Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии'

Организационно-педагогические условия развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STUDENTS / JOBS / TECHNOLOGY / CONDITION / PROPERTY / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS / УЧАЩИЕСЯ / РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ / ТЕХНОЛОГИЯ / УСЛОВИЕ / КОМПЛЕКС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скрипова Надежда Евгеньевна

Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современной реальности теме развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии. Предметом анализа выступают организационно-педагогические условия, которые входят в организационную характеристику технологии развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии. Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют теоретические (теоретический анализ и синтез информации, содержащейся в педагогической, психологической, социологической литературе по проблеме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, опрос) методы педагогического исследования. Результаты. Акцентируется внимание на структурном компоненте технологии развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии, включающей целепостановочную, содержательную и организационную характеристики. Подробно описывается характеристика комплекса организационно-педагогических условий организационной характеристики, который включает: организацию школьного (внутриучрежденческого) поощряемого и одобряемого участниками образовательных отношений трудовой активности; создание коммуникативной комфортной среды, которая обеспечивает усвоение этических принципов взаимодействия; пропаганду рабочих профессий по целевым группам влияния (обучающиеся, родители (законные представители, учителя); совместную работу общеобразовательной организации с органами государственной (муниципальной) власти, бизнесом, средствами массовой информации, образовательными организациями профессионального образования по повышению имиджа рабочих профессий; формирование продуктивного трудового опыта у каждого обучающегося в соответствии с его способностями, возможностями и желанием участия в индивидуальной и групповой деятельности. Область применения результатов. Показывается, что технология развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии обладает свойством продуктивности, гибкости и воспроизводимости, может применяться в массовой практике общеобразовательных организаций, в первую очередь в субъектах Российской Федерации с преимущественной индустриальной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATION OF STUDENTS INTO THE WORKING PROFESSION

Purpose. The article is devoted to today’s reality, the development of value orientation of students into the working profession. The subject of analysis are the organizational and pedagogical conditions, which are included in the organizational characteristics of the technology development value orientation of students into the working profession. Methodology. The basis of the research constitute a theoretical (theoretical analysis and synthesis of the information contained in pedagogical, psychological, sociological literature on the research problem) and empirical (pedagogical observation, conversation, interviewing) methods of pedagogical research. Results. The focus is on the structural component of the technology development value orientation of students into the working profession including teleplays, content and organizational characteristics. Describes in detail the characteristics of complex organizational and pedagogical conditions, organizational characteristics, which include: organization of the school (within the school) encourage and endorse the social space of labor activity; create communication of a comfortable environment that ensures the absorption of the ethical principles of interaction; promotion of working professions according to target groups (students, parents (legal representatives, teachers); collaboration with educational institutions the organs of state (municipal) authorities, business, media, educational institutions of professional education to improve the image of working professions; to build productive employment experience of each student in accordance with his abilities, opportunities and desire to take part in individual and group activities. Practical implications. It is shown that the technology of development of value orientation of students into the working profession has the property of productivity, flexibility and repeatability, can be used in mass practice of educational institutions, primarily in the subjects of the Russian Federation with a primary industrial focus.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии»

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-1-182-196 УДК 34.034+37.047

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ

Скрипова Н.Е.

Цель. Статья посвящена актуальной в условиях современной реальности теме развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии. Предметом анализа выступают организационно-педагогические условия, которые входят в организационную характеристику технологии развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии.

Метод или методология проведения работы. Основу исследования образуют теоретические (теоретический анализ и синтез информации, содержащейся в педагогической, психологической, социологической литературе по проблеме исследования) и эмпирические (педагогическое наблюдение, беседы, опрос) методы педагогического исследования.

Результаты. Акцентируется внимание на структурном компоненте технологии развития ценностной ориентации учащихся нарабочие профессии, включающей целепостановочную, содержательную и организационную характеристики. Подробно описывается характеристика комплекса организационно-педагогических условий организационной характеристики, который включает:

организацию школьного (внутриучрежденческого) поощряемого и одобряемого участниками образовательных отношений трудовой активности;

создание коммуникативной комфортной среды, которая обеспечивает усвоение этических принципов взаимодействия; - пропаганду рабочих профессий по целевым группам влияния (обучающиеся, родители (законные представители, учителя);

совместную работу общеобразовательной организации с органами государственной (муниципальной) власти, бизнесом, средствами массовой информации, образовательными организациями профессионального образования по повышению имиджа рабочих профессий;

формирование продуктивного трудового опыта у каждого обучающегося в соответствии с его способностями, возможностями и желанием участия в индивидуальной и групповой деятельности.

