В год столетия Саратовского государственного медицинского университета практически все кафедры были оснащены компьютерными классами, что расширило возможности образовательного процесса. В обучении реализуются основные образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий, которые включают в себя кейсовую и интернет- (сетевую) технологии. Кейсовая технология - это специализированные наборы учебно-методических комплексов, предназначенные для самостоятельного изучения студентов. На кафедре поликлинической терапии разработаны электронные учебно-методические комплексы для разных контингентов обучающихся (студентов, врачей, ординаторов), которые представлены набором образовательных ресурсов (сборник ситуационных задач, набор тестов, конспекты лекций, методические разработки для самостоятельной работы и т.д.). Учебно-методический комплекс содержит электронное руководство по поликлинической терапии, подготовленное сотрудниками кафедры. Данные учебно-методические комплексы для студентов по всем преподаваемым дисциплинам и специальностям размещены на образовательном портале Саратовского государственного медицинского университета.
В 2010 году силами сотрудников был создан сайт кафедры поликлинической терапии, включающий, помимо общей информации о кафедре и её истории, электронные учебно-методические комплексы, электронные руководства и образовательные ресурсы. Во вновь созданном компьютерном классе сайт кафедры используется для самостоятельной подготовки студентов к занятиям по поликлинической терапии.
Для формирования профессиональных навыков и умений нами широко используются различные формы подготовки: мультимедийные проблемные лекции, семинары, дискуссии, демонстрации клинических случаев, круглые столы, самоподготовка с анализом различных информационных ресурсов и созданием сообщений для их обсуждения в группах, проведение мини-конференций с выступлением студентов по различным темам. В последнее время стали активно внедряться ролевые и деловые игры, моделирующие работу врача первичного звена здравоохранения. Обязательной для ординаторов по общеврачебной практике/семейной медицине является работа в Центре общей врачебной практики. У
врачей - слушателей факультета повышения квалификации одно из занятий проводится на базе Центра общеврачебной практики. В процессе преподавания используется также тестовый контроль и решение ситуационных задач. В настоящее время итоговое тестирование проводится в компьютерном классе.
С целью повышения качества подготовки планируется внедрение в преподавание на постдипломном этапе портфолио. Портфолио - это блок документов, отражающих основные результаты обучения и заверенных преподавателем.
Профессиональное образование должно быть непрерывным. В настоящее время оно представлено тематическими усовершенствованиями, выходом на рабочее место с целью освоения практических навыков и умений по смежным специальностям. Особую роль в процессе непрерывного профессионального образования врачей общей практики призваны сыграть технологии дистанционного обучения, широкое использование современных информационных ресурсов, позволяющие на практике реализовать принцип перехода от образования «по необходимости» к самообразованию «по требованию», когда заказчиком необходимых знаний выступает сам врач [5].
Таким образом, современная подготовка врачей первичного звена немыслима без использования инновационных технологий, позволяющих в совокупности с традиционным образованием сформировать их высокую компетентность, соответствующую требованиям практики, обеспечить качество их будущей деятельности.
Библиографический список:
1. Ровинский В.И. О терапевте первичного звена здравоохранения // Клиническая медицина. 2009. №1. С. 10-14.
2. Горшунова Н.К., Медведев Н.В. Роль инновационных педагогических технологий в подготовке врачей общей практики // 3-й съезд врачей общей практики/семейной медицины / Ассоциация врачей общей практики. Белгород, 2008. С 1-3.
3. Глыбочко П.В., Свистунов А.А., Шеметова Г.Н. Общая врачебная практика: этапы развития и роль Саратовского государственного медицинского университета в ее становлении на региональном уровне // Саратовский научно-медицинский журнал. 2008. № 4 (22). С. 9-12.
4. Гец Л., Вестин С. Руководство для преподавателей и врачей общей практики (перевод с норвежского) / под ред. проф. О.Ю. Кузнецовой. СПб.: СПбМАПо, 2005. 352 с.
5. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / под ред. академика РАМН И.Н. Денисова. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2001. 720 с.
