Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧАЮЩИЙСЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / УЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ШКОЛЬНЫЙ УРОК / КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / САМОМОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожевников М.В., Лапчинская И.В., Савченков А.В.

Введение. Вопрос об учебной мотивации в современной школе один из самых важных. У педагогов тревогу вызывают учащиеся с трудностями в обучении, среди которых не менее 50 % - обучающиеся с особыми образовательными потребностями. В научной литературе последнего времени пристальное внимание уделялось обучению и развитию учащихся данного вида. Но проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями до сих пор малоизучены и экспериментально не проверены. Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения развития мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. Материалы и методы. Чтобы решить поставленные задачи в ходе исследования использованы следующие методы: теоретические (обобщение, моделирование, анализ научных источников); эмпирические (интервьюирование, беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок) и математико-статистическая обработка экспериментальных данных. Результаты. В результате эксперимента апробированы психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями. Результатом контрольного этапа стало улучшение данных показателей в экспериментальной группе. Но в контрольной группе результаты практически не изменились. Отметим, что целенаправленное и систематическое применение различных приёмов развития мотивации познавательной деятельности приводит к следующему результату: для успешного учения теперь не требуется каких-либо усилий со стороны педагога. Мотивация становится самомотивацией и формируется умение действовать самостоятельно. Обсуждение. 1. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально испытан комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий формирование мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 2. Представлены возможности приемов и средств обучения, которые у каждого педагога имеют особенности и зависят от условий применения, их умелого сочетания, мастерства учителя. Заключение. Исследование подтвердило, что реализация комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, позволит добиться положительной динамики. Основные положения: - построение личностно ориентированного педагогического взаимодействия; - использование на уроке современных приёмов, способных поддерживать активность и интерес обучающегося; - создание ситуации успеха; - построение урока с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожевников М.В., Лапчинская И.В., Савченков А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Introduction. Without exaggeration, the question of educational motivation in a modern school can be called central. Teachers are particularly concerned about children with learning difficulties, among whom at least 50% are children with special educational needs. The solution of this problem is relevant for the system of general and correctional-developmental training. In the scientific literature of recent decades, close attention has been paid to the issues of education and development of students with special educational needs. However, many aspects of the motivational support of the educational process of younger schoolchildren with special educational needs remain poorly studied and have not been experimentally tested. Materials and methods. To solve the tasks set in the course of the study, methods corresponding to certain stages of the study were used: theoretical (analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem under study, generalization, modeling); empirical (observation, survey, conversation, interviewing, questioning, testing, analysis of educational products, the method of expert assessments, pedagogical experiment), as well as mathematical and statistical processing of experimental data. Results. As a result of the experiment, the psychological and pedagogical conditions for the formation of educational motivation of younger schoolchildren with special educational needs were tested. The results of the control experiment showed an improvement in these indicators in the experimental group. At the same time, the results in the control group remained virtually unchanged. It is important to note that the purposeful and systematic application of various methods of developing motivation for cognitive activity leads to the fact that for successful teaching, significant efforts on the part of the teacher are no longer required. That is, motivation turns into self-motivation, the ability to act independently is formed. Discussion . 1. A set of psychological and pedagogical conditions that ensure the formation of motivation for educational activities of students with special educational needs has been identified, theoretically substantiated and experimentally tested. 2. The possibilities of teaching methods and tools are presented, which each teacher has peculiarities and depend on the conditions of application, their skillful combination, and the skill of the teacher. Conclusion. The study confirmed that the implementation of a set of psychological and pedagogical conditions that ensure the formation of motivation for the educational activities of younger schoolchildren with special educational needs, allow us to achieve positive dynamics in the quality of knowledge and skills of students with special educational needs, in the manifestation of their interest. Highlights: Building a personality-oriented pedagogical interaction; The use of modern techniques in the lesson that can support the activity and interest of the student; Creating a success situation; The construction of the lesson taking into account the age and individual characteristics of the student.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ»