Область применения результатов. Показывается, что технология развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии обладает свойством продуктивности, гибкости и воспроизводимости, может применяться в массовой практике общеобразовательных организаций, в первую очередь в субъектах Российской Федерации с преимущественной индустриальной направленностью.

Ключевые слова: учащиеся; рабочие профессии; технология; условие; комплекс; организационно-педагогические условия.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS

OF DEVELOPMENT OF VALUE ORIENTATION OF STUDENTS INTO THE WORKING PROFESSION

Skripovа N.E.

Purpose. The article is devoted to today's reality, the development of value orientation of students into the working profession. The subject of analysis are the organizational and pedagogical conditions, which are included in the organizational characteristics of the technology development value orientation of students into the working profession.

Methodology. The basis of the research constitute a theoretical (theoretical analysis and synthesis of the information contained in pedagogical, psychological, sociological literature on the research problem) and empirical (pedagogical observation, conversation, interviewing) methods of pedagogical research.

Results. The focus is on the structural component of the technology development value orientation of students into the working profession including teleplays, content and organizational characteristics. Describes in detail the characteristics of complex organizational and pedagogical conditions, organizational characteristics, which include:

organization of the school (within the school) encourage and endorse the social space of labor activity;

create communication of a comfortable environment that ensures the absorption of the ethical principles of interaction; - promotion of working professions according to target groups (students, parents (legal representatives, teachers); collaboration with educational institutions the organs of state (municipal) authorities, business, media, educational institutions ofprofessional education to improve the image of working professions;

to build productive employment experience of each student in accordance with his abilities, opportunities and desire to take part in individual and group activities.

Practical implications. It is shown that the technology of development of value orientation of students into the working profession has the property of productivity, flexibility and repeatability, can be used in mass practice of educational institutions, primarily in the subjects of the Russian Federation with a primary industrial focus.

Keywords: students; jobs; technology; condition; property; organizational-pedagogical conditions.

В правительственных документах, принятых в последние годы, особое внимание уделяется рабочим профессиям, показывается необходимость удовлетворения запросов отечественной экономики в рабочих кадрах. В то же время как производственная практика, так и многочисленные научные исследования свидетельствуют о том, что профессионально-квалификационные характеристики работников промышленных предприятий значительно уступают требованиям рынка труда. Как следствие, мы сегодня наблюдаем снижение

качества и конкурентоспособности производимой там продукции, закрытие или перепрофилирование отдельных производств.

Существует многообразие причин, обусловивших появление такой тенденции. В их числе: падение престижа рабочих профессий в молодежной среде, индифферентная позиция общественности в отношении людей рабочих профессий, искажение представлений школьников о производительном труде и людях труда.

Сегодня Правительство Российской Федерации инициирует ряд перспективных проектов, развертываемых в направлении популяризации рабочих профессий. Принципиально важно понимание того, что данный процесс должен иметь пролонгированный характер и начинаться еще в школе. При этом направленность государственной политики и общественных ожиданий на развитие промышленного производства находит заметное отражение на характере решаемых в школе соответствующих задач. Их воплощение мы видим в логике обеспечения нового качества ориентации учащихся на рабочие профессии, которое предполагает формирование уважительного отношения к производительному труду и людям труда.

Научная новизна описываемой проблемы очевидна. На основе анализа степени изученности проблемы мы сделали вывод о том, что рабочие профессии как социокультурный феномен не были предметом специальных научных исследований в педагогике; имеющиеся в арсенале отечественной педагогики разработки в области трудового воспитания молодежи далеко не учитывают специфику современной школы; в исследованиях последних лет аспекты ориентации или выбора рабочих профессий исследованы по отношению к школьникам старших классов или на примере отдельных школьных предметов и не охватывают весь спектр возможностей, предоставляемых современной общеобразовательной организацией; вопросы ориентации школьников на рабочие профессии в аксиологическом прочтении остаются малоизученными [1; 5; 6; 7; 8; 10].

Изучение современных исследований в сфере технологизации педагогических систем [2; 3; 4; 13; 14; 15; 16] дало возможность выделить три основные характеристики технологии развития цен— 185 —

ностной ориентации учащихся на рабочие профессии: целепоста-новочную, содержательную и организационную.

