УДК 376
ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ, ИМЕЮЩИМ ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Великжанина Ксения Геннадьевна.
г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 459, учитель-логопед, logo.ksenia@mail.ru.
Прокудина Галина Васильевна.
г. Новосибирск, МКДОУ детский сад № 459, учитель-логопед, logo.ksenia@mail.ru.
Аннотация. В статье подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, обосновывается значимость разработки и целесообразность модульного построения индивидуального образовательного маршрута для дошкольника с ОВЗ.
Ключевые слова: индивидуализация, комплексный подход, образовательный маршрут, динамика развития, взаимодействие.
SELECTION OF EFFICIENT DIRECTIONS OF WORK WITH A CHILD WITH HVD UNDER A PRESCHOOL ESTABLISHMENT CONDITION
Velikzhanina Ksenia Gennadievna.
Novosibirsk, kindergarten № 459, teacher-speech therapist, logo.ksenia@mail.ru.
Prokudina Galina Vasilyevna.
Novosibirsk, kindergarten № 459, teacher-speech therapist, logo.ksenia@mail.ru.
Abstract. The article stresses the importance and necessity of an individual approach to each child, substantiates the significance of the development and the feasibility of a modular construction of an individual educational route for a preschool child with disabilities.
Key words: individualization, integrated approach, educational route, development dynamics, interaction.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов ставит перед образовательными организациями проблему определения условий индивидуализации процесса обучения ребенка с ОВЗ. И.Ю. Исаева считает, что организация взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей в вопросах обучения, развития и воспитания ребенка с ОВЗ на этапе дошкольного образования позволяет существенно повысить эффективность образовательных воздействий, способствует снижению рисков проблем обучения и социализации таких детей в будущем [2].
На сегодняшний день большинство дошкольников с ОВЗ посещают комбинированные группы наряду с детьми, не имеющими статуса ОВЗ. В данных группах пребывания здоровых детей и детей с ОВЗ, совместное их обучение и
воспитание осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, в соответствии с требованиями Министерства, но с учетом индивидуальных особенностей детей. Состояние и особенности психофизического развития детей, имеющих ограничения здоровья, препятствуют освоению ими общеобразовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Многочисленные вторичные нарушения, вызванные первичным дефектом, значительно осложняют достижение детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП). По мнению Ш.Ю. Амонашвили, приходя в образовательное учреждение, ребенок вынужден подстраиваться под его условия, но образовательная система тоже должна стремиться к созданию условий для реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании в соответствии с их особенностями [1].
В тоже время, благодаря гибкой системе, педагоги и специалисты дошкольного учреждения, на своем профессиональном уровне, организуют такое инклюзивное пространство для каждого ребенка с проблемами развития, которое создаст условия (постоянную поддержку и сопровождение самого ребенка и его семьи), позволяющие наиболее эффективно ему использовать и реализовать свои ресурсы. В связи с этим для воспитанников с ОВЗ разрабатывается и реализуется адаптированная основная образовательная программа (АООП), рекомендуемая ПМПК. Каждый ребенок осваивает ее в своем темпе и имеет специфические способы овладения учебным материалом.
Индивидуальные различия детей предусматривают также разработку и создание собственной образовательной траектории, которая реализуется посредством индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребенка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного. Следовательно, ИОМ это некая модель взаимодействия, совместной деятельности учителя-логопеда и ребенка, построенная на основе индивидуальных возможностей самого ребенка и определяющая последовательность действий для его развития.
Вслед за Л. В. Свирской мы считаем целью создания индивидуального образовательного маршрута - максимальная реализация образовательных и социальных потребностей детей с ОВЗ в условиях оптимизации образовательной работы, активного включения интеграционных процессов в образование [3]. ИОМ разрабатывается коллективом педагогов и специалистов ДОУ на основании заключения территориальной ПМПК и анализа собственных полученных результатов диагностики, согласуется и утверждается родителями воспитанника. Структуру ИОМ составляют модули (базисный, диагностико-оценочный, коррекционно-развивающий, диагностико-динамический), в совокупности позволяющие создать условия для обеспечения психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья, индивидуализировать работу по содержанию, темпам, технологиям, способам взаимодействия с каждым.
Базисный модуль включает сведения о ребенке и родителях, информацию из заключения ПМПК, режим ежедневной организации жизни ребенка, график посещения кружков, предусмотренных вариативной частью программы.
