Список литературы е
1. Данилов, А. П., Константинова, Т. В., Носкова, И. А. Применение семантической концепции в отрас-
н
левых исследованиях // Труды Санкт-Петербургского международного криминалистического клуба «Крими- к
нология: вчера, сегодня, завтра». - 2008. - № 2 (15). - С. 118-122.
2. Иванцов, С. В. Обеспечение органами внутренних дел системного подхода в изучении и предупреж- Н дении организованной преступности : монография / под ред. С.Я. Лебедева. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 287 с. -
3. Клименко, А. И. Правовая идеология в пространстве западноевропейской политико-правовой традиции е и её значение в формировании глобальной «Идеосферы» // Пространство и Время. - 2014. - № 2 (16). - С. 89-94.
4. Лановая, Г. М. Выбор средств и методов юридического регулирования как условие эффективного
т р
действия права: постановка проблемы // Юридический мир. - 2012. - № 5. - С. 64-66. г
с §
3
5. Лапшина, И. В., Алексеева, А. В. Функциональное измерение модели системы социального принуждения: социально-философский анализ // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 11. - С. 182-188.
6. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. - СПб.: Азбука: Азбука-Аттикус, 2014. - 416 с. у
7. Луман, Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социо-логос. - Вып. §
03
1. - М.: Прогресс, 1991. - 480 с. р
8. Малахов, В. П. Общая теория права и государства. К проблеме правопонимания. - М.: Юнити-Дана:
т
Закон и право, 2015. - 144 с. т
9. Попов, В. Полицейский порядок эпохи абсолютизма в России и причины его краха в ходе Февраль- . ской революции 1917 г. // Социологическое обозрение. - М.: Национальный исследовательский университет В ВШЭ, 2014. - Т. 13. - № 1. - С. 52-97. .
10. Согомонян, В. Что такое дискурс власти? // 21-й век. - 2012. - № 1 (21). - С. 34-50. р
11. Статный, В. М., Шаранов, Ю. А. Новая структурная целостность правоохранительной деятельности с на основе дискурса субъектов права и общества // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. § - 2013. - № 4 (60). - С. 177-187. №
12. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону власти, знания и сексуальности. Работы разных лет. - М.: Ка- . сталь, 1996. - 448 с. 6
13. Цепцов, В. А. «Образ врага» в сознании россиян: дискурсивно-когнитивная модель // Ситуационная . и личностная детерминация дискурса / под ред. Н. Д. Павловой, И. Д. Зачёсовой. - М.: Изд-во «Институт пси- с хологии РАН», 2007. - С. 259-285. 7
14. Чувашов, Л. А. Дискурсивные практики государственной власти // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 30 (245). - Философия. Социология. Культурология. - Вып. 22. - С. 75-80.
© Шаранов Ю. А., Устюжанин В. Н., 2017
УДК 343.137.5
М. А. Шувалова
ШУВАЛОВА Мария Александровна, преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военный институт (железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва. Адрес: Россия, 198511, Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Суворовская, д. 1. Тел.: 8-900-655-78-97. E-mail: [email protected].
SHUVALOVA Maria Alexandrovna, lecturer of the chair of Humanitarian and socio-economic disciplines, Military Institute (railway troops and military communications), the Military Academy of logistics behalf of the army General A. V. Khrulev. Address: Russia, 198511, Saint-Petersburg, Peterhof, Suvorovskaya str., 1. Ph.: 8-900-655-7897. E-mail: [email protected].
Необходимость индивидуального подхода к выбору между психологом и педагогом в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних
The need for an individual approach to the choice between psychologist and teacher in the criminal proceedings in cases involving minors
В статье рассматриваются проблемы, связанные с необходимостью индивидуального подхода в выборе психолога и педагога в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних. Затрагиваются вопросы необходимости разграничения несовершеннолетних участников судопроизводства в зависимости от их процессуального статуса, рода деятельности и возраста. Акцентируется внимание на актуальности решения данной проблемы на государственном уровне.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, психолог, педагог, несовершеннолетние, гарантия защиты прав и законных интересов.
The article discusses the problems associated with the necessity of individual approach to the choice of the psychologist and educator in criminal proceedings involving minors. The issues about the separation of juvenile participants in the proceedings, depending on their procedural status, occupation and age are discribed. The article focuses on the urgency of solving this problem at the state level.
