Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / СТУДЕНТ / УЧИТЕЛЬ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / СТРЕСС ИННОВАЦИЙ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тащева А.И., Гриднева С.В., Арпентьева М.Р.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения субъектов образования в современном вузе, что позволит предотвратить трудности в учебной и профессиональной деятельности этих субъектов, скорректировать и преодолеть трудности личностного и межличностного развития. Поэтому статья направлена на решение проблемы организации результативной системы психолого-педагогического сопровождения субъектов образования, особенно будущих педагогов, в условиях инновационных трансформаций, переживаемых образованием России и мира. Ключевым при изучении данной проблемы выступает системно-деятельностный подход, что позволяет представить деятельность субъектов образования как совместную учебно-профессиональную активность, направленную на подготовку будущих педагогов к работе в условиях этого дисбаланса и «перепроизводства», ведущего к стрессам и дистрессам инноваций. Цель исследования - анализ ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения развития будущих учителей как личностей, партнеров и профессионалов в инновационной образовательной среде. Теоретико-методологическую базу исследования составляют современные концепции и модели психолого-педагогического сопровождения России и зарубежья. Психолого-педагогическое сопровождение, в свою очередь, рассматривается нами как практика организации взаимодействия специалиста и сопровождаемых им психически здоровых людей, нацеленная на создание условий для личностного, межличностного и профессионального становления и развития, формирование и совершенствование необходимых человеку как полноценно функционирующей целостности компетенций и поддержку человека в сложных жизненных ситуациях. Основная задача психолого-педагогического сопровождения адаптации начинающих или будущих педагогов к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде - помощчь студентам и выпускникам педагогических вузов и факультетов в идентификации / распознавании, изучении и гармонизации внутренних и внешних способов разрешения базовых для образовательных отношений проблем и противоречий их труда в инновационном образовательном учреждении и инновационной профессиональной деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тащева А.И., Гриднева С.В., Арпентьева М.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF FUTURE TEACHERS IN INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The relevance of the study is due to the need to develop an integrative model of psychological and pedagogical support for subjects of education in a modern university, which will prevent difficulties in the educational and professional activities of these subjects, correct and overcome the difficulties of personal and interpersonal development. Therefore, this article is aimed at solving the problem of organizing an effective system of psychological and pedagogical support for subjects of education and, especially, future teachers, in the conditions of innovative transformations experienced by education in Russia and the world. The key approach to the study of this problem is a system-activity approach, which allows us to present the activities of subjects of education as a joint educational and professional activity aimed at preparing future teachers to work in the conditions of this imbalance and «overproduction», leading to stress and distress of innovation. The purpose of the study is to analyze the leading areas of psychological and pedagogical support for the development of future teachers as individuals, partners and professionals in the innovative educational environment. The theoretical and methodological basis of the study is made up of modern concepts and models of psychological and pedagogical support in Russia and abroad. Psychological and pedagogical support is considered by us as a practice of organizing interaction between a specialist and mentally healthy people accompanied by him, aimed at creating conditions for personal, interpersonal and professional formation and development, the formation and improvement of competencies necessary for a person as a fully functioning integrity and support a person in difficult life situations. The main tasks of psychological and pedagogical support for the adaptation of beginners or future teachers to professional activities in the innovative educational environment are associated with the help of students and graduates of pedagogical universities and faculties in identifying / recognizing, studying and harmonizing internal and external ways to resolve the problems and contradictions of their work that are basic for educational relations in the innovative educational institution and innovative professional activity in general.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

Научная статья УДК 377+159.98

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-176-184 EDN: SHQQDW

Психолого-педагогическое сопровождение будущих учителей в инновационной образовательной среде

Анна Ивановна Тащева1, Светлана Валерьевна Гриднева2, Мариям Равильевна Арпентьева30

1 Кандидат психологических наук, доцент Академии психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет». 344056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., д. 116, корп. 4

2Кандидат психологических наук, доцент Академии психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет». 344056, г. Ростов-на-Дону, Днепровский пер., д. 116, корп. 4

3Доктор психологических наук, доцент ГБОУ КО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие». 248000, г. Калуга, ул. Достоевского, д. 44 1 annaivta@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5199-9254 2gridneva-sveta@mail.m, https://orcid.org/0000-0001-6947-5416 3mariam_rav@mail.mн, https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения субъектов образования в современном вузе, что позволит предотвратить трудности в учебной и профессиональной деятельности этих субъектов, скорректировать и преодолеть трудности личностного и межличностного развития. Поэтому статья направлена на решение проблемы организации результативной системы психолого-педагогического сопровождения субъектов образования, особенно будущих педагогов, в условиях инновационных трансформаций, переживаемых образованием России и мира. Ключевым при изучении данной проблемы выступает системно-деятельностный подход, что позволяет представить деятельность субъектов образования как совместную учебно-профессиональную активность, направленную на подготовку будущих педагогов к работе в условиях этого дисбаланса и «перепроизводства», ведущего к стрессам и дистрессам инноваций.

