Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
357
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Психолого-педагогическое взаимодействие / психологическая помощь / военный конфликт / сопровождение / дети в трудной жизненной ситуации / подростковый возраст / тревожность / симптомокомплекс посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) / травматические переживания. / Рsychological and pedagogical interaction / psychological assistance / military conflict / support / children in difficult life situations / adolescence / anxiety / symptom complex of post-traumatic stress disorder (PTSD) / traumatic experiences.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васина Ю. М., Шелиспанская Э. В.

В статье описывается опыт работы педагога-психолога с детьми, прибывшими из зоны локального военного конфликта на территории Донецкой народной республики (ДНР). Исследовательский материал, изложенный в статье, получен в ходе систематизации результатов осуществления психологического сопровождения детей, прибывших с территории ДНР в рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» при поддержке Минпросвещения и Минобрнауки России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION WITH CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

The article describes the experience of a teacher-psychologist with children who arrived from the zone of a local military conflict on the territory of the Donetsk People's Republic (DPR). (DPR) within the framework of the federal project of university specialized educational shifts with the support of the Ministry of Education and the Ministry of Education and Science of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ»

УДК 376.64

ОСОБЕННОСТИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ, ПОПАВШИМИ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ

© 2022 Ю. М. Васина1, Э. В. Шелиспанская2

1 кандидат педагогических наук, доцент

e-mail: j_m_vasina @ mail. ru 2кандидат педагогических наук, доцент e-mail: shel.ell@inbox.ru

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

В статье описывается опыт работы педагога-психолога с детьми, прибывшими из зоны локального военного конфликта на территории Донецкой народной республики (ДНР). Исследовательский материал, изложенный в статье, получен в ходе систематизации результатов осуществления психологического сопровождения детей, прибывших с территории ДНР в рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» при поддержке Минпросвещения и Минобрнауки России.

Ключевые слова: психолого-педагогическое взаимодействие, психологическая помощь, военный конфликт, сопровождение, дети в трудной жизненной ситуации, подростковый возраст, тревожность, симптомокомплекс посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), травматические переживания.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL INTERACTION WITH CHILDREN IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS

© 2022 Yu. M. Vasina1, E. V. Shelispanskaya2

1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

e-mail: j m vasina@mail.ru 2 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: shel.ell@inbox.ru

Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy

The article describes the experience of a teacher-psychologist with children who arrived from the zone of a local military conflict on the territory of the Donetsk People's Republic (DPR). (DPR) within the framework of the federal project of university specialized educational shifts with the support of the Ministry of Education and the Ministry of Education and Science of Russia.

Keywords: psychological and pedagogical interaction, psychological assistance, military conflict, support, children in difficult life situations, adolescence, anxiety, symptom complex of post-traumatic stress disorder (PTSD), traumatic experiences.

В настоящее время уровень социального напряжения в отношении спецоперации, проводимой Россией на территории Донецкой и Луганской народных республик (ЛНР), растет, подобные межэтнические конфликты перерастают из локальных боевых бедствий в уровень межнациональной катастрофы. Чрезвычайность

ситуации сказывается на всем населении, проживающем в зоне боевых действий и, несомненно, затрагивает жизнь и благополучие детей.

Если ребенок был очевидцем или участником военных событий, то у него развивается симптомокомплекс посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), основу которого составляют переживания трагических событий, выходящих за рамки человеческого опыта: угроза жизни, психологический, экономический и материальный ущерб семье, картины смертей или боевых ранений. Последствия пережитого для несформированной детской психики могут быть весьма существенными и происходить на биологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Целью нашего исследования является описание опыта психолого-педагогического сопровождения детей, прибывших из зоны локального военного конфликта на территории ДНР. Задачами исследования являются оценка психоэмоционального состояния детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и разработка направлений работы с детьми в период пребывания их на территории России.

