Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
218
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ИННОВАЦИОННОСТЬ / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АНТИИННОВАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ / INDIVIDUAL INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATIVENESS / INNOVATION / INNOVATIVE ACTIVITY / ANTI-INNOVATIVE BARRIERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ветрова Яна Анатольевна

В статье представлены результаты исследования инновационного потенциала педагогов, претендующих на участие в инновационном сетевом проекте в муниципальной системе образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INNOVATIVE CAPACITY TEACHERS

The article presents the results of a study of the innovative potential of teachers applying for participation in an innovative network project in the municipal education system.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ»

Литература:

1. Блясова И.Ю Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона [Текст]: дис. ...д-ра пед. наук / И.Ю. Блясова. - Челябинск, 2016. - 523 с.

2. Змановская, Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

3. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с. 4.

4. Макаров А.А. Нравственно-правовое воспитание как средство профилактики девиантного поведения старшеклассников // Молодой ученый. — 2014. — №9. — С. 496-498. — URL https://moluch.ru/archive/68/11689/ (дата обращения: 20.06.2019).

5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Л.В. Мардахаев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 817 с. - (Бакалавр. Академический курс).

6. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения учащихся образовательных организаций: сборник материалов / авторы-сост. 2-ого издания: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, Садовская Т.А, Сунцова А.А., Беляк Н.В. (авторы 1-ого издания: О.О. Олифер, М.Ю. Бондарева, Д.А. Науменко, Т.И Гут, И.А. Данченко; под ред. Е.Н. Ткач.) - Хабаровск: КГБОУ «Краевой центр психолого-медико-социального сопровождения», 2015. - 168 с. Издание 2-ое дополненное.

7. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении [Электронный ресурс] / Под ред. академика РАН М.К. Горшкова. - М.: Институт социологии РАН, 2015. - 215 с.

8. Психолого-педагогическая работа с детьми и подростками с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / Ред. коллегия: Новаковская В.С., Мамедова Л.В. - Нерюнгри: ФГАОУ ВПО СВФУ, 2011. - 106 с.

9. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершенолетних: современные тенденции. Часть 1. 2010 г. - 282 с.

10. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.- метод. комплекс / Е.Б. Усова. - Минск: Изд-во МИУ, 2010. - 180 с.

11. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 336 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук Ветрова Яна Анатольевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» (г. Новокузнецк)

ИССЛЕДОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования инновационного потенциала педагогов, претендующих на участие в инновационном сетевом проекте в муниципальной системе образования.

Ключевые слова: инновационный потенциал личности, инновационность, инновации, инновационная активность, инновационная деятельность, антиинновационные барьеры.

Annotation. The article presents the results of a study of the innovative potential of teachers applying for participation in an innovative network project in the municipal education system.

Keywords: individual innovative potential, innovativeness, innovation, innovative activity, innovative activity, anti-innovative barriers.

Введение. Принятие Указом Президента Российской Федерации от 2018 года к реализации национального проекта «Образование» поставило перед российским образованием амбициозную цель: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Национальный проект, по масштабу охвата населения, доли участия регионов, объемам финансирования не имеет аналогов в современной истории России. Эффект будет заключаться в повышении качества образования через обновление его содержания, развитие инфраструктуры и кадрового потенциала.

В связи с этим значительно меняется современная российская школа. Благодаря федеральной цифровой платформе «РЭШ» школы переходят на отчетность в электронном виде, становятся «цифровыми». Внедряются новые методы обучения и воспитания, современные образовательные технологии, создается цифровая образовательная среда, центры цифрового образования «IT-куб». По сути, школа переходит в режим инновационной деятельности, что в свою очередь расширяет инновационную практику педагогов.

Внедрение инноваций - процесс достаточно трудный и многомерный. Самый традиционный препятствующий фактор - это педагогический консерватизм. Осознание происходящих изменений занимает у педагогов разное по длительности время. Поэтому сегодня актуальным становится наличие инновационного потенциала как у отдельного педагога, так и у педагогического коллектива в целом.

