ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.061.023.202301.108-118
УДК 376.64
Э. В. Шелиспанская1, Ю. М. Васина2
12 Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия)
1 e-mail: [email protected] 2 e-mail: [email protected]
Психолого-педагогическое сопровождение детей из регионов локальных военных конфликтов в рамках летней многопрофильной образовательной лагерной смены
Аннотация
Введение. В настоящее время уровень социального напряжения в отношении спецоперации, проводимой Россией на территории Донецкой и Луганской народных республик, растет, подобные межэтнические конфликты перерастают из локальных бедствий в межнациональную катастрофу. Чрезвычайность ситуации сказывается на всем населении, проживающем в зоне боевых действий, несомненно, затрагивая жизнь и благополучие детей. В рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» на территории студенческого городка Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого были созданы условия для приема детей из регионов военных конфликтов. Цель исследования - описание опыта психолого-педагогического сопровождения детей, прибывших из зоны локального военного конфликта на территории Донецкой Народной Республики (ДНР). Задачами исследования являются оценка психоэмоционального состояния детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и разработка направлений работы с детьми в период их пребывания на территории России. В статье приводится анализ публикаций Н. Г. Осуховой, Н. Ф. Зубковой, О. В. Исаакяна, А. А. Ткаченко и других авторов, занимающихся практико-ориентированными исследованиями в области психологического сопровождения детей, оказавшихся в зоне боевых действий. Методы. Теоретический анализ литературы, скрининг-диагностика (индивидуальная и групповая), обобщение полученных эмпирическим путем данных, наблюдение, беседа, эксперимент.
Обсуждение и заключение. В статье обосновывается содержательная характеристика позиции сопровождения и дается краткий аналитический обзор определения данного понятия в отечественной психологической науке. Исследовательский материал получен в ходе систематизации результатов осуществления психологического сопровождения детей, прибывших с территории ДНР, в рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» при поддержке Министерства просвещения и Министерства образования и науки Российской Федерации. В статье представлены структурные компоненты программы психологического сопровождения детей, участвующих в этом проекте, состоящие из двух блоков, взаимодополняющих друг друга. Первый блок занятий ориентирован на развитие навыков самопознания детей и на их способность к развитию представлений о своей значимости, ценности. Второй блок направлен на гармонизацию эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыков саморегуляции, конструктивного общения.
© Шелиспанская Э. В., Васина Ю. М., 2023
4ПО ГумАнитАрий : актуальные проблемы ^
Сделаны выводы, что тревожно-депрессивное состояние, в котором пребывают подростки, связано с осознанием трагичности происходящего, ситуации нахождения в зоне боевых действий, отделения от дома, что требует от специалистов психологической службы более конструктивного подхода к организации мероприятий по оказанию кризисной помощи и психологического сопровождения детей из регионов локальных военных конфликтов. Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, психологическая помощь, военный конфликт, дети в трудной жизненной ситуации, подростковый возраст, тревожность, сим-птомокомплекс посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), травматические переживания.
Для цитирования: Шелиспанская Э. В., ВасинаЮ. М. Психолого-педагогическое сопровождение детей из регионов локальных военных конфликтов в рамках летней многопрофильной образовательной лагерной смены // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 1. С. 108-118. DOI: 10.15507/2078-9823.061.023.202301.108-118.