Keywords: criminal proceedings, psychologist, pedagogue, minors, safeguard the legitimate rights and interests.
Одним из основополагающих признаков российского правового государства является нерушимость прав и свобод человека и гражданина [1]. Именно человек, его права и свободы выступают ^ высшей ценностью. На протяжении веков совер-
„ шенствование законодательства способствовало и
§ развитию правовой системы России. Согласно ут-о верждённым в 2011 г. «Основам госполитики России
Си л.
в сфере развития правовой грамотности и право-р? сознания граждан» государственная политика ори-§ ентируется на исторически сложившиеся нормы н морали и общепризнанные нравственные ценности ^ многонационального народа [2]. В соответствии со ^ ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы « являются высшей ценностью, а признание, соблюде-§ ние и защита прав и свобод человека и гражданина ^ - обязанностью государства [1]. Таким образом, за-Ц щита свобод и интересов личности - это ценностный У ориентир в праве, требующий необходимых право-^ вых гарантий, принципов и наличия необходимых а правовых норм и институтов как форм их полноцен-£ ной реализации.
Несмотря на высокую степень социальной за-|| щиты прав и свобод человека и гражданина в Рос-^ сии, а также постоянное совершенствование законо-« дательства, в т.ч. по профилактике правонарушений, я преступность, к сожалению, остается на достаточно ^ высоком уровне [3]. При этом особое место зани-Ю мает рост числа правонарушений, совершённых несовершеннолетними [3], а также рост числа преступлений против несовершеннолетних [4]. В связи с тем, что свобода и неприкосновенность личности наиболее существенно ограничиваются государством в соответствии с законодательством РФ в ходе уголовно-процессуальных правоотношений, особо важное значение приобретает защита правового статуса несовершеннолетнего как одного из самых незащищённых и уязвимых в силу возрастных особенностей членов общества. Согласно ФЗ № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [5], государство признает детство важным этапом жизни человека, вследствие чего исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. При этом одним из негативных последствий участия несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве является угроза получения психологической травмы [6]. Нанесённые психологические травмы оставляют след в эмоциональном состоянии несовершеннолетнего, провоцируя в крайних проявлениях суицидальные мысли, агрессию и др. [7]. Именно поэтому к отправлению правосудия по уголовным делам с участием несовершеннолетних существуют повышенные требования, уделяется пристальное внимание созданию объективных условий по обеспечению процессуальных гарантий несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым, потерпевшим, свидетелям. Ряд особенностей, направленных на обеспечение дополнительной гарантии защиты прав и законных интересов, с учётом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетнего, компенсации возрастной недостаточности, способствование налаживанию контакта с правоохранительными органами, судом, обеспечение состояния психологического комфорта, связан с участием психолога и педагога в уголовном судопроизводстве.
Проблема совершенствования мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве является одной из самых фундаментальных и не решённых до конца в современном уголовном процессе. Общеизвестно, что права и свободы личности являются важнейшим принципом как отечественного, так и международного права, что напрямую подтверждается одним из назначений уголовного судопроизводства. Согласно ст. 6 УПК РФ, защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, назначение виновному справедливого наказания [8] являются гарантией прав несовершеннолетнего. Следовательно, первостепенной задачей уголовного судопроизводства становится охрана прав и законных интересов участников процесса. Рассмотрение уголовных дел с участием несовершеннолетних обусловлено сложностью процессуального порядка, поэтому положение норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего участие психолога и педагога, содержится в ст. 191 УПК РФ и ст. 280 УПК РФ (для несовершеннолетних потерпевших и свидетелей) и ст. 425 УПК РФ (для несовершеннолетних обвиняемых, подозреваемых) [8]. Важность участия психолога и педагога подтверждается позицией Верховного Суда РФ о признании недопустимыми доказательств, а именно показаний несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, полученных без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ [9]. Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г., Российская Федерация выразила приверженность к участию в усилиях мирового сообщества по формированию комфортной и доброжелательной среды для детей, созданию системы защиты и обеспечения прав и интересов детей, а также дружественного к ребенку правосудия. Подчёркивается необходимость создания эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей. Акцентируется внимание на создании комплекса мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечении взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками [10]. В настоящее время в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства президентом 29 мая 2017 г. подписан Указ «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» с 2018 по 2027 гг. [11]. По мнению спикера Совета Федерации В. И. Матвиенко, подписанный президентом В. В. Путиным указ об учреждении проекта «Десятилетие детства» показывает, что государство относит заботу о детях к числу своих приоритетов[12].
