UDC 159.922.7
Shebotinova E.A. Diagnosis of visual-spatial perception in
primary school age
Диагностика зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте
Shebotinova Elena Aleksandrovna
senior student
Russian National Research Medical University N. I. Pirogova,
Moscow, Russia Шеботинова Елена Александровна студентка 5 курса
Российский национальный исследовательский медицинский
университет имени Н.И. Пирогова, Москва, Россия
Abstract. The analysis of the literature devoted to the methodology of researches of visual-spatial representations shows insufficient differentiation of gnostic and praxic components in the traditionally used Russian methods. The method TVPS-3 focuses on a more detailed study of gnostic components of visual-spatial perception. The use of the method on a group of Russian schoolchildren of the 1st grade showed its availability and prospects in obtaining data of the impact visual-spatial gnosis on school performance (subjects: Russian language, mathematics). The (general) combination of gnostic components of visual-spatial perception, which has a leading value for the mastering of subjects included in the school program in 1st grade (visual memory, coordinate representations, noise-immunity, simultaneity), and a specific component that affects the success of the mastering of mathematics (metric representation).
Keywords: visual-spatial perception, visual perception, visual memory, spatial perception, school performance, Test of Visual Perceptual Skills, TVPS-3, child neuropsychology, primary school age.
Аннотация. Анализ литературы, посвященной методологии исследования зрительно-проставленных представлений, показывает недостаточную дифференциацию гностического и праксического компонентов в традиционно используемых в России методиках. Рассматривается опыт использования методики TVPS-3, ориентированной на более детальное исследование гностических составляющих зрительно-пространственного восприятия. Использование методики при обследовании российских школьников 1-ых классов показало ее доступность и перспективность в получении данных о влиянии зрительно-пространственного гнозиса на успешность овладения школьными предметами (русским языком, математикой). Выделено (общее) сочетание гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия, имеющее ведущее значение для освоения предметов, входящих в программу обучения в 1-ом классе (зрительная память, координатные представления, помехоустойчивость, симультанность), и специфический компонент, влияющий на успешность освоения математики (метрические представления).
Ключевые слова: зрительно-пространственное восприятие, зрительное восприятие, зрительная память, пространственное восприятие, школьная успеваемость, Test of Visual Perceptual Skills, TVPS-3, детская нейропсихология, младший школьный возраст.
Рецензент: Шалагинова Ксения Сергеевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого,
педагог-психолог Центра образования № 4, г. Тула
Введение
Дефицит зрительно-пространственных функций фиксируется, по данным М.М. Безруких, Н.Н. Теребова [2], Л.В. Морозова [7], у 30% детей младшего школьного возраста. В исследованиях отмечается влияние недостаточно сформированных зрительно-пространственных функций на возникновение проблем в овладении учебной программой [8; 9], проявляющихся не только в затруднениях в освоении конкретных дисциплин, но и в негативном влиянии на общее развитие ребенка [4]. В связи с этим диагностика степени сформированности зрительно-пространственных функций в сопоставлении с возрастной нормой каждого возрастного этапа, представляется актуальной задачей и в практическом плане, и в аспекте расширения арсенала научно обоснованных диагностических методов обследования.
Зрительно-пространственное восприятие характеризуется рядом компонентов, степень сформированности которых обеспечивает возможности зрительного восприятия пространства ребенком на каждом возрастном этапе. Анализируя особенности развития пространственных представлений, можно выделить несколько независимых детекторов, которые обеспечивают восприятие отдельных характеристик объекта. Детекторы, ориентированные на [1]:
• пространственные признаки объекта, такие как:
- форма
- величина
- протяженность
• ориентировку объекта:
- вертикальные объекты
- горизонтальные объекты
Для целостного восприятия объектов отдельные детекторы включаются в более сложные психические процессы, предполагающие дополнительную обработку регистрирующейся детекторами информации. Можно выделить следующие процессы зрительно-пространственного восприятия:
1. восприятие пространственных признаков объекта (стабильность формы в меняющихся условиях,
сравнение пространственных характеристик двух объектов (величины, протяженности));
2. дифференцировка вертикального и горизонтального положений объекта;
3. восприятие пространственных соотношений между объектами;
4. синтез пространственных представлений.