Инновационный потенциал личности определяется авторами как интегральная системная характеристика человека, указывающая на его способность генерировать, разрабатывать, внедрять, реализовывать и распространять инновации, позволяющая разрешать посредством рефлексивно-творческих усилий противоречие, возникающее между внутренними возможностями человека и внешними требованиями продуктивной инновационной деятельности [7, 11, 12].

Понятие инновационного потенциала, по мнению В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского, О.М. Краснорядцевой, относится к ряду неоперационализированных понятий психологии и рассматривается авторами как некий набор социально-антропологических качеств и потенций, который обеспечивает максимальную самореализацию человека и его включенность в инновационную деятельность [5, 6].

Психологический анализ инновационного потенциала личности как сущностной и динамической категории позволил Ю. А. Власенко сделать следующие выводы: 1) инновационный потенциал характеризует способность человека к осмысленному, дифференцированному восприятию инноваций в образе мира, с которым он взаимодействует; 2) инновационный потенциал отражает генерализированное свойство личности осуществлять активный преобразовательный способ взаимодействия с миром. Процесс актуализации инновационного потенциала есть единство потенций: к обнаружению новой информации, к адекватной оценке нового явления, к инновационной деятельности [3].

В педагогической науке инновационным потенциалом обозначается интегральная профессионально-личностная характеристика педагога, в которой отражается совокупность реализуемых им в ходе педагогической деятельности инновационных знаний, умений, опыта, резервных мотивационно-ценностных аспектов интеллектуальных способностей и представляемых организацией возможностей применения инноваций в педагогическом труде [8].

Успешная реализация и увеличение инновационного потенциала педагога обусловлено инновационной средой образовательной организации в целом. Педагогический коллектив - это система, которая, с одной стороны, во многом зависит от суммы качеств индивидуумов, с другой стороны - она выявляет и развивает инновационный потенциал коллектива в целом и каждого педагога в частности. В.А. Сластенин и Л.С. Подымова охарактеризовали инновационный потенциал коллектива как способность создавать, воспринимать и реализовывать новшества, своевременно избавляясь от всего устаревшего и педагогически нецелесообразного [9]. Таким образом, инновационная деятельность педагога не может проходить отдельно от коллектива, в котором он работает.

Изложение основного материала статьи. В муниципальной системе образования Новокузнецка инновационная активность педагогических работников поддерживается на достаточно высоком уровне: на сегодняшний день действует 21 муниципальная инновационная площадка. Однако, каждый раз, когда речь заходит о включении образовательной организации в инновационную деятельность, встаёт вопрос о готовности педагогического коллектива к освоению новшеств и переходу в инновационный режим деятельности.

В связи с этим в 2018-2019 г.г. кафедрой акмеологии и дополнительного образования МАОУ ДПО «Институт повышения квалификации» г. Новокузнецка проведено исследование инновационного потенциала педагогов образовательных организаций, так называемых поисковых площадок. Поисковые площадки - это площадки, которые хотят развивать инновации по определенной тематике в своей образовательной организации и собираются разрабатывать инновационный проект в ближайший год.

В исследовании приняли участие педагоги трех образовательных организаций, заявивших себя на сетевой инновационный проект (средней общеобразовательной организации, организации дополнительного образования, дошкольной образовательной организации) в количестве 131 человек (86 педагогов средней общеобразовательной организации, 15 педагогов организации дополнительного образования, 30 педагогов дошкольной образовательной организации).

Важной составляющей, указывающей на наличие инновационного потенциала у педагогов, является квалификационная готовность.

Большинство педагогов (77 респондентов) средней общеобразовательной организации (89,5%) имеют квалификационную категорию (59,5% - высшую, 30% - первую); без категории - 11 респондентов (10,5%). Среди педагогов организации дополнительного образования имеют квалификационную категорию 12 респондентов или 83% (37,5% - высшая категория, 45,5% - первая), без категории - 3 респондента (17%). Из педагогов дошкольной образовательной организации имеют квалификационную категорию 26 респондентов или 87% (46% - высшая категория, 41% - первая), без категории 4 респондента (13%).

