Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение и оказание помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития'

Психолого-педагогическое сопровождение и оказание помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ребенок / родитель / педагог / партнеры / успех / child / parent / teacher / partners / success

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Словянкова Наталия Николаевна

В данной статье раскрыт опыт работы учителя-логопеда в ДОУ. Данная система взаимодействия с родителями построена на принципе «Родитель не гость, а полноправный член ДОУ». В статье раскрыты разнообразные формы работы с родителями, апробированные на практике. Предложенный опыт может быть использован в практической деятельности педагогов ДОУ, работающих с семьями, имеющими детей с нарушениями развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT AND ASSISTANCE TO FAMILIES WITH CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

This article reveals the experience of a speech teacher at the DOE. This system of interaction with parents is based on the principle "Parent is not a guest, but a full member of the DOE." The article discloses various forms of work with parents, tested in practice. The proposed experience can be used in the practical activities of DOE teachers working with families with children with developmental disabilities

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение и оказание помощи семьям, имеющим детей с нарушениями развития»

УДК 376

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ И ОКАЗАНИЕ

ПОМОЩИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

РАЗВИТИЯ

Словянкова Наталия Николаевна.

г. Бугуруслан, МБОУ СОШ № 2, учитель-логопед, [email protected].

Аннотация. В данной статье раскрыт опыт работы учителя-логопеда в ДОУ. Данная система взаимодействия с родителями построена на принципе «Родитель не гость, а полноправный член ДОУ». В статье раскрыты разнообразные формы работы с родителями, апробированные на практике. Предложенный опыт может быть использован в практической деятельности педагогов ДОУ, работающих с семьями, имеющими детей с нарушениями развития.

Ключевые слова: ребенок, родитель, педагог, партнеры, успех.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT AND ASSISTANCE TO FAMILIES WITH CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Slovyankova Natalia Nikolayevna.

Buguruslan, MBOU SOH № 2, speech teacher, [email protected].

Abstract. This article reveals the experience of a speech teacher at the DOE. This system of interaction with parents is based on the principle "Parent is not a guest, but a full member of the DOE." The article discloses various forms of work with parents, tested in practice. The proposed experience can be used in the practical activities of DOE teachers working with families with children with developmental disabilities.

Key words: child, parent, teacher, partners, success.

В ходе мониторинга 2011-2013 гг. были получены следующие данные: по окончании коррекционного курса обучения в ДОУ 97% детей имеют исправленную речь, у 3% детей речь не автоматизирована, так как они имеют сложный диагноз. В связи с этим дети попадают в школу и не усваивают школьную программу уже на начальной ступени. Хотелось бы отметить рост детей с нарушениями в речевом развитии.

Специальное коррекционное образование в городе представлено следующими учреждениями: ДОУ комбинированного вида (4), ДОУ компенсирующего вида (1), логопункт при ДОУ (2), логопункт при школе имени М.И. Калинина, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей VIII вида, логопед в детской городской поликлинике. На территории города постоянно действующая служба осуществляет учет детей с нарушениями развития, по возможности определяет маршруты индивидуального сопровождения каждого ребенка.

Однако анализ качества специализированного (коррекционного) образования показывает низкий охват детей, что объяснятся рядом причин: ограниченное количество мест в специализированных группах и учреждениях, неоднородный контингент детей, кадровая неукомплектованность специалистами и низкая профессиональная компетентность воспитателей, отсутствие преемственности в дошкольной и школьной работе.

В 2008 г. был проведен анализ условий оказания и результатов коррекционной работы, который привел к осознанию необходимости расширить количество логопедических групп для охвата всех детей, нуждающихся в логопедической помощи; перестроить работу специалистов для решения главной проблемы - коррекции недостатков развития детей, подготовки их к школе, к самостоятельной жизни и целесообразности ее оказания не с 5 лет, а раньше. В то же время была выявлена необходимость создания комплексной системы работы с воспитанниками с нарушениями в развитии через взаимодействие всех участников коррекционно-образовательного процесса.

В ДОУ функционирует логопедическая группа, которую посещают воспитанники, нуждающиеся в логопедической помощи. В процессе коррекционной работы проводится комплексное сопровождение не только самого ребенка, но и его родителей. Вся работа с родителями строится под девизом «Родитель не гость, а полноправный член ДОУ».

Система работы в ДОУ подразумевает:

- установление партнерских отношений с родителями;

- установление взаимосвязи логопеда со специалистами ДОУ;

- создание единого логопедического (речевого) режима в ДОУ.

Созданный единый логопедический (речевой) режим в ДОУ включает в

себя: развивающую среду, построенную с учетом возрастных, типологических особенностей детей, стимулирующую общее и речевое развитие детей с нарушениями речи; систему занятий, составленную с учетом программных требований, индивидуальных, возрастных особенностей дошкольников, с учетом степени и тяжести речевых нарушений детей. Основными формами работы с дошкольниками являются групповые, подгрупповые и индивидуальные, построенные через использование игры как средства познания действительности.

Важным фактором в реализации проекта стало установление взаимодействия со специалистами ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель и т.д.). Активно воздействуя на ребенка, каждый педагог строит свою работу на основе принципов единой педагогической парадигмы. Система работы отражена в плане взаимодействия и направлена на формирование и развитие дошкольников с речевыми проблемами.

