Научная статья на тему 'Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, тьютора в рамках психолого-педагогического сопровождения'

Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, тьютора в рамках психолого-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1589
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА / PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST PROFESSIONAL ACTIVITY / СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА / SOCIAL PEDAGOGUE / ТЬЮТОРА / TUTOR / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трусова Н.В.

Статья раскрывает содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Особое внимание уделено профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, тьютора. Данная статья будет интересна не только специалистам, которые задействованы в службах сопровождения, но и всем педагогическим работникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE PEDAGOGUE-PSYCHOLOGIST, SOCIAL PEDAGOGUE, TUTOR IN THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT

The article reveals the content of the concept ‘psychological and pedagogical accompaniment’. The special attention is paid to the professional activity of the pedagogue-psychologist, social pedagogue, tutor. This article will be of interest to the specialists from the accompaniment service as well as other educational specialists.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, тьютора в рамках психолого-педагогического сопровождения»

Библиографический список

1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1js KAErrx2dE4q0ws.pdf.

2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : [фе-дер. закон. от 29.12.2012 № 273-ФЗ] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.

3. Ямбург, Е. А. Здравствуй, лето «крючков-скрепов»! Доктора вызывали? Нет, он сам пришел [Текст] / Е. А. Ямбург // Московский комсомолец. — 2015. — 21 июня.

4. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации и оценивания социализо-ванности мальчиков и (или) девочек [Текст] / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2012. — 60 с.

5. Ladsous, J. Travail social [Texte] / J. Ladsous. — Montpelier : Actif. — p. 97.

6. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию [Текст] // Рос. газ. — 2013. — 13 дек. — С. 2-4.

7. Молчанов, С. Г. Исполняем «Стратегию воспитания... до 2025 года»? [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 3. — С. 4-10.

8. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел ФГОС ДО? [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 4-21.

9. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.

10. Молчанов, С. Г. Эффект Герострата [Текст] / С. Г. Молчанов // Аргументы и факты. — 2015. — 14-20 окт. — С. 19.

11. Пинкус, М. Л. Школа научит контролировать эмоции : Уральский педагог считает, что пора вводить ЕГЭ по воспитанности [Текст] / М. Л. Пинкус // Рос. газ. : Неделя. — 2015. — 12 нояб. — С. 23.

12. Пинкус, М. Л. ЕГЭ по поведению : Уральский педагог считает, что школам надо оценивать детей по хорошим поступкам [Текст] / М. Л. Пинкус // Рос. газ. : Регион. Спецвыпуск. — 2015. — 30 нояб. — С. 48-49.

13. Письмо № 08-ПГ-МОиН РФ-15534 от 27.06.2013 г.

УДК 316.6 Н. В. Трусова, доц. Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: NVTrusova@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ТЬЮТОРА В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Статья раскрывает содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Особое внимание уделено профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, тьютора. Данная статья будет интересна не только специалистам, которые задействованы в службах сопровождения, но и всем педагогическим работникам.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность педагога-психолога, социального педагога, тьютора.

Сегодня много говорится о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся во всех системах образования, и на страницах журнала «Инновационное развитие профессионального образования» мы не раз поднимали эту тему [1-3].

Если кратко коснуться истории вопроса сопровождения, то в конце 90-х годов XX века в отечественной психологии и педагогике психолого-педагогическое сопровождение рассматривалось широко как в контексте образова-

тельного процесса, направленного на развитие личности, так и в качестве инструмента по оказанию социально-психологической помощи.

Н. Осухова отмечает, что сопровождение — это «поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности». Автор рассматривает сопровождение как системную интегративную технологию социально-психологической помощи личности, которая открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Автор также утверждает, что сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, которая предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности.

Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание ребенку, его семье и педагогам помощи, в основе которой лежат: сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисци-плинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [4].

В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется достаточно широко применительно к сфере образования, проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования. Все большее значение приобретают представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога (и не только), направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с ориентацией на зону его ближайшего развития (М. Р. Битянова) [5].

Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [6]. Автор сближает

идею сопровождения с идеей поддержки. Она отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, педагогами.

Л. М. Шипицына сопровождение рассматривает как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Л. М. Шипицына). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система (психолого-педагогическая система). Л. М. Ши-пицына отмечает, что сопровождение — это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Автор рассматривает процесс сопровождения как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и учащихся, результатом которого является помощь личности в разрешении проблем, которые у нее возникают [7].

