Научная статья на тему 'Психолого-педагогические вопросы организации учебной деятельности студентов вуза'

Психолого-педагогические вопросы организации учебной деятельности студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FORMS AND METHODS OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратьева О.Н., Корлякова С.Г.

В статье рассмотрены различные аспекты организации учебной деятельности студентов на основе анализа современных психолого-педагогических исследований. Основное внимание акцентировано на проблеме построения учебного процесса с учетом потребностей и способностей студента. Автор приходит к выводу, что в настоящее время наблюдается острая потребность в поиске новых путей организации обучения и управления учебной деятельностью обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF STUDENT’S EDUCATIONAL ACTIVITY

The article discusses various aspects of organization of students. The educational activity is considered on the basis of the analysis of modern psychological and pedagogical research. The main attention is focused on a problem of constructing the learning process, taking into account the needs and abilities of the student. The author concludes that there is now a strong need to find new ways of organizing training and managing the learning activity of students.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические вопросы организации учебной деятельности студентов вуза»

УДК 159.9

Kondratieva O.N., postgraduate, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: o.kondrateva88@yandex.ru Korlyakova S.G., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Psychology, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: s.k2002@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE ORGANIZATION OF STUDENT'S EDUCATIONAL ACTIVITY.

The article discusses various aspects of organization of students. The educational activity is considered on the basis of the analysis of modern psychological and pedagogical research. The main attention is focused on a problem of constructing the learning process, taking into account the needs and abilities of the student. The author concludes that there is now a strong need to find new ways of organizing training and managing the learning activity of students.

Key words: educational activities, students' independent work, forms and methods of organization of educational activity.

О.Н. Кондратьева, аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Е-mail: o.kondrateva88@yandex.ru

С.Г. Корлякова, д-р психол. наук, проф. каф. психологии, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Е-mail: s.k2002@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье рассмотрены различные аспекты организации учебной деятельности студентов на основе анализа современных психолого-педагогических исследований. Основное внимание акцентировано на проблеме построения учебного процесса с учетом потребностей и способностей студента. Автор приходит к выводу, что в настоящее время наблюдается острая потребность в поиске новых путей организации обучения и управления учебной деятельностью обучающихся.

Ключевые слова: учебная деятельность, самостоятельная работа студентов, формы и методы организации учебной деятельности.

В настоящее время современная система образования в первую очередь ориентируется на индивидуальные потребности обучающихся и запросы общества. Наблюдаемые трансформации в обществе изменяют потребности, интересы и способности современных студентов, которые неотъемлемо являются частью этого общества. С позиций гуманистической модели образования студент рассматривается как носитель природного источника развития. Следовательно, возникает необходимость пересмотра традиционной парадигмы обучения, смещая акцент на гуманистическую (личностно-ориентированную), которая предполагает наличие изменений в организации учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей студентов и требований столь динамично меняющегося современного общества.

По мнению И.А. Зимней, центральные характерологические особенности студентов - это значительный образовательный уровень (в отличие от других групп населения), высокая мотивация к познанию, совмещение интеллектуальной и социальной зрелости, социальная активность [1, с. 183]. Студенческий возраст можно также охарактеризовать стремлением к самопознанию, переживаниями о своем месте в будущей профессии, сопоставлением «идеального Я» и «реального Я».

Организация учебного процесса строится на основе потребностей студента развивать личный потенциал, в зависимости от того, какие индивидуальные цели были поставлены им в период обучения. Изучая внутренний мир студентов, наблюдая за ними, определяя их интересы, способности, слабые и сильные стороны, преподаватель помогает студентам решать их проблемы способами, соответствующими их индивидуальному стилю обучения. Это обусловливает взгляд преподавателя на студента как партнера педагогического процесса.

Однако реальный процесс обучения в высшем учебном заведении обнаруживает, что значительный процент студентов не умеют слушать и конспектировать лекции, учебную литературу, планировать свое время для выполнения самостоятельной работы. Поэтому возникает противоречие между потенциальной возможностью студента быть субъектом осуществляемой деятельности и реально низким уровнем его готовности к выполнению роли субъекта своей учебной деятельности. Для разрешения данного противоречия перед преподавателем становится ответственная задача - сформировать студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, главным образом, необходимость научить его навыкам планирования, организации собственной деятельности, мотивации полноценно обучаться, общаться на профессиональном уровне и быть способным и готовым к дальнейшему самообразованию.