Ellada V. Shelispanskaya1, Yulia М. Vasina2
12 Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy (Tula, Russia)
1 e-mail: [email protected] 2 e-mail: [email protected]
Psychological and Pedagogical Support for the Children from the Regions of Local Military Conflicts as the Part of a Summer Multidisciplinary Educational Camp Shift
Abstract
Introduction. Currently, the level of social tension in relation to the special operation carried out by Russia on the territory of the Donetsk and Lugansk People's Republics is growing, such inter-ethnic conflicts develop from local military disasters into the level of an inter-ethnic catastrophe. The urgency of the situation affects the entire population living in the war zone, undoubtedly affecting the lives and well-being of children. Within the framework of the federal project "University specialized educational shifts" on the territory of the campus of the Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy, conditions were created for the reception of children from regions of military conflicts. The aim of the study is to describe the experience of psychological and pedagogical support for the children who arrived from the zone of local military conflict on the territory of the Donetsk People's Republic (DPR). The objectives of the study are to assess the psycho-emotional state of the children who find themselves in a difficult life situation, and to develop areas of work with children during their stay in Russia. The article analyzes the publications of N. G. Osukhova, N. F. Zubkova, O. V. Isahakyan, A. A. Tkachenko and other authors involved in practice-oriented research in the field of psychological support for the children caught in a combat zone.
Materials and Methods. Theoretical analysis of the literature, screening diagnostics (individual and group), generalization of empirically obtained data, observation, conversation, experiment. Discussion and Conclusion. The article substantiates the content characteristics of the support position and provides a brief analytical review of the definition of this concept in domestic psychological science. The research material presented in the article was obtained in the course of systematizing the results of the implementation of psychological support for the children who arrived from the territory of the DPR within the framework of the federal project of university specialized educational sessions with the support of the Ministry of Education and the Ministry of Education and Science of Russia. The article presents the structural components of the program of psychological support for the children participating in this project, consisting of two blocks that complement each other. The first block of classes is focused on developing the skills of self-
knowledge of the children and on their ability to develop ideas about their significance and value. The second block is aimed at harmonizing the emotional sphere, relieving stress, developing self-regulation skills, and constructive communication. It was concluded that the anxiety-depressive state in which adolescents arrive is associated with the awareness of the tragedy of what is happening, the situation of being in the war zone itself, separation from home, which requires psychological service specialists to take a more constructive approach to organizing crisis assistance and psychological support for children from regions of local military conflicts. Keywords: psychological and pedagogical support, psychological assistance, military conflict, children in difficult life situations, adolescence, anxiety, symptom complex of post-traumatic stress disorder (PTSD), traumatic experiences.
For citation: Shelispanskaya E. V, Vasina Yu. M. Psychological and pedagogical support for the children from the regions of local military conflicts as the part of a summer multidisciplinary educational camp shift. Gumanitarian: aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2023; 23(1): 108-118. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.061.023.202301.108-118.
Введение
Война - источник ужасающих людских бед, она несет зверства, гибель мирного населения, репрессии, бомбежки, обстрелы, уничтожение жилой инфраструктуры населенных пунктов. Если ребенок был очевидцем или участником этих событий, у него развивается симптомокомплекс посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), основу которого составляют переживания трагических событий, выходящих за рамки человеческого опыта: угроза жизни, психологический, экономический и материальный ущерб семье, картины смертей или боевых ранений. Последствия пережитого для несформированной детской психики могут быть весьма существенными и происходить на биологическом, психологическом и поведенческих уровне. Если говорить о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, то наиболее общее определение этого понятия включает категорию детей, находящихся в критической ситуации под воздействием нежелательных факторов окружающей среды.
Как следствие перенесенного травматического шока, переживания и внутренние конфликты детей как раз и выражаются нарушением продуктивного общения со взрослыми и сверстниками, замкнутостью, повышенной тревожностью, агрес-
сивным реагированием и оппозиционным поведением. Для таких детей характерны эмоциональная лабильность (резкая смена настроения без видимых причин, даже на банальные проблемы реагируют плачем), раздражительность, обидчивость, сложности сосредоточения, вербализация эмоций, сбивчивая речь. Все перечисленное сопровождается психосоматическими нарушениями в виде нарушений сна (невозможность сразу заснуть, ночные просыпания с тревожными мыслями, ночные кошмары), расстройством аппетита, головными болями, нервными тиками, заиканием.
