ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Еремина Е.А. Email: [email protected]
Еремина Евгения Анатольевна - старший воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 28 «Орленок», г. Керчь, Республика Крым
Аннотация: статья посвящена изучению особенностей организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи, экспериментальным путем доказана эффективность программы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи, сделаны выводы, что дети данной категории нуждаются в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении, которое предполагает глубокое изучение особенностей их психики, определение психолого-педагогических условий обучения и воспитания, составление индивидуальной образовательной траектории, оказание консультативной помощи родителям и педагогам. Осуществление такого сопровождения помогает успешно корректировать ход их психического развития и становления личности.
Ключевые слова: сопровождение, психолого-педагогическое сопровождение, дети старшего дошкольного возраста, нарушения речи.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN WITH SPEECH IMPAIRMENT
Eremina EA.
Eremina Evgenia Anatolyevna - Senior Educator, MUNICIPAL BUDGETARY PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION COMBINED KINDERGARTEN № 28 "ORLYONOK", KERCH, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article is devoted to the study of the features of the organization of psychological and pedagogical support of senior preschool children with speech impairment, the effectiveness of the program of psychological and pedagogical support of children with speech impairments has been experimentally proved, it is concluded that children of this category need specially organized psychological and pedagogical support, which involves a deep study of the characteristics of their psyche, the determination of the psychological and pedagogical conditions of training and education, the preparation of an individual educational trajectory, the provision of advice to parents and teachers. The implementation of such support helps to successfully correct the course of their mental development and personality formation.
Keywords: support, psychological and pedagogical support, children of senior preschool age, speech disorders.
УДК 1174
DOI: 10.24411/2312-8089-2020-12211
Социально-экономические изменения в обществе на современном этапе отражаются в серьезных изменениях в системе образования. Специальная педагогика переживает кризисный период, расширяется реабилитационное пространство, что обусловливает необходимость широкого охвата различных категорий детей с
отклонениями в развитии; осознается необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождения детей разных возрастных групп.
Однако следует отметить, что количество детей с проблемами физического, психологического и эмоционального развития постоянно увеличивается. Так, за последние 10 лет количество детей с различными психофизическими нарушениями увеличилось на 22% [1, с. 7]. Учитывая это, на сегодня чрезвычайно актуальной является организация психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Активное вовлечение таких детей в общеобразовательное пространство ставит новые требования по обеспечению учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса, в том числе психолого-педагогического сопровождения указанной категории детей. В частности, существует необходимость разработки методических подходов к обеспечению психолого-педагогического воздействия на детей с нарушениями речи, учитывая их неоднородность и особенности обучения.
Полноценное владение родным языком в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Своевременное и полноценное формирование речи в старшем дошкольном возрасте закладывает основы успешного дальнейшего обучения в школе. Как показывает практика, к моменту поступления в школу у детей часто возникает множество проблем с речью (недостаточный словарный запас, неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос, использовать интонации, неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст и др.), поэтому актуальность проблемы развития речи именно в старшем дошкольном возрасте очевидна.
Анализ последних научных исследований. Концепция сопровождения как нового направления в оказании помощи детям и их окружению начала активно разрабатываться с середины 90-х годов прошлого века. Теоретические и практические аспекты психолого-педагогического сопровождения отражены в работах современных исследователей А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, С.В. Духновского, А.А. Козырева, Н.Н. Назаровой, А.Е. Обуховой, Р.В. Овчаровой, Т.И. Чирковой, Л.М. Шипицыной и др.
Таким образом, проблема психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в образовательном учреждении не вызывает сомнения и требует дальнейшего исследования.
Таким образом, цель статьи - проанализировать проблему организации психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Изложение основного материала исследования. Термин «сопровождение» сегодня прочно вошел в отечественную науку и практику работы, он активно используется в различных направлениях педагогики и психологии.
Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова, характеризуя специфику психолого-педагогического сопровождения, в основу работы с детьми с образовательными потребностями кладут сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращение всякого возможного их искажения и торможения. По мнению авторов, программы сопровождения должны составляться таким образом, чтобы их можно было варьировать.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи включает в себя профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую), консультирование (индивидуальное и групповое); развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекционную работу (индивидуальную и групповую); психологическое просвещение и обучение; формирование психологической культуры педагогов, родителей; экспертизу образовательных программ, проектов, пособий,
образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в сотрудничестве со всеми субъектами: администрацией учреждения, детьми, воспитателями и, в случае необходимости, смежными специалистами (учителями-логопедами, дефектологами, медработниками и др.). Педагоги и родители - активные участники этого процесса. Воспитатель использует рекомендации психолога, осуществляет педагогическое сопровождение развития ребенка, а родители поддерживают его, обеспечивая эмоциональный комфорт, защиту, любовь и тепло.
