Педагогика
УДК 373.5
старший преподаватель кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Трапицына Галина Николаевна
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента Трапицын Сергей Юрьевич
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург) ДЕТЕРМИНАНТЫ ИННОВАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ
Аннотация. Статья посвящена анализу структуры инновационного поведения, определению факторов, влияющих на инновационную восприимчивость и инновационную активность педагогов. Рассматриваются возможные подходы к изучению инновационного поведения педагогов, даны характеристики его проявления. Представленные в статье результаты исследований показывают, что учителя разных школ имеют одинаковые характеристики инновационного поведения, что означает, что наиболее значимое влияние на инновационное поведение педагогов оказывают не средовые факторы, а их внутренняя мотивация к участию в инновационных процессах.
Ключевые слова: инновационное образование; инновационное поведение; инновационная деятельность; инновационная культура.
An^tatton. The article is devoted to the analysis of the structure of innovative behavior, the factors affecting the innovative susceptibility and innovative activity of teachers were determined. Possible approaches to the study of innovative behavior of teachers are considered, the characteristics of its manifestation are given. The research results that were presented in this article show that teachers of different schools have the same characteristics of innovative behavior, which means that the most significant impact on the innovative behavior of teachers is not environmental factors, but their internal motivation to participate in innovative processes.
Keywords: innovative education; innovative behavior; innovation activity; innovative culture.
Введение. Переход к инновационной экономике, базирующейся на знаниях, обусловил ряд системных изменений в образовательной сфере. Образование становится ведущим фактором устойчивого развития государства, что определяет как новые требования к системе образования, так и ее новые базовые характеристики, одной из которых является расширение инновационных процессов.
Инновационное образование это, в первую очередь, инновационные педагоги, т.е. педагоги, обладающие развитой инновационной культурой и инновационным сознанием и демонстрирующие проактивное инновационное поведение. Такое поведение означает позитивное отношение к новшествам, активность участия в педагогическом поиске, готовность к принятию ценностей и норм инновационной деятельности.
Инновационное поведение педагогов выступает объектом многочисленных исследований, однако, к сожалению, большая часть работ фокусируется на когнитивных и операциональных, а не ценностно-смысловых и мотивационных аспектах инновационной деятельности. Анализ научной литературы позволяет констатировать наличие противоречия между потребностью современного образования в более широком вовлечении педагогов в инновационную деятельность и недостаточной разработанностью проблем формирования у них инновационной культуры и инновационного поведения. В этой связи важное значение приобретает качественный анализ причинно-следственных связей и количественная оценка влияния различных факторов на инновационные процессы в образовании.
Изложение основного материала статьи. Инновационное поведение традиционно определяют как особый тип индивидуального или коллективного поведения, связанный с систематическим освоением социальными субъектами новых способов деятельности в различных сферах общественной жизни, либо с созданием новых объектов материальной и духовной культур [1].
Достаточно распространенным является определение инновационного поведения как реакции человека на происходящие вокруг него перемены, как систему деятельности, в которой проявляется субъектное отношение к изменениям [4]. Примечательно в этом смысле, что позиции педагогов, психологов, социологов в понимании инновационного поведения как реакции человека на перемены сходятся. Идею субъектного, личностно опосредованного характера инновационной деятельности активно развивает А.И. Пригожин, подчеркивая, что главной характеристикой инновационного поведения выступает деятельное самосознание человека или группы и что носитель инновационного поведения - есть деятель, способный к выбору типа деятельности, определению своей роли в ней, выработке собственных целей и средств для их достижения [3].
0.В. Кобяк полагает, что инновационное поведение связано с постоянным поиском и апробацией наиболее эффективных тактических поведенческих моделей, которые отвечают интересам конкретного социального субъекта и обеспечивают ему возможность профессионального успеха [4].
