Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы'

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1420
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ШКОЛА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чекунова Е. А.

Проанализированы теоретические подходы к раскрытию понятия «психолого-педагогическое сопровождение» развития личности учащегося. Исследуется понятие «психолого-педагогического сопровождения» в исторической ретроспективе, выявлена сущность психолого-педагогического сопровождения в современных исследованиях по педагогике, рассмотрены актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве школы, как условия личностного развития и самореализации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чекунова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы»

ПЕДАГОГИКА

(Специальность 13.00.08)

© 2010 г. Е.А. Чекунова

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

Проанализированы теоретические подходы к раскрытию понятия «пси-холого-педагогическое сопровождение» развития личности учащегося. Исследуется понятие «психолого-педагогического сопровождения» в исторической ретроспективе, выявлена сущность психолого-педагогического сопровождения в современных исследованиях по педагогике, рассмотрены актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения в образовательном пространстве школы, как условия личностного развития и самореализации учащихся.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, образовательное пространство, школа, личностное развитие, развитие личности учащегося в образовательном пространстве школы.

На современном этапе развития и модернизации российского образования приоритетной целью является обеспечение его высокого качества , которое не сводится к обученности учащихся, набору знаний, умений и навыков, а связывается с воспитанием, понятием «качество жизни», раскрывающихся через такие категории как «здоровье», «социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». В законодательных документах: «Законе Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» школа определена как важнейший фактор гуманизации общества. Признавая значительную роль школы в развитии личности учащегося, государство предъявляет новые социальные требования к школе по формированию самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда . Данная задача может быть успешно решена лишь посредством организации психолого-педагогического сопровождения, основан-

ном на парадигме личностно-развивающего образования, толерантных взаимоотношениях педагогов и обучающихся. Однако на практике педагоги и психологи столкнулись с рядом проблем: Каковы цели задачи, содержание деятельности педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению? Какие максимально благоприятные условия для развития личности в образовательном пространстве школы необходимо создать, организуя процесс психолого-педагогического сопровождения? В связи с этим проблема исследования психолого-педагогического сопровождения развития личности в образовательного пространства школы приобретает особую актуальность и значимость.

Термин «сопровождение» впервые появился в книге Г. Бардиер, Н. Рома-зан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» - «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Несмотря на то, что этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.), следует отметить, что он еще не получил устойчивого определения. Само слова «сопровождение» многозначно: от «сопровождения под конвоем» до совместного согласованного типа музыкального модулирования; от значения корня этого слова -«вождение», до «проводить», «оставить идти самостоятельно и независимо»; не привязать к себе, а наоборот «проводить в путь», при необходимости и «сопроводить» как немощного и поддержать (Т.И. Чиркова).

В словаре С.И. Ожегова понятие сопровождение раскрывается через глагол «сопровождать» - следовать рядом, вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда-нибудь или идя за кем-нибудь [1]. В «Словаре русского языка» В. Даля дается такое определение глаголу «сопровождать» - провожать сопутствовать, идти вместе с кем-то для проводов, быть провожатым, следовать [2, с. 272]. Рассматривая определения «сопровождения» в словарях, можно отметить, что это понятие символ, в нем заложены идеи общего пути пространстве и времени, общих динамичных отношений между участниками, совместных действий и активности обеих сторон взаимодействия. В нем речь идет о совместном бытие людей в определенный временной период человеческой жизни. В зарубежной и отечественной науке феномен сопровождения стал предметом психологического освоения лишь в последние десятилетия.

Анализ зарубежных исследований показывает, что в зарубежной психологии и социологии сопровождение рассматривается преимущественно в прикладных исследованиях (S. Cobb, К. Crnic, М. Greenberg, N. Robinson, A. Ragozin, Т.К. Crove, E.L. Jonson, S.W. Jacobson, K.F. Frye, Y.S. Morinada, K. Sakata, R. Koshi). В ряде зарубежных исследований (К. Валстром, К. Маклафлин, П. Зваал, Д. Романе) при характеристике процессов индивидуального развития под психологическим сопровождением понимается «сопровождение подростка для того, чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает познание себя и адекватном восприятии окружающей среды» [3, с. 57].

