Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое консультирование как средство реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков'

Психолого-педагогическое консультирование как средство реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
546
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / СЕМЬЯ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Велиханова Н. Ф.

Исследование значения психолого-педагогического консультирования в коррекционно-реабилитационной работе, проведённое в Центре семьи и детей г. Коломны Московской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and educational consulting as the means to rehabilitate socially maladjusted children and teenagers

Investigation of value for psycho-pedagogical consulting in correctional and rehabilitation work that was carried out at the Center for Families and Children, Kolomna, Moscow region.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое консультирование как средство реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков»



ЭКСШРИМШТ

И ИССЛЕДОВАНИЕ

Психолого-педагогическое консультирование как средство реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков

Н.Ф.Велиханова,

доцент кафедры социальной психологии и педагогики социально-психологического факультета МГОСГИ (г. Коломна), кандидат педагогических наук

• психолого-педагогическая помощь • реабилитация • дезадаптация • семья • мотивацион-ная сфера

Важнейшее направление коррекционно-реаби-литационной работы — психолого-педагогическое консультирование, которое представляет собой специально организованный процесс общения с детьми и подростками, обратившимися к психологу или учителям за какой-либо помощью. Направлено психолого-педагогическое консультирование прежде всего на поиск путей выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказался ребёнок. В процессе консультирования у детей актуализируются дополнительные адаптивные психологические силы и способности, проявляется желание реализовать свои потребности, интересы; появляются новые возможности выхода из трудной ситуации.

Разрешение такой ситуации с помощью взрослого позволяет ребёнку изменить своё отношение к окружающему миру и собственной личности, быстрее и качественнее адаптироваться к жизни. Это — психолого-педагогическая помощь.

Основная задача психолога, педагога, воспитателя и др. работников в плане психолого-педагогического консультирования — своевременно прийти на помощь детям и подросткам, дать квалифицированный совет, как поступить, что нужно сделать в той или иной ситуации.

Психолого-педагогическое консультирование позволяет выявить особенности мотивацион-ной сферы ребёнка, его интересы, склонности, убеждения, жизненные планы, перспективы, причины и условия возникновения дезадаптив-ного поведения.

В связи с тем, что проблема организации и проведения психолого-педагогического консультирования подростков с отклонениями в поведе-

-е-

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

нии и интеллектуальном развитии относится к числу слабо изученных, нами была проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей организации этой деятельности. Комплексным изучением было охвачено 50 подростков и 10 сотрудников Центра помощи семье и детям «Гармония» г. Коломна.

В результате анализа полученных данных мы установили, что у |сотруд-ников центра нет единого мнения о понятии социальной дезадаптации воспитанников, её видах, уровнях, возрастных проявлениях.

Одни сотрудники (68%) считают, что социальная дезадаптация воспитанников является следствием патогенных отклонений в их развитии, главным образом, психопатии или пограничных с ней состояний. Другие (89%) полагают, что социальная дезадаптация обусловлена социальным фактором, прежде всего, семейным неблагополучием. Но большинство из них рассматривает социальную дезадаптацию воспитанников как результат многофакторных воздействий на формирующуюся личность.

Отсутствие у сотрудников чётких ориентиров в определении понятия дезадаптации затрудняет их учебно-воспитательную и коррекционную работу с подростками. Мы попытались устранить этот пробел. Опираясь на типологию социально дезадаптированных подростков, мы выделили два этапа в подготовке и проведении психолого-педагогического консультирования.

I этап включает всестороннее изучение мотивационно-потребностной сферы личности каждого воспитанника с помощью устного и письменного опросов. Вопросы направлены на выявление того, что беспокоит подростков, в чём они нуждаются, от кого они ожидают конкретной материальной, интеллектуальной, физической или социальной помощи.