Прежде всего, нам необходимо отметить, что «рабочие профессии представляют собой особый вид трудовой активности человека, посредством которой осуществляется сочетание и комбинирование трудовых операций, характеризующихся сохранением значительной доли физических усилий, включенностью в производительный процесс, а также обладающих доминантами наемного труда и высокой меры подчиненности субъектов их осуществления организаторам производства» [5; 6].

Целепостановочная характеристика направлена на раскрытие особенностей проектирования многофункциональной системы целей и задач [12]; содержательная - отражает предметно-смысловое насыщение образовательной деятельности по достижению задач с обоснованием направлений и продолжительности; организационная - предопределяет стратегию реализации организационно-педагогических условий [6].

В данной статье мы описываем организационно-педагогические условия, обеспечивающие результативность применения технологии развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии [8].

Рассматривая дефиницию «условие», мы находим, что - это «обстоятельство, от которого что-то зависит» [11]. Специфика изучения условий в науке отражается в определениях «технические условия», «социальные условия», «психологические условия» и др. Конечно же, нам интересны педагогические условия.

Нам импонирует позиция В.А. Оганесова, который под педагогическими условиями понимает «обстоятельства, от которых что-либо зависит; либо как обстановку, в которой что-либо осуществляется» [10, с. 9]. Современные педагогические исследования позволяют нам выделить разные виды условий, в частности к ним можно отнести дидактические, психолого-педагогические и организационно-педагогические. Для технологии развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии наиболее разумно создание организационно-педагогических условий, что определено необходимостью

достижения поставленной цели посредством планирования, организации, координации и контроля. В данном случае под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс внутренних и внешних обстоятельств, создаваемый сознательно или намеренно с учетом специфики организуемого процесса, целью которого является подбор мер педагогического влияния.

Комплекс (от лат. complexion - связывание, соединение) - это «совокупность, сочетание чего-нибудь» [11, с. 248]. На основании изложенного выше, комплекс организационно-педагогических условий развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии включает:

1) организацию школьного (внутриучрежденческого) поощряемого и одобряемого участниками образовательных отношений пространства трудовой активности, которое направлено на повышение мотивации учащихся к общественно-значимому труду;

2) создание коммуникативной комфортной среды, которая обеспечивает усвоение этических принципов взаимодействия: вежливости, взаимопомощи, коммуникативного равновесия, уважения к личности;

3) пропаганду рабочих профессий по целевым группам влияния (обучающиеся, родители (законные представители), учителя);

4) совместную работу общеобразовательной организации с органами государственной (муниципальной) власти, бизнесом, средствами массовой информации, образовательными организациями профессионального образования по повышению имиджа рабочих профессий;

5) формирование продуктивного трудового опыта у каждого обучающегося в соответствии с его способностями, возможностями и желанием участия в индивидуальной и групповой деятельности.

Каждое из обозначенных нами организационно-педагогических условий мы рассматриваем более подробно.

Первое условие - организация школьного (внутриучрежденче-ского) поощряемого и одобряемого участниками образовательных отношений пространства трудовой активности, которое направлено на повышение мотивации учащихся к общественно-значимому труду.

Пространство трудовой активности [6] связывается с комплексами освоенного и неосвоенного предметного мира человека, где протекает значимая для него жизнедеятельность и развиваются паритетные трудовые отношения. Создание в общеобразовательной организации пространства трудовой активности обусловливает трансформацию позиции управленческих и педагогических работников, которые становятся носителями культурных ценностей этого пространства, соавторами индивидуальной образовательной траектории школьников и координаторами их деятельности.

Построение школьного (внутриучрежденческого) поощряемого и одобряемого участниками образовательных отношений пространства трудовой активности предполагает поддержку, признание и одобрение любого проявления активности в труде всех участников образовательных отношений. В данном контексте предлагается алгоритм создания такого пространства, показывается необходимость использования разных экономических, административных и социально-психологических методов поощрительного характера.

Второе условие - создание коммуникативной комфортной среды, которая обеспечивает усвоение этических принципов взаимодействия: вежливости, взаимопомощи, коммуникативного равновесия, уважения к личности.

Коммуникативная комфортная среда общеобразовательной организации определяется нами как среда, которая основана на гуманистических принципах, предоставляющая возможности поиска и развития творческого потенциала личности обучающегося, при этом обеспечивающая каждому ребёнку психологический комфорт и удобство во взаимодействии. Источниками коммуникативной комфортной среды являются межличностные отношения между субъектами образовательной деятельности.