«о §

ж

У «О

И5

§

SJ

ж

s у

I

^

50

О «

S

ж

«о

£ и;

Научная статья УДК 151.8 : 371.015 ББК 88.840

DOI 10.25588/CSPU.2022.170.4.013

М. В. Кожевников1, И. В. Лапчинская2, А. В. Савченков3

1ORCID № 0000-0002-2412-5831 Доктор филологических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: mihvasko@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-4572-9474 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: il-aya@mail.ru

3ORCID № 0000-0002-7268-1533 Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: alex2107@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация

© Кожевников М. В., Лапчинская И. В., Савченков А. В., 2022

Введение. Вопрос об учебной мотивации в современной школе один из самых важных. У педагогов тревогу вызывают учащиеся с трудностями в обучении, среди которых не менее 50 % — обучающиеся с особыми образовательными потребностями. В научной литературе последнего времени пристальное внимание уделялось обучению и развитию учащихся данного вида. Но проблемы мотивационного обеспечения учебного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями до сих пор

П

малоизучены и экспериментально не проверены. Цель исследо- к

§

о

г о

а

е д

а г о г и

л

е

о §

е

о о

V р

о о

& в у §

л г § д

е ' и

к V 0 ^

о

о '■а о и

мент, метод экспертных оценок) и математико-статистическая об- о §

^ в м а ^ н и

о

вания — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогического сопровождения развития мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Материалы и методы. Чтобы решить поставленные задачи в ходе исследования использованы следующие методы: теоретические (обобщение, моделирование, анализ научных источников); эмпирические (интервьюирование, беседа, наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, педагогический экспери-

работка экспериментальных данных. и и

Результаты. В результате эксперимента апробированы а

р м

о

о -

психолого-педагогические условия формирования учебной моти- ва ва

е к

вации обучающихся с особыми образовательными потребно- ЬЬ и

стями. Результатом контрольного этапа стало улучшение данных § Н

с ® о о

а к< р ^

е а

Н

О СУ-

ленаправленное и систематическое применение различных прие- § о

^ о

м з ии

показателей в экспериментальной группе. Но в контрольной группе результаты практически не изменились. Отметим, что це-

мов развития мотивации познавательной деятельности приводит

к следующему результату: для успешного учения теперь не требуется каких-либо усилий со стороны педагога. Мотивация становится самомотивацией и формируется умение действовать самостоятельно.

Обсуждение. 1. Выделен, теоретически обоснован и экспериментально испытан комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающий формирование мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями. 2. Представлены возможности приемов и средств обучения, которые у каждого педагога имеют особенности и зависят от условий применения, их умелого сочетания, мастерства учителя.

Заключение. Исследование подтвердило, что реализация комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, позволит добиться положительной динамики. § Ключевые слова: обучающийся; особые образовательные

потребности; индивидуальные особенности; учение; учебная мо-

§

^ тивация; образовательный процесс; школьный урок; качество зна-

сц

^ ний; психолого-педагогические условия; психолого-педагогиче-

оС

§ ское сопровождение; познавательная деятельность; ситуация ж

| успеха; самомотивация.

I

сц

3

сц

Основные положения:

построение личностно ориентированного педагогиче-

50 О

^ ского взаимодействия; ж

50 50

использование на уроке современных приёмов, способных поддерживать активность и интерес обучающегося; создание ситуации успеха;

построение урока с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ученика.

1 Введение (Introduction)

Проблема учебной мотивации в современной школе является актуальной. У педагогов особую тревогу вызывают дети с трудностями в обучении, среди которых не менее 50 % — это дети с особыми образовательными потребностями. Согласно современным психолого-педагогическим представлениям первый год ^ обучения рассматривается как важное звено всего школьного образования, это своего рода пропедевтический этап, имеющий особое значение в обучении ребенка. Именно сейчас, когда учебная а деятельность становится ведущей, надо создать условия, чтобы сформировать мотивацию учения, а к концу обучения в начальной школе придать ей устойчивую форму, чтобы она стала личностным новообразованием ученика. Следует подчеркнуть, что актуальность проблемы обусловлена также необходимостью формиро-

