Научная статья на тему 'Воспитание дисциплинированности как нравственного отношения к человеку'

Воспитание дисциплинированности как нравственного отношения к человеку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
684
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ / DISCIPLINE / КОНФЛИКТ / CONFLICT / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / HUMAN APPROACH

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дзараева Н.А.

В данной статье рассматривается проблема воспитания дисциплинированности как одна из важнейших задач современного высшего образования. Сущностной характеристикой понятия «дисциплинированность» является его гуманистическая направленность. В своей работе автор исходит из того, что воспитывая гуманистические отношения, педагог решает проблему сознательной дисциплины в вузе, а это является основой гармонизации межличностных отношений, формирования конфликтной компетентности и в конечном итоге обусловливает профессиональную позицию будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE AS MORAL ATTITUDE TO PEOPLE

The present work deals with the problem of discipline which appears to be one of the urgent tasks in the system of modern high education. The article emphasizes the idea that the concept of discipline in education is based on the human approach. In terms of this approach discipline is regarded as a moral attitude towards a person. In this respect the development of discipline in students perfects their social relationships, makes a positive impact on conflict management skills and in the long run promotes the harmonious development of students’ personalities which contributes greatly to the professional competence of future specialists.

Текст научной работы на тему «Воспитание дисциплинированности как нравственного отношения к человеку»

УДК 378.091.5:316.48

Н.А. Дзараева

Пермский государственный гуманитарный педагогический университет

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ КАК НРАВСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ

В данной статье рассматривается проблема воспитания дисциплинированности как одна из важнейших задач современного высшего образования. Сущностной характеристикой понятия «дисциплинированность» является его гуманистическая направленность. В своей работе автор исходит из того, что воспитывая гуманистические отношения, педагог решает проблему сознательной дисциплины в вузе, а это является основой гармонизации межличностных отношений, формирования конфликтной компетентности и в конечном итоге обусловливает профессиональную позицию будущего специалиста.

Ключевые слова: дисциплинированность, конфликт, компетентность, гуманистическая направленность.

Воспитание дисциплинированности как нравственного отношения к человеку является одной из важнейших задач современного образования.

Вуз является микрофактором социализации личности студента. В нем имеются все условия для эффективного воспитания дисциплинированности обучающегося. Предусмотренные учебной программой предметы гуманитарного цикла позволяют воспитывать данное качество личности. Способствуют осуществлению этого процесса и имеющиеся условия для внеаудиторной работы, а также производственная практика студентов.

Принимая во внимание, что сущностной характеристикой понятия «дисциплинированность» является его гуманистическая направленность, у педагога вуза в ХХ1 веке для воспитания дисциплинированности студента есть эффективные средства, так как современная концепция обучения и воспитания развивается в гуманистическом направлении, предполагающем развитие студента как личности, на основе учета его интересов, потребностей, возможностей в соответствии с его уровнем притязаний и положения в коллективе. В данной работе исходим из того, что, воспитывая гуманистические отношения, педагог тем самым решает проблему сознательной дисциплины в вузе, что является основой профессиональной позиции будущего специалиста. Гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими, установления межличностных отношений.

Стратегическое направление работы в русле гуманизации образования и воспитания основывается на личностно-ориентированном подходе (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, М.Н. Берулава, В.В. Сериков, И.А. Зимняя и др.), который ставит в центр всей системы образования личность обучаемого как субъекта обучения и воспитания, обеспечивает комфортные условия для реа-

лизации природного потенциала студента. Образовательный процесс, который формирует нравственное отношение к окружающему миру, к людям, к самому себе, обеспечивает нравственную ориентацию на человека как высшую ценность. Главная цель - способствовать личностному росту и студентов, и преподавателей (при сохранении значимости цели подготовки к профессиональной деятельности). В результате определяющими ценностями являются личность и личное достоинство каждого (свободный выбор и ответственность за него), творчество, индивидуальность самопознания и самовыражения, нравственные ценности, что составляет сущность воспитания дисциплинированности.