Мы обосновываем, что успешность настоящей и будущей трудовой деятельности обучающегося любого уровня общего образования зависит от степени усвоения этических принципов взаимодействия: вежливости, взаимопомощи, коммуникативного равновесия, уважения к личности. Поэтому мы предлагаем пошаговый процесс

создания комфортной коммуникативной среды на основе обозначенных принципов.

В данном аспекте необходимо отметить, что эффективность имеет внеурочная деятельность [9].

Третье условие - пропаганда рабочих профессий по целевым группам влияния (обучающиеся, родители (законные представители), управленческие и педагогические работники).

Управленческие и педагогические работники нами выделены в первую целевую группу, так как от их внутренней позиции зависит качество и эффективность пропаганды рабочих профессий по отношению к двум другим целевым группам: обучающимся и их родителей (законных представителей).

Вторая целевая группа - обучающиеся, на которых повсеместно направлены мероприятия профессиональной ориентации, способствующие профессиональному самоопределению и построению жизненных перспектив. Для этого нами предлагается использование экскурсий на различные предприятия (промышленные, сервисные и др.) и образовательные организации профессионального образования, встречи с представителями различных профессий, оформление стенгазет и проведение курсов внеурочной деятельности, разнообразных мероприятий вне школы, а также классных часов.

Третья целевая группа - сообщество родителей (законных представителей), с которыми необходимо проводить целенаправленную разъяснительную и информационную работу. Формы такой информационной и разъяснительной работы могут быть различными: родительские собрания, круглые столы, индивидуальные консультации, приглашения на классные часы, привлечение к мероприятиям класса по профессиональной ориентации.

Популяризация рабочих профессий по целевым группам (обучающиеся, родители (законные представители), управленческие и педагогические работники) предполагает использование методов пропаганды: убеждение, пропагандистское сообщение, «фиксация на авторитетах» или влияние на мнение медиаторов класса, метод когнитивного диссонанса, метод «двухсторонних сообщений» и т.п.

Подчеркивается, что интеграция целевых групп и основных структурных компонентов пропаганды особенно успешно осуществляется при проведении массовых мероприятий: форумы, фестивали, например, фестиваль рабочих профессий или фестиваль изобретателей; конкурсы, например, «На все руки мастер» (6-7 классы), «Профессия будущего» (7-10 классы), «Азбука профессий», «Престижные профессии моего города (поселка, села)» (7-9 классы), «Способности личности», «Профессиональные способности личности», «Профессиональный статус и положение в обществе» (10 класс), «Характер и профессия», «Личные качества и требования профессий», «Виды профессиональной деятельности» (10-11 классы).

Четвертое условие - совместная работа общеобразовательной организации с органами государственной (муниципальной) власти, бизнесом, средствами массовой информации, образовательными организациями профессионального образования по повышению имиджа рабочих профессий.

Мы считаем, что достаточно важную роль могут играть имиджевые характеристики, благодаря которым успешно формируется образ рабочего человека. Необходимо рассмотреть организацию совместной деятельности по изменению каждой характеристики всеми заинтересованными сторонами: органами государственной (муниципальной) власти, бизнесом, средствами массовой информации, образовательными организациями среднего профессионального образования.

Мы представляем, что роль бизнеса в повышении имиджа рабочих профессий может быть презентована путём создания рабочих мест для обучающихся (летние каникулы); организации показательных занятий и конкурсов на своей территории; проведении вечеров встреч с лидерами и ветеранами трудового коллектива; презентации нового оборудования (пример Челябинского трубопрокатного завода, который на постоянной основе организовывает экскурсии для обучающихся в цехе нового поколения «Высота 239»). Также можно предложить совместные мероприятия, например, такие как выставки детского творчества, выставки рисунков обучающихся о

заводе после экскурсии, концертные номера обучающихся на фабричных или заводских торжественных мероприятиях, приглашение обучающихся к участию в различных праздничных мероприятиях («День шахтёра», «День металлурга», «День работника сельского хозяйства», «День строителя») и т.д.

В качестве совместных мероприятий бизнеса, образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, органов государственной власти и средств массовой информации по повышению имиджа рабочих профессий мы предлагаем следующие: конкурсы профессионального мастерства, которые проводятся как на региональном, так и всероссийском уровне («Мастера России»); форумы, конференции и круглые столы, позволяющие выработать политику в области повышения имиджа рабочих профессий; создание регионального (областного) музея истории профессионального образования или музея о героях труда; выступление агитбригад по поступлению в учреждение среднего профессионального образования; праздники профессий «Год человека рабочих профессий»; организацию детских центров (пример, детского центра «Мастерславль», где с помощью игр дошкольники, младшие школьники и подростки знакомятся с множеством профессий - от сантехника до пилота) [7].

