УДК 130.2:39(470.4)
ТРАДИЦИИ МОРДОВСКОГО ОРНАМЕНТА В ОБЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОВОЛЖЬЯ
© Н. В. Рябов
Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева Россия, Республика Мордовия, 430005 г. Саранск, ул. Большевистская, 68.
Тел.: +7 (8342) 32 73 92.
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены условия формирования традиций орнаментальных мотивов с точки зрения культурного феномена. Проанализированы художественные и конструктивные особенности мордовского орнамента в историческом контексте этнической символики. Анализируя художественные и конструктивные особенности мордовского орнамента, сопоставляя их с данными археологии и этнографии, предполагается наиболее древняя форма их изображения, относящаяся к Ананьевской и Городецкой культурам. В связи с этим в статье рассмотрены многие методы построения узоров, соответствующие еще более ранним периодам истории человечества.
Ключевые слова: мордовский орнамент, национальная культура, этнические традиции, рунообразные знаки, ромбо-точечная композиция.
Общеизвестно, что культура любого этноса в процессе своего развития испытывает влияния разных близко или далеко живущих народов. Восприятие художественных мотивов, технических новаций и декоративных решений других культурных традиций во все времена играло позитивную роль в развитии и обогащении народного искусства. Вместе с тем, необходимо отметить, что для жизнеспособности народного искусства важно доминирование собственно-этнических тенденций. Она основана на каноне или своего рода концепте этой культуры, на способе передачи ремесленных навыков непосредственно от поколения к поколению. В связи с этим происходят новые стилевые предпочтения в традиционности, иногда сакральному образцу, хорошо знакомому, пришедшему к нему из глубины веков от его дедов и прадедов. Отдельные части традиционной культуры дошли до нашего времени через образное мышление, ассоциативные архаические передачи информации, они полноправно существуют в обыденном массовом сознании. Такое сочетание духовных традиций и преемственность поколений в народной культуре послужили основой развития национальной одежды, с его удивительным орнаментальным строем, цветовым колоритом и элементами этнической символики.
Анализируя художественные и конструктивные особенности мордовского орнамента, сопоставляя их с данными археологии и этнографии, можно предположить, что наиболее древняя форма их изображения относится к Ананьевской и Городецкой культурам, а многие методы построения узоров соответствуют еще более ранним периодам истории человечества. Некоторые узоры мордовской вышивки аналогичны орнамент у росписи керамической посуды. При таком сравнении необходимо учитывать не только аналогии орнаментов вышивки и резные узоры, а также и принципы построения, сочетание цвета и стилевые интерпрета-
ции. Сложные по своей структуре элементы орнаментального строя в вышивке, применяемые в основном в женских костюмах, а также в резьбе по дереву, нашли свое место в изображениях, напоминающих пиктограммы и рунические знаки - элементы древнего письма.
Рунообразные знаки в орнаментальной системе мордовских узоров появились самостоятельно на основе развития историко-культурных процессов. Этому предшествовало миропонимание народов, проживающих в Поволжье, но некоторые формы рунического письма, схожие с енисейскими и орхонскими рунами, есть в вышивке народов Поволжья, в частности, в одежде эрзи и мокши. В них много соответствий, в основном в знаках, расположенных вокруг разреза ворота женской рубашки кемень сэрь панар(э.) и вдоль рукавов праздничного костюма [1, с. 110].
Весь орнаментальный ряд в мордовской вышивке в сочетании с множеством знаковых элементов в основе своей синтезировал разнообразие геометрических фигур (крест, крест с изогнутыми концами, ромб, пересекающие парные линии, волнообразная спираль и др.). Особенно ярко выражены эти элементы в композиционном строе и расположении узоров, которые соответствуют традициям выполнения народной вышивки Поволжских народов. В исследовании финского ученого А. Гейкеля одежды финно-угорского народа есть подробное описание разнообразной техники вышивки древней мордвы. Он отмечает более близкое сходство одежды мордвы с одеждой мещеры, хотя они также сходны в орнаментации с русским костюмом. Несмотря на то что об этой этнической группе, как «мещера, которая в настоящее время говорит по-русски, мы ничего не знаем, неизвестно, были ли они мордвой или татарами, но их одежда в целом отличается от мордовской, хотя некоторые элементы одежды похожи. В первую очередь об этом сви-
672
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
детельствуют вышивки, которые полностью напоминают мордовские. Даже изогнутый крест (разновидность свастики) имеет мордовское соответствие не только в отношении формы, но и в отношении техники. Это сходство дает нам право считать орнамент в головном уборе не мещерским, а мордовским» [2].