Теоретической основой исследования являются: научные исследования, в которых рассматривается влияние психотравмирующих событий военных действий на психическое и эмоциональное состояние детей в основном на примерах событий, происходящих в Беслане, Чечне, Сирийской войны (А. Л. Венгер, Е. И. Морозова, В. В. Брофман, Б. М. Мастеровой, З. С. Текоева и др.). Наличие симптоматики посттравматического стрессового расстройства у детей, эвакуированных из зон военного конфликта, отмечалось в трудах Ю. Г. Демьянова, О. Б. Есиной, А. А. Портновой, Г. А. Фастовцевв, Н. В. Тарабриной, О. В. Бертман-Поляковой.

Практическая значимость исследования заключается в разработке направлений работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Организация и проведение психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из регионов военных действий способствуют пониманию того, что тревожно-депрессивное состояние, в котором пребывают подростки, связано с осознанием трагичности происходящего, ситуации самого нахождения в зоне боевых действий, отделением от дома, что требует от специалистов психологической службы более конструктивного подхода к организации мероприятий по оказанию кризисной помощи и психологического сопровождения детей из регионов локальных военных конфликтов.

В психологической литературе под сопровождением понимается метод помощи субъекту развития в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора. При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система, а под ситуациями жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект определяет для себя путь прогрессивного и регрессивного развития. Позиция сопровождения - позиция «на стороне ребенка». Сопровождение - это сложный процесс взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Понятие «психологическое сопровождение» появилось впервые в отечественной психологической литературе в 1992 г. у Ю.В. Слюсарева [8], в 1993 г. активно цитировалось в работах Г. Бардиер, И. Ромазан, Т.А. Чередняковой [2], в 1997 г. -М. Р. Битяновой [3].

Придерживаясь позиции Ю.В. Слюсарева, под термином «сопровождение» будем понимать недирективную форму оказания психологической помощи, которая подразумевает собой специально организованный процесс, направленный на создание «переходного пространства» безопасных условий, в которых становится возможным

выход личности из негативного отчуждения (от себя, других людей, мира в целом), реконструкция ее субъективного образа мира и восстановление ее связи с собой, людьми и обществом.

Проведя анализ публикационных материалов по теме нашего исследования, отметим немногочисленные практико-ориентированные труды по психологическому сопровождению детей, эвакуированных из зоны военных действий [7], а также отметим пособие И. В. Абакумовой, А. В. Гришиной, П. Н. Ермакова [1] и публикацию О. В. Исаакяна и А. А. Ткаченко [6], посвященную изучению психологических особенностей социальной адаптации подростков из Донецкой народной республики в условиях детского оздоровительного лагеря.

По мнению Н. Г. Осуховой, пребывание детей в зоне боевых действий, понимание фактов угрозы жизни и потери родного дома приводит к деформации образа мира; у таких детей разрушено само представление о безопасности, о своей ценности, нужности, жизнеспособности в этом мире.

На фоне страшных событий военного конфликта, с угрозами жизни и потерей средств к существованию, внутренний мир ребенка становился менее значимым для взрослых. Эти данные согласуются с анализом данных исследования, проведенного Л. Ю. Юдиным, который указывает особую уязвимость детей подросткового возраста ввиду изменения качества отношений с родителями, вызванного появлением подростковых конфликтов, связанных с самоопределением [10].

Организация и проведение исследования осуществлялись на базе Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в рамках федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены» при поддержке Минпросвещения России и Минобрнауки России. Программа работы предусматривала приобщение школьников 8-10 классов из Донецкой, Луганской народных республик и освобожденных территорий к российским традиционным духовным ценностям, включая межкультурные связи многонационального народа России, правилам и нормам поведения в российском обществе, ценностям, таким как Родина, человек, дружба, здоровье и семья.

В качестве рабочей гипотезы нами было выдвинуто предположение о том, что психолого-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, будет проходить более эффективно, если будут организованы а) консолидированное участие различных сотрудников вуза, вожатых и практических психологов в планировании, разработке и проведении мероприятий по оказанию кризисной, консультативной и иных видов психологической помощи; б) предметно-пространственная среда, обеспечивающая стабилизацию психоэмоционального состояния подростков.

