Научная статья на тему 'Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов-стоматологов'

Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов-стоматологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
139
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогический анализ сформированности конфликтной компетентности у студентов-стоматологов»

Р. А. Рогожникова, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Пермского государственного педагогического университета Н. А. Дзараева, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры иностранных языков Пермской государственной медицинской академии В. О. Гридина, старший лаборант кафедры ортопедической стоматологии Пермской государственной медицинской академии

Психолого-педагогический анализ сформированное конфликтной компетентности у студентов-стоматологов

Проблема изучения конфликтов актуализирована сегодня и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества.

Особый интерес к вопросам конфликтологии проявляют те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами межличностного взаимодействия. К сожалению, этот всевозрастающий интерес в немалой степени связан с увеличением напряженности в различных сферах социального взаимодействия. Реалии сегодняшней жизни вызывают необходимость осмысления причин происходящего в обществе роста конфликтности, а также поиска новых форм работы с разными типами конфликтов. Едва ли найдется еще какое-либо явление общественной жизни или научное понятие, изменение отношения к которому так ярко отражало бы изменения в жизни общества, как это имеет место в случае конфликта.

В нашем исследовании проблема воспитания конфликтной компетентности у студентов медицинского вуза рассматривается с позиции этического трактования личностного качества «конфликтность» как результата нравственного отношения к человеку.

Под конфликтностью личности в данном исследовании понимается интегральное качество личности, отражающее нравственное отношение человека к людям в условиях конфликта, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия.

Решение данной проблемы на основе нравственного отношения к человеку требует реализации личностно-ориентированного подхода. Педагогический процесс, который формирует нравственное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нравственную ориентацию на человека как высшую ценность на земле.

Нравственная ориентация на человека крайне необходима в профессии врача, ибо больной, как человек более ранимый, нуждается в особо внимательном, щадящем отношении.

В последние годы жалобы больных и их родственников в адрес медиков приобрели статус социального явления. Нравственная индифферентность, присущая немалой части медицинских работников, недооценка ими моральных аспектов, выдвигаемых повседневной практикой врачевания, служат причиной возникающих конфликтов в системе «врач - больной», которые не всегда разрешаются конструктивно.

Медицинский вуз является микрофактором социализации личности студента. В нем имеются все условия

для эффективного воспитания врача-гуманиста. Такие предусмотренные учебной программой предметы, как философия, физиология, медицинская этика, медицинская психология, медицинская педагогика, а также условия, созданные для внеаудиторной работы, позволяют эффективно воспитывать у студентов-медиков гуманистические качества, в том числе и конфликтную компетентность. Научить будущего врача предупреждать конфликты и разрешать их конструктивно - одна из основных задач педагогического процесса в медицинском вузе.

Поскольку одним из важнейших факторов, обусловливающих поведение человека и его отношение к окружающим, являются характерологические особенности личности, то на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы попытались выявить отдельные черты характера студентов экспериментальной группы. Для этого использовался 16-факторный личностный опросник Кеттелла, который показал, что 73 % студентов неконтактны, скептически относятся к людям и довольно строго судят о них, чрезмерно прямолинейны и испытывают проблемы с самоконтролем. Эти черты характера часто приводят к конфликтам.

Полученные данные были подтверждены и тестом на оценку акцентуаций характера, с помощью которого мы выяснили, что у 54 % студентов выраженным является экзальтированный тип. Таким людям свойственны возбужденное состояние и подверженность сиюминутным настроениям. У 31 % студентов явно преобладал гипертимный тип. Эти люди отличаются, с одной стороны, чрезвычайной контактностью, а с другой -необязательностью, завышенной самооценкой и тенденцией не доводить начатое дело до конца.

С целью определения типа темперамента студентов мы обратились к личностному опроснику Г. Айзенка. С помощью шкал «экстраверсия - интроверсия» и «нейротизм - стабильность» выявлено, что у 81 % студентов наблюдается повышенный уровень нейротизма личности, свидетельствующий об эмоциональной впечатлительности и нестабильности нервной системы. Только 18 % студентов была свойственна эмоциональная устойчивость.

