Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ'

Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3552
639
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / CHILDREN WITH DISABILITIES / INCLUSIVE EDUCATION / INDIVIDUAL APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матайс Мария Игоревна, Хачатрян Лиана Ашотовна

В данной статье представлены пути организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Рассматриваются условия психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с участием педагогов-предметников, родителей и учащихся в классе детей. Ведущим трендом, представленного аспекта инклюзивного образования, является организация процесса образования исходя из индивидуальной специфики каждого учащегося. Результатом психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями представляется структурированная деятельность специалистов, которые работают в двух направлениях: организация взаимоотношений внутри школьной социальной среды и вне школьной среды между членами семьи сопровождаемого и внутри неформальных референтных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матайс Мария Игоревна, Хачатрян Лиана Ашотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical support for the education of children with disabilities

This article presents the ways of organizing the educational process for children with disabilities in the framework of inclusive education. The conditions of psychological and pedagogical support of children with disabilities with the participation of subject teachers, parents and students in the class of children are considered. The leading trend of the presented aspect of inclusive education is the organization of the education process based on the individual characteristics of each student. The result of psychological and pedagogical support in inclusive education of children with special educational needs is a structured activity of specialists who work in two directions: the organization of relationships within the school social environment and outside the school environments-between family members of the chaperone and within non-formal reference groups.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ»

Теории и технологии инклюзивного образования Theories and Technologies Inclusive Education

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-45-49

УДК-371.9

МАТАЙС Мария Игоревна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия mataismi@mail.ru

ХАЧАТРЯН Лиана Ашотовна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия hachatryan-liana@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Аннотация. В данной статье представлены пути организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Рассматриваются условия психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ с участием педагогов-предметников, родителей и учащихся в классе детей. Ведущим трендом, представленного аспекта инклюзивного образования, является организация процесса образования исходя из индивидуальной специфики каждого учащегося. Результатом психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании детей с особыми образовательными потребностями представляется структурированная деятельность специалистов, которые работают в двух направлениях: организация взаимоотношений внутри школьной социальной среды и вне школьной среды - между членами семьи сопровождаемого и внутри неформальных референтных групп.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, индивидуальный подход

Для цитирования: Матайс М.И., Хачатрян Л.А. Психолого-педагогическое сопровождение обучения детей с ОВЗ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1 с. 45-49. DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-45-49.

Maria I. MATAIS

Kuban State University Krasnodar, Russia mataismi@mail.ru

Liana A. KHACHATRYAN

Kuban State University Krasnodar, Russia hachatryan-liana@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE EDUCATION OF

CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract. This article presents the ways of organizing the educational process for children with disabilities in the framework of inclusive education. The conditions of psychological and pedagogical support of children with disabilities with the participation of subject teachers, parents and students in the class of children are considered. The leading trend of the presented aspect of inclusive education is the organization of the education process based on the individual characteristics of each student. The result of psychological and pedagogical support in inclusive education of children with special educational needs is a structured activity of specialists who work in two directions: the organization of relationships within the school social environment and outside the school en-vironments-between family members of the chaperone and within non-formal reference groups.

Keywords: psychological and pedagogical support, children with disabilities, inclusive education, individual approach

For citation: Matais M.I., Khachatryan L.A. Psychological and pedagogical support for the education of children with disabilities. Historical and Social Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.6 - 1. PP. 45-49.

DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-45-49. (In Russ., abstract in Eng.).

Тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) становится наиболее распространённым явлением на сегодняшний день. На 01.01.2018 г. детей инвалидов до 18 лет в России - 655 000, что составляет 5,6% от общего числа инвалидов.

Современное общество уже приняло тот факт, что коллективное обучение детей с особыми образовательными потребностями и детей со здоровьем условной нормы необходимо как для первой группы, так и для второй. Данный посыл обусловлен тем, что дети, имеющие отклонения в здоровье, полноценно обучаются в классном коллективе, что способствует их навыкам социализации и коммуникации. А у детей со стандартным уровнем развития формируется толерантное отношение не только к людям с ОВЗ, но и к их насущным проблемам [1].

В связи со складывающейся ситуацией, в настоящее время актуализируется вопрос обучения детей с ОВЗ. Известно, что в процессе обучения у них возникают трудности в организации своей учебной деятельности, адаптации в коллективе и пр., связанные, в первую очередь, с особенностями их физического и интеллектуального развития. Поэтому необходимо учитывать состояние здоровья ребенка и, исходя из этого, создавать достойные условия для обуче-

ния, которые будут соответствовать не только индивидуальным особенностям, но и потребностям ребенка.

Решением данного вопроса является инклюзивное образование, которое дает возможность каждому ребенку выбрать наиболее удобную форму обучения, доступность образования и обеспечивает равные права. Однако проблемой многих российских школ является недостаточное техническое и материальное обеспечение, для внедрения инклюзивного образования, так как многие дети с ограниченными возможностями здоровья не имеют возможности передвигаться по зданию, которое не имеет пандусов, ограничены в достижении высоких результатов обучения в связи с отсутствием тьюторов и т.д.

Таким образом, проблемы инклюзивного образования образуют спектр его особенностей, в частности, востребованности психолого-педагогического сопровождения. Под психолого-педагогическим сопровождением в представленной статье подразумевается комплексная работа, направленная на психолого-педагогическую поддержку и помощь ребенку, консультирование родителей, помощь родителям и педагогам в решении задач, связанных с развитием, воспитанием, социализацией ребенка. Сопровождение осуществляется коллективной работой педагогов, психологов, дефектологов, логопедов, социальных педагогов.