С целью изучения эффективности психолого-педагогического сопровождения в работе с детьми старшего дошкольного возраста нами было проведено эмпирическое исследование. В исследовании приняли участие воспитанники МБДОУ г. Керчи «Детский сад комбинированного вида № 28 «Орленок» (20 детей с нарушениями речи, из них 10 вошли в контрольную группу, 10 - в экспериментальную), их родители и воспитатели.
Эмпирическое исследование состояло из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
В качестве наиболее важных параметров для исследования особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи нами были определены следующие:
- уровень развития познавательной сферы, в качестве основных методик проведены «Чего не хватает на этих рисунках?», методика «Узнай, кто это», методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?», методика. «Найди и вычеркни», методика «Проставь значки»;
- уровень развития эмоционально-личностной сферы изучался с помощью методики «Проективные рассказы», методики «Определение ребенком эмоциональных состояний человека», семейный тест отношений (СТО) (Модифицированный вариант Марковской И.М.);
- уровень развития коммуникативной сферы (степень овладения правилами и навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми) - методика «Лесенка Щур», методика «Капитан корабля».
По результатам констатирующего эксперимента нами были сделаны выводы, что у детей с нарушениями речи наблюдаются недоразвитие когнитивной деятельности, нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления и т.д.; нарушения развитии эмоционально-личностной сферы, не сформированы коммуникативные навыки, дети не готовы к дружеским и доверительным отношениям с близкими взрослыми и сверстниками, они с трудом овладевают этическими нормами поведения. Значительных отличий по результатам констатируемо эксперимента у детей контрольной и экспериментальной групп обнаружено не было. Данные, полученные в ходе диагностики, убедили нас в разработке программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Целью программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи стало создание оптимальных условий для обеспечения равенства возможностей для получения качественного образования детьми с нарушениями речи.
В качестве основных задач программы психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи выделены следующие:
- обеспечить всестороннее развитие детей с нарушениями речи, обогащение их социального опыта и гармоничного включение в коллектив сверстников;
- создать условия для овладения детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;
- развивать психические функции, обеспечивающие усвоение образовательных областей;
- создавать для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнивать его с самим собой;
- формировать положительную мотивацию к деятельности;
- формировать психофизическое здоровье детей;
- обеспечить эмоциональное благополучие.
- повышать психологическую компетентность родителей, воспитателей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи реализовывалась в трех направлениях: коррекционная работа с детьми с нарушениями речи, работа с воспитателями, работа с родителями.
После реализации программы психолого-педагогического сопровождения с детьми с нарушениями речи был проведен контрольный эксперимент.
Целью контрольного эксперимента является выявление особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи после формирующего эксперимента. Контрольный эксперимент был организован по критериям и методикам констатирующего эксперимента.
Это дало возможность получить сравнительные данные, свидетельствующие об эффективности разработанной нами программы психолого-педагогического сопровождения.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов показал значительный разброс данных у детей контрольной и экспериментальной групп. У дошкольников экспериментальной группы значительно улучшились показатели развития когнитивной сферы, наблюдается улучшение эмоционально-личностного развития, сформированность коммуникативных навыков.
Основные выводы. Таким образом, программа психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, тесное взаимодействие логопеда, воспитателей, специалистов ДОУ и родителей привели к положительной динамике развития детей с нарушениями речи. Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что дети с нарушениями речи нуждаются в специально организованном психолого-педагогическом сопровождении, что предполагает глубокое изучение особенностей их психики, определение психолого-педагогических условий обучения и воспитания, составления индивидуальной образовательной траектории, оказание консультативной помощи родителям и педагогам. Осуществление такого сопровождения поможет успешно корректировать ход их психического развития и становления личности.
Перспектива дальнейших разработок. Наше дальнейшее исследование направлено на разработку методических рекомендаций для практических психологов по диагностике и психокоррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Список литературы
1. Азаров Л.В. Необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в дошкольной образовательной организации // В сборнике: Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современногообщества, 2019. С. 259-264.
2. Барбина В.Д., Сунагатуллина И.И. Психолого-педагогическое сопровождение (III 1С) детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // В сборнике: Логопедия в образовании, здравоохранении и социальной сфере: региональный аспект, 2020. С. 70-72.
3. Гущина Т.Н., Шиндикова Е.Д. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи. В сборнике: Педагогика и психология современного образования: Теория и практика, 2020. С. 236-243.
4. Михайлова И.М., Жмурова Е.Е., Перова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ // В сборнике: Образование: традиции и инновации, 2017. С. 156-158.
5. Михайлова О.В. Система психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи // Вестник практической психологии образования, 2019. № S4 (4). С. 53-61.
6. Ушачева Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида // В сборнике: Новейшие достижения и успехи развития педагогики и психологии, 2017. С. 25-28.
7. Щербак С.Г. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушениями речи // В сборнике: Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и перспективы, 2018. С. 379-383.