Научная статья на тему 'Этнокультурные ценности народов Дагестана как средство формирования экологической культуры подростков'

Этнокультурные ценности народов Дагестана как средство формирования экологической культуры подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Айшат Магомедовна

Национальная стратегия развития экологического образования в России предполагает широкую ориентацию на экогуманитарную парадигму. Главной ее целью является создание единой системы непрерывного экологического образования в стране. Она определяет основные уровни и направления экологического образования учащейся молодежи, а также роль различных учреждений в экологическом образовании и формировании на его основе экологической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Айшат Магомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурные ценности народов Дагестана как средство формирования экологической культуры подростков»

компонентом не только национальной, но и общечеловеческой культуры, занимает достойное место во всемирном культурно-педагогическом процессе и играет важную роль в формировании менталитета народов. Это можно утверждать вполне смело и ненавязчиво искусственно. Религиозноэтические традиции любого народа как национально-ментальные ценности в контексте мировой цивилизации предстают в качестве ценностей общечеловеческих, они становятся явлением глобального социального значения в масштабе нации и человечества. Этим объясняется актуальность возросшего на сегодняшний день научного интереса всего педагогического мира к традициям познания действительности и представлениям картины мира как базы для формирования менталитета этносов и построения общепланетарного воспитательно-образовательного пространства.

УДК 371.01

А. М. Ахмедова

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Национальная стратегия развития экологического образования в России предполагает широкую ориентацию на экогумаиитарную парадигму. Г лавной ее целью является создание единой системы непрерывного экологического образования в стране. Она определяет основные уровни и направления экологического образования учащейся молодежи, а также роль различных учреждений в экологическом образовании и формировании на его основе экологической культуры личности.

Как указывают ученые Р. И. Александрова, А. В. Смольянов, «экологическое воспитание нельзя ограничивать экологическим образованием. Здесь необходимо найти гармоническое соединение рациональной и психологической сторон воспитания. Думается, что психологическая сторона отношения к природе, т. е. чувство любви к ней, не компенсирует отсутствия экологических знаний. Так же как и знания не заменяют любви к природе. Поэтому не следует удивляться, что «поклонники красоты» родной природы могут захламлять ее отбросами, обрывать цветы. Этот упрек в одинаковой степени можно отнести и к людям, прекрасно знающим законы экологии, «экологически образованным». Одной экологической неграмотностью вряд ли возможно объяснить факты варварского отношения к природе. А если речь идет об оценке конкретного поступка, в результате которого нанесен

вред природе, то следует принимать во внимание не только уровень экологических знаний субъекта или степень развития эстетических чувств, но и моральную мотивацию, уровень нравственной культуры личности. Другими словами, формирование экологической культуры должно иметь четкую нравственную направленность. Для этого надо воспитывать не просто чувство любви и уважения, бережливость и ответственность, а и умение и потребность личности видеть за природой другого человека с его интересами и потребностями» [1].

Воспитание экологически культурной личности не представляется возможным без формирования нравственности. Учеными С. П. Барановым,

В. В. Вороновым, И. П. Подласым, И. Ф. Харламовым и др. отмечена сущность нравственного воспитания в научной и народной педагогике.

Формирование экологической нравственности должно осуществляться с опорой на нравственное воспитание. Экологическая нравственность нам представляется как отражение в поведении социальной позиции личности, опирающаяся на нравственные убеждения (знания, перешедшие во внутреннее содержание подростка), направленные на проявление высокой гражданской ответственности за сохранение окружающей среды и применение правильных технологий при воздействии на природу, а также на ее развитие.

Воспитание экологически культурной личности тесно связано с индивидуальными особенностями личности. «Как известно познание объективного мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. В полной мере это относится и к связям экологическим. Их изучение следует рассматривать, как необходимое условие формирования у Школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи», - отмечает А. А. Плешаков.

Обострение экологической ситуации со второй половины XX в. побудило научно-педагогическую общественность на интенсивное исследование проблем экологического образования и воспитания учащихся.

