9. Мастера русской живописи [Текст] / М. Алленов, Е. Алленова, Ю. Астахов, Н. Борисовская, И. Бусева-Давыдова, Г. Ельшевская и др. - М.: Белый город. - 2007. - 384 с.
10. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье [Текст] / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская. - М.: Искусство в школе, 1995. - 144 с., ил.
11. Тухфетуллина, А. М. Критерии и показатели сформированное™ у детей 5-6-ти лет справедливого отношения сверстников / А. М. Тухфетуллина // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 3. - С. 200-206.
12. Berns, R. S. Kinetic family drwings (K-F-D) An Introduction to Understanding Chidren Through Kinetic Drawings / R. S. Berns, S. H. Kaufman // An Introduction toUnderstanding Chidren Through Kinetic Drawings. - N. Y., 1970. - 146 p.
13. Kakhnovich, S. V. Psychologic-pedagogical foundations of sensory experience formation of children in the process of graphics activity / S. V. Kakhnovich // International journal of experimental education. - 2011. - № 1. - P. 37-38.
УДК 39:37 (=511. 152) (045)
Якунчев Михаил Александрович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры зоологии, экологии и методики обучения биологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевъева», [email protected], Саранск
Горшенина Светлана Николаевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевъева», [email protected], Саранск
ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА*
Yakunchev Mihail Alexandrovich
A doctor of pedagogical sciences, professor of the Chair of Zoology, Ecology and methods of teaching of Biology of the State Educational Institution of Higher Professional Education «Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev», [email protected], Saransk
* Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме: «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (государственный контракт № 14.740.11. 0992 от 06. 05. 2011)
ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ТРАДИЦИОННОЙ...
Gorshenina Svetlana Nikolaevna
A candidate of pedagogical sciences, a docent, a docent of the Chair of Pedagogics of Preschool and Primary Education of the State Educational Institution of Higher Professional Education «Mordovian State Pedagogical Institute named after М. E. Evsevyev», sngorshenina@ yandex.ru, Saransk
ETHNOECOLOGICAL REPRESENTATIONS INTHE SYSTEM OF TRADITIONAL PEDAGOGICAL CULTUREOFTHE MORDOVIAN ETHNOS
В качестве приоритетной установки реформирования российского образования на современном этапе обозначена стратегия поли- и этнокультурной направленности, раскрывающая, в какой мере его цели, задачи, содержание, технологии воспитания и обучения ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в условиях многонациональной мировой цивилизации. В связи с этим возрос интерес исследователей к изучению этнопедагогических, этнокультурных, этноэко-логических традиций различных народов и их использованию в воспитании подрастающего поколения (И. С. Бессарабова, Э. Ф. Вертякова, О. И. Давыдова, Н. А. Минулина, Т. Б. Уварова, М. А. Якунчев [12] и др.).
Проведенный анализ основных научных подходов к проблеме изучения этнопедагогического наследия показал, что одним из актуальных направлений в данном контексте является исследование и осмысление исторически сложившихся традиций взаимодействия этноса и природы, этноэкологи-ческих представлений в народной педагогической культуре (В. Н. Адаев, М. А. Андросов [1], Ц. Б. Будаева, Д. А. Данилов, Т. А. Костюкова, С. Н. Фомина и др.). Этот интерес вызван не только академическими соображениями, но и кризисным состоянием территорий и проживающих там этносов. Система этноэкологических традиций представляет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения экогуманитарной образовательной парадигмы, а также качественно нового подхода к природопользованию.
Каждый этнос имеет свое собственное восприятие мира природы. Природа определяет лицо народа, предопределяет род деятельности, образ мира, особенности языка, систему народного воспитания, национальную культуру в целом.
Возникновение национально-этнической ментальности мордовского народа как мировидения, архетипа культуры было обусловлено рядом факторов, которые определили национально-психологические особенности представителей данной этнической общности, систему педагогических взглядов, а также тип экологического сознания и поведения.
Этническая общность мордовского народа сложилась как своеобразный микросоциум, возникший как результат самоорганизации населения на базе совместной жизнедеятельности в определенных природных и исторических усло-
виях. Это самый крупный финно-угорский народ Поволжья. Благоприятные условия существования и быстрый численный рост позволили окончательно оформиться этнической структуре мордовского этноса, которая определяется Н. Ф. Мокшиным [6] как бинарная, включающая в себя два субэтноса - мокшу и эрзю. Каждый субэтнос, считая себя мордвой, вто же время обладает присущими только ему самосознанием и самоназванием (субэтнонимом). Различия групп определяются некоторыми особенностями мировоззрения, языка, норм поведения, ценностями материальной культуры. Географические (граница леса и степи) и геополитические (территория на стыке кочевого и земледельческого миров) факторы способствовали созданию сложной этноконфессиональной (наличие язычества, христианской и мусульманской религий) и полиэтнической (совместное проживание народов трех языковых семей: финно-угорской, индоевропейской (славянской) и тюркской) ситуации формирования мордовского этноса.