Общая образовательная программа по проекту «Университетские профильные образовательные смены» была спроектирована с учетом комплексности и непрерывности педагогического воздействия, образовательного и воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием и включает в себя основные образовательные блоки: «Дни сплочения и командообразования», «Очерки истории и культурного наследия России», «Дни единых действий» (комплекс праздничных и памятных дат), «Родниковый край России», «Русский язык и фольклор», «Россия и современный мир», «День России», «Раскрой себя!», «Малые города России», «История Донбасса» и другие.

В исследовательском проекте приняли участие 56 детей в возрасте 13-16 лет из Донецкой народной республики (г. Макеевка). Анализ социального статуса участников проекта по документации, составленной представителями ДНР, показал,

что в основном это дети из многодетных семей (55%), дети-сироты составляют 18%, 27% - одаренные дети.

На организационном этапе исследования нами проводилась оценка психологического и социального компонентов системы психолого-педагогического сопровождения: составление социального паспорта отрядов, анализ бесед с подростками и воспитателями, сопровождающими детей по прибытии в кампус образовательной смены, что позволило выделить содержание травмирующих переживаний, отследить динамику психоэмоционального состояния.

Для объективизации данных социального паспорта группы была проведена беседа с сопровождающими детей воспитателями с акцентом на следующие вопросы: «Как прошла поездка?», «В каких условиях осуществлялась поездка в Россию?», «С какими проблемами воспитатели столкнулись?», «Каким образом отбирались дети в лагерь?» и др.

Целью сбора информации от взрослых, сопровождающих детей в поездке, а также наблюдений и анализа полученных жалоб было выделить признаки кризисного состояния у детей и подростков группы, выявить наличие и содержание травмирующих переживаний, отследить динамику психоэмоционального состояния и принять решение о необходимости оказания адресной психолого-педагогической помощи.

Особое значение для стабилизации эмоционального состояния детей, попавших в трудные жизненные ситуации, имел процесс проведения индивидуальных консультаций. В ходе таких встреч решались вопросы внутренних противоречий ребенка, рассогласования Я-концепции, осуществлялся поиск ресурсов для выхода из подавленного состояния, сосредоточенности на своих потерях, освобождения от неадекватного отношения к миру и своим близким. Так, например, практически в первых же индивидуальных беседах дети указывали, что постоянно следят за информацией в СМИ об очередных обстрелах, результатах проведения спецоперации. К примеру, Миша К. (12 лет), пришедший на консультацию, заявил, что он и его друзья уже по звуку могут отличить не только характер снаряда, из какой боевой установки он выпущен, но и приблизительную дальность его падения.

Еще одной характерной психологической особенностью подростков, прибывших из зоны военных действий, является феномен укороченной временной перспективы, выражающийся в том, что они не могут представить, что будет в ближайшие 1-2 года. (Согласно А. Б. Ахмедову, представление о себе как о выжившем, является одним из центральных элементов Я-концепции-подростков, проживающих в зоне боевых действий, сопровождается амбивалентным отношением к окружающему миру, сочетающемуся с негативизмом и укороченной временной перспективой.) Исходя из бесед с подростками, включенными в исследовательский проект, можно констатировать, что ни один из опрошенных точно не отвечает, кем он хочет стать в будущем, какая сфера трудовой деятельности ему интересна. Говорят, в принципе, только одно: «Все равно. Лишь бы закончилась война...»

На основном этапе работы нами была разработана серия занятий, направленных на гармонизацию эмоциональной сферы, снятия психологического напряжения, развития навыков самопознания, саморегуляции, конструктивного общения («Мир эмоций», «Эмоциональное состояние и Я», «Радуга красок» и др.). Так, например, на понимание эмоций было предложено упражнение «Угадай эмоцию», направленное на развитие у детей способности идентифицировать базовые эмоциональные состояния по экспрессивным (мимика, пантомимика, жесты) и импрессивным признакам. Способность идентифицировать эмоции - важное условие успешной адаптации в обществе, успешного взаимодействия со сверстниками. Наличие представлений об эмоциональных состояниях, их причинах и следствиях является гарантией развития

личности и индивидуальности школьника, одним из условий дальнейшего благополучного обучения в школе [5]. Дети с интересом не только вспоминали эмоции и ассоциировали их с конкретным цветом, но и смогли продемонстрировать большой объем эмоционально-оценочной лексики, характеризующей ту или иную эмоцию.

