Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое образование в школе малого города как педагогическая система'

Психолого-педагогическое образование в школе малого города как педагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / новые механизмы профессиональной ориентации и личностного самоопределения / психолого-педагогическое образование / психолого-педагогическая группа / students / new mechanisms of professional guidance and personal self-determination / psychological and pedagogical education / psychological and pedagogical group

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Светлана Валериевна, Лунина Анна Владимировна, Зальцман Анастасия Владимировна

Представлены промежуточные итоги реализации инновационного проекта регионального уровня «Психолого-педагогические классы как механизм профессионального самоопределения и предпрофессионального развития». Описаны результаты реализации психолого-педагогического образования в школе малого города Челябинской области в контексте реализации функций ресурсного центра по основным направлениям: модели организации психолого-педагогического класса/группы с описанием содержания каждого структурного компонента; представленность локального нормативного обеспечения как создания, так и организации деятельности психолого-педагогического класса/группы; используемые инструменты отбора школьников, которые сориентированы на выбор педагогической профессии; возможности для продвижения на уровне малого города идеи психолого-педагогической группы календаря образовательных событий; описание новых возможностей социального партнёрства; презентация использования деятельностных форм и методов обучения в психолого-педагогической группе, в том числе наставничества. Обосновывается, что психолого-педагогические группы – это не единомоментная кампания, а серьёзная и системная деятельность всех субъектов образовательной деятельности; современная подготовка будущих грамотных и верных профессии педагогов, которые будут способны эффективно и качественно обучать детей цифрового поколения; самообучающегося организатора профессионального сообщества, который хорошо ориентируется в информационной среде и сопровождающего ребёнка на его персональном образовательном пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Светлана Валериевна, Лунина Анна Владимировна, Зальцман Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN A SMALL-TOWN SCHOOL AS A PEDAGOGICAL SYSTEM

The interim results of the implementation of the regional-level innovative project “Psychological and pedagogical classes as a mechanism of professional self-determination and pre-professional development” are presented. The results of the implementation of psychological and pedagogical education in a school in a small town of the Chelyabinsk region are described in the context of implementing the functions of a resource center in the main areas: models of organizing a psychological and pedagogical class/group with a description of the content of each structural component; representation of local regulatory support for both the creation and organization of activities of a psychological-pedagogical class/group; used selection tools for schoolchildren, which are focused on choosing a teaching profession; opportunities to promote the idea of a psychological and pedagogical group for a calendar of educational events at the small city level; description of new opportunities for social partnership; presentation of the use of activity-based forms and teaching methods in a psychological and pedagogical group, including mentoring. It is substantiated that psychological and pedagogical groups are not a one-time campaign, but a serious and systematic activity of all subjects of educational activity; modern training of future competent and professional teachers who will be able to effectively and efficiently teach children of the digital generation; a self-learning organizer of a professional community who is well versed in the information environment and accompanying the child on his personal educational path.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое образование в школе малого города как педагогическая система»

Психолого-педагогическое образование в школе малого города как педагогическая истема

Павлова Светлана Валериевна,

директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» Саткинского муниципального района Челябинской области E-mail: 74322_s_006@mail.ru

Лунина Анна Владимировна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14» Саткинского муниципального района Челябинской области E-mail: 74322_s_006@mail.ru

Зальцман Анастасия Владимировна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 14», Саткинского муниципального района Челябинской области E-mail: 74322_s_006@mail.ru

Представлены промежуточные итоги реализации инновационного проекта регионального уровня «Психолого-педагогические классы как механизм профессионального самоопределения и предпрофессионального развития». Описаны результаты реализации психолого-педагогического образования в школе малого города Челябинской области в контексте реализации функций ресурсного центра по основным направлениям: модели организации психолого-педагогического класса/группы с описанием содержания каждого структурного компонента; представленность локального нормативного обеспечения как создания, так и организации деятельности психолого-педагогического класса/группы; используемые инструменты отбора школьников, которые сориентированы на выбор педагогической профессии; возможности для продвижения на уровне малого города идеи психолого-педагогической группы календаря образовательных событий; описание новых возможностей социального партнёрства; презентация использования деятельностных форм и методов обучения в психолого-педагогической группе, в том числе наставничества. Обосновывается, что психолого-педагогические группы - это не единомоментная кампания, а серьёзная и системная деятельность всех субъектов образовательной деятельности; современная подготовка будущих грамотных и верных профессии педагогов, которые будут способны эффективно и качественно обучать детей цифрового поколения; самообучающегося организатора профессионального сообщества, который хорошо ориентируется в информационной среде и сопровождающего ребёнка на его персональном образовательном пути.