Исследователи традиционных мордовских орнаментальных мотивов
А. С. Лузгин и В. И. Рогачев отметили важный фактор возникновения и осознания оформления той или иной одежды в том, что «люди начинали понимать, для чего и почему они создают ту или иную форму одежды, различая, например, будничные или праздничные варианты. То, что мы сейчас называем орнаментом, вышивкой, украшением одежды (окраска, узорное тканье, аппликация, бисер, съемные украшения), у предков возникло не только из стремления к красоте, но и по прагматическим соображениям. Они создавались как знаки, помогающие определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе» [3, с. 13]. Такая постановка вопроса объясняется тем, что целесообразно иметь орнаментальные узоры в тех частях одежды, где наиболее вероятно проникновение злых духов, болезней и порчи, что и является одним из основных охранительных функций вышитой одежды. Вероятно, вышивальщицы владели знаниями, которые были переданы другими поколениями и могли вплетать в узоры знаки-символы с заложенным смысловым пониманием. Одним из наиболее часто применяемых знаков в орнаментации у многих народов является «крест» -древний магический символ, существовавший до христианства у самых разных народов. Первоначальная форма креста имитировала древнее орудие для добывания огня, поэтому он стал универсально-религиозной эмблемой огня, а затем солнца как огня небесного. Как и огонь, солнце умирает и возрождается в процессе движения по небу. По мнению археологов В. И. Вихляева и И. М. Петербургского, «крест является символом огня, который в языческой религии имел очистительную силу, защищал человека от всяких бед и болезней. В погребениях встречаются крестообразные подвески, созданные задолго до христианства» [4,с. 160].
Крест, как эмблема солнечного божества, становится языческим очистительным символом, тесно связанным со стихией огня. Огонь по языческим поверьям, был очистительной, целебной стихией, способной отпугнуть нечистую силу. Крест является самым распространенным символом у многих этнокультур, его используют в разных вариантах орнаментального строя женской одежды, особенно распространенное явление крестообразных знаков, встречается на предметах домашней утвари. Крестообразные знаки в сочетании с другими элементами в орнаменте на мордовской одежде образуют
сложные сплетения разных по своей форме узоров и новой семантической трактовкой.
Крест-фигура, исходящие лучи с середины (окружности, квадрата, ромба), означала у многих народов, в том числе и у мордвы, четыре стороны света. В древних верованиях магическим и священным является понятие о четырех стихиях, четырех временах года. Эти значения тесно связывали число четыре с культом солнца. Поэтому на шаманских бубнах у саамов солнце изображалось кружком с четырьмя лучами, которые называются «четыре вожжи солнца». Это означало, что власть солнца распространяется на всю землю. В разнообразии крестообразных форм мордовской вышивки часто применяется крест с загнутыми концами в виде свастики - повсеместно распространенный древний символ огня и солнца. По происхождению и содержанию свастика близка к кресту. В древние времена свастика была символом удачи в самых разных культурах, обладала начертательным и смысловым своеобразием. Это «символ шествия по небесам солнца, превращающего ночь вдень, символ плодородия и возрождения к жизни. Крест-свастика происходит от санскритского слова благоденствие. Концы креста обозначают ветер, дождь, огонь, молнию» [5, с. 25].
Наиболее древним по своему применению в декоративно-прикладном творчестве является ромб, традиционный элемент орнаментального оформления мордовского костюма, зафиксированный в археологических и этнографических материалах [6, с. 49]. Ромб как символ женского начала отмечается многими исследователями (В. И. Рогачев, Т. П. Про-кина), а присутствие этого знака на женской одежде символизирует женщину, как хранительницу очага. Мордовское название ромба в орнаменте женского костюма супрят (э.) [7, с. 26; 8, с. 48].
В композиционном строе орнамента у финно-угров часто встречается ромбо-точечная композиция, впоследствии возникшая в более поздний период и у русских. На ромбо-точечный орнамент обращает внимание и Б. А. Рыбаков, предполагая, что возникновение ромбического узора с точками схоже с началом постройки дома (новой избы). Главе семьи необходимо было освятить участок земли, отведенный под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил его на четыре части так, чтобы образовались четыре малых квадрата. Затем хозяин будущей усадьбы отправлялся на все четыре стороны и приносил из четырех полей по большому камню. Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на земле. После этого земля будущей усадьбы считалась освященной. Белорусский крестьянин освящал свою землю той самой ромбо-точечной композицией, которую девушки вышивали на своей свадебной одежде. Б. А. Рыбаков полагает, что «основой ромбического знака по-
служило искусство палеолита, а исходной формой мог явиться срез на бивне мамонта» [9, с. 86].