Исконной территорией поселения мордвы является лес и лесостепная зона, богатые ценной древесиной и пушным зверем. Для мордовского народа было характерно комплексное ведение хозяйства с приоритетным развитием земледелия и скотоводства. Данные занятия требовали хороших знаний географических особенностей местности, метеорологии, биологии животных, умений проводить фенологические наблюдения. П. И. Мельников отмечает, что «мордва суть такой народ, которым по справедливости должно приписать имя превосходных земледельцев, ибо вся их жизнь проходит в неутомимых трудах хозяйства, и источник их богатства и изобилия есть ничто иное, как только земля, руками их обработанная» [5, с. 31].
В процессе естественно-исторического взаимодействия с природой мордовская сельская община выработала экологически оптимальные способы самоорганизации, позволяющие обеспечить равновесие с природой, формировалась экологическая культура этноса.
В ходе этногенеза у мордовского этноса сложилась система воспитания, обеспечивающая формирование поколений, способных жить в гармонии с окружающей средой. Самобытная народная педагогика мордвы не представляет собой стройную систему теоретических взглядов, но несет в себе эмпирическое и рациональное знание, помогающее воздействовать на человека, превращая его из биологического существа в социальное, которое способно познавать, создавать, творить и жить в этом мире.
Основываясь на исследовании Р. Д. Санжаевой [8], можно отметить, что система педагогических взглядов мордвы относится к традиционным, несколько консервативным, так как для нее характерна установка на воспитание в детях послушания, ответственности, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности, что характерно для земледельческих народов.
В народной педагогике мордвы среди основополагающих нравственноэтических ценностей заложены идеи единения с природой, бережного разумного отношения к родной земле («Мастор-ава» («мать-земля»)), гуманного отношения к растительному и животному миру, нравственного ответственного отношения к природе, преумножению ее богатств.
В мордовской народной педагогике можно выделить следующие компоненты, способствующие формированию экологической культуры личности:
- содержательный (система знаний народа о природе, поведении в ней, отношение, отраженное в произведениях поэтического творчества, обычаях, обрядах);
- практический (практические приемы, методы, средства воспитания рационального, бережного отношения к окружающей природной среде; выработанные в народной практике традиции рационального природопользования).
Народная педагогика мордвы близка к природе и человеку, она воспринимается как природосообразная, естественная. И. А. Чуриков [11] природосообраз-ность в народной педагогике рассматривает с позиции выявления и осмысления закономерностей природы, аналогично проявляющихся в жизни растений, животных, человека. В то же время рассмотрение человека как части природы в системе воспитания мордвы предполагает предъявление к нему требования приводить все действия в состояние согласованности с природой; проявление уважения, поклонения, любви, бережного отношения к природе. Природосоо-бразность характеризуется также признанием уникальности каждого индивида, его целей, поступков, мотивов деятельности, что имеет важное значение при построении взаимоотношений с окружающим миром.
Значительное влияние на формирование мировоззрения, становление этнической культуры мордовского этноса оказали религиозные языческие верования. При этом, культовые действия и их мифологическое обоснование являются одной из ранних форм экологического сознания мордовского народа.
Язычество мордвы представляло собой целостную систему философских представлений о возникновении и устройстве мира и месте в нем человека. Представления об устройстве мира в народной философии мордвы, как и у других финно-угорских народов, соответствует разделению его на зоны - улей с четырьмя рядами: низший - подземный; первый из центральных - населен людьми, его основой является человек, созерцающий на жизнь, его семья, род, община; второй - представляет собой родной край и его природу, землю, населенную всевозможными живыми существами; высший - космическое пространство, вселенная, мир. Эта конструкция позволяет наглядно увидеть зависимость жизни отдельного человека от законов мироздания, космических и земных сил, социальных норм, ценностей и правил, т. е. человек мыслит себя неотъемлемой частью великой Матери-Природы, малым микрокосмосом. На основе этого в философской системе народа возникает идея почитания человеком законов космоса, земли, природы, соблюдения нравственных канонов между людьми.
