ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ PROFESSIONAL GROWTH AND DEVELOPMENT OF A PERSON
УДК/UDC 376 (470.41) Э. А. Зарипова
E. Zaripova
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
SOCIAL AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE
TO MINORS DURING THE PANDEMIC (EXPERIENCE OF REPUBLIC TATARSTAN)
Введение. 2020 год для образования и других социальных сфер стал знаковым. Пандемия и с ней связанные ограничения потребовали перестройки предоставления системы мер социальной поддержки населения, включая социально-педагогическое сопровождение. Для соблюдения правил безопасности и ограничения социальных взаимодействий в учреждениях социального обслуживания населения были экстренно адаптированы технологии оказания помощи и внедрены новые, дистанционные формы работы, современные формы и методики работы с самыми разнообразными категориями детей, которые нуждаются в особой заботе и поддержке. В статье автор показывает, как решается в республике Татарстан проблема социально-педагогического сопровождения детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Методология. Исследование построено на понимании автором психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с трех позиций: как системы, метода и процесса. Только комплексное пони-
мание данного явления (Н. В. Савицкая, Е. И. Казакова, А. П. Тряпицына, Э. Ф. Зеер, Р. В. Овчарова и др.) дает возможность эффективного сопровождения для детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Результаты. Автор показала, что и в сложный период ограничительных мер возможно эффективно организовать работу по дистанционному социально-педагогическому сопровождению детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию. В статье приведены примеры социально-педагогического онлайн-сопровождения разных категорий получателей социальных услуг, в том числе детей с ОВЗ, испытывающих трудности с социальной адаптацией и нуждающихся в реабилитационных мероприятиях.
Заключение. Пандемия мобилизовала педагогов, психологов, социальных работников для проектирования своей работы в новых условиях. Было разработано и внедрено несколько десятков проектов и мероприятий, дистанционные формы работы, современные формы и методики работы с самыми разно-
образными категориями детей, которые нуждаются в особой заботе и поддержке. Таким образом, адресная социально-педагогическая помощь оказывается детям и молодежи, проживающим в разных, включая отдаленные,районах республики.
Annotation. 2020 has become a landmark year for education and other social spheres. The pandemic and the associated restrictions required a restructuring of a system of social support measures for the population, including social and pedagogical support. To comply with safety rules and limit social interactions in social service institutions, assistance technologies were urgently adapted and new, remote forms of work, modern forms and methods of work with a wide variety of categories of children who need special care and support were introduced. In the article the author shows how the problem of social and pedagogical support of children and adolescents who find themselves in a difficult life situation is being solved in the Republic of Tatarstan.
Methodology. The research is based on the author's understanding of psychological and pedagogical support of children and adolescents from three positions: as a system, as a method, as a process. Only consideration of this phenomenon in a complex (Savitskaya N. V., Kazakova E. I., Tryapitsyna A. P., Zeer E. F., Ovcharova R. V. and others) makes it possible to use accompaniment effectively for children and adolescents, caught up in difficult life situations.
Results. The author showed that even in a difficult period of restrictive measures it is possible to organize and realize the distance work effectively on social and pedagogical support of children and young people in difficult life situations. The article provides examples of online social and pedagogical support for different categories of recipients of social services: children with disabilities, experiencing difficulties with social adaptation, in need of rehabilitation measures, etc.
Conclusion. In the article, the author notes that the pandemic, on the contrary, mobilized teachers, psychologists, social workers to design their work in new conditions. Several dozen projects and events, remote forms of work, modern forms and methods of work with a wide variety of categories of children who need special care and support were developed and implemented. Thus, targeted social and pedagogical assistance is provided to children and youth living in different, including remote areas of the republic.
Ключевые слова: пандемия, социально-педагогическое сопровождение, дети и молодежь, дистанционные технологии, педагоги, психологи, социальные работники.
Keywords: pandemic, socio-pedagogical support, children and youth, distance technologies, teachers, psychologists, social workers.
Введение
В настоящее время самая многочисленная категория получателей социальных услуг в Республике Татарстан - дети и семьи, в которых они воспитываются: многодетные; малообеспеченные семьи; семьи, находящиеся в социально опасном положении; семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Поэтому одной из главных задач социальных служб республики в работе с несовершеннолетними и их семьями - это своевременно оказать помощь в преодолении трудной жизненной ситуации.
