Применение в учебном процессе современных коммуникационных технологий преследует прежде всего цель эффективного поиска информации по изучаемой проблеме с последующей объективной оценкой потенциального ее использования конкретно в собственной практике. Углубленное изучение теоретической части курса должно способствовать формированию умения применять полученные теоретические знания при обследовании пациентов. Это необходимо для формирования навыков организации реабилитационного процесса, оценки функциональных и клинико-лабораторных показателей, в ходе назначения лечебно-восстановительных и оздоровительных процедур пациентам разных возрастных групп и с различными нозологиями.
Безусловно, существующие на сегодняшний день сложности в организации обучения связаны прежде всего с недостатком специалистов в области информационных технологий, с одной стороны, и с ограничением возможностей изучения на виртуаль-
ной модели по сравнению с реальным пациентом - с другой. Однако внедряемые в образовательный процесс инновационные средства и методы обучения открывают перед преподавателями и обучающимися новые обширные возможности.
Библиографический список
1. Пискунов В.А. Концепция и методология развития оздоровительной (восстановительной) медицины // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1999. № 2. С. 39-41.
2. Решетников А.В. Социология медицины: рук-во. М.: Медицина, 2002. С. 321-325; 438-446.
3. Parsons Т. The Concept of Society: The components and their interrelations // Englewood cliffs: Prentice-Hall, 1966. P. 5-29.
4. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия. М.: Советский спорт, 2004. С. 31-32, 81, 237.
5. Апанасенко Г.Л. Спорт для всех и новая феноменология здоровья // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004. № 3 (7). С. 20-21.
УДК 159.9:37.015.3 Оригинальная статья
психоаого-педагогическое обеспечение развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у студентов медицинского вуза
Ю.Я. Веретельникова - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, старший преподаватель кафедры иностранных языков.
PROFESSIONAL-CULTURAL HUMANITARIAN VALUES AND PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THEIR DEVELOPMENT IN MEDICAL STUDENTS
Y.Y. Veretelnikova - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Foreign Languages, Senior Lecturer. Дата поступления - 20.12.2010 г . Дата принятия в печать - 24.02.2011 г.
Веретельникова Ю.Я. Психолого-педагогическое обеспечение развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у студентов медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1. С. 171-173.
В статье приводятся данные экспериментального изучения эффективности модели психолого-педагогиче-ских условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у будущих специалистов-врачей на занятиях по изучению дисциплины «иностранный язык».
ключевые слова: гуманитарные ценности, психолого-педагогические условия, профессиональная культура.
Veretelnikova Y.Y. professional-cultural humanitarian values and psychology-pedagogical support of their development in medical students // saratov Journal of Medical scientific Research. 2011. vol. 7, № 1. p. 171-173.
The article presents the data of the experimental model of the psychology-pedagogical conditions providing the effectiveness of the professional-cultural humanitarian values' development in future doctors within the course of foreign language.
Key words: humanitarian values, psychology-pedagogical values, professional culture.
Введение. Современная парадигма профессионального образования актуализирует круг проблем, связанных с культурологическим подходом, основанным на понимании личности будущего специалиста как «человека культуры». Достижение цели современного профессионального образования рассматривается с позиций формирования личностного потенциала будущего специалиста, обеспечивающего способность осуществлять культуротворческую функцию.
Многими учеными (Бим-Бад Б.М., Гершунский Б.С., Колесникова И.А., Кусжанова А.Ж., Мухамет-зянова Г.В., Соколова Л.Б. и др.) [1-4] отмечается ряд существующих проблем, связанных с практикой подготовки специалиста, которые касаются как содержательной, так и функциональной составляющей современного образования. Одной из таких проблем является реализация направленности современного образования преимущественно на формирование и
ответственный автор - Веретельникова Юлия Яковлевна. Адрес: 410054, г. Саратов, ул. Клиническая, 3, кв. 169.
Тел.: 8 903 380 59 22.
E-mail: [email protected]
развитие профессиональных ценностей при недостаточном внимании к гуманистическим ценностям. Сущность второй проблемы сопряжена с доминирующей установкой на реализацию развивающей функции образования при недостаточном понимании важности его социально-воспроизводственной функции, связанной с воспроизводством культуры. Это приводит к нарушению гармоничности социального развития личности, поскольку теряется целостность профессиональной подготовки, формируется «частичная культура» «частичного человека» [5].