а г о г к

Л

о §

№ о о

№ ^ о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

& № у §

Л S § &

S № ' ж

2 §

вания учебной мотивации у обучающихся в связи со снижением их ^ § интереса к самой учебной деятельности (В. Э. Мильман, Н. И. Гут-кина, Т. А. Цукерман и др.) [1]. В научной литературе встречаются

о .к о ^ & о

О* №

~ а

разрозненные и несистематизированные приемы развития мотива- g К

о

2

ции учащихся при изучении отдельно взятых предметов (О. Р. Ше- а фер, И.Н. Осипова, К.Н. Поливанова и др.) [2; 3].

2 Материалы и методы (Materials and methods)

ао § к

аа

S -к

I К

i v

Л

ж

Опытно-экспериментальной базой исследования стали | средние общеобразовательные школы Р. Казахстан Костанайской области города Лисаковска: КГУ «Средняя школа № 1» и КГУ «Школа-гимназия». В эксперименте приняли участие 20 учащихся 2-х классов. 10 учащихся с особыми образовательными потребнос-

к s

тями из КГУ «Средняя школа № 1» составили экспериментальную группу. В группе шесть мальчиков и четыре девочки. 10 учащихся с особыми образовательными потребностями из КГУ «Школа-гимназия» составили контрольную группу. В группе пять мальчиков и пять девочек.

Цель экспериментальной работы: изучить уровень сфор-мированности учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями и апробировать на практике психолого-педагогические условия её повышения.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

1. Подобрать соответствующие методики диагностики учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями.

2. Провести психодиагностическое исследование по выявлению уровня сформированности учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями.

3. Апробировать на практике психолого-педагогические

О условия формирования учебной мотивации обучающихся.

и;

Данная работа предполагала проведение педагогического

эксперимента. Для отслеживания результатов применялся метод

§ «

и ж

? тестирования. На констатирующем этапе использовались следую-

щие диагностические методики изучения учебной мотивации

сц

^ школьников:

со

| 1. Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Луска-

ж

^ новой.

о

^ Цель методики: выявить степень адаптированности к школе

сц

и уровень мотивации учения.

2. Методика исследования мотивации учения (методика разработана М. Р. Гинзбург, экспериментальные материалы и система оценок — И. Ю. Пахомовой и Р. В. Овчаровой).

Цель методики: выявить сущность ведущего мотива учебной деятельности ученика.

На формирующем этапе апробированы практике психолого-педагогические условия формирования учебной мотивации в экспериментальной группе.

П

Формирование мотивации обучения состоит из двух направ- к

лений: «расконсервирование» мотивационного потенциала самого процесса обучения, с одной стороны, раскрытие потенциала личности педагога и чающегося, с другой.

В Таблице 1 представлены группы психолого-педагогических условий развития учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями.

§

о

г о

а

§

а

а г о

г |

§

о §

§

о о

V а

о о

& № у §

Л я

а а §

|

к V 0 ^

о

о '■а о к о | о а & о

О* №

к а

^ н

|

о

а к ао о|

05 №

аа

3 -к

§|

|

ж У г § Ж

о о

а ^ 3 а

а §

§ 3

н

О СУ

2 ж о

о 3 |

Таблица 1 — Психолого-педагогические условия развития учебной мотивации обучающихся с особыми образовательными потребностями

Table 1 — Psychological and pedagogical conditions for the development of educational motivation of students with special educational needs

Диагностическое Ппсихологическое Методическое Техническое

1 Подбор методик для диагностирования (первичное, промежуточное, итоговое); 2 Мониторинг учебной мотивации Психологический климат («усыпление» тревожности) Нейропсихологический подход в обучении Яркая наглядность (визуализация)

1 Подбор методик для диагностирования (первичное, промежуточное, итоговое); 2 Мониторинг учебной мотивации Положительные эмоции, удивление Деятельностный подход Технические средства (ТСО)