Обзор литературы
В психологической литературе под сопровождением понимается метод помощи субъекту развития в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система, а под ситуациями жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного и регрессивного развития [7]. Позиция сопровождения - позиция «на стороне ребенка». Сопровождение - это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ве-
Ш гуманитарий : актуальные проблемы
дущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.
Понятие «психологическое сопровождение» появилось впервые в отечественной психологической литературе в 1992 г. у Ю. В. Слюсарева [9], в 1996 г. активно цитировалось в работах Г. Бардиер, И. Рома-зан, Т. А. Чередниковой [3], в 2000 г. - у М. Р. Битяновой [4].
Придерживаясь позиции Ю. В. Слюса-рева, под термином «сопровождение» мы будем понимать недирективную форму оказания психологической помощи, которая подразумевает специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства» безопасных условий, в которых становятся возможными выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), реконструкция ее субъективного образа мира и восстановление ее связи с собой, людьми и обществом.
Влияние психотравмирующих событий военных действий на психическое и эмоциональное состояние детей рассматривалось в научной литературе в основном на примерах событий, происходящих в Бесла-не, Чечне, Сирии (А. Л. Венгер, Е. И. Морозова, В. В. Брофман, Б. М. Мастеровой, З. С. Текоева и др.); наличие симптоматики ПТСР у детей, эвакуированных из зон военного конфликта, отмечалось в трудах Ю. Г. Демьянова, О. Б. Есиной, А. А. Пор-тновой, Г. А. Фастовцева, Н. В. Тарабриной, О. В. Бертман-Поляковой.
Проведя анализ публикационных материалов по теме нашего исследования, отметим немногочисленные практико-ори-ентированные труды по психологическому сопровождению детей, эвакуированных из зоны военных действий, под авторством Н. Ф. Зубковой, Н. Г. Осуховой [8]. Также отметим пособие И. В. Абакумовой, А. В. Гришиной, П. Н. Ермакова [1] и публикацию О. В. Исаакян и А. А. Ткаченко, посвя-
щенную изучению психологических особенностей социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря [6].
По мнению Н. Г. Осуховой, пребывание детей в зоне боевых действий, понимание фактов угрозы жизни и потери родного дома приводят к деформации образа мира, у таких детей разрушено представление о безопасности, о своей ценности, нужности, жизнеспособности в этом мире.
На фоне страшных событий военного конфликта, с угрозами жизни и потерей средств к существованию, внутренний мир ребенка становился менее значимым для взрослых. Эти данные согласуются с анализом данных исследования, проведенного Л. Ю. Юдиным, который указывает на особую уязвимость детей подросткового возраста ввиду изменения качества отношений с родителями, вызванного появлением подростковых конфликтов, связанных с самоопределением [11].
Проведенные нами анализ и систематизация проблемы особенностям социализации детей-мигрантов [10], а также детей из регионов локальных военных конфликтов не позволяют в полной мере осветить проблему психологического сопровождения детей Донецкой и Луганской народных республик, находящихся в зонах военных действий. Все последние месяцы сетевое пространство заполнено обвинениями разной степени абсурдности. Много презрения, обвинений, разрывов отношений, но мало кто задумывается, как эту ситуацию воспринимает детское население.
Теоретический анализ данной проблемы показывает необходимость организации системы мероприятий по оказанию кризисной психологической помощи и длительного психологического сопровождения детей и подростков, проживающих в Донецкой и Луганской народных республиках, вследствие пережитых ими травм военного времени.
Методы
Авторами использованы теоретический анализ литературы, скрининг-диагностика (индивидуальная и групповая), обобщение полученных эмпирическим путем данных, наблюдение, беседа, эксперимент.
Результаты
Организация и проведение исследования осуществлялись на базе ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» в рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» при поддержке Министерства просвещения России и Министерства образования и науки РФ. Программа работы предусматривала приобщение школьников 8-10 классов из Донецкой и Луганской народных республик и освобожденных территорий к российским традиционным духовным ценностям, включая межкультурные связи многонационального народа России, правила и нормы поведения в российском обществе, ценности родины, человека, дружбы, здоровья и семьи.