В конце 90-х годов XX века в отечественной психологии и педагогике психолого-педагогическое сопровождение рассматривается широко как в контексте образовательного процесса, направленного на развитие личности, так и в качестве инструмента по оказанию социально-психологической помощи. Н. Осухова отмечает, что сопровождение понимается как «поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности» [4]. Автор рассматривает сопровождение как системную интегративную «технологию» социально-психологической помощи личности, которая открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока еще недоступна. Н. Осухова утверждает, что сопровождение - это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, которая предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности.

Е.И.Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [2]. В качестве теоретико-

методологических основ психологического сопровождения психологи определяют: концепцию отношений личности В.Н. Мясищева; теорию и практику помогающих отношений К. Роджерса; принцип системности (Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.К. Платонов); принцип активности субъекта (А.Н. Леонтьев, С Л. Рубинштейн); принципы гуманизации образования (И.В. Дубровина, А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, И.Б. Котова, E.H. Шиянов и др.).

С началом XXI века меняются взгляды на роль психолого-педагогическо-го сопровождения развития личности учащегося в образовательном пространстве школы, его сущности и в связи с этим возрастают требования к педагогам по его использованию в образовательном пространстве школы. В настоящее время термин «психолого-педагогического сопровождения» используется достаточно широко применительно к сфере образования, проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образовании. Все большее значение приобретают представления о психолого-педагогиче-ском сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия с ориентацией на зону его ближайшего развития (М.Р. Битянова, Е.А. Козырева) [5,4].

В методологическом плане анализ данных проблем психолого-педагоги-ческого сопровождения учащихся позволяет говорить о трех важных аспектах в понимании, а следовательно определении психолого-педагогического сопровождения. Во-первых, психолого-педагогическое сопровождение как особый метод, технологию помощи ребенку при разрешении проблем или их предупреждения, что облегчает процесс ее практической реализации в условиях образовательного пространства школы (Э.М. Александровская, Л.М. Шипицына, М.М. Семаго, Н.Я. Семаго). Э.М. Алекандровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение - это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса. Э.М. Александровская идею сопровождения сближает с идеей поддержки. Она отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни

психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, педагогами [6].

Л.М. Шипицына сопровождение рассматривается как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Л.М. Шипицына). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система (психолого-педагогическая система). Л.М. Шипицы-на отмечает, что, сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого . Автор рассматривает процесс сопровождения как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и учащихся, результатом которого является помощь личности в разрешении проблем, которые у нее возникают [7].

Во-вторых психологическое сопровождение рассматривается как модель организации психологической службы в образовании, как отражение системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога на практике (М.Р. Битянова). Автор определяет свой подход как "парадигму сопровождения", подчеркивая его деятельностную направленность и отмечая, что эта система выросла из практики, ориентирована на практику и как на свою конечную цель, и как источник своего собственного развития [8].

Цель работы в модели психологического сопровождения в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на развитие его самопознания, активизацию поиска путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Окружающие ребенка взрослые рассматриваются М.Р. Битяновой как субъекты сопровождения, участвующие в этом процессе вместе на принципах сотрудничества, личной и профессиональной ответственности. В решении проблем конкретного школьника или при определении оптимальных условий его обучения и развития все заинтересованные взрослые совместно разрабатывают единый подход, единую стратегию психолого-пе-дагогического сопровождения. Именно в таком сопровождении школьника на всех этапах его школьного обучения и состоит основная цель школьной психологической практики.

Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации школьного взаимодействия,

предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития. Сопровождение по М.Р. Битяновой рассматривается как следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза; создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов; создание условий для максимального в данной ситуации личностного развития и обучения в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды; осуществление психологического сопровождения преимущественно педагогическими средствами, через педагога и традиционные школьные формы учебного и воспитательного взаимодействия [9]. Т.И. Чиркова отмечает, что позиция психолога по отношению к субъектам взаимодействия в процессе психологического сопровождения и основные принципы его работы - это осторожное, обоснованное, продуманное, четко рассчитанное, предсказуемое по результатам, измеряемое вмешательство в психическое развитие ребенка и педагогический процесс взрослых; вмешательство, предполагающее постепенную передачу функций управления на саморегуляцию, самоконтроль самих субъектов взаимодействия с психологом [3].