Анализ историко-этнографической литературы [3; 4; 5; 6; 10] показал, что древние религиозные верования и обряды мордовского народа связаны с поклонением божествам, олицетворяющим ту или иную силу природы (Ведь-ава - воду, Виръ-ава - лес, Мастор-ава - землю, Варма-ава - ветер, Тол-ава - огонь и т. д.). Воспитание почтительного отношения к природе, как правило, проводилось изо дня в день, но особенно эффективно - в дни молебнов при совершении религиозных ритуалов на священных местах.
В исследованиях М. Е. Евсевьева описывается, что моления (озксы) обычно совершались за деревней у ручья или родника, у опушки леса под священным деревом. Мордовским народом почитались многие растения (дуб, липа, береза, вяз, сосна), которые «считались «чистыми», обладали чудесными свойствами отвращать болезнь» [2]. Вера в целительную силу священных деревьев, вероятно, берет свое начало от древних воззрений людей, которые видели в дереве - «умнеющем» зимой и «возрождающемся» весной источник здоровья и физических сил.
Календарно-обрядовая деятельность являлась у мордвы одним из важнейших средств приобщения подрастающего поколения к национальной культуре. В мордовской деревне почти все обрядовые и праздничные церемонии проходили в присутствии детей. Все увиденное и услышанное воспроизводилось ими в играх. Первоначально дети являлись пассивными зрителями, затем ассистентами, помощниками, а в дальнейшем становились непосредственными исполнителями, участниками обрядов. Последовательная смена ролей приводила к естественной идентификации ребенком себя как члена сообщества, воспроизводила систему социальных связей на следующем поколенном уровне, вырабатывала устойчивые поведенческие структуры.
Календарно-обрядовые праздники мордовского народа определялись солнечным календарем, воплощали в себе цикличность природных явлений: возрождение (весенние ритуалы, связанные с подготовкой к посеву) - расцветание (ожидание урожая) - засыпание (осенне-зимние обряды) природы.
Экологический характер имели национальные праздники «Тундонь тер-дема» («Зазыв весны»), «Тейтерянь пия кудо» («Дом девичьего пива»), в основе которых заложена идея оживления, очеловечивания природы, передача ей своих способностей к продолжению рода на земле; обрядовая игра «Дождинки», в которой просматривается единая цепь процесса воспроизводства потомства: человек, семья, род - злак, колос, сноп - круговорот жизни на земле; обряды «Ливтема - совафтома озкс» («Обряд первого выгона скота»), «Алашань озкс» («Моление о лошадях»), в которых проявляется гуманное отношение к природе.
На протяжении тысячелетий, путем многовековых наблюдений за природой, в практической деятельности в природной среде мордовским народом были выведены «экологические традиции». Данные нормы и ценности, принципы жизни, выработанные на протяжении веков, закреплялись в устойчивых, общезначимых и рациональных схемах поведения, алгоритмах отношения к природе, обществу, человеку, традициях рационального природопользования, сохранения равновесия внутри природы и в ее отношениях с обществом.
Из поколения в поколение вплоть до настоящего времени мордовским народом передавалась традиция облагораживания родников и ключей (лисьма-пря), вода в которых считалась целебной, священной. Дети принимали активное участие в очищении окрестностей таких мест от мусора, остатков погибших деревьев, отгораживали водный источник деревянным срубом. Обычаем
доброго отношения к родной природе у мордвы является сохранение ценных в эстетическом отношении участков природы, создание заповедных рощ, «засечных лесов» для сохранения ценных пород деревьев и животных, находившихся под охраной. Не меньшее природоохранное значение несет в себе обычай внимательного определения мест охоты, запрет на уничтожение молодых особей животных. Таким образом, «традиции, обычаи народа становились каналом, по которому старшее поколение передавало младшим не только религиозные представления, но и нравственные нормы» [8, с. 241].
Большое значение в процессе формирования экологической культуры личности имели средства духовной культуры, в частности, произведения поэтического творчества, в которых отражена взаимосвязь между природой и национальным характером народа, нравственные представления об отношении к миру природы. Фольклор содержит богатый материал в плане обогащения экологических знаний детей, лучшего овладения практическими умениями и навыками природоохранной деятельности, выработке правильных привычек поведения в природной среде. В материалах фольклора в специальной, своеобразной форме запечатлены традиции и обычаи бережного, разумного отношения народа к природе, ее богатству [9; 7].
