Научная статья на тему 'ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОУЧ-СЕССИИ «МЫ ВМЕСТЕ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ДНР И ЛНР'

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОУЧ-СЕССИИ «МЫ ВМЕСТЕ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ДНР И ЛНР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / КОУЧИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сергеева Елена Демьяновна

В статье рассмотрены практические аспекты реализации эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» в системе психолого-педагогической поддержки обучающихся Туапсинского социально-педагогического колледжа, прибывших из ДНР и ЛНР. Предложенные мероприятия способствуют адаптации подростка в социуме, снижают уровень тревожности, а также направляют его к экологичному общению, социальному позиционному мотиву.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сергеева Елена Демьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL COACHING SESSIONS «WE ARE TOGETHER» AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WHO ARRIVED FROM THE DPR AND LPR

The article discusses the practical aspects of the implementation of emotional coaching sessions «We are together» in the system of psychological and pedagogical support for students of the Tuapse Social and Pedagogical College, who arrived from the DPR and LPR. The proposed activities contribute to the adaptation of a teenager in society, reduce the level of anxiety, and also direct him to environmentally friendly communication, social positional motive.

Текст научной работы на тему «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОУЧ-СЕССИИ «МЫ ВМЕСТЕ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ДНР И ЛНР»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА. 2022. № 3(7). С. 69-74. Pedagogical perspective. 2022; 3(7): 69-74.

Научная статья

УДК 37.013.42

https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_69

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОУЧ-СЕССИИ «МЫ ВМЕСТЕ» КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА Ш ОБУЧАЮЩИХСЯ, ПРИБЫВШИХ ИЗ ДНР И ЛНР

Е.Д. Сергеева®

Туапсинский социально-педагогический колледж, Туапсе, Россия, demelena1986@mail.ru®

Аннотация. В статье рассмотрены практические аспекты реализации эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» в системе психолого-педагогической поддержки обучающихся Туапсин-ского социально-педагогического колледжа, прибывших из ДНР и ЛНР. Предложенные мероприятия способствуют адаптации подростка в социуме, снижают уровень тревожности, а также направляют его к экологичному общению, социальному позиционному мотиву.

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка, социализация, трудная жизненная ситуация, коучинг

Для цитирования: Сергеева Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР // Педагогическая перспектива. 2022. № 3(7). С. 69-74. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_69

EMOTIONAL COACHING SESSIONS «WE ARE TOGETHER» AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR STUDENTS WHO ARRIVED FROM THE DPR AND LPR

E.D. Sergeeva®

Tuapse Social and Pedagogical College, Tuapse, Russia, demelena1986@mail.ru®

Abstract. The article discusses the practical aspects of the implementation of emotional coaching sessions «We are together» in the system of psychological and pedagogical support for students of the Tuapse Social and Pedagogical College, who arrived from the DPR and LPR. The proposed activities contribute to the adaptation of a teenager in society, reduce the level of anxiety, and also direct him to environmentally friendly communication, social positional motive.

Keywords: psychological and pedagogical support, teenagers, socialization, difficult life situation, coaching

For citation: Sergeeva E.D. Emotional coaching sessions «We are together» as a psychological and pedagogical support for students who arrived from the DPR and LPR. Pedagogical perspective. 2022; 3(7): 69-74. https://doi.org/10.55523/27822559_2022_3(7)_69 (In Russ.).

Решение проблемы психолого-пе- адаптации в новой социальной среде.

дагогической поддержки обучающих- Уполномоченный по правам ребёнка

ся, прибывших в экстренном порядке при Президенте РФ Мария Львова-Бе-

в Российскую Федерацию из Донец- лова отмечает, что дети, пережившие

кой и Луганской народных республик психотравмирующие события в ДНР и

(далее - ДНР и ЛНР), требует целена- ЛНР, имеют различные психоэмоцио-

правленного воздействия на процесс их нальные нарушения, а также посттрав-

© Сергеева Е.Д., 2022

69

матический синдром. Это может проявляться в высоком уровне агрессивности как вербальной, так и физической, жестокости по отношению к взрослым и сверстникам, неадекватной самооценке. Долгое время подросток имел определённый статус в своём социуме - среди друзей, в школе или в колледже, - а сейчас чувствует страх и неуверенность перед обучением и новой социальной ситуацией.

