Научная статья на тему 'Психолого-педагогический аспект в системе непрерывного экологического электронного образовани'

Психолого-педагогический аспект в системе непрерывного экологического электронного образовани Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антипова Светлана Ивановна, Квашнина С. И.

Обострение экологической обстановки в России требует оптимизации непрерывного экологического образования путем введения его электронных форм. Это должно быть направлено на повышение качества экологических знаний с учетом психологопедагогических особенностей развития личности на каждом этапе развития и использования современных информационных технологий. В связи с этим авторы попытались осветить психолого-педагогические аспекты в системе непрерывного экологического образования и методологические подходы к включению инновационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический аспект в системе непрерывного экологического электронного образовани»

РАЗДЕЛ VI

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.01

А. Н. Антипова, С. И. Квашнина

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Прогресс науки и развитие техносферы создали ряд серьезных угроз человеку и среде его обитания. Вместе с тем развитие техносферы сегодня -необходимое условие выживания. Несмотря на то, что население Земли сейчас превышает 6 млрд. человек, для своего дальнейшего развития человечество располагает огромными ресурсами. Доказано, что Земля, даже при нынешних сельскохозяйственных технологиях, может прокормить более 10 миллиардов человек. Совершенно очевидно, что сотни тысяч людей страдают от всевозможных чрезвычайных ситуаций вовсе не из-за различных пороков техносферы. Причина кроется в сложнейших процессах развития нашего общества. И от того, какую мы всем миром изберем стратегию развития, зависит дальнейшая жизнь на Земле.

У современного человека сформировался потребительский подход по отношению к природе как неисчерпаемом}' источнику природных богатств. Это в свою очередь все более губительно отражается на состоянии окружающей среды. К началу XXI в. с ускорением темпов индустриализации увеличиваются темпы потребления природных ресурсов.[1]. Скорость этих изменений настолько велика, что человек не успевает адаптироваться к развитию техносферы, а природа - к самовосстановлению. В результате этого человек оказывается в состоянии масштабного экологического кризиса, приобретающего все более глобальный характер, когда необходимо решать задачи по самовосстановлению равновесия в окружающей среде, с которой раньше справлялась сама природа [2].

Чем больше человек воздействует на окружающую среду, тем губительней она влияет на человека. Окружающая среда представляет собой целостную систему, включающую «природные аспекты и аспекты, связанные с деятельностью человека» [3]. Следовательно, это природная среда, с которой человек взаимодействует в процессе своей деятельности. Это взаимодействие осуществляется через ощущение и осознание. Осознание формируется через культуру (образ жизни) и охватывает реальный и духовный мир

человека. Обеспечение устойчивого равновесия между человеком и природной средой возможно только через изменение мировоззрения и сознания личности, являющиеся основой экологической культуры.

В очередной раз человечество осознает потребность в новых знаниях на основе уже имеющихся, накопленных. Накопление знаний и передача их будущему поколению являются решающими факторами для своевременного грамотного решения и предотвращения экологических проблем. Приобретение знаний человеком осуществляется через познание окружающего мира, его восприятие и через взаимоотношения с ним. При этом, воспринимая окружающие предметы, вещи и явления, человек осознает свое место среди них, начинает вводить противоположности, отношения, ищет связи между ними. В результате этого накапливаются определенные знания, умения, из которых складывается общая картина мира, образ мышления, мировоззрения и формируется научное познание. Возникает необходимость формализации этих знаний для решения экологических проблем и приспособления к окружающей среде. Осознание формирования научного познания привело к развитию науки и научных исследований, что свою очередь ускорило развитие научно-технического прогресса и повлияло на окружающую среду, а, следовательно, и на самого человека. При этом наука уже не способна решать проблемы, связанные с человеком, так как не успевает обрабатывать большой объем накопившихся знаний [1; 4]. Как известно, с ускорением темпов жизни, с ростом населения, степень восприятия знаний уменьшается, что приводит к переходу знаний из осмысленных в традиционные.