В нашем исследовании мы используем обобщённые данные, так как все вышеперечисленные педагоги будут работать вместе в одном инновационном проекте. Таким образом, из 131 респондента, участвующего в исследовании 115 респондентов (86,5%) имеют квалификационную категорию (48% - высшая категория, 38% - первая); без категории 16 респондентов (13,5%).

Квалификационная готовность педагогического коллектива измеряется по формуле:

К = Кфакт/Кмакс,

где К - уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к новшествам, Кфакт -количество учителей, имеющих высшую и 1-ю квалификационные категории, Кмакс - количество членов педагогического коллектива.

В нашем случае квалификационная готовность К=0,88, что является оптимальным уровнем (критический уровень - К < 0,45; низкий уровень - 0,45 < К < 0,65; допустимый уровень - 0,65 < К < 0,85; оптимальный уровень - К > 0,85) включения в инновационную деятельность по данному показателю.

Обративших к распределению респондентов по стажу работы мы получили следующие результаты.

Большинство педагогов средней общеобразовательной организации (72%) имеют стаж свыше 20 лет, 17,5% респондентов - имеют стаж 10-20 лет, 5% - 5-10 лет и только 5,5% имеют стаж от года до 5 лет. Немного иная ситуация у педагогов дошкольной образовательной организации: стаж свыше 20 лет имеют 42,5%, стаж 10-20 лет - 19,5% , 5-10 лет - 18,2%, стаж от года до 5 лет т - 19,8 %. Педагоги организации дополнительного образования значительно отличаются в распределении по стажу работы от педагогов средней общеобразовательной организации и педагогов дополнительного образования. Стаж работы свыше 20 лет имеют только 12,5%, стаж 10-20 лет - 42% , 5-10 лет - 12,5%, от года до 5 лет - 33 %.

Распределение респондентов по стажу работы и квалификационной категории говорит о том, что работая в образовании более 10 лет (67 % педагогов), имеют высшую квалификационную категорию только 47% педагогов (менее, чем каждый второй). Мы предполагаем, что участие в инновационной деятельности будет активизировать их профессиональное развитие, повышать мотивацию на присвоение высшей квалификационной категории, прохождение аттестации и сертификации.

Далее нами были изучены следующие составляющие инновационного потенциала [4]: восприимчивость и готовность педагогов к новому; мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств; информационная готовность педагогического коллектива; антиинновационные барьеры, препятствующие освоению инноваций; уровень новаторства в школьном коллективе.

Восприимчивость и готовность педагогов к новому связана с использованием в профессиональной деятельности передового педагогического опыта, сотрудничеством с научными консультантами, развитием

собственных педагогических идей, видением перспективы в своей деятельности, умением ее прогнозировать, открытостью к новому, постоянным самосовершенствованием и самообразованием. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам рассчитывается по формуле:

N = ^акт / ^акс,

где N - уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Nфакт - фактическое количество баллов, полученных всеми учителями; Nмакс - максимально возможное количество баллов.

По результатам ответов на вопросы по данной позиции мы получили N=0,75, что является допустимым уровнем (критический уровень - N < 0,45; низкий уровень - 0,45 < N < 0,65; допустимый уровень - 0,65 < N < 0,85; оптимальный уровень - N > 0,85).

Мотивационная готовность педагогов к освоению новшеств оценивалась по ответам педагогов на вопросы, что побуждает их использовать инновации в педагогической деятельности. Большинство респондентов в ответах на вопросы отметили: на первом месте желание создать хорошую, эффективную школу для детей (82%); на втором месте среди ответов респондентов - потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины (70%); третье место у респондентов заняли позиции: потребность в самовыражении, самосовершенствовании, осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить, потребность в контактах с интересными, творческими людьми (по 65%). Далее в ответах респондентов идут позиции:

- материальные причины (повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т.д.) - 53%;

- потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей - 52%;

- желание проверить на практике полученные знания о новшествах - 47%;

- высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов - 41%;

- ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе - 40%;

- стремление быть замеченным и по достоинству оцененным - 24%;

- потребность в лидерстве - 18%.