Общая образовательная программа «Университетские профильные образовательные смены» была спроектирована с учетом комплексности и непрерывности педагогического воздействия, образовательного и воспитательного процесса, основываться на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием и включать основные образовательные блоки: «Дни сплочения и командообразова-ния», «Очерки истории и культурного наследия России», «Дней единых действий» (комплекс праздничных и памятных дат), «Родниковый край России», «Русский язык и фольклор», «Россия и современный мир», «День России», «Раскрой себя!», «Малые города России», «История Донбасса» и др.
В исследовательском проекте приняли участие 56 детей в возрасте 13-16 лет из г. Макеевка Донецкой Народной Респу-
112
блики (ДНР). Анализ социального статуса участников проекта документации, составленной представителями ДНР, показал, что в основном это дети из многодетных семей (55 %), дети-сироты (18 %) и одаренные дети (27 %).
На подготовительном этапе исследования нами проводилась оценка психологического и социального компонентов системы психолого-педагогического сопровождения: составление социального паспорта отрядов, анализ бесед с подростками и воспитателями, сопровождающими детей по прибытии в кампус образовательной смены, что позволило выделить содержание травмирующих переживаний, отследить динамику психоэмоционального состояния.
Для объективизации данных социального паспорта группы была проведена беседа с сопровождающими детей воспитателями с акцентом на следующие вопросы: «Как прошла поездка?», «В каких условиях осуществлялась их поездка в Россию?», «С какими проблемами воспитатели столкнулись?», «Каким образом отбирались дети в лагерь?» и др.
Цель сбора информации от взрослых, сопровождающих детей в поездке, а также наблюдений и анализа полученных жалоб -выделить признаки кризисного состояния у детей и подростков группы, выявить наличие и содержание травмирующих переживаний, отследить динамику психоэмоционального состояния и принять решение о необходимости оказания адресной психолого-педагогической помощи.
Особое значение для стабилизации эмоционального состояния детей, попавших в трудных жизненные ситуации, имел процесс проведения индивидуальных консультаций. В ходе таких встреч решались вопросы внутренних противоречий ребенка, рассогласования Я-концепции, осуществлялся поиск ресурсов выхода из подавленного состояния, сосредоточенности на сво-
ГумАнитАрий : актуальные проблемы
их потерях, освобождения от неадекватного отношения к миру и своим близким. Так, например, практически в первых же индивидуальных беседах дети указывали, что постоянно следят за информацией в СМИ об очередных обстрелах, результатах проведения спецоперации. Например, Миша К. (12 лет) заявил, что он и его друзья уже по звуку могут отличить не только характер снаряда, из какой боевой установки он выпущен, но и приблизительную дальность его падения.
Еще одной характерной психологической особенностью подростков, прибывших из зоны военных действий, является феномен укороченной временной перспективы, выражающийся в том, что они не могут представить, что будет в ближайшие один-два года. Согласно А. Б. Ахмедову, представление о себе как о выжившем является одним из центральных элементов Я-концепции подростков, проживающих в зоне боевых действий, сопровождается амбивалентным отношением к окружающему миру, сочетающемуся с негативизмом и укороченной временной перспективой [2]. Исходя из бесед с подростками, включенными в исследовательский проект, можно констатировать, что ни один из опрошенных точно не отвечает, кем он хочет стать в будущем, какая сфера трудовой деятельности ему интересна. Говорят только одно: «Все равно. Лишь бы закончилась война...».
Обсуждение
На основе полученных данных на подготовительном этапе нами была разработана серия занятий по непосредственному сопровождению детей из регионов военных конфликтных ситуаций. Занятия проводились в группах из 14-15 чел.
