Научная статья на тему 'Работа социального педагога с несовершеннолетними, привлекающимися к уголовной ответственности, в период судебно-следственного разбирательства'

Работа социального педагога с несовершеннолетними, привлекающимися к уголовной ответственности, в период судебно-следственного разбирательства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кабакова Ю. В.

Статья посвящена проблеме сопровождения социальным педагогом несовершеннолетних, привлекающихся к уголовной ответственности, в период судебно-следственного разбирательства. В ней обозначены права, задачи и обязанности социального педагога в работе с несовершеннолетними обвиняемыми. В статье обосновывается необходимость введения должности социального педагога в структурных подразделениях полиции, работающих с несовершеннолетними с целью оказания им психологической помощи, которая заключается в создании психологического комфорта и стабилизации состояния несовершеннолетних в условиях предварительного расследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кабакова Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа социального педагога с несовершеннолетними, привлекающимися к уголовной ответственности, в период судебно-следственного разбирательства»

РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ПРИВЛЕКАЮЩИМИСЯ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, В ПЕРИОД СУДЕБНО-СЛЕДСТВЕННОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

© Кабакова Ю.В.*

Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан

Статья посвящена проблеме сопровождения социальным педагогом несовершеннолетних, привлекающихся к уголовной ответственности, в период судебно-следственного разбирательства. В ней обозначены права, задачи и обязанности социального педагога в работе с несовершеннолетними обвиняемыми. В статье обосновывается необходимость введения должности социального педагога в структурных подразделениях полиции, работающих с несовершеннолетними с целью оказания им психологической помощи, которая заключается в создании психологического комфорта и стабилизации состояния несовершеннолетних в условиях предварительного расследования.

Для современной науки характерен повышенный интерес к проблемам производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних, так как в общей статистике лиц, совершивших преступления, значительное число преступлений совершается несовершеннолетними. Важное значение при этом имеют вопросы правовой защищенности несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Поэтому вопросы о гарантиях прав личности несовершеннолетнего правонарушителя, предупреждения преступлений среди несовершеннолетних, улучшения качества расследования преступлений, рассмотрения и разрешения дел судами, назначения справедливого наказания постоянно привлекает внимание ученых и практиков (А.Н. Бычков, И.И. Марков, И.А. Кудрявцев, С.И. Замогильный и др.)

Объект исследования: процессуальный статус социального педагога в уголовном судопроизводстве.

Предмет исследования: особенности педагогического сопровождения несовершеннолетних, привлекающихся к уголовной ответственности, в период судебно-следственного разбирательства.

Цель исследования: изучить и обосновать специфику работы социального педагога с несовершеннолетними, привлекающимися к уголовной ответственности, в период судебно-следственного разбирательства.

Порядок производства по делам о преступлениях несовершеннолетних определен главой 50 УПК РФ. Закон предъявляет особые требования к рас-

* Студент 5 курса специальности «Социальная педагогика». Научный руководитель: Яким-чук С.А., доцент, к.п.н.

следованию и судебному рассмотрению уголовных дел по обвинению несовершеннолетних, поскольку необходима максимальная защита их прав и интересов. Особенности производства по делам несовершеннолетних - это установленные законом правила расследования, рассмотрения дел в судах, направленные на гуманное отношение к несовершеннолетним, создание объективных предпосылок для оказания на них серьезного воспитательнопрофилактического воздействия.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает участие педагога в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. При этом законодательство отличается недостаточной детализацией положения педагога в уголовном судопроизводстве, и в практике возникает много вопросов относительно его участия в производстве по делам о преступлениях несовершеннолетних, а также по делам, в которых несовершеннолетними являются потерпевшие и свидетели.

