Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение детей в профессиональном хореографическом коллективе'

Психолого-педагогическое сопровождение детей в профессиональном хореографическом коллективе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самакаева М. Ю.

В статье обосновывается необходимость психолого-педагогического сопровождения детей подготовительных групп в условиях обучения в профессиональных хореографических коллективах, раскрываются составляющие этого сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самакаева М. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей в профессиональном хореографическом коллективе»

3. Панарин С.А. Молодежь, национализм и безопасность (по материалам опросов в России и Казахстане) // Вестник Евразии. - 2000. - № 3. -С. 79-113.

4. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.

5. Утямишева Т.Ю. Аксиологические аспекты становления социального опыта старшеклассников // Вестник ОГУ - № 2. - С. 378-381.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

© Самакаева М.Ю.*

Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург

В статье обосновывается необходимость психолого-педагогического сопровождения детей подготовительных групп в условиях обучения в профессиональных хореографических коллективах, раскрываются составляющие этого сопровождения.

Ключевые слова: хореографическое образование, профессиональный детский танцевальный коллектив, психолого-педагогическое сопровождение.

Современное дополнительное художественное образование детей и подростков ориентировано на модернизацию процесса обучения с целью повышения качества подготовки подрастающего поколения в различных видах художественной деятельности. Это в равной степени относится и к хореографическому образованию, которое в последние годы все больше привлекает внимание детей и их родителей, так как занятия этим видом искусства не только совершенствуют интеллектуальную, психическую, физическую сферы личности, воспитывают трудолюбие, собранность, наблюдательность, но и способствуют исправлению часто встречающихся природных недостатков внешнего облика (сутулость, недостаточность мышечного слоя, косолапость...) и развитию эмоционально-волевых качеств ребёнка. При грамотных занятиях хореографией полностью исчезают различные искривления позвоночника, встают в правильное положение лопатки, появляется уверенная постановка головы, подтянутое положение живота, закрепляется красивая осанка. Также занятия хореографией развивают художест-

* Доцент кафедры Художественного образования, кандидат педагогических наук.

венное мышление, умножают универсальные знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного творчества.

Сегодня хореографическое образование можно получить как в детских хореографических школах, на хореографических отделениях детских школ искусств, в танцевальных студиях и кружках при Центрах детского творчества и Домах культуры, так и в детских танцевальных профессиональных коллективах, например, Ансамбль танца «Улыбка» г Екатеринбург, Ансамбль танца «Карнавал» г. Костанай, Казахстан и др. Отбор детей в указанные учреждения дополнительного образования на хореографию имеет свои особенности - традиционно обязательными являются творческие способности (музыкальность, артистизм, танцевальность), специальные физические данные (внешность, рост, пропорции тела, выворотность ног) и двигательные способности (пластичность, устойчивость, координация, выносливость, выдержка). Но в последние годы в танцевальные студии и кружки, а также и в детские хореографические школы берут всех детей, независимо от того, есть ли у ребенка способности к данному виду искусства или нет. Главным критерием при приеме детей в этих учреждениях является желание ребенка, а также такие социально-личностные качества, как трудолюбие, внимательность, собранность, коммуникабельность, организованность, дисциплинированность, целеустремлённость, которые он проявляет на каждом занятии. Практика показывает, что именно «эти качества в соединении с выносливостью, эмоциональностью и одухотворённостью помогают не только освоить и довести до высокого уровня владение техникой танца и стать успешным танцовщиком, но и приобретают особую значимость при отсутствии идеальных физических специальных данных в силу того, что в соединении с достаточными, а не идеальными природными физическими специальными данными обеспечивают возможность самореализации личности в профессиях, не связанных с исполнительской хореографической деятельностью, ... таких как ... танцевальный терапевт, кинезиолог, аниматор, тренер по аэробике, постановщик танцевальных эпизодов в шоу-проектах и др.» [1, с. 48].

Однако во многих профессиональных танцевальных коллективах до сих пор присутствует так называемый принцип «старой школы», реализующийся в жестком отборе детей по различным критериям, относящимся к хореографии. Здесь у ребенка должны быть не только желание и «рвение» к танцевальному искусству, но и самое главное - пластическо-ритмические данные.