Ситуация успеха — повышение самооценки Игровые технологии Опоры — хемы, шаблоны ответов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стимуляция психических процессов (внимание, память, мышление) Методы проблемно-развивающего обучения Алгоритм действий (планирование)

Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1

1 Подбор методик для диагностирования (первичное, промежуточное, итоговое);

2 Мониторинг учебной мотивации

Работа с семьёй

Зона ближайшего развития Ожидание ответа (3-7 секунд)

Дифференцированное обучение

Критериальное оценивание

Рефлексивная деятельность

«о §

ж

У «О

И5

§

SJ

ж

Диагностические условия — это регулярная оценка мотивации учения у обучающихся. Для диагностики мотивации были использованы проективные методики, опросники, доступные для данной группы детей, наблюдение, анкетирование родителей и др. Психологические условия подразумевают следующее: создание на уроке благоприятной атмосферы, понижение («усыпление») тревожности, повышение самооценки обучающихся, стимуляция психических процессов — восприятие, внимание, память, мышление и др., а также взаимодействие с семьёй.

Процесс обучения, который направлен на формирование положительной мотивации, в первую очередь, характеризуется отходом от авторитарного общения, перестройкой мышления педагога и обучающихся, развитием личности школьников (познавательные интересы, активность, самостоятельность). Обучающиеся с особыми образовательными потребностями, в отличие от своих в норме развивающихся сверстников, указывают только одну ситуацию, в которой они чувствуют себя счастливыми: «хорошо учусь». Успех в учении для них — это источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, и желание учиться. Еще одним важным условием, которые обеспечи-

ка вают формирование мотивации к учению школьников с особыми

ж

ж образовательными потребностями, является система взаимодей-

^ ствия «психолог - школьник - учитель - родитель». В работе с

^ данной группой детей значение семьи удваивается.

со

^ Методические условия — это подходы, стратегии и при-

ж

^ ёмы, используемые на уроках, порождающие у ребёнка интерес к

о

^ процессу обучения. Интерес — это первое, что может «зацепить»

сц

ребёнка и мотивировать его на дальнейшее обучение. Мы добива-

емся этого самыми разными современными приёмами, активными и интерактивными техниками.

Чтобы настроить мыслительные процессы на получение лучшего результата и задействовать весь потенциал мозга ребенка, мы используем нейропсихологические упражнения Ш. Т. Ахма-дуллина («Ухо-нос», «Зеркальные картинки», «Мнём — расправляем» и др.).

Игры — одно из важнейших средств для умственного и

мету.

П

нравственного воспитания обучающихся. В игре можно привлечь к

§

о

г о

а

л &

а г о

г

Л

Л

О §

№ О

о

№ а о о

у §

Л Л § &

С Л

лему, а также поддерживают и повышают интерес детей к пред- |

о

о '■а

0 I

Технические условия предполагают применение различ- о §§

^ №

~ а |

о

монстрации, но и для активного его использования в парной, а §

1 I

групповой и индивидуальной работе. Они взаимосвязаны с а |

3 -к Л К

предыдущими условиями, а также возрастными и индивидуаль- а I

внимание обучающихся к темам, не интересным в обычных неигровых условиях на которых невозможно сфокусировать внимание школьников [4]. Игра должна стать мощным и незаменимым рычагом психического развития ребёнка, то есть видом деятельности, которая организуется в процессе обучения для развития познавательных интересов. Таким образом, мы применяем разнообразные игровые технологии, которые помогут решить психическую проб-

ного оборудования, которое работает на уроке не только для де- | |

ными возможностями обучающихся [5]. | Л

В отечественной и зарубежной научной литературе име ются данные о том, что КПД словесного метода обучения не пре

с ® о

а к<

3 Л а Й

л 3

Н

О су-

вышает 10 %, тогда как при дополнении его наглядным методом 3 §

Й 3

уровень запоминания учебной информации достигает 30 % [6; 7], 11

8 8

поэтому в своей работе мы применяем яркую наглядность.