Цель исследования — анализ ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения развития будущих учителей как личностей, партнеров и профессионалов в инновационной образовательной среде. Теоретико-методологическую базу исследования составляют современные концепции и модели психолого-педагогического сопровождения России и зарубежья. Психолого-педагогическое сопровождение, в свою очередь, рассматривается нами как практика организации взаимодействия специалиста и сопровождаемых им психически здоровых людей, нацеленная на создание условий для личностного, межличностного и профессионального становления и развития, формирование и совершенствование необходимых человеку как полноценно функционирующей целостности компетенций и поддержку человека в сложных жизненных ситуациях.

Основная задача психолого-педагогического сопровождения адаптации начинающих или будущих педагогов к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде — помощчь студентам и выпускникам педагогических вузов и факультетов в идентификации / распознавании, изучении и гармонизации внутренних и внешних способов разрешения базовых для образовательных отношений проблем и противоречий их труда в инновационном образовательном учреждении и инновационной профессиональной деятельности в целом.

Ключевые слова: адаптация; индивидуализация; студент; учитель; молодой специалист; стресс инноваций; инновации в образовании; профессиональное становление; психолого-педагогическое сопровождение адаптации специалистов

Для цитирования: Тащева А. И., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р. Психолого-педагогическое сопровождение будущих учителей в инновационной образовательной среде // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 176-184. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-176-184. https://elibrary.ru/shqqdw

© Тащева А. И., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р., 2022

Original article

Psychological and pedagogical support of future teachers in innovative educational environment

Anna I. Tashcheva1, Svetlana V. Gridneva2, Mariyam R. Arpentieva33

Candidate of psychological sciences, associate professor, academy of psychology and pedagogy, Southern federal university. 344056, Rostov-on-Don, Dneprovsky lane, 116, bldg. 4

2Candidate of psychological sciences, associate professor, academy of psychology and pedagogy, Southern federal university. 344056, Rostov-on-Don, Dneprovsky lane, 116, bldg. 4

3Doctor psychological sciences, associate professor, Center for psychological, pedagogical, medical and social assistance «Sodeistvie». 248000, Kaluga, Dostoevsky st., 44 1 annaivta@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5199-9254 2gridneva-sveta@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-6947-5416 3mariam_rav@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0003-3249-4941

Abstract. The relevance of the study is due to the need to develop an integrative model of psychological and pedagogical support for subjects of education in a modern university, which will prevent difficulties in the educational and professional activities of these subjects, correct and overcome the difficulties of personal and interpersonal development. Therefore, this article is aimed at solving the problem of organizing an effective system of psychological and pedagogical support for subjects of education and, especially, future teachers, in the conditions of innovative transformations experienced by education in Russia and the world. The key approach to the study of this problem is a system-activity approach, which allows us to present the activities of subjects of education as a joint educational and professional activity aimed at preparing future teachers to work in the conditions of this imbalance and «overproduction», leading to stress and distress of innovation. The purpose of the study is to analyze the leading areas of psychological and pedagogical support for the development of future teachers as individuals, partners and professionals in the innovative educational environment. The theoretical and methodological basis of the study is made up of modern concepts and models of psychological and pedagogical support in Russia and abroad. Psychological and pedagogical support is considered by us as a practice of organizing interaction between a specialist and mentally healthy people accompanied by him, aimed at creating conditions for personal, interpersonal and professional formation and development, the formation and improvement of competencies necessary for a person as a fully functioning integrity and support a person in difficult life situations. The main tasks of psychological and pedagogical support for the adaptation of beginners or future teachers to professional activities in the innovative educational environment are associated with the help of students and graduates of pedagogical universities and faculties in identifying / recognizing, studying and harmonizing internal and external ways to resolve the problems and contradictions of their work that are basic for educational relations in the innovative educational institution and innovative professional activity in general.