УДК 616-036.868-084:615.851.83:615.825.4]:378.661:371.3:004.9(045) Авторское мнение
реализация учебного процесса по дисциплинам здравоцентрической парадигмалбной направленности на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии
В.В. Храмов - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, заведующий кафедрой ЛФК, спортивной медицины и физиотерапии, доктор медицинских наук; С.А. Толстокоров - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, ассистент кафедры ЛФК, спортивной медицины и физиотерапии, кандидат медицинских наук; О.Г. Колесова - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры ЛФК, спортивной медицины и физиотерапии, кандидат медицинских наук; В.П. Шпитальная - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, доцент кафедры ЛФК, спортивной медицины и физиотерапии, кандидат медицинских наук.
EDUCATIONAL PROCESS REALIZATION IN DISCIPLINES OF HEALTH PARADIGMATIC DIRECTION AT THE DEPARTMENT OF KINESITHERAPY, SPORTS MEDICINE AND PHYSIOTHERAPY
V.V. Khramov - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Head of Department of Kinesitherapy Sports Medicine and Physiotherapy, Doctor of Medical Science; S.A. Tolstokorov - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Assistant, Candidate of Medical Science; O.G. Kolesova - Saratov State
Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Assistant Professor, Candidate of Medical Science; V.P. Shpitalnaya - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Kinesitherapy, Sports Medicine and Physiotherapy, Assistant Professor, Candidate of Medical Science.
Дата поступления - 30.12.2010 г
Дата принятия в печать - 24.02.2011 г
Храмов В.В., Толстокоров С.А., Колесова О.Г., Шпитальная В.П. Реализация учебного процесса по дисциплинам здравоцентрической парадигмальной направленности на кафедре лечебной физкультуры, спортивной медицины и физиотерапии // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1. С. 168-171.
Представлены основные аспекты преподавания здравоцентрических дисциплин, показана важность их роли в восстановлении здоровья пациентов. Отмечена несомненная связь повышения уровня качества подготовки специалистов с применением современных компьютерных и Интернет-технологий в учебном процессе.
Ключевые слова: восстановительная медицина, реабилитация, учебный процесс, коммуникационные технологии.
Khramov V.V., Tolstokorov S.A., Kolesova O.G., Shpitalnaya V.P. Educational process realization in disciplines of health paradigmatic direction at the department of kinesitherapy, sports medicine and physiotherapy // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 1. P. 168-171.
The article presents the scheme of main teaching aspects in health disciplines. It shows the importance of their role in patients health restoring. The improvement of quality of specialist training is marked by modern computer and Internet technologies practice in the educational process.
Key words: restorative medicine, rehabilitation, educational process, communicative technologies.
Развитие лечебно-восстановительных технологий, осуществляемое в настоящее время на основе динамичного совершенствования реабилитационных методик, оборудования и медицинской инфраструктуры, требует систематического накопления опыта, знаний и эффективного междисциплинарного взаимодействия. Системный подход к восстановительной медицине как к интегративной научно-практической здравоохранительной дисциплине предполагает ее место в ряду элементов комплекса общечеловеческих знаний. Пациент рассматривается здесь как целостный объект оздоровительной деятельности в единстве его психических, соматических, функциональных и социальных сторон. В идеологическом аспекте безальтернативной здесь является новая здравоцентрическая парадигма: врач - здоровый пациент - общество здоровых (вместо прежней «болезнецентрической» парадигмы: больной - врач) [1,
2]. В свою очередь, физическое здоровье индивида, по мнению T. Parsons (1966), это важная, но неопределённая область психического здоровья, связанная с волей больного восстановить здоровье [3]. Очевидно, что здоровье и норма - близкие, но неоднозначные понятия. Не может быть одинаковой нормы для разных контингентов людей [4]. В этих случаях в качестве критериев используются прямые показатели и количественные критерии здоровья, а оценке подвергается динамическое состояние организма и личности, способствующее выполнению индивидом своих биологических и социальных функций [5]. Поэтому профессиональная переподготовка квалифицированных специалистов по специальностям здравоцентрической направленности предусматривает существенный элемент творческого поиска.
Здравоцентрическое направление в медицине, как неотъемлемая составная часть механизма формирования здорового образа жизни населения, включает в себя такие специальности, как лечебная физкультура, спортивная медицина, физиотерапия, курортология и ряд других профессиональных направлений, объединяемых сегодня под обобщающим названием «восстановительная медицина». Блок здравоцентрических медицинских дисциплин интегрирован в структуру современного послевузовского образования, выполняя ряд медико-социаль-
Ответственный автор - Толстокоров Сергей Александрович.