Как отмечается в методических рекомендациях Минпросвещения РФ, ситуация, в которой они оказались относится к трудным жизненным ситуациям, может вызвать эмоциональное напряжение и стресс, препятствует реализации не только важных жизненных целей, но и объективно нарушает обычное течение жизни, а также устоявшиеся внутренние и внешние связи [1].

Традиционно трудная жизненная ситуация трактуется как проблема, возникающая в укладе жизнедеятельности, угрожающая сложившемуся и устоявшемуся функционированию личности, которая предполагает некую помощь извне, так как самостоятельно личность с ней справиться не способна [2]. Как отмечает Е.В. Бурмистрова [3], особенность трудной жизненной ситуации заключается в нарушении привычного образа жизни и в определении жизненно важных приоритетов преобразования ситуации. А.О. Перенесенко и Д.В. Плотникова уточняют, что при определении ситуации как трудной следует обратить внимание на возникающие у человека проблемы с социальной адаптацией, которые влекут за собой нарушение равновесия существования человека, его быта или организации, а также являются нестабильным фактором окружающей действительности и создают угрозу удовлетворения основных жизненных потребностей [4].

Очевидно, что подростки, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, нуждаются в помощи, так как не могут самостоятельно найти приемлемый спо-

соб выйти из неё, сохранить своё психологическое здоровье, не умеют защищаться от негативных обстоятельств, что приводит к нарушению психологической безопасности. Особенностью сопровождения данной категории подростков является включение интенсивного эмоционального взаимодействия в процесс социализации. Их психолого-педагогическая поддержка заключается, в первую очередь, в создании психологически комфортной и безопасной среды, в адаптации, реабилитации и коррекции личностного развития.

Исследование различных аспектов работы с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, постоянно находится в поле зрения учёных и практиков [5; 6; 7 и др.].

Рассматривая особенности данной работы в рамках образовательной организации, мы пришли к выводу, что одной из наиболее эффективных форм психолого-педагогической поддержки студентов во время обучения является коучинг, представляющий собой активную направленность на личностную поддержку их профессиональной деятельности.

Вслед за Дж. Уитмором мы трактуем коучинг как раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности [8]. В отличие от классических упражнений, консультаций и бесед коучинг нацелен на активную эмоциональную проработку информации, понимание социальных установок.

Представим опыт использования данного инструмента в Туапсинском социально-педагогическом колледже.

Для социальной адаптации студентов, прибывших в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР, нами была подготовлена и реализована программа эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе». При её разработке мы опирались на труды М.Г. Борисовой [9], Е.В. Бурмистро-вой [3], Н.Н. Васильевой, Е.А. Глазуновой, А.Л. Дитерихс, Т.А. Журкиной, Е.В. Ивановой, О.С. Мелентьевой [10].

Целью коуч-сессий было определено психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, ориентированное на развитие способностей подростков к экологичному общению и адаптации в социуме, социальный позиционный мотив, снижение уровня тревожности.

В соответствии с методическим рекомендациями Минпросвещения России по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий ДНР, ЛНР, Украины [1] в рамках коуч-сессии обучающиеся не выделяются в отдельные группы. Поскольку прибывшие с этих территорий студенты проживают в общежитии колледжа, мероприятия проводятся по принципу объединения комнат. При этом педагог-психолог тесно сотрудничает с кураторами групп и заведующим общежитием, в котором проживают прибывшие студенты. В занятиях участвуют студенты 1-4 курсов, прибывшие в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР.

Система эмоциональных коуч-сес-сий «Мы вместе» реализуется в формате курса, разделённого на десять блоков, которые систематизированы по тематике и результатам диагностического исследования личности. Каждый блок реализуется один раз в неделю и занимает около 50 минут.

Психолого-педагогическая поддержка студентов в рамках курса основана на следующих программах:

1. Адаптивная коуч-сессия с привлечением студентов 2-3 курса.

2. Эмоциональный диалог.

3. Сильные и слабые стороны в общении.

4. Навык активного взаимодействия.

5. Мечтатель - реалист.

6. Эмоциональный интеллект.

7. Колесо профессиональных компетенций.

8. Трансформационная игра «Гений переговоров».

В системе эмоциональных коуч-сес-сий применяются только активные методы взаимодействия, основанные на индивидуализации зоны психологического комфорта: мотивирующие тесты, групповые тренинговые упражнения, инсценировки проблемных ситуаций, мозговые штурмы и трансформационные игры, метафорические притчи и истории.

