Научная статья на тему 'Типологизация студентов вуза на основе показателей успешности учебной деятельности и готовности к обучению'

Типологизация студентов вуза на основе показателей успешности учебной деятельности и готовности к обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
352
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL FEATURES / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / A PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUCCESS OF THE EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ледовская Татьяна Витальевна

В статье раскрываются понятия «тип», «типология», «успешность обучения», показаны различные основания для определения типов студентов. Доказано, что типологизация студентов вуза на основе успешности учебной деятельности и готовности к обучению в вузе имеет научное и практическое значение. Произведен анализ индивидуально-типологического состава студентов с разным типом успешности учебной деятельности и готовности к обучению. Были определены два основания для выделения психологических типов студентов первого курса: «структурный показатель успешности учебной деятельности (сформированность психологической структуры учебной деятельности) и результативный показатель успешности учебной деятельности (уровень академической успеваемости). Полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности на начальном этапе обучения студентов вуза, как со структурным, так и с результативным показателем успешности учебной деятельности. Результаты исследования будут полезны для выделения психологических типов студентов с целью индивидуализации и дифференциации высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typology of Students on the Basis of Indicators of Education Success and Readiness to Study

In the article notions "type", "typology", "success of training" are revealed, various bases to define types of students are shown. It is proved that typology of students of the higher education institution on the basis of success of the educational activity and readiness to study in the higher education institution has a scientific and practical value. The analysis of the individual and typological structure of students with different type of success of the educational activity and readiness to study is made. Two bases to allocate psychological types of first-year students were defined: "a structural indicator of success of the educational activity (formation of the psychological structure of the educational activity) and a productive indicator of success of the educational activity (a level of the academic progress). The obtained data allow to speak about existence of interrelation of individual and typological features with success of the educational activity at the initial stage of University students'' training, both with a structural and productive indicator of success of the educational activity. Results of the research will be useful to allocate psychological types of students with the purpose of individualization and higher education differentiation.

Текст научной работы на тему «Типологизация студентов вуза на основе показателей успешности учебной деятельности и готовности к обучению»

УДК 159.9

Т. В. Ледовская

Типологизация студентов вуза на основе показателей успешности учебной деятельности

и готовности к обучению

В статье раскрываются понятия «тип», «типология», «успешность обучения», показаны различные основания для определения типов студентов. Доказано, что типологизация студентов вуза на основе успешности учебной деятельности и готовности к обучению в вузе имеет научное и практическое значение. Произведен анализ индивидуально-типологического состава студентов с разным типом успешности учебной деятельности и готовности к обучению. Были определены два основания для выделения психологических типов студентов первого курса: «структурный показатель успешности учебной деятельности (сформированность психологической структуры учебной деятельности) и результативный показатель успешности учебной деятельности (уровень академической успеваемости). Полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности на начальном этапе обучения студентов вуза, как со структурным, так и с результативным показателем успешности учебной деятельности. Результаты исследования будут полезны для выделения психологических типов студентов с целью индивидуализации и дифференциации высшего профессионального образования.

Ключевые слова: индивидуальность, индивидуально-типологические особенности, психологическая структура учебной деятельности, успешность учебной деятельности.

T. V. Ledovskaya

Typology of Students on the Basis of Indicators of Education Success and Readiness to Study

In the article notions "type", "typology", "success of training" are revealed, various bases to define types of students are shown. It is proved that typology of students of the higher education institution on the basis of success of the educational activity and readiness to study in the higher education institution has a scientific and practical value. The analysis of the individual and typological structure of students with different type of success of the educational activity and readiness to study is made. Two bases to allocate psychological types of first-year students were defined: "a structural indicator of success of the educational activity (formation of the psychological structure of the educational activity) and a productive indicator of success of the educational activity (a level of the academic progress). The obtained data allow to speak about existence of interrelation of individual and typological features with success of the educational activity at the initial stage of University students' training, both with a structural and productive indicator of success of the educational activity. Results of the research will be useful to allocate psychological types of students with the purpose of individualization and higher education differentiation.

