Научная статья на тему 'Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности'

Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
201
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / CONFLICT COMPETENCY / PREVENTION OF CONFLICTS / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова А. С., Лифанов А. Д., Зенуков И. А.

В работе рассматривается необходимость формирования конфликтологической компетентности на занятиях по физической культуре. Показано, что наиболее эффективными в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям по физической культуре являются такие методы, приемы и средства обучения и организационные формы работы, которые способствуют развитию творческих способностей будущих бакалавров и побуждают их к самостоятельному использования средств и методов физической культуры для предупреждения и разрешения конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлова А. С., Лифанов А. Д., Зенуков И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper discusses the need for formation a conflict competency in the classroom for physical education. It is shown that the most effective in the formation of motivational-value ratio of students to the physical training are such methods, techniques and learning tools that foster creativity undergraduate and encourages them used tools and methods of physical training to prevention of conflicts and coping with conflicts.

Текст научной работы на тему «Формирование конфликтологической компетентности будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности»

А. С. Павлова, А. Д. Лифанов, И. А. Зенуков ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: конфликтологическая компетентность, предупреждение конфликтов, физическая культура.

В работе рассматривается необходимость формирования конфликтологической компетентности на занятиях по физической культуре. Показано, что наиболее эффективными в процессе формирования мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям по физической культуре являются такие методы, приемы и средства обучения и организационные формы работы, которые способствуют развитию творческих способностей будущих бакалавров и побуждают их к самостоятельному использования средств и методов физической культуры для предупреждения и разрешения конфликтов.

Key words: conflict competency, prevention of conflicts, physical education.

This paper discusses the need for formation a conflict competency in the classroom for physical education. It is shown that the most effective in the formation of motivational-value ratio of students to the physical training are such methods, techniques and learning tools that foster creativity undergraduate and encourages them used tools and methods ofphysical training to prevention of conflicts and coping with conflicts.

Введение

В последние годы конфликты становятся неотъемлемой частью общественной жизни. Особую актуальность вопросы предупреждения конфликтов приобретают для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с проблемами взаимодействия людей. Нравственная ориентация на человека крайне необходима в профессии социальных и медицинских работников [1-4].

В настоящей работе под конфликтологической компетентностью понимается подготовленность и способность специалистов к управлению конфликтами в своей профессиональной деятельности.

Предусмотренные учебной программой вуза такие дисциплины как философия, социальная медицина, психология и педагогика, а также имеющиеся условия для внеаудиторной работы позволяют эффективно воспитывать у будущих специалистов общечеловеческие качества. Нами предположено, что конфликтологическую компетентность будущих специалистов можно эффективно формировать в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Физическая культура, являясь обязательным компонентом высшего профессионального образования, воздействует не только на физиологическую природу человека, но и на его духовную сферу, способствуя формированию личности, а также играет определяющую роль в адаптации студентов к условиям обучения в вузе [5]. В данном случае функция физической культуры направлена на создание условий для гармоничного взаимодействия личности с социальной средой.

В связи с этим, целью настоящей работы является исследование принципиальной возможности эффективного формирования конфликтологической компетентности в процессе физкультурно-

спортивной деятельности.

Экспериментальная часть

Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Ка-

занский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ) в 2011-2012 гг. В исследовании приняли участие 159 студентов первого курса факультета социотехнических систем (ФСТС) в возрасте 17-18 лет. Из совокупной выборки студентов выделили контрольную (КГ) - 75 чел. и экспериментальную (ЭГ) - 84 чел. группы.

Поскольку одним из важнейших факторов, обусловливающих поведение человека и его отношение к окружающим, являются характерологические особенности личности, для выявления отдельных черт характера студентов мы использовали 16факторный личностный опросник Кеттелла.

Уровень притязаний и способность к эмпатии исследовались по методике Шварцландера.

С целью выявления способов реагирования студентов в конфликтных ситуациях проводился тест «Исследование особенностей поведения в конфликтной ситуации» по методике К.Томаса [1, 6].

Для выявления преобладающего типа отношения личности к окружающим применялась методика Т. Лири. Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик - эпитетов, группирующихся по 16 вопросам в 8 октантами отражающие различные психологические профили.