Первый блок занятий ориентировал на самопознание, знакомство с чертами личности, способствовал развитию представлений о своей значимости, ценности, мотивировал к саморазвитию. В начале каждого
занятия проводились ритуал приветствия, использовались стандартные упражнения, позволяющие детям включиться в групповую работу, познакомиться с участниками. Например, проводилось упражнение «Имя-Качество», когда по очереди подростки называют свое имя и придумывают качество, которое начинается на первую букву имени. Следующий участник повторяет сочетание качества и имени соседа и произносит свое (например: Полина - пленительная, Лена -ласковая, Ваня - вдумчивый и т. п.). Имя и качество подростки записывают на стике-рах с клейким основанием, для выполнения следующего упражнения.
Хороший результат для сплочения группы дает упражнение «Имя-Звезда», которое используют при работе в парах. Участник называет свое имя, его сосед придумывает, что можно назвать этим именем (звезду, магазин, салон красоты, марку печенья, море, туристическую фирму и т. д.). Участник выбирает одно или несколько предложений. После этого ведущий произносит сочетание имени и того, что им названо, например: планета Милана, гора Ростислав.
В целях расширения представлений о себе, акцентирования своих положительных сторон выполнялось упражнение «Ладошка». На листе бумаги подростки обводили ладонь и внутри контура каждого пальца писали качество, которое нравится в себе, которое помогает в сложных ситуациях и т. п. Предлагалось раскрасить ладошку, украсить рисунок так, как пожелает ребенок. У некоторых детей группы этот прием вызвал затруднения, которые решались ведущим тренингового занятия индивидуально. Однако в каждой группе были один или два ребенка, которые категорически отказывались доделать это упражнение до конца. Дима Д. наотрез отказался писать о своих положительных сторонах, протест предъявлял мягко, указывая на то, что не считает себя хорошим. Этот подросток при зна-
комстве с сотрудниками психологической службы лагеря сразу обратился с просьбой прийти на консультацию к психологу.
После того как был выполнен рисунок со своими качествами, группе предлагалось пройти психогеометрический тест, который раскроет для подростков некоторые основные особенности их личности, доминирующие черты характера и поведения. Ведущим группы зачитывались основные черты выбранных подростками фигур, велось обсуждение важности знания основных черт своего характера. После проведения этого мини-теста участникам предлагалось разбиться на группы по 4-6 чел. для создания общего рисунка. Предлагалось нарисовать дом, в котором все части будут выполнены из геометрических фигур, выбранных ребятами, попавшими в конкретную группу. Например, Анна, выбравшая круг, рисовала основание дома из кружков; Полина, фигура которой была зигзаг, рисовала с помощью этой фигуры стены дома и т. д. Предлагалось украсить свой нарисованный домик так, как пожелают участники задания, дать ему название и подготовиться к презентации дома перед группой «В доме N живут...». На этом этапе подросткам предлагалось воспользоваться стикерами, оставшимися от первого упражнения, для обозначения тех, кто живет в нарисованном «геометрическом» доме. Детям понравилось это задание. За его выполнением стояло желание вернуться опять в свой дом, который, возможно, у многих уже утрачен.
Второй блок занятий был направлен на гармонизацию эмоциональной сферы, снятие напряжения, развитие навыков самопознания, саморегуляции, конструктивного общения и включал ряд упражнений, позволяющих развивать способность ребенка понимать эмоциональные состояния других людей; умение выразить свое состояние; снятие мышечных зажимов; отработку навыков рефлексии.
114
Например, на понимание эмоций было предложено упражнение «Угадай эмоцию», направленное на развитие у детей способности идентифицировать базовые эмоциональные состояния по экспрессивным (мимика, пантомимика, жесты) и импрессив-ным признакам. Способность идентифицировать эмоции - важное условие успешной адаптации в обществе, успешного взаимодействия со сверстниками. Наличие представлений об эмоциональных состояниях, их причине и следствии является гарантией развития личности и индивидуальности школьника, одним из условий дальнейшего благополучного обучения в школе [5]. Дети не только с интересом вспоминали эмоции и ассоциировали их с конкретным цветом, но и смогли продемонстрировать большой объем эмоционально-оценочной лексики, характеризующей ту или иную эмоцию.