Обеспечение процессуальных гарантий несовершеннолетних в связи со своей многоаспектностью - очень сложный вопрос, который в настоящее время до конца не решён в современном законодательстве и вследствие этого требует научного подхода, а также дальнейшего изучения. Анализ следственной и судебной практики показал, что органы государственной власти не в полном объёме осуществляют свои полномочия по обеспечению процессуальных гарантий несовершеннолетних обвиняемых, подо-
зреваемых, потерпевших и свидетелей. Так, ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации позволяют сделать вывод, что в следственной и судебной практике нередко допускаются нарушения, ущемляющие права и интересы несовершеннолетних, в т.ч. незаконные задержания, аресты, привлечение к уголовной ответственности, применение физического и психического насилия [13], а также другие нарушения. Более того, в судебной и следственной практике выявляются вопиющие случаи нарушения требований закона по участию психолога и педагога [14]. Зачастую их участие сводится к формальному присутствию, при этом специальные психологические и педагогические знания не используются, а суды практически не выясняют должностное положение, наличие специального образования, отношение к подсудимому этих участников, мотивируя это тем, что «процессуальный статус педагога и психолога сформулирован в УПК очень кратко» [14].
В Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. признаётся отсутствие эффективной системы защиты детства, и, что очень важно, неразработанность стандартов обеспечения и защиты прав ребёнка [10]. Несовершенство законодательной базы по участию в уголовном судопроизводстве педагога и психолога в первую очередь приводит к недостаточному обеспечению гарантий прав несовершеннолетних (подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших). Экспертный опрос показал, что у судей, следователей и дознавателей нет единой позиции и чёткого мнения о функциях психолога и педагога, порядке их выбора и привлечения [15]. Многие вопросы остаются дискуссионными как в теории, так и в практике, что способствует отсутствию единообразия в толковании и применении норм уголовно-процессуального права. Таким образом, выявленное несовершенство процесса участия педагога и психолога в уголовном судопроизводстве порождает огромное количество нерешённых вопросов, перетекающих в проблемы, в т.ч. о процессуальном статусе, целях, задачах, стоящих перед педагогом и психологом. При этом отсутствие чёткого алгоритма выбора между психологом и педагогом негативно влияет на весь уголовный процесс в целом и защиту правового статуса личности несовершеннолетнего участника, в частности.
Необходимо подчеркнуть, что профессии психолога и педагога являются совершенно разными и в уголовном судопроизводстве не могут считаться взаимозаменяемыми, т.к. их психологические и педагогические знания разнятся, что подтверждают в своих работах многие исследователи, например, А. Н. Бычков, Л. А. Мифтахова, С. В. Тетюев и другие.
Однако при этом современное уголовно-процессуальное законодательство прямо указывает на взаимозаменяемость педагога и психолога. Исключением является содержание ч. 4 ст.191 УПК РФ, закрепляющее участие только психолога [8].
В связи с отсутствием алгоритма выбора между психологом и педагогом в нормах уголовно-процессуального законодательства данный выбор происходит на усмотрение следователя, дознавателя, судьи. Также отсутствует дифференцированный или индивидуальный подход к выбору психолога и педагога, соответствующих возрастным особенностям, роду занятий и процессуальному статусу несовершеннолетних. Сложившаяся практика может привести к
неэффективному участию в уголовном судопроизводстве психолога и педагога, что, в конечном итоге, повлечёт за собой нарушение гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства. Кроме того, показания несовершеннолетнего не будут в полной мере обладать допустимостью, достоверностью и достаточностью. Таким образом, например, участие преподавателя образовательной организации высшего образования полностью соответствует требованиям, установленным п. 62 ст. 5 УПК РФ. Однако такой преподаватель вуза не имеет опыта работы с несовершеннолетним, что может негативно сказаться не только на результатах проведённого допроса или иного следственного действия, но и на гарантиях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. Примечателен факт, что в странах бывшего СССР, наиболее близких к отечественной правовой традиции, проблему участия педагога и психолога зачастую решают более эффективно. Так, в УПК Республики Беларусь регламентирован персональный состав педагогов и психологов, участвующих в уголовном процессе. В этих целях утверждается список и график привлечения их для участия в уголовном процессе, дается чёткое определение психологу и педагогу, определяется цель их привлечения, а также утверждается их процессуальный статус [16]. В УПК Украины содержится четкое разграничение несовершеннолетних и малолетних, что способствует правильному и адекватному выбору педагога или психолога, специализирующихся на данной возрастной группе, что также прописано в уголовно-процессуальном законодательстве этого государства [17]. Согласно УПК Республики Казахстан, рассмотрение уголовных дел о преступлениях, совершённых несовершеннолетними, осуществляется специализированными межрайонными судами по делам несовершеннолетних. Судебное разбирательство при этом проводится по общим правилам, предусмотренными УПК Республики Казахстан, с соблюдением некоторых особенностей, в т.ч. с обязательным участием педагога или психолога, а также при необходимости психиатра, представителей органов опеки и попечительства, представителей коллективов, в которых несовершеннолетний учился или работал [18].
