процесса способствует формированию самостоятельного поиска и осмысления учебного материала.
Стоит отметить, что индивидуализация обучения выступает помощником в реализации идей «опережающего» развития, которое направлено на формирование у студента потенциальных способностей к активному, деятельностному, самостоятельному, творческому мышлению и организованному поведению, а это, в свою очередь, оказывает содействие развитию творческого, преобразующего мышления.
М.В. Малоиван делает акцент на важности учета индивидуальных особенностей студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности, по причине которого развиваются качества, соотносящиеся с природной средой, культурой, профессиональной деятельностью и происходящими изменениями в обществе [5, с. 48].
В решении данной проблемы педагогу так же помогают знания об особенностях эмоционально-волевой сферы современного студента. М.А. Федорова выделяет следующие группы мотивов в структуре мотивации обучения в вузе: социальные мотивы, познавательные мотивы, рефлексивные мотивы, мотивы самореализации, мотивы самообразования. [6, с. 150]. Хотя наличия мотивов обычно бывает недостаточно, если у студента отсутствует умение ставить цели на различных этапах его учебной деятельности.
Библиографический список
Педагог выступает субъектом данной деятельности только на первых этапах формирования самостоятельной деятельности обучающегося, когда он еще не владеет в полной мере умениями и навыками ее организации и осуществления.
Соотношение смысла, эмоций, мотивов и целей деятельности обнаруживается в виде интереса обучающегося, который пробуждает познавательный интерес к самой учебной деятельности и к тому, чем в процессе осуществления данной деятельности обучающийся может овладеть. Познавательный интерес многие психологи считают основным познавательным мотивом учебной деятельности, в том числе, и самостоятельной. Он укрепляется в самостоятельной учебной деятельности новизной добываемых знаний, возможностью выйти за пределы программы, учебного пособия.
С точки зрения индивидуализации учебной деятельности студент и педагог рассматриваются как партнеры, которые вместе вырабатывают оптимальные способы получения нового знания и реализации их потенциала.
Таким образом, на основании проведенного анализа психолого-педагогических исследований можно обозначить наличие проблемы построения учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей студента и актуальных запросов общества.
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. Москва, 2010.
2. Михейкина С.В. Категория отношение в теории и практике современных психологических исследований. Общество и личность: гуманистические тенденции в развитии современного общества. Сборник научных статей преподавателей, обучающихся вузов, научных работников. С.Е. Шиянов, А.П. Федоровский. Ставрополь: AHO ВО СКСИ, 2017: 363 - 366.
3. Габдрахманова РГ. Современные формы организации учебной деятельности студентов. КПЖ. 2015; 3.
4. Мешалкин A.H. Формы организации учебной деятельности в вузе как важное условие профессионального становления студентов. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2014; 3: 112 - 114.
5. Малоиван М.В. Теоретические аспекты индивидуализации самостоятельной учебной деятельности студентов. Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2014; 1-2: 48 - 49.
6. Федорова МЛ. Концептуальная модель формирования самостоятельной учебной деятельности студентов. Мир образования - образование в мире. 2009; 2: 146 - 154.
References
1. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya: uchebnik dlya vuzov. Izd. vtoroe, dop., ispr. i pererab. Moskva, 2010.
2. Mihejkina S.V. Kategoriya otnoshenie v teorii i praktike sovremennyh psihologicheskih issledovanij. Obschestvo i lichnost': gumanisticheskie tendencii v razvitii sovremennogo obschestva. Sbornik nauchnyh statej prepodavatelej, obuchayuschihsya vuzov, nauchnyh rabotnikov. S.E. Shiyanov, A.P. Fedorovskij. Stavropol': ANO VO SKSI, 2017: 363 - 366.
3. Gabdrahmanova R.G. Sovremennye formy organizacii uchebnoj deyatel'nosti studentov. KPZh. 2015; 3.
4. Meshalkin A.N. Formy organizacii uchebnoj deyatel'nosti v vuze kak vazhnoe uslovie professional'nogo stanovleniya studentov. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2014; 3: 112 - 114.
5. Maloivan M.V. Teoreticheskie aspekty individualizacii samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti studentov. Sovremennaya nauka: Aktual'nye problemy teorii ipraktiki. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2014; 1-2: 48 - 49.
6. Fedorova M.A. Konceptual'naya model' formirovaniya samostoyatel'noj uchebnoj deyatel'nosti studentov. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2009; 2: 146 - 154.