В-третьих, педагогическое сопровождение рассматривается как умение педагога быть рядом, следовать за учеником, взаимодействуя с ним и сопутствуя ему в процессе разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории (Е.А. Александрова). Автор отмечает, что «важно быть рядом, не навязывая свое присутствие, и при этом быть востребованным обучающим... Ведь в некоторых случаях педагогическое сопровождение может быть востребовано учеником даже не с позиции «идти рядом», а с позиции «идти за» - за учеником как равным нам субъектом образовательного пространства» [10, с. 153].

Используя всю совокупность понятий в своем исследовании в качестве рабочего определения «психолого-педагогического сопровождения» мы использовали следующее. Под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем - создание педагогом-психологом условий в образовательном пространстве школы, позволяющих ребенку сознательно и самостоятельно осуществлять адекватный выбор поведения или источников информации, самостоятельно действовать сообразно ситуации этого выбора.

Многочисленные исследования в области организации психолого-педаго-гического сопровождения (Е.М. Дубовская, Л.А. Петровская, Р.В. Овчарова,

О.А. Тихомандрицкая) позволяют выделить основные направления его реализации:

- психологическая диагностика с целью выделения затруднений, определения ресурсов и помощи в использовании знаний о себе для саморазвития;

- психологическое просвещение посредством повышения уровня индивидуальной психологической компетентности, что позволяет повысить эффективность взаимодействия субъекта в различных сферах - «Я-другие», «Я-сам», «Я-профессиональная деятельность», «Я-мир»;

- психологическое консультирование, в процессе которого оказывается психологом помощь личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формирование ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижение эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному росту и саморазвитию.

- развивающее направление, в ходе которого накапливается опыт использования поддерживающего взаимодействия в оптимизации собственного развития; отрабатываются способы и приемы адаптивного поведения, происходит обучение конструктивным способам взаимодействия;

- психологическая коррекция, активное психолого-педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений в конкретных образовательных условиях.

Психологическое сопровождение может осуществляться при помощи специфических, индивидуальных и групповых психологических методов с использованием элементов современных психотехник: здоровьесбережения, ко-пинга, развития ресурса, фасилитации. Технологии психологического сопровождения предполагают использование аналитических, оценочных, диагностических, развивающих и обучающих методов (Э.М. Александровская). Первенство остается за системой активных методов обучения, а также различными формами индивидуальной работы, психологического моделирования и проектирования.

Конечной целью психологического сопровождения является содействие полноценному развитию и саморазвитию личности, ее самоопределению и самоактуализации, предполагающим максимальную возможность обретения себя и осуществления личностных выборов.

Анализ литературы позволяет выделить ряд преимуществ модели сопровождения на современном этапе (Э.М. Александровская, М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.В. Козырева, Н. Осухова, Л.М. Шипицына, Т.И. Чиркова и др.): соответствие требованиям времени; универсальность применения в различных сферах и разные формы воплощения; нацеленность на нейтрализацию неблагополучия путем создания условий для проявления и развития позитивного в ребенке и педагогическом процессе в целом; эффективность использования кадровых и материальных ресурсов; равноправное участие и активность всех субъектов сопровождения, их взаимодополняемость и т.д. Таким образом, реализация системы психологического сопровождения в любой подструктуре образовательной системы может обеспечить защищенность ребенка, улучшение морального климата в образовательном учреждении, повышение эффективности образовательного процесса в отношении каждого конкретного ребенка и всего учреждения в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1997.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978.

3. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. М., 2001.

4. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка - новые возможности занятости: Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции. М., 1996.

5. Битянова М.Р. Психология в школе: содержание и организация работы. М., 2000.

6. Александровская Э.М., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие: Ч. 2 // Журнал прикладной психологии. 2001. № 1.

V. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. Спб., 2000.

8. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М., 2001.

9. Битянова М.Р. Психология в школе: содержание и организация работы. М., 2000.

10. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М., 2010.

Южный

федеральный университет________________________________29 ноября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.