Keywords: individuality, individually-typological features, a psychological structure of the educational activity, success of the educational activity.

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации российского образования выделяется подготовка конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности специалиста. Новые требования ориентируют систему высшего профессионального образования на переход от традиционного подхода - к компетентному, призванному удовлетворить потребности современного общества, производства и самих обучающихся.

Современные стратегии развития образования в России, определяемые потребностями общества и государства, направлены на создание качественно нового подхода к функционированию системы образования в целом, так и отдельных образовательных учреждений. Достижение поставленных целей и задач во многом зависит от индивидуального подхода к каждому субъекту образовательного процесса. Известно, что индивидуальное развитие вариативно и своеобразно, в нем обнаруживаются как общие (всеобщие) закономерности, так и типическое (особенное) и единичное (неповторимое) [5, 6]. Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса, направленного на развитие будущего профессионала в целостности и единстве общих, особенных и единичных индивидуальных свойств,

© Ледовская Т. В., 2014

предполагает использование современных технологий и методов индивидуализации и дифференциации обучения. Это, в свою очередь, определяет актуальность разработки типологии студентов на основе показателей успешности учебной деятельности и готовности к обучению.

В психологии индивидуальных различий выделяют две основные стратегии построения типологии индивидуальностей: «аналитическую» и «синтетическую». Аналитическая стратегия подразумевает анализ количественных характеристик определенных свойств, присущих человеку (вес, рост, чувствительность и пластичность, быстрота запоминания и др.). Синтетическая - построение типов на основе интегральной (целостной) характеристики субъекта (строение тела, темперамент, тип личности) [5, 6].

Проблемой психологической типизации представителей различных возрастных категорий занимались многие отечественные и зарубежные исследователи (Г. Ю Айзенк, Б. Г. Ананьев,

B. Вундт, О. Гросс, И. Кант, Э. Кречмер, А. Ф. Лазурский, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, А. Феофаст, У. Шелдон, К. Г. Юнг и др.).

Разработка оснований для типологий любых возрастных групп подразумевает наличие у описываемого типа определенного набора взаимосвязанных характеристик, которые оказывают непосредственное положительное, или отрицательное влияние на деятельность, формирование индивидуального стиля выполняемой деятельности.

В соответствии с этим нами были определены два основания для выделения психологических типов студентов первого курса: «структурный показатель (СП) успешности учебной деятельности (сформированность психологической структуры учебной деятельности) и результативный показатель (РП) успешности учебной деятельности (уровень академической успеваемости)» [4.

C. 227] . Каждый из типов образован в результате сочетания уровней развития обоих показателей успешности учебной деятельности.

Основанием для определения типов студентов с разным уровнем структурного показателя успешности учебной деятельности, послужила типология, разработанная в рамках концепции готовности к обучению в школе применительно к младшему школьному возрасту [5, 6].

Определение групп студентов с разным уровнем результативного показателя успешности учебной деятельности проводилось при помощи анализа оценок, полученных студентами по итогам двух аттестаций, проводимых в вузе, а также

по оценкам, полученным в период первой экзаменационной сессии. Деление студентов по результативному показателю успешности учебной деятельности имеет важное значение, т.к. результат, с которым обучающийся окончил первый семестр обучения в вузе, успешность учебной деятельности в этот период показывает то, с каким успехом прошла учебная адаптация к новым условиям образования, а также позволяет предварительно оценить правильность выбора студентом направления, специальности обучения и, соответственно, профессии, прогнозировать будущий уровень успеваемости.

Анализ индивидуально-типологического состава студентов с разным уровнем показателей успешности учебной деятельности предполагает характеристику студентов с разным структурным и результативным показателями успешности учебной деятельности.

1. Структурный показатель успешности учебной деятельности заключает в себе интегральную характеристику индивидуального развития -индивидуальный индекс готовности к обучению в вузе (ИИГ), который отражает степень сформи-рованности психологической структуры учебной деятельности студентов. Индивидуальный индекс готовности к обучению в вузе выражается в суммарном значении уровней развития учебно-важных качеств, входящих в психологическую структуру учебной деятельности, с учетом их весового значения структуре. Подсчет структурного показателя успешности учебной деятельности проводился по методике «Комплексная диагностика готовности к обучению в вузе» (Н. В. Нижегородцева, Т. В. Жукова).