Теоретический анализ проблем гуманизации образования, повышения роли культуротворческой составляющей образовательной среды позволяет сделать выводы о том, что одной из задач, обусловливающих решение этих проблем, является обеспечение психолого-педагогических условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у будущих специалистов [1, 4]. Разработка этой задачи должна вестись, как минимум, в двух плоскостях образовательной деятельности: первая плоскость, педагогическая, связана с отбором содер-
жания социокультурного интеграта образовательной среды, обеспечивающего приобщение личности к существующим в обществе ценностям, нормам, знаниям; вторая плоскость, психологическая, должна обеспечивать активизацию психологических механизмов изменения и развития личностно-смысловой сферы (интериоризация, идентификация, рефлексия), формирования гуманитарных ценностей профессиональной культуры с учётом всего своеобразия и неповторимости индивидуальности каждого студента.
методы. Нами разработана модель образовательной среды развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущего специалиста-врача, которая предлагается для широкого обсуждения. Модель образовательной среды включает в себя следующие положения, определяющие психо-лого-педагогические условия её функционирования:
- формирование ценностей профессиональной культуры будущего врача реализуется в рамках гуманистической образовательной парадигмы, включающей идеи гуманитаризации образования, гуманитаризации профессиональной деятельности, являющиеся основой для развития рефлексивного профессионального сознания, профессиональной идентификации личности;
- гуманитаризация образовательного процесса, обеспечивающего реализацию задач развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущего специалиста-врача реализуется через создание личностного образовательного пространства вхождения в профессиональную культуру, основными параметрами которого будут являться: а) наличие гуманитарных ценностей профессиональной деятельности врача в содержании учебного материала (социокультурного интеграта) [3]; б) актуализация противоречий ценностного компонента профессиональной деятельности врача в иноязычных учебных текстах и личностных смыслов студентов как субъектов профессиональной идентификации, инициирующих эмоциональные переживания и нравственный
выбор в процессе личностного присвоения ценностей профессиональной культуры; в) включение ценностей гуманитарной культуры в процессы целеполагания в профессиональном самоосуществлении; г) рефлексия собственных выборов как результата самоопределения будущего специалиста, формирования личностных профессиональных ценностей и норм;
- функциональные параметры образовательной среды должны инициировать стремления студентов к оценке собственных личностных качеств в моделируемых ситуациях профессиональных выборов и личностных качеств субъектов ситуации, к определению собственной позиции, её антиципацию, соотнесение с параметрами ситуации и ожиданиями Других, в результате которых реализуются процессы целеполагания в профессиональной самореализации, планирования и выбора средств, а также непосредственное профессиональное поведение, в рамках которого происходит достижение целей, формируется система отношений, осуществляются процессы самопознания и самоизменения.
Основываясь на понимании многокомпонентно-сти структуры образовательной среды, определяемой как интраиндивидуальными детерминантами учебной деятельности субъектов образовательного процеса, так и интерсубъектными факторами, включающими содержательную составляющую возникающих в этой деятельности отношений, мы предлагаем модель образовательной среды, взаимосвязанные компоненты которой определяют психолого-педаго-гические условия развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущего специалиста-врача (рисунок).
Первый (психологический) компонент модели связан с психологическим сопровождением процессов интернализации профессиональных ценностей в условиях формирующих влияний педагогической деятельности, направленных на ценностный компонент профессионального самосознания студентов-перво-курсников медицинского вуза и профессиональную
образовательная ситуация
(обучение иностранному языку)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ
Ценностный выбор (направленность)
Прфессиональная
идентификация
(самосознание)
Профессиональная
рефлексия
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
ЦЕННОСТИ
СОДЕРЖАНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
Гуманитарно-
культорологический
подход
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ Аксиологический подход
ТЕХНОЛОГИЧНОСТЬ
ПРОЦЕССА
ОБРАЗОВАНИЯ
Интерактивный, диалогический подход
Модель психолого-педагогических условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущего специалиста-врача в процессе обучения иностранному языку
Показатели выраженности полимотивационных тенденций в я-концепции личности студентов основной и контрольной групп
Мотивационные тенденции Э-гр. до эксперимента Э-гр. после эксперимента К- гр.
