Научная статья на тему 'Деятельность социального педагога по сопровождению несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе'

Деятельность социального педагога по сопровождению несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1227
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОБВИНЯЕМЫЙ / ЭТАПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО ИЛИ ПОДОЗРЕВАЕМОГО В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фазлыева Айгуль Фаритовна, Скрябина Лидия Сергеевна, Галиахметова Римма Рамилевна

Сопровождение несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве. Требования к специалисту, осуществляющему сопровождение несовершеннолетнего в уголовном процессе. Права, обязанности и задачи социального педагога, сопровождающего подростка в уголовном судопроизводстве. Этапы сопровождения несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фазлыева Айгуль Фаритовна, Скрябина Лидия Сергеевна, Галиахметова Римма Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The activities of the social teacher to escort the minor defendant or suspect within a criminal process

Accompanishment of minores in criminal proceedings. Requirements for specialist reakising the accomplishment of minores in criminal procees. Rights, duties and responsibilities of social teacher, escorting teenager in criminal procees. Stages of support for minores, accused or suspected in a criminal process.

Текст научной работы на тему «Деятельность социального педагога по сопровождению несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе»



Деятельность социального педагога по сопровождению несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе

Айгуль Фаритовна Фазлыева,

старший преподаватель кафедры социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук

Лидия Сергеевна Скрябина,

старший преподаватель кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, кандидат педагогических наук

Римма Рамилевна Галиахметова,

социальный педагог СОШ № 70 Калининского района г. Уфы

• подростки группы риска • уголовный процесс • сопровождение несовершеннолетнего в уголовном процессе • несовершеннолетний обвиняемый • этапы сопровождения несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе

Детская и подростковая преступность, которая ранее оценивалась как локальная, в настоящее время переросла в общегосударственную проблему. По данным МВД России, в стране насчитывается более 2 млн несовершеннолетних правонарушителей, столько же беспризорных, не имеющих постоянного места жительства, находящихся вне рамок государственного и семейного попечительства. В ряде городов страны действуют не только криминальные подростковые и молодёжные группировки, делающие ставку на насилие, но и экстремистские организации. Статистические данные криминалистического характера последних лет по-казвают, что удельный вес совершения преступлений среди несовершеннолетних остаётся стабильным.

Одна их функций социального педагога — проведение совместно со смежными специалистами профилактических и коррек-ционных мероприятий с детьми группы риска для предупреждения преступлений. Однако, как показывает практика, такие действия не всегда приводят к положительному результату. Если же подросток совершает преступление и в его отношении возбуждают уголовное дело, то на школьного социального педагога возлагается обязанность сопровождать его на всех стадиях уголовного процесса. И это вполне оправданно, так как именно социальный педагог, осуществляющий ранее социально-профилактическую работу, хорошо знает личностные особенности ребёнка, его интересы, специфику социального окружения, информирован об основных проблемах его семьи и т.д.

Взаимодействие с подростком группы риска и установление с ним коммуникативного

-е-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

контакта в чрезвычайной ситации (а именно так рассматривается в школе возбуждение уголовного дела в отношении одного из учеников) позволяет социальному педагогу сотрудничать с ним на всех этапах уголовного судопроизводства, отстаивать его права и интересы, а также контролировать ситуацию, чтобы не допустить понижение его статуса. Таким образом, сопровождение несовершеннолетнего на протяжении всех этапов уголовного судопроизводства позволяет ему пройти этот сложный пусть с теми людьми, которые его знают много лет.

В толковом словаре В. Даля слово сопровождать трактуется как «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать» [3]. В самом общем значении оно понимается как встреча двух людей, предполагающая совместное прохождение общего отрезка пути или прохождение с кем-либо части пути в качестве спутника или провожатого. Одним из таких провожатых на этом пути несовершеннолетнего выступает социальный педагог, который оказывает ему и его семье помощь психологического, юридического, социально-педагогического характера.