Анализ индивидуально-типологического состава студентов, характеризующихся разным уровнем показателей успешности учебной деятельности, показал следующие особенности в выраженности индивидуально-типологических особенностей у студентов в зависимости от уровня СП успешности учебной деятельности: 1) между студентами с низким уровнем СП и средним уровнем СП имеются отличия в выраженности «интроверсии-экстраверсии» t=2,798 при р<0,01; 2) между студентами с низким уровнем СП и высоким уровнем СП имеются отличия в выраженности «интроверсии-экстраверсии» t=2,526 при р<0,05; 3) между студентами со средним уровнем СП и высоким уровнем СП не имеется отличий в мере выраженности индивидуально-типологических особенностей.

Типологизация студентов вуза на основе показателей успешности учебной деятельностии готовности к обучению

Таким образом, студенты, имеющие низкий уровень СП успешности учебной деятельности, преимущественно экстравертированы, а студенты, имеющие средний и высокий уровень СП -интровертированы.

2. При анализе индивидуально-типологических особенностей студентов вуза с разными значениями результативного показателя успешности учебной деятельности получены следующие результаты:

1) между студентами с низким и высоким уровнем результативного показателя успешности учебной деятельности имеются отличия в выраженности интроверсии-экстраверсии ^=3,952 при р<0,001), а также проявляется тенденция к различиям в доминировании типа функциональной асимметрии мозга (ФАМ) -1,674 при р=0,06);

2) различий в выраженности индивидуально-типологических особенностей между студентами с низким и средним результативного показателя успешности учебной деятельности не выявлено;

3) выраженность индивидуально-типологических особенностей у студентов со средним уровнем результативного показателя успешности учебной деятельности отличается от студентов с высоким результативного показателя успешности учебной деятельности по шкале «интроверсия-экстраверсия» ^=3,089 при р<0,01), а также проявляется тенденция к различиям в типе ФАМ -1,691 при р=0,06).

Таким образом, студенты с низкими значениями результативного показателя успешности учебной деятельности преимущественно экстра-вертированы и обладают «левополушарным» типом межполушарной функциональной асимметрии мозга. Студенты со средним результативного показателя успешности учебной деятельности преимущественно экстравертированы и характеризуются как «правополушарным» типом ФАМ, так и «амбидекстрией». Студенты, имеющие высокий результативного показателя успешности учебной деятельности - интровертированы и обладают «правополушарным» типом межполу-шарной функциональной асимметрии мозга и «амбидекстрией».

Обозначенная специфика уровня меры выраженности индивидуально-типологических особенностей у студентов с разными значениями результативного и структурного показателя успешности учебной деятельности позволяют дать комплексную характеристику типов студентов, в

основе которых лежит сочетание обоих показателей успешности учебной деятельности.

В зависимости от значения структурного показателя и результативного показателя успешности учебной деятельности выделяются четыре типа студентов. Каждый из типов характеризуется разной мерой выраженности индивидуально-типологическими особенностей.

I тип. «Высокоуспешный» тип (РП - высокий уровень, СП - высокий уровень). Преимущественно интроверты, тип ФАМ характеризуется тенденцией к доминированию правого полушария головного мозга и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия).

II тип. «Среднеуспешный» тип (РП - средний уровень, СП - средний уровень). Преимущественно экстраверты. Характеризуется тенденцией к «правополушарному» типу ФАМ и к отсутствию асимметрии (амбидекстрия).

III тип. «Низкоуспешный» тип (РП - низкий уровень, СП - низкий уровень). Преимущественно экстраверты с «левополушарным» типом ФАМ.