Статья поступила в редакцию 26.06.18
УДК 37.015.3
Korashvili N.Sh., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Dagestan State University (Makhachkala, Russia),
E-mail: nino_kora@mail.ru
Pegyshina E.A., postgraduate, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia,),
E-mail: 15.09.90@mail.ru
THE DYNAMICS OF FORMING OF VISUAL PERCEPTION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN. The article deals with the specific features of how components of visual perception form. The lack of the development of visual perception leads to mistakes in the processes of writing and reading among children in primary school. The researchers study the views of M. Frostig about 5 components of visual perception: visual-motor perception, figure-background relationships, constancy of perception, position in space, spatial relationships. The basic method of the study is the method of diagnostics of visual perception (by M. Frostig). The authors of the project monitored all children in a primary school: 12 educational grades and children from groups of remedial education. This development lets to make the conclusions: there are significant changes in the process of primary school education - in forming of visual perception and in every of its components. The dynamics of forming of the components of visual perception have a heterochronic character both in the age period, and during the whole primary educational time.
Key words: visual perception, components of visual perception, visual-motor coordination, figure-background relationships, constancy of perception, spatial relationships.
Н.Ш. Корашвили, канд. психол. наук, доц., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала,
E-mail: nino_kora@mail.ru
Е.А. Пегушина, соискатель, Московский государственный университет, факультет психологии, г. Москва,
E-mail: 15.09.90@mail.ru
ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В статье анализируются особенности сформированности компонентов зрительного восприятия, недостаточное развитие которого приводит к ошибкам чтения и письма у учащихся начальной школы. При этом принималось представление М. Фро-стиг о пяти компонентах зрительного восприятия: зрительно-моторная координация (ЗМК), фигуро-фоновые отношения (ФФ), константность восприятия (К), положение в пространстве (ПП), пространственные отношения (ПО). В качестве основной методики исследования использовалась методика изучения зрительного восприятия Марианны Фростиг. Обследовались все дети начальной школы, среди которых - дети из 12 обычных классов и дети класса - КРО (коррекционно - развивающего обучения). Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы: в процессе обучения в начальной школе происходят существенные изменения в формировании зрительного восприятия - как в целом, так и в рамках каждого из составляющих его компонентов; динамика формирования компонентов восприятия носит гетерохронный характер - как в рамках одного возрастного периода, так и в период всего обучения в начальной школе.
Ключевые слова: зрительное восприятие, компоненты зрительного восприятия, зрительно-моторная координация (ЗМК), фигуро-фоновые отношения (ФФ), константность восприятия (К), положение в пространстве (ПП), пространственные отношения (ПО).
Начало обучения в школе связано со значительными трудностями для ребёнка. Это трудности адаптации к новой социальной позиции школьника, трудности, возникающие из-за необходимости подчиняться определенным правилам поведения и требованиям самого систематического процесса обучения. Значительные трудности возникают у младших школьников и при овладении самой учебной деятельностью - и, прежде всего, это процессы чтения и письма.
Чтение и письмо - сложные как по структуре, так и по содержанию процессы, включающие в себя как вербальные, так и невербальные формы, само содержание и существование которых обеспечивается - зрительным, слуховым, пространственным восприятием, тонкой моторикой и др. Большую роль играют процессы, связанные с сформированностью произвольной регуляции, обеспечивающей контроль над учебной деятельностью.
При недостаточном развитии зрительного восприятия наблюдаются следующие ошибки чтения и письма: трудности при нахождении в тексте строки, нужных слов, слогов, букв; не различение при письме и чтении сходных по написанию; перестановка букв и слогов в слове.
Значительный вклад в разработку и решение этой проблемы внесли исследования Т.В. Ахутиной, М.М. Безруких, А.Н. Корнева и др. [1; 2; 3].
В данном исследовании рассматривалась динамика формирования зрительного восприятия учащихся начальных классов.
При этом принималось представление М. Фростиг о пяти компонентах зрительного восприятия: зрительно-моторная координация (ЗМК), фигуро-фоновые отношения (ФФ), константность восприятия (К), положение в пространстве (ПП), пространственные отношения (ПО) [4].
Научная новизна. Рассмотрение особенностей формирования компонентов зрительного восприятия в трактовке М. Фростиг, а также, динамика формирования восприятия в младшем школьном возрасте, предпринята и отражена в данной статье впервые.
Цель описываемого здесь исследования - выявление особенностей динамики формирования компонентов зрительного восприятия детей - учащихся начальных классов.
Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования были использованы методы наблюдения, тестирования и статистические методы.
В качестве основной методики исследования использовалась методика изучения зрительного восприятия Марианны Фро-стиг.
Исследование проводилось в течение двух лет в школе № 37 города Махачкалы. Выборку составили 300 детей в возрасте от 6 до 11 лет - учащиеся начальных классов.
Методологическими и теоретическими основами данного исследования послужили представления об образах восприятия как устойчивых системах отношений, являющихся носителями предметного значения, смысла, а также представлений о тесной связи вербальных и невербальных процессов (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, С.Д. Смирнов и др.).
Описываемое в данной статье исследование является продолжением ранее проводимых авторами экспериментов в этом направлении [5; 6].
Стратегия исследования состояла в следующем. На первом этапе осуществлялось диагностическое обследование компонентов зрительного восприятия с помощью методики Марианны Фростиг. Диагностика осуществлялась как в группах, так и индивидуально. Обследовались все дети начальной школы, среди которых - дети из 12 обычных классов и дети класса - КРО (коррекционно - развивающего обучения) - 2 «е» класс. Контингент этого класса состоял из учеников с трудностями в обучении - недостаточно развитой произвольностью внимания; гиперактивностью; с трудностями мышления, такими, как наличием сложностей в выделении главного и установлении внутренних связей между частями; со стойкими нарушениями речи - такими, как дислексия и другими трудностями.
Обследовались все параллели начальной школы. Сначала первые, затем - вторые, третьи и класс «КРО». После анализа состояния компонентов зрительного восприятия в каждом классе проводился анализ всех работ детей каждой параллели с выделением средних показателей по классу сформированно-сти каждого параметра восприятия. Затем осуществлялся сопоставительный анализ развития компонентов восприятия во всех классах. Анализ проводился на качественном и количественном уровнях с дальнейшей проверкой на достоверность с помощью методов математической статистики.
При проведении методики М. Фростиг с помощью таблиц с процентилями определялся 1) «возрастной эквивалент» - на сколько лет (в соответствии с таблицами Фростиг) выполняет ребёнок задание и сравнивался этот возраст с фактическим возрастом ребёнка; 2) выявлялся «перцептивный возраст» - при этом возрастной эквивалент делился на хронологический возраст и умножался на 100%. То есть определялся процент успешности выполнения заданий - субтестов самим ребёнком выборки
Таблица 1
Классы Фактический возраст Перцептивный возраст
ЗМК ФФ К ПП ПО
Первые 7,3 7,3 5,2 6,1 5,4 5,9
Вторые 8,4 7,7 5,6 7,2 6,8 6,7
Третьи 9 7,3 5,7 7,8 7,3 7,1
ЗМК - зрительно-моторная координация; ФФ - фигуро-фоновые отношения; К - константность восприятия; ПП - положение в пространстве; ПО - пространственные отношения.
Средние значения по результатам выполнения субтестов методики Фростиг учащимися всех классов (в %)
популяции относительно данных выборки стандартизации теста Фростиг.
Так, если ребёнок набирал 80%, то это означало, что 20% детей этого возраста выполняют задание лучше, а он «входит» в эти 80%. Если ребёнок набирал 110%, то это означало, что он опережает норму выполнения задания на 10%, и компонент зрительного восприятия, уровень которого определялся, сформирован лучше, чем у детей этого возраста.
Были проанализированы данные сформированности компонентов зрительного восприятия у всех обследуемых классов, выраженные в категории анализа «перцептивный возраст» и средних результатов выполнения методики в рамках данного хронологического возраста, что выражалось в категории «процент успешности».
С целью наглядности и иллюстрации выводов приведем здесь таблицу № 2 диаграмму № 1, где отображено процентное выражение сформированности каждого компонента восприятия во всех классах.
Таблица 2
Сформированность компонентов зрительного восприятия (по результатам выполнения субтестов методики Фростиг учащимися всех классов) (в %)
Классы Процент успешности
ЗМК ФФ К ПП ПО
Первые 88 66 76 70 71
Вторые 90 65 83 79 76
Второй КРО 81 37 40 42 47
Третьи 79 61 82 78 77
ЗМК - зрительно-моторная координация; ФФ - фигуро-фоно-вые отношения; К - константность восприятия; ПП - положение в пространстве; ПО - пространственные отношения.