Социальному педагогу для оказания целенаправленной помощи несовершеннолетнему обвиняемому или подозреваемому в совершении уголовного преступления необходимо иметь чёткие представления о том, как следует выстраивать с ним взаимодействие и каким образом осуществлять защиту его интересов. Установлению контакта с несовершеннолетним способствует неформальная беседа с использованием социальным педагогом различных техник общения (информирование, убеждение, установление логических взаимосвязей, анализ ситуаций, переоценка и т.д.). Конечно, эффективность диалога зависит прежде всего от того, является ли социальный педагог референтным лицом для несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого. М.И. Еникеев пишет, что «педагог должен быть авторитетным для подростка лицом, способствующим установлению коммуникативного контакта, взаимопониманию следователя и несовершеннолетнего» [4].

Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетнего регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ (основная глава 50). Лицом, осуществляющим процесс сопровождения подростка на всех этапах уголовного судопроизводства, может выступать социальный педагог школы, который действует как самостоятельный участник уголовного процесса.

В процессе рассмотрения уголовного дела у следственных и судебных органов могут возникнуть вопросы, непосредственно связанные с особенностями подследственных, касающихся их положения

Социальному педагогу для оказания целенаправленной помощи несовершеннолетнему обвиняемому или подозреваемому в совершении уголовного преступления необходимо иметь чёткие представления о том, как следует выстраивать с ним взаимодействие и каким образом осуществлять защиту его интересов.

в образовательном учреждении, либо иные вопросы, ответы на которые входят в профессиональную компетенцию социального педагога школы.

К специалисту, осуществляющему сопровождение несовершеннолетнего в уголовном процессе, предъявляются такие требования: наличие специальных педагогических знаний; практический опыт работы с несовершеннолетними; незаинтересованность в исходе дела. В то же время у специалиста существуют права и обязанности, которые сформулированны в статье 425. Следователь (дознаватель) не может проводить допрос или осуществлять иные действия с несовершеннолетним без социального педагога, поскольку именно социальный педагог следит за тем, чтобы не ущемили права и интересы ребёнка. Согласно ст. 425 п. 5 при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого участвует педагог, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нём записей; корректировать вопросы следователя в случае, если они сформулированы непонятно для подростка или имеют наводящий характер. Протокол допроса оформляется не самостоятельным процессуальным документом, а протоколом следственного или судебного действия. Прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают участие социального педагога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого.

Перед социальным педагогом, осуществляющим сопровождение подростка в уголовном судопроизводстве, стоят задачи:

• подготовить документы о несовершеннолетнем, его семье и предоставить информацию о проделанной работе в следственные органы;

• подготовить ребёнка к участию в судебном разбирательстве;

• соблюдать права и законные интересы несовершеннолетнего, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в ходе уголовного и судебного разбирательства.

Решение поставленных задач возможно, если социальный педагог придерживается следующих принципов: уважение и принятие; законность; справедливость; автономность; действия с позиции интересов ребёнка; независимость; конфиденциальность и т.д.

Согласно УПК РФ процесс сопровождения подростка состоит из следующих этапов (стадий):

1-й этап — возбуждение уголовного дела;

2-й этап — предварительное расследование;

3-й этап — подготовка к судебному заседанию;

4-й этап — судебное разбирательство в суде;

5-й этап — исполнение приговора.

Рассмотрим каждый из этапов сопровождения несовершеннолетнего обвиняемого или подозреваемого в уголовном процессе.

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

Возбуждение уголовного дела

Основная цель деятельности социального педагога на этом этапе — сбор полной (в том числе, закрытой) информации о ребёнке и его семье. Из такой информации складывается объективная характеристика ребёнка, которая необходима как стороне обвинения, так и защиты.

Для участия социального педагога общеобразовательной школы в уголовном судопроизводстве следователь (дознаватель) ОВД или сторона защиты оформляют мотивированное постановление, в котором указывается необходимость участия социального педагога на этапе предварительного расследования. Данное постановление затем подшивается к уголовному делу. Социальный педагог производит подготовку ряда документов, которые будут затем приобщены к рассматриваемому следственному делу и использованы на суде. Пакет документов надлежащим образом заверяется у директора общеобразовательной школы. В пакет документов для уголовного судопроизводства входят документы, отражающие характерологические особенности подростка:

1. Акт обследования жилищно-бытовых условий.

2. Характеристика на ребёнка.

3. Табель успеваемости школьника.

4. Протоколы совета профилактики и т.д.

5. Информация о проделанной работе с подростком.

