Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое обеспечение деятельности военного специалиста вв МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций на основе информационно-анали- тических технологий'

Психолого-педагогическое обеспечение деятельности военного специалиста вв МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций на основе информационно-анали- тических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УНИВЕРСАЛИИ КУЛЬТУРЫ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / БОЕВАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кизянов Виктор Павлович

Проводится психолого-педагогический анализ подготовки военнослужащих командного звена внутренних войск МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций с использованием информационных технологий, позволяющих в масштабе реального времени оперативно обмениваться информацией с целью принятия тактических и стратегических решений для управления действиями подчиненных в ходе выполнения служебно-боевых задач в свете культурологических проблем военного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кизянов Виктор Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое обеспечение деятельности военного специалиста вв МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций на основе информационно-анали- тических технологий»

РАЗДЕЛ XI

ВОЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

Кизянов Виктор Павлович

Адъюнкт кафедры теории и методики профессионального образования адъюнктуры Пермского военного института внутренних войск МВД России (ПВИ ВВ МВД России), доцент кафедры конструкций автобронетанковой техники ПВИ ВВ МВД России, у1скр[email protected], Пермь

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА ВВ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Kizyanov Victor Pavlovich

Ph.D. doctoral candidate, the Theory and Methods of Professional Training department at the Perm Military Institute of Interior Forces for Home Affairs Department of Russia (PVI VV MVD of Russia), an associate professor of Armor Vehicles Construction Department, [email protected], Perm

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF A RUSSIAN INTERIOR FORCES MILITARY SPECIALIST IN EMERGENCIES ON COMPUTER BASED TECHNOLOGIES

Военная педагогика в современных условиях требует решения ряда проблем, отражающих динамику социально-экономических преобразований, происходящих в мире. Многие процессы основаны на понимании универсалий культуры, которыми должны овладеть курсанты военного вуза. Культурологическая направленность, достигаемая активным использованием средств информатизации, позволяет дополнительным балансом идей поддержать фундаментальное ядро образования и осуществление учебного процесса.

Служебно-боевая деятельность военнослужащих внутренних войск и сотрудников МВД Российской Федерации сопряжена с необходимостью действовать в необычных, часто весьма сложных, опасных для жизни и здоровья, так называемых «экстремальных» (чрезвычайных) ситуациях. Условия современной военно-профессиональной деятельности характеризуются значительной интенсивностью психического напряжения и широким разнообразием и разнородностью ситуаций, которые могут привести человека в состояние аффекта, полной дезориентации в боевой обстановке. В таких условиях очень важным является способность к самореализации, контроля за своими чувствами и поведением. Командирам войсковых подразделений необходимо беспристрастно оценивать ситуацию и принимать адекватные решения с учетом осознания высокой динамичности боя, сложности и противоречивости информации, поступающей с театра военных действий.

Управление воспитательным процессом курсантов, выработка психической устойчивости деятельности военнослужащих в сочетании с воинскими традициями обучения и воспитания становятся актуальными задачами в образовательной деятельности военного вуза. Известно, что реформирование военного образования предполагает насыщение образовательной деятельности инновациями, направленными на формирование личностно-ориентированного учебного процесса и образовательной среды военного вуза, являющимися неотъемлемыми составляющими пространства социализации военного специалиста.

Для психолого-педагогического обеспечения деятельности военного специалиста на основе информационных технологий (ИТ) при подготовке к выполнению профессиональных обязанностей в «экстремальных» условиях требуется разработка новых подходов к организации учебного процесса с целью его максимального приближения к реальным условиям ведения боевых действий. Естественно, многие задачи такой подготовки не могут быть решены в аудитории, даже при проведении полевых практических занятий и учений, что не позволяет в полной степени отразить значительное нервное напряжение военнослужащих не только при боевом соприкосновении с противником, но и в повседневной деятельности, когда организация военной службы происходит в психологическом напряжении ожидания встречи с противником.