Многочисленные исследования в области организации психолого-педагогического сопровождения (Е. М. Дубовская, Л. А. Петровская, Р. В. Овчарова, О. А. Тихомандрицкая) позволяют выделить основные направления его реализации [8]: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая коррекция, развивающее направление, экспертная деятельность.

Таким образом, в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития личности в образовательной среде.

Когда говорят о сопровождении, чаще всего подразумевается работа педагога-психолога. При этом психолог в колледже представлен в единственном числе и не может обеспечить сопровождение процесса обучения и развития обучающихся в полной мере. Необходимо создание социально-психологической службы, а сейчас, наверное, уместно будет говорить о службе сопровождения, в составе которой могут работать как психологи, так и социальные педагоги, тьюторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы. И вот здесь, на наш взгляд, возникает некая путаница: кто и чем должен заниматься.

Опираясь на правовые документы, постараемся обозначить профессиональное деятель-ностное поле каждого специалиста.

Педагог-психолог: документ — приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"».

Основная цель вида профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

Социальный педагог (специалист в области воспитания и социализации обучающихся): документ — проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "специалиста в области воспитания"» (подготовлен Минтрудом России 19.05.2016).

Основная цель вида профессиональной деятельности: создание условий для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта на основе реализации программ воспитания, поддержки социальных инициатив, организации досуга, социального партнерства субъектов воспитания и удовлетворения индивидуальной потребности обучающихся в личностном развитии; обеспечение индивидуализации в образовании на основе проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.

Библиографический список

Тьютор — новая профессия для российского образования. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет, как преподаватель, передавать знания, а поможет обучающемуся выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП). Сопровождение тьютора предполагает выявление и продвижение интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трем векторам (социальному, культурно-предметному и антропологическому), раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного обучающегося.

Тьюторское сопровождение обучающегося заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор создает избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучающемуся, затем он сопровождает так называемую навигацию его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии. Подобное сопровождение основывается на принципе индивидуализации.

С 2008 г. профессия тьютора официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации, но профессиональный стандарт «Тьютор» находится в разработке [9].

Конечно же, решение о том, следует ли создавать социально-психологическую, психологическую службу либо службу сопровождения с разным набором специалистов или же лучше пользоваться услугами единичных специалистов — прерогатива каждого учебного заведения, но современные реалии диктуют, что такая служба должна быть. Очевидно, что в формате одной статьи все вопросы обсудить невозможно, поэтому мы надеемся продолжить разговор о сопровождении на страницах данного журнала.

1. Трусова, Н. В. Организация психологического сопровождения развития профессиональной идентичности у студентов колледжа [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2013. — № 2 (04). — С. 119-121.

2. Трусова, Н. В. Психологическая служба образования : история развития и становления [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 2 (06). — С. 78-80.

3. Трусова, Н. В. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в новых реалиях времени [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1 (07). — С. 27-30.

4. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова. — СПб., 1998.

5. Битянова, М. Р. Психология в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова. — М., 2000.

6. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие. Ч. 2 / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. — 2001. — № 1.

7. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева ; под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб., 2008.

8. Чекунова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы [Текст] / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 6.

9. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : [приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 н (ред. от 31.05.2011)]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.

УДК 376 И. В. Шадчин, зав. лабораторией

Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: inclusive.chirpo@mail.ru

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МАГИСТРАЛЬНЫХ ПУТЕЙ

ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Одной из ключевых стратегических целей государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям со-ицума и каждого гражданина. В статье обобщен опыт работы Челябинского института развития профессионального образования по научно-методическому сопровождению внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций Челябинской области, исследован широкий спектр вопросов, связанных с актуальными проблемами и перспективами развития системы инклюзивного профессионального образования в нашей стране.

Ключевые слова: доступная среда, инклюзивное образование, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, одаренные обучающиеся, инклюзивный подход.

В наши дни развитие многоуровневой системы инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивное образование — закономерный процесс развития системы образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены многие развитые страны, в том числе и Россия.

Одним из самых значимых международных документов в области защиты прав людей с различными видами нарушений здоровья является «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН

от 13 декабря 2006 г.). Конвенция трансформирует само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность — эволюционирующее понятие. Она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и сре-довыми барьерами и которое мешает полному и эффективному участию таких людей в жизни общества наравне с другими [1]. Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, ко -торые существуют в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.