Keywords: adaptation; individualization; student; teacher; young specialist; stress of innovations; innovations in education; professional development; psychological and pedagogical support of specialist's adaptation

For citation: Tashcheva A. I., Gridneva S. V., Arpentieva M. R. Psychological and pedagogical support of future teachers in innovative educational environment. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(5): 176-184. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-176-184. https://elibrary.ru/shqqdw

Введение

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки интегративной модели психолого-педагогического сопровождения субъектов образования в современном вузе, что позволит предотвратить трудности в учебной и профессиональной деятельности этих субъектов, скорректировать и преодолеть трудности личностного и межличностного развития. Поэтому данная статья направлена на решение проблемы организации результативной системы психолого-педагогического сопровождения субъектов образования, особенно будущих педагогов, в условиях инновационных трансформаций, переживаемых образованием в России и в мире.

Наше исследование посвящено направлениям совершенствования работы служб психолого-педагогического сопровождения адаптации, индивидуализации и интеграции студентов как будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде, повышения эффективности и продуктивности (качества) поддержки будущих и начинающих специалистов в условиях (ди)стрессов, «кризиса перепроизводства инноваций» [Ка88ушоуа, 2019; Та-щева, 2021]. Поиск путей и методов решения этой проблемы — крайне актуальная задача современной педагогики профессионального образования: ее решение будет способствовать повышению качества образования [Барихина, 2022].

177

Оказывая помощь будущим и молодым специалистам в сфере сопровождения личностного, межличностного и учебно-профессионального развития, психолого-педагогические службы должны хорошо понимать смысл процессов развития (адаптации, индивидуализации и интеграции) и их место в структуре деятельности и становления/развития начинающего профессиональный путь в целом [Тащева, 2021]. И хотя исследований адаптации как междисциплинарного, одного из наиболее общих феноменов всех современных наук, философии очень много, также остается много вопросов и неизученных проблем, включая те, что связаны с возможностями и ограничениями успешной (продуктивной и эффективной) адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям среды: даже констатации диалогического и системного взаимодействия человека и окружающего его мира не отражают всей сложности и всего богатства феноменов и тенденций активного освоения человеком его внешнего и внутреннего мира в их изменчивом, возникающем («эмерджентном») и в разной мере значимом и упорядоченном взаимодействии.

Согласно работам К. А. Абульхановой-Славской, Ш. А. Амонашвили, С. И. Архангельского, М. У. Астровой, В. А. Буравихина, С. Г. Вершловского, В. И. Горовой, А. Де Перетти, А. А. Деркача, В. И. Долговой, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, Ю. Н. Кулюткина, Ж. О. Кузьминых, А. С. Макаренко, Н. В. Малковой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, А. В. Мудрика, Б. П. Невзорова, И. Н. Никитиной, М. М. Поташника, Р. Г. Сахи-евой, А. И. Хаустовой, Е. Г. Черниковой, С. Н. Чистякова, В. Е. Янковского и многих иных исследователей, сложный и многокомпонентный, непрерывный и многоэтапный, нелинейный и многоуровневый, процесс количественных и качественных изменений человека как целостности (как личности, партнера и профессионала), содержанием которого является освоение будущим специалистом профессиональной деятельности и отношений по поводу нее, имеет результатом профессиональную адаптацию (адаптированность), индивидуализацию и, далее, интеграцию (интегри-рованность) специалиста. Содержание и иные аспекты адаптации, индивидуализации и интеграции молодых специалистов в вузе и после него раскрыты в трудах А. В. Андрианова, М. Р. Арпентьевой, В. А. Зацепина, Л. К. Зубцо-вой, Р Ингерсола, А. К. Колесовой, О. В. Назаро-178

вой, многих иных отечественных и зарубежных исследователей, но в большей мере безотносительно вопросов организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения будущих специалистов в ситуации их развития в условиях инновационных трансформаций содержания, методики и процессов образования, вне контекста создания и деятельности служб психолого-педагогического сопровождения будущих специалистов, предназначенных к оптимизации их подготовки к работе в условиях инновационных образовательных сред [Безюлева, 2011; Кузьмина, 1993; Мудрик, 1986; Неумоева-Колчеданцева, 2021; Подымова, 2018; Сибагатуллина, 2021]. Проблемам поддержки молодых педагогов и будущих педагогов в условиях образовательных инноваций разных типов специалистами академических служб, вопросам гармонизации развития проходящих первые этапы профессионального становления и развития субъектов образования в целом уделено относительно мало внимания.

Если учитывать, что практика академической поддержки развития человека формируется и развивается с конца XIX в., с первой лаборатории Гр. Ст. Холла и трудов «отца» практической психологии образования Л. Витмера, проблемы психолого-педагогического сопровождения (guideness) и «поддержки» будущих специалистов являются уже традиционными. В более поздних работах их анализируют, например, Г. Б. Андреева, Д. С. Занина, А. Н. Колпакова, Л. Н. Харавинина и др. Но и во многих традиционных и многочисленных новейших исследованиях проблемы психолого-педагогического сопровождения раскрываются, несмотря на актуальность, нередко фрагментарно или, напротив, излишне обобщенно, безотносительно к рассматриваемой нами проблеме [Арпентьева, 2021; Безюлева, 2011; Величко, 2021; Тащева, 2021]. Все это делает решение поставленной нами исследовательской цели теоретически и практически весьма значимым.