Ключевые слова: обучающиеся, новые механизмы профессиональной ориентации и личностного самоопределения; психолого-педагогическое образование; психолого-педагогическая группа.

Обозначая актуальность проблемы и значимости организации психолого-педагогического образования можно указать на следующее.

Первое. Хэштегом обозначенной проблемы являются, на наш взгляд, такие позиции как психолого-педагогическое образование, в частности классы/группы - это «хорошо забытое старое образование», «профориентационный минимум, профориентация и личностное самоопределение», «профильное обучение и предпрофесси-ональное, профессиональное обучение», «компетентные профессионалы для человекоцентриро-ванных профессиональных зон экономики, в том числе подготовка компетентных педагогических кадров для образования» и т.д.

Мы думаем, что можно согласиться с тем, что традиционно акценты по организации разрозненных профориентационных мероприятий можно было наблюдать, в основном, только в старшей школе. Реализация образовательной программы профессионального обучения по должности «Вожатый» релевантной федеральной образовательной программы среднего общего образования, реализуемой в школе с 2022 года стала для нас основанием для организации инновационного прорыва [5; 6].

Второе. Организация в школе психолого-педагогического класса/группы - это также решение не только и не столько кадровых проблем в образовании и конкретно в школе № 14 г. Сат-ки, но, прежде всего, изменение непосредственно всей образовательной деятельности школы в контексте перехода её от репродуктивной к продуктивной деятельности. Продуктивная деятельность - это исследовательская и проектная деятельность, повсеместное использование образовательных кейсов, организация командной работы, активность в социальных проектах, системное наставничество, вожатство и волонтёрство, одним словом, помощь школьникам поколения Z в уверенном и грамотном вхождении в цифровой мир профессии (при этом не потеряв своей индивидуальности в VUCA-мире). Одним словом, организация психолого-педагогического класса/группы явилась для нашей школы «провокацией» (в хорошем смысле слова) организации продуктивной деятельности.

Третье. Организация в школе психолого-педагогического класса/группы - это и новые социальные партнёры, и новые формы интеграции общего и дополнительного образования, и обновлённый календарь образовательных событий, и возможность выступать в качестве ресурсного центра

сз о со "О

1=1 А

—I

О

СЗ т; о m

О от

З

ы о со

по организации психолого-педагогической группы для всех участников образовательных отношений малого города.

Четвёртое. В настоящее время присутствует достаточная нормативно-правовая база для организации деятельности психолого-педагогического класса/группы и, конечно же, прослеживается согласованность и направленность идеологии всех политико-правовых документов на первостепен-ность психолого-педагогического образования [2; 3; 4; 5; 6].

Осуществление на практике описанных направлений в практической деятельности и будет презентованы в данной статье в качестве промежуточных результатов региональной инновационной площадки «Психолого-педагогические классы как механизм профессионального самоопределения и предпрофессионального развития» в контексте представления:

- модели организации психолого-педагогического класса/группы с описанием содержания каждого структурного компонента;

- локального нормативного обеспечения и создания, и организации деятельности психолого-педагогического класса/группы;

- используемых инструментов отбора школьников, которые сориентированы на выбор педагогической профессии;

- возможностей для продвижения на уровне малого города идеи психолого-педагогической группы календаря образовательных событий;

- новых возможностей социального партнёрства;

- использование деятельностных форм и методов обучения, в том числе наставничества в процессе психолого-педагогического обучения.

Первоначально отметим, что методологией нашей инновации является представление её сущности и цикличности как педагогической системы, которая рассматривается как круг взаимо-обусловенных и взаимосвязанных компонентов, в частности стратегических целей и тактических задач, средств, приёмов и методов, условий (организационно-управленческих, кадровых, методических, информационных и др.), оценки и показателей результативности [1].

Приступим к краткому описанию каждого компонента педагогической системы и его результатов.