На связь ромбического орнамента обращает внимание и исследователь В. И. Рогачев, связывающий символ ромба со свадебной обрядностью, с жизнью и бытом молодой замужней женщины. Женщина не может быть выделена из мира природы в силу ограниченности бытовой конкретики; «она уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. Символически это отражалось с помощью ромба» [7, с. 265]. Географическое распространение ромбо-точечной композиции достаточно обширно - у карел, марийцев, удмуртов, коми-зырян, эстонцев, немцев и западных славян. Семантика в основном относится к магии плодородия, свадебной одежде, плодам земли. Б. А. Рыбаков отмечает, что «ромбо-точечная композиция на прялках символизировала землю, расположенную между полудневным и ночным подземным солнцем, а в эллинистическое время встречается на специальных глиняных алтарях для жертвоприношения первых плодов» [9, с. 43].
Солярная символика финно-угорского мира, часто употребляемая в знаковой структуре, тесно связана со славянской символикой и его семантикой. Небесные верования восточных славян, среди которых выделяется аграрный культ солнца, воплотились в знаках и своеобразных идеограммах, которые занимают видное место среди других мотивов древнерусской орнаментики. Зародившись в древности, они с постепенным изменением религиозных представлений также претерпевали изменения, как со стороны формы, так и содержания. Тем не менее, основные формы этих знаков и смысл, в них заключившийся, одинаковы везде, где нужную роль в религии играли астральные верования. Так, В. П. Даркевич, опираясь на археологические данные, отмечает, что уже «в бронзовом веке колесо, круг, свастика употреблялись как изображения солнца» [10, с. 60].
Многое определялось масштабом изображения, художественным вкусом исполнителя, в силу вступали различные законы художественного творчества. В изобразительном и орнаментальном контексте «колесо со времен бронзового века олицетворяло солнце, день, солнечный свет. Причем это касается колеса со спицами, тогда как знак, обозначающий те же объекты в современной научно-прикладной символике, это круг с точкой» [11, с. 79].
Положения относительно разного рода различий внешних форм знака, начиная с древних времен и с сегодняшними принципами геометрического построения, применяемых в быту и области искусства, важны при анализе материалов, когда знаки и символы первобытного или этнографического
искусства напоминают исследователю те схемы, которые известны ему из собственной этнической культуры. Все известные символы финно-угорского мира оказались настолько устойчивыми в знаковой структуре, что в качестве декоративных элементов сохранились в народных узорах (керамика, резьба по дереву, вышивка). С течением исторического цикла орнаменту свойственна изменяемость, его мотивы в разные периоды жизни подвергались переработке. Тем не менее, архаические сюжеты лицевых вышивок, дошедшие до нас во множестве вариантов, позволяют проследить устойчивость определенных черт, увидеть в них повторяющиеся, «общие места». Такими устойчивыми элементами являются образы женщины, дерева, всадников в окружении птиц, зверей, представленных в определенной трактовке, имеющих ряд особенностей, что позволяет видеть архаический пласт в вышивке.
Делая обобщающие выводы, следует сказать, что отражение орнаментальной интерпретации знаков-символов в мордовском костюме находится в прямой зависимости от мировоззренческих основ, миропонимания народа. Формирование мордовского орнамента и художественно-эстетического понимания народного костюма уходит корнями в далекое прошлое и восходит к родоплеменному укладу жизни. Мордовский орнамент с его архаичностью и насыщенностью знаковой символики, вобрал в себя воззрения на окружающий мир многих поколений, мастерство и генетическая фантазия народа определили канон, традиции и ритмичность исполнения, которые впоследствии сложились в общий стиль орнаментального строя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мордовский костюм. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990. 384 с.
2. Heikel A. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen. Helsingissa: Suomalaisten kirjallsuuden seuran kirjapainon osokevhtio, 1899. Т. XXXI. рис. 4.
3. Лузгин А. С. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы. Саранск: Морд. кн. изд-во, 2005. 88 с.
