Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов'

Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
319
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ / CONFLICT / CONFLICT COMPETENCE / MORAL ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дзараева Наталья Анатольевна

В русле современных тенденций и роста напряженности в различных сферах жизни формирование конфликтной компетентности выступает одной из важных задач высшего образования. Проблема воспитания конфликтной компетентности у студентов рассматривается с позиции этического трактования личностного качества «конфликтность» как результата нравственного отношения к человеку.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

iewed against current trends and the increasing tension in society the problem of conflict competence development appears to be one of the urgent tasks of higher education. We approach conflict competence as a characteristic which is expressed in moral attitude to people in conflict situations.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов»

УДК 37.015.3

Дзараева Наталья Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: natasha dz@mail. ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У СТУДЕНТОВ

Natalya A. Dzaraeva

PhD, Associate Professor of the Chair of English Philology

Federal Stale Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: natasha dz@mail. ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ANALYIS OF CONFLICT COMPETENCE IN STUDENTS

Аннотация. В русле современных тенденций и роста напряженности в различных сферах жизни формирование конфликтной компетентности выступает одной из важных задач высшего образования. Проблема воспитания конфликтной компетентности у студентов рассматривается с позиции этического трактования личностного качества «конфликтность» как результата нравственного отношения к человеку.

Ключевые слова: конфликт, конфликтная компетентность, нравственное отношение.

Abstract. Viewed against current trends and the increasing tension in society the problem of conflict competence development appears to be one of the urgent tasks of higher education. We approach conflict competence as a characteristic which is expressed in moral attitude to people in conflict situations.

Key words: conflict, conflict competence, moral attitude.

Проблема изучения конфликтов актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества.

© Дзараева Н.А., 2016

Особый интерес к вопросам конфликтологии проявляют те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами межличностного взаимодействия. К сожалению, этот всевозрастающий интерес в немалой степени связан с увеличением напряженности в различных сферах социального взаимодействия. Реалии сегодняшней жизни вызывают необходимость осмысления причин происходящего в обществе роста конфликтности, а также поиска новых форм работы с разными типами конфликтов. Едва ли найдется еще какое-либо явление общественной жизни или научное понятие, изменение отношения к которому так ярко отражало бы изменения в жизни общества, как это имеет место в случае конфликта.

В нашем исследовании проблема воспитания конфликтной компетентности у студентов рассматривается с позиции этического трактования личностного качества «конфликтность» как результата нравственного отношения к человеку.

Под конфликтностью личности в данном исследовании понимается интегральное качество личности, отражающее нравственное отношение человека к людям в условиях конфликта, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия.

Решение данной проблемы на основе нравственного отношения к человеку требует реализации личностно-ориентированного подхода. Педагогический процесс, который формирует нравственное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нравственную ориентацию на человека как высшую ценность. Нравственная ориентация на человека крайне необходима в любой профессии.

Вуз является микрофактором социализации личности студента. В нем имеются все условия для воспитания нравственной личности. Предметы, предусмотренные учебной программой, а также условия, созданные для внеаудиторной работы, позволяют эффективно воспитывать у студентов гуманистические качества, в том числе и конфликтную компетентность. Научить обучающихся предупреждать конфликты и разрешать их конструктивно - одна из основных задач педагогического процесса в вузе.

Поскольку одним из важнейших факторов, обусловливающих поведение человека и его отношение к окружающим, являются характерологические особенности личности, то на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы попытались выявить отдельные черты характера студентов экспериментальной группы. Для этого использовался 16-факторный личностный опросник Кеттелла, который показал, что 73 % студентов неконтактны, скептически относятся к людям и довольно строго судят о них, чрезмерно прямолинейны и испытывают проблемы с самоконтролем. Эти черты характера часто приводят к конфликтам.

Полученные данные были подтверждены и тестом на оценку акцентуаций характера, с помощью которого мы выяснили, что у 54 % студентов

выраженным является экзальтированный тип. Таким людям свойственны возбужденное состояние и подверженность сиюминутным настроениям. У 31 % студентов преобладал гипертимный тип. Эти люди отличаются, с одной стороны, чрезвычайной контактностью, а с другой - необязательностью, завышенной самооценкой и тенденцией не доводить начатое дело до конца.

С целью определения типа темперамента студентов мы обратились к личностному опроснику Г. Айзенка. С помощью шкал: «экстраверсия -интроверсия» и «нейротизм - стабильность» выявлено, что у 81 % студентов наблюдается повышенный уровень нейротизма личности, свидетельствующий об эмоциональной впечатлительности и нестабильности нервной системы. Только 18 % студентов была свойственна эмоциональная устойчивость.

Исследовались также такие показатели, как уровень притязаний и способность к эмпатии. Для этого использовалась методика Шварцландера. Результаты следующие: у 54 % студентов уровень притязаний заниженный; у 40 % - умеренный; у 5 % - завышенный. Тест на оценку эмпатических способностей показал, что у всех без исключения студентов экспериментальной группы они высокие.

