УДК 377+159.98 DOI: 10.36809/2309-9380-2023-39-210-215
Науч. спец. 5.8.7
Анна Ивановна Тащёва
Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии личности
и консультативной психологии, научный руководитель Психологической службы Академии психологии и педагогики,
Ростов-на-Дону, Россия e-mail: annaivta@mail.ru
Светлана Валерьевна Гриднева
Южный федеральный университет, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и педагогической психологии Академии психологии и педагогики, Ростов-на-Дону, Россия e-mail: gridneva-sveta@mail.ru
Мариям Равильевна Арпентьева
Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Содействие», доктор психологических наук,
доцент, внештатный эксперт, Калуга, Россия e-mail: mariam_rav@mail.ru,
Стресс инноваций и психолого-педагогическое сопровождение субъектов высшего образования в инновационной образовательной среде
Аннотация. Эскалация инноваций предполагает, что процессы изменений происходят настолько быстро и интенсивно, что субъект лишается возможности осознать их смысл и последствия, что само по себе деструктивно для него. Цель исследования — осмысление проблем психолого-педагогического сопровождения субъектов высшего образования в инновационной образовательной среде в контексте прохождения ими стресса инноваций. Выяснено, что студенты, критично относящиеся к инновациям, многие педагоги больше заинтересованы в поддержке их внутренних перемен, чем во внешних эффектах и «симуляциях» перемен. Современный университет нуждается в развитии целостного подхода к образованию как институту поддержки развития учеников и иных субъектов образования, постановке задач психолого-педагогического сопровождения развития субъектов образования, отслеживании внешних и внутренних, краткосрочных и долгосрочных последствий инноваций и сотрудничества в принятии решений об их судьбе.
Ключевые слова: студент, учитель, молодой специалист, стресс инноваций, инновации в образовании, профессиональное становление, психолого-педагогическое сопровождение специалиста.
Anna I. Tashcheva
Southern Federal University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Personality Psychology and Consultative Psychology of the Head of the Psychological Service of the Academy of Psychology
and Pedagogy, Rostov-on-Don, Russia e-mail: annaivta@mail.ru
Svetlana V. Gridneva
Southern Federal University, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department
of General and Pedagogical Psychology of the Academy of Psychology and Pedagogy, Rostov-on-Don, Russia
e-mail: gridneva-sveta@mail.ru
Mariam R. Arpentieva
Center for Psychological, Pedagogical, Medical and Social Care "Assistance", Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor, External Expert, Kaluga, Russia e-mail: mariam_rav@mail.ru
Stress of Innovation and Psychological and Pedagogical Support for Subjects of Higher Education in an Innovative Educational Environment
© Тащёва А. И., Гриднева С. В., Арпентьева М. Р., 2023
Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2023, № 2 (39), с. 210-215. Review of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian Research, 2023, no. 2 (39), pp. 210-215.
Abstract. The escalation of innovations implies that the processes of change occur so quickly and intensively that the subject is deprived of the opportunity to realize their meaning and consequences, which in itself is destructive for him. The purpose of the study is to understand the problems of psychological and pedagogical support for subjects of higher education in an innovative educational environment in the context of their experience of the stress of innovation. It was found that students who are critical of innovations, many teachers are more interested in supporting their internal changes than in external effects and "simulations" of changes. A modern university needs to develop a holistic approach to education as an institution to support the development of students and other subjects of education, setting goals for psychological and pedagogical support for the development of subjects of education, tracking external and internal, short-term and long-term consequences of innovations and cooperation in making decisions about their fate.
Keywords: student, teacher, young specialist, stress of innovations, innovations in education, professional development, psychological and pedagogical support of specialist.
Введение (Introduction)
Стресс как феномен имеет несколько измерений, включая позитивное и негативное воздействие на развитие субъекта, а также собственно позитивный или негативный характер самого стресса [1; 2; 3]. Стресс как реакция на перемену — общий, неизбежный феномен существования и развития человека, группы, общества в целом. Однако как сами эти перемены, так и их воздействие на человека или группу (последствия перемен) могут быть стимулирующими, развивающими, продуктивными и блокирующими активность, развитие, деструктивными. Эскалация инноваций предполагает, что процессы изменений происходят настолько быстро и интенсивно, что субъект лишается возможности осознать их смысл и последствия, что само по себе деструктивно для него [4; 5; 6]. Что касается самих инноваций, то часть из них может содержать как случайные, так и намеренные «ошибки», нарушающие или полностью блокирующие функционирование и развитие человека (ученика, педагога) или группы (учащихся или обучающихся, учителей или преподавателей) [1; 4; 7].