Мы реализовали психолого-педагогические условия активизации учебной мотивации младших школьников с особыми образовательными потребностями. Важно отметить, что применение предложенных условий у каждого учителя будет иметь свои особенности и будет зависеть от условий применения, сочетаний средств, педагогического мастерства учителя

3 Результаты (Results)

Анализ результатов констатирующего этапа проведенного нами исследования следующий: по методике «Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой» в экспериментальной группе высокий уровень школьной мотивации показал один ребёнок (10 %). У него уже в достаточной степени сформирован познавательный мотив, он добросовестен, ответственен и следует всем указаниям педагога. Второй уровень - хорошая школьная мотивация — у двоих детей (20 %). Эти дети успешно адаптировались в школьной обстановке, справляются с учебной нагрузкой. Третий уровень — у четверых детей (40 %). Дети по-

^ ложительно относятся к школе, но мотивы преобладают внеучеб-

^ ные. Четвёртый уровень — трое детей (30 %). Они не любят хо-

оС

§ дить в школу, на уроках отвлекаются, играют, у них серьёзные ж

^ затруднения в учебной деятельности. Пятый уровень — не диа-

3

гностирован. Дезадаптации не наблюдается. ^ В контрольной группе результаты похожи. Высокий уровень

не показан. Второй уровень — у троих детей (30 %). Третий (средний) уровень имеют трое детей (30 %). Четвертый (низкий) уровень показали четыре ребёнка (40 %). Дезадаптации не выявлено. Таким образом, у большинства детей наблюдается второй,

третий и четвёртый уровень школьной мотивации. Дети в целом положительно относятся к школе, но часто на уроках занимаются посторонними делами, не могут сосредоточиться.

По «Методике исследования мотивации учения» в экспериментальной группе очень высокий уровень мотивации не наблюдается ни у кого из детей. Высокий уровень показал один испытуемый (10 %). Преобладают социальные мотивы, есть и учебные. Нормальный уровень выявлен у четверых детей (40 %). У этих де-

П

тей преобладают позиционные мотивы, также имеются социальные к

и оценочные. Сниженный уровень — у троих детей (30 %). У таких школьников преобладают оценочные мотивы, есть позиционные и внешние (игровые). Низкий уровень учебной мотивации — у двоих детей (20 %). У них преобладают внешние (игровые мотивы), также имеются и оценочные [4]. В контрольной группе высокий и очень высокий уровни не выявлены. Нормальный уровень имеют четыре ученика (40 %). Сниженный уровень показали четверо детей (40 %). Низкий уровень учебной мотивации у двоих детей (20 %). Полученные результаты послужили основанием для разработки и

описанных выше психолого-педагогических условий [8]. | |

ОЛ о

О* №

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

~ а

^ н |

0

Завершающим этапом нашей работы было проведение кон- О

1 I

трольного среза. Главной задачей на данном этапе было устано- а |

3 -к

»-» е К

вить динамику изменений в показателях развития мотивации после § I

проведения формирующего этапа. Это позволило нам оценить эф- | Нн фективность проведенной работы. На контрольном этапе мы снова

с ®

к о

я к<

3 ^

га Й

применили те же методики, что и на констатирующем этапе. НН ^

0 л

о су-

Методика «Анкета для оценки уровня школьной мотивации 3 О

Й 3

Н. Лускановой» в экспериментальной группе дала следующие к 1

результаты. Высокий уровень школьной мотивации показали трое школьников (30 %). Второй уровень - хорошая школьная мотивация — у пятерых детей (50 %). Третий уровень — у двоих детей (20 %). Четвёртый и пятый уровни не диагностированы.

В контрольной группе результаты практически не изменились по сравнению с констатирующим этапом. Высокий уровень показал один ребёнок (10 %). Второй уровень — у трёх детей (30 %). Третий (средний) уровень имеют трое детей (30 %). Четвёртый (низкий) уровень показали три ребёнка (30 %). Дезадаптации не выявлено.

