Научная статья на тему 'Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности'

Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
187
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / VALUES / POTENTIAL / PERSONALITY / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ключников А. В., Софронова Е. М., Кузьмичева Д. Г., Быкова Н. В., Хисамутдинов В. Х.

В работе раскрыт потенциал физической культуры и спорта в формировании ценностных ориентаций будущих специалистов. Дана характеристика основных форм и средств организации физкультурно-спортивной деятельности, способствующих формированию ценностных ориентаций будущих специалистов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ключников А. В., Софронова Е. М., Кузьмичева Д. Г., Быкова Н. В., Хисамутдинов В. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the potential of physical culture and sports in formation of the value orientations of future specialists. It also points out the main forms and means of physical activities which help to promote of the value orientations of future specialists.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций будущих специалистов в процессе физкультурно-спортивной деятельности»

А. В. Ключников, Е. М. Софронова, Д. Г. Кузьмичева,

Н. В. Быкова, В. Х. Хисамутдинов, И. А. Зенуков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: ценности, потенциал, личность, здоровье, физическая культура.

В работе раскрыт потенциал физической культуры и спорта в формировании ценностных ориентаций будущих специалистов. Дана характеристика основных форм и средств организации физкультурноспортивной деятельности, способствующих формированию ценностных ориентаций будущих специалистов в вузе.

Keywords: values, potential, personality, health, physical education.

This article reveals the potential of physical culture and sports in formation of the value orientations of future specialists. It also points out the main forms and means of physical activities which help to promote of the value orientations of future specialists.

Введение

Проблеме формирования ценностных ориентаций посвящены работы В.Т. Асеева, А.Н. Леонтьева, Л.,С. Выготского и др. Само понятие ценности появилось в философии в XVIII в. в работах И. Канта для обозначения должного (в отличие от сущего) [1, 2]. Нравственность, моральный закон и долг И. Кант противопоставляет склонностям человека и их удовлетворению: «Именно с

благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность» [2]. Под ценностными ориентациями

понимается относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности [1].

Рост интереса к измерению ценностей и ценностных ориентаций наметился с начала 60-х гг. и был связан с консультированием по вопросам образования и выбора профессии, прогнозированием социального поведения индивидов. Определение понятия «ценностные ориентации» впервые было дано в статье В.А. Ядова и А.Г. Здравомыслова «Отношение к труду и ценностные ориентации личности», представляющее собой масштабное исследование ценностных ориентаций ленинградских инженеров [1].

В работах отечественных и зарубежных специалистов показано, что средства физической культуры и спорта обладают способностью к решению проблем оптимизации

психоэмоционального состояния и росту физической подготовленности студентов [3-5]. Огромный социально-воспитывающий потенциал физической культуры необходимо использовать в формировании духовного потенциала личности, включающее в себя изменение поведения, удовлетворение потребностей в самоутверждении и самореализации. Общеизвестно, что эффективным способом развития физических качеств и свойств личности является коллективная деятельность, осуществляемая в условиях физкультурно-спортивной среды [4].

Период обучения в вузе характеризуется раскрытием способностей и задатков студентов; происходит наиболее активное развитие

нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, завершается

соматическое и оптимизируется психофизическое развитие. Основная направленность практических занятий заключается в стимулировании

мотивационно-ценностного отношения к

физкультурно-спортивной деятельности [3], в духовно-нравственном воспитании личности при использовании средств физической культуры.

Поскольку ценности напрямую связаны с поведением людей во всех сферах жизнедеятельности [6], целью настоящей работы являлось установление роли физкультурноспортивной деятельности в формировании ценностных ориентаций будущих специалистов.

Экспериментальная часть

Исследование проводилось на базе кафедры физического воспитания и спорта ФБГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (далее КНИТУ) в сентябре - октябре 2012 гг. В исследовании приняли участие 117 студентов первого курса факультета социотехнических систем (ФСТС) в возрасте 17-18 лет. Из совокупной выборки мы выделили две группы студентов в зависимости от предпочтений форм физкультурно-спортивной деятельности во внеурочное время. Группа А (63 чел.) занимались различными видами спорта, Группа Б (54 чел.) -студенты, увлеченные компьютерными играми, занимающиеся физическими упражнениями в вузе, а большую часть свободного времени проводили в виртуальной среде.