Поэтому существует необходимость дифференциации инноваций, служащих развитию и повышению качества образования, и псевдоинноваций, приводящих к разрушению образования и нарушению жизнедеятельности его субъектов. Любая инновация выступает как стресс, способный привести к формированию невроза, при этом стресс, как результат внедрения инновации, может иметь мобили-зирующий или разрушительный, болезненный (дистресс) характер, в том числе формировать страх перед переменами и связанными с ними (ди)стрессами, включая «перемены к лучшему»: многие люди цепляются за привычное именно потому, что, не имея опыта позитивных перемен, стремятся избегнуть новых неприятностей/неудач, не верят в успех и в самих себя, не научены различать и не стремятся критически осмысливать предлагаемые им инновации как более или менее отвечающие их нуждам и нуждам образования в целом.
Патогенное, деструктивное воздействие инноваций проявляется и переживается/осознается и субъективно, и объективно: субъекты образования приписывают инновациям в целом и их отдельным моментам те или иные значения, усиливающие или уменьшающие стресс, негативные или позитивные эффекты перемен [2; 5; 8]. Организация и осуществление работниками академических служб психолого-
педагогического сопровождения деятельности и отношений субъектов образования в инновационной образовательной среде помогают оптимизировать, сделать более субъективно и объективно продуктивным прохождение ими стрессов инноваций, осмыслить характер инновации и принять решение о ее дальнейшем, более многоплановом и многоуровневом внедрении/развитии или о приостановке/отказе от той или иной конкретной (псевдо)инновации в случае, если таковая несет в себе многочисленные ошибки и деформации образования.
Цель исследования — осмысление проблем психолого-педагогического сопровождения субъектов высшего образования в инновационной образовательной среде в контексте прохождения ими стресса инноваций.
Методы (Methods)
Метод исследования — теоретический и эмпирический анализ проблем психолого-педагогического сопровождения субъектов высшего образования в инновационной образовательной среде в контексте прохождения ими стресса инноваций.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют современные концепции и модели психолого-педагогического сопровождения России и зарубежья и концепция стресса инноваций М. Р. Арпентьевой [1; 3; 6]. Новизна исследования связана с продолжением исследований в сфере стресса инноваций и развитием интег-ративной концепции стресса инноваций в образовании [4; 7; 8].
Инновации в образовании — это эволюционный процесс, который требует способности последовательно решать проблемы (например, справляться с неожиданным поведением новых технологий) [2; 5; 7; 8]. Стресс инноваций есть совокупность стрессов, которые возникают в процессе и результате введения инноваций в образовании и существенным образом затрудняют жизнедеятельность субъектов образовательных отношений. Психолого-педагогическое сопровождение — практика организации взаимодействия специалиста и сопровождаемых им психически здоровых людей, нацеленная на создание условий для личностного, межличностного и профессионального становления и развития, на формирование и совершенствование необходимых человеку как полноценно функционирующей целостности компетенций и на поддержку человека в сложных жизненных ситуациях.
Результаты и обсуждение (Results and Discussion)
Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования в условиях инноваций и создаваемого ими стресса включает несколько основных задач [9; 10; 11]:
1) вопросы (пере)подготовки педагогов к труду в инновационной и создающей стрессы инноваций образовательной среде:
• инновационный характер (пере)подготовки будущих, начинающих, уже работающих или даже завершающих профессиональную деятельность педагогов в вузе ставит проблемы преемственности и, таким образом, качества образования;
• инновационный характер работы образовательных учреждений, в которые приходят молодые педагоги и в которых работают педагоги со стажем, привыкшие к определенной, традиционной для них модели образования, создает опасности необратимых личностных, межличностных и профессиональных деформаций, не позволяющих педагогу достичь/удержать/восстановить статус профессионала;
2) инновационный характер работы образовательных учреждений, в которых работают совместно с «инноваторами» и начинающими педагогами педагоги традиционного склада, со стажем, требует особого внимания к согласованию позиций и методик педагогического труда, критической оценки и мониторинга инноваций, сопутствующих инновациям процессов личностных, межличностных и профессиональных трансформаций. «В конечном итоге важно не то, вызывает или снижает стресс инновация сама по себе, а, скорее, условия, при которых это происходит» [8, р. 179] (перевод наш.—А. Т., С. Г, М. А.).