Исследовались также такие показатели, как уровень притязаний и способность к эмпатии. Для этого использовалась методика Шварцландера. Результаты следующие: у 54 % студентов уровень притязаний заниженный; у 40 % - умеренный; у 5 % - завышенный. Тест на оценку эмпатических способностей показал, что у всех без исключения студентов-медиков экспериментальной группы они высокие.

18

проблемы СТОМЯТОЛОГИИ 2005 № 4

Для оценки уровня конфликтности применялся тест В. И. Андреева. Данные тестирования свидетельствовали, что 18 % от общего числа испытуемых составляют студенты с высоким уровнем конфликтности. Человек с высоким уровнем конфликтности характеризуется стремлением к доминированию, излишней прямолинейностью в суждениях и высказываниях, периодически возникающим плохим настроением, безапелляционностью в отстаивании своих идей. У 81 % респондентов обнаружен средний уровень конфликтности; низкий уровень выявлен не был.

Мы сравнили эти цифры с результатами самооценки студентов (табл. 1).

бегание предпочли 9 % студентов, приспособление -4,5 %, сотрудничество - 4,5 % студентов.

Корреляционный анализ, проведенный в выборке из 100 студентов-медиков, показал наличие зависимости между их характерологическими особенностями и выбираемой тактикой поведения в конфликте (табл. 2).

Для выявления особенностей межличностных отношений применялись: методика Т. Лири, методика для определения личностной направленности, а также социометрическая диагностика.

Методика Т. Лири предназначена для определения преобладающего типа отношения личности к окружающим.

Таблица 1

Тест на самооценку конфликтности

Рветесь в спор 7654321 Уклоняетесь от спора

Свои выводы излагаете тоном, не терпящим возражений 7654321 Свои выводы излагаете извиняющимся тоном

Считаете, что добьетесь своего, если будете рьяно возражать 7654321 Считаете, что если будете возражать, то не добьетесь своего

Не обращаете внимания на то, что другие не принимают ваших доводов 7654321 Сожалеете, если видите, что другие не принимают ваших доводов

Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента 7654321 Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента

Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку 7654321 В напряженной обстановке чувствуете себя неловко

Считаете, что в споре надо проявлять свой характер 7654321 Считаете, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции

В спорах не уступаете 7654321 В спорах уступаете

Считаете, что люди легко выходят из конфликта 7654321 Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта

Если взрываетесь, то полагаете, что без этого нельзя 7654321 Если взрываетесь, то вскоре ощущаете чувство вины

Результаты шкалирования не превышали 40 баллов, что свидетельствует о том, что все студенты считали себя умеренно конфликтными, и положительно коррелировали с результатами теста В. И. Андреева. Коэффициент корреляции - 0,35.

Мы соотнесли эти данные с результатами теста на самооценку агрессивности студентов, поскольку высокий уровень агрессивности свойствен неуравновешенным людям, склонным к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям, пренебрежительно относящимся к окружающим и провоцирующим своим поведением конфликтные ситуации. Характерно, что 59,5 % студентов экспериментальной группы считали себя умеренно агрессивными; 36 % полагали, что им свойственен низкий уровень агрессивности, и только 4,5 % находили, что у них уровень агрессивности высокий. Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязь результатов самооценки конфликтности и агрессивности. Коэффициент корреляции - 0,48. Однако между данными теста В. И. Андреева и данными теста на самооценку агрессивности зависимости установлено не было.

С помощью опросника К. Томаса мы попытались определить тип поведения в конфликтах, в большей мере присущий студентам. Наиболее часто используемым оказался компромиссный тип поведения, позволяющий путем взаимных уступок достичь соглашения между участниками конфликта (54% студентов). У 27% студентов преобладало соперничество - тип поведения, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Из-

Таблица 2

Зависимость тактики поведения студентов-медиков в конфликте от их характерологических особенностей

Характерологические особенности

Тактика поведения в конфликте агрессивность тревожность общительность эмпатия завышенный уровень притязаний комплекс неполноценности экстраверсия нейротизм

Соперничество 0,37 - 0,29 - 0,23 - 0,23 - 0,21 0,33 - 0,21

Сотрудничество

Компромисс - 0,26 - - - - 0,20 - -

Избегание - - 0,23 - - - - -

Приспособление - 0,29 - - 0,36 - - - 0,20 -

На основании исследования межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы. Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу.

Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения: 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов сгруппиро-ванны в 8 октантах (по 16 характеристик в каждом), отражающих различные психологические профили. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен был отмечать знаком «+» те характеристики, которые считал присущими себе. Полученные количественные показатели, от 8 до 16 по каждому из октантов, были

перенесены на психограмму. На соответствующей номеру октанта координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводились дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывалась. После того как отмечались все полученные при обследовании результаты и заштриховывалась внутренняя, центральная, часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получалось некое подобие «веера». Наиболее густо заштрихованные октанты соответствовали преобладающему стилю межличностных отношений данного студента. Показатели, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели свыше 8 баллов указывают на акцентуацию свойств, выявляемых данным октантом. Показатели, достигающие уровня 14-16 баллов, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации.

Таким образом установлено, что у 27 % студентов преобладал «сотрудничающий - конвенциональный» тип межличностных отношений. Этим студентам свойственны следующие индивидуально-личностные характеристики: эмоциональная неустойчивость; высокий уровень тревожности и низкий уровень агрессивности; повышенная откликаемость на средовые воздействия; зависимость самооценки от мнения значимых других; стремление к причастности к групповым веяниям, сотрудничеству; экзальтация; потребность в дружелюбном отношении к окружающим; поиск признания в глазах наиболее авторитетных в группе личностей; стремление найти общий язык с другими; энтузиазм; восприимчивость к эмоциональному настрою группы; широкий круг интересов при некоторой поверхностности увлечений.

К «властно-лидирующему» типу межличностных отношений склонялись 22 % студентов. Данный тип отношений характерен для тех, кому свойственны: опти-мистичность; быстрота реакции; высокая активность; выраженная мотивация к достижению цели; тенденция к доминированию; повышенный уровень притязаний; легкость и быстрота в принятии решений; гомоном-ность (то есть ориентация в основном на собственное мнение и минимальная зависимость от внешних сре-довых факторов); экстравертированность. Поступки и высказывания у них часто непродуманны. Таким людям свойственны реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружающих, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.

У 18 % студентов преобладал «ответственно-великодушный» тип, который сочетается с такими личностными особенностями, как следование социальным нормам поведения; склонность к идеализации гармонии межличностных отношений;экзальтированность в проявлении своих убеждений; выраженная эмоциональная вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется; художественный тип восприятия и переработки информации; целостный, образный стиль мышления; легкое вживание в разные социальные роли; гибкость в контактах; коммуникабельность; доброжелательность; жертвенность;

стремление к деятельности, полезной для всех людей; проявление милосердия, благотворительности; миссионерский склад личности; артистичность; потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим; подавленная (или вытесненная) враждебность, вызывающая повышенную напряженность; сомати-зация тревоги; склонность к психосоматическим заболеваниям; вегетативный дисбаланс как результат бло-кированности поведенческих реакций.

13% испытуемых отдали предпочтение «покорно-застенчивому» типу отношений, который преобладает у личностей болезненно-застенчивых; интровер-тированных; пассивных; весьма щепетильных в вопросах морали и совести; подчиняемых; неуверенных в себе; с повышенной склонностью к рефлексии; с заметным преобладанием мотивации избегания неуспеха и низкой мотивацией достижения; с заниженной самооценкой; тревожных; с повышенным чувством ответственности; неудовлетворенных собой; склонных к тому, чтобы винить себя во всем при неудачах; легко впадающих в состояние грусти; пессимистически оценивающих свои перспективы; аккуратных и исполнительных в работе; избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих; ранимых и впечатлительных; болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

У 9 % студентов доминировал «зависимый - послушный» тип. Лица с таким типом межличностных отношений обнаруживают высокую тревожность, повышенную чувствительность к средовым воздействиям, тенденцию к выраженной зависимости мотиваци-онной направленности. Потребность в привязанности и теплых отношениях является у них ведущей. Неуверенность в себе тесно связана с неустойчивой самооценкой. Исполнительность и ответственность в работе создают им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствуют их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха как основа мотивационной направленности формируют канву конформного поведения.