(1) В школе используется смешанная модель внутришкольной профилизации и модель сетевого взаимодействия школы с другими общеобразовательными организациями города, с учреждениями среднего профессионального и высшего образования, с учреждениями дополнительного образования. При реализации данной модели создаётся психолого-педагогическая группа, учебный план ° реализуется силами педагогов с использованием " ресурсов как школы, так и других школ города. Ре-§ ализация Интегрированной образовательной про-^ граммы среднего общего образования и профессионального обучения по должности служащего

«Вожатый» (ИООП СОО) осуществляется посредством следующего:

- в учебный план включены учебные предметы и учебные курсы по выбору «Основы психологии», «Психология детского подросткового возраста», «Основы педагогики», «Организация деятельности детского коллектива»;

- в план внеурочной деятельности включены учебные курсы внеурочной деятельности «Разговор о важном», «Профессиональный минимум».

- в рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы включены следующие мероприятия/события: «Фестиваль педагогического творчества «УчительFest» (с тематическими площадками «Педагогическая мастерская», «Встреча без галстука», «Шаг в профессию». «Как продать ребёнку школу»); Форум «Дорога к мастерству». Так, в рамках данного межшкольного фестиваля обучающиеся психолого-педагогических классов школ города смогли открыть для себя сферу педагогики не только со стороны учебного процесса, и увидеть учителя не только на уроках, но и узнать о педагогическом труде в живом общении, увидеть творческую сторону профессии педагога.

Необходимо указать, что вопросы профессиональной ориентации в школе на профессии в сфере образования будут эффективны только при условии системного, а не перманентного её существования. В данном случае мы говорим про обеспечение не только преемственности, но и непрерывности предпрофессиональной подготовки с ориентацией на педагогические профессии. То есть указываем, что профессиональная ориентация осуществляется не только в старшей школе, а находит своё существенное и содержательное место и в начальной и основной школе в качестве предпрофессионального образования (через реализацию учебных курсов внеурочной деятельности «Разговор о важном», «Профессиональный минимум», научное общество учащихся «Краевед», «Мой край», через участие в календаре образовательных событий, форум «Дорога к мастерству», фестиваль «учительFest», «День открытых дверей», «День самоуправления» через реализацию дополнительной общеобразовательной программы « Введение в профессию. Будь успешным».

(2) К локальному нормативному обеспечению как создания, так и функционирования деятельности психолого-педагогического класса/группы относятся следующие положения, которые разработаны и реализуются в нашей школе:

- о профильном психолого-педагогическом классе/группе;

- о структуре и реализации ИООП СОО;

- о сетевой форме реализации ИООП СОО;

- о порядке зачета результатов освоения обучающимися сетевой формы обучения в психолого-педагогическом классе/группе;

- об организации практики в психолого-педагогическом классе/группе.

(3) Следующим важным алгоритмом, который должен входить в арсенал

деятельности руководителя и его заместителя, а также педагога-психолога - это обязательность конкурсного отбора школьников, которые ориентированы на выбор педагогической профессии, в частности к обучению в психолого-педагогической группе. Конкурсный отбор в нашей школе проводится не только с использованием анкетирования, бесед, анализа продуктов деятельности, опроса/собеседования родителей и школьников, а также с использованием научно обоснованных методов, в частности использовалась комплексная диагностика. Необходимо отметить, что комплексная диагностика предполагает применение взаимодополняющих методов именно по двум интересующим нас направлений - психологическом и педагогическом.

В психологическом направлении мы используем методики:

- исследования педагогических способностей;

- выявления мотивации к профессии в сфере образования;

- для определения педагогической направленности у школьников;

- мотивации аффилиации;

- мотивации к социально ориентированным видам деятельности и др.

В педагогическом направлении мы используем методики:

- экспертной оценки «Педагогическая одаренность» (автор Г. И. Руденко) (диагностика педагогического интереса; диагностики речевой способности).

И также мы используем методику «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной) [7].

Что это даёт и зачем используется такая комплексная диагностика.

Можно ответить таким образом, что вся деятельность (обучение, воспитание и развитие) школьников с признаками педагогической одарённости у нас строится только на основе учета результатов комплексной диагностики и (главное) обязательно корректируется в зависимости от динамики их изменения.

(4) Обучение психолого-педагогической группы также значительно повышает возможности для продвижения на уровне малого города Сатки горно-заводской зоны Челябинской области идеи психолого-педагогического образования. В частности, в качестве примера, можно привести ряд образовательных масштабно-содержательных мероприятий для школьников, педагогов и родителей городских школ - это педагогический интенсив; открытая дискуссия «Быть учителем», фестиваль «Мобильная помощь».

