Научная статья на тему 'МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И НУЖДАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И СЕМЬЕ'

МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И НУЖДАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
180
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИИ / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ДЕВИАЦИИ / ИДЕОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / МОДЕЛИ ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Михайлова Марина Петровна, Липницкий Казимир Иванович, Локтионова Полина Александровна

В современном мире остро стоит проблема предупреждения отклоняющихся форм поведения (девиаций) несовершеннолетних. Для организации проведения своевременной профилактической работы с детьми и подростками необходимо как можно раньше выявлять признаки дезадаптации и отклонений от норм поведения. В статье рассматриваются модели выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специальном сопровождении в образовательном пространстве и семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Михайлова Марина Петровна, Липницкий Казимир Иванович, Локтионова Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF THE SYSTEM OF IDENTIFICATION AND REGISTRY OF CHILDREN IN DIFFICULTIES AND IN NEED OF SPECIAL SUPPORT IN EDUCATION AND FAMILY

In today's world, the task of preventing deviating forms of behavior (deviations) of minors is acute. In order to organize timely preventive work with children and adolescents, it is necessary to identify signs of disadaptation and deviations from behavioral norms as early as possible. The article considers the models of identification and registry of minors in difficulties and in need of special support in the educational space and family.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ И НУЖДАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛЬНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ И СЕМЬЕ»

Образовательный менеджмент

УДК 159.99

М. П. Михайлова, К. И. Липницкий, П. А. Локтионова

Модели системы выявления и учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специальном сопровождении в образовательном процессе и семье

Аннотация

В современном мире остро стоит проблема предупреждения отклоняющихся форм поведения (девиаций) несовершеннолетних. Для организации проведения своевременной профилактической работы с детьми и подростками необходимо как можно раньше выявлять признаки дезадаптации и отклонений от норм поведения. В статье рассматриваются модели выявления и учета несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в специальном сопровождении в образовательном пространстве и семье.

I Ключевые слова: аддикции; асоциальное поведение; безнадзорность; возрастные особенности; девиации; идеология экстремизма; модели выявления и учета; образовательная организация; социально-психологическое тестирование.

M. P. Mikhailova, K. I. Lipnitsky, P. А. Loktionova

Models of the system of identification and registry of children in difficulties and in need of special support in education and family

Abstract

In today's world, the task of preventing deviating forms of behavior (deviations) of minors is acute. In order to organize timely preventive work with children and adolescents, it is necessary to identify signs of disadaptation and deviations from behavioral norms as early as possible. The article considers the models of identification and registry of minors in difficulties and in need of special support in the educational space and family.

I Keywords: аddictions; asocial behavior; neglect; age characteristics; deviations; ideology of extremism; patterns of detection and registry; educational organization; social and psychological testing.

42

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

Деятельность по профилактике асоциального поведения в системе образования на данный момент складывается по принципу предупреждения видимых рисков: профилактика безнадзорности, аддиктивного поведения, насилия, идеологии экстремизма, суицидального поведения и т. д. В то же время теория и практика профилактической работы показывают, что противоправное, асоциальное поведение является лишь следствием воздействия ряда негативных факторов, жизненных ситуаций и возрастных проблем. Организация профилактической деятельности в системе образования «по направлениям» обусловлена в первую очередь тем, что законодательные акты Российской Федерации в конкретной социальной и политической ситуации в стране акцентируют внимание на той или иной проблеме. Объективная оценка деятельности образовательных организаций и муниципальных районов не возможна без учёта сложности социальных контекстов, в которых осуществляется профилактическая деятельность.

Детство не просто возрастной этап развития индивида, но и особое социальное явление, суть и содержание которого определяются спецификой той общественной системы, в которую детство интегрировано. Между тем сегодняшнее сложное состояние российского общества влияет на положение несовершеннолетних самым болезненным образом, часто выдвигая на первый план проблему сохранения психофизиологического, нравственного и социального здоровья. Появление новых рисков сегодня связано с распространением информации через Интернет, представляющей опасность для детей и молодежи. Высокая скорость передачи информации, простота в использовании, мультимедийные возможности воздействия, легкий доступ к аудитории, анонимность коммуникаций — всё это становится эффективным средством массового информационного воздействия.

Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической ситуации в Московской области, да и во всей стране, привели к возрастающему расслоению населения, делению его на бедных и богатых, что отрицательно сказывается на социальной устойчивости личности к современным запросам.