Восприятие пространственных признаков объекта. Возможность восприятия и дифференцировки пространственных признаков объекта обеспечивает стабильность восприятия формы объекта, в том числе в
меняющихся условиях, а также восприятие величины предметов (ребенок может отличить объекты большего или меньшего размера), что в дальнейшем позволяет оценить протяженность объектов и провести ее сопоставление для сравнения объектов (длиннее-короче, выше-ниже). Способность ориентировки в мерах длины, в частности, также относятся к указанному компоненту.
Дифференцировка вертикального и горизонтального положения объекта. Различение направлений в условиях поворота объекта на 90 и 180°.
Восприятие пространственных соотношений между объектами. Восприятие объектов друг относительно друга, в частности - возможность выделения объекта среди других.
Синтез пространственных представлений. По О.И. Галкиной является наиболее поздно формирующейся функцией зрительно-пространственного восприятия и соответствует началу среднего школьного возраста. Обеспечивает целостное восприятие объектов и окружающего мира.
При рассмотрении гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия следует также рассматривать межфункциональные, в частности, зрительно-мнестические взаимодействия:
• Зрительную память, как возможность запоминания и сохранения образов объектов;
• И зрительно-пространственную память, как возможность запоминания пространственной последовательности.
Необходимость выделения мнестических функций при рассмотрении гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия определяется тем фактом, что успешное освоение пространственных представлений становится возможно при условии накопления и хранения пространственного опыта [1]. Отдельными исследователями подчеркивается связь мнестических функций и пространственных ошибок у детей [1; 2; 8].
В отечественной практике для диагностики зрительно-пространственного восприятия преимущественно используются графические пробы, в которых объединяются моторный и гностический компоненты зрительно-пространственных функций. Гностический и моторный компоненты отражают зрительно-моторное взаимодействие и ставят вопрос об удельном весе каждого из этих компонентов в формировании пространственных представлений и влиянии их дефицитарности на формирование пространственных трудностей. В этой связи полезно использование методик, раздельно оценивающих зрительный и моторный компоненты в диагностике пространственных трудностей. Для оценки различных гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия полезно использовать единый методический комплекс. В отечественной практике используются отдельные методики, направленные на узкий и неполный спектр зрительно-пространственных функций, и обоснование их комплексного и взаимодополняющего характера в обследовании гностической составляющей зрительно-пространственного восприятия отсутствует.
В исследовании представлен опыт применения методики Test of Visual Perceptual Skills на российской выборке детей младшего школьного возраста (Martin N.A. Test of Visual Perceptual Skills - third edition // Academic Therapy Publications. - Novato, California, 2006) и сравнительный анализ результатов исследования, связанных с различием в сформированности гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия у успевающих и неуспевающих детей по разным предметам.
Материалы и методы 1. Test of Visual Perceptual Skills - third edition
on
Рисунок 1. Пример стимульного материала TVPS-3 (Sub6: FGR).
Ребенку предлагается среди представленных внизу листа изображений выбрать то, в котором присутствует представленный выше стимул.
Для оценки степени сформированности гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия использовалась методика Test of Visual Perceptual Skills - third edition (N.A. Martin, 2006) (далее TVPS-3). TVPS-3 включает исследование таких гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия, как метрические представления, зрительная память, координатные представления, удержание формы, зрительно-пространственная память, помехоустойчивость, симультанность. Каждому компоненту соответствует отдельный субтест методики. В каждом субтесте ребенку предлагается 2 обучающих задания (не учитывающихся при обработке результатов) и 16 основных; сложность заданий постепенно увеличивается. За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов. При наличии трех ошибок подряд осуществляется переход к следующему субтесту. В конце исследования баллы суммируются отдельно по каждому субтесту. Таким образом, TVPS-3 представляет собой единую методику, которая исследует значительный объем гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия и дает возможность их количественной оценки, что определило ее выбор для текущего исследования.