С целью развития навыков самопознания, снятия психоэмоционального напряжения проводилось упражнение «Карта эмоций». Ребятам предлагалось обвести силуэт человека, закрыть глаза и вспомнить какое-нибудь событие, которое вызывало у них то или иное чувство, например радость (сопровождалась работа расслабляющей музыкой). Далее детям необходимо было постараться почувствовать ту часть своего тела, где они это чувство ощущают в своем теле (голова, руки, ладони, грудь, живот и т.д.), затем (кто уже был готов) открыть глаза и обозначить цветными карандашами на силуэте человека это место. И так с каждой знакомой эмоцией.

Преобладание в рисунке темных тонов говорит о травматических переживаниях, эмоциональных проблемах, недоверии, а может и агрессии. Упражнение «Портрет эмоций» способствовало не только развитию саморегуляции ребенка, но и навыков межличностного общения. Каждой команде (дети делились по 5-6 человек) с помощью жеребьевки необходимо было определить, какую из базовых эмоций они будут рисовать. Портреты эмоций нужно будет создавать необычным способом - с помощью ассоциаций. Игроки должны представить, как выглядели бы эмоции, если бы стали растением, животным, мебелью, едой, насекомым, одеждой, бытовой техникой или чем-то подобным. Возможно, с эмоцией ассоциируется что-то конкретное, а может быть, это будет несуществующий, фантазийный объект.

Данное задание вызвало трудности у участников исследования. Так, например, выражая эмоции в образной форме, ребята с трудом могли договориться о той ассоциации, которой она соответствует, - в основном каждый рисовал свое.

Для объективизации данных наблюдения и анализа продуктов деятельности исследуемой группы использовалась проективная методика «Дерево с человечками» с целью анализа эмоционального состояния ребенка, его настроения и получения отклика на определенную ситуацию, которая позволила определить не только позицию ребенка, каким он видит себя в данный момент, но и на каком месте он хотел бы быть, каким он видит себя в будущем. Анализ результатов проведения методики показал, что около 68% респондентов испытывают тревожность и замкнутость, не стремятся расширить свой круг общения, некоммуникабельны; 21% детей любят погружаться в свой мир, уходить в себя, мечтать и размышлять; у 11% испытуемых налицо внутренний кризис, эмоциональные проблемы и наличие тревожно-депрессивной симптоматики.

Результатом аналитического этапа исследования стала констатация того факта, что усиление негативного фона эмоционального состояния подростков связано с тем, что им пришлось быстро повзрослеть. Они уже осознанно воспринимают и трагичность происходящего, и саму ситуацию опасности нахождения в зоне боевых действий, отделение от дома, пребывание у чужих людей, потерю контактов со значимыми людьми и друзьями, которые имеют особую ценность в этом возрасте.

Как следствие перенесенного травматического шока, переживания и внутренние конфликты детей как раз и выражаются в нарушении продуктивного общения со взрослыми и сверстниками, замкнутости, повышенной тревожности, агрессивном реагировании и оппозиционном поведении. Для таких детей характерны эмоциональная лабильность (резкая смена настроения без видимых причин, даже на банальные проблемы реагируют плачем), раздражительность, обидчивость, сложности сосредоточения, вербализации своих эмоций, сбивчивая речь. Все перечисленное сопровождается психосоматическими нарушениями в виде нарушений сна

(невозможность сразу заснуть, ночные просыпания с тревожными мыслями, ночные кошмары), расстройства аппетита, головных болей, нервных тиков, иногда и заикания.

Те групповые занятия с отрядами, которые были проведены психологом, многочисленные мероприятия, организованные администрацией лагеря, помогли хоть на время отвлечь детей от тех страшных событий и травмирующих воспоминаний, которые они испытали в последнее время.