В настоящее время возможности ИТ позволяют моделировать театр военных действий в режиме «on-line» на тренажерах с разносторонними формами анимации, создающими полноту разнородности взаимосвязей. Конечно, при этом не создается эффект реального ведения боевых действий, однако, многократная устойчивая повторяемость разнообразных сценариев профессиональной деятельности адаптирует к восприятию неожиданностей, непредсказуемости огневого воздействия реального противника. Пси-холого-педагогическое обеспечение деятельности военного специалиста в условиях чрезвычайных ситуаций при использовании ИТ дополняет многомерность образовательного пространства подготовки курсантов военного вуза возможностью для дифференциации информационных потоков с целью принятия управленческих решений, подкрепленных всесторонним анализом боевой обстановки на основе данных, полученных из различных источников. Это требует овладения целым комплексом теоретических и практических методов, формирующим их готовность к действиям, то есть, компетентность, в различных ситуациях повседневной и боевой профессиональной деятельности. Ценностью становится не просто владение технологиями информатизации, но и обретение новых профессиональных компетенций, существенно расширяющих масштабность военно-профессиональной подготовки и требующих формирования нового фундаментального ядра военного образования.

Во время действия в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) его участники испытывают особое эмоциональное состояние, которое характеризуется

повышенной физиологической и психической активностью. Такое состояние называют стрессом, который по утверждению Г. Селье, «является неспецифическим ответом организма на предъявляемые внешние или внутренние требования» [1]. Одной из главных характеристик стресса является его крайняя неустойчивость, которая при благоприятных условиях приводит индивида в состояние оптимальности его действий или в состояние нервно-эмоциональной напряженности со снижением работоспособности в результате воздействия неблагоприятных условий. Поэтому, необходимо активно включать в процесс обучения курсантов такие универсальные возможности ИТ, как:

- создание информационной базы на основе виртуально- и реально-моделирующих систем, создающей условия для организации деятельности, максимально приближенной к условиям боевых операций;

- формирование интегрированного информационного пространства, позволяющего выработать новый уклад жизни воинских подразделений и определить направленность образовательной деятельности по подготовке курсантов, позволяющего добиться готовности выпускника военного вуза к выполнению служебно-боевых задач в условиях ЧС посредством информационно-аналитического обеспечения (ИАО);

- проектирование ситуации развития боевой деятельности как этапа профессионального самосовершенствования на основании исчерпывающих представлениях о возможностях управления воинскими подразделениями адекватных военной мощи противника.

Многие педагогические технологии в условиях ЧС связаны с приобретением специфичных навыков профессиональной деятельности: 1) быстротой реакции на происходящее; 2) высоким уровнем точности выполнения приказов и нормативных требований; 3) мобилизацией воли военнослужащих, основанной на воспитании чувства патриотизма.

Подготовка военнослужащих к действиям в условиях ЧС требует иного уровня интеграции в понимании педагогических и психических факторов образования. Л. Росс и Р. Нисбетт отмечают особенности пребывания в состоянии постоянного напряжения - «члены любой группы будут обладать различными источниками информации по вопросам, имеющим общую важность, и интерпретировать эту информацию самыми различными способами. Это будет создавать расхождение во мнениях, наталкивающееся на противодействие внутригрупповых сил, действующих в направлении консолидации» [2].

Экстремальные условия создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, без сознательной мобилизации всех сил при необходимости реализации собственных ресурсов осуществления действий, внутренней мобилизации сил и энергии. К типичным факторам, способным вызвать интенсивные негативные реакции у военнослужащих в боевой обстановке, как указывают