При интерпретации данных как достаточного уровня мотивационной готовности к освоению новшеств учитываются мотивы, связанные с возможностью самореализации личности. В нашем случае не все выбираемые респондентами в числе первых мотивы относятся к уровню самореализации личности, что означает недостаточный уровень мотивационной готовности к инновационной деятельности и необходимость работы по повышению мотивации педагогов к участию в ней.

Информационная готовность педагогического коллектива определяется тем, из каких источников они получают информацию об инновациях.

Большинство респондентов узнает об инновациях на совещаниях, семинарах (82%), из средств массовой информации (70%), из общения с коллегами в своей организации и с коллегами из других организаций (47% и 41% соответственно), на совещаниях в организации, которой работают (30%) и только 18% изучают непосредственно литературу по инновационной тематике. Это указывает на необходимость усиления работы по информированию коллектива в стенах образовательной организации и научного руководства (консультирования) при реализации инновационной деятельности.

Далее мы изучили причины (антиинновационные барьеры), препятствующих освоению инноваций в собственной педагогической деятельности.

Как первую причину, препятствующую освоению инноваций, педагоги называют большую учебную нагрузку (53%). Участие же в инновационной деятельности воспринимается педагогами как дополнительная (и вовсе необязательная) нагрузка, что усугубляется еще одной, достаточно веской причиной - отсутствием материальных стимулов (24%). Как следствие этого возникают сопротивление и нежелание в ней участвовать. На втором месте у респондентов среди причин: слабая информированность в коллективе о возможных инновациях и убеждение, что эффективно учить можно и по-старому (по 29%). В качестве антиинновационных барьеров респонденты отметили также небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное (12%) и отсутствие помощи со стороны коллег и администрации(6%).

В заключение исследования респондентам предлагалось отнести себя к одной из 5 групп по уровню новаторства в педагогическом коллективе.

К группе А отнесли себя лишь 6% респондентов. Педагоги данной группы поглощены новшествами, постоянно ими интересуются, воспринимают их первыми, смело внедряют и идут на риск. Наиболее многочисленная группа (59%) - группа В. В этой группе есть интерес к новшествам, но есть и осторожность, связанная с целесообразностью использования в условиях конкретной образовательной организации. Каждый третий респондент отнес себя к группе С (29%), ведущие характеристики которой - умеренное восприятие новшеств, следование новшеству, только после принятия его большинством. Для респондентов группы Д (6%) свойственны сомнения во всем новом и предпочтение старых, привычных способов. Представителей группы Д, которые одни из последних осваивают новшества, с подозрением относятся к новаторам и инициаторам нововведений среди респондентов не оказалось.

Выводы. Инновационный потенциал можно трактовать как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние, как способность к изменению, улучшению, прогрессу.

Проведенное нами исследование позволило определить, что педагоги коллектива, претендующего на статус поисковой инновационной площадки, оптимально готовы к реализации инновационной деятельности по уровню квалификации и достаточно готовы по восприимчивости к нововведениям (открыты к новому, проявляют к нему интерес, видят перспективы применения новшеств в своей педагогической деятельности). Однако, необходима дополнительная подготовительная работа по нескольким направлениям. Во-первых, проведение мотивационных тренингов с целью повышения мотивации педагогов к включению в инновационную деятельность. Во-вторых, информационно-консультативная работа по усилению информированности коллектива о сути инновационных процессов (семинары-практикумы, обмен опытом, научно-методические советы, организованные как внутри организаций - участников сетевого проекта, так и с другими образовательными организациями, уже имеющими статус инновационных площадок, научное консультирование и т.д.). В третьих - снятие антиинновационных барьеров (оптимизация нагрузки, наставничество и поддержка молодых специалистов, материальное стимулирование).

Таким образом, исследование, затем развитие и эффективное использование инновационного потенциала коллектива делает возможным переход от скрытой возможности (идеи инновационного проекта) к явной реальности (реализации инновационной деятельности по выбранному в проекте направлению).

Литература:

1. Арсёнова М.А., Небаронова Н.Б. Особенности развития инновационного потенциала педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2646-2650. - URL: http://e-koncept.ru/20l3/53532.htm.

