Библиографический список
1. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» [Электронный ресурс] : [постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493]. — Режим доступа: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1js KAErrx2dE4q0ws.pdf.
2. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : [фе-дер. закон. от 29.12.2012 № 273-ФЗ] // Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». — М. : Эксмо, 2013. — 208 с.
3. Ямбург, Е. А. Здравствуй, лето «крючков-скрепов»! Доктора вызывали? Нет, он сам пришел [Текст] / Е. А. Ямбург // Московский комсомолец. — 2015. — 21 июня.
4. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации и оценивания социализо-ванности мальчиков и (или) девочек [Текст] / С. Г. Молчанов. — Челябинск : Энциклопедия, 2012. — 60 с.
5. Ladsous, J. Travail social [Texte] / J. Ladsous. — Montpelier : Actif. — p. 97.
6. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию [Текст] // Рос. газ. — 2013. — 13 дек. — С. 2-4.
7. Молчанов, С. Г. Исполняем «Стратегию воспитания... до 2025 года»? [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2015. — № 3. — С. 4-10.
8. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел ФГОС ДО? [Текст] / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. — 2014. — № 5. — С. 4-21.
9. Психологический словарь [Текст] / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. — М. : Педагогика, 1983. — 448 с.
10. Молчанов, С. Г. Эффект Герострата [Текст] / С. Г. Молчанов // Аргументы и факты. — 2015. — 14-20 окт. — С. 19.
11. Пинкус, М. Л. Школа научит контролировать эмоции : Уральский педагог считает, что пора вводить ЕГЭ по воспитанности [Текст] / М. Л. Пинкус // Рос. газ. : Неделя. — 2015. — 12 нояб. — С. 23.
12. Пинкус, М. Л. ЕГЭ по поведению : Уральский педагог считает, что школам надо оценивать детей по хорошим поступкам [Текст] / М. Л. Пинкус // Рос. газ. : Регион. Спецвыпуск. — 2015. — 30 нояб. — С. 48-49.
13. Письмо № 08-ПГ-МОиН РФ-15534 от 27.06.2013 г.
УДК 316.6 Н. В. Трусова, доц. Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. психол. наук, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ТЬЮТОРА В РАМКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Статья раскрывает содержание понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Особое внимание уделено профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога, тьютора. Данная статья будет интересна не только специалистам, которые задействованы в службах сопровождения, но и всем педагогическим работникам.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональная деятельность педагога-психолога, социального педагога, тьютора.
Сегодня много говорится о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся во всех системах образования, и на страницах журнала «Инновационное развитие профессионального образования» мы не раз поднимали эту тему [1-3].
Если кратко коснуться истории вопроса сопровождения, то в конце 90-х годов XX века в отечественной психологии и педагогике психолого-педагогическое сопровождение рассматривалось широко как в контексте образова-
тельного процесса, направленного на развитие личности, так и в качестве инструмента по оказанию социально-психологической помощи.
Н. Осухова отмечает, что сопровождение — это «поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают личностные трудности». Автор рассматривает сопровождение как системную интегративную технологию социально-психологической помощи личности, которая открывает перспективы личностного роста, помогает человеку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Автор также утверждает, что сопровождение — это особая форма осуществления пролонгированной социальной и психологической помощи, которая предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности.
Е. И. Казакова под психолого-педагогическим сопровождением понимает оказание ребенку, его семье и педагогам помощи, в основе которой лежат: сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мультидисци-плинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития [4].
В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется достаточно широко применительно к сфере образования, проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования. Все большее значение приобретают представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога (и не только), направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях образовательного взаимодействия с ориентацией на зону его ближайшего развития (М. Р. Битянова) [5].
Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение — это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем или в их предупреждении в условиях образовательного процесса [6]. Автор сближает
идею сопровождения с идеей поддержки. Она отмечает, что технологии сопровождения помогают анализировать ближайшее окружение, диагностировать уровни психического развития, использовать активные групповые методы, индивидуальную работу с детьми и их родителями, педагогами.
Л. М. Шипицына сопровождение рассматривает как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора (Л. М. Шипицына). При этом под субъектом развития понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся система (психолого-педагогическая система). Л. М. Ши-пицына отмечает, что сопровождение — это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Автор рассматривает процесс сопровождения как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, медика и учащихся, результатом которого является помощь личности в разрешении проблем, которые у нее возникают [7].
Многочисленные исследования в области организации психолого-педагогического сопровождения (Е. М. Дубовская, Л. А. Петровская, Р. В. Овчарова, О. А. Тихомандрицкая) позволяют выделить основные направления его реализации [8]: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая коррекция, развивающее направление, экспертная деятельность.
Таким образом, в настоящее время психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития личности в образовательной среде.
Когда говорят о сопровождении, чаще всего подразумевается работа педагога-психолога. При этом психолог в колледже представлен в единственном числе и не может обеспечить сопровождение процесса обучения и развития обучающихся в полной мере. Необходимо создание социально-психологической службы, а сейчас, наверное, уместно будет говорить о службе сопровождения, в составе которой могут работать как психологи, так и социальные педагоги, тьюторы, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы. И вот здесь, на наш взгляд, возникает некая путаница: кто и чем должен заниматься.