С целью развития навыков самопознания, снятия психоэмоционального напряжения проводилось упражнение «Карта эмоций»: ребятам предлагалось обвести силуэт человека, закрыть глаза и вспомнить какое-нибудь событие, которое вызывало у них то или иное чувство, например радость (работа сопровождалась расслабляющей музыкой). Далее детям необходимо было постараться почувствовать ту часть своего тела, где они это чувство ощущают (голова, руки, ладони, грудь, живот и т. д.). Затем (кто уже был готов) открыть глаза и обозначить цветными карандашами на силуэте человека это место. И так с каждой знакомой эмоцией. Преобладание в рисунке темных тонов говорит о травматических переживаниях, эмоциональных проблемах, недоверии, а может, и агрессии.
Упражнение «Портрет эмоций» способствовало развитию не только саморегуляции ребенка, но и навыков межличностного общения. Каждой команде (дети делились по 5-6 чел.) с помощью жеребьевки необходимо было определить, какую из базо-
ГумАнитАрий : актуальные проблемы
вых эмоций они будут рисовать. Портреты эмоций нужно было создавать необычным способом - с помощью ассоциаций. Игроки должны представить, как выглядели бы эмоции, если бы стали растением, животным, мебелью, едой, насекомым, одеждой, бытовой техникой или чем-то подобным. Возможно, с эмоцией ассоциируется что-то конкретное, а может быть, это будет несуществующий, фантазийный объект. Данное задание вызвало трудности у участников исследования. Так, например, выражая эмоции в образной форме, ребята с трудом смогли договориться о той ассоциации, которой она соответствует, в основном каждый рисовал свое.
Для объективизации данных наблюдения и анализа продуктов деятельности исследуемой группы использовалась проективная методика «Дерево с человечками», проводимая с целью анализа эмоционального состояния ребенка, его настроения и получения отклика на определенную ситуацию, которая позволила определить не только позицию ребенка, каким он видит себя в данный момент, но и на каком месте он хотел бы быть. Анализ результатов проведения методики показал, что около 68 % респондентов испытывают тревожность и замкнутость, не стремятся расширить круг общения, некоммуникабельны; 21 % любят погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять; у 11 % испытуемых налицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и наличие тревожно-депрессивной симптоматики.
Результатом аналитического (рефлексивного) этапа исследования стала констатация того факта, что с задачей по организации психологического сопровождения университетской профильной образовательной смены работы мы справились успешно. Групповые занятия с отрядами, которые были проведены психологом, многочисленные мероприятия, организован-
ные администрацией лагеря, помогли хоть на время отвлечь детей от тех страшных событий и травмирующих воспоминаний, которые они испытали в последнее время. Объективные жалобы на то, что родители оставляли на несколько дней их одних дома или приезжали только на выходные, а сами отправлялись на заработки, прямо были высказаны тремя подростками.
Также усиление негативного фона эмоционального состояния подростков связано с тем, что им пришлось быстро повзрослеть, они уже осознанно воспринимают и трагичность происходящего, и ситуацию опасности нахождения в зоне боевых действий, отделение от дома, пребывание у чужих людей, потерю контактов со значимыми людьми и друзьями, которые имеют особую ценность в этом возрасте.
Стоит отметить незнание взрослыми, сопровождающими детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, общих стратегий оказания психологической помощи, в том числе кризисной помощи. Педагоги-психологи службы психологического сопровождения оздоровительного лагеря отмечали, что вожатые и воспитатели не умеют составить диалог с ребенком о желательности или необходимости посещения им психолога в периоды кризисных и тревожных состояний. Часть детей направлялись вожатыми отряда на консультации к педагогам-психологам по субъективному анализу их неадаптивного поведения, например, когда ребенок не включался в коллективные игры, не желал участвовать в конкурсах. Практика психологической помощи предполагает добровольное обращение к специалисту за помощью и наличие запроса. Именно спокойно-заторможенное поведение и «замороженные» эмоции посттравматического синдрома вводят в заблуждение воспитателей и вожатых.
