива в целом.

Инновационный потенциал личности определяется авторами как интегральная системная характеристика человека, указывающая на его способность генерировать, разрабатывать, внедрять, реализовывать и распространять инновации, позволяющая разрешать посредством рефлексивно-творческих усилий противоречие, возникающее между внутренними возможностями человека и внешними требованиями продуктивной инновационной деятельности [7, 11, 12].

Понятие инновационного потенциала, по мнению В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского, О.М. Краснорядцевой, относится к ряду неоперационализированных понятий психологии и рассматривается авторами как некий набор социально-антропологических качеств и потенций, который обеспечивает максимальную самореализацию человека и его включенность в инновационную деятельность [5, 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.