Рис. 1. Успешность выполнения заданий методики Фростиг
(в%)
Анализ уровня развития компонентов восприятия внутри каждой параллели школьных классов показал, что в первых классах уровень сформированности всех пяти компонентов восприятия развит, примерно, одинаково. В процентном отношении меньше всего средних значений - по компоненту «ФФ» (фигура - фон) 66%, выше всего - «ЗМК» (зрительно-моторная координация) - 88%.
Во вторых классах картина, примерно, та же. Меньше всего средних значений - по компоненту «ФФ» (фигура - фон) 65%, выше всего - «ЗМК» (зрительно-моторная координация) - 90%. Однако, присутствует улучшения по остальным трем компонентам зрительного восприятия.
Существенные различия наблюдаются между вторыми обычными классами и вторым классом КРО. Хуже всего, в отличие от других классов, в классе КРО развиты такие компоненты, как «К» (константность), «ПП» (положение в пространстве), «ПО» (пространственные отношения).
В третьих классах картина, примерно, ровная - от 60% до
80%.
Таким образом, видно, что результаты учащихся коррекци-онного второго класса значительно ниже результатов остальных учащихся вторых классов по всем компонентам, кроме первого компонента «зрительно-моторная координация», где различия в показателях не столь значительны.
Выводы на основе процентного анализа подтверждаются и методами математической статистики.
Так, ^критерий Стьюдента (уровень значимости различий -1%, при р<0.01), позволил подтвердить наличие различий между первыми и вторыми классами по шкалам методики Фростиг -(кроме ЗМК - зрительно-моторной координации, которая почти не изменяется).
Между вторыми и третьими классами различия в уровнях сформированности компонентов восприятия выражены незначительно. То есть, в отличие от первого и второго классов, здесь формирование компонентов идет более медленными темпами -(на уровне р<0.01).
Такие же достоверные отличия (на уровне р<0.01) выявились и в процессе сопоставлении результатов вторых обычных и второго класса КРО.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
• в процессе обучения в начальной школе происходят существенные изменения в формировании зрительного восприятия - как в целом, так и в рамках каждого из составляющих его компонентов;
• динамика формирования компонентов восприятия носит гетерохронный характер - как в рамках одного возрастного периода, так и в период всего обучения в начальной школе.
Результаты исследования подтверждают необходимость учёта индивидуальных свойств и качеств ребёнка. Ведь каждый
ребёнок - уникален. Развитие его идет по-разному и разными темпами. И здесь особенно актуален вопрос, связанный с необходимостью комплексного психолого-педагогического сопровождения ребёнка. Если вовремя не диагностировать трудности, возникающие у ребёнка в процессе учебной деятельности, не выявить их «первопричину» на ранних этапах ее появления, не провести необходимую коррекци-онную работу, то эти неразрешенные проблемы в дальнейшем могут привести к значительным трудностям.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе психологов образования и учителей начальной школы, как в плане диагностики, так и для построения коррекцион-ных программ - для детей обычных общеобразовательных школ и для детей классов коррекционно - развивающего обучения.
Библиографический список
1. Ахутина Т.В. Нейропсихолог в школе. Москва, 2016.
2. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Азбука письма. Пособие по обучению детей 5-7лет. Москва: Дрофа, 2017.
3. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Речь, 2003.
4. Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. Москва: МГППУ, 2006.
5. Корашвили Н.Ш., Адамова А.Р. Особенности овладения графической деятельностью учащимися начальной школы. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017; 1: 5 - 9.
6. Пегушина Е.А. Исследование перцептивного и речевого развития детей младшего школьного возраста. Вестник Дагестанского государственного университета. 2013; 4: 258 - 262.
References
1. Ahutina T.V. Nejropsiholog v shkole. Moskva, 2016.
2. Bezrukih M.M. Stupen'ki k shkole. Azbuka pis'ma. Posobie po obucheniyu detej 5-7 let. Moskva: Drofa, 2017.
3. Kornev A.N. Narushenie chteniya ipis'ma u detej: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Rech', 2003.
4. Salmina N.G., Filimonova O.G. Psihologicheskaya diagnostika razvitiya mladshego shkol'nika. Moskva: MGPPU, 2006.
5. Korashvili N.Sh., Adamova A.R. Osobennosti ovladeniya graficheskoj deyatel'nost'yu uchaschimisya nachal'noj shkoly. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2017; 1: 5 - 9.
6. Pegushina E.A. Issledovanie perceptivnogo i rechevogo razvitiya detej mladshego shkol'nogo vozrasta. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 4: 258 - 262.