Каждая категория получателей социальных услуг в той или иной мере испытала негативные последствия пандемии коронавирусной инфекции. Несовершеннолетние, проживающие в семьях в социально опасном положении, находящиеся в группе риска или испытывающие трудности в социальной адаптации в период самоизоляции, были ограничены в социальных контактах, их привычный режим резко изменился, физическая активность снизилась. Как следствие, специалисты учреждений социального обслуживания отметили увеличение и усугубление конфликтов детей с родителями, снижение их мотивации к учебе, увеличение времени, проведенного за гаджетами, рост психологического напряжения, страхов.
Методология
Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков нами рассматривается с трех позиций: как системы, метода и процесса. Как систему, включающую социальные институты учебных заведений, социальные проекты и программы развития обучающихся, управление воспитательным потенциалом общества в разрешении проблем социализации обучающихся, психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, рассматривали исследователи (Н. В. Савицкая, Е. В. Гутман и др.).
Как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в ситуациях жизненного выбора сопровождение рассматривали А. П. Тряпицына и Е. И. Казакова. Сопровождение как технология деятельности рассматривается у Р. В. Овчаровой. Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. По мнению Е. К. Исаковой, Д. В. Лаза-ренко и С. В. Сильченковой, сопровождение - это форма профессиональной деятельности, направлен-
ная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развития их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора. Данное определение подробно раскрывают цели сопровождения как конкретные результаты развития личности. Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Н. С. Глуханюк, И. В. Аркусова, Г. В. Безюлева подчеркивают, что сопровождение - это целостный процесс, включающий операциональное поле развития, становления и коррекции личности.
«Сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Следовательно, сопровождать - значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Это комплексная технология, особый путь поддержки ребенка, помощи ему в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Мы согласны с определением, что психолого-педагогическое сопровождение - это создание психолого-педагогических условий для успешного развития, воспитания, социальной адаптации, социализации, самореализации, укрепления здоровья, защиты прав детей и молодежи.
С помощью социально-педагогического сопровождения как системы, как метода, как процесса возможно организовать профилактическую и поддерживающую работу с разными категориями граждан, испытывающих трудности, повышенный стресс и тревогу в период самоизоляции из-за COVID-19.
Результаты
В социальных приютах для детей и подростков с появлением пандемии увеличилось психологическое напряжение в детской среде. При сравнении результатов мониторинговых исследований за первое и второе полугодие 2020 г. можно отметить, что уровень тревожности у несовершеннолетних повысился на 5,3 %, на 4 % увеличилось количество нарушений поведения, на 10 % выросли трудности социальной адаптации.
У детей с инвалидностью в период пандемии резко снизилась социальная активность, которая является обязательным компонентом их развития и успешной социальной адаптации. В связи с приостановлением деятельности реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями на 58 % снизилось число отработанных обращений от детей-инвалидов. За 2-й квартал 2020 г. социальную реабилитацию прошли 1220 детей, в то время как в 2019 г. за этот же период - 2930.
Очевидно, что успех социализации детей с ограниченными возможностями зависит, в том числе, от непрерывности и своевременности реабилитации. С этой целью оказание социальных услуг в дистанционной форме, а также обучающие занятия для родителей стали необходимой и единственно возможной мерой.
Сегодня одной из главных реабилитационных составляющих для воспитанников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей является их социально-средовая адаптация, активное взаимодействие с социумом, получение образования и дополнительного образования вне стен интерната. Изоляция и здесь внесла свои коррективы. 88 воспитанников, которые ранее посещали образовательные учреждения, а также 152 воспитанника, обучающихся на дому, освоили новую форму получения образования. На дистанционное обучение было переведено 240 учащихся коррекционных школ.
С учетом данных реалий у педагогов и специалистов социальных учреждений появилась необходимость адаптации к дистанционному формату действующих социально-педагогических технологий и внедрения новых. Требуется отметить, что дистанционные формы работы не первый год используются в учреждениях социального обслуживания населения в Татарстане, что позволяет увеличить доступность социальных услуг, экстренно реагировать в острых ситуациях, обеспечивает условия для формирования устойчивой мотивации на реабилитационный процесс у получателей социально-педагогических услуг.