Рациональность содержания эмоциональных коуч-сессий связана с организацией процесса осмысления, рефлексии. На основе этого разработана модель практического взаимодействия педагога-психолога с обучающимися социально-педагогического колледжа, прибывшими из ДНР и ЛНР, в системе эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» по позитивному развитию способностей подростков к экологичному общению и адаптации в социуме, снижению уровня тревожности. Модель коуч-сессии представлена на рисунке 1.

новой жизненной ситуации

Рисунок 1. Модель практического проведения коуч-сессии «Мы вместе»

На этапе «Осмысление новой жизненной ситуации» происходит восприятие подростком новой жизненной ситуации как новой модели жизненного поведения. «Идеальный конечный результат» подразумевает формирование активной жизненной позиции, стремления к осмыслению собственной эмоциональной вовлечённости в различные виды активностей. «Ориентация на поддержку» означает направленность на сотрудничество, снижение негативных установок на

собственные интересы, осмысление выбора при возникновении неясной ситуации, которую надо достроить и самостоятельно найти решение. На этапе «Сила «Я» подросток достигает положительной психоэмоциональной стабильности, самоконтроля, уверенности в себе и способности контролировать новые жизненные ситуации.

Совершая те или иные действия, подросток, как правило, исходит из своих представлений о ситуации и способах действия в ней. Происходит пошаговое осмысление действительности с ключевыми вопросами построения ресурса:

1. Предварительное осмысление проблемной ситуации. Вербальное очерчивание границ противоречия. Осмысление вопросов «Что имею?», «Что

хочу?

«Что мешает?».

- вовлечённость в происходящее (удовольствие - отвергнутость);

- контроль (самостоятельный выбор - беспомощность);

- принятие риска (приобретение опыта - отрицание усвоения).

На рисунке 2 представлены результаты проведённого опроса. Около 70 % опрошенных продемонстрировали высокую выраженность всех компонентов, около 30% - среднюю. Низкий уровень, характеризующий ощущение собственной беспомощности и чувства отвергну-тости опросом выявлен не был. Соответственно такие же значения получены и по жизнестойкости в целом.

Принятие риска

0%

130%

70%

Контроль

2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации. Осмысление вопросов «Как быть?», «Что делать?».

3. Выход на конкретное решение через построение ресурсов. Выбор ресурса, который позволит принять положительный итоговый результат. Осмысление вопроса «Кто, если не Я?».

Пошаговое осмысление действительности, прорабатываемое в системе эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе», реалистично для всех участников и позволяет выявить конкретные ресурсы в новой социальной ситуации.

В ноябре 2022 года для изучения процесса социализации и способности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность, среди обучающихся социально-педагогического колледжа, прибывших в экстренном порядке в Российскую Федерацию из ДНР и ЛНР, была использована методика диагностики жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева, содержащая 45 вопросов и соответственно четыре вида ответа на каждый [11]. Данная методика основывается на основополагающих компонентах трудной жизненной ситуации:

о%

I 25%

Вовлечённость

0%

I 30%

Жизнестойкость

70% 70%

0%

I 30%

высокий средний низкий уровень уровень уровень

Рисунок 2. Результативность изучения процесса социализации и способности выдерживать стрессовую ситуацию

Следовательно, проведение педагогом-психологом эмоциональных коуч-сессий «Мы вместе» имеет положительный результат в развитии у подростков способностей к экологичному общению и адаптации в социуме, уверенности в себе. Во всех ответах обучающихся отсутствуют показатели посттравматического стресса. Однако следует отметить, что возможно отчасти это вызвано нежеланием вспоминать негативный опыт прошлой реальности.

Таким образом, социальный позиционный мотив эмоциональных ко-уч-сессий имеет качественный потенциал для плавного введения подростков из ДНР и ЛНР в учебный процесс и является одним из эффективных средств психолого-педагогической поддержки.

Список литературы

1. Методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территорий Донецкой народной республики, Луганской народной республики, Украины: письмо Минпросвещения РФ «О направлении методических рекомендаций» от 04.04.2022 № 03-442 // Легалакт: сайт. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-04042022-n-03-442-o-napravlenii/ (дата обращения: 01.11.2022).

2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 2020. 208 с.

3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде): метод. рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2016. 359 с.

