Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, СОСТОЯЩИХ НА РАЗНЫХ ВИДАХ УЧЕТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, СОСТОЯЩИХ НА РАЗНЫХ ВИДАХ УЧЕТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ «ГРУППЫ РИСКА» / НАПРАВЛЕНИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тарова Варвара Сергеевна

В статье рассматривается понятие сопровождения детей, стоящих на различных видах учета, акцентируется внимание на совместное, психолого-педагогическое, сопровождение детей «группы риска», формулируются основные направления сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тарова Варвара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WHO ARE REGISTERED IN VARIOUS TYPES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article discusses the concept of accompanying children who are on various types of accounting, focuses on joint, psychological and pedagogical, support of children of the "risk group", formulates the main directions of support.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, СОСТОЯЩИХ НА РАЗНЫХ ВИДАХ УЧЕТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 37.015

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ, СОСТОЯЩИХ НА РАЗНЫХ ВИДАХ УЧЕТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Тарова В.С.

ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет»

(г. Кострома, Россия)

Аннотация. В статье рассматривается понятие сопровождения детей, стоящих на различных видах учета, акцентируется внимание на совместное, психолого-педагогическое, сопровождение детей «группы риска», формулируются основные направления сопровождения.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, дети «группы риска», направления сопровождения, несовершеннолетние

правонарушители, личностные черты несовершеннолетних правонарушителей.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WHO ARE REGISTERED IN VARIOUS TYPES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Tarova V. S. Kostroma State University (Kostroma, Russia)

Abstract. The article discusses the concept of accompanying children who are on various types of accounting, focuses on joint, psychological and pedagogical, support of children of the "risk group", formulates the main directions of support.

Keywords: psychological and pedagogical support, children of the «risk group», directions of support, juvenile delinquents, personality traits of juvenile delinquents.

Самым слабым и незащищенным элементом общества являются

несовершеннолетние, так как в силу эмоциональной, духовной и физической незрелости они не способны справиться с различными социальными препятствиями, такими как: низкий уровень жизни населения, ненадлежащее воспитание со стороны законных представителей,

незаинтересованность образовательных

учреждений, отсутствием мест проведения культурного досуга. Как следствие, они становятся «легкой добычей» в руках преступников и лиц, формирующих ложные ценности об обществе, морали, семье и т.д. Эти тревожные тенденции приводят к росту

совершаемых правонарушений среди подростков, вследствие чего дети ставятся на различные виды учета (КДН и ЗП, ГДН, ВШУ).

Несовершеннолетние правонарушители при различных особенностях поведения и их личностных черт, отличаются некоторыми общими характеристиками. К таким характеристикам относят отсутствие увлечений, бедность ценностных ориентаций, примитивность. У таких детей, как правило, повышенная внушаемость, недоразвитость каких-либо нравственных представлений, подражательность, низкий уровень

интеллектуального развития. У них можно заметить неадекватную самооценку (она либо слишком завышена, либо наоборот занижена),

неумение находить выход из трудных ситуаций, повышенная тревожность, защитные механизмы преобладают над другими. Агрессивность для таких детей является средством поднятия престижа,

демонстрирования своей взрослости, самостоятельности и крутости [1].

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций раскрытия личностных черт несовершеннолетних правонарушителей. Мы рассмотрим более внимательно классификацию Л. М. Семенюка, который выделил четыре группы.

1 группа. Молодые люди со стойким комплексом аномальных, безнравственных, примитивных потребностей, которые имеют деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к праздному времяпровождению. У них мы видим безразличное отношение к переживаниям других, эгоизм, цинизм, неуживчивость, озлобленность, отсутствие авторитетов, дерзость, грубость, драчливость, вспыльчивость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

2 группа. Молодые люди с искаженными потребностями и ценностями, обладающие незначительно широким кругозором интересов, которые отличаются обостренным индивидуализмом, желающие занять высокую ступень в обществе, за счет притеснения слабых и младших. Желание применять физическую силу проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее их.