Основная проблема в организации учебной деятельности сегодня - это перевести студента из пассивного потребителя

знаний в инициативного субъекта образовательного процесса. Не стоит также забывать, что современная система образования существует в условиях информационного общества, которое определяет появление новых форм и методов организации учебной деятельности. Вследствие этого мы наблюдаем постоянный рост объёма и содержания учебной информации, которой должны овладевать студенты, хотя сроки обучения остаются прежними. Так же, по мнению ряда исследователей (С.В. Михейкина, И.Ю. Лясина, РВ. Соколов, Н.С. Хван), данные трансформации в целом изменяют социальную среду, в которой развивается современная личность, влияют на характер ее отношений, в том числе и в системе «педагог-учащийся» [2, с. 364]. В итоге педагог вынужден искать новые пути организации обучения и управления учебной деятельностью студентов. И современные компьютерные телекоммуникации могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Р.Г. Габдрахманова предлагает в качестве эффективной групповой формы организации учебного занятия включить работу студентов над творческим проектом «кейс-видеоситуация». По мнению автора, результат коллективной творческой деятельности (кейс-видеоситуации) дает возможность студенту развить теоретические способности, а педагогу оценить самостоятельность студента в различных ситуациях [3].

А.Н. Мешалкин выделяет следующие формы организации учебной деятельности студентов, оказывающих содействие их профессиональному становлению: лекции-консультации, семинары в форме заочной экскурсии, исследовательские студенческие лаборатории и другие [4, с. 113].

В последнее время в учебном процессе стала увеличиваться доля самостоятельной работы обучающихся, особенно в высшей школе. Самостоятельная учебная деятельность студентов - это вид организации индивидуального изучения определенного учебного материала в контактной и внеаудиторной форме. По мнению ряда авторов, максимально раскрыть весь свой потенциал самостоятельной учебной деятельности студент может лишь в условиях индивидуализации образовательного процесса.

Проблему индивидуализации самостоятельной учебной деятельности рассматривали в своих работах И. Бех, П. Гусак, И. Унт, М. Кривко, Л. Мартиросян. Формы и методы индивидуализации обучения раскрыты в трудах и зарубежных ученых, таких, как Р. Гронмунлд, А. Чикеринг, Дж. Дьюи и другие.

Организация самостоятельной учебной деятельности студентов, как правило, ориентируется на личные индивидуально-психологические характеристики обучающихся в сочетании с поэтапным контролем. Индивидуализация образовательного

процесса способствует формированию самостоятельного поиска и осмысления учебного материала.

Стоит отметить, что индивидуализация обучения выступает помощником в реализации идей «опережающего» развития, которое направлено на формирование у студента потенциальных способностей к активному, деятельностному, самостоятельному, творческому мышлению и организованному поведению, а это, в свою очередь, оказывает содействие развитию творческого, преобразующего мышления.

М.В. Малоиван делает акцент на важности учета индивидуальных особенностей студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности, по причине которого развиваются качества, соотносящиеся с природной средой, культурой, профессиональной деятельностью и происходящими изменениями в обществе [5, с. 48].

В решении данной проблемы педагогу так же помогают знания об особенностях эмоционально-волевой сферы современного студента. М.А. Федорова выделяет следующие группы мотивов в структуре мотивации обучения в вузе: социальные мотивы, познавательные мотивы, рефлексивные мотивы, мотивы самореализации, мотивы самообразования. [6, с. 150]. Хотя наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у студента отсутствует умение ставить цели на различных этапах его учебной деятельности.

Библиографический список

Педагог выступает субъектом данной деятельности только на первых этапах формирования самостоятельной деятельности обучающегося, когда он еще не владеет в полной мере умениями и навыками ее организации и осуществления.