Инновации в образовании должны быть тщательно апробированы, отрефлексированы, приняты или отвергнуты сознательно, в ходе многостороннего и многоуровневого обсуждения в проблемных группах (стейкхолдеров или акторов), вырабатывающих консенсусное, оптимальное для всех субъектов решение, а не за счет учеников и педагогов, не за счет качества образования [4; 5; 8]. Будущие и молодые педагоги, педагоги со стажем и педагоги, завершающие профессиональную деятельность, должны быть подготовлены к труду в таких условиях. К условиям может относиться создание на базе академических служб междисциплинарных команд специалистов, помогающих субъектам образования гармонично и транспарентно взаимодействовать
как личности [6; 7; 12; 13]. «Гибридные» пространственно-временные ассоциации могут быть весьма устойчивыми внутри единого образовательного коллектива. Длительность и масштабность их деятельности составляет важное условие результативности образовательной деятельности учреждения, становления и развития готовности и способности субъектов образования рефлексировать, критически осмысливать предлагаемые им новации как более или менее необходимые, продуктивные и развивающие (или, напротив, как ненужные/вредные, деструктивные и блокирующие развитие) [14; 15; 16].
Сопровождение педагогов должно быть направлено на развитие педагогического, профессионального мастерства учителей и преподавателей, школьников и студентов; готовность и способность к профессиональной активности в условиях инноваций и реформ образования, включающей способность и готовность к критической/рефлексивной оценке реформ и их последствий [17; 18; 19; 20].
Эмпирический анализ проблем психолого-педагогического сопровождения субъектов высшего образования в инновационной образовательной среде в контексте прохождения ими стресса инноваций включал серию опросов и интервью, направленных на выяснение следующих моментов:
1) как различные субъекты образования реагируют на инновации в образовании;
2) какую помощь они хотели бы получить от служб психолого-педагогического сопровождения.
Выборка исследования составила 120 студентов — будущих педагогов и психологов Южного федерального университета (ЮФУ) и Калужского государственного университета (КГУ) им. К. Э. Циолковского, а также 40 преподавателей университетов, работающих с данными студентами. Студенческая выборка была сформирована из трех подгрупп:
1) позитивно оценивающих инновации в образовании, включая «цифровое/смешанное обучение» (ПОС);
2) негативно оценивающих инновации в образовании, включая «цифровое/смешанное обучение» (НОС);
3) не определившихся, амбивалентно оценивающих инновации в образовании, включая «цифровое/смешанное обучение», студентов (АОС).
Результаты опросов/интервью со студентами и преподавателями, %
Вопрос / категория анализа ПОС НОС АОС Педагоги
Необходимость регулярных инноваций в образовании 100 37,5 80 52,5
Продуктивность внедряемых в современном образовании инноваций 97,5 35 65 40
Стрессогенность внедряемых в современном образовании инноваций 57,5 85 72,5 95
Необходимость психолого-педагогического сопровождения образования в виде коррекционных мероприятий 92,5 45 72,5 42,5
Необходимость психолого-педагогического сопровождения образования в виде профилактических мероприятий 45 40 77,5 55
Необходимость психолого-педагогического сопровождения образования в виде развивающих мероприятий (коучинга) 35 87,5 65 62,5
Необходимость психолого-педагогического сопровождения образования в виде тренинговых мероприятий 57,5 82,5 75 62,5
Необходимость «гибридных» ситуаций и органов сотрудничества субъектов образования 35 87,5 65 60
Результаты исследования обрабатывались с помощью метода качественно-количественного анализа и кратко представлены в таблице.