По результатам методики исследования мотивации учения у первоклассников в экспериментальной группе очень высокий уровень мотивации показал один школьник. Высокий уровень — у троих испытуемых (30 %). Нормальный уровень — у четверых детей (40 %). Сниженный уровень — двое детей (20 %). Низкого уровня учебной мотивации не выявлено. В контрольной группе положительной динамики нет. Высокий и очень высокий уровни не выявлены. Нормальный уровень имеют четверо обучающихся

^ (40 %). Сниженный уровень показали также четыре человека (40 %). Низкий уровень учебной мотивации — у двоих детей (20 %).

оС

| Проанализировав результаты нашей работы по формирова-

ж

^ нию мотивации учебной деятельности обучающихся с особыми

3

образовательными потребностями, мы пришли к следующим вы-^ водам. У обследованных младших школьников экспериментальной группы наблюдается заметная положительная динамика в развитии учебной мотивации. Дети стали активнее на уроках. Создание положительной эмоциональной атмосферы, ситуации успеха, использование адекватных методических и технических условий

позволили повысить мотивированность учащихся. В контрольной группе подобных изменений не выявлено.

4 Обсуждение (Discussion)

Период обучения в начальном звене школы нужно рассматривать как самоценное звено всего школьного образования, это своего рода «пропедевтический» этап, который будет выполнять важное предназначение в дальнейшем обучении школьника. На этом этапе оформляется и преобразуется начальная мотивация, у

П

ребенка формируются самосознание и самооценка, он начинает X

осознавать себя как субъект новой деятельности — учения, складывается учебно-познавательная деятельность.

Нами предложены и апробированы психолого-педагогические условия формирования, коррекции и развития учебной мотивации детей с особыми образовательными потребностями: 1) выстраивание личностно-ориентированного педагогического взаимодействия; 2) использование на уроке современных приёмов, способных поддерживать активность ученика, интерес; 3) создание ситуации успеха; 4) построение урока с учётом возрастных и

Познавательная активность и стремление к умственному | |

ОЛ о

О* №

~ а

0 8

труду формируются сначала на лёгком, доступном и интересном 5 О

1 3

материале. Заинтересованность и успех пробуждают в нем веру в » а собственные силы, снимают напряжённость и способствуют под- § к

держанию активного, комфортного состояния. g &

s О

s к<

5 Заключение (Conclusion) § ее

Анализ научной литературы показал, что проблема моти-

5 Й з а

О СУ

вации и мотивов поведения и деятельности является одной из § О

Й 5

„ к § главных в психологии. Основной вид мотивации — это мотивация к к

Пс1холог1ческ1е наут 277

учебной деятельности. Направленность обучающихся на учебный процесс обуславливается одновременно несколькими мотивами. Младший школьный возраст является периодом интенсивного психического и личностного развития. У ребёнка меняется социальная ситуация развития, ведущая деятельность, происходят изменения в развитии психики.

Опытно-поисковая работа, проведенная нами, подтвердила эффективность предложенных психолого-педагогических условий формирования, коррекции и развития учебной мотивации детей с особыми образовательными потребностями: 1) построение личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, 2) использование на уроке современных приёмов, способных поддерживать активность ученика, интерес, 3) создание ситуации успеха, 4) построение урока с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ученика. Результаты показали улучшение показателей мотивации в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе результаты практически не изменились.

Библиографический список

1. Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятель-^ ности // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 42-47.

« 2. Холодкова О. Г. Самооценка нравственных качеств личности млад-

нс

¡р ших школьников // Вестник Томского государственного педагогического уни-^ верситета. 2018. № 7, С. 149-159.

в вко

н е ч в

3

сц

сц

3. Шефер О. Р., Крайнева С. В., Лебедева Т. Н. Управление развитием учебно-профессиональной мотивации студентов бакалавриата в системе выс-

в

о

¡з шего образования через инспирацию компетенций / Южно-Уральский госу-

вн

е о

дарственный гуманитарно-педагогический университет. Челябинск : ЮжноУральский научный центр РАО, 2020. - 319 с.

4. Кожевников М. В., Лапчинская И. В., Савченков А. В. Технологии

проектирования коммуникативном компетенции школьников в условиях полиязычного образования // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 3 (156). С. 152-166.