Успешная организация психолого-педагогического сопровождения детей и подростков из регионов военных действий осуществлялась благодаря консолидированному участию различных специалистов и практических психологов в планировании, разработке и проведении мероприятий по оказанию кризисной, консультативной и иных видов психологической помощи. На основе различных форм психологического сопровождения особое значение уделялось своевременному выявлению эмоциональных и поведенческих нарушений, тревожно-депрессивных расстройств. По итогам проведенной работы в рамках участия коллектива педагогов-психологов ТГПУ им. Л.Н. Толстого в проекте «Университетские профильные образовательные смены» отметим высокий адаптивный потенциал такой организационной формы, где сотрудники психологической службы полноценно включены в жизнь мероприятий образовательной смены, сопровождают детей, с позиции «свой» ведут как групповые тренинговые занятия, так и индивидуальные консультации.

Наше исследование не исчерпывает всех направлений решения данной проблемы, однако в какой-то степени позволяет оптимизировать адаптацию ребенка в коллективе и вовлечь его в ситуацию доверия и комфорта, что является результатом нашего исследования.

Когда психика человека сталкивается с какой-либо болезненной реальностью (тяжелыми новостями о близких, их непониманием, игнорированием и др.), то первая реакция - это шок, а вторая - отрицание. Это разумный, эволюционно оправданный механизм, который защищает нас от того, чтобы сразу не поддаваться негативным эмоциям. Сложность создавшейся ситуации в том, что она продолжает развиваться. По сути, любому человеку, а тем более ребенку, необходимо адаптироваться не к новой реальности, а к самой по себе неопределенности. Это тяжелая работа для психики. И задача психологов найти как можно больше жизненно необходимых ресурсов, чтобы не только самому, но и другим (особенно детям) помочь не отключиться от того хорошего и важного, что есть в жизни.

Библиографический список

1. Абакумова, И. В. Организация психологического сопровождения детей беженцев и вынужденных переселенцев из регионов локальных военных конфликтов: учебно-методическое пособие / И. В. Абакумова, А. В. Гришина, П. Н. Ермаков. -Москва: КРЕДО, 2015 - 48 с.

2. Бардиер, Г. Л. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Л. Бардиер, И. В. Ромазан, Т. А. Чередникова. -Санкт-Петербург, 1996. - 90 с.

3. Битянова, М. Р. Ключ с правом передачи / М. Р. Битянова // Школьный психолог. - 2000. - № 42. - С. 15-20.

4. Васина, Ю. М. Проблема развития эмоциональной идентификации у умственно отсталых детей старшого дошкольного возраста / Ю. М. Васина // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2021.- №3(27) - С.24-28.

5. Васина, Ю. М. Педагогические условия внедрения проектно-инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Ю. М. Васина, И. В. Чумакова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск, 2021. - № 4(60). - С. 178-184. - иЯЬ: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=47429815&selid=47429839 (дата обращения: 13.04.2022)

6. Исаакян, О. В. Психологические особенности социальной адаптации подростков из Донецкой народной республики в условиях детского оздоровительного лагеря / О. В. Исаакян, А. А. Ткаченко // Инновационная наука. - 2016. - №7-8. -С. 176-180.

7. Осухова, Н. Г. Между войной и миром. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике / Н. Г. Осухова // Школьный психолог. - 2002. - № 11, 12 [Электронный ресурс]. - иЯЬ: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201216 (дата обращения 20.07.2022)

8. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ю. В. Слюсарев. - Санкт-Петербург, 1992. - 16 с.

9. Филатова, М. В. Психолого-педагогические и социально-экономические особенности социализации детей-мигрантов: региональный аспект / М. В. Филатова, Э. В. Шелиспанская // Актуальные проблемы психологического знания. - 2016. -№ 3 (40). - С. 48-52.

10. Юдин, Л. Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей, находящихся в пункте временного размещения беженцев / Л. Ю. Юдин // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 323-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.