Многие правоприменители неправильно понимают, для чего необходимо обеспечивать участие педагога, прежде всего в допросах несовершеннолетних, и делают это только потому, что этого требует закон. Отсутствие четкого понимания целей и задач педагога, участвующего в допросе, является одной из причин отрицательного отношения некоторых следователей, дознавателей, судей к этому участнику уголовного процесса. И как результат - пассивное поведение педагогов в ходе следственно-судебных действий, зачастую сводящееся лишь к формальному присутствию.

К тому же в качестве педагогов по сложившейся годами практике чаще всего привлекаются школьные учителя, которые, не владея знаниями в области уголовно-процессуального права, имеют неправильное представление об их функции на допросе либо не имеют его вообще.

Осложняет ситуацию и многолетняя дискуссия о том, является ли педагог специалистом в уголовно-процессуальном смысле, к тому же действующий Кодекс предусматривает участие педагога только в одном следственном действии - допросе несовершеннолетнего, хотя в юридической литературе указывается, что его участие не менее важно и в других следственных и даже процессуальных действиях (проверка показаний на месте, предъявление для опознания, следственный эксперимент, предъявление обвинения и т.д.).

На наш взгляд, именно социальный педагог должен участвовать в этих действиях с целью оформления полноценного заключения и рекомендаций по результатам социально-психологического обследования несовершеннолетнего, используя специальные познания в области социальной педагогики. Данное заключение будет приобщено к материалам уголовного дела и судьи будут его использовать при вынесении приговора. Основной целью привлечения социального педагога при расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних является оказание им психологической помощи, которая заключается в создании психологического комфорта и стабилизации состояния несовершеннолетнего в условиях предварительного расследова-

ния. Поэтому мы считаем, что введение должности социального педагога в структурных подразделениях полиции работающих с несовершеннолетними, является необходимым и актуальным вопросом.

В Магаданской области несовершеннолетних правонарушителей не так много по сравнению с другими регионами, однако, тревожным является факт, что очень много преступлений совершают одни и те же несовершеннолетние. Государственные адвокаты называют их «наши работодатели». Иногда в год один и тот же несовершеннолетний может совершить до 10-15 преступлений, и так может продолжаться до того момента, пока такого несовершеннолетнего не отправят на обучение в учреждение закрытого типа. Только там он способен окончить общеобразовательную школу и получить профессию. Следователи, судьи, надзорные органы, видя в ребёнке потенциал, не стремятся лишить его свободы. Несовершеннолетнему даётся шанс исправиться на свободе, однако как следует из практики социальная ситуация развития у таких детей не меняется, а с каждыми годом ухудшается, их воспитанием никто не занимается в обществе, они видят, как живут другие дети, и им приходится самим себя обеспечивать, как правило, совершая кражи. На этапе следствия такие дети знакомятся с такими же асоциальными подростками, формируют асоциальные группы и в дальнейшем совершают преступления совместно.

В период прохождения преддипломной практики в экспертно-криминалистическом центре УМВД России по Магаданской области, участвуя в судебно-психологической экспертизе несовершеннолетних я пришла к выводу, что подростки совершают правонарушения, не думая об ответственности и последствиях. Часто в группах подтверждая свою взрослость и бесстрашие перед сверстниками, несовершеннолетние зачастую не понимают, что совершают правонарушения, но есть и те, которые намеренно идут на первое, а затем и на последующие преступления. В основном это дети из асоциальных семей, где родители злоупотребляют спиртными напиткам, а детьми совершенно не занимаются. Они предоставлены сами себе и встают на путь преступности.