Методология

Цель исследования — выделение и осмысление ведущих направлений совершенствования психолого-педагогического сопровождения развития будущих учителей как личностей, партнеров и профессионалов в инновационной образовательной среде.

Метод исследования — теоретический анализ основных направлений психолого-

педагогического сопровождения адаптации будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют современные концепции и модели психолого-педагогического сопровождения России и зарубежья, а также концепция стресса инноваций в образовательной среде. Ключевым в изучении данной проблемы является системно-деятельностный подход, что позволяет представить деятельность субъектов образования как совместную учебно-профессиональную активность, направленную на подготовку будущих педагогов к работе в условиях этого дисбаланса и «перепроизводства», ведущего к стрессам и дистрессам инноваций. Мы исходим из первоначального понимания понятия «сопровождения» как сопровождения развития» [Бардиер, 1993], помощи субъекту образования в самостоятельном выборе и реализации выбора своего жизненного пути, в рамках которой создается «активная» образовательная среда, где многие выборы и решения совершаются на основе диалога всех субъектов: системно-деятельностная модель предполагает междисциплинарный статус самого института сопровождения, сотрудничество и совершенствование всех субъектов, включая сотрудников служб сопровождения [Малиновский, 2007].

Результаты исследования

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается нами как практика организации взаимодействия специалиста и сопровождаемых им психически здоровых людей, нацеленная на создание условий для личностного, межличностного и профессионального становления и развития, формирование и совершенствование необходимых человеку как полноценно функционирующей целостности компетенций и поддержку человека в сложных жизненных ситуациях.

Адаптация предполагает общую успешность включения будущего специалиста в профессиональную деятельность, возможность перехода к индивидуализированному, творческому развитию будущих и начинающих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде. Особенности (продолжительность, иные внешние характеристики адаптаци-

онного периода, его внутреннее содержание и формы) у каждого студента и выпускника индивидуальны, они часто зависят и от внутренних, и от внешних условий и качеств субъекта адаптации и окружающей его среды. Успешная адаптация (адаптация в сжатые сроки, связанная с достижением гармонии с образовательной средой инновационного учреждения образования — интеграцией через индивидуализацию) обеспечивает высокую эффективность его дальнейшего труда, включая возможности индивидуализации, профессионального развития и формирования, развития более или менее уникального стиля профессиональной деятельности и профессиональной идентичности, а также интеграцию, при которой специалист, не поступаясь собой, находится в гармонии с окружающим его миром, становится субъектом труда. Затрудненная, растянувшаяся или заблокированная адаптация порождают (ди)стрессы, вызывают ощущение неэффективности и неполноценности [Ка88ушоуа, 2019; Тащева, 2021], усиливаю неуверенность и блокаду активности (беспомощность), пессимизм и невротизацию, блокируют индивидуализацию и интеграцию студентов. Это, в свою очередь, порождает снижение качества преподавания, дидактического и воспитательного взаимодействия со школьниками или студентами; приводит к деформациям профессионализации (квазипрофессионализму и имитациям профессионализма), профессиональной идентичности и препятствует формированию и развитию индивидуального стиля профессиональной деятельности, определяет зависимость от внешних воздействий и факторов как десубъективизацию. Поэтому рефлексия / мониторинг, коррекция и совершенствование процессов и результатов профессиональной адаптации — важные задачи, побуждающие к созданию и развитию академических служб психолого-педагогического сопровождения. Эти задачи могут быть осуществлены целостной, междисциплинарной системой сопровождения образовательных процессов и субъектов образования в вузе, специалистами психолого-педагогических служб в сотрудничестве с вузовскими преподавателями, вневузовскими наставниками и иными специалистами, помогающими адаптации, индивидуализации и интеграции будущих специалистов в ходе учебно-профессиональных практик [Малиновский, 2007].