Пятое условие - формирование продуктивного трудового опыта у каждого обучающегося в соответствии с его способностями, возможностями и желанием участия в индивидуальной и групповой деятельности.

Ведущая идея продуктивного обучения состоит в том, что создаётся для обучающихся возможность обучения трудовым операциям у профессионалов, мастеров своего дела; выполнение совместно с профессионалами конкретизированной работы на предприятии. Возвращение с предприятия в класс обязательно должно сопровождаться групповым обсуждением, что обеспечивает реализацию одного из главных принципов дидактики - связь теории с практикой. Мы предлагаем несколько вариантов получения обучающимися продуктивного трудового опыта:

— в начальном общем образовании - в процессе игр, дидактических проб и коллективных обсуждений их результатов;

— в основном общем образовании - выполнение уже «профессиональных проб», которые организует общеобразовательная организация при социальном партнерстве с родителями (законными представителями), образовательными организациями среднего профессионального образования и работодателями; посещения занятий в организациях среднего профессионального образования, способствующие изучению обучающимися своих возможностей и желаний;

в среднем общем образовании - возможно возрождение практики межшкольных учебно-производственных комбинатов, где имеются мастерские, работу в которых каждый обучающийся выбирает в соответствии со своими желаниями; возможно привлечение родителей (законных представителей), имеющих свой бизнес и нуждающихся в неквалифицированном труде, к временному трудоустройству школьников; стажировки (небольшой длительности) старшеклассников на предприятиях, задача которых - создать возможность обучающимся прожить несколько дней в образе одного из носителей рабочих профессий [1; 6].

В описываемом педагогическом условии подчеркивается мысль о формировании продуктивного трудового опыта у каждого обучающегося в соответствии с его возможностями. К возможностям мы относим, прежде всего, физические, т.е. состояние здоровья. На самом деле ряд специальностей предъявляют повышенные требования к состоянию нервной системы (конвейерный труд, сфера обслуживания и т.д.); к зрению (работы требующие большой точности); к подвижности конечностей (работа стоя); к сердечно-сосудистой системе (работа в горячих цехах, физические нагрузки) и т.д. Следовательно, необходимо ориентировать учащихся не только в наличии их способностей, но и возможностей освоения той или иной профессии.

В этой связи актуализируется информационное сопровождение выбора профессии по показателям здоровья, консультативная по-

мощь со стороны психологов и медицинских работников с обучающимся среднего общего образования.

Таким образом, в данной статье описаны организационно-педагогические условия, благоприятствующие успешному осуществлению процесса развития ценностной ориентации учащихся на рабочие профессии. Они имеют сквозной характер и реализуются в начальном общем, основном общем и среднем общем образования.

Список литературы

1. Кормакова В.Н. Модель педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 5. URL: www. science-education.ru/111-9877 (дата обращения: 11.01.2014).

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций // Лихачев Б.Т. М.: Прометей, 1993. 464 с.

3. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография // Зайцева О.Г., Киргизова Т.И., Кохичко А.Н. и др. под общей ред. проф. Кирикова О.И. Книга 9, Воронеж: ВГПУ, 2011. 165 с.

4. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176 с.

5. Скрипова Н.Е. Феноменологические основания понятия «рабочие профессии» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета (научный журнал), 2014. № 8. С. 125-133.

6. Скрипова Н.Е. Психолого-педагогические детерминанты ориентации школьников на рабочие профессии. Монография. Челябинск: Изд-во «Полиграф-Мастер», 2015. 221 с.

7. Скрипова Н.Е. Ценностная ориентация школьников на рабочие профессии как совокупность личностных ценностей // Мир науки, культуры, образования (международный научный журнал), 2014. № 1 (44). С. 159-161.

8. Скрипова Н.Е. Технология развития ценностной ориентации школьников на рабочие профессии // Казанский педагогический журнал, 2015. № 5. Ч. 1. С. 140-142.

9. Соловьёва Т.В. Подготовка слушателей к разработке программ курсов внеурочной деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал, 2015. №2(23). С. 43-49.

10. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособных специалистов в условиях диверсификации высшего образования: автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08 // Оганесов В.А. Ставрополь, 2003. 21 с.

11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка // Ожегов С.И. под ред. Шведовой Н.Ю. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-еизд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.

12. Drucker P. The Practice of Management, рр. 129-130.

13. Mitchel P.D. Educational technology (mimeo), 1977.

14. Pressey S.L. A third and a fourth contribution toward the coming "industrial revolution" in education. School and Society, 1932, № 36, рр. 668672.