Воспитание экологически культурной, высоконравственной личности, как нам представляется, будет в значительной степени способствовать решить обострившуюся в последнее время экологическую проблему. В современных условиях важным воспитательным фактором, как известно, является сама природа. Природа - не только среда окружающая нас, но и всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе — это краеугольный камень его мировоззренческих убеждений. Воспитание экологически культурной личности невозможно вне исторически сложившихся народных ценностей. Поэтому народная педагогика занимает существенную роль в решении этой задачи. «Ещё на ранних стадиях своего развития народ, накапливая знания в повседневной жизни, наставлял, воспитывал и обучал своих детей, из поколения в поколение передавая свой

общественно-исторический опыт, своё духовное богатство. Нормы морали, правила общежития, рациональные способы и методы организации трудовой деятельности, отношения к природе, земле, оформляются в стабильные традиции, обычаи (слово «традиция» по-латыни означает «передача», «предание»), В Дагестане традиция, обычай обозначают арабским словом адат (т. е. обычай). Правило поведения человека, которое носит общий характер и на основании которого оценивается человеческий поступок у дагестанцев, называется адат, т. е. норма поведения. Адат - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации» [10].

Следует отметить, что на протяжении тысячелетий взаимодействия человека с природой накапливался богатейший арсенал «эмпирических знаний, которые по своему характеру существенно приблизились к научным. Этому содействовало наличие системы накопления знаний и передачи их подрастающему поколению. Совместная производственная деятельность и общение между старшим и младшим поколениями, помимо решения конкретных трудовых и нравственных вопросов и задач, служила такой стратегической жизненной цели, как социализация последнего, подготовка его к умению успешно трудиться, умело строить добрые отношения с окружающими в семье и обществе, беречь природу, разумно пользоваться ее дарами, защищать родную землю от тех, кто посягает на ее свободу и др.

Традиции, обычаи народа, которые молодым поколением усваивались главным образом в совместной деятельности и общении со старшим поколением, и является ведущими средствами воспитания в народной педагогике. Вот почему воспитание в дагестанской семье и обществе называется традиционным, т. е. основанным на народных традициях. Воспитание экологически культурной личности ставит задачу разработать систему экологического воспитания и образования. Следует шире внедрять новые технологии, учитывающие в учебно-воспитательном процессе психофизиологические особенности подрастающего поколения. Наши наблюдения и результаты исследований подтверждают, что эффективность учебно-воспитательного процесса определяются межличностными отношениями учителя и ученика. Действенность предъявляемых учителем требований зависит от того, как он сам относится к ним. Важным условием психолого-педагогического воздействия на подрастающее поколение является социальное взаимодействие, содержание и формы конкретных межличностных отношений. При этом использование форм и методов опыта народного воспитания зачастую определяют положительный результат педагогического процесса. Важным требованием народных педагогических традиций к воспитанию детей с раннего возраста является формирование у них бережного отношения к природе, животным. Понятие «дома» горец распространял на землю, на которой он живет, которой кормится. И его отношение к ней было соответс-

твующим - как к отчему дому, родному очагу. Это отношение он передавал своим детям. Для народа настоящий труженик и семьянин немыслим без таких нравственных черт, как бережное отношение к каждому кустарнику, дереву, зверьку роднику, забота о домашних животных.

Одной из задач экологического образования является формирование у учащихся умений оценивать состояние окружающей среды, ближайшего природного окружения. Для этого в ходе нашей практической деятельности мы использовали наблюдения учащихся во время экскурсий, полевого практикума, участие в мониторинге среды и др.

Опрос 100 учеников шестых классов, 101 - седьмых классов, 105 учеников восьмых классов разных национальностей СОШ № 38, № 17 и № 26 показал, что все 100% детей общаются с природой в большей или меньшей степени. Представление учащихся о бережном отношении к природе, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе имеются у 35% учащихся (высокий уровень) (рис. 1); 25% имеют несовершенные знания (средний уровень); 40% затрудняются или путаются в определениях (низкий уровень).