4. Вихляев В. И. Мордва // Финно-угры Поволжья и Приура-лья в средние века. Ижевск: Удмуртск. кн. изд-во, 1999. С. 119-160.
5. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Астрель, 2002. 556 с.
6. Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1991. 124 с.
7. Рогачев В. И. Семантика некоторых знаков мордовского декоративно-прикладного искусства // Финно-угорский мир: История и современность. Саранск, 2000. С. 264-268.
8. Прокина, Т. П. Народное искусство // Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск: Морд. кн. изд-во, 1995. 480 с.
9. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 548 с.
10. Даркевич В. П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // С. А., № 4, 1960. С. 56-61.
11. Нейгебауэр О. Точные науки в древности. М.: Наука, 1968. 224 с.
Поступила в редакцию 03.04.2014 г.
674
ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
TRADITIONS OF THE MORDOVIAN ORNAMENT IN THE GENERAL CONCEPTION OF THE VOLGA REGION NATIONAL CULTURE
© N. V. Ryabov
N. P. Ogarev Mordovia State University 44/3 Polezhaev st., 430005 Saransk, Republic of Mordovia, Russia.
E-mail: [email protected]
The conditions of formation of ornamental traditions from the point of view of a cultural phenomenon are considered. Art and design features of the mordovian ornament in a historical context of ethnic symbolics are analyzed. Ethnic traditions of ornament are based on a canon or some kind of concept of Mordovian culture, on a way of craft skills transfer directly from generation to generation. In this regard, there are new style preferences in traditional character. Analyzing art and design features of the Mordovian ornament and comparing them with archeology and ethnography data we can suppose that the most ancient form of their image belongs to Ananyevsky, Gorodetsky cultures, and many methods of patterns creation correspond to earlier periods of mankind history. All ornamental row in the Mordovian embroidery in combination with a set of sign elements, at the heart of the synthesized a variety of geometrical figures (a cross, a cross with the curved ends, the rhombus, crossing pair lines, a wavy spiral, etc.). These elements in a composite system and an arrangement of patterns which correspond to traditions of performance of a national embroidery of the Volga region people are especially brightly expressed. In research of the Finnish scientist A. Geykel of the Finno-Ugric people' clothes there is a detailed description of various equipment of an embroidery ancient mordovian people. In conclusion we'd like to say that reflection of ornamental interpretation of signs symbols in the Mordovian suit is in direct dependence on world outlook bases, outlook of the people. The Mordovian ornament with its archaism and a saturation of sign symbolics incorporated views on world around of many generations, skill and the genetic imagination of the people defined a canon, traditions and rhythm of execution which developed subsequently in the general style of an ornamental system.
Keywords: mordovian ornament, national culture, ethnic traditions, runic signs, rhombus-dot composition.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Mordovskii kostyum [Mordovian Dress]. Saransk: Mord. kn. izd-vo, 1990.
2. Heikel A. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen. Helsingissa: Suomalaisten kirjallsuuden seuran kirjapainon osokevhtio, 1899. T. XXXI. ris. 4.
3. Luzgin A. S. Osmyslenie traditsii ornamental'nykh motivov mordvy [Understanding of Mordvin Ornamental Motif Traditions]. Saransk: Mord. kn. izd-vo, 2005.
4. Vikhlyaev V. I. Mordva Finno-ugry Povolzh'ya i Priural'ya v srednie veka. Izhevsk: Udmurt-sk. kn. izd-vo, 1999. Pp. 119-160.
5. Entsiklopediya simvolov, znakov, emblem [Encyclopedia of Symbols, Signs, Emblems]. Moscow: Astrel', 2002.
6. Mart'yanov V. N. Mordovskaya narodnaya vyshivka [Mordvin Folk Embroidery]. Saransk: Mord. kn. izd-vo, 1991.
7. Rogachev V. I. Finno-ugorskii mir: Istoriya i sovremennost'. Saransk, 2000. Pp. 264-268.
8. Prokina, T. P. Mordva: Istoriko-kul'turnye ocherki. Saransk: Mord. kn. izd-vo, 1995.
9. Rybakov B. A. Yazychestvo drevnikh slavyan [Paganism of Ancient Slavs]. Moscow: Nauka, 1994.
10. Darkevich V. P. S. A., No. 4, 1960. Pp. 56-61.
11. Neigebauer O. Tochnye nauki v drevnosti [Exact Science in Ancient Times]. Moscow: Nauka, 1968.
Received 03.04.2014.