15. Sakamoto Т. The role of educational technology in curriculum development. P. 8.

16. Skinner В. The science of learning and the art of teaching. Harward Educational Review, 1954, № 24, рр. 86-97.

References

1. Kormakova V.N. Model' pedagogicheskogo soprovozhdeniya samoo-predeleniya starsheklassnikov v sfere rabochikhprofessiy [The model of pedagogical support the self-determination of senior pupils in sphere of working trades]. Sovremennyeproblem nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2013. № 5, www.science-education. ru/111-9877 (date accessed: 11.01.2014).

2. Likhachev B.T. Pedagogika. Kurs lektsiy [Pedagogy. A course of lectures]. Moscow: Prometey, 1993. 464 p.

3. Zaytseva O.G., Kirgizova T.I., Kokhichko A.N. Obrazovatel'no-inno-vatsionnye tekhnologii: teoriya Ipraktika [Educational and innovative technologies: theory and practice: monograph]. Voronezh: Kniga 9, Voronezh state pedagogical university, 2011. 165 p.

4. Selevko G.K. Sotsial'no-vospitatel'nyetekhnologii [Socio-educational technologies]. Moscow: Scientific research Institute of school technologies, 2005. 176 p.

5. Skripova N.E. Fenomenologicheskie osnovaniya ponyatiya «rabochie-professii» [The phenomenological foundation of the concept of "working profession"]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta (nauchnyy zhurnal) [Bulletin of the Chelyabinsk state pedagogical University (scientific journal)], 2014. No. 8, pp. 125-133.

6. Skripova N.E. Psikhologo-pedagogicheskie determinant orientatsii shkol'nikov na rabochieprofessii [Psychological and pedagogical determinants of orientation students into the working profession]. Monograph. Chelyabinsk: Publishing house "«Poligraf-Master»", 2015. 221 p.

7. Skripova N.E. Tsennostnaya orientatsiya shkol'nikov na rabochie professii kak sovokupnost' lichnostnykht sennostey [Value orientation of students on workthe profession as a set of personal values]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya (mezhdunarodnyj nauchny jzhurnal) [The world of science, culture, education (international scientific journal)]. 2014. No. 1 (44), pp. 159-161.

8. Skripova N.E. Tekhnologiya razvitiya tsennostnoy orientatsii shkol'nikov na rabochie professii [Technology development of value orientation of school students to working professions]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan pedagogical journal], 2015. № 5. Part. 1, pp. 140-142.

9. Solov'eva T.V. Podgotovka slushateley k razrabotke program kursov vneu-rochnoy deyatel'nosti [Preparing students for the design of the courses extracurricular activities]. Nauchnoe obespechenie sistemypovysheniya kvalifikatsii kadrov. Nauchno-teoreticheskij zhurnal [Scientific providing for the system of advanced training. Scientific-theoretical journal], 2015. No. 2 (23), pp. 43-49.

10. Oganesov V. A. Podgotovka konkurentosposobnih spetsialistov v usloviyakh diversifikatsii vysshego obrazovaniya [Training of competitive specialists in the conditions of diversification of higher education]. Stavropol, 2003. 21 p.

11. Ozhegov S.I. Tolkovyyslovar' russkogoyazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Edited by Shvedova N.Y. Russian Academy

of Sciences. Institute of Russian language named after V.V. Vinogradov. 4-th edition, additional, Moscow: Azbukovnik, 1999. 944 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Drucker P. The Practice of Management, рр. 129-130.

13. Mitchel P.D. Educational technology (mimeo), 1977.

14. Pressey S.L. A third and a fourth contribution toward the coming "industrial revolution" in education. School and Society, 1932, N° 36, рр. 668672.

15. Sakamoto Т. The role of educational technology in curriculum development. P. 8.

16. Skinner В. The science of learning and the art of teaching. Harward Educational Review, 1954, № 24, рр. 86-97.

данные об авторе

Скрипова Надежда Евгеньевна, заведующий кафедрой начального образования, кандидат педагогических наук, доцент Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

ул. Красноармейская, 88, г. Челябинск, 454091, Российская

Федерация

nscripova@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Skripova Nadezhda Evgenievna, Head of the Department of Primary Education, Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor

Chelyabinsk Institute of Retraining and Advanced Training of Education Workers

88, Krasnoarmeyskaya Str., Chelyabinsk, 454091, Russian Federation

nscripova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.