Достаточно распространенными в последние годы стали исследования и публикации, анализирующие негативные проявления инновационного поведения, такие как: сопротивление нововведениям, псевдоинновационное поведение, инновационная усталость, антикультура инноваций и пр. Исследования А.И. Пригожина, Э. Хьюза, Л. Шлезингера, Б.П. Симонова и ряда других авторов дают обширный материал и хорошую теоретическую базу для проведения масштабных эмпирических исследований подобных моделей инновационного поведения в образовательных организациях.
Помимо понятия «инновационное поведение» в качестве категорий, отражающих его основные проявления, можно выделить следующие [2]:
1. Инновационная активность, которая определяется эмоционально-ценностным отношением к нововведениям, уровнем восприимчивости инноваций. Характер инновационного поведения будет зависеть от того, насколько адекватно педагог способен оценить текущую ситуацию и спрогнозировать свое отношение к инновации в терминах приобретений и потерь. С понятием инновационной активности тесно связана категория социальной инерции - запоздалой реакции человека на происходящие изменения.
2. Инновационная возможность, которую можно определить как особое состояние субъекта, связанное с переживанием благоприятно складывающейся для него ситуации и субъективной оценкой вероятности изменения своего положения в лучшую сторону. Человек представляет себя в качестве потребителя
инновации - им моделируется ситуация, в которой он принимает инновацию и обретает новый, полезный для него опыт. Кроме того, инновационная возможность проявляется в виде условий для проявления инициативы и творчества, реализации своих идей, вовлечения в процессы принятия управленческих решений.
3. Инновационное мышление является проявлением когнитивных процессов в отношении создания и освоения инноваций и связано с уровнем компетентности, творческими способностями, критическим мышлением, стремлением к поиску новых способов осуществления образовательной деятельности.
4. Инновационные настроения. В каждой организации существует свой «индекс инновационных настроений», определяющийся соотношением удовлетворенности и неудовлетворенности существующим положением, готовности и неготовности к его изменению. Инновационные настроения во многом зависят от уровня групповой сплоченности, но и сами оказывают обратное влияние на рост (снижение) сплоченности коллектива.
5. Инновационное сознание, отражающее опыт участия в инновационной деятельности и включающее в себя ее субъективные цели и ценности, мотивацию инновационного поведения, степень выраженности потребности в изменениях и интереса к ним. Инновационное сознание формируется под влиянием социальных норм, внутри- и межгрупповых отношений, которые действуют в рамках педагогического коллектива. При этом возможны ситуации, когда инновационное сознание педагога расходится с групповыми нормами, принятыми в коллективе, в этом случае возникают ситуации ценностного конфликта.
Инновационному поведению свойственны следующие характеристики:
- целенаправленность, умение прогнозировать и предвосхищать результаты своей деятельности;
- ориентированность на преодоление возникающих проблем, анализ их причин и поиск адекватных способов их преодоления;
- гибкость в сочетании с адекватной реакцией на изменения, способность оперативно пересматривать наличные модели поведения;
- готовность принимать на себя различные социальные роли и вести себя в соответствии с ними;
- настойчивость, способность прилагать усилия для достижения своих целей, не нанося ущерба интересам других людей;
- созидательность и направленность на достижение успеха, а не на избегание неудачи, умение центрироваться на позитивном результате.
Для получения достоверной, надежной и валидной оценки уровня готовности педагогов к инновационной деятельности необходимо использовать достаточно разнообразный и представительный комплекс методов исследования. Для определения отношения педагогов к инновационной деятельности, анализа степени готовности к ней, выявления затруднений, препятствующих проявлению инновационной активности, нами было организовано и проведено анкетирование, в котором приняло участие 36 педагогов 3 школ, выступивших базой исследования (по 12 от каждой из исследуемых школ). Выбор образовательных организаций, одна из которых является центром абилитации, вторая - лицеем, а третья -общеобразовательной школой, имеющей статус площадки педагогического творчества, был обусловлен желанием определить значимость внешних и внутренних факторов, которые могут оказать влияние на характеристики инновационной деятельности педагогов.