Экспериментальная работа по воспитанию дисциплинированности студентов осуществлялась в течение двух лет. Для получения объективных данных об истинном уровне дисциплинированности студентов использовалась диагностическая программа изучения уровней дисциплинированности [1].

Наблюдение за студентами показало бедность духовной жизни многих студентов. Для студенческой среды характерно проявление таких негативных явлений, как вещизм, иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм. Неуважительное отношение к преподавателям, неумение общаться друг с другом, нарушение элементарных норм этикета - все это в подавляющем большинстве характеризует студентов.

Количественный и качественный анализ дисциплинарных нарушений свидетельствовал о том, что 33 % студентов являлись нарушителями дисциплины. Наибольшее количество нарушений (87 %) - это опоздания на занятия. Посторонние разговоры, явное отсутствие интереса к изучаемым предметам отчасти являются показателем и недисциплинированности студентов. Представления о дисциплине и дисциплинированности носят в основном нормативный характер, 13 % студентов считали, что «дисциплина - это неестественное явление полного подчинения старшим по положению», «беспрекословное повиновение», «подчинение младшего старшему», 5 % испытуемых не осмысливали данные нравственные категории. «Дисциплинированность» как качество личности ранжировалось студентами как второстепенное (7, 8, 9-е место из 9 качеств личности).

Таким образом, исследование свидетельствует о том, что студенты не задумывались над нравственной сущностью дисциплины и дисциплинированности, не осмысливали их социальное и личностное значение.

Методом шкалирования (шкала - градусник) изучалось эмоциональное состояние студентов на занятии. Будущим специалистам предлагалась шкала эмоциональных состояний (табл. 1).

Низкие, не превышающие 50 баллов результаты у большей половины студентов свидетельствовали о неблагополучном эмоциональном состоянии, связанном с отсутствием интереса к предмету, скукой, непониманием.

Эмоциональное состояние студентов

Характеристика Оценка Характеристика

Веселый 987654321 Грустный

Хорошее настроение 987654321 Плохое настроение

Счастливый 987654321 Несчастный

Жизнерадостный 987654321 Мрачный

В осторженный 987654321 Унылый

Радостный 987654321 Печальный

Спокойный 987654321 Озабоченный

Оптимистичный 987654321 Пессимистичный

Полный надежд 987654321 Разочарованный

Довольный 987654321 Недовольный

Результаты анкетирования также свидетельствуют о том, что у студентов низок интерес к профессии. 25 % студентов не были уверены в правильности профессионального выбора.

Одним из важнейших факторов, обусловливающих поведение человека и его отношение к окружающим, являются характерологические особенности личности. На начальном этапе экспериментальной работы были выявлены отдельные черты характера студентов экспериментальных групп. Для этого использовался 16-факторный личностный опросник Кеттела, который показал, что 73 % студентов не контактны, скептически относятся к людям и довольно строго судят о них, чрезмерно прямолинейны и не самокритичны.

«Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и процесс столкновения, конфликтов и разрешения конфликтов в коллективе» [2]. Большинство современных авторов, изучающих конфликты и способы их эффективного разрешения, разделяют данную точку зрения. Дисциплинированность, являясь своеобразным регулятором проявления в действии тех или иных мотивов и способов поведения человека в соответствии с объективно существующими в жизни этическими представлениями и нормами морали, помогает человеку определить правильность своих действий, осознать полезность поступков своих и окружающих, осуществить выбор сложных моральных ситуаций и сохранить при этом личностные позиции и убеждения [3, 4].

Подчеркивая значимость дисциплинированности в формировании конфликтной компетентности, следует сказать, что несформированность или деформация данного качества личности ведет к отрицательным последствиям: у таких людей в большинстве случаев отсутствуют социально значимые принципы и установки, в поступках и действиях они не самостоятельны, безыни-

циативны, не могут правильно оценить свое поведение и поведение окружающих, не обладают чувством долга и чувством личной ответственности, их морально-волевые качества слабо развиты.