Адрес: 410012, г. Саратов, ул. Б. Казачья, 112.
Тел.: 52 54 21.
E-mail: [email protected]
ных функций, причем функции эти далеко не исчерпываются достижением чисто медицинских целей. Восстановительная медицина, как средство воспитания морально-нравственных, психологических и физических свойств личности как врача, так и пациента вошла в общесоциальную систему здравоохранения ещё со времён античности. Даже беглый анализ дошедших до нас свидетельств, артефактов, принципов планировки древнегреческих эскулапионов (медицинских центров на базе ритуальных объектов) не оставляет сомнений в преимущественной здравоцентрической направленности их деятельности.
Реальное же практическое значение блока здравоцентрических дисциплин в системе последипломного образования и здравоохранении всегда зависело от качества подготовки и востребованности специалистов. Сегодня восстановительная медицина является наглядным фактором формирования здорового образа жизни, а деятельность специалистов этой области - бесспорным положительным мобилизующим примером для населения. Межличностные отношения сотрудничества всех участников реабилитационного процесса (врачей, здоровых и больных пациентов) в совокупности составляют основу воздействия этого явления на личность и освоения социального опыта в сфере охраны здоровья.
На пути к здоровью под руководством врача пациенту, наряду с традиционными, подбираются новые, иногда сугубо индивидуальные средства воздействия на организм, методы и условия мобилизации функциональных и двигательно-технических способностей, качеств психологической устойчивости. Так, получившие распространение в последние годы оздоровительные фитнес- и спа-технологии вполне удовлетворяют потребностям ряда лиц в повышенном внимании к своим физическим кондициям, стремлении к активному долголетию. В этом просматривается эвристически-достиженческая функция восстановительной медицины.
Восстановительная медицина, как фактор формирования социально значимой части благоприятной среды обитания для населения, безусловно находясь в сфере приложения современных медицинских, технических, педагогических достижений, стимулирует разработку совершенно уникальной, тяготеющей к индивидуальному, «штучному» характеру продукции. Это новейшие разработки в области аппаратной реабилитации, протезной техники, физиотерапевтического оборудования.
Восстановительная медицина, осуществляя свою деятельность на стыке интересов здравоохранения и физической культуры, экологии и социального обеспечения, входит в систему охраны и укрепления общественного здоровья на правах неотъемлемой составной части.
Важными здесь являются как форма, внутреннее содержание изучаемых процессов так и их восприятие окружающими. Во-первых, это значимое медико-социальное явление и комплекс процессов и учреждений. Во-вторых, этот процесс предлагает своим субъектам такое поведение, которое для некоторых совсем нежелательно: например, принуждает руководителей медицинских учреждений, объектов социальной сферы и образования вносить изменения в кадровый состав, порядок работы и планировку зданий. В-третьих, процессы реабилитации и охраны здоровья имеют свои национальные особенности в каждом обществе, интегрированные в традиции и обычаи своих народов. В таком случае вряд ли возможны их механическое заимствование и примитивный перенос на иную культурно-историческую почву, например из Китая в Россию.
На фоне процессов глобализации, затронувших также сферу высшего образования, необходимым условием для преподавания представляется переход к новым способам обучения, во главе которых лежат современные компьютерные и коммуникационные технологии.
Проводимые в течение многих лет разработки новых направлений реабилитации, лечебно-восстановительных программ, медицинского обеспечения физической культуры и спорта, а также мероприятий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья требуют адаптации и трансформации с учетом развития дистанционного образования и коммуникационных технологий. Конечной целью здесь выступает организация педагогического процесса на качественно ином, более эффективном уровне.