В период пандемии дистанционные формы работы стали наиболее актуальным, а порой и единственно возможным способом оказать необходимую помощь. Все учреждения социального обслуживания максимально активно стали использовать действующие интернет-ресурсы (сайты учреждений, страницы в социальных сетях), о чем были проинформированы получатели социально-педагогической помощи (по телефону, СМС, через мессенджеры).
В 71 учреждении социального обслуживания населения (комплексные центры социального обслуживания населения - КЦСОН, социальные приюты для детей и подростков - СПДП, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями - РЦДПОВ) в период самоизоляции использовались следующие дистанционные формы работы с несовершеннолетними:
- диагностика методом удаленной связи. Данные встречи проводились в индивидуальной форме или с малой группой (члены одной семьи или пара «роди-
тель - ребенок») в формате видеоконференции, на которых специалисты с использованием проективных средств диагностики («Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Рисунок человека» и т. д.), тестирования, беседы, опроса выявляли проблемы и запросы получателей социальных услуг;
- консультирование (психологическое, педагогическое, правовое) методом удаленной связи. Занятия так же, как и диагностика, проводились в индивидуальной форме или с малой группой в формате видеоконференции или по телефонной связи;
- срочная психологическая помощь с использованием различных средств связи (интернет, телефон);
- семейные конференции в онлайн-формате для решения конфликтов и проблем в детско-родитель-ских отношениях;
- информирование несовершеннолетних в социальных сетях (текстовые рекомендации, предоставление полезной и актуальной информации), в том числе о правилах безопасного поведения в сети Интернет;
- коррекционные занятия с детьми в онлайн-фор-мате с помощью Skype, WhatsApp, Viber, платформы Zoom;
- обучающие, развивающие и познавательные занятия, мастер-классы и игровые программы для детей в онлайн-формате с помощью Skype, WhatsApp, Viber, платформы Zoom;
- групповые конференции в онлайн-формате для повышения социальной активности и увеличения коммуникативного потенциала детей;
- организация досуга посредством размещения познавательных материалов в официальных группах и социальных сетях.
Чтобы не прерывать курс реабилитации, занятия с несовершеннолетними в период самоизоляции проводились с прежней частотой, сменился только формат встреч - с очного на онлайн. Для адаптирования занятий по действующим программам к данному формату специалистами сделан акцент на работе с использованием наглядных пособий и материалов, таких как тематические видеоролики, изображения, метафорические карты, настольные психолого-педагогические игры, проективные методики диагностики, практические письменные задания. Так, например, в комплексных центрах в онлайн-занятия по формированию навыков здорового образа жизни были включены просмотры и обсуждение видеороликов из серии «Сме-шарики. Азбука здоровья», «Видеоролики, направленные на профилактику зависимого поведения обучающихся и формирование здорового образа жизни», разработанные Центром защиты прав и интересов детей
Министерства просвещения Российской Федерации; цикл видеороликов, разработанных общероссийской общественной организацией «Общее дело», и другие видеоматериалы.
С использованием дистанционных технологий во всех муниципальных районах республики в 2020 г. было организовано и проведено более 25 тысяч лекций, бесед, групповых и тренинговых занятий на темы: «30 идей для совместных игр с ребенком», «Внутрисемейные взаимоотношения», «Скажи здоровью - Да!», «Как справиться с негативными эмоциями в период пандемии», «Проблема взаимоотношений родителей и подростков», «Негативные последствия конфликтов в семье для ребенка» и др.
Для повышения компетенции специалистов отрасли на базе государственного казенного учреждения «Республиканский ресурсный центр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан» проведен цикл обучающих вебинаров по работе с несовершеннолетними и членами их семей с использованием настольных игр «Ксенобиология», «Семейка Гномс», «Родительский раунд», «Я - родитель!» и метафорических карт.
Ярким примером дистанционной работы с детьми с инвалидностью является проект «Вместе веселее», который реализует Комплексный центр социального обслуживания населения «Наз» Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Балтасинском муниципальном районе. Цель проекта - оказание комплексной психолого-педагогической помощи родителям особых детей и развитие у несовершеннолетних с инвалидностью социально значимых качеств, необходимых для адаптации и интеграции в общество. Специалисты в рамках проекта проводили онлайн-беседы с родителями, посвященные темам воспитания и развития ребенка. На данных встречах родители узнали, как создать дома развивающую среду, как научить ребенка быть самостоятельным, чем его занять, чтобы это было для него полезно и интересно, как наладить коммуникацию с детьми и т. д. Темы всегда подбираются с учетом предварительных запросов родителей. Встречи проходили еженедельно в индивидуальном режиме. Кроме того, раз в месяц специалисты проводили конференции для всех желающих, на них приглашались специалисты в области детской реабилитации, детские психологи, педагоги.