В условиях инклюзивного образования психолого-педагогическое сопровождение может быть организовано как индивидуально, так и фронтально. Индивидуальная работа представляет собой индивидуальное обучение, в котором взаимодействуют педагог-психолог и ребенок. Фронтальная работа осуществляется взаимодействием специалиста по сопровождению со всем коллективом [2].

Целью такого сопровождения будет являться создание психологически комфортных и благоприятных условий для полноценного, базового, успешного развития и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями [3].

В качестве задач сопровождения можно обозначить следующие:

- оказание помощи детям с ОВЗ, которые нуждаются в обучении по специально-подготовленным программам обучения;

- создание эмоционального, комфортного, благоприятного климата в образовательном пространстве и среди сверстников;

- своевременная диагностика и коррекция нарушений в развитии ребенка;

- повышение педагогической и психологической компетентности учителей в работе по вопросам обучения детей с ОВЗ;

- консультирование родителей по вопросам воспитания и образования детей с ОВЗ;

- изучение и учет индивидуальных особенностей детей.

Исходя из поставленных задач, условиями, необходимыми для включения ребенка в образовательное пространство, являются индивидуальный подход, а также учет его образовательных и познавательных потребностей. Эффективность психолого-педагогического сопровождения обеспечивается его системностью.

1. Диагностический этап актуализирует сбор информации о ребенке. На данном этапе формируется заключение о состоянии здоровье, на основе психолого-медико-педагогической комиссии.

2. Поисковый этап обеспечивается анализом собранных данных, на базе чего формируются программы для реализации образовательного процесса.

3. Консультативно-проективный этап предоставляет возможность родителям ознакомиться с образовательно-реабилитационной работой педагогов-психологов и оформляется соглашением обеих сторон на проведение данных мероприятий.

4. Деятельностный этап направлен на взаимодействие педагогов-психологов, специалистов, родителей и детей. В действие вступает реализация образовательной программы, психолого-педагогическое сопровождение.

5. Рефлексивный этап обеспечивает оценку и верификацию полученного результата. Данный этап может быть последним в структуре психолого-педагогического сопровождения [4].

Оптика научного анализа проблемы психолого-педагогического сопровождения позволяет выделить два его основных направления: во-первых, актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей; во-вторых, перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

Результатом психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, должна стать их адекватная социализация, адаптация в обществе, формирование навыков коммуникации со сверстниками как результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социальная среда обучения должна быть организована так, чтобы посредством педагогического и родительского воздействия оказывать влияние на формирование личности.

Следовательно, сопровождение должно иметь дуальную направленность: структурирование отношений ребенка с ОВЗ, с одной стороны, в школе со старшими и младшими школьниками и также педагогами, а с другой - вне школы с членами семьи и неформальных групп.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Халилов Т.А. Рецензия на книгу Л.Г. Ионина «Парад меньшинств» // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-1. С. 210-211.

2. Хазова С.А., Ус О.А., Даурова М.Р. Педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса как условие эффективности инклюзивного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5-3. С. 169-173.

3. Мосина О.А., Шрам В.П. Педагогические аспекты социального сопровождения геронтов: ретроспективный анализ // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. № 2 (238). С. 64-68.

4. Афонькина Ю.А., Усанова И.И., Филатова О.В. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста. Методические разработки для специалистов дошкольного образования. Волгоград: Учитель, 2017. 67 с.

REFERENCES

1. Khalilov T.A. Recenzija na knigu L.G. Ionina «Parad men'shinstv». [Review of The Book of L.G. Ionin "Parade of Minorities"]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social-Educational Idea. 2016. Vol. 8. No. 1-1. Pp. 210-211. (In Russ.).

2. Khazova S.A., Us O.A., Daurova M.R. Pedagogicheskoe vzaimodejstvie uchastnikov obra-zovatel'nogo processa kak uslovie effektivnosti inklyuzivnogo obrazovaniya [Pedagogical Interaction of Participants in The Educational Process as a Condition for The Effectiveness of Inclusive Education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social-Educational Idea. 2016. Vol. 8. No. 5-3. Pp. 169-173. (In Russ.).

3. Mosina O.A., Shram V.P. Pedagogicheskie aspekty social'nogo soprovozhdeniya gerontov: retrospektivnyj analiz [Pedagogical Aspects of The Social Support of Geronts: A Retrospective Analysis]. Bulletin of the Adygea State University. Series 3: Pedagogy and Psychology. 2019. No 2 (238). Pp. 64-68. (In Russ.).

4. Afonkina Yu.A., Usanova I.I., Filatova O.V. Tekhnologiya kompleksnogo psihologo-pedagogicheskogo i social'nogo soprovozhdeniya rebenka doshkol'nogo vozrasta [Technology of Complex Psychological, Pedagogical and Social Support for a Preschool Child]. Methodological Developments for Specialists of Preschool Education. Volgograd: Teacher, 2017.67 p. (In Russ.).

Информация об авторах: Матайс Мария Игоревна, преподаватель, кафедра общей и социальной педагогики, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия mataismi@mail.ru

Хачатрян Лиана Ашотовна, студент 5 курса, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Россия hachatryan-liana@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.11.2019 После доработки: 25.11.2019 Принята к публикации: 27.12.2019

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Maria I. Matais, Lecturer, Department of General and Social Pedagogy, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia mataismi@mail.ru

Liana A. Khachatryan, 5th Year Student, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia hachatryan-liana@mail.ru

Received: 13.12.2019

Received after reworking: 25.11.2019

Accepted for publication : 27.12.2019

The authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.