А. В. Крахмалев, А. А. Кучер, можно отнести следующие: «постоянная

опасность для жизни, усиливаемая возможностью применения ядерного и других новых видов оружия; большие физические нагрузки, разнообразные лишения и трудности нарушающие жизненный режим; большое нервнопсихическое напряжение, связанное с интенсивной мыслительной деятельностью; эмоциональное напряжение, вызванное новизной, трудностью и ответственностью выполняемой работы в условиях острого дефицита времени для принятия оптимального решения к действию; воздействие эмоциональных факторов, связанных с возникающими непредсказуемыми ситуациями; воздействие неблагоприятных факторов внешней среды и климата; воздействие укачивания и перегрузок; воздействие шумов различной интенсивности, электромагнитных полей, проникающей радиации; деятельность в различных патологических состояниях, при полученных травмах, ранениях и др.» [3]. Вследствие этого, возникает необходимость включения в образовательный процесс подготовки военного специалиста семиотического подхода, открывающего возможность выделить знаково-символический ряд образов предметов и явлений, позволяющих конструировать информационно-аналитическую основу виртуальной реальности, имеющей в своей основе объекты реального мира. Говоря о силе ситуационных влияний на поведение человека в условиях ЧС, приходится проникать в проблемы социальной психологии культуры. Л. Росс и Р. Нисбетт подчеркивают, что «в определенные моменты истории именно групповые убеждения и идеология, а не непосредственные особенности объективной обстановки могут содержать в себе ключ к дальнейшему развитию социальной группы» [2].

ИТ, как дополняющий решение этих задач механизм, требует применение активных дидактических методов обучения, в основе которых - деятельность, организуемая в масштабе времени происходящих процессов. Виртуальная реальность может гиперболизировать в отдельных случаях трудности, возникающие в отработке приемов профессиональной деятельности, тем самым может «превосходить» сложность решения реальных задач, вырабатывать некий стратегический запас надежности достижения боевых целей. Таким образом, деятельность «доведенная до автоматизма», допускает в виртуальном пространстве такие же течения событий, приближенные к предельной экстремальности условий. Именно ИТ способны экстремальность боевых действий представить в абсолютном, практически даже не достижимом варианте. Но для учебных целей такие дополнительные возможности позволяют вырабатывать опыт «опережающий» реальность.

В результате воздействия неблагоприятных условий несения службы, военнослужащий, выполняющий боевую задачу в ЧС, может получить боевую психологическую «психическую» травму (БПТ). Такая травма выражается в неадекватности реакций на происходящее, слабое восприятие пространственно-временных характеристик решаемых боевых задач. В этой связи требуются специальные педагогические технологии, стимулирующие алгоритмичность действий. Для этого полезен биохеверистический подход, который бы доводил до автоматизма внутренние реакции военнослужаще-

го на внешние факторы возбуждения. Ещё более сложной задачей является создание такой системы подготовки, при которой самые незначительные признаки обострения при ведении боевых действий вызывали бы синергетический эффект в деятельности военного специалиста, способного применить весь свой потенциал профессиональной компетентности при выполнении боевой задачи. В данном случае речь идет о процессе самоорганизации, предполагающей развитие способностей к устойчивому технологическому выполнению действий при множественном повторении нештатных ситуаций.

Вероятность получения БПТ повышается при определенных условиях, таких как: «неопределенность обстановки, отсутствие, противоречивость или недостаток информации о положении, выполняемых задачах противника, характере его действий; психическое или физическое истощение, повышенная утомляемость; длительное вынужденное бодрствование; острые заболевания; переживания, чувство безысходности, угнетения; злоупотребление алкоголем, наркотиками; известие о смерти близкого человека» [3]. Вследствие этого необходимо также выделить комплекс педагогических задач:

- информационное обеспечение выполнения дидактических задач и воспитательной работы по повышению эффективности подготовки военнослужащих, предполагающее использование программных продуктов ИТ, таких как, анимационные адаптированные программы, совмещенные с банком данных различных сценариев развития событий предстоящей служебно-боевой деятельности;

- формирование композиционной целостности различных образовательных технологий, в которой средства информатизации образования взаимно усиливают традиционные подходы к организации учебного процесса.