Многообразие жизненных ситуаций влияет на различные психологические стереотипы поведения, характерные как для детей, так и для тех, кто участвует в формировании культуры и ценностных ориентаций подрастающих поколений.

Создание педагогических условий для развития системы нравственных ценностей учащихся в условиях обновления общества на первое место выдвигает гуманизацию отношений, приоритет общечеловеческих ценностей [1]. Однако этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. При этом

критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я — другие».

Поведение детей и подростков отличается импульсивностью, непоследовательностью [3]. Современные дети часто имеют пониженную способность к адаптации, что затрудняет освоение ими социального пространства адекватными способами. Как правило, неразрешенные трудности в детском и подростковом возрасте приводят к формированию целого симптомокомплекса отклонений, закрепленного в личностных характеристиках.

Известно, что большую часть времени дети проводят в образовательной организации, поэтому и становление готовности к интеграции во взрослую жизнь, по большей части, происходит именно в его стенах [2]. Следовательно, система раннего выявления отклонений в поведении несовершеннолетнего в образовательной организации должна быть направлена на своевременную коррекцию деформаций личности ребенка, которые могут отразиться в дальнейшем на всем жизненном пути вчерашних школьников.

На территории Московской области, во исполнение приказа министра образования Московской области от 5 сентября 2018 года № 2451 «О ведении учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, находящихся на территории Московской области», на постоянной основе действует единый мониторинг деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющих управление в сфере образования и государственных образовательных организациях, подведомственных Министерству образования Московской области, по вопросу выявления и учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях.

Модель выявления и учета детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в специальном сопровождении в образовательном процессе и семье, включает приложения, в которых отражены следующие сведения (в табличных формах): сведения об обучающихся 1-11(12)-х классов образовательных организаций, систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия пять и более дней (Приложение 1); сведения о выбытии обучающихся 1-11(12)-х классов из образовательных организаций (Приложение 2); сведения об обучающихся 1-11(12)-х классов образовательных организаций, не посещающих учебные занятия непрерывно в течение 15 и более дней (Приложение 3).

Информация, полученная на основании обработки данных мониторинга, отражает картину происходящих процессов в образовательной си-

Михайлова М. П., Липницкий К. И., Локтионова П. А. Модели системы выявления и учета детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации и нуждающихся в специальном сопровождении в образовательном процессе и семье

43

стеме муниципальных районов Московской области и является универсальной для взаимосвязи этих процессов на разных уровнях (класс — школа — район — Министерство образования). Ежеквартально формируется и пополняется банк данных о перемещении учащихся образовательных организаций по Московской области и за ее пределами. Выявляются также дети, переведенные на иные формы обучения. При этом указываются и причины, способствующие решению о переводе. В исследовании учитываются меры, принятые по отношению к семьям, в которых несовершеннолетние без уважительных причин пропускают занятия в образовательных организациях, такие как:

• посещение на дому представителями администрации образовательной организации, классными руководителями, социальными педагогами, педагогами-психологами, инспекторами подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), сотрудниками Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) для проведения профилактических бесед с семьей, выработки рекомендаций;

• проведение индивидуальных бесед с родителями и учениками;

• вызов родителей или законных представителей на совет профилактики в школу;

• составление плана индивидуальной работы по сокращению пропусков без уважительных причин;

• совместная работа социального педагога школы с инспектором ППДН, в контакте с представителями КДН и ЗП;

• организация надомного обучения, в соответствии с приказом по образовательной организации;

• рассмотрение вопросов о непосещениях занятий на расширенных заседаниях школьного совета профилактики с участием представителя управления образования с дальнейшей выработкой индивидуального образовательного маршрута;

• привлечение родителей обучающихся к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 КОАП РФ.

Такая система не только помогает осуществлению контролирующих функций, но и обеспечивает содержание деятельности воспитательного и социализирующего компонента. На основании данной модели выявления выстраиваются планирование и проектирование процесса обучения и достижения поставленных задач, которые заданы образовательными стандартами (например, осуществление социально-педагогического сопровождения детей и семей, оказавшихся в сложном социальном контексте).

В Министерство образования Московской области поступают общие статистические данные и сведения с персональными данными (обычно это

небольшое количество учащихся и «ситуаций», которые требуют контроля и осуществления соответствующих мер на областном уровне). В органы образования на муниципальном уровне поступают персональные данные детей, так как для решения вопросов требуется организовать межведомственную целенаправленную работу на уровне управления образования района либо городского округа. Регуляция в отношении персональных данных может осуществляться путём заключения трёхстороннего соглашения между школьной администрацией, родителями несовершеннолетнего и самого ребёнка (либо без его участия, в зависимости от возраста).

