Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в процессе воспитательнообразовательной работы (из опыта работы МАДОУ МО «Детский САД № 130», г. Краснодар)'

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в процессе воспитательнообразовательной работы (из опыта работы МАДОУ МО «Детский САД № 130», г. Краснодар) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2275
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT / CORRECTIONAL WORK / CHILDREN WITH DISABILITIES / EDUCATION / EDUCATIONAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забугина Наталия Левоновна

В статье говорится о необходимости изменения подходов к содержанию воспитательнообразовательной деятельности в дошкольном учреждении в связи с новыми образовательными стандартами педагогического образования, а также о необходимости создания условий для развития и реализации развивающего потенциала любого ребенка на базе ДОУ. Психологопедагогическое сопровождение ребенка, должно стать одним из приоритетных направлений как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Забугина Наталия Левоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE PROCESS OF TRAINING AND UPBRINGING ACTIVITIES: EXPERIENCE OF KINDERGARTEN N 130, KRASNODAR

The article emphasizes the necessity of reformation of the approaches to education in preschool institutions with due regard for the new educational standards. The author considers conditions for development and fulfillment of any child in the educational institution. The psychological and educational support of children should become a first priority area both on the municipal level and in every child care establishment.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в процессе воспитательнообразовательной работы (из опыта работы МАДОУ МО «Детский САД № 130», г. Краснодар)»

УДК 378

Забугина Наталия Левоновна воспитатель детского сада № 130 г. Краснодара

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МАДОУ МО «ДЕТСКИЙ САД № 130», Г. КРАСНОДАР)

Zabugina Natalia Levonovna kindergarten teacher, kindergarten № 130

PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS IN THE PROCESS OF TRAINING AND UPBRINGING ACTIVITIES: EXPERIENCE OF KINDERGARTEN N 130, KRASNODAR

Аннотация:

В статье говорится о необходимости изменения подходов к содержанию воспитательнообразовательной деятельности в дошкольном учреждении в связи с новыми образовательными стандартами педагогического образования, а также о необходимости создания условий для развития и реализации развивающего потенциала любого ребенка на базе ДОУ. Психологопедагогическое сопровождение ребенка, должно стать одним из приоритетных направлений как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения.

Ключевые слова:

психолого-педагогическое сопровождение, коррекционная работа, дети с ограниченными возможностями здоровья, воспитательнообразовательный процесс, педагогическое взаимодействие.

Summary:

The article emphasizes the necessity of reformation of the approaches to education in preschool institutions with due regard for the new educational standards. The author considers conditions for development and fulfillment of any child in the educational institution. The psychological and educational support of children should become a first priority area both on the municipal level and in every child care establishment.

Keywords:

psychological and educational support, correctional work, children with disabilities, education, educational cooperation.

Уровень благосостояния общества определяется степенью реализации отдельно взятого человека в этом обществе. Зная о взаимозависимости процессов развития человека и общества, необходимо использовать все возможности, которые способствуют созданию таких условий, где каждый человек мог бы реализоваться, раскрыть заложенные от природы способности и осуществить свой жизненный план. В связи с этим авторы современных концепций (В.И. Сло-бодчиков, В.В. Рубцов, В.Т. Кудрявцев и другие) призывают к модернизации системы дошкольного образования с целью осуществления подготовки детей к последующему школьному обучению с учетом вариативности учреждений.

Процесс сопровождения в образовательной системе рассматривается, с одной стороны, как метод, а с другой - как система профессиональной деятельности специалистов. В контексте метода сопровождение - это практические действия по созданию таких условий, в которых участники образовательного процесса взаимодействуют в пространстве дошкольного учреждения, имея одни цели и задачи. В системе профессиональной деятельности психолого-педагогическое сопровождение - это слаженная деятельность консилиумов и специалистов разного профиля.

Идея сопровождения неразрывно связана с модернизацией современной образовательной системы при переходе российского образования на новую содержательную и технологическую модель. Перед педагогами дошкольного образования встает важная задача - изменение подходов к содержанию образовательной деятельности и использованию новых достижений в области современных психолого-педагогических знаний, а именно: в системе образования должны быть созданы условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом полноценное развитие личности должно стать гарантом социализации и благополучия [1].

Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, переступая порог, начинают знакомиться с новыми условиями, осваивают жизненное пространство, создаваемое таким образом, что в нем есть перспективы для полноценного развития и сохранения детской индивидуальности.