Для исследования ценностных ориентаций студентов и диагностики различных аспектов социальной направленности нами апробирована методика М. Рокича «Изучение ценностей человека».

Для изучения уровневой структуры ценностных ориентаций личности подростков был

выбран морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) [7], базирующийся на опроснике

терминальных ценностей (ОтеЦ), разработанным И.Г. Сениным, «жизненные ценности» Т. Тарочковой, тест Д. Сьюнера и Д. Невил «Шкала ценностей», методика М. Рокича «Изучение ценностей человека», опросник Олпорта-Верона-Линдсея и ряд других. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» здесь понимается отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность [7].

Результаты и их обсуждение

На первом этапе работы, иерархия ценностей испытуемых исследовалась с помощью модифицированной методики измерения ценностей личности М.Рокича (табл. 1).

Основную группу составляют ценности, занявшие ранговые места с 1-го по 6-е. Эти ценности отражают отношение испытуемых к жизни и являются главными, смыслообразующими [7].

Таблица 1 - Выраженность блоков ценностей (по всей выборке)

Существенные различия имеются по нескольким блокам ценностей. У студентов, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся спортом (группа А), более выражены ценности развития и саморазвития (ранг 1, вес 4,58 и у группы риска соответственно 7 ранг, вес - 3,25). Кроме этого, приоритетными в группе А является ценность «здоровье» (ранг 2, вес - 4,78), что говорит о стремлении студентов данной группы к сохранению своего здоровья, признании здоровья базовой, жизненно важной ценностью для осуществления полноценной социальной и профессиональной деятельности. Подобная тенденция объясняется высоким ритмом и стремительным течением современной жизни, что заставляет студентов задуматься о будущем, которое не возможно без психического, социального и физического благополучия, то есть здоровья.

У испытуемых группы Б материальные ценности (вес - 4,56) и потребность в общении (вес -3,72) представлены выше рангом, по сравнению с

группой А. Менее выражены в группе Б ценности семейной жизни (ранг 10, вес - 2,25) и

общечеловеческие качества (ранг 8, вес - 2,16).

Таким образом, можно предположить, что студенты группы Б по сравнению с представителями группы А, могут испытывать затруднения во взаимодействии с однокурсниками как в сфере досуга, так и в учебно-профессиональной деятельности, являться инициаторами

межличностных конфликтов с окружающими в процессе обучения. Помимо этого, за данной группой студентов необходимо пристальное внимание специалистов (кураторов групп, психологов, зам. декана по воспитательной работе, студенческого актива и самоуправления), так как составляют группу риска социально-негативного поведения.

Таблица 2 - Уровни выраженности жизненных ценностей* в зависимости от приоритетного вида физкультурно-спортивной деятельности

Ценности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Саморазвитие 13/7 33/60 54/33

Духовное удовлетворение 17/8 63/52 20/40

Креативность 20/15 60/50 20/35

Активные социальные контакты 13/5 54/27 33/68

Престиж 10/15 47/40 43/45

Достижения 7/6 56/45 37/49

Материальное положение 17/21 40/19 43/60

Сохранение индивидуаль- ности 17/32 53/36 30/32

Жизненные сферы

Профессиональная сфера 23/16 54/40 23/44

Образование 7/14 60/50 33/36

Семья 7/10 56/50 37/40

Общественная сфера 13/12 54/46 33/42

Увлечения 30/25 50/40 20/35

Физическая активность 20/10 40/20 40/70

* в числителе представлены данные для группы А/ в знаменателе для группы Б

В целом, как видно из табл. 2, низкие баллы преобладают над высокими: по жизненным

ценностям «активные социальные контакты», «престиж», «достижения», «материальное

положение», «сохранение индивидуальности»

количество опрошенных с низким уровнем в несколько раз превосходит количество испытуемых, имеющих высокий уровень, за исключением таких ценностей, как «креативность» и «духовное удовлетворение». По данным шкалам количество опрошенных, имеющих высокий и низкий уровень, приблизительно равно.