В целом, как мы видим, педагоги относительно амбивалентно относятся к инновациям, также как и к идее сопровождения, включая идею «гибридных» ситуаций взаимодействия. Студенты часто увлекаются идеями инноваций, однако рассматривают их преимущественно с внешней точки зрения как манипуляции, никак не затрагивающие их отношений с собой и миром, а также отношений других студентов и преподавателей к себе и иным субъектам. Студенты, критично относящиеся к инновациям, и многие педагоги больше заинтересованы в поддержке их внутренних перемен (коучинге внутреннего и внешнего развития) и благополучия (профилактике стресса инноваций), чем во внешних эффектах и «симуляциях» перемен. Они в большей мере оценивают состояние образовательного учреждения (коллектива) в целом и осмысляют долгосрочные последствия инноваций. Студенты и некоторые преподаватели, акцентирующие важность регулярных инноваций, как правило, восприни-
мают происходящее более фрагментарно и фиксированы на непосредственных эффектах инноваций и психолого-педагогического сопровождения.
Заключение (Conclusion)
Результаты исследования позволяют заключить, что современный университет нуждается в развитии целостного подхода к образованию как институту поддержки развития учеников и иных субъектов и стейкхолдеров образования. Внимание необходимо акцентировать на всех аспектах личностного, межличностного и учебно-профессионального функционирования и развития, как в контексте стабильных, традиционных, так и нестабильных, инновационных аспектов их взаимодействия как участников обладающего масштабностью и длительностью сосуществования образовательного коллектива. Целостный подход позволит субъектам образования в полной мере компетентно, ответственно и активно относиться к разработке, апробации, рефлексии и принятию/отвержению инноваций.
Библиографический список
1. Арпентьева М. Р., Гайдар К. М., Кунаковская Л. А. Стресс инноваций в образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 4. С. 4331-4346. DOI: 10.20913/2618-7515-2020-4-17
2. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Дидактогении и стрессы инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 3. С. 4130-4145. DOI: 10.15372/PEMW20200323
3. Арпентьева М. Р., Тащёва А. И., Гриднева С. В. Проблема стресса инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 2. С. 61-73. DOI: 10.20913/2618-7515-2021-2-7
4. Тащёва А. И., Арпентьева М. Р., Гриднева С. В. Отношение к инновациям и стресс инноваций в высшем образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 3. С. 63-76. DOI: 10.20913/2224-1841-2021-3-07
5. Stress of the Innovation and Innovation in Education / G. K. Kassymova, G. V. Valeeva, O. P. Stepanova [et al.] // Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. 2019. Vol. 6, no. 382. P. 288-300. DOI: 10.32014/2019.2518-1467.173
6. Психологическая служба вуза: основные задачи и направления функционирования / А. И. Тащёва, Г. В. Валеева, С. В. Гриднева, М. Р. Арпентьева // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2022. Т. 22, № 2 (58). С. 201-215. DOI: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.201-215
7. Rеhn A. Innovation for the Fatigued: How to Build a Culture of Deep Creativity. New York : Kogan Page Publishers, 2019. 224 p.
8. Cowan R., Sanditov B., Weehuizen R. Productivity Effects of Innovation, Stress and Social Relations // Journal of Economic Behavior & Organization. 2011. Vol. 79 (3). P. 165-182. DOI: 10.1016/j.jebo.2011.01.028
9. Прялухина А. В. Организация психолого-педагогического сопровождения профессионального развития личности студента на разных этапах обучения // Бизнес. Образование. Право. 2022. № 2 (59). С. 239-244. DOI: 10.25683/ VOLBI.2022.59.220
10. Сыманюк Э. Э., Печеркина А. А. Психолого-педагогическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога // Педагогическое образование в России. 2016. № 3. С. 32-37.
11. Belenkova L. Yu., Skudnyakova E. V., Sazonova S. A. Psychological and Pedagogical Support of Professional Development of Students in an Inclusive University Environment // International Journal of Early Childhood Special Education (INT-JECSE). 2022. Vol. 14 (1). P. 363-371. DOI: 10.9756/INT-JECSE/V14I1.221044
12. Educational Innovation, Quality, and Effects: An Exploration of Innovations and Their Effects in Secondary Education / R. H. Hofman, J. de Boom, М. Meeuwisse, W. H. Adriaan // Educational Policy. 2013. Vol. 27, issue 6 (November). P. 843-866. DOI: 10.1177/0895904811429288
13. Professional Learning in Education. Challenges for Teacher Educators, Teachers and Student Teachers / eds.: B. De Wever, R. Vanderlinde, M. Tuytens, A. Aelterman. Gent : Academia Press : Lannoo Publishers, 2016. 234 p.