IV тип. «Дисгармоничный» тип (вариативный уровень РП и СП). Преимущественно экстраверты, «левополушарный» тип ФАМ. Данный тип студентов характеризуется существенной внутренней неоднородностью, что позволяет выделить его подтипы: подтип студентов с высоким уровнем ВП и средним уровнем РП, подтип студентов со средним уровнем СП и высоким уровнем РП, подтип студентов со средним уровнем СП и низким уровнем РП и др.

Таким образом, полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи индивидуально-типологических особенностей с успешностью учебной деятельности на начальном этапе обучения студентов вуза, как со структурным, так и с результативным показателем успешности учебной деятельности. Результаты исследования будут полезны для выделения психологических типов студентов с целью индивидуализации и дифференциации высшего профессионального образования.

Библиографический список

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного чело-векознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л., 1969. - 107 с.

3. Ледовская Т.В. Взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и успешности учебной

деятельности студентов [Текст] / Т.В. Ледовская // 8. SHadrikov, V.D. Problemy sistemogeneza pro-Ярославский педагогический вестник. Научно- fessional'noj deyatel'nosti [Tekst] /V.D. SHadrikov. - M.: методический журнал. Серия «Гуманитарные науки». Logos, 2007. - 192 s. 2010 - № 1 (61). - С. 167-171.

4. Ледовская Т.В. Успешность учебной деятельности студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями [Текст] / Т.В. Ле-довская // Ярославский педагогический вестник. Научно-методический журнал. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 2 (62). С. 226 - 229.

5. Нижегородцева Н.В. Психологическая готовность детей к обучению в школе [Текст] : дис. ... доктора. психол. наук: 19.00.07 / Н.В. Нижегородцева; Москва, 2001.

6. Нижегородцева Н.В. Проблемы системогенеза учебной деятельности [Текст]: монография / Н.В. Нижегородцева, Е.В. Карпова, Н.П. Ансимова/ под ред. члена - корреспондента РАО, доктора психологических наук, профессора А.В. Карпова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. - 420 с.

7. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности [Текст] /В.Д. Шадриков. - М., 1994. - 320 с.

8. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] /В.Д. Шадриков.

- М.: Логос, 2007. - 192 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Anan'ev, B.G. O problemakh sovremennogo chelo-vekoznaniya [Tekst] / B.G. Anan'ev. - M.: Nauka, 1977.

- 380 s.

2. Anan'ev, B.G. CHelovek kak predmet poznaniya [Tekst] / B.G. Anan'ev. - L., 1969. - 107 s.

3. Ledovskaya T.V. Vzaimosvyaz' individual'no-tipologicheskikh osobennostej i uspeshnosti uchebnoj deyatel'nosti studentov [Tekst] / T.V. Ledovskaya // YA-roslavskij pedagogicheskij vestnik. Nauchno-metodicheskij zhurnal. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2010 - № 1 (61). - S.167-171.

4. Ledovskaya T.V. Uspeshnost' uchebnoj deyatel'-nosti studentov s raznymi individual'no-tipologicheskimi osobennostyami [Tekst] / T.V. Le-dovskaya // YAro-slavskij pedagogicheskij vestnik. Na-uchno-metodicheskij zhurnal. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2010. № 2 (62). S. 226 - 229.

5. Nizhegorodtseva N.V. Psikhologicheskaya gotov-nost' detej k obucheniyu v shkole [Tekst] : dis. ... dok-tora. psikhol. nauk: 19.00.07 / N.V. Nizhegorodtseva; Moskva, 2001.

6. Nizhegorodtseva N.V. Problemy sistemogeneza uchebnoj deyatel'nosti [Tekst]: monografiya / N.V. Nizhegorodtseva, E.V. Karpova, N.P. Ansimova/ pod red. chlena - korrespondenta RAO, doktora psikhologiche-skikh nauk, professora A.V. Karpova. - YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2009. - 420 s.

7. SHadrikov, V.D. Deyatel'nost' i sposobnosti [Tekst] /V.D. SHadrikov. - M., 1994. - 320 s.

Типологизация студентов вуза на основе показателей успешности учебной деятельностии готовности к обучению

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.