4,5 % студентов явно предпочитали «независимо-доминирующий» тип межличностных отношений, который сочетается с такими особенностями характера, как самодовольство (или самовлюбленность), дистантность, эго-центричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие с группой интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, заражая их своими идеями. Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам - конформности. Высокая поисковая активность сочетается с рассудочностью. Низкая подчиняемость.

20

проблемы СТОМАТОЛОГИИ 2005 № 4

Таблица 3

Зависимость между межличностными отношениями студентов-медиков и их характерологическими особенностями

Тип отношений Характерологические особенности

агрессивность завышенный уровень притязаний тревожность экстраверсия нейротизм общительность эмпатия комплекс неполноценности

Властно-лидирующий 0,37 - - 0,30 0,39 - - 0,31 - 0,32

Независимо-доминирующий 0,37 - - 0,26 0,33 - - 0,21 - 0,22 -

Прямолинейно-агрессивный - - - 0,40 - - - -

Недоверчиво-скептический - - 0,39 - 0,1 0,36 0,26 - - 0,30

Покорно-застенчивый - 0,44 - 0,33 - 0,46 0,22 0,25 0,29 - 0,30

Зависимый - послушный - 0,22 - 0,35 - 0,11 0,32 0,34 0,21 - 0,23

Сотрудничающий - конвенциональный - 0,23 - - - - - - -

Ответственно-великодушный - 0,31 - - - - - 0,23 -

Таблица 4

Зависимость между межличностными отношениями студентов-медиков и акцентуациями их характера

Тип отношений Акцентуация характера

гипертимный дистимный циклоидный возбудимый застревающий педантичный тревожный эмотивный демонстративный экзальтированный

Властно-лидирующий 0,58 - - 0,26 0,38 - - - 0,38 -

Независимо-доминирующий 0,37 - - - 0,31 - - -0,24 0,24 -

Прямолинейно-агрессивный 0,25 - 0,21 0,23 - - - - - -

Недоверчиво-скептический - - 0,27 0,29 0,25 0,21 - - - -

Покорно-застенчивый -0,34 0,36 - - - 0,34 - 0,22 -0,21 -

Зависимый - послушный -0,24 - 0,27 - - 0,25 0,28 - -0,22 0,23

Сотрудничающий - конвенциональный - - - - - 0,25 - 0,23 - -

Ответственно-великодушный - - - - - 0,27 - 0,48 - -

У 4,5 % студентов преобладал «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных отношений. Для них характерны ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью; упорство в достижении целей; повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте; легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках; повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж личности испытуемого.

«Недоверчиво-скептический» тип в полной мере не проявился.

С помощью корреляционного анализа мы попытались установить зависимость между характерологическими особенностями студентов-медиков и предпочитаемым ими типом отношения к окружающим. Результаты приведены в табл. 3 и 4.

Используя методику определения личностной направленности, мы выяснили, что у 22 % студентов экспериментальной группы наблюдалась ориентация на себя, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

У 50 % студентов выявлено стремление к общению. При любых условиях они стремились поддерживать от-

ношения с людьми, ориентировались на совместную деятельность и социальное одобрение, у них наблюдалась зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

27 % студентов были ориентированы на дело, что проявляется в заинтересованности в решении деловых проблем и выполнении работы. Для них характерны стремление к деловому сотрудничеству, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

С учетом результатов диагностики на констатирующем этапе эксперимента была разработана модель процесса воспитания конфликтной компетентности студентов-медиков и осуществлена ее апробация.

Списокиспользованной литературы

1. Дианкина М. С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы. М., 2000. С. 158-211.

2. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н. Введение в общую теорию конфликтов. 2-е изд. М., 1998. С. 158-211.

3. Кудрявая Н. В., Зорин К. В. Введение в духовную культуру врача // Психологические основы деятельности врача. М., 1999. С. 164-165.

4. Рогожникова Р. А., Дзараева Н. А., Гридина В. О. Дисциплинированность и конфликтная компетентность врача. М.: Мед. книга; Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2005. С. 250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.