5. Corazza G.E. (2016), "Potential originality and effectiveness: The dynamic definition of creativity", Creativity Research Journal, vol. 28, no 3, pp. 258-267. DOI 10.1080/10400419.2016.1195627.

6. Karwowski M., Lebuda I. & B eghetto R.A. (2019), "Creative selfbeliefs", In J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (edrs.), Cambridge handbook yC of creativity, Cambridge University Press, pp. 396-417.

7. Goulding A., Davenport B. & Newman A. (2018), Resilience and

E-mail: il-aya@mail.ru

3ORCID No. 0000-0002-7268-1533

о ^

о <—1

0

1 о' a

Ageing: Creativity, Culture, and Community, Policy Press, Bristol, UK, 224 p. a

а

8. Царапкина Ю. М. Влияние использования электронных средств ^

обучения на академическую мотивацию студентов [Электронный ресурс] // a

o

Мир науки. Педагогика и психология. 2021. № 2. URL: https://mir- i nauki.com/PDF/57PDMN221.pdf (дата обращения: 21.08.22). S

M. V. Kozhevnikov1, I. V. Lapchinskaya2, A. V. Savchenkov3

1ORCID No. 0000-0002-2412-5831 hh

S4

з

Doctor of Philological Sciences, Professor at the Department of Training o

r

Teachers of Professional Education and Subject Methods, South-Ural m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. n

E-mail: mihvasko@mail.ru 3

h|

2ORCID No. 0000-0002-4572-9474 0 v"

o a

о r

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department, i §

& ^

Training of Teachers of Professional Education and Subject Methods, a ^ South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. ^ ^

ii

3 5f O Ö

<—i

Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, i

Professor at the Department of Training Teachers of Professional a Education and Subject Methodology, South-Ural state |

S

s- sa ^

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. e §

л g

E-mail: alex2107@mail.ru r

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION OF MOTIVATION FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

Abstract

Introduction. Without exaggeration, the question of educational motivation in a modern school can be called central. Teachers are particularly concerned about children with learning difficulties, among whom at least 50% are children with special educational needs. The solution of this problem is relevant for the system of general and correctional-developmental training. In the scientific literature of recent decades, close attention has been paid to the issues of education and development of students with special educational needs. However, many aspects of the motivational support of the educational process of younger

0 schoolchildren with special educational needs remain poorly studied and have not been experimentally tested.

^ Materials and methods. To solve the tasks set in the

1

R

I s

o

course of the study, methods corresponding to certain stages of the study were used: theoretical (analysis of psychological, pedagogical and methodological literature on the problem under study, generalization, modeling); empirical (observation, survey, conversation, interviewing, questioning, testing, analysis of educational products, the method of expert assessments, pedagogical experiment), as well as mathematical and statistical pro-

^ cessing of experimental data.

Results. As a result of the experiment, the psychological

and pedagogical conditions for the formation of educational motivation of younger schoolchildren with special educational needs were tested. The results of the control experiment showed an improvement in these indicators in the experimental group. At the same time, the results in the control group remained virtually unchanged. It is important to note that the purposeful and systematic application of various methods of developing motivation for cognitive activity leads to the fact that for successful i

c

a

teaching, significant efforts on the part of the teacher are no

h h o

a nd

longer required. That is, motivation turns into self-motivation, e

da

the ability to act independently is formed. oo

gi c

a

Discussion. 1. A set of psychological and pedagogical conditions that ensure the formation of motivation for educational activities of students with special educational needs has been identified, theoretically substantiated and experimentally tested. 2. The possibilities of teaching methods and tools are presented, which each teacher has peculiarities and depend on the conditions of application, their skillful combination, and the

te

o

s

Oo

ata

S

3

o a

skill of the teacher. h g

§ i'

Conclusion. The study confirmed that the implementation c §

i a

of a set of psychological and pedagogical conditions that ensure ^ S

a tq

the formation of motivation for the educational activities of g ^

S 8

to a f

younger schoolchildren with special educational needs, allow us to achieve positive dynamics in the quality of knowledge and £ c skills of students with special educational needs, in the manifes tation of their interest.