Через сказки, пословицы, загадки передавалась подрастающему поколению масса разносторонних знаний, в том числе и экологического характера: о повадках зверей, о съедобных, лекарственных и ядовитых растениях, о различных явлениях в неживой природе. Они воспитывали в детях доброту, трудолюбие, чувство ответственности, знакомили с правилами поведения в лесу, на водоеме, передавали тот народный опыт, без которого было трудно выжить среди дикой природы; в них отражен весь спектр взаимосвязей между миром природы и миром человека.
Своей выразительностью, близостью к родной природе фольклорные произведения оказывали сильное эмоциональное воздействие на детей, несли огромный нравственно-эстетический потенциал, так как воспевали красоту, могущество родной природы и ее обитателей, призывали охранять и преумножать ее богатства. И сегодня эти произведения способны оказать влияние на воспитание у детей заботливого, бережного отношения ко всему живому.
У мордовского народа первоначальное знакомство детей с окружающим миром, с повадками животных и птиц, признаками растений осуществлялось через колыбельные песни, потешки, прибаутки. Широкое распространение в детском фольклоре нашли заклички, приговорки, песенки-обращения к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру), птицам, насекомым. В них сохранились следы магических заклинаний, отклики языческих воззрений народа.
Одним из основных жанров народного творчества мордвы, способствующим воспитанию экологической культуры личности, следует считать народные сказки. Природоведческая тематика характерна, прежде всего, для сказок о животных. Многие из них с точки зрения современности являются экологическими. В них можно найти не только объяснение явлений приро-
ды, яркие запоминающиеся образы, но и фрагменты пищевых цепочек, элементы сложных природных взаимосвязей типа «хищник - жертва». Сказки знакомят детей с растительным и животным миром территории, занимаемой мордвой, с повадками зверей и птиц (сказка сообщает, что звери живут в лесу: белка в дупле, медведь спит в берлоге и сосет свою лапу, заяц любит грызть кору с деревьев), дети узнают об анатомическом строении животных (почему у зайца передние лапы короче, а задние длиннее; причину отсутствия хвоста у медведя), у них можно найти глухие отзвуки процесса приручения животных («Кода пинесь эстейнца ялга мусь» - «Как собака друга себе нашла»). Сказки в увлекательной форме, помогают понять ребенку законы природы, осознать ее значение как многогранной универсальной ценности, понять красоту, индивидуальную самоценность и неповторимость живых организмов, взаимосвязь между живым и неживым в природе.
Кроме сказок и легенд природоведческого и экологического характера в устно-поэтическом творчестве мордовского народа присутствует немало преданий и быличек космогонического, географо-топонимического содержания. В них определенное место занимают описания картин природы, конкретной местности, с характерным растительным и животным миром, рассказывается о происхождении отдельных видов растений и животных, повадках зверей, птиц («Канюк», «Как появилась гусыня», «Как кошка с собакой стали враждовать»).
Пословицы, поговорки, загадки отражали представления народа об окружающей действительности, о природных факторах, процессах, явлениях, о поведении представителей животного мира. Эти фольклорные жанры помогают знакомить детей с явлениями окружающей природной среды, конкретизировать их, привлекать внимание к их признакам, на которые обычно дети не обращают внимание. Использование народных высказываний, дающих полную, образную характеристику отдельным животным и растениям, вызывает чувство удивления, произвольно эти признаки и объекты запоминаются и служат основой дальнейшего развития знаний о живых организмах. Загадок такого содержания в мордовском фольклоре довольно много: «Что за дерево без ветра шелестит, теплым летом как от холода дрожит?», «Не похожа на огонь, только ой как жжет ладонь», «Ходит по полю, но не конь. Плавает по воде, но мокнет». В этих загадках содержится характеристика растений и животных в необычной поэтической форме, что вызывает интерес и радостное желание правильной отгадки. Таинственные силы природы благодаря загадке становятся более близкими и понятными.
Важнейшими средствами воспитания в мордовской народной педагогике являлись запреты - словесные предписания, оберегающие птиц, животных, растения от уничтожения: «Священное дерево не рубят - руки отсохнут», «Если убьешь священное животное (птицу) - не будет родиться хлеб, не будет плодиться скот, не будет у того детей». Запреты, предостережения являлись средством организации жизни и поведения подрастающего поколения, были направлены на предотвращение нежелательных для социума поступков и обеспечение усвоения социально-одобренных норм поведения.