Социальный педагог должен получить от родителей несовершеннолетнего заявление о том, что сведения из их личной жизни будут преданы огласке в следственных и судебных органах.

Предварительное расследование

На этой стадии социальный педагог сопоставляет и анализирует информацию о ситуации, позволяющую в последующем учитывать законные интересы ребёнка в течение всего периода следственных действий.

На данном этапе социальный педагог также взаимодействует с органами дознания (следствия), предоставляет запрошенные материалы о несовершеннолетнем и информирует их по таким аспектам:

• перенесённые заболевания;

• особенности познавательной сферы;

• особенности общения и статус подростка в классном коллективе;

• отношение к учёбе;

• особенности его поведения в социуме — друзья, взаимоотношения со сверстниками;

• наличие вредных привычек;

Для участия социального педагога общеобразовательной школы в уголовном судопроизводстве следователь (дознаватель) ОВД или сторона защиты оформляют мотивированное постановление, в котором указывается необходимость участия социального педагога на этапе предварительного расследования. Данное постановление затем подшивается к уголовному делу.

А.Ф. Фазлыева, Л.С. Скрябина, Р.Р. Галиахметова. Деятельность социального педагога по сопровождению несовершеннолетнего обвиняемого...

• условия семейного воспитания;

• занятость подростка в свободное от учёбы время.

Особенно важно, чтобы на этой стадии социальный педагог разъяснил и в случае необходимости представил дознавателю (следователю) доказательства того, что педагогическая безграмотность родителей или аморальный образ жизни, или попустительский стиль воспитания ребёнка в семье негативно отразились на его поведении (надлежащим ли образом родители воспитывали подростка; являлось ли ненадлежащее воспитание причиной совершения им преступления; при каких обстоятельствах ребёнок оказался вне контроля (надзора) со стороны родителя, и в том числе в день совершения преступления и пр.).

Задача социального педагога в процессе расследования уголовного дела — анализ обстоятельств, в том числе семейных, подтолкнувших несовершеннолетнего к преступлению, а также его личностных качеств. Провести такой анализ может лишь специалист, который имеет профессиональные знания, хорошо знает личностные качества ребёнка и сложившиеся обстоятельства.

--В рамках сопровождения социальный педагог даёт завода™ социального пе- ключение о том, можно ли исправить поведение ре-дагога в процессе рас- бёнка или воспитательное воздействие бесполезно следования уголовного и впредь он также будет совершать противоправные дела — анализ обстоя- действия. ^

тельств, в том числе Согласно ст. 425 ч. 3 социальный педагог принимает семейных, подтолкнув- участие при допросе несовершеннолетнего подозре-ших несовершеннолет- ваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16лет, него к преступлению, либо достигшего этого возраста, но страдающего а также его личност- психическим расстройством или отстающего в пси-ныхкачеств. хическом развитии. Выделенное положение часто приводит к тому, что на этом этапе действия и поведение педагогов соответствуют моделям, описанным в работах А.В. Бабушкина, Р.И. Зайнуллина [1; 5]:

1. Педагог пытается подменить собой адвоката. Он разъясняет права, следит, чтобы следователь не обманывал несовершеннолетнего.

2. Педагог встаёт на сторону следователя и поддерживает обвинительный уклон следственного действия.

3. Педагог формально выполняет свои функции: задаёт традиционные вопросы, читает протокол, вносит свои замечания.

4. Педагог обеспечивает педагогическую поддержку проведения допроса.

Наиболее оптимально — стилевое поведение социального педагога, соответствующее четвёртой модели, поскольку именно эта модель отвечает тем целям и задачам, которые поставлены перед ним как самостоятельным участником уголовного процесса. Все действия социального педагога направлены на то, чтобы были соблюде-

ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

О

ны права и законные интересы несовершеннолетнего, предусмотренные Конституцией РФ (не допустить со стороны дознавателя (следователя) по отношению к подследственному таких противозаконых мер воздействия, как запугивание, шантаж, обещание смягчить будущее наказание в обмен на дачу ложных, но «нужных» для следователей показаний и т.д.). Социальный педагог следит за длительностью допроса (общая продолжительность допроса не должна превышать двух часов). В случае, если подростку стало плохо, то необходимо потребовать приостановить или перенести допрос на другой день. Социальный педагог должен присутствовать при предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому в возрасте до 16 лет обвинительного акта при рассмотрении уголовного дела, а также принимать обязательное участие во всех следственных мероприятиях, связанных с получением информации от несовершеннолетних в форме дачи показаний (допрос, очная ставка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, опознание). Необходимо и способствовать установлению контакта между несовершеннолетним и следователем, который способствует созданию атмосферы доверия между сторонами. В случае проведения иных следственных действий вопрос об участии социального педагога должен решаться по усмотрению следователя [5]. Все собранные факты, информация, справки из общеобразовательной школы, протоколы допроса с несовершеннолетним подшиваются к уголовному делу, после чего оно передаётся в судебные органы.

Социальный педагог должен присутствовать при предъявлении несовершеннолетнему обвиняемому в возрасте до 16 лет обвинительного акта при рассмотрении уголовного дела, а также принимать обязательное участие во всех следственных мероприятиях, связанных с получением информации от несовершеннолетних в форме дачи показаний (допрос, очная ставка, проверка показаний на месте, следственный эксперимент, опознание).

-е-

Подготовка к судебному заседанию

Подготовка к судебному заседанию — первоначальная судебная стадия, в ходе которой судья изучает поступившее к нему уголовное дело и принимает решение о назначении дня судебного заседания.

Основной целью деятельности социального педагога является подготовка ребёнка к судебному рассмотрению. Социальный педагог разъясняет подследственному процедуру судебного разбирательства, как следует отвечать на вопросы суда, представителей прокуратуры, следователей, а также как следует себя вести в течение всего судебного разбирательства. Для этого используется метод беседы. Ребёнку необходимо разъяснить, каким должно быть его поведение и как отвечать на поставленные перед ним вопросы со стороны следственных органов и суда. Выстраивая коммуникативный контакт, целесообразно опираться, во-первых, на принцип безусловного принятия ребёнка, во-вторых, на принцип активного слушания и понимания.

Беседу с подростком следует организовать в спокойном месте, чтобы никто не смог её прервать. Смотреть прямо на него, в глаза, показывая ему всю серьёзность предстоящей беседы. Целесообразно пересказать некоторые положения, высказанные подростком, совместно анализировать их для того, чтобы он убедился, что его услышали взрослые. При этом не следует использовать такие фразы: «В твоём возрасте...», «Молодёжь в наши дни...» и, конечно, по возможности не критиковать его родителей. Полезно использовать в беседе методический приём самораскрытие, т.е. косвенное воздействие на подростка, когда социальный педагог делится своим личным опытом или приводит примеры из жизни его сверстников, тем самым побуждая его «стать самим собой».

Оказывая помощь в разрешении затруднительного для подростка вопроса, можно использовать различные способы, в том числе информирование, которое способствует повышению общей правой грамотности. Например, при объяснении ребёнку, что из себя представляет суд, социальный педагог разъясняет следующее:

Что такое суд?

Суд является одной из ветвей власти. Суд — высший орган, принятое им решение обязательно для исполнения. Следует помнить, что закон один для всех.

Кто принимает участие на судебном заседании?

В судебном процессе принимают участие: судья, секретарь, следователь, прокурор, потерпевший, подсудимый (обвиняемый), адвокат, свидетель, законные представители, специалист, эксперт, социальный педагог.

Что происходит в суде?

В назначенный день проходит судебное заседание, на котором прокурор поддерживает сторону обвинения, а сторона защиты представляет доказательства невиновности подсудимого. Тебя также пригласят для дачи показаний. Судья, выслушав все стороны, выносит решение с обвинительным или оправдательным вердиктом.

Для формирования умения отвечать на поставленные вопросы социальный педагог может использовать такой методический приём, как пожелание. В пожелании специалист даёт конкретные и понятные рекомендации либо озвучивает конкретные способы действия при решении актуальной задачи. Подросток оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации. Например, при постановке вопросов в суде, социальный педагог рекомендует подростку, как следует отвечать на вопросы следователя, прокурора, судьи:

• Отвечать только на конкретно поставленные вопросы.

• Аргументировать свои ответы конкретными фактами.

• Не пререкаться с сотрудниками полиции, прокуратуры.