В зависимости от потребностей, уровня и ресурсов образовательной организации возможно формирование различных моделей службы социальной и психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних. Например, в последнее время во многих организациях Московской области создаются службы школьной медиации (на ос -новании приказа Министерства образования Московской области от 18 сентября 2019 года № 2511 «О создании служб медиации в образовательных организациях»).

Сведения для выявления и учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, собираются в образовательных организациях области на основании исследований отклонений в поведении обучающихся, анализа результатов диагностической деятельности психолога, социальных карт классов и школы, результатов социально-психологического тестирования и др.

В качестве базового мониторинга многие образовательные организации Московской области используют в работе модель организации социально-педагогической поддержки детства в образовательной среде. Модель включает четыре уровня, которые имеют условные названия: внимание-за-бота-защита-граница. Такая модель позволяет:

1) выделить категории учащихся в зависимости от степени рисков;

2) разработать механизмы и методики выявления проблем;

3) обозначить характер наиболее распространенных проблем;

4) подобрать необходимые формы и методы поддержки с учетом психолого-педагогических особенностей категорий учащихся;

5) определить круг педагогических работников, специалистов образовательного учреждения, оказывающих необходимую помощь и поддержку;

6) определить организации и ведомства, необходимые для оказания поддержки;

7) оптимизировать информационные каналы;

8) выработать систему оценки результатов деятельности.

44

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

Модель выявления несовершеннолетних, демонстрирующих признаки отклоняющегося от норм поведения, построена с учетом законодательства РФ по вопросам охраны и защиты детства, профилактики асоциального поведения несовершеннолетних: Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и др. Целью данного исследования является выявление учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, а также детей и семей, нуждающихся в поддержке, защите и помощи со стороны образовательного учреждения и других субъектов профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.

Базовое исследование направлено на выявление индивидуальных факторов риска учащихся класса (группы), определение уровня социальных рисков класса (группы), определение уровня социальной дезадаптации класса (группы), определение степени социальных рисков (группы).

С учетом того, что предлагаемое прикладное исследование направлено на выявление всех видов асоциальных отклонений в поведении детей и подростков, специалистам предлагается в своей работе использовать методики, с помощью которых можно сделать упор на проработку конкретной проблемы. Прикладные психолого-педагогические исследования призваны обеспечить выработку стратегии и тактики, выбор методического инструментария в профилактике и коррекции деструктивного поведения группы лиц или конкретного обучающегося. Положительный эффект от мер профилактики асоциального поведения возможен лишь при условии наличия у личности несовершеннолетнего определенных социальных установок, которые позволят прогнозировать поведение ребенка в трудной ситуации, т. е. покажут, как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и может быть применен в действиях и поступках.

Кроме того, в модели учитываются категории детей, находящихся в ситуации, которая по психолого-педагогическим характеристикам может быть отнесена к категории повышенных социальных рисков.

Разделение на группы обусловлено степенью отдельных рисков и осуществлено на основе экспертных оценок. Исходя из ресурсов классов, образовательных учреждений, муниципальных управлений образования и Министерства образования, были определены организационные основы субъектов профилактики и порядок передачи полученной информации для дальнейшей работы.

В Московской области ежегодно проводится мониторинг по социально-психологическому те-

стированию обучающихся 7-11-х классов. Тестирование направлено на выявление скрытых и явных рисков социально-психологических условий, формирующих психологическую готовность к зависимому поведению у лиц подросткового и юношеского возраста, выявляет повышенную и незначительную вероятность вовлечения в зависимое поведение.

Модель выявления разработана в соответствии с поручением Государственного антинаркотического комитета (протокол от 11 декабря 2017 г. № 35). Правообладателем методики является Министерство просвещения Российской Федерации. С учетом поручения Государственного антинаркотического комитета с 2019/20 учебного года использование единой методики социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ) является обязательным для образовательных организаций всех субъектов Российской Федерации. ЕМ СПТ применяется для тестирования лиц подросткового и юношеского возраста старше 13 лет. Методика социально-психологического тестирования разрабатывалась специалистами МГУ им. М. В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».

Все результаты тестирования строго конфиденциальны. Тестирование проводится анонимно при наличии либо согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо согласия в письменной форме одного из родителей (законного представителя) обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет.

Целью тестирования является выявление социально-психологических проблем детей, которые могут привести к употреблению психоактивных веществ, асоциальным явлениям, в том числе суицидам.