14. Головко О. Н., Сидорова Е. А. Роль инновационных форм и методов воспитательной работы в профессиональном становлении студентов // Среднее профессиональное образование. 2021. № 12 (316). С. 44-47.
15. Горовая В. И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы // Непрерывное педагогическое образование. 1994. № 6. С. 44-49.
16. Кириленко А. В. Некоторые аспекты формирования профессиональной готовности будущих учителей начальных классов к инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования // Учен. записки Крым. федер. ун-та им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021. Т. 7 (73), № 3. С. 44-52.
17. Бодрийяр Ж. Двусмысленность и терроризм заботы // Бодрийяр Ж. Общество потребления. М. : Республика : Культурная революция, 2019. С. 213-215.
18. Сидорова М. В. Проблемы становления начинающего преподавателя ведомственного вуза // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 2 (34). С. 101-107.
19. Яголковский С. Р. Инновационность как предмет психологического исследования (обзор англоязычной литературы) // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2007. Т. 4, № 2. С. 123-133.
20. Psychological and Pedagogical Support of the Educational Process of Students with Disabilities in the Context of Professional Education / A. Kabushko, O. Artemenko, M. Kirillova [et al.] // E3S Web of Conferences. 2020. Vol. 210, no. 18093. P. 1-7. DOI: 10.1051/e3sconf/202021018093
References
Arpent'eva M. R., Gaidar K. M., Kunakovskaya L. A. (2020) Stress innovatsii v obrazovanii [The Innovation Stress in Education], Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional Education in the Modern World], vol. 10, no. 4, pp. 4331-4346, doi: 10.20913/2618-7515-2020-4-17 (in Russian)
Arpent'eva M. R., Tashcheva A. I., Gridneva S. V. (2020) Didaktogenii i stressy innovatsii v vysshem obrazovanii [Didactogenias and Stresses of Innovations in Higher Education], Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional Education in the Modern World], vol. 10, no. 3, pp. 4130-4145, doi: 10.15372/PEMW20200323 (in Russian)
Arpent'eva M. R., Tashcheva A. I., Gridneva S. V. (2021) Problema stressa innovatsii v vysshem obrazovanii [The Problem of the Innovation Stress in Higher Education], Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional Education in the Modern World], vol. 11, no. 2, pp. 61-73, doi: 10.20913/2618-7515-2021-2-7 (in Russian)
Baudrillard J. (2019) Dvusmyslennost' i terrorizm zaboty [Ambiguity and Terrorism of Care]*, Baudrillard J. Obshchestvo potre-bleniya [Consumer Society]. Moscow, Respublika Publ., Kul'turnaya revolyutsiya Publ., pp. 213-215. (in Russian)
Belenkova L. Yu., Skudnyakova E. V., Sazonova S. A. (2022) Psychological and Pedagogical Support of Professional Development of Students in an Inclusive University Environment, International Journal of Early Childhood Special Education (INT-JECSE), vol. 14 (1), pp. 363-371, doi: 10.9756/INT-JECSE/V14I1.221044 (in English)
Cowan R., Sanditov B., Weehuizen R. (2011) Productivity Effects of Innovation, Stress and Social Relations, Journal of Economic Behavior & Organization, vol. 79 (3), pp. 165-182, doi: 10.1016/j.jebo.2011.01.028 (in English)
De Wever B., Vanderlinde R., Tuytens M., Aelterman A. (eds.) (2016) Professional Learning in Education. Challenges for Teacher Educators, Teachers and Student Teachers. Gent, Academia Press, Lannoo Publishers, 234 p. (in English)
Golovko O. N., Sidorova E. A. (2021) Rol' innovatsionnykh form i metodov vospitatel'noi raboty v professional'nom stanovle-nii studentov [The Role of Innovative Forms and Methods of Educational Work in Students' Professional Development], Srednee professional'noe obrazovanie [Secondary Vocational Education], no. 12 (316), pp. 44-47. (in Russian)
Gorovaya V. I. (1994) Pedagogicheskoe masterstvo v professional'noi deyatel'nosti pedagoga vysshei shkoly [Pedagogical Skill in the Professional Activity of a Teacher of Higher Education]*, Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie [Continuous Pedagogical Education]*, no. 6, pp. 44-49. (in Russian)