Опираясь на правовые документы, постараемся обозначить профессиональное деятель-ностное поле каждого специалиста.
Педагог-психолог: документ — приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"».
Основная цель вида профессиональной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.
Социальный педагог (специалист в области воспитания и социализации обучающихся): документ — проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "специалиста в области воспитания"» (подготовлен Минтрудом России 19.05.2016).
Основная цель вида профессиональной деятельности: создание условий для воспитания и социализации обучающихся, их духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, расширения у них социокультурного опыта на основе реализации программ воспитания, поддержки социальных инициатив, организации досуга, социального партнерства субъектов воспитания и удовлетворения индивидуальной потребности обучающихся в личностном развитии; обеспечение индивидуализации в образовании на основе проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.
Библиографический список
Тьютор — новая профессия для российского образования. Реформируемая образовательная среда нуждается в новом специалисте, который не будет, как преподаватель, передавать знания, а поможет обучающемуся выстраивать свою индивидуальную образовательную программу (ИОП). Сопровождение тьютора предполагает выявление и продвижение интереса тьюторанта (сопровождаемого) по трем векторам (социальному, культурно-предметному и антропологическому), раскрывающим дополнительные ресурсы для реализации образовательной программы конкретного обучающегося.
Тьюторское сопровождение обучающегося заключается в организации такого образовательного движения, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего). Тьютор создает избыточную образовательную среду, насыщенную множеством предложений, которые потенциально могут быть интересны обучающемуся, затем он сопровождает так называемую навигацию его движения в этом пространстве предложений, обсуждая при этом различные стратегии. Подобное сопровождение основывается на принципе индивидуализации.
С 2008 г. профессия тьютора официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования Российской Федерации, но профессиональный стандарт «Тьютор» находится в разработке [9].
Конечно же, решение о том, следует ли создавать социально-психологическую, психологическую службу либо службу сопровождения с разным набором специалистов или же лучше пользоваться услугами единичных специалистов — прерогатива каждого учебного заведения, но современные реалии диктуют, что такая служба должна быть. Очевидно, что в формате одной статьи все вопросы обсудить невозможно, поэтому мы надеемся продолжить разговор о сопровождении на страницах данного журнала.
1. Трусова, Н. В. Организация психологического сопровождения развития профессиональной идентичности у студентов колледжа [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2013. — № 2 (04). — С. 119-121.
2. Трусова, Н. В. Психологическая служба образования : история развития и становления [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2014. — № 2 (06). — С. 78-80.
3. Трусова, Н. В. Особенности профессиональной деятельности педагога-психолога в новых реалиях времени [Текст] / Н. В. Трусова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — № 1 (07). — С. 27-30.
4. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике [Текст] / Е. И. Казакова. — СПб., 1998.
5. Битянова, М. Р. Психология в школе : содержание и организация работы [Текст] / М. Р. Битянова. — М., 2000.
6. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие. Ч. 2 / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. — 2001. — № 1.
7. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Шипицына, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова, Р. В. Демьянчук, Н. Н. Яковлева ; под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — СПб., 2008.
8. Чекунова, Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в образовательном пространстве школы [Текст] / Е. А. Чекунова // Гуманитарные и социальные науки. — 2010. — № 6.
9. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [Электронный ресурс] : [приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 н (ред. от 31.05.2011)]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
УДК 376 И. В. Шадчин, зав. лабораторией
Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ МАГИСТРАЛЬНЫХ ПУТЕЙ
ГУМАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Одной из ключевых стратегических целей государственной политики в области образования выступает повышение доступности качественного профессионального образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям со-ицума и каждого гражданина. В статье обобщен опыт работы Челябинского института развития профессионального образования по научно-методическому сопровождению внедрения инклюзивного подхода в педагогическую практику профессиональных образовательных организаций Челябинской области, исследован широкий спектр вопросов, связанных с актуальными проблемами и перспективами развития системы инклюзивного профессионального образования в нашей стране.
Ключевые слова: доступная среда, инклюзивное образование, инвалид, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, одаренные обучающиеся, инклюзивный подход.
В наши дни развитие многоуровневой системы инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной политики государства. Инклюзивное образование — закономерный процесс развития системы образования в любой стране мира. В этот процесс вовлечены многие развитые страны, в том числе и Россия.
Одним из самых значимых международных документов в области защиты прав людей с различными видами нарушений здоровья является «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН
от 13 декабря 2006 г.). Конвенция трансформирует само понимание инвалидности, признавая, что инвалидность — эволюционирующее понятие. Она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и сре-довыми барьерами и которое мешает полному и эффективному участию таких людей в жизни общества наравне с другими [1]. Таким образом, в Конвенции признается, что человек является инвалидом не только в силу имеющихся у него ограничений, но и по причине тех барьеров, ко -торые существуют в обществе.