Задачи социального педагога на первоначальных этапах в период следствия (учитывая то, что в среднем оно длится около полугода):

1. оценить степень (или уровень) социализации несовершеннолетнего, описать её для судей;

2. выявить у несовершеннолетнего его слабые и сильные стороны, и в дальнейшем, используя положительные качества, формировать у него ценности в соответствии с нормами и правилами, закрепленными в социуме. Демонстрировать последствия норм и правил, пропагандируемых криминальной субкультурой;

3. оценить социальную ситуацию развития несовершеннолетнего, используя как наблюдение и описание семьи в которой он проживает, так и стандартизированные методики, которые следует проводить и с детьми и с родителями. Выявить особенности внутрисемейного

воспитания, отношение ребёнка к родителям, являются ли они для него авторитетом. Большая часть несовершеннолетних правонарушителей относится к категории так называемых «социальных сирот». Социальная ситуация развития таких детей существенно отличается от социальной ситуации развития детей в благополучных семьях, где нет родительской депривации;

4. на этапе судебно-следственного разбирательства оказывать социально-психологическое сопровождение несовершеннолетнему на допросах;

5. отслеживать динамику процесса социализации: как ребёнок усвоил нормы и правила общества, в котором он живёт. Описывать её для

судей;

6. по окончанию следствия оформить расширенное заключение по результатам работы социального педагога с конкретным ребёнком и приобщить к материалам дела для того, чтобы судья использовал его при вынесении наказания.

Среди обязанностей социального педагога, участвующего в следственных действиях, необходимо назвать следующие:

1. Являться по вызову следователя для участия в процессуальном действии. Вызов может быть не единственным, поскольку, например, повторные и дополнительные допросы несовершеннолетних следует по возможности проводить с участием того социального педагога, который участвовал в первоначальном допросе.

2. Участвовать в производстве следственных действий и в судебном разбирательстве, используя свои специальные знания, для содействия установлению обстоятельств, подлежащих доказыванию.

3. Оказывать психологическую помощь несовершеннолетнему, которая заключается в создании психологического комфорта и стабилизации состояния несовершеннолетнего в условиях предварительного расследования, а также в правильном отражении следователем получаемой от несовершеннолетнего информации в протоколах следственных действий.

4. Делать в протоколе вывод о правильности проведения следственного действия с точки зрения педагогики и психологии.

5. Участвовать совместно с психологом в экспериментально-психологическом обследовании обвиняемого несовершеннолетнего и в написании заключения.

6. Не разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными социальному педагогу в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

7. Сотрудничать с психологом и классным руководителем в реабилитационный период несовершеннолетнего после судебных действий.

Результатом деятельности социального педагога является карта социально-психологического сопровождения, которая приобщается к материалам дела.

Таким образом, участие социального педагога в уголовном судопроизводстве является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, независимо от их процессуального статуса. Оно направлено на компенсацию возрастной недостаточности развития несовершеннолетних и обеспечение педагогически правильного общения с ними следователей, дознавателей, прокурора и суда, у которых отсутствуют педагогические знания и навыки общения с несовершеннолетними.

Список литературы:

1. Бычков А.Н. Процессуальные особенности проведения допроса с участием малолетних / А.Н. Бычков // Состояние и перспективы развития юридической науки: Материалы Международ. науч.-практ. конф. Ч. 4. - Ижевск, 2006. - С. 77-82.

2. Бычков А.Н. Участие педагога в уголовном судопроизводстве: авто-реф. - Ижевск, 2007.

3. Бычков А.Н. Требования, которым должен отвечать педагог, приглашаемый для проведения следственных действий с участием несовершеннолетних // Актуальные проблемы права России и стран СНГ - 2007: Материалы IX Международной научно-практической конференции. Ч. III. - Челябинск, 2007. С. 124 - 125.

4. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза. - М.: МГУ, 1999.

5. Марков И.И., Черевко И.М. Психолого-правовые основы ювенальной юстиции. - Липецк, 2007.

6. Сурменева С.В. Участие психолога в стадии предварительного расследования: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2009. - С. 11, 22.

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА

© Красная Н.А.*

Братский филиал Иркутского государственного университета, г. Братск

В статье раскрывается понятие социального капитала; рассмотрены элементы социального капитала - социальные сети, доверие, внутригрупповые нормы; описаны отличительные особенности социального капитала, а также его свойства.

* Преподаватель кафедры Менеджмента и торгового дела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.