Индивидуализация как стадия и компонент развития будущего педагога — важнейший этап, на котором он выбирает конкретные пути, траектории личностного, межличностного и профессионального совершенствования, самоактуализации и самореализации. На этом этапе крайне важна поддержка окружающих и согласование с ними вероятных путей [Solovyeva, 2019]. Человек активно присваивает академические и профессионально-ориентированные компетенции, обращает внимание на универсальные, метапро-фессиональные (инструментальные, межличностные, системные) компетенции и частные, специальные, в том числе индивидуализированные компетенции [Гриднева, 2021]. Исследователи выделяют ряд элементов успешной интеграции и подготовки будущих учителей: высокие ожидания в отношении академических достижений (успеваемости и освоения компетенций и ценностей) и качества образования (воспитания и обучения /преподавания), активная работа служб сопровождения и наставников в процессе практической подготовки, академическая рефлексия и мониторинги, непрерывная (пере)оценка, обновление и совершенствование программ, акцент на культурно-институциональных ценностях и целях (миссии педагогического труда).

Интеграция как этап связана с тем, что студент или молодой педагог успешно прошел этапы адаптации и индивидуализации: он может успешно работать в самых разных ситуациях, удерживая как границы собственной индивидуальности, так и границы профессиональной принадлежности, развивая их гармонично, в согласии друг с другом и реальностью привносимых в образование инноваций в целом: он может грамотно выбирать способы осмысления и поведения в отношении предлагаемых новаций, принимая ли отказываясь от них. Если на этапе адаптации он преимущественно вынужден принимать предлагаемые ему новшества, на этапе индивидуализации — сравнивать предлагаемые нововведения, связанные с ними возможности и ограничения с собственными ресурсами, то на этапе интеграции он приобретает субъектность, в том числе способность и готовность обоснованно, уверенно и последовательно говорить «да» или «нет» тем или иным новациям [Martineau, 2012; Hrabowski, 1999].

Что касается самих инноваций, здесь нужно отметить следующее: 180

— «существуют различия между реальностью образовательного процесса и ее "имитацией и моделированием", между реальностью и ее идеей, в той или иной мере иллюзорной, в том числе различия между разными поколениями учителей и учеников, разными доктринами и "модами" на те или иные образовательные подходы к "методологической инженерии" и "педагогическим инструментам"» [Kassymova, 2019; Мудрик, 1996, с. 20, 75];

— если профессиональное педагогическое образование (безотносительно к тому, «традиционное» оно или «инновационное») является некачественным, связанным с многочисленными травмирующими ситуациями, включая коррупционные, то у будущих специалистов и молодых учителей часто возникает вполне «естественное желание отрицать и отменять связь с их профессиональной и педагогической подготовкой», все предшествующее может восприниматься лишь как начало, требующее отрицания и переосмысления и, в этом смысле, обесценивания [Гасано-ва, 2021, с. 77];

— часть новаций и реформ являются псевдоновациями, в том числе «антипаттернами» педагогических отношений, то есть не соответствуют или прямо противоречат целям и сущности образования, являются разрушающими образовательные отношения формами и содержаниями построения, осуществления и совершенствования процессов обучения и воспитания. Будущий и начинающий специалист должны быть готовыми и способными различать продуктивные и негативные «новации» («паттерны» и «антипаттерны» образования), принимать решения о принятии или отвержении предлагаемых перемен, совершая выбор — согласиться с ними или отказаться от них ради себя как личности, партнера и профессионала [Kassymova, 2019; Тащева, 2021];

— молодой (будущий) педагог должен четко знать, где он может получить помощь в трудной профессиональной ситуации [Гасанова, 2021], в том числе в связи с традиционными, и в связи с инновационными аспектами своего труда; молодому специалисту желательно иметь среди коллег наставника, который наставлял бы его, помогая практическими советами и теоретическими знаниями. Желательны также контакты с педагогами из других образовательных организаций, регулярное участие в методических объединениях, в которых будущий или начинающий педагог

А. И. Тащева, С. В. Гриднева, М. Р. Арпентьева

может почерпнуть много нового и важного для своей профессиональной деятельности, ее реализации в условиях конкретных инноваций или в традиционных условиях [15];

— помощь будущим специалистам, преподавателям и иным субъектам образования со стороны специалистов служб психолого-педагогического сопровождения не отменяет, а подчеркивает значение личностного, межличностного и профессионального совершенствования самих сопровождающих [Ка88ушоуа, 2019; Тащева, 2021], синергетические эффекты совершенствования различных субъектов образовательной системы.

Поэтому, как показано в наших более ранних исследованиях [Гриднева, 2021; Гасанова, 2021], основная цель психолого-педагогического сопровождения адаптации будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде — помочь будущему и начинающему учителю разобраться в себе как целостности (личности, партнере, профессионале), в причинах возникающих профессиональных проблем и ошибок, в возможностях и способностях, а также в своих интересах и предпочтениях/склонностях, знаниях и умениях (компетенциях) с целью мобилизации и гармонизации его внутренних и внешних ресурсов и деятельности в контексте ее осуществления и перспектив саморазвития.