Еще один пример. В Елабужском РЦДПОВ онлайн-занятия предполагались в коррекционно-развиваю-щей программе «Страна понимания», которая направлена на развитие эмоциональной сферы у детей
дошкольного и младшего школьного возраста, помощь в поиске общих решений конфликтных ситуаций, а также полноценное развитие личности ребенка через самовыражение и творчество.
Для работы с подростками, испытывающими сложности в социальной адаптации, в 2 комплексных центрах социального обслуживания населения республики (Актанышский и Бугульминский муниципальные районы) в дистанционной форме была реализована программа «Точка опоры», целью которой является создание условий для развития социальных навыков, формирование адекватных конструктивных способов решения проблем и противостояния негативным ситуациям. Занятия проводились в формате онлайн-конфе-ренций с использованием приложений Zoom.
В дистанционной форме были организованы также и мероприятия, приуроченные к праздничным и памятным датам. Так, Международный день защиты детей в СПДП «Теплый дом» в Дрожжановском районе прошел с онлайн-участием гостей. Утро началось с зарядки со знаменитым хоккеистом Александром Овечкиным: дети с удовольствием выполнили комплекс упражнений, продемонстрированных знаменитым спортсменом в режиме онлайн. Днем ребята приняли участие в дистанционных мастер-классах по музыке, хореографии, изобразительному искусству и оригами, а вечером прошла онлайн-викторина, все участники которой получили сертификаты.
В этот же день сотрудники отделения социальной помощи семье и детям КЦСОН «Доверие-Ышаныч» Рыбно-Слободского района провели онлайн-акцию «Подари улыбку другу». В акции приняли участие многодетные семьи. Они фотографировались всей семьей и делились снимками в мессенджере. Передавая друг другу смайлики, семьи дарили друг другу позитивное настроение и улыбки.
Заключение
Дистанционный формат социально-педагогического сопровождения в период проведения ограничительных мер используется специалистами учреждений и в настоящее время. Только в отделениях социальной помощи семье и детям КЦСОН за 2020 г. 85,2 % получателей социальных услуг были охвачены онлайн-консультациями.
Среди положительных эффектов дистанционных форм работы отмечаются: возможность увеличения охвата граждан для участия в мероприятиях по социальной реабилитации, вовлечение родителей и социального окружения в процесс реабилитации, возможность просмотра или повторения материала в удоб-
ное время. С вводом в республике режима ограничительных мер в 2020 г. формы работы учреждений социального обслуживания расширились и показали, что использование инструментов дистанционного взаимодействия позволяет людям не остаться без поддержки и помощи и продолжать участвовать в реабилитационных мероприятиях.
С учетом актуальности и своевременности такой работы сегодня рассматривается возможность внесения изменений в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания в Татарстане (утв. постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 31.12.2014 № 1101) в части расширения форм предоставления социальных услуг: «очно и/или дистанционно».
Литература
1. Бардиер Г, Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинев ; СПб., 1993. 96 с.
2. Безюлева Г. В. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов колледжей и вузов // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. Т. 12, № 2. С. 102-109.
3. Глуханюк Н. С. Психологическое сопровождение: принципы и техники // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2008. Т. 12, № 2. С. 86-89.
4. Гутман Е. В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2013. URL: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie.
5. Зеер Э. Ф., Рудей О. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М. ; Воронеж, 2008. 256 с.
6. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха. СПб., 1997. 160 с.
7. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родитель-ства. М., 2003. 319 с.
8. Казакова Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998.
9. Мальцева Н. С., Снегирева Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах. Ханты-Мансийск ; Нижневартовск, 2012. С. 8-9.
10. Савицкая Н. В. Социально-педагогическое сопровождение развития безопасности и жизнедеятельности обучающихся учреждений среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2013. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-bezopasnoi-zhiznedeyatelnosti-obuchayushc.
11. Сильченкова С. В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10. URL: http://web. snauka.ru/issues/2013/10/27827.
12. Тряпицына А. П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л., 2001. 91 с.
13. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Л. М. Шипицина, А. А. Хилько, Ю. С. Галлямова и др. - СПб., 2005. 240 с.