В рамках совершенствования системы управления качеством профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, помимо роста квалификационного уровня преподавателей, необходимым компонентом выступает обратная связь обучаемых с преподавателями путем создания образовательного Интернет-сайта. Например,на таком сайте представлена информация обо всех дисциплинах, изучаемых в СГМУ в виде ключевых компонентов УМК. В настоящее время применительно к блоку дисциплин кафедры ЛФК, спортивной медицины и физиотерапии к таковым относятся:
1) типовые программы для ФПК и ППС в соответствии с ГОС ВПО по специальностям «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Физиотерапия», «Лазеротерапия», «Восстановительная медицина»;
2) рабочие программы по указанным дисциплинам;
3) конспекты лекций;
4) учебно-методические разработки для слушателей и преподавателей ФПК и ППС;
5) контролирующие материалы по дисциплинам для слушателей ФПК и ППС;
6) электронные версии учебников и учебных пособий по изучаемым дисциплинам;
7) аудио- и видеоматериалы по вопросам, при раскрытии которых в ходе учебного процесса весьма желательной является визуализация: гимнастические комплексы, методики массажа, физиотерапевтические и бальнеологические процедуры и т.п.;
8) перечни специальной литературы по обучаемым дисциплинам;
9) перечни профессиональных компетенций в рамках изучаемых дисциплин.
В течение последних пяти лет на кафедре проводилась работа по оптимизации учебного процесса для слушателей ФПК и ППС путем использования информационно-справочных программ, видеофильмов, электронных вариантов учебных и учебно-методических пособий, лекций преподавателей и др. На наш взгляд, существенным аспектом инновационной деятельности в рамках последипломного обучения становится систематический мониторинг современных тенденций как в сфере направлений медицинской реабилитации, так и в здравоохранении в целом, с использованием возможностей сети Интернет, анализа действующей нормативной документации, печатных изданий, в первую очередь научно-практических журналов, материалов конференций и съездов как федерального, так и местного уровня.
В силу большой численности групп ФПК и ППС мы отошли от необходимости обязательного использования единого компьютерного класса в пользу обеспечения компьютером каждой учебной аудитории. Такой подход позволяет существенно расширить, уже на уровне ознакомления, возможности демонстрации необходимых материалов среди всех находящихся на кафедре слушателей.
Тестирование обучающихся с использованием АПИМ, проводимое с целью обеспечения контроля качества, ввиду своей относительной простоты (за исключением итогового контроля) не требует обязательной компьютеризации и может обеспечиваться традиционными бумажными носителями.
Вполне естественно, что для придания образованию новых возможностей, помимо компьютерного обеспечения, необходимо иметь специалистов, обладающих соответствующей компетентностью для внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. Для этого важно создание новых возможностей передачи знаний преподавателя, а также восприятия знаний слушателем, оценки качества обучения и всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебного процесса. К ним относятся так называемые ИТО - информационные технологии обучения, куда входят обучающие, контролирующие и тренировочные системы, системы для поиска информации и пр. Специфика и достоинство Интернет-технологий состоит в том, что они предоставляют и обучаемым, и преподавателям практически неограниченные возможности выбора источников информации, используемой в обучении.
Из изложенного следует вывод о необходимости обеспечения кафедр профессиональным специалистом в области информационных технологий либо о дополнительной профессиональной переподготовке ответственного сотрудника кафедры в области информационного обеспечения учебного процесса на уровне, существенно превышающем возможности разового пользователя. Существующие ныне тенденции не дают повода сомневаться в дальнейшем развитии и усложнении технологии компьютерного и дистанционного обучения. Значительно продуктивнее было бы сосредоточиться на использовании компьютерной техники при демонстрации ситуационных задач, обучающих программ, практических методик, деловых игр и т.д., т. е. методик обучения, требующих емкого и скоростного компьютерного обеспечения (мобильный Интернет, wi-fi).
Применение в учебном процессе современных коммуникационных технологий преследует прежде всего цель эффективного поиска информации по изучаемой проблеме с последующей объективной оценкой потенциального ее использования конкретно в собственной практике. Углубленное изучение теоретической части курса должно способствовать формированию умения применять полученные теоретические знания при обследовании пациентов. Это необходимо для формирования навыков организации реабилитационного процесса, оценки функциональных и клинико-лабораторных показателей, в ходе назначения лечебно-восстановительных и оздоровительных процедур пациентам разных возрастных групп и с различными нозологиями.