25%

Рис. 1. Диаграмма уровня экологический воспитанности учащихся

Реальное значение в жизни , как мы знаем, имеет умение защищать природную среду от загрязнения и разрушения. Народ очень бережно относился к проблеме сохранения природных ресурсов для будущего поколения. В лесу можно было рубить только больное и старое дерево. Были леса, рощи, которые вообще нельзя было трогать - они считались священными.

Стремление к самовоспитанию, как мы убедились, развивается в процессе подражания окружающим. Следовательно, насколько положительнее влияние старших, настолько правильней ребенок определяет цель самовоспитания. Воспитание и самовоспитание в контексте экологической культуры учащихся настолько взаимосвязано, что второе может возникнуть только при условии глубокой убежденности воспитуемых.

Анализ этнопедагогического наследия позволяет сделать вывод о том, что, воспитывая, народная педагогика формировала сознание, побуждая потребности и мотивы для достижения определенной дели.

Народ использовал методы воспитания словесные (беседа, рассказ, советы и назидания, объяснение и разъяснение); практические (приучение и упражнение); пример как один из основных методов нравственного воспитания; поощрение, наказание, общественное мнение. За рубку дерева, даже молодого саженца, родители провинившегося ребенка раньше платили джамаату штраф - начиная от овцы, кончая быком. А рубка орехового дерева наказывалась штрафом в тройном размере. Перед глазами детей было множество положительных примеров взрослых, оберегающих, украшающих природу: создающих террасы на крутых склонах, где невозможна обработка даже с помощью плуга, использующих самые маленькие участки по берегам рек и речек, окультуривающих в лесу дикие деревья [5].

Формирование экологической культуры подростков также зависит от качества и содержания проводимых уроков природоведческого цикла и внеклассных мероприятий. Обогащение урока элементами практической деятельности, этиоэкологическими и этнографическими знаниями позволяет повысить результативность обучения и воспитания, позволяет оживить учебную деятельность. В результате, в биологии находят отражение не только научные знания, но и крупицы народной мудрости, выраженные в народных традициях, обычаях, приметах, легендах, пословицах и т. д., что повышает не только интерес к изучаемому предмету, теме занятия, но и познавательную активность учащихся.

В ходе проведенного нами эксперимента была составлена таблица, в которую вошли данные об уровне этноэкологических знаний учащихся.

Сводная таблица уровней этноэкологических знаний учащихся

с а « Уровень этноэкологических знаний Начало эксперимента Конец эксперимента

Кол-во уч-ся Контр. % Экспер % Кол-во уч-ся Контр, Экспер,

1 Низкий 210 60 59 70 20 37

2 Средний 90 25,9 25,6 180 51,4 52,7

3 Высокий 50 14,3 14,2 100 28,5 31,4

Всего 350 350

Использование народных знаний на уроках в средней общеобразовательной школе помогает учащимся глубже узнать природу.

Так, праздник первой борозды и по сей день существует у многих народностей Дагестана. Этнографы описывают этот праздник как один из значимых для жителей сельской местности, так как от организации и проведения этого обрядового праздника по их мнению зависела урожайность года. В назначенный день с утра в доме устроителя праздника или на сельской площади собирались в одних селениях только мужчины, в других все жители

села, без различия пола и возраста для угощения. После угощения в доме первого пахаря вызвавшийся проводить праздник в будущем году получал от него пирог в сопровождении таких пожеланий: «Да не будет засухи, да будет урожай хорошим, а люди здоровыми! Пусть будет счастье и мир! А ты сам да будешь здоров и удачлив». При выходе первого пахаря из дома в спину ему горстями бросали муку. Когда процессия шла по селению, женщины из домов поливали ее водой, произнося при этом заклинания: «Да будет лето масленым, а осень богатой», «Да будет путь ваш добрым, да постигнет вас удача, да уродится поле, да будет достаточно влаги, да будут сенокосы в густых травах» [2].

«Выйдя на пашню или заранее выбранный пахотный участок земли, предусмотренный для посева пшеницы у селения, пахарь, иногда вместе с ним и почетные старики проводили несколько борозд, что сопровождалось выражением присутствующими пожеланий такого рода:

Да уродит обильно пашня,

Да наполнятся кувшины бузой,

Да будут сенокосы в густых травах,

Да полнится пашня всходами.