3 группа. Молодые люди, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении доминируют косвенная и вербальная агрессия.

4 группа. Молодые люди, которые отличаются слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма узким кругом общения, отличаются мнительностью, безволием, мстительностью и трусливостью. Для них свойственно заискивающее поведение, перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении доминирует негативизм и вербальная агрессивность [2].

На портале правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ представлена

информация, в соответствии с которой следует, что по Костромской области за январь-сентябрь 2021 года:

1. Предварительно расследовано особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии -5.

2. Предварительно расследовано тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии -36.

3. Предварительно расследовано преступлений средней тяжести, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии -23.

4. Предварительно расследовано преступлений небольшой тяжести, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии - 32.

Согласно статистике управления МВД России по Костромской области за период с января по сентябрь 2021 года по Костромской области отмечается снижение преступности несовершеннолетних (-3,0%; с 99 до 96). Во многом это результат профилактической работы инспекторов ГДН, школы и т.д.

Поэтому наличие психолого-педагогического сопровождения данной категории детей, способствует

предотвращению совершения преступлений среди несовершеннолетних. Э.М.

Александровская рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем или их предупреждении в условиях образовательного процесса [3].

В данной сфере деятельности педагог -психолог может выступать и в качестве инспектора ПДН. Многие со мной могут поспорить, что такого не может быть, но я считаю иначе. Ведь по сфере своей деятельности, мы имеем дело с тонкой структурой, как неокрепшая психика детей. Процесс формирования личности у них еще происходит, поэтому они больше подвержены различным влияниям. И для того, чтобы развитие личности ребенка не отклонялось от нормы, к нему нужно относиться с особым вниманием. Ни в коем случае нельзя допускать возможность нанесения какой-либо

психологической травмы, так как она может отразиться на нем и в последующей работе, может быть трудно исправима. Педагог -психолог обязан, посредством гармонизации психического развития подростка, обеспечить ему успешную социализацию, способствовать сохранению здоровья и предупреждения отклонений в их развитии и поведении.

Основными направлениями

сопровождения специалистами

общеобразовательного учреждения данной категории детей, совместно с инспектором ГДН и КДН и ЗП являются:

1. Диагностическое (анализ документации; проведение диагностики).

2. Коррекционно-развивающее (учебный контроль со стороны социального педагога, педагога психолога, других учителей; оказание помощи в преодолении вредных привычек с привлечением медицинского работника и других специалистов; повышение учебной мотивации).

3. Консультативно-просветительское (оказание помощи в вопросах обучения, консультация педагогов и родителей) [4, 5].

Таким образом, для изменения данной ситуации, необходима планомерная работа по коррекции и профилактике асоциального поведения. Одним из условий повышения

эффективности данной работы является совместное, психолого-педагогическое,

сопровождение детей «группы риска».

Библиографический список

1. Мельникова М.Л. Агрессивное поведение делинквентных подростков: детерминанты и условия коррекции: дис. ...канд. псих. наук. 19.00.07. - Екатеринбург, 207 г. - 24 с.

2. Филонов Л. Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением / Л. Б. Филонов // Наука. - 1997. - С. 284.

3. Федина Л.В. Основы педагогического мастерства психолого-педагогическое сопровождение начального образования: учеб. пособие для СПО / Л. В. Федина: Тюменский государственный университет. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 2-е изд. — 131 с. — (Серия: Профессиональное образование).

4. Осипова Е.А. Основные направления деятельности педагога-психолога / Е.А. Осипова, Е.В. Чуменко // Академия последипломного образования. - 2006. - С. 84.

5. Щелин И. Профилактическая и коррекционная работа с подростками-правонарушителями / И. Щелин // Воспитание школьников. - 2003. - № 6 - С. 27-29.

Тарова Варвара Сергеевна, магистрант, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Косторма, Россия).

e-mail: tarovavarvara@mail.ru

Козырева Татьяна Владимировна, научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет» (г. Косторма, Россия).

Дата поступления статьи: 15.12.2021

© Тарова В.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.