Т Е Х Н О Л О Г И Я И П Р А К Т И К А

• Не следует выдумывать какие-либо события или факты, сообщать о том, в чём не уверен.

• Если необходимо что-либо сказать, то следует обращаться к судье со словами «Ваша честь, позвольте...», костальным участникам можно обращаться, называя их статус, т.е. «Уважаемый прокурор, отвечая на Ваш вопрос, могу пояснить следующее .»

• В случае, если вопрос неясен, то можно сказать: «Я не понял значение вопроса».

• Обдуманно отвечать на поставленный вопрос, при этом не волноваться.

Важной стороной беседы с подростком является формирование позитивного настроя. Социальный педагог в таких случаях говорит: «Не волнуйся, всё будет хорошо. Для этого помни, как себя следует вести в течение всего судебного разбирательства. Сохраняй уравновешенное поведение. До конца выслушай вопрос, только затем отвечай на него и т.д.»

Таким образом, проводя беседу с ребёнком, социальный педагог направляет усилия на подготовку его к сложному судебному разбирательству и способствует тому, чтобы не нарушались его законные права и интересы.

Разбирательство в суде

Цель социального педагога как специалиста на судебном заседании — не допустить понижение статуса ребёнка в процессе дачи показаний в оповещении суда, а также в случае необходимости ознакомление суда с личностными особенностями несовершеннолетнего, с характером детско-родительских отношений и т.д.

На этом этапе судебного разбирательства осуществляется рассмотрение уголовного дела с несовершеннолетним, которое проводится по общим правилам. Суд может принять решение, например, объявить родителям выговор о ненадлежащем воспитании ребёнка и установить контрольные сроки для устранения выявленных недочётов; поставить ребёнка на учёт в ОДН; поместить ребёнка в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при МВД Республики Башкортостан (ЦВИН); оказать меры воспитательного воздействия; поместить семью в социально-профилактический центр (СПЦ) по месту жительства; наложить на родителей ребёнка административное взыскание и т.д.

Исполнение приговора

Данная стадия характеризуется исполнением приговора, вступающего в законную силу через 10 дней со дня его оглашения.

О

О

УВД направляет информацию в школу о решении суда над несовершеннолетним. Социальный педагог совместно с другими специалистами школы осуществляет работу по профилактике правонарушений и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, а именно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• усиливает контроль за учебно-воспитательным процессом в школе;

• осуществляет патронаж семьи;

• проводит вечерние проверки подопечного контингента по месту жительства (совместно с представителями СПЦ, ОДН);

• администрация школы организует работу родительского патруля в вечернее время по микрорайону школы;

• на заседаниях совета профилактики рассматривается каждый факт совершения правонарушений учащимися образовательного учреждения, выясняются причины и условия, способствующие совершению правонарушений, принимаются меры по их устранению;

• изучается поведение ребёнка вне школы, а также осуществляются меры поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (при взаимодействии с КДН, СПЦ, органами опеки, психологическим центром).

Литература

1. Бабушкин А.В. Педагоги и правосудие — партнёры или оппоненты? М.: Проспект, 2000. С. 44. 2. Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве: Авто-реф.дис... кандидата юридических наук: 12.00.09. Ижевск, 2007. 3. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, тт. 1—4. М., 1978 (репринт изд. 1880-1884). 4. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.: Юристь, 1996.

С. 458.

5. Зайнуллин Р.И. Присутствие педагога при проведении очной ставки с участием несовершеннолетнего обвиняемого //

Закон и право. 2007. № 4. С. 79-80.

6. Конституция Российской Федерации

(принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008). 7.Уголовно-процессуальный кодекс РФ. / Текст с изм. И доп. На 10 февраля 2011 г.

(коллектив авторов).

При вынесении постановления об условном осуждении несовершеннолетнего с ним по запросу судьи проводится реабилитационная работа. Социальный педагог один раз в квартал представляет объективную характеристику на подростка.

Сопровождение несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве — неотъемлемая часть деятельности социального педагога школы. Для успешной реализации данной деятельности необходима высокая степень готовности к сотрудничеству с несовершеннолетним. Только в этом случае можно ожидать, что сопровождение обвиняемого или подозреваемого подростка будет эффективным.

-е-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.