Через песенный жанр уже в раннем возрасте детям прививались моральноэстетические ценности и этические нормы. В лирических песнях, которые мордва называет лесными «Тума» («Дуб»), «Умарь, умарь - умарина» («Дерево, дерево - яблонька»), «Пиче» («Сосна»), отражаются представления о разумном, бережном отношении природе родного края. У мордовского народа известны песни о растениях, родниках, лесных опушках, лугах, животном мире, в которых воспевается красота и могущество природы, песни, имеющие экологическое содержание («Свила бы гнездо - боюсь разорят», «Утица», «Куница», «Охотник и лесная утка», «Ой, хорошая птица лебедь»). Они еще раз напоминают о необходимости сохранения природной среды для новых поколений, устами представителей животного мира проводится мысль о почитании природы, даются предостережения от ее бессмысленного уничтожения.
Таким образом, в народной педагогике мордвы присутствует целостная система традиций, определяющая развитие экологической культуры отдельной личности и этноса в целом. Воспитание бережного отношения к природе, экологической культуры подрастающего поколения в мордовской народной педагогике осуществлялось как естественный процесс, неразрывно связанный с жизнью. Положительное отношение народа к природе было обусловлено, с одной стороны, рациональным началом (использование полезных свойств природной среды), с другой, гранью духовного освоения окружающей среды (эстетическое восприятие природы, древние народные эко-фильные поверья, основанные на коренных языческих традициях, гуманное отношение ко всему живому, основанное на высокой нравственности).
Библиографический список
1. Андросов, М. А. Определение и оценка необходимости этнического, экологического, этноэкологического воспитания подрастающего поколения [Текст] / М. А. Андросов, Т. А. Костюкова // Мир науки, культуры, образования. - 2010. -№6-2.-С. 191-196.
2. Евсевьев, М. Е. Историко-этнографические исследования [Текст] / М. Е. Евсе-вьев // Избранные труды в 5 томах. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - Т. 5. - 552 с.
3. Корнишина, Г. А. Традиционно-обрядовая культура мордвы [Текст] / Г. А. Корнишина. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 112 с.
4. Майнов, В. Н. Очерк юридического быта мордвы [Текст] / В. Н. Майнов. -Саранск: НИИ ГН при Правительстве РМ, 2007. -293 с.
5. Мельников, П. И. Очерки мордвы [Текст] / П. И. Мельников. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. - 134 с.
6. Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа [Текст] / под ред. Н. П. Макаркина, Н. Ф. Мокшина. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 992 с.
7. Павлов, В. И. Патриотическое и духовно-нравственное воспитание будущих учителей / В. И. Павлов // Сибирский педагогический журнал. — 2011.— №2.-С. 139-147.
8. Санжаева, Р. Д. Этнопсихологические особенности воспитания детей в бурятской семье [Текст] / Р. Д. Санжаева // Национальная школа: концепция и технология развития. - М.: Просвещение, 1993. - С. 242-243.
9. Серикова, Л. А. Психолого-педагогические аспекты формирования религиозно-нравственных представлений у младших школьников [Текст] / Л. А. Серикова, Т. И. Шукшина // Сибирский педагогический журнал. - 2010. -№ 10.-С. 233-243.
10. Смирнов, И. Н. Мордва: историко-этнографический очерк [Текст] / И. Н. Смирнов. - Казань, 1895. - 291 с.
11. Чуриков, И. А. Природосообразность народного воспитательного опыта финно-угров [Текст] / И. А. Чуриков // Сибирский педагогический журнал. -2010,-№4.-С. 207-214.
12. Якунчев, М. А. К проблеме этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений (на примере педвузов) [Текст] / М. А. Якунчев, Л. П. Карпуши-на // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. - С. 292-297.
УДК37. 00(045)
Ершова Светлана Михайловна
Аспирант кафедры педагогики Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, [email protected], Саранск
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИЙ «ЦЕННОСТЬ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»*
Ershova Svetlana Mihajlovna
The post-graduate student offaculty ofpedagogics of the Mordovian state pedagogical college of a name of'M. E. Evsev’eva, [email protected], Saransk
ERSHOVA S.M. THEORETICAL JUDGEMENT OF CATEGORIES «VALUE» AND «VALUABLE RELATIONS»
Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к личности учителя, ориентированного на базовые ценности своей профессиональной деятельности и способного к такому проектированию образовательной среды, которая предполагает возможность самоопределения, как для учащихся, так и для самого педагога.
* Работа проводится при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ за счет средств ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по теме: «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования» (государственный контракт № 14.740.11.0992 от 06.05.2011 г.)