Обучение ребенка в профессиональных хореографических коллективах и подготовка к концертной деятельности начинаются с 3-4-х лет и продолжаются 3-4 года. Но за эти годы подготовки нет гарантии, что ребенок пройдет конкурсный отбор и попадет в концертный состав детского профессионального хореографического коллектива, что может стать причиной неуверенности ребенка, его замкнутости в себе, а в худшем случае - и вовсе отбить желание реализовывать себя в данном виде искусства. Во избежание подобной ситуации ребенок нуждается в психолого-педагогической поддержке на

протяжении всего подготовительного курса обучения. Тем не менее, практика организации учебно-воспитательного процесса в профессиональных танцевальных коллективах не предусматривает данное направление работы с детьми, поэтому многие юные танцоры крайне болезненно переживают отказ зачисления в концертный состав коллектива и часто отказываются продолжать занятия любимым видом художественной деятельности в других коллективах и учебных заведениях.

Специфика организации учебной деятельности в профессиональных танцевальных коллективах такова, что основное время занятий отводится на отработку технических навыков танцоров, так как основная задача коллектива - подготовка концертного репертуара для последующих выступлений. Каждой танцевальной группе соответствует своя программа обучения. Если на занятиях в группах концертного состава дети изучают классический, русский, современный танец и акробатику, то в подготовительных группах -это только основы хореографии и ритмика. Очень часто учебные программы, подготовленные педагогами указанных танцевальных коллективов, не соответствуют общепринятым требованиям к составлению учебных программ. В них может отсутствовать пояснительная записка, определяющая принципы организации учебного процесса, а содержание программы отражать только отдельные виды движений, которые должен освоить ребенок, например, «лягушка в партере», марш, приставные шаги, подскоки и т.д. Нет указаний о количестве часов, которые отводятся на изучение отдельных движений. Комбинации из танцевальных движений, которые осваивает ребенок, составляются исключительно педагогом. Из заданий творческого типа предлагается только составление ребенком небольшой танцевальной комбинации, которую он должен продемонстрировать в конце года. Таким образом, занятия в подготовительных группах предполагают в течение всего года как основной метод обучения - репродуктивный (тренинг). Занятия в указанных коллективах обычно проводятся не менее трех раз в неделю по 45 минут. Типичная схема танцевального урока подготовительной группы: разминка (для головы, плеч, рук, корпуса, ног); основная часть занятия - изучение музыкально-ритмического материала, тренировочных вспомогательных движений, элементов хореографической азбуки; работа над этюдами, танцами; заключительная часть - закрепление пройденного музыкально-ритмического материала; музыкально-танцевальные импровизации. Как показывает практика, во второй части урока дети обычно устают и теряют интерес к занятию.

Степень освоенности знаний, умений и навыков учащимися разных учебных групп осуществляется с помощью экзаменационного урока в конце каждого года обучения. Экзамен представляет собой открытый урок, на котором присутствуют родители каждого ребенка, преподаватель, концертмейстер и художественный руководитель ансамбля. В конце данного урока, руководитель ансамбля делает окончательный вывод, кто из детей продолжает заниматься в данном коллективе, а если это подготовительная группа третьего

года обучения - поступает ли ребенок в концертный состав танцевального коллектива. Данная методика оценивания юных учащихся ведется без учета их индивидуальных физических и психических особенностей. Таким образом, экзамен является своеобразным эмоциональным ударом по неокрепшей психике ребенка. Всего этого можно было бы избежать при постоянной психолого-педагогической поддержке учащегося, направленной на осознание им своих реальных и потенциальных возможностей и интересов в танцевальном искусстве, а также на адекватную оценку своих достижений.

В современной научной литературе употребляется два понятия: «психолого-педагогическое сопровождение» и «психолого-педагогическая поддержка», которые аналогичны по своей сущности. Основоположником введения в педагогическую науку понятия «психолого-педагогическое сопровождение» в России стал О.С. Газман, который определил сущность данного понятия как оказание предупреждающей и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем; в успешном продвижении в обучении, эффективном межличностном общении, жизненном самоопределении [2].

Психолого-педагогическое сопровождение в сфере хореографии - это целостная, системно организованная деятельность педагога-хореографа, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения, развития и продвижения каждого ребенка в хореографическом искусстве в среде детского профессионального хореографического коллектива. Данная деятельность педагога-хореографа сосредоточена на позитивных сторонах и преимуществах ребенка в хореографическом искусстве с целью укрепления его самооценки, помогающей юному танцору поверить в себя и свои способности.

Задачами психолого-педагогического сопровождения применительно к хореографии являются:

- систематическое отслеживание уровня развития и обучения каждого ученика подготовительной группы хореографического коллектива;

- создание социально-психологических условий для развития познавательных возможностей учащегося и его успешного обучения в подготовительной группе хореографического коллектива;

- организация помощи детям, имеющим проблемы в обучении и достижении цели в подготовительной группе детского хореографического коллектива.