Прежде всего было проведено анкетирование для определения общего понимания педагогами важности инновационной деятельности для развития образовательного учреждения и лично для них. 100% респондентов отметили высокую актуальность и важность инноваций для современного образования и признали необходимость участия в ней каждого педагога.
Для исследования отношения педагогов к инновационной деятельности была использована «Анкета уровня новаторства учителей в школьном коллективе». Данная методика позволяет выделить типичные группы педагогов в зависимости от их наличного инновационного потенциала. В опросе приняло участие по 13 учителей школ А и Б и 11 учителей школы В. Результаты опроса представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Распределение педагогов на группы в зависимости от отношения к инновационной
деятельности
Как видно из рисунка 1, большинство учителей всех 3 школ принадлежит к Группе В,
характеризующейся рациональным отношением к инновациям и готовностью активно использовать уже апробированные новшества. Примечательно, что к Группе Е, крайне скептически относящейся к инновациям и не готовым их внедрять, не был отнесен ни один респондент, а в Группу D, сомневающихся в успешности осуществляемых инноваций, попал лишь 1 из участвующих в опросе учителей.
К факторам, определяющим вовлеченность педагогов в инновационную деятельность (рис. 2) и побуждающими к ней (рис.3), респонденты отнесли:
Рисунок 2. Факторы, влияющие на вовлеченность педагогов в инновационную деятельность
Более глубокое исследование, проведенное с использованием методики «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств», позволило определить наиболее значимые мотивационные факторы, побуждающие педагогов к инновационной деятельности (рис.3). Ими оказались желание создать хорошую, эффективную школу и потребность в расширении контактов с интересными, творческими людьми (табл.1). Характерно, что такие мотивы, как потребность в лидерстве и риске не получили ни одного выбора, а стремление быть отмеченным - лишь один выбор.
Рисунок 3. Факторы, побуждающие педагогов к инновационной деятельности
Таблица 1
Перечень факторов, оказывающих позитивное влияние на инновационную активность
обозначение расшифровка
А Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
Б Высокий уровень профессиональных притязаний, потребность в достижении высоких результатов.
В Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
Г Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
Д Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.
Е Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
Ж Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
З Осознание готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
И Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
К Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Л Потребность в лидерстве.
М Потребность в риске
Аналогичное исследование было проведено в отношении факторов, препятствующих инновационной деятельности (рис. 4).
Рисунок 4. Факторы, ограничивающие инновационную активность
Последующее исследование, проведенное с использованием методики «Барьеры, препятствующие освоению инноваций», позволило выявить наиболее серьезные барьеры, снижающие инновационный потенциал педагогов (рис.5). Респонденты отмечают, что уровень инновационной активности мог бы быть значительно выше при условии правильно организованного, регулярного и своевременного информирования о планируемых нововведениях и передовом инновационном опыте. Примечательно, что ни один респондент не отметил в качестве препятствующего инновациям фактора конфликтность в коллективе и отсутствие педагогического опыта (табл. 2).
Факторы, ограничивающие инновационную деятельность
У 8 "7
£
О С
э
н 3 2 1
л 1 1.
1 II .11 II II
± 0 II 1 II ||| II 1 III ■
А Б В Г ■ А Б Д Е ■ В Ж
Рисунок 5. Барьеры инновационной деятельности
Таблица 2
Перечень факторов, оказывающих негативное влияние на инновационную активность
обозначение расшифровка
А Слабая информированность педагогического коллектива о возможных инновациях
Б Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому
В Плохое здоровье, другие личные причины
Г Большая учебная нагрузка
Д Отсутствие материальных стимулов
Е Чувство страха перед новым, отрицательными результатами
Ж Отсутствие помощи
З Разногласия, конфликты в коллективе
И Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения
Исследование готовности педагогов к инновационной деятельности проводилось с использованием анкеты «Восприимчивость педагогов к новшествам». Результаты анкетирования представлены на рис. 6.
Рисунок 6. Восприимчивость к новшествам
Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам (К) определялся по формуле:
где - фактическое количество баллов, полученных всеми участвующими в опросе учителями;
- максимально возможное количество баллов.