На II этапе осуществляется подготовка психолога (педагога) к консультационной работе и собственно консультирование воспитанников. На этом этапе данные, полученные нами в процессе проведения первого этапа, анализировались и обобщались в смысловые блоки, которые затем ранжировались по личностной значимости для подростков.

Опыт работы и экспериментальные данные позволили нам выделить и про-ранжировать шесть смысловых блоков консультационной работы психолога школы-интерната:

— семейно-бытовой;

— психофизический;

— учебно-воспитательный;

— социально-психологический;

— профессионально-трудовой;

— жизненных планов и перспектив личностного развития.

На первое место среди вопросов психолого-педагогического консультирования детей и подростков сотрудники центра ставят семейно-бытовые отношения. И в этом нет ничего удивительного. Почти все дети оказались

Н.Ф. Велиханова. Психолого-педагогическое консультирование как средство реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков

в центре из-за семейного неблагополучия: постоянных скандалов между родителями (88,7%), их пьянства, аморального поведения (75,2%), неполного состава семьи (72, 5%), тяжёлого материального положения семьи (66%), отсутствия взаимопонимания между родителями и детьми (идейно-нравственного — 89%, психолого-педагогического — 93% и эмоционально-волевого — 94,3%), педагогической малограмотности родителей (88,9%), отсутствия любви к детям (64%). Вот далеко не полная характеристика семейных аномалий. Но для детей дороже семейного очага ничего нет, и все они стремятся вернуться домой. И именно с благополучием в семье 98% детей и подростков связывают нормализацию своего психофизического здоровья.

Свои неудачи во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, неуспехи в учёбе, трудовой деятельности, физической культуре и спорте, неразвитость своих познавательных интересов, конфликты с окружающими 95% детей и подростков пытаются объяснить наличием у них тех или иных элементов физической, психической или интеллектуальной неполноценности. В этой связи задача психолога-консультанта состоит в устранении негативного самовнушения, утверждения в сознании детей веры в себя, в свои собственные силы.

Учебно-воспитательный блок по значимости для своей жизни воспитанники отнесли на третье место. Они понимают, что в их возрасте надо многому учиться, что своё развитие они могут получить только в процессе обучения и участия в разнообразных познавательных мероприятиях. Другое дело, что у них нет желания учиться, нет необходимых умений и навыков для развития своей познавательной деятельности, не сформированы жизненные планы и перспективы.

Только по этой причине около 87% детей и подростков имеют низкие показатели в успеваемости. Особенно трудно усваиваются ими знания по русскому языку и математике. В связи с этим психолог, педагоги обязаны консультировать учащихся по вопросам обучения и воспитания независимо от их желания и отношения к учебным предметам.

Социально-психологический блок вопросов поставлен детьми и подростками на четвёртое место. Это обусловлено тем, что система межличностных контактов подростков по горизонтали и вертикали как бы задана у них прежним опытом. Воспитанники, где в семьях наблюдались хорошие взаимоотношения, больше доверяют учителям и воспитателям, легче идут с ними на контакт. Воспитанники, имеющие негативный опыт общения, не откровенны, часто лгут, со взрослыми контактируют с нежеланием и лишь по инициативе последних, контакты со сверстниками тоже носят избирательный характер (чаще всего — это совместное курение — 75%, употребление спиртных напитков — 14% и пр.).

Нахождение длительное время в позиции «притесняемых» и «обиженных» делает воспитанников более заторможенными, пассивными, смирившимися с существующим положением дел. Лишь 28% проявляют агрессивный натиск и выступают в роли «драчунов-обидчиков», но только по отношению к более слабым. Поэтому педагоги, психолог-консультант

ЭКСПЕРИМЕНТ И ИССЛЕДОВАНИЕ

должны очень тщательно изучать и анализировать систему межличностных отношений воспитанников, статус и роль подростков в семье, классе, неформальной группе, так как от этого зависит психологическое самочувствие подростков, успешность овладения ими общеобразовательных профессиональных знаний, умений и навыков.