балл ранг балл ранг балл ранг
Ориентация на материальное благополучие - 0,41 16 -0,16 15 -0,11 14
Гедоническая мотивация - 0,11 13 -0,20 16 -0,26 16
Оптимистическая мотивация 0,39 4 0,24 9 0,31 7
Коммуникативная мотивация 0,46 3 0,34 7 0,36 4
Познавательная мотивация 0,32 7 0,36 6 0,33 6
Профессиональная мотивация 0,56 1 0,62 1 0,59 1
Нормативная мотивация - 0,22 15 -0,09 14 -0,16 15
Нравственная мотивация - 0,2 14 0,18* 11 -0,04* 13
Мотивация на саморазвитие, достижение 0,31 8 0,44* 3 0,34 5
Мотивация на активное преодоление трудностей - 0,07 12 0,21* 10 0,09 12
Стремление к признанию, уважению, авторитету 0,38 5 0,39 5 0,42 2
Ориентация на хорошее отношение к людям 0,34 6 0,32 8 0,21* 9
Мотивация избегания неприятностей, угроз, опасности 0,05 11 -0,03 12 0,12 11
Мотивация индивидуализации 0,49 2 0,46 2 0,42 3
Эгоцентрическая мотивация 0,06 10 0,04 13 0,19* 10
Альтруистическая мотивация 0,27 9 0,42* 4 0,29 8
Примечание:* - показатели, различия которых достоверны (р = 0,01).
рефлексию как субъектных свойств, обусловливающих развитие способности к анализу, оценке, присвоению и экстериоризации норм профессиональной культуры как личностно ценных, профессиональную идентификацию, и создание в результате этого индивидуально выработанных личных норм деятельности, сообразных нормам профессиональной культуры.
Второй компонент модели имеет направленность на содержательное (аксиологический подход в определении целей профессионального образования) и технологическое (интерактивный и диалогический подходы) обеспечение процесса интериоризации гуманитарных ценностей профессиональной культуры будущего спе-циалиста-врача при обучении иностранному языку [2].
Эффективность модели психолого-педагогиче-ских условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры студентов медицинского университета определялась на основе диагностики их личностных свойств до и после проведения экспериментального обучения, а также сравнения динамики их уровневых характеристик с контрольной группой студентов, которые не принимали участия в формирующем эксперименте.
Когнитивный компонент ценностной сферы личности студентов изучался нами с помощью методики «Полимотивационные тенденции в Я-концепции личности». Анализ результатов выполнения методики студентами основной группы до и после экспериментального обучения представлен в таблице.
Результаты. После проведённого формирующего эксперимента в экспериментальной группе студентов отмечаются достоверные различия (р = 0,01) в уров-невых характеристик развития личностных мотивационных образований: по показателям выраженности нравственной мотивации (средние баллы 0,18 и -0,04 соответственно); ориентации на хорошее отношение к людям (0,32 и 0,21 балла соответственно); эгоцентрической мотивации (0,04 и 0,19 балла соответственно)
и альтруистической мотивации (0,42 и 0,29 балла соответственно). Данные различия уровневых характеристик ценностно-мотивационных образований прямо или косвенно свидетельствуют о повышении значимости гуманитарных ценностей в предпочтениях студентов после формирующего эксперимента (см. таблицу).
обсуждение. Можно констатировать, что диагностируемые показатели изменения ценностно-смысловых образований у студентов экспериментальной группы, изменения иерархии доминирующих мотивационных тенденций профессиональной Я-концепции являются результатом формирующего психолого-пе-дагогического эксперимента, направленного на развитие гуманитарных ценностей профессиональной культуры студентов медицинского университета как личностно-смысловых образований их профессионального самосознания.
Заключение. Выявленные показатели являются свидетельством эффективности модели психоло-го-педагогических условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у студентов медицинского университета, разработанной и используемой нами в образовательном процессе на занятиях по изучению дисциплины «иностранный язык».
Библиографический список
1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 5. С. 63-70.
2. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М.: Наука, 1986. С. 80-160.
3. Волович Л.А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе. Казань: ИСПО РАО, 1999. б8 с.
4. Вязникова Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 88-98.
5. Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности. Оренбург: оГпУ, 1999. 280 с.