Выявление обучающихся, склонных к употреблению психоактивных веществ и асоциальному поведению в Московской области, проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Тестирование в 2019 году осуществлялось на основании приказа министра образования Московской области от 23 июля 2019 года № 2290 «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в образовательных организациях на территории Московской области, в 2019-2020 учебном году», а также приказа руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования муниципальных образований Московской области «О проведении социально-пси-

Михайлова М. П., Липницкий К. И., Локтионова П. А. Модели системы выявления и учета детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации и нуждающихся в специальном сопровождении в образовательном процессе и семье

45

хологического тестирования обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2018-2019 учебном году» и приказов руководителей образовательных организаций.

По результатам анализа информации, полученной по итогам тестирования, Министерством образования Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, осуществляющими управление в сфере образования, принимаются дополнительные меры по повышению эффективности проведения антинаркотической профилактической работы, деятельности по укреплению и сохранению здорового образа жизни несовершеннолетних и их семей в тех образовательных организациях, где количество обучающихся, находящихся в группе риска по формированию зависимости от наркотических средств и психоактивных веществ, превышает средний показатель.

В модели социально-психологического тестирования, кроме шкалы аддиктивной направленности (готовности к вовлечению в зависимые формы (аддикция) деятельности), изучается отношение подростка к социальным нормам по шкале антисоциального (делинквентного) поведения, при котором преобладает тенденция к неприятию и нарушению социальных норм, вплоть до административных и уголовных правонарушений. В подростковом возрасте данный тип поведения чаще всего поддерживается тенденцией к группированию, а в индивидуально-психологическом плане характеризуется повышенным уровнем импульсивности, агрессивности (враждебности) и эпизодами семейного насилия в анамнезе. По шкале микросоциального риска, направленной на выявление негативного влияния ближайшего социального окружения, оценивается вероятность риска формирования аутодеструктивного (суицидального) поведения. Показатели данной шкалы не могут однозначно констатировать наличие внешних факторов (в этом случае результаты требовали бы немедленной деанонимизации анкеты и обращения к психиатрической помощи), однако могут указывать на ряд внутренних факторов, таких как антивитальные переживания и пассивные суицидальные мысли. Данные психологические феномены не требуют немедленного психиатрического вмешательства, но могут быть сигналом для:

• установления психологического наблюдения за классом, где выявлены респонденты с высокими показателями по данному симптомокомплексу;

• разработки специальных психопрофилактических мероприятий с целью предотвращения усугубления аутодеструктивных тенденций у потенциального суицидента;

• выявления учащихся группы риска, оказания им адресной психологической и, при необходимости, медико-социальной помощи.

По итогам тестирования специалисты образовательной организации имеют возможность выделить спектр наиболее острых проблем в отдельных классах и группах и соответственно планировать более углубленную работу с отдельными категориями подростков, попавшими в зону внимания.

Обобщенные итоги исследования поступают в Министерство здравоохранения Подмосковья. По результатам тестирования детей с повышенным риском направляют на дополнительные медицинские профилактические осмотры.

Все участники тестирования, после обработки материалов, получают обратную связь в виде краткого описания психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях.

В случаях экстренных происшествий в течение учебного года (случаи буллинга, суицидальных попыток, завершённого суицида, смерти по неосторожности, участия в экстремистской деятельности; попытки скулшутинга, совершения преступлений несовершеннолетними и др.) на основании соответствующих приказов, распоряжений, писем — для получения дополнительных сведений по сложившейся ситуации в Московской области, муниципальном районе — проводятся оперативные исследования.

Так, в рамках поручения Министерства образования Московской области, на основании писем Министерства образования Московской области, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления» проводит исследования состояния работы по профилактике суицидов, профилактике проникновения идеологии экстремизма и др. среди несовершеннолетних в образовательных организациях Московской области.

В современной школе всё больше используются электронные формы обучения, которые при всем положительном эффекте на становление самосознания и самоконтроля ребенка несут и определенные опасности, подразумевающие частичный уход от реалий жизни и оказывающие влияние на формирование «Я-концепции». Виртуальное группирование подростков часто приводит к деформациям личности, которые подкрепляются «эффектом группомыслия», влияющим на выработку присущего этой группе мироощущения, что, в свою очередь, может негативно сказаться на поведении и дальнейшем жизненном маршруте. Именно поэтому в системе образования Московской области используются следующие формы предупреждения возможных девиаций:

• внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этниче-

46

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2020

ского и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества;

• обеспечение проведения комплексной профилактики негативных явлений в детской среде; обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей;

• внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образования, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей;

• разработка и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности;

• расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность. Система образования Московской области в

своей деятельности делает упор на обеспечение доступности и эффективности общего и дополнительного образования, на профилактику асоциальных явлений и психолого-социальное сопровождение детей в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития региона. Так, содержание общей профилактической деятельности направлено на формирование безопасной образовательной среды для всех участников образовательного процесса — учащихся, родителей и педагогов.