Спасти ситуацию можно путем оптимизации содержания экологического образования, направленной на принятие экологически грамотных решений на основе гуманного и бережного отношения к природе, которое возможно только через формирование экологической культуры населения, экологического мировоззрения, мышления и сознания, соответствующих знаний, умений и навыков. Формирование данных качеств осуществляется через воспитание, обучение и развитие человека кате личности в течение всей жизни начиная с раннего детства. Такой процесс представляет собой систему непрерывного экологического образования (НЭО). При этом необходимо учитывать его психолого-педагогические особенности на каждом этапе развития, позволяющие сформировать гуманное отношение к природе.

Формирование экологической культуры общества настолько многогранно, что затрагивает все сферы деятельности человека, имеет пространственный и временной характер и зависит от среды обитания, от климатических условий, от возрастных категорий, от потребностей.

В зависимости от форм деятельности человека необходимо соответствующее содержание образования. Но деятельность человека характеризуется его взаимоотношениями с окружающим миром, которые определяют единый фактор - экологический. Этот фактор и нужно учитывать при организации воспитания, обучения и просвещения современного общества.

Для формирования гуманной личности важна общая составляющая знаний, включающая единые представления об окружающей среде и ее компонентах, их взаимосвязь, воздействие деятельности человека на окружающую среду, ее составляющие и причины кризисного состояния окружающей среды. В большинстве случаев, знания по решению этих проблем отсутствуют [5].

Кроме того, необходимо духовное обучение, позволяющее формировать ценностные компоненты. Нравственный аспект отличает предмет экологии от других изучаемых в высшей школе предметов. Поэтому традиционная система образования для других дисциплин не срабатывает, когда речь идет об экологии, так как сложившаяся система “не определяет границ добра и зла, не подразумевает никаких обязательств, не призывает к жертвенности, не вносит изменений в существующую философию ценностей” [Олдо Леопольд].

Высокая значимость экологического образования способна изменить мировоззрение современного человека, более широко раскрыть социальноэкологические противоречия в современной цивилизации для поиска путей, позволяющих сбалансировать отношения между человеком и природой. Интеграция экологического образования и воспитания во все сферы человеческой деятельности обеспечивает:

1. полные систематизированные знания о мире;

2. формирование умений, навыков, необходимых условий для их применения в профессиональной деятельности;

3. формирование способности к саморазвитию через накопление знаний предыдущего поколения;

4. формирование структуры внутреннего мира человека и передача накопленных знаний о способах гармонизации личности.

Таким образом, основной задачей современной системы экологического образования является формирование основных компонентов личности, необходимых для обеспечения экологической компетенции, заключающейся в воспитании личностных качеств и рациональном взаимоотношении человека и окружающей среды [6]. Недооценка и непонимание важности экологического образования является причиной глубокого глобального кризиса, в котором находится в настоящее время современная система образования.

Ускорение научно-технического процесса привело к расширению мировоззрения человека, к увеличению масштабов восприятия и огромному накоплению знаний. Расширилась туннель восприятия мира, появились различные формы познания, позволяющие осознавать новые изменения, что привело к необходимости накопления большого объема информации. При этом содержание образовательных программ на сегодняшний день уже не имеет возможности удовлетворять современным требованиям экологической компетенции из-за отсутствия использования современных методов передачи огромного потока знаний.

В современном мире огромное значение приобрела информация. Ускоренное развитие индустриализации требует получения её большого количества для формирования целостного представления о происходящих явлениях и процессах. Увеличение информации привело к очередным трудностям - перегруженности и необходимости быстрой ориентации в большом количестве информации. Это в свою очередь обусловило подключения новых инновационных технологий, например, таких как развитие телекоммуникационных, являющихся средством общения и позволяющих осуществлять быструю передачу большого объема материала за короткий срок. Появление коммуникаций привело к развитию технических средств и информационных систем, выполняющих различные механические решения [7].

В настоящее время ни одна из сфер деятельности (социальная, промышленная и т. п.) человека не обходится без информационных технологий [8]. Особую роль они играют в образовании. Они позволяют осуществлять: быстрый обмен знаниями; получать наглядное динамическое представление информации с использованием изображения, звука; адаптивность; полноту знаний; индивидуализацию; самоконтроль; сокращение времени обучения; принятие решений.