Безусловно, существующие на сегодняшний день сложности в организации обучения связаны прежде всего с недостатком специалистов в области информационных технологий, с одной стороны, и с ограничением возможностей изучения на виртуаль-
ной модели по сравнению с реальным пациентом - с другой. Однако внедряемые в образовательный процесс инновационные средства и методы обучения открывают перед преподавателями и обучающимися новые обширные возможности.
Библиографический список
1. Пискунов В.А. Концепция и методология развития оздоровительной (восстановительной) медицины // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры. 1999. № 2. С. 39-41.
2. Решетников А.В. Социология медицины: рук-во. М.: Медицина, 2002. С. 321-325; 438-446.
3. Parsons T. The Concept of Society: The components and their interrelations // Englewood cliffs: Prentice-Hall, 1966. P. 5-29.
4. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина: курс лекций и практические занятия. М.: Советский спорт, 2004. С. 31-32, 81, 237.
5. Апанасенко Г.Л. Спорт для всех и новая феноменология здоровья // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. 2004. № 3 (7). С. 20-21.
УДК 159.9:37.015.3 Оригинальная статья
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Ю.Я. Веретельникова - ГОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздравсоцразвития России, старший преподаватель кафедры иностранных языков.
PROFESSIONAL-CULTURAL HUMANITARIAN VALUES AND PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THEIR DEVELOPMENT IN MEDICAL STUDENTS
Y.Y. Veretelnikova - Saratov State Medical University n.a. V.I. Razumovsky, Department of Foreign Languages, Senior Lecturer. Дата поступления - 20.12.2010 г . Дата принятия в печать - 24.02.2011 г
Веретельникова Ю.Я. Психолого-педагогическое обеспечение развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у студентов медицинского вуза // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1. С. 171-173.
В статье приводятся данные экспериментального изучения эффективности модели психолого-педагогиче-ских условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у будущих специалистов-врачей на занятиях по изучению дисциплины «иностранный язык».
Ключевые слова: гуманитарные ценности, психолого-педагогические условия, профессиональная культура.
Veretelnikova Y.Y. Professional-cultural humanitarian values and psychology-pedagogical support of their development in medical students // Saratov Journal of Medical Scientific Research. 2011. Vol. 7, № 1. P. 171-173.
The article presents the data of the experimental model of the psychology-pedagogical conditions providing the effectiveness of the professional-cultural humanitarian values' development in future doctors within the course of foreign language.
Key words: humanitarian values, psychology-pedagogical values, professional culture.
Введение. Современная парадигма профессионального образования актуализирует круг проблем, связанных с культурологическим подходом, основанным на понимании личности будущего специалиста как «человека культуры». Достижение цели современного профессионального образования рассматривается с позиций формирования личностного потенциала будущего специалиста, обеспечивающего способность осуществлять культуротворческую функцию.
Многими учеными (Бим-Бад Б.М., Гершунский Б.С., Колесникова И.А., Кусжанова А.Ж., Мухамет-зянова Г.В., Соколова Л.Б. и др.) [1-4] отмечается ряд существующих проблем, связанных с практикой подготовки специалиста, которые касаются как содержательной, так и функциональной составляющей современного образования. Одной из таких проблем является реализация направленности современного образования преимущественно на формирование и
Ответственный автор - Веретельникова Юлия Яковлевна. Адрес: 410054, г. Саратов, ул. Клиническая, 3, кв. 169.
Тел.: 8 903 380 59 22.
E-mail: [email protected]
развитие профессиональных ценностей при недостаточном внимании к гуманистическим ценностям. Сущность второй проблемы сопряжена с доминирующей установкой на реализацию развивающей функции образования при недостаточном понимании важности его социально-воспроизводственной функции, связанной с воспроизводством культуры. Это приводит к нарушению гармоничности социального развития личности, поскольку теряется целостность профессиональной подготовки, формируется «частичная культура» «частичного человека» [5].
Теоретический анализ проблем гуманизации образования, повышения роли культуротворческой составляющей образовательной среды позволяет сделать выводы о том, что одной из задач, обусловливающих решение этих проблем, является обеспечение психолого-педагогических условий развития гуманитарных ценностей профессиональной культуры у будущих специалистов [1, 4]. Разработка этой задачи должна вестись, как минимум, в двух плоскостях образовательной деятельности: первая плоскость, педагогическая, связана с отбором содер-