Поиск решения задач по раннему выявлению потенциальных правонарушителей в рамках про-

филактики асоциального поведения несовершеннолетних приводит к пониманию того, что решающее значение имеют факторы, увеличивающие риски социальной дезадаптации и создающие предпосылки формирования девиантного поведения у детей. Поэтому необходимо выявлять и учитывать детей, чья жизненная ситуация создаёт почву для отклонений в поведении.

На основе приведенных моделей формируются программы социально-педагогической поддержки детства, профилактики асоциального поведения несовершеннолетних и разрабатываются социальные проекты.

Сегодня жизнь всё чаще требует от нас быстрого реагирования на острые ситуации в образовательной среде. Именно поэтому необходимо иметь инструмент, который в короткие сроки позволит извлечь максимум информации о каждой школе, классе, районе, ученике.

Процедура определения общих проблем, желаемых образов и целей при использовании программно-целевого метода требует затрат времени и усилий, а также предполагает участие специалистов различных уровней и всех заинтересованных сторон — педагогов, учеников и их родителей. Эти затраты «окупаются» в процессе последующей реализации планов за счет снижения значимости функций контроля со стороны администрации, то есть сокращения функции прямого директивного администрирования со стороны органов управления, специалистов образовательных учреждений на местах. Осознанная потребность в решении проблем и личностно значимые общие цели обеспечивают возможность замены контроля на самоконтроль со стороны участников образовательного процесса, в частности — системы профилактики и социально-педагогической поддержки детей в Московской области. Таким образом, структура образовательных услуг, предоставляемых в различных формах социально-педагогической помощи учреждениями, более гибко реагирует на объективные потребности и субъективные запросы учащихся.

Литература

1. Антонова Л. Н. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска: монография / Л. Н. Антонова. — Москва: Просвещение, 2004. — 304 с. — ISBN 5-09-014199-1.

2. Липницкий К. И. Кризис подросткового возраста в контексте социальной компетентности / К. И. Липницкий // Социальная компетентность как условие повышения качества общего образования: сборник материалов межреги-

ональной научно-практической конференции. — Москва,

2008. — 50 с.

3. Михайлова М. П. Контролируемая социализация и самоопределение подростков / М. П. Михайлова, Н. В. Щевеле-ва // Пути, тенденции и направления развития социальной сферы: материалы Международного научно-практического семинара. Витебск, 3-4 декабря 2009 г. — Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009. — С. 195-196.

Михайлова М. П., Липницкий К. И., Локтионова П. А. Модели системы выявления и учета детей, находящихся в трудной

жизненной ситуации и нуждающихся в специальном сопровождении в образовательном процессе и семье

47

References

1. Antonova L. N. Regionalnoe upravlenie socialno-pedagogich-eskoy sistemoy podderzki detey gruppy riska. Monographiya. [Regional management of the socio-pedagogical support system for children at risk: monograph]. Moskva: Prosveshenie, 2004. 304 p.

2. Lipnitsky K. I. Krizis podrostkovogo vozrasta v kontekste so-cialnoya kompetentsii [The adolescent crisis in the context of the social competency]. Socialnaya kompetentnost kak uslovie povsshenia kachestva obshego obrazovaniya: Sbornik materia-lov Meshregionalnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Social competency as a condition for improving the quality of general

education: proceedings of the interregional scientific conference]. Moskva, 2008. 50 p.

3. Mikhaylova M. P., Sheveleva N. V. Kontroliruemaya socializat-

siya I samoopredelenie podrostkov [Guided socialization and self-determination of adolescents]. Puti, tedndentsii i naprav-leniya razvitiya sotsialnoy sfery: Materialy meshdunarodnogo neuchno-practicheskogo seminara. Vitebsk, 3-4 dekabrya 2009 g [Ways, trends and directions of social sphere development: proceedings the international scientific seminar. Vitebsk, 3-4 December, 2009]. Vitebsk, 2009. 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.