References
1. Bardier G., Romazan I., Cherednikova T. Ya hochu! Psihologicheskoe soprovozhdenie estestvennogo razvitiya malen'kih detej [I want! Psychological support for the natural development of young children]. Kishinev, St. Petersburg, 1993, 96 p. (In Russian).
2. Bezyuleva G. V. Kompleksnoe psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya studentov kolledzheji vuzov [Complex psychological and pedagogical support of professional self-determination of college and university students]. Izvestia of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, 2008, vol. 12, no. 2, pp. 102-109. (In Russian).
3. Glukhanyuk N. S. Psihologicheskoe soprovozhdenie: principy i tekhniki [Psychological support: principles and techniques]. Izvestia of the Academy of Pedagogical and Social Sciences, 2008, vol. 12, no. 2, pp. 86-89. (In Russian).
4. Gutman E. V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo stanovleniya specialista v negosudarstvennom vuze [Socio-pedagogical support of professional development of a specialist in a non-state university]. Abstract of Ph. D. thesis. Kazan, 2013. Available at: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie. (In Russian).
5. Zeer E. F., Rudey O. A. Psihologiya professional'nogo samoopre-deleniya v rannej yunosti [Psychology of professional self-determination in early youth]. Moscow, Voronezh, 2008, 256 p. (In Russian).
6. Kazakova E. I., Tryapitsyn A. P. Dialog na lestnice uspekha [Dialogue on the ladder of success]. St. Petersburg, 1997, 160 p. (In Russian).
7. Ovcharova R. V. Psihologicheskoe soprovozhdenie roditel'stva [Psychological support for parenting]. Moscow, 2003, 319 p. (In Russian).
8. Kazakova E. I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka: ot koncepcii k praktike [The system of comprehensive child support: from concept to practice]. Psychological and pedagogical medical and social support for child development. St. Petersburg, 1998. (In Russian).
9. Maltseva N. S., Snegireva T. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sub"ektov obrazovatel'nogo processa v usloviyah realizacii FGOS v voprosah i otvetah [Psychological and pedagogical support of subjects of the educational process in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard in questions and answers]. Khanty-Mansiysk, Nizhnevartovsk, 2012, pp. 8-9. (In Russian).
10. Savitskaya N. V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya bezopasnosti i zhiznedeyatel'nosti obuchayushchihsya uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya [Socio-pedagogical support for the development of safety and life of students of secondary vocational education]. Abstract of Ph. D. thesis. Available at: https://www.dissercat.com/ content/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-razvitiya-bezopasnoi-zhiznedeyatelnosti-obuchayushc. (In Russian).
11. Silchenkova S. V. Formy i napravleniya pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Forms and directions of pedagogical support]. Modern Scientific Researches and Innovations, 2013, no. 10. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827. (In Russian).
12. Tryapitsyna A. P. Organizaciya tvorcheskojuchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti shkol'nikov [Organization of creative educational and cognitive activities of schoolchildren]. Leningrad, 2001, 91 p. (In Russian).
13. Shipitsina L. M., Khilko A. A., Gallyamova J. S. et al. Kompleksnoe soprovozhdenie detej doshkol'nogo vozrasta [Comprehensive support of preschool children]. St. Petersburg, 2005, 240 p. (In Russian).
УДК/UDC 378.147 И. С. Морозова, В. П. Дзвоник
I. Morozova, V. Dzvonik
РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ У СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦПРОЕКТА КЕМГУ «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ С РЕКТОРОМ»)
THE ROLE OF PROJECT ACTIVITY IN FORMING IDEAS ABOUT THE FUTURE PROFESSION OF STUDENTS OF JOURNALISM (ON THE EXAMPLE OF THE SPECIAL PROJECT OF KEMSU "DIRECT LINE WITH THE RECTOR")
Введение. В статье актуализируется роль проектной деятельности в формировании представлений о будущей профессии у студентов направления «Журналистика». Доказано, что опыт участия студента в проектной деятельности на примере участников спецпроекта Кемеровского государственного университета «Прямая линия с ректором» способствует
формированию у будущего журналиста первичных представлений о профессии. Выявлено, что процесс формирования представлений о будущей профессии имеет возрастно-психологическую обусловленность и детерминирован системой внешних условий, обеспечивающих позитивные изменения изучаемых показателей.