В связи с этим можно выделить и обосновать несколько ведущих задач системной модели психолого-педагогического сопровождения адаптации будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде [Тащева, 2021; Майтеаи, 2012].

Разработка программ психолого-

педагогического сопровождения, направленных на успешную адаптацию будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде, должна опираться на ряд моментов, включая учет опыта и компетенций обучающегося как студента и практикующего педагога [Hrabowski, 1999].

— Изучение реальных профессиональных затруднений начинающих педагогов, формулирование их актуальных потребностей. Информационная и консультативная поддержка будущих учителей в рамках профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде связана с выстраиванием, реализацией и совершенствованием индивидуального образовательного

маршрута; формированием информационного банка образовательных услуг для будущих учителей, готовящихся к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде, в регионе.

— Организация курсов повышения квалификации начинающих трудовой путь учителей, готовящихся к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде. Участие в творческих лабораториях, тренингах в вузе и вне вуза. Личностное и профессионально-ориентированное (супервизорское) консультирование.

— Привлечение будущих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде, исследовательско-экспериментальной работе, проектированию и апробации новых методик и подходов к обучению и воспитанию школьников и студентов в контексте освоения ими предметных знаний и умений. Участие будущих учителей в научно-практических конференциях по актуальным проблемам и трудностям инноваций в педагогической среде современных вузов и школ [Тащева, 2021; Hrabowski, 1999].

— Ликвидация у будущих учителей, готовящихся к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде, пробелов в компетенциях по экономическим, политическим, религиозным, правовым, психологическим и социальным вопросам; осмысление широкого социального контекста профессиональной деятельности специалиста в инновационной образовательной среде, включая ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими профессиональную деятельность современных педагогов [Величко, 2021; Hrabowski, 1999].

— Обеспечение будущих учителей, готовящихся к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде, современной научно-методической литературой, материалами перспективного планирования и завершающей рефлексии, воспитательными и дидактическими материалами. Активное включение будущих учителей в профессиональную деятельность в инновационной образовательной среде в ходе адаптивно и развивающе направленных мероприятий как в учреждении, так и вне его стен (выезды, экскурсии). Своевременная и поддер-живающе направленная оценка и рефлексия тру-

Ш

да и успехов начинающего специалиста, грамотное, направленное и осознанное управление профессиональной адаптацией, интеграцией и индивидуализацией, а также, в целом, становление и развитие будущих и начинающих свой трудовой путь педагогов через институты наставничества / тьюторинга, тренинга, коучинга и супер-визий [Гриднева, 2021; Малиновский, 2007; Solovyeva, 2019].

— Обеспечение будущих и начинающих педагогов средствами диагностики, рефлексии и исправления ошибок своей деятельности: выявления и регистрации «сигналов тревоги» в профессиональной деятельности, списка базовых и типичных ошибок и путей их преодоления и предотвращения; инструкциями, позволяющими избежать перегрузок, выгораний и иных искажений трудовой активности, деформаций личностного, межличностного и профессионального типа [Kassymova, 2019; Тащева, 2021; Martineau, 2012].

Заключение

Результаты исследования позволяют заключить, что основные задачи психолого-педагогического сопровождения адаптации начинающих или будущих педагогов к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде связаны с помощью студентам и выпускникам педагогических вузов и факультетов в идентификации/распознавании, изучении и гармонизации внутренних и внешних способов разрешения базовых для образовательных отношений проблем и противоречий их труда в инновационном образовательном учреждении и инновационной профессиональной деятельности в целом. Помимо высокого качества теоретико-практической подготовки и регулярного повышения квалификации в области преподавания того или иного предмета, его методов, методик и моделей, большое значение в гармонизации и оптимизации работы специалиста имеет наличие и отвечающее запросам актуальной ситуации содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации будущих и начинающих учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде со стороны специальных служб.

Библиографический список

1. Арпентьева М. Р. Проблема стресса инноваций в высшем образовании / М. Р. Арпентьева,

А. И. Тащева, С. В. Гриднева // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 2. С. 61-73.

2. Бардиер Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. Санкт-Петербург : Дорваль, 1993. 96 с.

3. Барихина М. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионально-личностного самоопределения обучающихся / М. В. Барихина, Н. О. Свиридова // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. № 1 (33). С. 101-107.

4. Безюлева Г. В. Психологическая служба профессионального образования: содержание, проблемы, перспективы // Преподаватель. 2001. № 2. С. 40-44.

5. Величко Г. А. Психологическая служба вуза: круг проблем и направления развития / Г. А. Величко, Г. Ю. Лизунова, И. А. Таскина // Вестник университета. 2021. № 12. С. 179-184.