Конечно, разовыми/единичными мероприятиями не заинтересовать обучающихся педагогическими профессиями. Мы считаем, что на профес-

сиональный выбор школьников влияет в целом системная работа школы, в том числе и школьный микроклимат, взаимоотношения учителей и обучающихся, и работа педагогов с родителями по выбору профессии. К результатам мы относим и такие результаты: за последние 4 года 12 выпускников школы (выпускаются ежегодно 30 выпускников) поступили в вузы Челябинска, Екатеринбурга, Москвы на педагогические специальности. А в этом году в школу пришли работать два молодых специалиста - наши выпускники.

(5) К новым формам относится сетевое взаимодействие, которое эффективно осуществляется с учреждениями высшего образования (Челябинский государственный университет, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет) в контексте обеспечения непрерывности обучения на основе школьно-университетского партнёрства. В рамках данного партнёрства организуются разнообразные развивающие занятия со школьниками «Я -лидер: стратегии успеха», «Основы межкультурной коммуникации» (участие в турнире по психологии и педагогике им. А.Р. Лурия, в мероприятиях «День карьеры» и «Школа помогающих профессий», профессиональных олимпиадах; включение обучающихся в процессе профессиональных проб в деятельность, которая приближена к педагогической; развитие у обучающихся деловых, организаторских качеств и социально значимых компетенций, необходимых будущему педагогу) как пропедевтики при подготовке поступления их на педагогические специальности.

Сетевое взаимодействие с Саткинским педагогическим колледжем осуществляется через реализацию дополнительных общеобразовательных программ (ДОП): «Мое призвание - учитель истории и обществознания: психолого-педагогические, идеологические и философские основы изучения общественных наук», «Иностранные языки - мое профессиональное завтра», «Основы информационной безопасности в коммуникациях», «Специальная педагогика и психология», а также наставничество «студент-ученик» и совместная организация и проведение мероприятий, популяризирующих педагогическую профессию.

Появились при реализации РИП и новые сетевые партнёры:

- Областной центр Дополнительного образования детей: реализуется дополнительная общеобразовательная программы для психолого-педагогической группы туристко-краеведческой направленности «Топос»;

- Детский оздоровительный лагерь им. Г.М. Лаптева: проводятся познавательно-развлекательные спортивные мероприятия, квесты, цикл встреч «Знакомство с профессиями».

(6) Реализация психолого-педагогического образования предоставляет возможность или даже «подталкивает» педагогов нашей школы использовать деятельностные формы и методы обучения, воспитания и развития, что решает глобаль-

сз о со "О

1=1 А

—I

О

сз т; о т

О от

З

и о со

о с

U со

ную задачу повышения качества образования.

К таким можно отнести следующие:

- новые формы и механизмы профессиональной ориентации и личностного профессионального самоопределения [10];

- более активное участие в профессиональных конкурсах, профессиональных сообществах;

- более активное участие в программах обмена опытом и лучшими практиками;

- новые формы и механизмы сетевого взаимодействия и внедрения эффективной системы наставничества;

- появление у педагогического коллектива уникальной возможности в плане диссимиляции позитивной практики для руководителей и педагогов Челябинской области организации повышения квалификации в форме стажировки в условиях цифровизации [8: 9; 10];

- подготовка образовательных событий обучающимися психолого-педагогической группы для младших школьников;

- коммуникативные практики (дискуссионные клубы, речевые практикумы, участие в вебина-рах и т.д.);

- внедрение системы классного вожатства.

В заключение необходимо отметить, что

психолого-педагогические классы/группы - это

не единомоментная кампания, а:

- серьёзная и системная деятельность всех субъектов образовательной деятельности;

- современная подготовка будущих грамотных и верных профессии педагогов, которые будут способны эффективно и качественно обучать детей цифрового поколения;

- подготовка самообучающегося организатора профессионального сообщества, который хорошо ориентируется в информационной среде и может грамотно сопровождать ребёнка на его персональном образовательном пути.