Ряд авторов условно разделяют нервное напряжение на два вида: информационное и эмоциональное («психический стресс можно охарактеризовать как состояние организма, возникающее в процессе взаимодействия индивида с внешней средой, сопровождающееся значительным эмоциональным напряжением в условиях, когда нормальная адаптивная реакция оказывается недостаточной» [4]). С точки зрения ИАО подготовки военнослужащего в условиях ЧС информационный вид стресса, который возникает в ситуациях значительных информационного воздействия и перегрузок, когда человек не справляется с задачей переработки поступающих потоков информации и не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, особенно при высокой ответственности за последствия принятых решений, является одним из важнейших аспектов, который необходимо учитывать в процессе организации учебного процесса подготовки военных специалистов служб технического обеспечения для внутренних войск.

В качестве основного условия возникновения стресса многие авторы указывают наличие угрозы. Но нельзя отрицать тот факт, что индивидуальные особенности человека будут влиять на реакцию, возникающую в

результате воздействия стресса. У одних эффективность их деятельности многократно повышается («стресс льва»), другие вследствие влияния как психосоциальных факторов, так и физических резко снижают активность, эффективность своей деятельности («стресс кролика»). Вследствие этого проблема регуляции эмоциональных состояний является не только психологическим, но и педагогическим аспектом процесса подготовки военнослужащих к действиям в условиях ЧС. Ее решение носит прикладной характер, направленный на выработку специфических рекомендаций, практическое применение которых позволит готовить военных специалистов, способных преодолевать стрессовые явления без получения БПТ.

Р. М. Грановская предлагает следующие практические направления выхода из напряженных ситуаций: «изменение или ликвидация проблемы; уменьшение интенсивности проблемы за счет смещения своей точки зрения на нее; облегчение ее воздействия с помощью включения ряда способов, таких как влияние динамики внутренних состояний, порождения и оценивания собственного поведения и его следствий» [5]. Это предполагает педагогическую актуализацию при постановке целей и задач военного образования применительно к конкретным условиям организации боевых действий, использование знаково-символических систем в образовательном процессе, позволяющих строить обобщения, которые возникают при анализе однородных характеристик информационного пространства. Решение этих вопросов требует разработки образовательных технологий, поддерживаемых универсальными и многовариантными возможностями ЭВМ, способствующих включению механизмов саморефлексии курсантов, обеспечивающих саморегуляцию психического состояния военнослужащего, возникающего от культурного шока при столкновении с противником.

В Пермском военном институте внутренних войск МВД России разработаны тренинги на базе ИТ, позволяющие достигать эмоционально-психической разгрузки военнослужащего в критические моменты принятия управленческих решений при выполнении служебно-боевых задач. Кроме того, применяются учебные пособия, в которых вариативность заданий учитывает не только оценку деятельности курсантов, но и готовность к достижению определенного уровня психической устойчивости. Особенный интерес представляет проведение реальных практических занятий, в которых информационные системы генерируют задание по уровню психической готовности к действиям при ЧС.

Суть тренинговых занятий состоит в том, что курсантам предлагается имитация и моделирование различных сценариев выполнения служебнобоевых задач, исходя из деятельности войск, дислоцирующихся в регионах Северного Кавказа, где наиболее часты локальные межэтнические конфликты. Педагогическое взаимодействие субъектов образования формируется на основе актуализации психологических факторов учебно-познавательной деятельности, вытекающих из выше указанного комплекса педагогических задач, решение которых находит свое выражение в разработанной техно-