6. Гасанова Р. Р. Организация персонального психолого-педагогического сопровождения педагога в процессе повышения его квалификации / Р. Р. Гасанова, П. В. Меньшиков, М. Р. Арпентьева // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6 (123). С. 90-101.

7. Гриднева С. В. Основные направления психолого-педагогического сопровождения учащихся и обучающихся с ОВЗ и их семей в контексте академического консультирования / С. В. Гриднева, А. И. Тащева, М. Р. Арпентьева // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 1. С. 226-235.

8. Инновационное образование: теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 22-23 дек. 2011 г. / редкол.: С. А. Аксючиц. Минск : Акад. последипломного образования, 2011. 571 с.

9. Кузьмина Н. В. Профессионализм педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. Санкт-Петербург ; Рыбинск : Б. и., 1993. 54 с.

10. Малиновский, В. П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. 2007. № 3 (21). С. 21-24.

11. Мудрик А. В. Учитель, мастерство и вдохновение. Москва : Просвещение, 1986. 160 с.

12. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Сопровождение студентов педагогических направлений подготовки в процессе практики / Е. В. Неумоева-Колчеданцева, Л. М. Болтунова // Высшее образование сегодня. 2021. № 11-12. С. 80-84.

13. Подымова Л. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития инновационности педагого / Л. С. Подымова, М. М. Карикина // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. № 4 (2). С. 42-51.

14. Сибагатуллина А. Р. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде / А. Р. Сибагатуллина, Г. А. Степанова // Вестник Мининского университета. 2021. № 9 (4/37). С. 4-10.

15. Тащева А. И. Отношение к инновациям и стресс инноваций в высшем образовании / А. И. Тащева, М. Р. Арпентьева, С. Гриднева // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 3. С. 63-76.

16. Hrabowski F. A, III, Lee D. M., Martello J. S. Educating Teachers for the 21st Century: Lessons Learned // The Journal of Negro Education. Vol. 68, № 3, Recruiting, Preparing, and Retaining Qualified Teachers to Educate All of America's Children in the 21st Century/ 1999. Summer). P. 293-305. URL: https://doi.org/10.2307/2668102,

https://www.jstor.org/stable/2668102 (дата обращения: 22.07.2022).

17. Kassymova G. K., Valeeva G. V., Stepanova O. P., Goroshchenova O. A., Gasanova R. R., Kulakova A. A., Menshikov P. V, Arpentieva M. R., Dossayeva S. K., Garbuzova G. V Stress of the innovation and innovation in education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6. № 382. P. 288-300.

18. Martineau S., Mukamurera J. Overview of Major Programs and Support Systems for Professional Integration in Education // Phronesis, 2012. Vol. 1. P. 45-62.

19. Solovyeva T. A., Vitkovskaya, I. M. Future Teachers' Instrumental Metaprofessional Competencies Development as Way of Their Methodical Competence Establishment // ARPHA Proceedings. 2019. Vol. 1. V International Forum on Teacher Education, Kazan, Russia, 29-31 May 2019 / Valeeva R. (Ed.). Part I: Teacher Education and Training (IFTE-2019). Pp. 665-677.

Reference list

1. Arpent'eva M. R. Problema stressa innovacij v vysshem obrazovanii = Stress problem of innovation in higher education / M. R. Arpent'eva, A. I. Tashheva, S. V. Gridneva // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2021. T. 11. № 2. S. 61-73.

2. Bardier G. Ja hochu! Psihologicheskoe so-provozhdenie estestvennogo razvitija malen'kih detej = I want to! Psychological support for the natural development of young children / G. Bardier, I. Romazan, T. Cherednikova. Sankt-Peterburg : Dorval', 1993. 96 s.

3. Barihina M. V. Psihologo-pedagogicheskoe so-provozhdenie professional'no-lichnostnogo samoopre-delenija obuchajushhihsja = Psychological and pedagogical support of students' professional and personal self-determination / M. V. Barihina, N. O. Sviridova // Inno-vacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija. 2022. № 1 (33). S. 101-107.

4. Bezjuleva G. V. Psihologicheskaja sluzhba profes-sional'nogo obrazovanija: soderzhanie, problemy, per-spektivy = Psychological service of vocational education: content, problems, perspectives // Prepodavatel'. 2001. № 2. S. 40-44.

5. Velichko G. A. Psihologicheskaja sluzhba vuza: krug problem i napravlenija razvitija = Psychological service of the university: a range of problems and areas of development / G. A. Velichko, G. Ju. Lizunova, I. A. Taskina // Vestnik universiteta. 2021. № 12. S. 179-184.