Для оценки уровня конфликтности использовался тест В.И. Андреева. Данные тестирования свидетельствовали, что 18 % от общего числа испытуемых составляют студенты с высоким уровнем конфликтности. Человек с высоким уровнем конфликтности характеризуется стремлением к доминированию, излишней прямолинейностью в суждениях и высказываниях, периодически возникающим плохим настроением, безапелляционностью в отстаивании своих идей. У 81 % респондентов обнаружен средний уровень конфликтности. Низкий уровень выявлен не был.

Мы сравнили эти цифры с результатами самооценки студентов.

Результаты показали, что все студенты считали себя умеренно конфликтными. Результаты шкалирования положительно коррелировали с результатами теста В.И. Андреева. Коэффициент корреляции составил 0,35.

Мы соотнесли эти данные с результатами теста на самооценку агрессивности студентов, так как высокий уровень агрессивности свойственен неуравновешенным людям, склонным к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям, пренебрежительно относящимся к людям и провоцирующим своим поведением конфликтные ситуации. Характерно, что 59,5 % студентов экспериментальной группы считали себя умеренно агрессивными; 36 % полагали, что им свойственен низкий уровень агрессивности и только 4,5 % находили, что у них высокий уровень агрессивности. Корреляционный анализ установил взаимосвязь результатов самооценки конфликтности и агрессивности. Коэффициент корреляции равнялся 0,48. Однако между данными теста В.И. Андреева и данными теста на самооценку агрессивности зависимости установлено не было.

С помощью опросника К. Томаса мы попытались определить тип поведения в конфликтах, в большей мере присущий студентам. Наиболее часто используемым оказался компромиссный тип поведения, позволяющий путем

взаимных уступок достичь соглашения между участниками конфликта (54 % студентов). У 27 % студентов преобладало соперничество - тип поведения, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Избегание предпочли 9 % студентов, приспособление - 4,5 % и сотрудничество - 4,5 % студентов.

Корреляционный анализ, проведенный в выборке из 100 студентов, показал наличие зависимости между их характерологическими особенностями и выбираемой тактикой поведения в конфликте (табл. 1).

Таблица 1

Зависимость тактики поведения студентов в конфликте от их характерологических особенностей

Тактика поведения в конфликте Характерологические особенности

Агрессивность Тре-вож-ность Общи-тель-ность Эмпа-тия Уровень притязаний Комплекс непол-ноцен-ности Экстра версия Нейро- тизм

Соперничество 0.37 - 0.29 - 0.23 - 0.23 - 0.21 0.33 - 0.21

Сотрудничество - - - - - - - -

Компромисс - 0.26 - - - - 0.20 - -

Избегание - - 0.23 - - - - -

Приспособление - 0.29 - - 0.36 - - - 0.20 -

Для выявления особенностей межличностных отношений применялись: методика Т. Лири, методика для определения личностной направленности, а также социометрическая диагностика.

Методика Т. Лири предназначена для определения преобладающего типа отношения личности к окружающим.

На основании исследования межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу.

Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения:128 простых лаконичных характеристик - эпитетов - сгруппированы в 8 октантах (по 16 характеристик в каждом), отражающих различные психологические профили. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен был отмечать знаком «+» те характеристики, которые считал присущими себе. Полученные количественные показатели, от 8 до 16 по каждому из октантов, были перенесены на психограмму. На соответствующей номеру октанта координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводились дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывалась. После того как были отмечены все полученные при

54

обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная, часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получилось некое подобие «веера». Наиболее густо заштрихованные октанты соответствовали преобладающему стилю межличностных отношений данного студента. Показатели, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствовали об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Показатели, достигающие уровня 14-16, свидетельствовали о трудностях социальной адаптации.

Таким образом, установлено, что у 27 % студентов преобладал «сотрудничающе-конвенциональный» тип межличностных отношений. Этим студентам свойственны следующие индивидуально-личностные характеристики: эмоциональная неустойчивость; высокий уровень тревожности и низкий агрессивности; повышенная откликаемость на средовые воздействия; зависимость самооценки от мнения значимых других; стремление к причастности к групповым веяниям, сотрудничеству; экзальтация; потребность в излиянии дружелюбия на окружающих; поиски признания у наиболее авторитетных личностей группы; стремление найти общность с другими; энтузиазм; восприимчивость к эмоциональному настрою группы; широкий круг интересов при некоторой поверхностности увлечений.

К «властно-лидирующему» типу межличностных отношений склонялись 22 % студентов. Данный тип отношения характерен для тех, кому свойственны: оптимистичность; быстрота реакции; высокая активность; выраженная мотивация к достижению цели; тенденция к доминированию; повышенный уровень притязаний; легкость и быстрота в принятии решений; гомономность (т.е. ориентация в основном на собственное мнение и минимальная зависимость от внешних средовых факторов); экстравертированность. Поступки и высказывания у них часто непродуманны. Таким людям свойственны реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружающих, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.

