Научная статья на тему 'Этнические аспекты образования в педагогической практике'

Этнические аспекты образования в педагогической практике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
97
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЗНАКОВАЯ СИМВОЛИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / МОЛЕНИЯ МОРДВЫ / ОБРЯДОВЫЙ АМУЛЕТ / ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ КОМПОЗИЦИИ / ERNAZAROVA SYMBOLISM / PEDAGOGICAL PRACTICE / THE PRAYER OF THE MORDVINIANS / A RITUAL AMULET / ORNAMENTAL COMPOSITIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Самаркина Наталья Павловна

В статье рассматривается необходимость включения этнических аспектов национальной культуры в педагогическую практику, как необходимое условие формирование личности. Автором учтена позитивная роль изучения этнознаковой символики в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC ASPECTS OF EDUCATION IN TEACHING PRACTICE

The article discusses the need to include ethnic aspects of national culture in teaching practice, as a necessary condition-provision the formation of personality. The author considered the positive role of the study etnonacional symbols in the educational process.

Текст научной работы на тему «Этнические аспекты образования в педагогической практике»

УДК 37.017.922

ЭТНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Самаркина Наталья Павловна

кандидат филологических наук, доцент, заслуженный работник культуры РМ, МБУДО «ДМШ № 2» г. Саранск

ETHNIC ASPECTS OF EDUCATION IN TEACHING PRACTICE

Natalia Samarkina

candidate of philological Sciences, Professor, honored worker of culture of the Republic of Mordovia, MBUDO "children's music school № 2" Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается необходимость включения этнических аспектов национальной культуры в педагогическую практику, как необходимое условие формирование личности. Автором учтена позитивная роль изучения этнознаковой символики в образовательном процессе.

ABSTRACT

The article discusses the need to include ethnic aspects of national culture in teaching practice, as a necessary condition-provision the formation of personality. The author considered the positive role of the study etnonacional symbols in the educational process.

Ключевые слова: этнознаковая символика; педагогическая практика; моления мордвы; обрядовый амулет; орнаментальные композиции.

Key words: Ernazarova symbolism; pedagogical practice; the prayer of the Mordvinians; a ritual amulet; ornamental compositions.

Этнические проблемы образования относятся к числу важнейших проблем, которые затрагивают основу процесса трансляции культуры от поколения к поколению и связывают различные области гуманитарных знаний. Взаимодействие наук с точки зрения образовательных процессов сегодня приобретает особое практическое значение, связанное с необходимостью сохранения в России - государстве многонациональном и полиэтническом единого интеллектуально-образовательного пространства.

В настоящее время значительно возрастает необходимость осмысления самобытных форм выражения народного сознания в

традиционной культуре этноса, включение их в образовательное пространство, как необходимое условие эффективности процесса формирования подлинно интеллигентной личности, обладающей национальным самосознанием, способной понимать и ценить духовное наследие народа.

На протяжении всей истории существования мордовского народа шло формирование системы этнознаковой символики. Важнейшими символообразующими факторами стали древние мифологические воззрения, традиции, ритуалы и обычаи. Изучение этносимволов осложняется тем, что один и тот же знак мог иметь разную семантическую значимость в различных случаях. Например, его толкование могло изменяться в зависимости от того, на какой предмет он был нанесен. Если такие символы, знаки были нанесены на предмет, использовавшийся преимущественно в утилитарно-практических нуждах, то он функционально связан был с информационным значением, например, выражал принадлежность роду, семье. Символ, знак, нанесенный на визуально-обрядовый амулет, приобретал обереговую, магическую значимость.

Символика этноса возникает на границе между реальным миром и его отражением, при этом объективная реальность переводится в мир субъективных восприятий. Язык этнознаковой символики в определенном смысле универсален и выражает отношения между явлениями и их идеальными моделями, архетипами этнического сознания.

В современной науке не существует единой классификации символических систем. В мордовской этнознаковой символике выделяется группа конкретных и абстрактных символов. К первой относятся: символ числа, символ-имитация объекта реального мира. Абстрактная символика возникает на субъективной основе ритуально-обрядовых действий, культов, в недрах религиозного сознания. Выявить, в полной мере и конкретности, что представляла из себя древнемордовская этнознаковая символика можно лишь с известной степенью условности.