Передача знаний осуществляется через органы слуха, осязания, зрения. В качестве передающей информации может выступать речь, текст, графика, которые обеспечивают наиболее полное представление об окружающем мире. Поэтому качество обучения может стать еще более эффективным при совмещении новых информационных технологий с традиционными, например, с использованием аудиальных, визуальных и аудиовизуальных средств (интерактивное и рецептивное виды электронного обучения). Это существенно отражается на познавательной деятельности обучающегося.

Однако одних технологических новшеств явно недостаточно для осуществления эффективного образовательного процесса — главная роль всегда должна отводится педагогу, правильно использующему современные средства, методы и технологии. При этом в системе непрерывного экологического образования необходимо учитывать психолого педагогические особенности применения соответствующих методов, средств и технологий обучаемого на каждом этапе его личностного развития.

Процесс развития личности характеризуется формированием сознания, формированием культуры, знаний, умений и навыков, которые приобретаются, начиная с детства и на протяжении всей жизни человека.

Развитие личности с позиции психо-социального развития делится на стадии, соответствующие 8 возрастным кризисам (по теории Эриксона), На каждой из 8 стадий решается своя задача для развития личности [9]. Каждая стадия представляет очередной возрастной период, в течение которого человек получает способность справляться с жизненными проблемами и решать задачи разного уровня сложности. Если ему это удается, он чувствует

себя уверенно, и следующий возрастной период проходит безболезненно. В том случае, если в подобных ситуациях человек не находит решения или принимает решения неадекватно ситуации, то наступает кризис и с каждым возрастным периодом кризисы могут накапливаться.

Известно, что развитие личности непрерывно связано с его обучением и воспитанием, которые имеют свои особенности на каждой стадии. Поэтому образование и воспитание должны всегда сопровождать человека в процессе его развития. Такую задачу выполняют соответствующие уровни непрерывного образования:

- Дошкольное;

- Начальная школа;

- Основная школа;

- Средняя школа;

- Средне-специальное образование (СПО);

- Высшее профессиональное образование (ВПО);

- Дополнительное образование.

Па каждом этапе непрерывного экологического образования необходимо применение соответствующих технологий обучения и воспитания (сочетание традиционных технологий с информационными), ориентированные на возрастные психологические особенности развития личности (таблица).

Например: В младшем возрасте восприятие окружающего мира осуществляется через игровую деятельность, так как на этой стадии формируется осознанное отношение к окружающему и предпосылки формирования экологической культуры [10].

Именно на этой стадии должно формироваться бережное отношение к природе. Игра обеспечивает совместную деятельность ребенка с взрослыми и сверстниками, дает формирование образа мира ребенка. В игре происходит развитие рефлексии. В результате формируются способности к профессиональному самоопределению [11].

Уже в школьном возрасте должно закладываться бережное отношение к окружающей среде, заинтересованность в ее сохранении. На данной стадии развиваются: творческое мышление (исследования, наблюдения, опыты); способность наколливать знания (ролевые игры, экскурсии, семинары, викторины и т. д.); исследовательские навыки; практическая деятельность и т. д.

В системе школьного образования наиболее распространены электронные учебники и ролевые игры. В процессе игры закладываются первые основы профессиональной деятельности, которые дают возможность примерять на себя разные профессиональные роли.

Еще одним из видов использования информационных технологий в образовании являются компьютерные обучающие программы, которые в большей степени используются в сфере высшего и дополнительного профессио-

250

Психолого-педагогичєский аспект экологического образования на этапах развития личности

Этап Психолого- педагогический аспект Результат Формы, методы, средства

Дошкольный Эмоции; Закладываются основы мировоззрения; Благоприятный период эмоционального взаимодействия с природой. Закладываются основы отношения к окружающему миру, ценностные ориентации в нем; Развитие гуманных чувств; Наполнение эмоционально-положительного опыта общения с природой; Организация нравственных ценных переживаний: Позитивное отношение к окружающему миру; Эколого-эстетическое направление; Становление осознанного эмоциональноположительного отношения к окружающему миру. Дидактические игры, воспитание в семье, общение с природой (экскурсии), сбор гербариев.