У кого в руках ярлыга, у того да будут овцы в изобилии.

У кого в руках рукоять плуга,

У того пусть уродит обильно пашня.

Таким образом, праздник первой борозды открывал хозяйственный год и в качестве такого обставлялся целой серией магико-символических действий, призванных обеспечить и усилить производительные силы природы и человека» [7].

Знакомство школьников с такого рода обрядовыми праздниками, дает нам возможность формировать экологическую культуру подростков на основе этнокультурных ценностей, а также положительное отношение к профессии хлебороба.

Народные пословицы и поговороки всегда способствовали активизации мыслительной деятельности не только детей, но и взрослых. В пословицах и поговорках нашла отражение народная педагогическая культура.

Поле засевают не словами, а семенами;

Плохо шутить зимой с горой, летом с рекой, - зимой обвалы, летом -полноводье [9].

Пословицы и поговорки, укрепившись в сознании, передаются из поколения в поколение, определяя отношение людей к природе.

Народные наблюдения, выраженные в пословицах и поговорках, подкрепленные биологическими знаниями, в значительной мере определяют отношение детей к природе, поступкам людей. С этими знаниями связаны

оценочные суждения подростков на жизнь. Это способствует формированию у учащихся таких качеств, как: ответственность, самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Они учатся наблюдать за явлениями, происходящими в природе.

Познание, нравственность, взаимосвязь природы и человеческой души лежат в основе деятельности человека труда, они доминируют в его действиях. Будучи выражением соответствующих философско-педагогических постулатов, народные пословицы и поговорки вместе с тем есть кладезь агрономических, медицинских и прочих знаний, нацеливающих на постижение и передачу жизненного опыта, профилактику ошибок индивидуальных и социальных бед.

Традиции взаимодействия с природой уходят корнями в далекое прошлое. Глубокое чувство любви к природе воспитывалось и закреплялось в течение столетий, превратившись в одну из главных составных частей духовной жизни, морали народа.

Традиции и обычаи, сложившиеся в народе, отражают неповторимые особенности этноса, являются основой формирования культуры и мировоззренческих устоев. Поэтому содержание и формы работы с учащимися целесообразно выбирать с учетом соответствующих народных педагогических постулатов, которые создавались веками и передавались из поколения в поколение.

Особую актуальность в наших условиях приобретают этнопедагогичес-кие знания этнокультурных ценностей народов Дагестана. Изучение традиций и обычаев, поговорок и пословиц, легенд позволяет выделить общие и особенные черты народов, населяющих Дагестан, определить пути взаимного влияния, выявить их особенности, самобытность. Это позволяет решить проблемы национального самосознания и воспитания.

Дагестан является многонациональной республикой и поэтому в общеобразовательных школах республики обучаются дети, как коренных, так и разных других национальностей. В связи с этим использование этнопеда-гогических знаний позволяет решать проблему воспитания высоконравственной, экологически грамотной личности на более высоком уровне. Этнос в процессе своего развития создавал свою только ему присущую систему педагогических законов и правил, на основе которых целые поколения осуществлял свои воспитательные функции, готовили молодежь к жизни и труду.

Народы Дагестана накопили богатый опыт в воспитании высоконравственной личности, которая выражается в любви к Отечеству, в добром и отзывчивом отношении к людям, в стремлении к знаниям, культуре общения, к трудолюбию, в ответственном отношении к земле и природе в целом.

Так, Т. Г. Саидов пишет «Восстановление традиционного отношения горцев к земле, природе, которое отличалось высокой нравственностью -само по себе важный воспитательный процесс, в результате у молодого поколения формируется прочный фундамент экологического сознания, чувства «большого дома». В Дагестане и сегодня сохранилась традиция окультуривания в лесах диких груш, яблонь, слив. Раньше этим занимались садоводы, любители природы. Это делалось из соображений пользы всему аулу, джамаату, не требуя взамен себе ничего. «Пусть вкусившие добрых плодов хорошим словом вспомнят о нас» - говорили они [10].