В мифологических представлениях мордвы связующими звеньями мироздания были 3 ипостаси: тона чи (тот cвет), мода (земля), менель (небо). Скрепленные осью мироздания - мировым деревом (Ине чувто), они служили человеку. Трехчастные построения очень распространены в этнознаковой символике мордвы. Можно с определенной долей уверенности сказать, что большое количество символов, связанных с культом леса и растений, деревьев возникло именно благодаря тому, что в народном сознании утвердил особое отношение к этим объектам окружающего мира.

Почитание леса занимает приоритетное место в древней идеологии мордовского этноса. В качестве символов цветения и изобилия образы деревьев часто встречались в религиозной мифологии мордовского народа, продолжительное время проживающего в лесах с верой в его священнодейство.

Существовали моления (озксы) в честь духов-покровителей деревьев, такие, как Пекше озкс (моление липе), Келу озкс (моление березе), Тумо озкс моление дубу), Пиче озкс (моление сосне), Чувтонь озкс (моление деревьям). Особо почитались мордвой «чистые» деревья, к которым относились пизел -«рябина», умарина - «яблоня», атямарь - «вишня». Вышитые родовые деревья жениха и невесты можно увидеть на обрядовом полотенце.

В дохристианские времена мордва дно могилы устилали хвоей, мхом, лубом, листьями, что обеспечивало, по древним воззрениям, покровительство этих деревьев. Поэтому на культовых предметах погребального обряда встречаются символические знаки - елочки, ветви сосны.

Целый ряд знаков на головных уборах и одежде мордвы обращены в древние языческие времена, к культу Вирь-авы - покровительнице леса и растительности, к богине плодородия - Норов-аве. Существовали, вероятно, и более ранние формы верований, связанные с тотемическими представлениями о зооморфных предках, в которых запечатались убеждения в отсутствии принципиальной разницы между человеком и животным, вера в возможность превращения человека в животное и обратно. Прикасаясь к кости, зубу, шерсти,

шкуре животного, храня их в качестве амулетов, человек полагал, что находится под их защитой, обретает присущие им свойства. В этнознаковой символике мордвы встречаются изображения стилизованных рогатых существ (лосей), что очевидно, восходит к тотемистическим формам народного сознания, связанного с культом живой природы. Достаточно многообразны ромбические символы. Например, фигуры, называемые ватракш (лягушка), в виде ромба с продолжениями - отростками. Это отразилось в мордовской вышивке, где есть немало названий узоров, связанных с миром фауны -птицами, насекомыми, животными, которые встречались в местных лесах. Наиболее распространены названия нумолонь пиле (заячье ухо), баранонь сюрот (бараньи рога), сараз лапат (куриные лапы), нимилявонь пилеть (ушки бабочки).

Орнаментальные композиции этнознаков-оберегов наносились на предметы утвари, бытовые предметы, предметы собственности, а также украшали одежду. Национальная одежда мордвы сохранила много вариантов и пользования ромбического орнамента. Этнознаковая символика в вышивке имела большое значение, служила защитой от сглаза и порчи.

Мордовские женщины выполняли сложную по колориту и орнаменту вышивку, где каждый элемент имел свое обозначение, связанное с животным и растительным миром, с природой. Мотивы орнамента, связанные с деревьями, «березовая ветка», «лишняя березовая ветка», «крестообразная хвостатая береза» встречаются у родственных мордве хантов, свидетельствуя о повсеместно развитом культе деревьев у финно-угров.

Пробуждение интереса к собственной истории, традициям, обычаям характерно для современного социокультурного состояния общества. Поэтому формирование национального самосознания в педагогической практике является неотъемлемой частью духовно-нравственного становления личности, обладающей нерасторжимой генетической связью с духовной культурой своего народа.

Список литературы:

1. Советкин С. Мифология мордовского народа [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //sergei-sovetkin.Hvej ournal .com/3937.html?page=1 %0A/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.