С помощью опросника К. Томаса был определен тип поведения в конфликтах, в большей мере присущий студентам. Наиболее часто используемым оказался компромисс, тип поведения, характеризующийся соглашением между участниками конфликта, достигнутым путем взаимных уступок (54 % студентов). У 27 % студентов преобладало соперничество, тип поведения, выражающийся в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим. Избегание предпочли 9 % студентов, приспособление -4,5 % и сотрудничество - 4,5 % студентов.

Корреляционный анализ на выборке 100 студентов показал зависимость их характерологических особенностей и выбираемой тактики поведения в конфликте (табл. 2).

Таблица 2

Зависимость тактики поведения в конфликте студентов от их характерологических особенностей

Тактика поведения в конфликте Характерологические особенности

Агрессивность Тревожность Общи-тель-ность Эмпа-тия Уровень притязаний Комплекс неполноценности Экст-равер-сия Ней-ротизм

Соперничество 0,37 - 0,29 - 0,23 - 0,23 - 0,21 0,33 -0,21

Сотрудничество - - - - - - - -

Компромисс - 0,26 - - - - 0,20 - -

Избегание - - 0,23 - - - - -

Приспособление - 0,29 - - 0,36 - - - 0,20 -

С помощью однофакторного дисперсионного анализа была установлена степень влияния уровней дисциплинированности на уровни конфликтности (табл. 3) [5].

По критерию Фишера (р < 0, 001) оказалось, что влияние фактора дисциплинированности на конфликтность статистически значимо.

Таким образом, была выявлена прямая зависимость между деструктивным уровнем конфликтности и 1-м уровнем дисциплинированности; конформным уровнем конфликтности и 2-м и 3-м уровнями дисциплинированности; конструктивным уровнем конфликтности и 4-м и 5-м уровнями дисциплинированности.

Это позволило выдвинуть предположение о существовании зависимости между повышением уровня сформированности дисциплинированности и позитивным изменением уровня конфликтности студента.

Уровни конфликтности студентов в зависимости от уровня воспитанности дисциплинированности на начальном этапе исследования

Уровни воспитанности дисциплинированности Количество студентов с соответствующими уровнями конфликтности

Деструктивный Конформный Конструктивный

Чел. % Чел. % Чел. %

Элементарное соблюдение норм 9 9 1 1 0 0

Эмоциональное расположение к человеку 4 4 34 34 3 3

Привычное исполнение с мотивом нравственным 1 1 28 28 4 4

Подчинение дисциплине при отвержении минутных импульсивных желаний 0 0 9 9 2 2

Дисциплина как естественная свобода личности 1 1 1 1 3 3

Всего 15 15 72 72 13 13

В целях повышения уровня сормированности дисциплинированности студентов осуществлялась соответствующая деятельность в учебном и воспитательном процессе с нравственной ориентацией на человека.

Учебная деятельность включала знания по таким предметам, как культурология, иностранный язык, философия, психология, педагогика. В рамках этих предметов студенты получали знания о дисциплине и дисциплинированности, их социально-этической психологической и педагогической сущности, что способствовало осознанию их социального и личностного смысла. Современные методы (методы самостоятельной работы, проблемные методы, исследовательские методы, метод проекта и т.д.), а также целесообразно отобранные формы организации учебной работы (проблемная лекция, групповая дискуссия, ролевая игра и т.д.) способствовали формированию учебной мотивации, которая, в свою очередь, повышала уровень дисциплинированности студентов. Это обеспечивало переход на исследовательский уровень работы, требующий непосредственного участия студентов в различных экспериментах. Студенты имели возможность теоретически и практически познакомиться с новейшими методами исследований не только на теоретических кафедрах, но и в научных студенческих кружках и обществах. Активное участие в них позволило овладеть современной методикой научно-исследовательской работы, перейти к более сложным этапам самостоятельного творчества - осмыслению результатов исследования.

Производственная практика студентов дала возможность реализовать индивидуальную программу самовоспитания. Именно здесь с помощью са-

монаблюдения и самоанализа студенты могли определить уровень своих знаний, способностей, культуры.