Два последних консультационных блока: профессионально-трудовой и жизненные планы и перспективы личностного развития занимают в ранговом ряду у воспитанников пятое и шестое места. Объяснить это можно тем, что в силу возрастных особенностей и несформированности профессиональных интересов и идеалов воспитанники почти не задумываются о смысле и цели жизни, о рабочей профессии. Они ещё в силу возраста «не подошли» к полному осознанию своих жизненных позиций и планов, а профориентационные взгляды у них незрелы и часто меняются. Поэтому в консультационных беседах с подростками психологу необходимо чаще останавливаться на вопросах смысла и цели жизни, их места и роли в жизни общества, коллектива, семьи, выбора профессии.

57% воспитанников хотят быть штукатурами-малярами, 15% — каменщиками, 21% — слесарями-сборщиками. Эти профориентационные стремления необходимо всячески поддерживать и развивать.

Психолого-педагогическое консультирование обязательно предполагает формирование у детей и подростков положительного отношения к учёбе, поведению, к сверстникам и взрослым, работе в учебных мастерских и т.д.

Именно поэтому мы рекомендуем всем сотрудникам центра считать психолого-педагогическое консультирование неотъемлемой частью своей деятельности.

Психолого-педагогическое консультирование может проводиться в специальном кабинете, оборудованном необходимым методическим инструментарием для установления положительного психологического климата, взаимного доверия между психологом, учителями, воспитателями, выступающими в роли консультантов, и консультируемыми детьми и подростками.

Повысить эффективность психолого-педагогической реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков возможно, если будут учитываться их возрастные особенности, степень выраженности у них социальной дезадаптации и области её проявления. Кроме того, необходимо учитывать возможности педагогического коллектива, в том числе личные качества сотрудников центра — учителей, воспитателей, мастеров и др. Важно также иметь комплексную программу реабилитационной работы на весь период пребывания ребёнка в центре.

Экспериментальные данные позволили нам выделить три степени социальной дезадаптации и дать им объективную характеристику. Степень выраженности дезадаптации прямо пропорциональная степени нарушения отношений детей и подростков в социуме, а также зависит от характера эмоционального неблагополучия.

Н.Ф. Велиханова. Психолого-педагогическое консультирование как средство реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков

По типу эмоционального неблагополучия всех детей и подростков мы условно разделили на две группы: возбудимого типа (62%) и тормозимого типа (38%). Для возбудимого типа характерна завышенная самооценка, энергичность, повышенная возбудимость, стремление к лидерству, агрессивность, нестандартность эмоциональных реакций.

Для тормозимого типа — заниженная самооценка, неуверенность, внутреннее напряжение, дискомфорт в отношениях с другими, противоречивость «Я»-образа.

Мы определили также факторы, которые затрудняют процесс реабилитации детей и подростков или способствуют этому процессу. Учёт таких факторов необходим при разработке программы реабилитационной работы, содержание которой состоит из трёх этапов: ориентировочного, реконструктивного и закрепляющего. Основным методом психолого-педагогической реабилитации мы избрали театрально-игровую и изобразительную деятельность.

Экспериментальным путём мы установили, что к концу реабилитационного периода произошли существенные изменения в положительную сторону во всех дезадаптационных симптомокомплексах, а именно: изменилась самооценка детей, улучшился их социометрический статус, отношение к учёбе, труду, поведению, самим себе и взрослым, общение в официальных и неофициальных группах.

Динамика выраженности социальной дезадаптации детей и подростков показывает, что на конец реабилитационного периода возрос процент детей и подростков, у которых отсутствуют признаки дезадаптации (с 26% до 62%). Это свидетельствует об эффективности разработанной нами программы и методики психолого-педагогической реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков.

Результаты этой работы мы закрепили в процессе психолого-педагогического консультирования родителей, родственников, представителей общественности по актуальным вопросам реабилитации и интеграции детей и подростков в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.