Диагностико-оценочный модуль включает комплексное, систематическое, динамическое изучение ребенка в различных видах деятельности, а также в привычных условиях (в игре, межличностном общении, в семье), обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса и прогнозирования конечного результата. На основании полученных данных устанавливается психолого-педагогический диагноз - обоснование сущности индивидуально-психологических особенностей личности. Далее специалистами сопровождения определяются приоритетные задачи образовательной коррекционно-развивающей работы. Важно дифференцировать степень и характер нарушений, выявить актуальные и потенциальные возможности ребенка. Они будут учитываться специалистами при выборе и разработке программы, которую будет осваивать ребенок в процессе индивидуального комплексного сопровождения. На основе перспективного плана составляется ИОМ на каждого ребенка с ОВЗ, который конкретизирует и уточняет время, объем, вид, содержание и продолжительность воздействия, включаются все мероприятия, способствующие коррекции выявленных недостатков, с учетом актуального состояния ребенка и зоны его ближайшего развития. Целесообразно оформлять ИОМ в виде таблицы, что позволяет компактно поместить материал по модулям.
В коррекционно-развивающем модуле отражены необходимые условия для реализации коррекционно-развивающей работы (режим, виды деятельности, программы, технологии, особенности дидактического материала, формы организации образовательной работы), указаны специалисты, задействованные в процессе. Для коррекционно-развивающей работы отбираются те направления работы, в которых ребенок испытывает трудности. Взаимосвязь всех участников совместной деятельности: учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию отражается в планировании работы, в решении коррекционно-образовательных задач для достижения общей цели. Взаимодействие осуществляется на уровне разработанного совместного перспективного тематического плана в зависимости от особенностей психического и физического развития ребенка, возраста и выраженности аффективных или когнитивных проблем. Специалистами и педагогами ДОУ проводятся коррекционные занятия в формах индивидуальной, подгрупповой и групповой деятельности с детьми. Необходимо контролировать влияние тех или иных воздействий на ребенка, корректируя или изменяя педагогические методы и формы работы с ним в случае их неэффективности, соблюдать конфиденциальность полученной информации. Педагог-психолог оказывает помощь в организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка, проводит коррекционно-развивающие занятия с детьми по развитию психических процессов, по коррекции и развитию эмоциональной сферы и межличностных отношений, осуществляет контакт с педагогическим коллективом, родителями.
Учитель-логопед на основе личностно-ориентированного подхода осуществляет поэтапное формирование компонентов речи, коррекцию нарушений речевого развития, формирование речевых компетенций, развитие коммуникативных навыков. Направления работы воспитателя соответствуют направлениям развития, изложенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: социально-личностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Кроме этого, педагог отвечает за создание гибкой развивающей предметно-пространственной среды, как одного из условий качественной индивидуализации образовательного процесса в группе комбинированной направленности. В данном случае среда является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ. Родители также активно включены в процесс, следят за ходом выполнения поставленных задач, высказывают свои пожелания, получают консультации специалистов.
Диагностико-динамический модуль включает проведение систематической диагностики в ходе обучения, воспитания и позволяет выявлять особенности продвижения ребенка на различных этапах его развития. Информация о качественных изменениях в развитии ребенка фиксируется педагогом и специалистами в «Карте комплексного динамического наблюдения» и доступна для ознакомления родителям. А.С. Тришанина пишет, что мониторинг эффективности реализации ИОМ должен включать отслеживание динамики развития ребенка, прогнозирование и оценку результатов его обучения и социализации, результативность интеграции деятельности педагогов и родителей в рамках единого пространства развития ребенка [4]. И.М. Цыпкина, Е. В. Шаталова обосновывают, что реализация ИОМ в течение заданного временного периода, требует наблюдений измерения индивидуального развития каждого ребенка, связанное с его качественными изменениями в деятельности, прежде всего, игровой, новых ресурсов, которые у него появляются или не появляются. Это позволяет оценить уровень актуального развития ребенка, поставить новую педагогическую задачу. В случае если прогресса нет, разрабатывается новый ИОМ, если же намечается прогресс, то можно продолжить или доработать уже существующий [5].
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса заключается в удовлетворении особых образовательных потребностей детей, учете их индивидуальных возможностей, способностей и особенностей. Выбор эффективных направлений работы с ребенком с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения включает активное психолого-педагогическое сопровождение, которое направлено на помощь ребенку в личностном развитии, освоении образовательных программ соответствующего уровня, формирование социально значимых компетенций, гармоничную интеграцию ребенка с отклонениями в развитии в социальную среду с целью безболезненного перехода на следующую ступень образования.
Библиографический список:
1. Амонашвили Ш.Ю. Гуманная основа педагогического процесса. - Минск: Издательство Университетское, 1990. - 560 с.
2. Исаева И.Ю. Технология проектирования индивидуальных образовательных маршрутов: учебное пособие. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. - 116 с.
3. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт: учеб.-метод. пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Обруч, 2011. - 240 с.
4. Тришанина А.С. Индивидуальный образовательный маршрут как обязательное условие психолого-педагогического сопровождения развития ребенка // Образование и воспитание. - 2015. - №2. - С. 19-21. - URL https://moluch.ru/th/4/archive/5/45/ (дата обращения: 09.02.2019).
5. Цыпкина И.М., Шаталова Е.В. Особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута с детьми группы риска дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. -2015. - № 5. - С. 3.