Чтобы эффективно осуществить в педагогическом процессе нравственную ориентацию на человека в экспериментальных группах, наряду с учебной деятельностью, ориентированной на воспитание дисциплинированности, проводилась внеаудиторная воспитательная работа. создавалась соответствующая предметно-вещная среда. Студенты систематически включались в общественно значимые дела, утверждали коллективные традиции. Уроки этикета, этические беседы, коллективные творческие дела, массовые праздники, тренинги, конференции, диспуты, «философские столы» и прочее обеспечивали перестройку мотивационно-потребностной сферы личности, формировали нравственное сознание, чувства и поведение.

Результаты формирующего эксперимента на конечном этапе свидетельствовали о положительной динамике в развитии уровня дисциплинированности.

Корреляционный анализ свидетельствовал о положительной динамике характерологических изменений личностей студентов.

Результаты тестирования студентов по методике К. Томаса свидетельствовали о позитивных изменениях поведенческого компонента их конфликтности. Показатели по шкале компромисс возросли с 54 до 63 % и по шкале сотрудничество с 4,5 до 18 %.

В целях определения динамики в развитии межличностных отношений в экспериментальных группах использовалась социометрия. Выявлено, что количество невзаимных пар снизилось до 53. Возросло число взаимных выборов - 31, что свидетельствовало о гармонизации взаимоотношений студентов. Соответственно возрос коэффициент сплоченности коллектива, он составил 0,3. Это означало, что возросла вероятность предупреждения потенциальных конфликтов в коллективе. На основании этих данных был проведен анализ уровней конфликтности студентов в зависимости от уровня воспитанности, дисциплинированности (табл. 4).

Таблица 4

Уровни конфликтности студентов экспериментальных групп в зависимости от уровня сформированное'! !! дисциплинированности на конечном этапе

исследования

Уровни сформированности дисциплинированности Количество студентов с соответствующими уровнями конфликтности

Деструктивный Конформный Конструктивный

чел. % чел. % чел. %

Элементарное соблюдение норм - - - - - -

Окончание табл. 4

Уровни сформированности дисциплинированности Количество студентов с соответствующими уровнями конфликтности

Деструктивный Конформный Конструктивный

чел. % чел. % чел. %

Эмоциональное расположение к человеку - - 11 50 - -

Привычное исполнение с мотивом нравственным - - 1 4 6 27

Подчинение дисциплине при отвержении минутных импульсивных желаний 4 18

Дисциплина как естественная свобода личности - - - - - -

Всего - - 12 54 10 45

Мы проследили зависимость развития уровней конфликтности студентов от повышения уровней дисциплинированности. Зависимость уровневых изменений конфликтности студентов от повышения уровней дисциплинированности доказывает, что воспитание дисциплинированности личности обусловливает позитивное изменение уровня его конфликтности.

Список литературы

1. Рогожникова Р. А. Путь к самодисциплине. - Пермь, 1999.

2. Калашникова Е.М. Личность и общность (Проблема идентификации). - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1997.

3. Леонтьев А. А. Психология общения. - М.: Смысл, 1997.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учеб. для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 551 с.

5. Рогожникова Р.А., Дзараева Н.А., Гридина В.О. Дисциплинированность и конфликтная компетентность врача. - М.: Мед. книга; Н.Новгород: Изд-во НГМА, 2005.

Получено 28.02.2015

N.A. Dzaraeva

DISCIPLINE AS MORAL ATTITUDE TO PEOPLE

The present work deals with the problem of discipline which appears to be one of the urgent tasks in the system of modern high education. The article emphasizes the idea that the concept of discipline in education is based on the human approach. In terms of this approach discipline is regarded as a moral attitude towards a person. In this respect the development of discipline in students perfects their social relationships, makes a positive impact on conflict management skills and in the long run promotes the harmonious development of students' personalities which contributes greatly to the professional competence of future specialists.

Keywords: discipline, conflict, competence, human approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.