В процессе реализации проекта пришли к осмыслению того, что достижение поставленной цели невозможно без установления партнерских отношений с родителями воспитанников, посещающих логопедическую группу ДОУ. Поэтому следующим этапом стало установление тесного сотрудничества с родителями воспитанников, так как успех работы с ребенком во многом зависит от позиции семьи (данная деятельность проводится в русле одного из направлений работы ДОУ № 16 «Организация работы детского сада в микрорайоне: работа с

родителями, общественностью» под девизом «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ»). Работа с родителями была построена по этапам.

Первый этап включал первичное знакомство с семьей. Учитывая специфику логопедических групп, было очень важно именно с первого знакомства завоевать доверие родителей, разрушить негативный психологический барьер, внушить им доброжелательное отношение к детскому саду. Большую роль в информировании родителей о возможностях ДОУ, о значимости своевременной коррекционной помощи детям с проблемами развития, о значимости грамотной речи в жизни человека сыграли СМИ, управление образованием.

Второй этап включал всестороннее изучение каждой семьи. Были поставлены задачи: поближе познакомиться с каждой семьей, познакомить родителей между собой, наладить непосредственный контакт; дать почувствовать, что здесь готовы в тесном сотрудничестве преодолевать все трудности, совместными усилиями решать проблемы коррекции недостатков развития. Для достижения поставленного, были использованы разнообразные методы изучения семей - наблюдение, анкетирование, опросы, индивидуальные беседы и консультации, изучение документов, посещение на дому. Данные методы дают возможность получить достаточно цельное представление о каждой семье и помогают выработать свой индивидуальный дифференцированный путь в работе с родителями.

Третий этап заключался в сотрудничестве логопеда и семьи, на основе составленного перспективного плана взаимодействия с семьями на учебный год (с возможными изменениями и дополнениями в ходе его реализации). Работа с семьями основывалась на трех слагаемых: итогах проведенного исследования семей, анализе запросов и пожеланий родителей, ежегодных задачах детского сада.

Четвертый этап являлся самым продолжительным: взаимодействие семьи и учителя-логопеда (практический). В непосредственной практической деятельности были использованы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Наиболее оригинальными, эффективными стали: индивидуально-практические занятия, издательская деятельность, использование компьютерных технологий, информационная корзина, дневник читателя, дневник индивидуальных занятий, родительские собрания в форме семинаров-практикумов, родительские гостиные.

«Учимся у тех, кого любим», - это выражение как нельзя более точно объясняет роль мамы на занятиях. В течение всего курса обучения проводились систематические индивидуально-практические занятия в присутствии матери в качестве пассивного участника, а затем и активного, что позволило установить контакт между логопедом и родителем, между родителем и ребенком, заинтересовать родителей отслеживанием динамики развития и достижения лучших результатов работы.

Одна из форм работы - «Дневник индивидуальных занятий», который является для родителей азбукой обучения ребенка правильной речи, а логопеду помогает выстроить последовательность прохождения разделов плана работы и

объем материала в каждом из них. На первой странице тетради размещено обращение к родителям в форме рекомендаций.

Коллектив нашей группы, в котором работаю уже 11 лет, придает серьезное значение подготовке детей с нарушениями речи к школе. Поэтому приоритетным направлением в работе считаем подготовку к этому как детей, так и их родителей. Для этого мы используем такую форму взаимодействия с родителями, как издательская деятельность, так как традиционные формы информирования (стенды) требуют определенного времени для ознакомления с ними. С этой целью наше учреждение стало выпускать буклеты, содержащие необходимую информацию по различным коррекционным вопросам. Буклеты издаются как для родителей логопедических групп, так и для массовых групп ДОУ. Наряду с буклетами печатаются и распространяются памятки для родителей. В логопедической работе с родителями используются также материалы, записанные на электронных носителях.

Пятый этап деятельности учителя-логопеда по взаимодействию с семьями - оценка эффективности проводимой работы (рефлексия). Работа с родителями тоже была проанализирована и оценена. Итоги работы были представлены в виде творческих отчетов, экранов достижений, выставок, итоговых мероприятий совместно с родителями, где каждый мог проявить себя и увидеть, чему научился. По результатам мониторинга, проведенного за последние 3 года, и сравнительного анализа был сделан вывод, что родители заинтересованы в результатах воспитания ребенка, нужно только правильно организовать процесс.

Построение оптимальной модели специального образования в городе учитывает современные требования образования:

- совершенствование муниципальной нормативной правовой базы специального (коррекционного) образования, обеспечивающей стабильное правовое и финансовое функционирование специального образования;

- введение ФГОС в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении;

- развитие интеграционных и инклюзивных процессов, дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

- решение вопросов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, их семей;

- развитие кадровой политики в муниципальной системе специального (коррекционного) образования;

- совершенствование материально-технического оснащения системы образовательных учреждений, предоставляющих образовательные и реабилитационные услуги детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам;

- открытие логопунктов при муниципальных дошкольных, школьных учреждениях.

Библиографический список:

1. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: ТЦ «Сфера», 2003. - 112 с.

2. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 128 с.

3. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С, Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред. Л.М. Шипицыной. - СПб.: Изд-во «Речь», 2005. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.