Блоки ценностей Группа А Группа Б

Ранг Ранг

Активная жизнь 3 5

Общение 4 1

Социально -статусные 5 3

Развитие, самосовершенствование 1 7

Удовольствия, увлечения 10 4

Здоровье 2 8

Материальные 7 2

Личностные качества 9 6

Общечеловеческие 8 9

Семейная жизнь 6 10

Нами установлены достоверные различия между показателями по шкалам жизненных ценностей и уровнем вовлеченности в компьютерные игры, а также с субъективной значимостью компьютерных игр. То есть выраженность описанных ценностей в обеих группах напрямую связана как с количеством времени, которое студент затрачивает на компьютерные игры, так и с субъективной оценкой значимости компьютерных игр. При этом, приоритетными видами компьютерных игр являются: стрельба, бег с барьерами, прыжки, теннис, волейбол, баскетбол, футбол, т.е. основанные на видах спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

В ходе бесед со студентами обеих групп было установлено, что если в группе А преобладающей ценностью являлся коллективизм (63%), т.е. приоритет общественных интересов над личными, тогда как в группе Б - индивидуализм (45%) (приоритет индивидуальных интересов над коллективными). Действительно, физкультурноспортивное самоопределение оказывает существенное влияние на ценностные ориентации студенческой молодежи [8-10].

Наиболее действенными являются соревновательные и спортивно-зрелищные формы организации физкультурно-спортивной деятельности (соревнования по видам спорта различной направленности, марафоны, турниры, фестивали, спортивные праздники, показательные выступления). При этом, средствами военно-спортивных игр возможно формирование патриотизма и гражданского воспитания [11].

В заключение отметим, что в результате проведенных исследований были разработаны и

обоснованы принципы концепции формирования ценностных ориентаций в процессе физкультурноспортивной деятельности, которые определяют требования к содержанию, структуре, организации всего педагогического процесса и составляют основу теоретической и прикладной частей разработанной системы.

Литература

1. Липатова, Т.Н. Роль ценностных ориентаций населения в формировании и развитии духовного потенциала региона, Казан. ун-т, Казань (2012), 150 С.

2. Кант И., Соч.: в 6 т./ И. Кант. - М.: Мысль, 1965. Т.4 Ч.1

- 478 С.

3. Павлова А.С., Лифанов А.Д., Быкова Н.В., Гейко Г.Д., Кечаев В.В., Зенуков И.А., Вестник Казан. технол. унта, 15, 8, 213-216 (2012).

4. Галицын С.В. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 35, 2, 32-36 (2008).

5. Наговицын Р.С., Ипатов И.В., Вестник Казан. технол. ун-та, 24, 289-294 (2011).

6. Коломиец М.В., Вестник Казан. технол. ун-та, 15, 4, 207-210 (2012).

7. Сопов В.Ф., Карпушина Л.В. Морфологический тест жизненных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие. - Самара: Изд-во СамИКП -СНЦ РАН, 2002. - 56 с.

8. Черкашин И.А., Сибирский педагогический журнал, 6, 115-120 (2006).

9. Малоземов О.Ю., Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2, 17-22 (2005).

10. Сайкина Е.Г., Теория и практика физической культуры, 7, 43-47 (2004).

11. Куршев А.В., Зенуков И.А., Хайруллин А.Г., Вестник Казан. технол. ун-та, 16, 2, 279-283 (2013).

© А. В. Ключников - асс. каф. физического воспитания КНИТУ; Е. М. Софронова - доц. той же кафедры; Д. Г. Кузьмичева

- доц. той же кафедры; Н. В. Быкова - асс. той же кафедры; В. Х. Хисамутдинов - асс. той же кафедры; И. А. Зенуков -канд. техн. наук, доц., зав. каф. физического воспитания КНИТУ, [email protected].

Все статьи номера поступили в редакцию журнала в период с 22.03.13. по 10.06.13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.