логии подготовки военнослужащего к действиям в условиях ЧС. Данные технологии реализуются на специально созданном комплексе тренажеров, которые позволяют имитировать условия, требующие: быстроты реакции; готовности к деятельности, предусматривающей не только предметные знания, но и компетенции, связанные с подготовкой специалистов служб технического обеспечения. Развитие психологии деятельности в познавательном процессе складывается не только через ощущения и восприятия реальности пространства боевых действий, но и развивает другие психические функции - внимание, память, воображение, образное мышление и культуру речи. Если на начальном этапе прохождения 200 часового курса «Силовые установки многоцелевых колесных и гусеничных машин» курсанты слабо воспринимали связь между предметными знаниями, предметом и объектом деятельности, то уже через несколько занятий они могли диагностировать параметры процессов рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания, а в дальнейшем состояние механизмов и систем; устанавливать функциональные связи между полученными теоретическими знаниями и реальным положением вещей, требующей воли, характера, мотивации к деятельности личности, основанной на понимании социокультурной среды в которой развиваются моделируемые события.

Экспериментальная и контрольная группы выполняли задание в условиях, приближенных к боевым действиям. Использование ИТ позволило выработать не только навыки применения программного обеспечения для проведения различных инженерных проектировочных расчетов, но и на протяжении всего курса достигать способности в деятельности руководителя службами технического обеспечения. Задания, даваемые курсантам, способствовали развитию техники и приемам общения в малых группах и коллективах, позволяли идентифицировать социокультурную роль личности курсанта в группе, раскрыть его индивидуальные особенности, способствующие формированию психологии педагогической саморегуляции курсантов, как будущих командиров. Благодаря этому складывается культура военного специалиста, охватывающая многообразие социокультурных контактов, которые сопровождают несение военной службы. Курсант способен не только эффективно использовать боевую технику, но и активно взаимодействовать с другими подразделениями, участвующими в боевых операциях, а также воздействовать на противника не только огневым потенциалом, но и факторами психологического характера, позволяющими дистанцировать противоборствующую сторону от гражданского населения, которое потенциально является союзником внутренних войск, как гаранта правопорядка и стабильности.

Выполнение боевой задачи военнослужащими всегда предусматривает концентрацию различных личностных качеств, которые в конечном итоге должны способствовать положительному результату, в том числе гармоничное развитие личности, предусматривающее формирование самостоятельной мировоззренческой позиции, основанное на культурологическом

аспекте. Поэтому, при подготовке военного специалиста для действий в условиях ЧС, предлагаем выделить следующие факторы:

1. Изменение или разрешение проблемы без фрустрации, так как боевая и повседневная задачи отличаются различными жизненными ценностями.

2. Интенсивность проблемы (в нашем случае динамика развития ЧС) нельзя сместить, вследствие необратимости предпринятых действий в условиях быстротечности получения амбивалентной информации, сжатых сроков на ее обработку и принятие решения.

3. Минимизация потерь за счет активности и эффективности деятельности управленческого аппарата и исполнителей, отработанной при розыгрыше стандартных сценариев развития событий с введением элементов непредсказуемости поведения участников ЧС.

Психолого-педагогическое обеспечение деятельности военного специалиста ВВ МВД России в условиях чрезвычайных ситуаций на основе информационно-аналитических технологий представляет непрерывный процесс, позволяющий гармонично соединять образование и воспитание военнослужащих, ориентировать учебный процесс военного вуза на подготовку нового поколения профессиональных кадров, способных постоянно усиливать ресурс образования возможностями самообразования, при котором применение ИТ создает возможности вариативно проектировать перспективы дальнейшего карьерного роста.

Библиографический список

1. Селье, Г. Стресс без дистресса. [Текст] / Г. Селье. - Рига: Виеда, - 1992.

2. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии [Текст]/ Л. Росс, Р. Нисбетт / Пер. с англ. В. В. Румынского под ред. Е. Н. Емельянова,

В. С. Магуна. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 429 с.

3. Крахмалев, А. В. Боевая психическая травма: причины, проявления, первая помощь.[Текст]/ А. В. Крахмалев, А. А. Кучер. - Профи, 1997, - № 3.

4. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов. / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2005. - 583 с.

5. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии. [Текст] / Р. М. Грановская. - СПб.: Свет, - 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.