В конечном итоге возникают противоречия в науке и практике.
В практике: с одной стороны, в необходимости качественной компенсации возрастной недостаточности несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства, создании комфортных условий при проведении допроса и иных следственных действий, компенсации отсутствия педагогических и психологических знаний у следователей, дознавателей и судей, с другой стороны, несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы в этом вопросе, с третьей стороны - требование международных соглашений о защите прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства.
В науке: с одной стороны, в постоянных научных дискуссиях о процессуальном статусе психолога и педагога, с другой стороны, в теоретически существующих научных методах, которые позволили бы исследовать вопрос выбора между психологом и педагогом, с третьей стороны - в отсутствии научных знаний, позволяющих выбирать наиболее соответствующих психологов и педагогов.
СО
а>
0 т
X
X
я
С
р
Я -
1
П
а> т
<п р
у р
п о
г
го
у
X
X и
а> р
о
ее
ш т
02
СО
Р
о
о с
№
к» о
с
см
(о %
и и
и и
о
Рч
Л
т
е
ите
и а
е
я
и
н
^
8 §
и
г
а
&
а
е
т
е
и
и н т
е
да
I этап Определенно статуса участника: потерпевший, свидетель, обвиняемый, модофенлечьш
1 1
II этап Определите возрастной категории участника: малолетний, несовершеннолетний .
| |
-----
III этап Определение рода деятельности участника; воспн1анмнк детского сала, ученик общеобразовательной школы и др.
IV этап Нмбор спенналнета-психолога и/или специалиста-педагога
Рис. 1. Этапы выбора психолога и педагога для их привлечения к уголовному судопроизводству
Безусловно, участие педагога и психолога в уголовном судопроизводстве является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, независимо от их процессуального статуса. Данные меры направлены на создание дружественного к несовершеннолетнему правосудия. При этом важно, что педагог и психолог не являются взаимозаменяемыми лицами в уголовном судопроизводстве, из чего следует необходимость дифференцированного подхода к их выбору. Предложенный автором алгоритм выбора педагога и психолога при производстве по уголовному делу с участием несовершеннолетнего, дифференцированного по роду занятий, возрасту и по степени участия в уголовном процессе, разрешает вышеназванные противоречия (рис. 1). При этом программа обеспечивает сокращение времени для судьи, следователя, дознавателя на выбор того или иного психолога и педагога в уголовном судопроизводстве [19].
Необходимо дифференцированно подходить к выбору психолога и педагога для несовершеннолетних, которых мы предлагаем разграничить по возрасту, роду занятий и процессуальному статусу согласно рис. 2.
Несовершеннолетние как участники уголовного судопроизводства являются слишком широким понятием. Возраст несовершеннолетних, уровень их развития, среда воспитания, род занятий и другие факторы, требующие компенсации возрастной недостаточности несовершеннолетнего убедительно говорят о следующем.
1. Участие психолога и педагога является важным элементом уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних.
2. Выбор между психологом и педагогом является вынужденной и в то же время необходимой процедурой, позволяющей наиболее полно обеспечить не только психологический комфорт несовершеннолетнего участника уголовного судопроизводства, но и повысить эффективность допроса и иных следственных действий.