6. Gasanova R. R. Organizacija personal'nogo psi-hologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija pedagoga v processe povyshenija ego kvalifikacii = Organization of personal psychological and pedagogical support of the teacher in the process of advanced training / R. R. Gasa-nova, P. V Men'shikov, M. R. Arpent'eva // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 6 (123). S. 90-101.

7. Gridneva S. V. Osnovnye napravlenija psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdenija uchashhihsja i obuchajushhihsja s OVZ i ih semej v kontekste akad-emicheskogo konsul'tirovanija = The main areas of psychological and pedagogical support for students and students with disabilities and their families in the context of academic counseling / S. V Gridneva, A. I. Tashheva, M. R. Arpent'eva // Professional'noe obrazovanie v sov-remennom mire. 2021. T. 11. № 1. S. 226-235.

8. Innovacionnoe obrazovanie: teorija i praktika = Innovative education: theory and practice : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Minsk, 22-23 dek. 2011 g. / redkol.: S. A. Aksjuchic. Minsk : Akad. poslediplomnogo obrazovanija, 2011. 571 s.

9. Kuz'mina N. V Professionalizm pedagogicheskoj dejatel'nosti = Teaching activity professionalism / N. V. Kuz'mina, A. A. Rean. Sankt-Peterburg ; Rybinsk : B. i., 1993. 54 s.

10. Malinovskij, V. P. Vyzovy global'noj profession-al'noj revoljucii na rubezhe tysjacheletij = Challenges of the global professional revolution at the turn of the millennium // Rossijskoe jekspertnoe obozrenie. 2007. № 3 (21). S. 21-24.

11. Mudrik A. V. Uchitel', masterstvo i vdohnove-nie = Teacher, skill and inspiration. Moskva : Prosvesh-henie, 1986. 160 s.

12. Neumoeva-Kolchedanceva E. V. Soprovozhdenie studentov pedagogicheskih napravlenij podgotovki v processe praktiki = Support of students of pedagogical training areas in the course of teaching practice / E. V. Neu-moeva-Kolchedanceva, L. M. Boltunova // Vysshee obrazovanie segodnja. 2021. № 11-12. S. 80-84.

13. Podymova L. S. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija innovacionnosti pedagogov = Psychological and pedagogical support for the development of innovative pedagic / L. S. Podymova, M. M. Kariki-na // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psihologija obra-zovanija. 2018. № 4 (2). S. 42-51.

14. Sibagatullina A. R. Adaptacija molodyh uchitelej k professional'noj dejatel'nosti v innovacionnoj obra-zovatel'noj srede = Adaptation of young teachers to professional activities in innovative educational environment / A. R. Sibagatullina, G. A. Stepanova // Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. № 9 (4/37). S. 4-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Tashheva A. I. Otnoshenie k innovacijam i stress innovacij v vysshem obrazovanii = Attitude to innovation and stress of innovation in higher education / A. I. Tash-heva, M. R. Arpent'eva, S. Gridneva // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2021. T. 11. № 3. S. 63-76.

16. Hrabowski F. A, III, Lee D. M., Martello J. S. Educating Teachers for the 21st Century: Lessons Learned // The Journal of Negro Education. Vol. 68, № 3, Recruiting, Preparing, and Retaining Qualified Teachers to Educate All of America's Children in the 21st Century/ 1999. Summer). P. 293-305. URL: https://doi.org/10.2307/2668102,

https://www.jstor.org/stable/2668102 (data obrashhenija: 22.07.2022).

17. Kassymova G. K., Valeeva G. V., Stepanova O. P., Goroshchenova O. A., Gasanova R. R., Kulakova A. A., Menshikov P. V, Arpentieva M. R., Dossayeva S. K., Garbuzova G. V Stress of the innovation and innovation in education // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6. № 382. P. 288-300.

18. Martineau S., Mukamurera J. Overview of Major Programs and Support Systems for Professional Integration in Education // Phronesis, 2012. Vol. 1. P. 45-62.

19. Solovyeva T. A., Vitkovskaya, I. M. Future Teachers' Instrumental Metaprofessional Competencies Development as Way of Their Methodical Competence Establishment // ARPHA Proceedings. 2019. Vol. 1. V International Forum on Teacher Education, Kazan, Russia, 29-31 May 2019 / Valeeva R. (Ed.). Part I: Teacher Education and Training (IFTE-2019). Pp. 665-677.

Статья поступила в редакцию 18.07.2022; одобрена после рецензирования 23.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.

The article was submitted on 18.07.2022; approved after reviewing 23.08.2022; accepted for publication on 22.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.