Сущность экологического образования и воспитания мы понимаем как целенаправленный процесс формирования бережного отношения человека к природе и социуму. Экологическое сознание мы представляем как совокупность знаний, мышления, чувств, воли, эмоций, направленных на осознание человеком своего места в природе. Экологическая воспитанность включает в себя комплекс умений и навыков, высокий уровень нравственности личности. Под экологической культурой личности понимается единство знаний, умений, навыков, необходимых для экологического равновесия природы.

Основные задачи формирования экологической культуры современных школьников заключаются в том, что необходимо дополнить учебные пособия по экологическому образованию этнорегиональным и гуманитарным содержанием. Экологическое воспитание личности должно быть осуществлено путем организации целенаправленного взаимодействия сознания и поведения человека, при этом необходимо опираться на общедидактические принципы систематичности и непрерывности в психолого-педагогическом процессе обучения и воспитания. Экологическое воспитание целесообразно осуществлять диалектически - все компоненты системы необходимо связать по принципу межпредметности, интегральное™, формируя умственную аналитико-синтсзирующую способность подростка. Воспитание экологически культурной личности базируется на непременном учете психологических особенностей и закономерностей развития личности.

Нынешнее поколение должно познавать мудрость своих предков, понимать связь между жизнью и развитием природной среды. Использование в современных условиях в процессе воспитания и обучения этнорегиональ-ных знаний, как показывает практика, способствует накоплению знаний и опыта общения с природой, приучает поступать гуманно по отношению к природе и друг к другу.

Библиографический список

1. Александрова, Р. И., Смольянов А. В. Экология и мораль. - М.: Знание, 1984. - 64 с.

2. Булатова. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана» -Л. 1988 г.

3. Гаджиев, Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. - М. — 1991 — 179 с.

4. Ефремов, К. Экологическое образование в шкоде.// Народное образование. — 2002, №6.-С. 102-112.

5. Казиев, Ш. М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа. М. - 2003. - 451 с.

6. Кононова, А. В., Усова Г. В. Экология в играх, сказках, загадках, пословицах, поговорках, закличках / Учебное пособие. - Карачаевск: изд. КЧГУ, 2004. - 189 с.

7. Лаптева, И. С. Методы воспитания экологической культуры подростков // Биология в школе. - 1997, № 3. - С. 26-29, 1997, № 4. - С. 62-65.

8. Магомедова, 3. М. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1997. - 94 с.

9. Мирзоев, Ш. А. Народная педагогика Дагестана. - Махачкала, 1986.- 124 с.

10. Саидов, Т. Г. Традиции народов творят человека. Махачкала - 1994— 133 с. А. Г.

.1 1чСШ'*ЧН К- ,0! и :

УДК 008+39

А. Г. Кайманаков

ОБРАЗ ЗВЕРЯ В ТРАДИЦИОННОМ РЯЖЕНИИ (В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ)

У восточных славян, так же, как и у большинства индоевропейских народов, традиционная культура находится в известной зависимости от оппозиции мужского и женского в ритуале и обычае. В сравнении с женским, мужской аспект, в празднично-обрядовой культуре, изучен не достаточно полно.

Сконцентрировав внимание на проблеме мужского компонента в русском фольклорном театре, а конкретно - на традиционном ряжении, мы обнаружили многочисленные следы некогда широко распространенной мужской артельной, боевой культуры. Для традиционной мужской культуры вообще, характерно воинское смысловое содержание и боевая направленность. Корни этого явления находятся в глубокой древности, когда мужской союз охотников-воинов выделяется из среды родичей. В его задачи входит обеспечение своей общине защиту от нападений врагов и добычу с охоты. Внутри такого союза культивируются и получают развитие определенные навыки. Это, прежде всего, навыки необходимые охотнику - выслеживание добычи, искусство маскировки, способы передвижения, приемы обострения интуиции, умение владеть оружием. У воинов древности охота была

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.