К < 0,45 - критический уровень;
0,46 < К < 0,65 - низкий уровень;
0.66.< К < 0,85 - допустимый уровень;
К > 0,86 - оптимальный уровень.
Полученные данные позволили вычислить коэффициент для каждой из школ:
- школа А К = 0,48
- школа Б К = 0,53
- школа В К = 0,49
что, к сожалению, соответствует низкому уровню для каждой из исследуемых школ. Очевидно, что руководству школ следует обратить серьезное внимание на разъяснение позитивных эффектов от внедряемых инноваций, спланировать работу по более активному вовлечению педагогов в процессы создания, освоения и закрепления новшеств.
Следует, однако, признать, что подобное анкетирование лишь в самом общем виде характеризует ситуацию в школах, поскольку вопросы анкеты отражают отношение педагогов к инновационной деятельности в целом, а не их позицию относительно конкретного нововведения и текущей ситуации в школе. Поэтому в целях получения более релевантных данных следует обращаться к анализу восприятия педагогами не инноваций «вообще», а к конкретному нововведению, непосредственно затрагивающего и волнующего тот или иной педагогический коллектив.
Выводы. Таким образом, проведенное исследование позволило определить структуру и выявить базовые характеристики инновационного поведения педагогов, определяющие основные направления формирования готовности педагогов к инновационной деятельности. Результаты исследования показали, что широко используемое в последние годы в научном дискурсе понятие «инновационное поведение» как фактор устойчивого развития педагогических систем следует рассматривать в контексте качественных характеристик организационного поведения, таких как базовые и инструментальные ценности, установки, нормы, отношения и др.
Литература:
1. Каменкова Е.И., Зинченко В.Ю., Галажинский Э.В. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ. - М.: Норма, 2011. - 237 с.
2. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения - Томск: Томский государственный университет, 2009. - 240 с.
3. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики) / А.И. Пригожин. М.: Политиздат, 1989. - 271 с.
4. Соколова Г.Н., Кобяк О.В. Экономико-социологический словарь - Минск: Беларуская навука, 2013. - 616 с.
Педагогика
УДК:374
кандидат физико-математических наук, доцент Троешестова Дарья Анатольевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Ярдухина Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» (г. Чебоксары)
ТЕХНОЛОГИИ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ С МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТЬЮ
Аннотация. В статье рассматриваются современные технологии самообразования, способствующие развитию математической одарённости школьников. Выделяются факторы, способствующие развитию мотивов к самообразованию. Предлагается модель среды, формирующей индивидуальную образовательную траекторию, направленную на развитие логико-математического интеллекта ребенка. Анализируются существующие дистанционные технологии освоения дополнительных разделов математики, не включенных в школьную программу. Предлагается разработанный авторами онлайн-курс по подготовке к математическим олимпиадам.
Ключевые слова: образовательные технологии, самообразование, дистанционное обучение, компетентность, математическая одаренность.
An^tat^. The article deals with modern technologies of self-education, which contribute to the development of the mathematical endowment of schoolchildren. The factors that contribute to the development of motives for self-education are singled out. A model of the environment that forms an individual educational trajectory aimed at developing the logical-mathematical intellect of the child is proposed. The existing remote technologies for mastering additional sections of mathematics that are not included in the school curriculum are analyzed. An online course on preparation for mathematical Olympiads developed by the authors is offered.
Keywords: educational technologies, self-education, distance learning, competence, mathematical endowment.
Введение. Одним из приоритетных направлений работы современной системы образования является развитие системы сопровождения одаренных детей. В настоящее время все организации, как среднего общего, так и дополнительного образования ведут постоянную работу по улучшению качества работы с одаренными детьми, ищут новые подходы к построению их индивидуальных образовательных траекторий. Активно обсуждаются проблемы организации дополнительного образования детей, вовлечения их в олимпиадное движение, вопросы психолого-педагогического сопровождения их профессионального самоопределения [9-12].
Особую значимость приобрела проблема развития творческого мышления детей, направленного на