Начальная школа Благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой; Формирование познавательной деятельности, памяти, воображения, наблюдательности. Формирование элементарной экологической культуры; Формирование первоначальных научных представлений, экологических знаний, умений, навыков, целостных представлений о явлениях природы; Интеллектуальные и практические навыки взаимодействия с природной средой. Формирование этических и ценностных норм Предметы: «Окружающий мир» или «Природоведение» «Естествознание»; Экскурсии (музеи, заповедники); Работы по охране окружающей среды; Приобщение к природе; Ролевые игры [12] Все естественнонаучные предметы [13]

А. Н. Антипова, С. И. Квашнина

Основная школа: Осознание; Подсознательность; Любознательность; Ответственность. Реализуются познавательный, ценностный и деятельностный компоненты экологического образования. Практикумы по экологии; исследовательская работа во внеурочное время на базе школьных экологических центров, кружков или факультативов; экологические проекты, с использованием приемов организации индивидуальной работы и малых групп.

Старшие классы

Профессиональ ная подготовка: СПО ВПО Формирование научного мировоззрения Самообр азование Самостоятельность Принятие решений Развитие интеллектуальных способностей Целостное разностороннее развитие человека; Формирование единой картины мира, которая позволяет рассмотреть техносферу в единстве с социумом; Выявление гуманистического содержания техносферы; Систематизация фундаментальных понятий обобщенных законов развития и функционирования природной среды. Средства, методы и технологии, обеспечивающие учебный процесс -Тоалипионные: Круглые столы, лекции, практики (производственные), семинары Инновационные: Виртуальные лабораторные работы, тренажеры [14,15,16].

Дополнительно е образование Самообразование Воспитание экологической культуры молодого поколения, формирование научных экологобиологических представлений и понятий, их перевод в практическую экологическую деятельность; Формирование у них умений и навыков, необходимых для проведения мероприятий по защите и улучшению окружающей среды, природоохранное поведение, формирование экологически активной жизненной позиции. Традиционные формы (уроки, практические занятия, лекции'), инновационные (экологические практикумы, экскурсии в природу, экологические походы, летние экологические лагеря, эколого-просветительские акции и мероприятия, руглые столы, конференции и др.).

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО...

нального образования (виртуальный лабораторный практикум, тренажеры, виртуальные модели изучаемых объектов, процессов и явлений).

Они эффективны только тогда, когда используются на основе систематизированного подхода при наличии технических средств и программного обеспечения, учебного содержания, ориентированного на цели обучения, на конкретного пользователя и на цели обучения с учетом достижения педагогики и психологии.

Используемые же ролевые игры, электронные учебники и автоматизированные обучающие системы, используются разрознено. Их содержание зачастую не всегда соответствует содержанию учебной дисциплины.

Более эффективным является инструмент автоматизации учебной и профессиональной деятельности, функцией которого является автоматизированное обеспечение учебного процесса. Такие системы, как правило, включают все его элементы, от полноты которых зависит полнота усвоения знаний. Эффективность таких систем зависит от правильного и эффективного использования в учебной деятельности. Такие системы ориентируются именно на конкретного пользователя.

На этапе дополнительного образования могут использоваться занятия на тренажерах, а так же с выездом на промышленные объекты. Так же целесообразно использование телекоммуникационных технологий: видеоконференции, форумы, чаты для проведения удаленных конференций, семинаров и

Структурно-организационная схема непрерывного экологического электронного

образования

совещаний по своевременному обсуждению и решению возникающих экологических проблем.

Их использование эффективно в системе среднего профессионального образования (СПО) и высшего профессионального образования (ВПО), когда важным является отслеживание всего процесса обучения (рисунок).

Таким образом, сочетание традиционных форм обучения с использованием современных информационных технологий в непрерывном экологическом образовании с учетом психолого-педагогических особенностей личности дают дополнительные механизмы в организации и управлении познавательным процессом обучающихся для более детального анализа и восприятия ими значимой информации, оперирования с нею и ее переход}' в более прочные и качественные экологические знания.