Литература

1. Кузьмина, Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки / Н.В. Кузьмина // Методы системного педагогического исследования; под. ред.Н. В. Кузьминой. 2-е изд. - М.: Народное образование, 2002. - С. 7-52.2. Концепция профильных психолого-педагогических классов (одобрена решением Федеральным учебно-методическим объединением, 2021)

2. Распоряжение Правительства РФ от 24 июня 2022 1688-р «Об утверждении Концепции педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года»

3. Письмо от 30 марта 2021 г. № ВБ-511/08 «О направлении методрекомендаций для общеобразовательных организаций по открытию классов «Психолого-педагогической направленности» в рамках различных профилей при реализации ОП СОО»

4. Приказ Минпросвещения России от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений

в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».

5. Приказ Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 374 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования».

6. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-метод. пособие / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2000. - 128 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Скрипова, Н.Е. Основания отбора содержания повышения квалификации педагогов в условиях цифровизации // Казанский педагогический журнал, 2021,№ 3. С. 42-50.

8. Скрипова, Н.Е. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как отражение личностного и социального смысла образования / Н.Е. Скрипова // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2012. Т. 3. - № 19. -С. 112-117.

9. Скрипова, Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. Монография. - Челябинск: Изд-во «Полиграф-Мастер», 2015. - 221 с.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION IN A SMALL-TOWN SCHOOL AS A PEDAGOGICAL SYSTEM

Pavlova S.V., Lunina A.V., Zaltsman A.V.

Municipal educational institution "Secondary school No. 14" Satkinsky municipal district of the Chelyabinsk region

The interim results of the implementation of the regional-level innovative project "Psychological and pedagogical classes as a mechanism of professional self-determination and pre-professional development" are presented. The results of the implementation of psychological and pedagogical education in a school in a small town of the Chelyabinsk region are described in the context of implementing the functions of a resource center in the main areas: models of organizing a psychological and pedagogical class/group with a description of the content of each structural component; representation of local regulatory support for both the creation and organization of activities of a psychological-pedagogical class/group; used selection tools for schoolchildren, which are focused on choosing a teaching profession; opportunities to promote the idea of a psychological and pedagogical group for a calendar of educational events at the small city level; description of new opportunities for social partnership; presentation of the use of activity-based forms and teaching methods in a psychological and pedagogical group, including mentoring. It is substantiated that psychological and pedagogical groups are not a one-time campaign, but a serious and systematic activity of all subjects of educational activity; modern training of future competent and professional teachers who will be able to effectively and efficiently teach children of the digital generation; a self-learning organizer of a professional community who is well versed in the information environment and accompanying the child on his personal educational path.

Keywords: students, new mechanisms of professional guidance and personal self-determination; psychological and pedagogical education; psychological and pedagogical group.

References

1. Kuzmina, N.V. The concept of a "pedagogical system" and criteria for its evaluation / N.V. Kuzmina // Methods of systemic

pedagogical research; under. ed.N. V. Kuzmina. 2nd ed. - M.: Public Education, 2002. - P. 7-52.2. The concept of specialized psychological and pedagogical classes (approved by the decision of the Federal Educational and Methodological Association, 2021)

2. Order of the Government of the Russian Federation of June 24, 2022 1688-r "On approval of the Concept of teaching personnel for the education system for the period until 2030"

3. Letter dated March 30, 2021 No. VB-511/08 "On the direction of method recommendations for general education organizations on opening classes of "Psychological and pedagogical orientation" within various profiles in the implementation of EP SOO"

4. Order of the Ministry of Education of Russia dated August 12, 2022 No. 732 "On amendments to the federal state educational standard of secondary general education, approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated May 17, 2012 No. 413."

5. Order of the Ministry of Education of Russia dated May 18, 2023 No. 374 "On approval of the federal educational program of secondary general education."

6. Rezapkina, G.V. Me and my profession: Professional self-determination program for teenagers: Educational method. allowance / G.V. Rezapkina. - M.: Genesis, 2000. - 128 p.

7. Skripova, N. E. Grounds for selecting content for advanced training of teachers in the context of digitalization // Kazan Pedagogical Journal, 2021, No. 3. P. 42-50.

8. Skripova, N.E. The concept of spiritual and moral development and upbringing of the personality of a Russian citizen as a reflection of the personal and social meaning of education / N.E. Skripova // Psychology of education in a multicultural space. - 2012. T. 3. - No. 19. - P. 112-117.

9. Skripova, N.E. Psychological and pedagogical determinants of schoolchildren's orientation towards working professions. Monograph. - Chelyabinsk: Publishing house "Poligraph-Master", 2015. - 221 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.