Приоритетным направлением в работе детского сада является психолого-педагогическое сопровождение ребёнка.

Учитывая специфику учреждения, которое посещают не только дети с нормальным уровнем развития, но и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, приходится наблюдать за тем, как каждый день ребята, которые не могут без помощи взрослых справиться с препятствиями, возникающими на их жизненном пути, преодолевают трудности, наслаивающиеся на возрастные и индивидуальные особенности. Эти трудности связанны с социализацией и адаптацией к новым педагогическим условиям. В этот момент без поддержки взрослого человека, находящегося рядом с ребенком, невозможно активизировать их ресурсы, ведь только комплексные мероприятия и многофункциональность психолого-педагогического процесса могут обеспечить целостное развитие личности ребенка.

Сопровождение детей в условиях дошкольного учреждения происходит в нескольких направлениях. С одной стороны, мы помогаем детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям решать возникающие проблемы при переходе на новую ступень развития, что повышает их шансы на жизненный успех в будущем. С другой стороны, мы обеспечиваем развитие ребенка в сфере социализации, индивидуализации, социально-психологической адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение начинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ и заканчивается со сменой образовательного маршрута. Деятельность специалистов в рамках сопровождения носит комплексный характер, включая не только психологопедагогические направления, но и правовую защиту, социальную помощь, социальное воспитание и обучение навыкам социальной компетентности. Система социальной и психологопедагогической помощи предполагает сочетание социального, правового и психологопедагогического аспектов данной деятельности с привлечением специалистов центра психоло-го-педагогической и медико-социальной помощи. Работа, проводимая в ДОУ, включает в себя спектр разнообразных направлений, которые помогают не только в решении актуальных проблем развития ребенка, но и предупреждают возникновение трудностей личностного и социального развития с использованием индивидуального и дифференцированного подходов.

Основные направления деятельности, которые являются обязательными в рамках психо-лого-педагогического сопровождения, невозможны без базовых форм работы. В качестве такой основы выступает психолого-педагогический консилиум.

Систематическая деятельность специалистов направлена на отслеживание психологопедагогического статуса и на определение динамики развития ребенка. Создание психологопедагогических условий, под которыми понимается построение гибкой системы воспитательнообразовательного процесса (далее - ВОП), не исключает изменение схем работы с детьми в зависимости от психологических особенностей воспитанников.

Каждое из этих направлений требует разработки с точки зрения анализа проблемы, а также программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов. Специалисты образовательного учреждения рассматривают состояние здоровья детей как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития [2].

В модели сопровождения выделяются компоненты психолого-педагогической деятельности, реализуемые поэтапно. Это психологическое просвещение, профилактика, психодиагностика, развивающая и психокоррекцонная деятельность, консультирование, просвещение, экспертиза.

Последовательность модели психолого-педагогического сопровождения ВОП включает циклическую организацию и планирование мероприятий в соответствии с целями и задачами годового плана воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения. Важным моментом в повышении эффективности взаимодействия между субъектами воспитательнообразовательного процесса является разработка алгоритма повышения квалификации педагогических работников. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья одно из основных требований, предъявляемых профессиональному мастерству педагога, - это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность [3].

В коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья при оказании им помощи в освоении программы дошкольного образования, увеличился процент воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших психологическую коррекционную помощь. Это позволило детям с ограниченными возможностями здоровья безболезненно адаптироваться к условиям дошкольной воспитательно-образовательной среды, что привело к уменьшению степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий.

Благодаря системе профессиональной деятельности коллектива, направленной на создание социально-педагогических условий для успешного развития детей в ситуациях педагогического взаимодействия, изменился сам подход к ребенку не как к объекту воздействия, а как к субъекту взаимодействия. Это не может не сказаться на результатах мониторинга воспитан-

ников дошкольного учреждения, что подтверждают изменения уровня личностного и интеллектуального развития детей.

Ссылки:

1. Грачева Н.В. Выявление и сопровождение учащихся «группы риска» // Матер. науч. конф. Московского ин-та аналитической психологии и психоанализа. 2012. С. 45-46.

2. Козловская Е.В., Лапина Т.Д., Печникова М.А. Алгоритм организации индивидуального сопровождения воспитанников «группы риска» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2012.

3. Цветкова И.В. Социализация и адаптация детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях интегрированной группы детского сада // Теория и практика общественного развития. 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.