Диагностика психолого-педагогических черт личности проводилась по методике Ч.Б.Спилберга «Исследование тревожности» [6].

Результаты и их обсуждение

В работах отечественных и зарубежных ученых представлен обширный материал экспериментальных данных, направленных на развитие основных физических качеств. При этом недостаточно внимание уделяется развитию психологических качеств личности на занятиях по физической культуре. Поэтому на первом этапе исследования нами проведена диагностика уровня психологической подготовленно-

сти студентов к предупреждению конфликтов с использованием специальных методик.

На основании исследования межличностных отношений по методике Т. Лири показано, что у 32% студентов преобладал «сотрудничающий - конвенциональный», в меньшей степени выявлены «властно-лидирующий (21%), ответственно-великодушный» (15%), «покорно-застенчивый» (13%), «зависимый -послушный» (9%), «независимо-доминирующий»

(5%), «прямолинейно- агрессивный» (4%) и «недоверчиво-скептический» (1%).

Результаты исследований по методике Шварцландера показывают, что 35% студентов имели заниженный уровень притязаний, 50% - умеренный и 15% - завышенный.

Данные 16-факторного опросника Кеттелла показывает, что у 63% студентов не контактны, скептически относятся к окружающим и довольно строго судят о них, чрезмерно прямолинейны и испытывают затруднения с самоконтролем, что часто приводит к конфликтам. Лишь 15% студентов доброжелательно относятся к людям, но с осторожностью относятся к завязыванию дружеских отношений.

Вместе с тем Примерная программа по дисциплине «Физическая культура» не предусматривает оценку показателей разных сторон подготовленности студентов с позиций структуры их подготовленности как об одном из критериев комплексного педагогического контроля [4]. Данное обстоятельство обусловливает необходимость разработки и внедрения в учебный процесс дополнительного комплекса индивидуально ориентированных учебных программ подготовки студентов с учетом уровня их физической подготовленности и психоэмоциальных особенностей, для более эффективной адаптации к условиям профессионального обучения в вузе.

Анализ литературных источников [1, 6, 7] по проблеме исследования позволил установить, что формирование общекультурной компетентности будущих специалистов необходимо осуществлять на основе мотивационно-ценностного, когнитивно-

операционального, эмоциально-волевого, деятельностно-практического и рефлексивно-аналитического критериев. Обширный материал, полученных с помощью разных методов и методик (беседы об интересах, отношениях к окружающим, различных сторонах поведения; тестирование, анкетирование; постоянное наблюдение и др.), позволил составить исходные характеристики и выделить типологические группы студентов. С учетом полученных результатов нами разработана модель формирования конфликтологической компетентности в процессе физкультурно-спортивной деятельности, прошедшая успешную апробацию.

В организованной системе занятий и воспитательной работе со студентами экспериментальной группы большое место занимали виды групповой и командной работы. Вследствие того, что в большом коллективе трудно проявить свою индивидуальность, работа организовывалась в малых группах, численность которых не превышала 2-3-х, в редких случаях 5-6-ти человек. Практика показала, что в

этих условиях больше проявляются способности, возможности, интересы и потребности каждого. В результате те, кто в недавнем прошлом испытывали трудности в общении, начинают узнавать друг друга ближе, вследствие чего происходит быстрое и естественное сплочение группы (Outdoor программы, Веревочный курс). На примере выполнения довольно сложных упражнений (ситуационных задач) группа учится совместно вырабатывать тактику и стратегию ее решения. В такой системе осуществляется работа по приобщению студентов к духовной культуре.

В программе предусмотрена коррекция агрессивности как отрицательной черты характера. В спортивной деятельности под агрессией понимают чрезмерную активность, стремление к самоутверждению, т.е. описывают ее как внутреннюю энергично наступательную силу, дающую возможность противостоять другим внешним силам. Как показывают наблюдения, агрессивность, приобретенная в состязаниях, не регулируемая внутренней духовной культурой человека, становится отрицательной чертой характера как проявление силы в попытке нанести вред или ущерб другому человеку или даже обществу [9].