В связи с изложенным стоит отметить особенную важность первичного инструк-
тажа специалистами службы психолого-педагогического сопровождения для воспитателей, вожатых и администрации организаций, осуществляющих прием детей, прибывших из зон локальных военных действий.
Заключение
Организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из регионов военных действий требует консолидированного участия ученых и практических психологов в планировании, разработке и проведении мероприятий по оказанию кризисной, консультативной и иных видов психологической помощи. На основе различных форм психодиагностического изучения особое значение приобретают своевременное выявление эмоциональных и поведенческих нарушений, тревожно-депрессивных расстройств и профилактика отдаленных последствий психотравмы. По итогам проведенной работы в рамках участия коллектива педагогов-психологов ТГПУ им. Л. Н. Толстого в проекте «Университетские профильные образовательные смены» показала высокий адаптивный потенциал такой организационной формы, где сотрудники психологической службы полноценно включены в жизнь мероприя-
тий образовательной смены, сопровождают детей, с позиции «свой» ведут как групповые тренинговые занятия, так и индивидуальные консультации.
Наше исследование не исчерпывает всех путей преодоления данных проблем, однако в какой-то степени позволяет оптимизировать адаптацию ребенка в коллективе и вовлечь его в ситуацию доверия и комфорта.
Когда психика человека сталкивается с какой-либо болезненной реальностью (тяжелыми новостями о близких, их непониманием, игнорированием и др.), то первая реакция - это шок, а вторая - отрицание. Это разумный эволюционно оправданный механизм, который защищает нас от того, чтобы сразу не поддаваться негативным эмоциям. Сложность создавшейся ситуации в том, что она продолжает развиваться. По сути, любому человеку, а тем более ребенку, необходимо адаптироваться не к новой реальности, а к самой по себе неопределенности. Это тяжелая и далеко не легкая работа для психики. Задача психологов - найти как можно больше жизненно необходимых ресурсов, чтобы не только самому, но и другим (особенно детям) помочь не отключиться от того хорошего и важного, что есть в жизни.
Список источников
1. Абакумова И. В., Гришина А. В., Ермаков п. Н. Организация психологического сопровождения детей беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов: учеб.-метод. пособие. М.: КРЕДО, 2015. 48 с.
2. Ахмедов А. Б. Особенности Я-концепции у подростков, находившихся в зоне военных действий, и у их сверстников, проживающих в стабильной социальной ситуации // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 2. URL: http://www.psystudy.ru/index. php/num/2009n2-4/31-akhmedov4.html#e3 (дата обращения: 19.07.2022).
3. Бардиер Г. Л., Ромазан И. В., Чередникова Т. А. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. СПб., 1996. 90 с.
4. Битянова М. Р. Ключ с правом передачи // Школьный психолог 2000. № 42. С. 15-20.
5. Васина Ю. М. Проблема развития эмоциональной идентификации у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 3. С. 24-28.
6. Исаакян О. В., Ткаченко А. А. Психологические особенности социальной адаптации подростков из Донецкой Народной Республики в условиях детского оздоровительного лагеря // Инновационная наука. 2016. № 7-8. С. 176-180.
Гуманитарий : актуальные проблемы ~~ „
7. Казакова Е. И., ЖдановаМ. А., Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.
8. Осухова Н. Г. Между войной и миром. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике // Школьный психолог. 2002. № 11, 12. URL: http://psy. 1september.ru/article.php?ID=200201216 (дата обращения: 20.07.2022).
9. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992. 16 с.