Психолого-педагогическое сопровождение в подготовительных группах хореографического коллектива предусматривает:

- диагностику реальных возможностей ребенка в области хореографии;

- изучение динамики развития хореографических способностей учащихся;

- диагностику готовности детей к переходу в основной состав хореографического коллектива.

Применительно к деятельности педагога-хореографа в подготовительной группе детского профессионального хореографического коллектива психолого-педагогическая поддержка выражается: в создании условий для осуществления танцевальной деятельности учащегося, в стимулировании его стремления совершенствоваться в данном виде искусства, в преодолении страха перед отказом о зачислении в концертный состав коллектива, в восстановлении и укреплении ощущения собственной значимости.

Специфика обучения хореографическому искусству связанна с постоянной физической нагрузкой. Длительное изучение, проработка, повторение минимального количества материала (движений) с одной стороны, способствует улучшению качества его усвоения, что в дальнейшем явится фундаментом танцевальной деятельности, а с другой стороны, делает занятия однообразными, что не позволяет поддерживать эмоциональную и физическую активность ребенка. Поэтому физическая нагрузка должна быть совмещена с творчеством, умственным трудом и эмоциональным выражением. Задачей педагога здесь является создание впечатления новизны за счет разнообразия сочетаний изучаемых танцевальных движений, развития творческого воображения детей, воспитания у них стремления к грамотному выражению эмоции танцевальными средствами, к творческому самовыражению. Этому может способствовать широкое использование нетрадиционных форм занятий, предусматривающих достаточное количество разнообразных творческих заданий, а также включение методов поддержки развития аналитико-рефлек-сивных способностей (метод наблюдения, метод коллективного анализа деятельности, метод размышления) для развития у ребенка умения трезво оценивать свои профессиональные способности; методов поддержки развития интеллектуальных способностей (метод «ролевой игры», метод развития интуиции, метод психотренинга, метод мозгового штурма, метод беседы) для расширения знаний ученика в области хореографического искусства и творческой практики других танцевальных коллективов, в которых он может продолжить раскрывать свой талант в случае отказа от зачисления в концертный состав; методов развития организаторских и коммуникативных способностей (метод игры, метод упражнений, метод «творческого выполнения задач», метод творческого поиска) для создания комфортной атмосферы на занятиях.

Критериями эффективности психолого-педагогической поддержки учащихся старшей подготовительной группы на хореографических занятиях можно считать:

- эмоциональное состояние учащихся, регистрирующее уровень эмоциональной устойчивости; наличие умения ограничивать эмоциональные порывы, умение систематически выполнять задания; степень желания учиться;

- интерес к занятиям, фиксирующий наличие позитивного отношения к танцевальному коллективу, педагогу-хореографу, образовательному процессу, самому себе;

- самооценку детьми собственных результатов, фиксирующую адекватность оценивания своих способностей в сфере хореографического искусства.

Для этого педагог-хореограф может использовать личностные опросники, тесты достижений, рисуночные тесты, социометрию.

Как известно родители имеют большое влияние на своих детей, поэтому для педагога-хореографа очень важна работа с родителями его воспитанников по определению возможных путей преодоления возникающих проблем при обучении хореографическому искусству.

Проведенная магистрантом Института музыкального и художественного образования ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Л.М. Зайнуллиной опытная работа на базе Детской государственной филармонии г. Екатеринбурга на занятиях старшей подготовительной группы ансамбля танца «Улыбка» показала эффективность такого психолого-педагогического сопровождения учащихся в профессиональных хореографических коллективах.

Список литературы:

1. Вертохина А.В., Самакаева М.Ю. Педагогические условия активизации профессионального самоопределения учащихся детской хореографической школы: монография / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - Екатеринбург, 2013.

2. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. - 1996. - № 6. - С. 1-37.

ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ МОСКВЫ

© Сергиенко И.А.*

Высшая школа психологии при РАН, г. Москва Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Данная статья представляет собой описание построения регрессионной модели субъективного качества жизни (СКЖ) для молодежи, проживающей в Москве, на основе выделения статистически значимых ценностей субъективного качества жизни.

В статье показан вклад таких статистически значимых ценностей, как работа, здоровье, свое жилье, семья, на субъективное качество жизни.

Статья может быть полезной как для студентов-психологов, так и для научных работников, интересующихся данной темой. Статья пока-

* Аспирант кафедры Философии РЭУ им. Г.В. Плеханова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.