Статья поступила в редакцию 20.07.18
УДК159.99
Kuznetsova E.N., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Foreign Languages, Stavropol State
Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: elekuznetsova@yandex.ru
Khilko O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Psychology Department, Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: olia.hilcko@yandex.ru
THE USE OF IYENGAR YOGA AS A SKILL TO PRESERVE MENTAL HEALTH OF PEDAGOGICAL HIGH SCHOOL STUDENTS. The article deals with a problem of forming a health-saving competence among students of a pedagogical university. Particular attention is paid to the practice of yoga of Iyengar as a technique that contributes to the preservation and correction of students' mental and physical health. There is an increase in the incidence of mental disorders in the Stavropol Krai, so it is necessary to organize health-saving activities inside of lecture halls aimed at preserving psycho-emotional health. The research suggests exercises of Iyengar yoga as a method of bodily-oriented therapy that can be practiced at breaks between classes. The paper describes the positive impact of static and dynamic asanas on the physical and mental state of students.
Key words: mental health, health-saving technologies, bodily-oriented therapy.
Е.Н. Кузнецова, канд. психол. наук, ст. преп. каф. иностранных языков, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт» г. Ставрополь, E-mail: elekuznetsova@yandex.ru
О.В. Хилько, канд. психол. наук, доц. каф. психологии, ГБОУ ВО «(Ставропольский государственный педагогический
институт» г. Ставрополь, E-mail: olia.hilcko@yandex.ru
ПРИМЕНЕНИЕ ЙОГИ АЙЕНГАРА КАК СРЕДСТВА СОХРАНЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматривается проблема формирования здоровьсберегающей компетенции у студентов педагогического вуза. Особое внимание уделяется практики йога Айенгара как технике, которая способствует сохранению и коррекции психического и физического здоровья студентов. В Ставропольском крае отмечается рост заболеваемости психическими расстройствами, в связи с этим необходимо организовывать здоровьесберегающие мероприятия в условиях учебной аудитории направленных на сохранение психоэмоционального здоровья. Предлагаемые упражнения йоги Б.К.С. Айенгара, как метод телесно-ориентированной терапии, можно выполнять в перерывах между учебными парами. В работе описывается положительное влияние статических и динамических асан на физическое и психическое состояние учащихся.
Ключевые слова: психическое здоровье, здоровьесберегающие технологии, телесно-ориентированная терапия.
Психическое здоровье человека является многофакторным понятием, которое подразумевает состояние физического, духовного и социального благополучия. Следуя докладу Всемирной организации здравоохранения 2018 - 2020 психическое здоровье является основой и обязательным условием нормального физического состояния человека, а следовательно, и полноценной жизни [1]. Однако отсутствие психических нарушений и аномалий личности не является единственным показателем здоровья. Психически здоровый человек - это благополучный человек способный развиваться, заботиться о собственном здоровье, успешно взаимодействовать с окружающими его людьми, максимально реализовывать индивидуальные способности, быть успешным в профессиональной деятельности. Актуальность темы сохранения психического здоровья молодых людей в возрасте от 18 лет и старше подтверждают следующие статистические данные из жизни современного общества. По официальным данным медико-социальных показателей здравоохранения в Ставропольском крае отмечен рост заболеваемости психическими расстройствами среди взрослого населения 18 лет и старше. В 2011 году процентное соотношение заболеваемости составила 37,4%, в 2012 году 38,7%, в 2014 году количество заболевших
составило 39,1% от общего количества населения возрастной группы [2]. Таким образом, можно говорить о динамике роста психических расстройств. Из других источников заболеваемость нервной системы у взрослого населения увеличилась на 17,7% увеличение психических нарушений отмечено на 7,9% [3].
В современном российском обществе, где намечены цели экономического, технологического и интеллектуального прорыва, роль будущих специалистов педагогов в реализации поставленных государством задач особенно важна. В связи с этим в педагогических вузах широко используют инновационные технологии, возрастает количество дисциплин и объем используемой информации. Специфика педагогического образования заключается еще и в том, что наряду с теоретическими предметами студенты много времени и сил посвящают педагогической практике в учебных заведениях; школах, детских садах, специальных учебных заведениях. Дефицит педагогических кадров в Ставропольском крае, особенно на уровне основного общего образования, вынуждает некоторых студентов переходить на индивидуальный план учебы и соединять работу с учебной деятельностью. В результате перегруженности на лицо состояние физической и психоэмоциональной усталости, нарушение