10. Филатова М. В., Шелиспанская Э. В. Психолого-педагогические и социально-экономические особенности социализации детей-мигрантов: региональный аспект // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 3. С. 48-52.
11. Юдин Л. Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей, находящихся в пункте временного размещения беженцев // Молодой ученый. 2015. № 13. С. 323-329.
References
1. Abakumova I. V., GrishinaA. V., Ermakov P. N. Organization of psychological support for children of refugees and internally displaced persons from the regions of local military conflicts: a teaching aid. Moscow, KREDO, 2015, 48 p. (In Russ.)
2. Akhmedov A. B. Features of the self-concept among adolescents who were in the war zone, and among their peers living in a stable social situation. Psikhologicheskie issledovaniia = Psychological research. 2(4). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2009n2-4/31-akhmedov4.html#e3 (accessed 19.07.2022) (In Russ.)
3. Bardier G. L., Romazan I. V., Cherednikova T. A. I want! Psychological support of the natural development of young children. St. Petersburg, 1996, 90 p. (In Russ.)
4. Bityanova M. R. Transferable key. Shkolnyipsikholog = School psychologist. 2000; 42: 15-20. (In Russ.)
5. Vasina Yu. M. The problem of the development of emotional identification in mentally retarded children of senior preschool age. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya = Bulletin of the Saratov Regional Institute for the Development of Education. 2021; 3(27): 24-28. (In Russ.)
6. Isahakyan O. V., Tkachenko A. A. Psychological features of social adaptation of adolescents from the Donetsk People's Republic in the conditions of a children's health camp. Innovatsionnaya nauka = Innovation Science. 2016; 7-8: 176-180. (In Russ.)
7. Kazakova E. I., Zhdanova M. A., Shipitsyna L. M. Psychological and pedagogical counseling and support for the development of the child. Moscow, VLADOS, 2003, 528 p. (In Russ.)
8. Osukhova N. G. Between war and peace. Psychological support for children evacuated from the war zone in the Chechen Republic. Shkolnyi psikholog = School psychologist. 2002; 11.12. URL: http://psy. 1september.ru/article.php?ID=200201216 (Accessed 20. 07. 2022) (In Russ.)
9. Slyusarev Yu. V. Psychological support as a factor in activating the self-development of the individual. Abstract of Cand. Sci. (Psych.) Dissertation. St. Petersburg, 1992, 16 p. (In Russ.)
10. Filatova M. V., Shelispanskaya E. V. Psychological, pedagogical and socio-economic features of the socialization of migrant children: a regional aspect. Aktualnye problemy psikhologicheskogo znaniia = Actual problems of psychological knowledge. 2016; 3(40): 48-52. (In Russ.)
11. Yudin L. Yu. Post-traumatic stress disorder in children in the temporary accommodation of refugees. Molodoi uchenyi = Young scientist. 2015; 13(93): 323-329. (In Russ.)
Поступила 23.09.2022.
Сведения об авторах
Шелиспанская Эллада Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого (Тула, Россия). Сфера научных интересов: возрастная психология, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, психология и педа-
гогика девиантного поведения. Автор более 100 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6405-7896.
E-mail: [email protected]
Васина Юлия Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого (Тула, Россия). Область научных интересов: дошкольная педагогика и психология, обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор более 250 научных и учебно-методических работ. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3740-9745.
E-mail: [email protected]
Submitted 23.09.2022.
About the authors
Ellada V. Shelispanskaya - Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy (Tula, Russia). Research interests: developmental psychology, psychological and pedagogical support of the educational process, psychology and pedagogy of deviant behavior. The author of more than 100 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6405-7896.
E-mail: [email protected]
Yulia M. Vasina - Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Department of Special Psychology, Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoy (Tula, Russia). Research interests: preschool pedagogy and psychology, education and upbringing of children with disabilities. The author of more than 250 scientific and educational works. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3740-9745.
E-mail: [email protected]
Гуманитарий : актуальные проблемы ~~ „