У 18 % студентов преобладал «ответственно-великодушный» тип, который сочетается с такими личностными особенностями, как следование социальным нормам поведения; склонность к идеализации гармонии межличностных отношений; экзальтация в проявлении своих убеждений; выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется; художественный тип восприятия и переработки информации; целостный, образный стиль мышления; легкое вживание в разные социальные роли; гибкость в контактах; коммуникабельность; доброжелательность; жертвенность; стремление к деятельности, полезной для всех людей; проявление милосердия, благотворительности; миссионерский склад личности; артистичность; потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим; подавленная (или вытесненная) враждебность, вызывающая повышенную напряженность; соматизация тревоги; склонность к психосоматическим

заболеваниям; вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

13 % испытуемых отдали предпочтение «покорно-застенчивому» типу отношений, который преобладает у личностей болезненно застенчивых; интровертированных; пассивных; весьма щепетильных в вопросах морали и совести; подчиняемых; неуверенных в себе; с повышенной склонностью к рефлексии; с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения; заниженной самооценкой; тревожных; с повышенным чувством ответственности; неудовлетворенных собой; склонных к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах; легко впадающих в состояние грусти; пессимистически оценивающих свои перспективы; аккуратных и исполнительных в работе; избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих; ранимых и впечатлительных; болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

У 9 % студентов доминировал «зависимо-послушный» тип. Лица с таким типом межличностных отношений обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создает им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствуют их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формируют канву конформного поведения.

4,5 % студентов предпочитали «независимо-доминирующий» тип межличностных отношений, который сочетается с такими особенностями характера, как самодовольство (или самовлюбленность), дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам - конформности. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.

У 4,5 % студентов преобладал «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений. Для них характерны ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью; упорство в достижении целей; повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью

в собственной правоте; легко возникающее чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках; повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого.

«Недоверчиво-скептический» тип в полной мере не проявился.

С помощью корреляционного анализа мы попытались установить зависимости между характерологическими особенностями и предпочитаемым ими типом отношения к окружающим. приведены в табл. 2 и 3.

студентов Результаты

Таблица 2

Зависимость между межличностными отношениями студентов и их характерологическими особенностями

Тип отношения Характерологические особенности

Агрессивность Уровень притязаний Тревожность Экстраверсия Нейротизм Общительность Эмпатия Комплекс неполноценности

Властно-лидирующий 0.37 - - 0.30 0.39 - - 0.31 - 0.32

Независимо-доминирующий 0.37 - - 0.26 0.33 - - 0.21 - 0.22 -

Прямолинейно-агрессивный - - - 0.40 - - - -

Недоверчиво-скептический - - 0.39 - 0.1 0.36 0.26 - - 0.30

Покорно-застенчивый - 0.44 - 0.33 - 0.46 0.22 0.25 0.29 - 0.30

Зависимый-послушный - 0.22 - 0.35 - 0.11 0.32 0.34 0.21 - 0.23

Сотрудничающий конвенциональный - 0.23

Ответственно-великодушный - 0.31 - - - - - 0.23 -

Таблица 3

Зависимость между межличностными отношениями студентов и

акцентуациями их характера

Тип отношений Акцентуации характера

Гипертимный Дистимный Циклоидный Возбудимый Застревающий Педантичный Тревожный Эмотивный Демонстративный Экзальтированный

Властно-лидирующий 0.58 - - 0.26 0.38 - - - 0.38 -

Независимо-доминирующий 0.37 - - - 0.31 - - -0.24 0.24 -

Прямолинейно-агрессивный 0.25 - 0.21 0.23 - - - - - -

Недоверчиво-скептический - - 0.27 0.29 0.25 0.21 - - - -

Покорно-застенчивый 0.34 0.36 - - - 0.34 - 0.22 -0.21 -

Зависимый-послушный 0.24 - 0.27 - - 0.25 0.28 - -0.22 0.23

Сотрудничающий-конвенциональный - - - - - 0.25 - 0.23 - -

Ответственно-великодушный - - - - - 0.27 - 0.48 - -

Используя методику определения личностной направленности, мы выяснили, что у 22 % студентов экспериментальной группы наблюдалась ориентация на себя, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

У 50 % студентов выявлено стремление к общению. При любых условиях они стремились поддерживать отношения с людьми, ориентировались на совместную деятельность и социальное одобрение, у них наблюдалась зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

27 % студентов были ориентированы на дело, что проявляется в заинтересованности в решении деловых проблем и выполнении работы. Для них характерны стремление к деловому сотрудничеству, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

С учетом результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента была разработана модель процесса воспитания конфликтной компетентности и осуществлена ее апробация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.