Hofman R. H., de Boom J., Meeuwisse М., Adriaan W. H. (2013) Educational Innovation, Quality, and Effects: An Exploration of Innovations and Their Effects in Secondary Education, Educational Policy, vol. 27, issue 6 (November), pp. 843-866, doi: 10.1177/0895904811429288 (in English)
Kabushko A., Artemenko O., Kirillova M., Shipilova M., Andreeva E. (2020) Psychological and Pedagogical Support of the Educational Process of Students with Disabilities in the Context of Professional Education, E3S Web of Conferences, vol. 210, no. 18093, pp. 1-7, doi: 10.1051/e3sconf/202021018093 (in English)
Kassymova G. K., Valeeva G. V., Stepanova O. P., Goroshchenova O. A., Gasanova R. R., Kulakova A. A., Menshikov P. V., Arpen-tieva M. R., Dossayeva S. K., Garbuzova G. V. (2019) Stress of the Innovation and Innovation in Education, Bulletin of National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, vol. 6, no. 382, pp. 288-300, doi: 10.32014/2019.2518-1467.173 (in English)
Kirilenko A. V. (2021) Nekotorye aspekty formirovaniya professional'noi gotovnosti budushchikh uchitelei nachal'nykh klassov k innovatsionnoi deyatel'nosti v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya [Some Aspects of Formation of Professional Readiness of Future Primary School Teachers for Innovative Activity in the Conditions of Inclusive Education], Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Sotsiologiya. Pedagogika. Psikhologiya [Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology], vol. 7 (73), no. 3, pp. 44-52. (in Russian)
Pryalukhina A. V. (2022) Organizatsiya psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya professional'nogo razvitiya lichnosti stu-denta na raznykh ehtapakh obucheniya [Organising Psycho-Pedagogical Support for the Professional Development of the Student's Personality at Different Stages of Education], Biznes. Obrazovanie. Pravo [Business. Education. Law], no. 2 (59), pp. 239-244, doi: 10.25683/VOLBI.2022.59.220 (in Russian)
Rеhn A. (2019) Innovation for the Fatigued: How to Build a Culture of Deep Creativity. New York, Kogan Page Publishers, 224 p. (in English)
Sidorova M. V. (2016) Problemy stanovleniya nachinayushchego prepodavatelya vedomstvennogo vuza [Problems of Formation of a Beginning Lecturer of a Departmental Institution of Higher Education], Psikhologiya obrazovaniya vpolikul'turnom prostranstve [Educational Psychology in Polycultural Space], no. 2 (34), pp. 101-107. (in Russian)
Symanyuk Eh. Eh., Pecherkina A. A. (2016) Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya professional'noi kompetent-nosti pedagoga [Psycho-Pedagogical Support Development of Professional Competence Teacher], Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], vol. 3, pp. 32-37. (in Russian)
Tashcheva A. I., Arpent'eva M. R., Gridneva S. V. (2021) Otnoshenie k innovatsiyam i stress innovatsii v vysshem obrazovanii [Attitude to Innovations and the Stress of Innovations in Higher Education], Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional Education in the Modern World], vol. 11, no. 3, pp. 63-76, doi: 10.20913/2224-1841-2021-3-07 (in Russian)
Tashcheva A. I., Valeeva G. V., Gridneva S. V., Arpent'eva M. R. (2022) Psikhologicheskaya sluzhba vuza: osnovnye zadachi i napravleniya funktsionirovaniya [Psychological Service of the University: Main Objectives and Directions of Functioning], Gumani-tarii: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniya [Russian Journal of the Humanities], vol. 22, no. 2 (58), pp. 201-215, doi: 10.15507/2078-9823.058.022.202202.201-215 (in Russian)
Yagolkovskii S. R. (2007) Innovatsionnost' kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya (obzor angloyazychnoi literatury) [Innovation as a Subject of Psychological Research (A Review of English-Language Literature)], Psikhologiya. Zhurnal vysshei shkoly ehkonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], vol. 4, no. 2, pp. 123-133. (in Russian)
* Перевод названий источников выполнен авторами статьи / Translated by the authors of the article.