Библиографический список

1. Тоффлер, Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 557 с.

2. Наливайко, Н. В. Экологическое образование в структуре устойчивого цивилизованного процесса. Экологическое образование: для устойчивого развития. Сб. трудов международного симпозиума ЮНЕСКО / Под ред. А. А. Цхая. - Барнаул: изд-во АлтГТУ, 1999.

3. Доклад Комиссии ЮНЕСКО по вопросам экологического образования, 3987 г., стр.4.

4. Савельев, А. Я. Особенности управления познавательной деятельностью / А. Я. Савельев // Методы и средства кибернетики в управлении учебным процессом высшей школы - Рига, 1985. - С. 5-15.

5. Программа «Экологическое образование». Концепция экологического образования в контексте модернизации общего образования. Сибирский центр инновационных педагогических технологий «Открытие».- Режим доступа: http:// open.websib.ru/service2-10.htm I.

6. Тюмасева, 3. И., Сластенин, В. А., Зотов В. В. На пути от обучения экологии -к экологическому образованию / 3. И. Тюмасева // Педагогическое образование и наука. - 2004. - № 4. - С. 39-41.

7. Патаракии, Е. Д. Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах / Е. Д. Патаракин // Педагогическая Информатика. - 2006. - № 1. - С. 3 — 11.

8. Советов, Б, Я. Информационные технологии в образовании / Б. Я. Советов. -Режим доступа: -http://www.msedu.mfo/Article94.htm]

9. Прокофьева, Т. Н. Развитие личности по теории Э. Эриксона и по модели А. / Т. Н. Прокофьева // Соционика, ментология и психология личности. - 2002. - № 1. -Режим доступа: http://www.socionics.ru/ericson.htm.

10. Никитина, Т. Б. Сюжетно-ролевые и творческие игры в экологии/ Т. Б. Никитина // - Режим доступа: http://www.eco.nw.ru/lib.

11. Асмолов, А. Г., Ягодин, Г. А. Образование как расширение возможностей разви тия личности (от диагностики отбора к диагностике развития) / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 1992. - № 1.- С. 6.

12. Петрова, Т. И. Педагогические условия реализации регионального компонента содержания экологического образования / Т. И. Петрова // Автореферат дис. канд. пед. наук. - Уфа, 2000. - 22 с.

13. Токарева, И. Ф. Содержание, формы и методы экологического образования школьников в процессе изучения предмета «Химия и экология» с учетом реги-опальною компонента / И. Ф. Токарева // Автореферат дис, канд. пед. наук. - Уфа 2001.- 18 с.

14. Байгулова, Г. С. Формирование у студентов готовности к реализации экологического образования младших школьников / Г. С. Байгулова // Автореферат дис. канд. пед. наук, - Уфа, 2001.-21 с.

15. Бакирова, А. М. Педагогические условия подготовки студентов к учебноконструкционной деятельности с использованием компьютерных технологий / А. М. Бакирова // Автореферат дис. канд. пед. наук. - Уфа, 2001. - 19 с.

16. Березина, Е. С. Экологическое образование в школе и вузе / Е. С. Березина // Материалы электронной конференции «Новости научной мысли - 2006». -Режим доступа: http://www.rusnauka.com.

УДК 378

М. М. Исаева

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

Школа в современном обществе является одним из ведущих институтов воспитания подрастающего поколения. Благодаря всеобщности школьного образования, оно является стержнем, вокруг которого воссоздается система общественного самосознания. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений в российском обществе, средством формирования новых жизненных установок личности. Разработка концептуальной базы воспитания школьников является одной из приоритетных задач педагогики.

Радикальные экономические, социальные, политические изменения в жизни общества в конце XX в. отразились на решении проблем воспитания. Воспитание в России традиционно служило гарантом стабильности общества, способствовало его прогрессивному развитию. Мировоззренческий кризис изменил представления людей о ценностях и идеалах воспитания личности в обществе. Недостаточная продуманность решений в области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.