^ a

f i:

c a a ft

a a § a

a l ^

Keywords: Primary school student; Special educational ft a

ft g tft

s s

needs; Individual characteristics, teaching; Educational motivation;

Educational process; School lesson; Quality of knowledge; Psychological and pedagogical conditions; Psychological and pedagogical support; Cognitive activity, success situation; Self-motivation.

Highlights:

Building a personality-oriented pedagogical interaction; The use of modern techniques in the lesson that can support the activity and interest of the student; Creating a success situation;

The construction of the lesson taking into account the age and individual characteristics of the student.

References

1. Mil'man V.E. (2017), Vnutrennyaya i vneshnyaya motivaciya uchebnoj deyatel'nosti [Internal and external motivation of educational activity], Voprosy psihologii, 2, 42-47. (In Russian).

2. Holodkova O.G. (2018), Samoocenka nravstvennyh kachestv lichnosti mladshih shkol'nikov [Self-assessment of the moral qualities of

i| the personality of younger schoolchildren], Vestnik Tomskogo gosudar-

^ stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 7, 149-159. (In Russian).

^ 3. Shefer O.R., Krajneva S.V. & Lebedeva T.N. (2020), Upravlenie

^ razvitiem uchebno-professional'noj motivacii studentov bakalavriata v sis-

^ teme vysshego obrazovaniya cherez inspiraciyu kompetencij [Management IS

sin of the development of educational and professional motivation of under--S

cp graduate students in the higher education system through the inspiration of

competencies], Yuzhno-Ural'skij gosudarstvennyj gumanitarno-pedagog-icheskij universitet, Yuzhno-Ural'skij nauchnyj centr RAO (Rossiyskoy

^ akademii obrazovaniya), Chelyabinsk, 319 p. (In Russian).

R

>

(2020), Tekhnologii proektirovaniya kommunikativnoj kompetencii shkol'ni-

4. Kozhevnikov M.V., Lapchinskaya I.V. & Savchenkov A.V. , Tekhnologii proektirovaniya kommunikativnoj kompetencii shkol'nikov v usloviyah poliyazychnogo obrazovaniya [Technologies of designing

the communicative competence of schoolchildren in the context of multilingual education], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo gumani-tarno-pedagogicheskogo universiteta, 3 (156), 152-166. (In Russian).

5. Corazza G.E. (2016), "Potential originality and effectiveness: The dynamic definition of creativity", Creativity Research Journal, vol. 28, no 3, pp. 258-267. DOI 10.1080/10400419.2016.1195627.

6. Karwowski M., Lebuda I. & Beghetto R.A. (2019), "Creative selfbeliefs", In J.C. Kaufman, R.J. Sternberg (edrs.), Cambridge handbook of creativity, Cambridge University Press, pp. 396 -417.

7. Goulding A., Davenport B. & Newman A. (2018), Resilience and Ageing: Creativity, Culture, and Community, Policy Press, Bristol, UK,

224 p. e

a

8. Carapkina Yu.M. (2021), Vliyanie ispol'zovaniya elektronnyh oo

i

sredstv obucheniya na akademicheskuyu motivaciyu studentov [The impact a of the use of electronic learning tools on the academic motivation of stu- u

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P

dents], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya, 2. Available at: https://mir- § nauki.com/PDF/57PDMN221.pdf (Accessed: 21.08.22). (In Russian). 9

17.08.2022; accepted for publication 20.08.2022.

h h o

<—i

0

1 °

a

Ö a

Статья поступила в редакцию 10.08.2022; одобрена после рецензирования 17.08.2022; принята к публикации 20.08.2022.

ал

o

The article was submitted 10.08.2022; approved after reviewing o

Л tl oo.

h o a a

TO 3

a ^

o

л IS

TO 5f o

<—i Л X

^ a

o ::

o a a то

о a a

Ö ^

TO Grp ^ TO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.