3. Шаблонный или формальный подход к выбору психологов и педагогов для участия их в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетних ввиду возрастных характеристик несовершеннолетних, уровня их развития, среды воспитания, рода занятий и других факторов неприемлем
Рис. 2. Основные характеристики несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства
остается открытым вопрос о разграничении в выбо- Детальный анализ как профессии «психолог», так ре между психологом и педагогом. В УПК РФ пря- и профессии «педагог» наглядно демонстрирует
СО
а> о т
X
X
я
С
р
И
т
и может не только не привести к полноценной защи- на усмотрение судьи, следователя или дознавателя, те прав и законных интересов несовершеннолетних, необходим четкий алгоритм выбора между психо-
но и существенно затянуть процесс доказывания по логом и педагогом [19].
уголовному делу. 4. Формальный подход к выбору психолога
Нельзя отождествлять педагога и психолога, или педагога может привести к негативным по-
поскольку существует различие в их профессио- следствиям для несовершеннолетнего. Шаблон-
нальных знаниях. Психологические и педагогиче- ный подход к выбору педагога и психолога невоз- Ъ
ские знания имеют разное содержание, что, в свою можен ввиду специфики среды (рода занятий), в е
очередь, определяет их цели в уголовном судопро- которой развивался несовершеннолетний, его воз- б
изводстве. Как уже отмечалось ранее, до сих пор растных особенностей и процессуального статуса. р
г
мого указания, но то, в каких случаях необходимо огромные различия не только между ними, но и в у участие психолога, а в каких педагога, не содержит- специализациях и профессиях вышеназванных спе- и
ся. Решение данного вопроса не следует оставлять циалистов [15]. р
с
ее
со Ja
Р
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учё- а том поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).
2. Основы госполитики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. [утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168] // Российская газета. - 2011. - 14 июля. - № 151. о
3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь 2016 года [Элек- и тронный ресурс] // Официальный сайт МВД России. - URL: https://mvd.ru (дата обращения: 13.05.2016). а
4. Петров, И. И. По данным СКР, неуклонно растёт количество преступлений против несовершеннолет- — них // Российская газета. - Федеральный выпуск. - 2016. - 29 сент. - № 221 (7089). -а
5. Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 1998 г. № 124- 6 ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802. 2
6. Смирнов, В. Н. Юридическая психология : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специ- о альностям «Юриспруденция» и «Психология». — М.: Юнити-Дана, 2010. - 319 с. 7
7. Решетников, М. М. Психическая травма. - СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2006. - 322 с.
8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 22 дек. - № 24.
9. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 (в ред. от 2 апреля 2013 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ, - 2011. - № 4, апрель.
10. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2012. -4 июня. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.07.2017).
11. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства : указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. - URL: http://kremlin.ru (дата обращения: 14.07.2017).
12. Мисливская, Г. А. Матвиенко: Указ о Десятилетии детства отражает заботу государства о детях [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Российской газеты». - 2017. - 29 мая. - URL: https://rg.ru. 29.05.2017 (дата обращения: 14.07.2017).
13. Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - URL: http:// ombudsmanrf.org (дата обращения: 14.07.2017).
14. Обзор судебной практики по результатам изучения рассмотренных в 2014 году судами Нижегородской области в порядке главы 50 УПК РФ уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними [Электронный ресурс] // Официальный сайт Нижегородского областного суда. - URL: http://oblsudnn.ru (дата обращения: 14.07.2017); Справка по результатам изучения практики рассмотрения судами в 2013-2014 гг. уголовных дел в отношении несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Официальный сайт Пензенского областного суда. - URL http://www.oblsud.penza.ru (дата обращения: 14.07.2017).
15. Шувалова, М. А. Участие психолога и педагога в уголовном судопроизводстве : монография. - СПб.: Политехника-Принт, 2017.
16. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. № 295-З [принят Палатой представителей 24 июня 1999 года; одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года] [Электронный ресурс] // Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2006-2016. - URL: http://etalonline (дата обращения: 18.07.2017).
17. Уголовно-процессуальный кодекс Украины от 13 апреля 2012 № 4651-VI [Электронный ресурс] // Правовой портал Украины. - URL: http://pravo-ukraine.org.ua/resyrsi/kz/ugolovno-protsessualnyj-kodeks (дата обращения: 18.07.2017).
18. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 26.07.2016 г.) [Электронный ресурс] // Сайт «Юрист - комплекс правовой информации (законодательство Республики Казахстан)». - URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 18.07.2017).
19. Шувалова, М. А. Программа выбора психолога и педагога при производстве по уголовному делу с участием несовершеннолетнего : свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ. - № 2017619092 от 15 августа 2017 года.
© Шувалова М. А., 2017