Соотношение смысла, эмоций, мотивов и целей деятельности обнаруживается в виде интереса обучающегося, который пробуждает познавательный интерес к самой учебной деятельности и к тому, чем в процессе осуществления данной деятельности обучающийся может овладеть. Познавательный интерес многие психологи считают основным познавательным мотивом учебной деятельности, в том числе, и самостоятельной. Он укрепляется в самостоятельной учебной деятельности новизной добываемых знаний, возможностью выйти за пределы программы, учебного пособия.

С точки зрения индивидуализации учебной деятельности студент и педагог рассматриваются как партнеры, которые вместе вырабатывают оптимальные способы получения нового знания и реализации их потенциала.

Таким образом, на основании проведенного анализа психолого-педагогических исследований можно обозначить наличие проблемы построения учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студента и актуальных запросов общества.

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. Москва, 2010.

2. Михейкина С.В. Категория отношение в теории и практике современных психологических исследований. Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научных работников. С.Е. Шиянов, А.П. Федоровский. Ставрополь: AHO ВО СКСИ, 2017: 363 - 366.

3. Габдрахманова РГ. Современные формы организации учебной деятельности студентов. КПЖ. 2015; 3.

4. Мешалкин A.H. Формы организации учебной деятельности в вузе как важное условие профессионального становления студентов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014; 3: 112 - 114.

5. Малоиван М.В. Теоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2014; 1-2: 48 - 49.

6. Федорова МЛ. Концептуальная модель формирования самостоятельной учебной деятельности студентов. Мир образования - образование в мире. 2009; 2: 146 - 154.

References

1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab. Moskva, 2010.

2. Mihejkina S.V. Kategoriya otnoshenie v teorii i praktike sovremennyh psihologicheskih issledovanij. Obschestvo i lichnost': gumanisticheskie tendencii v razvitii sovremennogo obschestva. Sbornik nauchnyh statej prepodavatelej, obuchayuschihsya vuzov, nauchnyh rabotnikov. S.E. Shiyanov, A.P. Fedorovskij. Stavropol': ANO VO SKSI, 2017: 363 - 366.

3. Gabdrahmanova R.G. Sovremennye formy organizacii uchebnoj deyatel'nosti studentov. KPZh. 2015; 3.

4. Meshalkin A.N. Formy organizacii uchebnoj deyatel'nosti v vuze kak vazhnoe uslovie professional'nogo stanovleniya studentov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2014; 3: 112 - 114.

5. Maloivan M.V. Teoreticheskie aspekty individualizacii samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti studentov. Sovremennaya nauka: Aktual'nye problemy teorii ipraktiki. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2014; 1-2: 48 - 49.

6. Fedorova M.A. Konceptual'naya model' formirovaniya samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti studentov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2009; 2: 146 - 154.

Статья поступила в редакцию 26.06.18

УДК 37.015.3

Korashvili N.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),

E-mail: nino_kora@mail.ru

Pegyshina E.A., postgraduate, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia,),

E-mail: 15.09.90@mail.ru

THE DYNAMICS OF FORMING OF VISUAL PERCEPTION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article deals with the specific features of how components of visual perception form. The lack of the development of visual perception leads to mistakes in the processes of writing and reading among children in primary school. The researchers study the views of M. Frostig about 5 components of visual perception: visual-motor perception, figure-background relationships, constancy of perception, position in space, spatial relationships. The basic method of the study is the method of diagnostics of visual perception (by M. Frostig). The authors of the project monitored all children in a primary school: 12 educational grades and children from groups of remedial education. This development lets to make the conclusions: there are significant changes in the process of primary school education - in forming of visual perception and in every of its components. The dynamics of forming of the components of visual perception have a heterochronic character both in the age period, and during the whole primary educational time.

Key words: visual perception, components of visual perception, visual-motor coordination, figure-background relationships, constancy of perception, spatial relationships.

Н.Ш. Корашвили, канд. психол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,

E-mail: nino_kora@mail.ru

Е.А. Пегушина, соискатель, Московский государственный университет, факультет психологии, г. Москва,

E-mail: 15.09.90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.