4. Перенесенко А.О., Плотникова Д.В. Ретроспективный анализ медицинской обращаемости за 2017-2020 гг. жителей Донбасса и русскоязычного населения Украины, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Аспирантские чтения - 2021: молодые учёные - медицине»: сб. материалов Всерос. на-уч.-практ. конф. с междунар. участием, Самара, 2021 год. Самара: ООО «СамЛюксПринт», 2021. С. 238-241.

5. Ляпунова Н.Н. Социально-психологический тренинг как одно из средств формирования жизнестойкости у подростков с проблемами социальной адаптации // Научный альманах. 2022.

№ 6-1(92). С. 124-128.

6. Морозова И.С., Каргина А.Е. Формирование конструктивных стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций первокурсников средствами психолого-образовательного сопровождения // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 3(83). С. 68-73. https://doi. org/10.24158/spp.2021.3.11

7. Савенкова С.В. Технология коуч-наставничества в организации работы с молодёжью в трудной жизненной ситуации // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4(147). С. 197-205.

8. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2017. 168 с.

9. Борисова М.Г. Всё о детском и подростковом коучинге. Ridero, 2022. 220 с.

10. Васильева Н.Н., Глазунова Е.А., Дитерихс А.Л., Журкина Т.А. и др. Программа экстренной и пролонгированной психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. М.: ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2020. 77 с.

11. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

References

1. Metodicheskie rekomendatsii po obespecheniyu prava na poluchenie obshchego obrazovaniya detei, pribyvayushchikh s territorii Donetskoi narodnoi respubliki, Luganskoi narodnoi respubliki, Ukrainy: pis'mo Minprosveshcheniya RF «O napravlenii metodicheskikh rekomendatsii», April 4, 2022, № 03-442. Legalakt: sait. Available at: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-04042022-n-03-442-o-napravlenii/ (Accessed November 1, 2022). (In Russ.)

2. Bocharova V.G. Pedagogy of social work. Moscow: Argus; 2020. 208 p. (In Russ.)

3. Burmistrova E.V. Psychological assistance in crisis situations (prevention of crisis situations in the educational environment): method. recommendations for specialists in the education system. Moscow: MGPPU, 2016; 359 p. (In Russ.)

4. Perenesenko A.O., Plotnikova D.V. Retrospective analysis of medical referral for 2017-2020 residents of Donbass and the Russian-speaking population of Ukraine who find themselves in a difficult life situation. In: Vserossiiskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem «Aspirantskie chteniya - 2021: molodye uchenye - meditsine»: sb. materialov Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, Samara, 2021. Samara: OOO «SamLyuksPrint», 2021; 238-241. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Lyapunova N.N. Socio-psychological training as one of the means of building resilience in adolescents with problems of social adaptation. Nauchnyi almanakh. 2022; 6-1(92): 124-128. (In Russ.)

6. Morozova I.S., Kargina A.E. Formation of constructive strategies for overcoming difficult life situations of first-year students by means of psychological and educational support. Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika. 2021; 3(83): 68-73. https://doi.org/10.24158/spp.2021.3.11 (In Russ.)

7. Savenkova S.V. The technology of coaching and mentoring in organizing work with youth in a difficult life situation. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2021; 4(147): 197-205. (In Russ.)

8. Uitmor Dzh. High performance coaching. Moscow: Mezhdunarodnaya akademiya korporativnogo upravleniya i biznesa, 2017; 168 p. (In Russ.)

9. Borisova M.G. All about children's and teenage coaching. Ridero, 2022; 220 p. (In Russ.)

10. Vasileva N.N., Glazunova E.A., Diterikhs A.L., Zhurkina T.A. and etc. The program of emergency and prolonged psychological assistance to children in difficult life situations. Moscow: FGBU «Tsentr zashchity prav i interesov detei», 2020; 77 p. (In Russ.)

11. Leontev D.A., Rasskazova E.I. Vitality test. Moscow: Smysl, 2006; 63 p. (In Russ.)

Информация об авторе

Елена Демьяновна Сергеева - педагог-психолог Туапсинского социально-педагогического колледжа.

Elena D. Sergeeva - Tuapse Social and Pedagogical College, educational psychologist.

Статья принята в редакцию 07.11.2022; одобрена после рецензирования 22.11.2022; принята к публикации 23.11.2022.

The article was submitted 07.11.2022; approved after reviewing 22.11.2022; accepted for publication

Information about the author

23.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.