Одним из эффективных методов самостоятельного воздействия человека на свой внутренний мир являются такие программы как йога, дыхательная гимнастика Chi Gun. Они сформировались как духовные практики самосовершенствования личности в рамках восточной культуры. В нашей опытноэкспериментальной работе йога использовалась в качестве метода самосовершенствования идеалов и убеждений, важного психолого-педагогического резерва совершенствования духовной практики самовоспитания [7-10].

На заключительном этапе опытноэкспериментальной работы мы выявили динамику отдельных черт характера студентов контрольной и экспериментальной групп.

Результаты исследования по методике К. Томаса показали прямую зависимость изменения формы проявления социального поведения от режима двигательной активности в контрольной и экспериментальной группах (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика формы социального поведения студентов в конфликтной ситуации

Показатели (баллы) До эксперимента (%) После эксперимента (%)

КГ ЭГ КГ ЭГ

соперничество 27 12 36 8

сотрудничество 4 6 4 14

компромисс 54 63 45 76

избегание 9 15 8 -

приспособление 5 4 7 2

Сравнительный анализ данных, полученных в начале и конце эксперимента и характеризующих психоэмоциональное и функциональное состояние организма студентов, свидетельствует о том, что занятия физической культурой оказали положительное влиянию на адаптацию студентов экспериментальной

группы к условиям профессионального обучения в

Сравнительный анализ исследования уровня тревожности в обеих группах в начале эксперимента показал отсутствие достоверных различий в уровне ситуативной (СТ1) и личностной (ЛТ1 и ЛТ2) тревожности. В конце эксперимента наблюдаются достоверные различия в положительной динамике улучшения уровня состояния тревожности в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (табл. 2). Показатели тревожности оценивались по уровням: высокий (В), средний (С) и низкий (Н).

Полученные результаты свидетельствуют, что показатели различных сторон подготовленности (физические и психические способности), целесообразно рассматривать как единую систему общекультурной подготовленности, характерную для студентов в процессе обучения в вузе.

Литература

1. Рогожникова Р.А., Образование и саморазвитие, 1, 7783 (2011).

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология: учебн. для вузов. М., Юнити (1999).

3. Гильфанова Е.К., Теория и практика физической культуры, 8, 16-20 (2009).

4. Гонсалес С.Е., Вестник спортивной науки, 3, 55-58 (2009).

5. Н.Б. Павлюк. Автореф. дисс. канд. пед. наук, Шуйский государственный педагогический университет, Шуя, 2006

6. Павлова А.С., Лифанов А.Д., Быкова Н.В., Гейко Г.Д., Кечаев В.В., Зенуков И.А., Вестник Казан. технол. унта, 15, 8, 213-216 (2012).

7. Наговицын Р.С., Ипатов И.В., Вестник Казан. технол. ун-та, 14, 24, 289-294 (2011).

8. Коломиец М.В., Вестник Казан. технол. ун-та, 15, 4, 207-210 (2012).

9. Черкашин И.А., Сибирский педагогический журнал, 6, 115-120 (2006).

10. Малоземов О.Ю., Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2, 17-22 (2005).

вузе.

Таблица 2 - Динамика уровня тревожности студентов первого курса_________________________________

Уро- вень показа- теля Наименование показателя

СТ1 ЛТ1 ЛТ2

Начало семестра Конец семестра а 1 ^ ас ^ и Не с Конец семестра а 1 ^ ас ^ и Не с Конец семестра

Экспериментальная группа

В 37,8 25,4 22,5 18,4 32,4 36,5

С 37,7 42,1 70,0 67,1 49,4 47,9

Н 24,5 32,5 7,5 14,5 18,2 15,6

Контрольная группа

В 26,2 12,5 16,8 21,5 36,7 34,5

С 45,2 60,0 64,3 88,5 48,3 53,2

Н 28,6 27,5 18,9 - 15,0 12,3

© А. С. Павлова - асс. каф. физического воспитания КНИТУ; А. Д. Лифанов - канд. хим. наук, доц. той же кафедры, [email protected]; И. А. Зенуков - канд. техн. наук, доц., зав. каф. физического воспитания КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.