2. Ветрова Я.А., Щеголенкова Е.С. Акмеологическое сопровождение педагога в процессе повышения квалификации в условиях введения ФГОС: учебно-методическое пособие. - Новокузнецк: МАОУ ДПО ИПК, 2012. - 119 с.

3. Власенко Ю.А. Психологический анализ инновационного потенциала личности: дис. ... канд. психол. наук. - Симферополь, 2003. - 187 с.

4. Зуева Е.Н. Развитие инновационного потенциала педагогического коллектива // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя - URL: http://si-sv.com/publ/10-1-0-47

5. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности: системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146-151.

6. Клочко В.Е., Краснорядцева О.М. Особенности операционализации понятия «инновационный потенциал личности» // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 339. С. 151-154.

7. Михайлова О.Б. Развитие инновационного потенциала личности в практике высшей школы // Актуальные проблемы психологического знания. - 2013. - №1. - С. 85-93.

8. Пагнаева Е.А., Резанович И.В. Оценка состояния инновационного потенциала учителей общеобразовательных организаций // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008. Т.1. - С. 12-16.

9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М.: «Магистр», 1997. - 223 с.

10. Суртаева Н.Н. Инновации как вектор развития образования в современной России // Образование без границ. - СПб.: ИОВ РАО, 2004. - №1. - С. 12-16

11. Шмелева Е.А. Развитие инновационного потенциала личности в научно-образовательной среде педагогического вуза / Дис. ... д-ра психол. наук. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2013. - 484 с.

12. Шмелева Е.А. Инновационный потенциал акмеологических технологий подготовки педагогических кадров // В мире научных открытий. - 2011. - №3.1. - С. 624-631

Психология

УДК 159

кандидат экономических наук Гоцкая Наталья Робертовна

ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь)

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос профессионального отбора молодых сотрудников для службы в органах внутренних дел. Охарактеризованы критерии оценки уровня сформированности психологической подготовки. Автор делает вывод о том, что психологической готовностью к напряженности в служебных условиях является глубокое уяснение сути и значения тех действий, которые необходимы сотруднику ОВД для предотвращения нежелательных последствий, твердый мотив и установка выполнить их и, быть уверенным в благополучном исходе.

Ключевые слова: психологический отбор, экстремальная ситуация, психические процессы, сотрудники органов внутренних дел, дезадаптация.

Anmtation. The article deals with the issue of professional selection of young employees for service in the internal Affairs bodies. The criteria for assessing the level of formation of psychological training are characterized. The author concludes that the psychological readiness for tension in the service environment is a deep understanding of the essence and meaning of the actions that are necessary for the ATS officer to prevent undesirable consequences, a firm motive and installation to perform them and be sure of a successful outcome.

Keywords: psychological selection, extreme situation, mental processes, law enforcement officers, maladjustment.

Введение. Нестабильность российского общества негативно отражается на функционировании системы МВД. Сотрудники органов внутренних дел (в особенности молодые специалисты - выпускники вузов МВД) вынуждены выполнять свою работу в крайне тяжелых условиях, их служба сопряжена с высокими физическими и психологическими нагрузками.

Многообразие и сложность задач, зачастую решаемых в условиях дефицита времени, риск при осуществлении оперативно-служебной деятельности, повышенная социальная ответственность за ошибки предъявляют высокие требования к профессиональным и морально-волевым качествам, уровню физического и психического здоровья сотрудников.

Изложение основного материала статьи. Ведущую роль в обеспечении успешной деятельности сотрудников органов внутренних дел, снижения негативных последствий стрессовой ситуации играют свойства личности, ее мотивы и установки. Экстремальные условия, в которых протекает эта деятельность, предъявляют к психике в целом, и к различным ее сторонам, в частности, особые требования. Отмечено, что в настоящее время повысилась тревожность — сторона психики, связанная со служебной деятельностью сотрудника, вызванная нестабильной политической и экономической ситуацией в стране [1-6].

Таким образом, успех снижения напряженности в экстремальных ситуациях во многом зависит от того, как сотрудник обучен, воспитан; как развиты его органы чувств, точна ли реакция, развиты ли ощущения, внимание, память, мышление

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.