Метрические представления (Sub1:DIS). Метрические представления относятся к выделенным в начале настоящей статьи пространственным признакам объекта (протяженности). Степень сформированности метрических представлений оценивалась с помощью субтеста 1 методики TVPS-3
(БиЬ1:й!Б). Во всех заданиях ребенку предлагается найти предъявленный вверху листа стимул (образец) среди дистракторов (количество дистракторов - 4), представленных вместе с исходным стимулом ниже на листе. Представленные изображения отличаются друг от друга по метрическим характеристикам.
Зрительная память (ЭиЬ2:МЕМ). Зрительная память оценивалась с помощью субтеста 2 методики ТУРБ-Э (БиЬ2:МЕМ). В заданиях субтеста оценивается способность запоминания и распознавания стимула среди дистракторов (количество дистракторов - Э) после его предъявления в течение 5 секунд.
Координатные представления (ЗиЬЭ'.БРА). Координатные представления относятся к выделенной в начале статьи дифференцировке положения объекта. Для оценки у ребенка способности воспринимать ориентацию объекта в пространстве взят субтест Э методики (БиЬЭ:БРД). В заданиях субтеста предлагается найти изображение в ряду (всего 5 изображений), которое отличается от остальных по своему пространственному положению (лево-право, верх-низ).
Удержание формы (ЭиЬ4:С0М). Удержание формы относится к выделенным в начале статьи пространственным признакам объекта (форма, величина). Оценка способности ребенка выявлять одинаковые формы объектов вне зависимости от условий их предъявления (изменение размера, затемнение или изменение положения объекта) проводилась с помощью субтеста 4 ТУРБ-3. Во всех заданиях ребенку предлагается найти среди дистракторов (всего 3, либо 4 дистрактора) объект, имеющий такую же форму, как у предъявленного вверху листа стимула (образца).
Зрительно-пространственная память (ЭиЬЗБЕР). Зрительно-пространственная память оценивалась с помощью субтеста 5 ТУРБ-Э (БиЬ5:БЕ0). Во всех заданиях ребенку предъявляется на 5 секунд для запоминания последовательность фигур, которую затем он должен опознать среди дистракторов (количество дистракторов - 3). Учитывается последовательность предъявляемых фигур.
Помехоустойчивость (ЗиЬ6:ГвЯ). Помехоустойчивость относится к выделенным в начале статьи пространственным соотношениям между объектами. Способность ребенка идентифицировать объекты в условиях зашумленного фона и наличия посторонних стимулов оценивалась с помощью субтеста 6 методики (БиЬ6:РйР). Во всех заданиях ребенку предлагается найти предъявленный стимул (образец) среди нескольких зашумленных изображений (из них одно верное и Э дистрактора).
Симультанность (виЬ7:С1.0). Симультанность относится к выделенному в начале статьи синтезу пространственных представлений. Симультанность оценивалась с помощью субтеста 7 ТУРБ-Э (БиЬ7:СЮ). Во всех заданиях ребенку предлагается опознать, какая из фигур, изображенная пунктирными линями (всего 4 пунктирных изображения), может быть достроена до предъявленного вверху страницы стимула (образца).
2. Бланк экспертной оценки
Был разработан бланк экспертной оценки для учителей с предложением оценить успеваемость детей по русскому языку, математике. Учителям предлагался бланк, содержащий ФИО учеников и названия предметов. Оценивание проводилось в системе от 2 до 5 баллов.
3. Статистический анализ данных
Для статистического анализа полученных данных использовалась программа 81аи$иса. Для сравнения малых выборок был выбран непараметрический и-критерий Манна-Уитни.
Выборка
Было обследовано 35 детей на базе ГБОУ Школа № 498 г. Москва.
Таблица 1
Характеристика выборки
Параметр Пол Возраст
Женский Мужской 6 лет 7 лет
Кол-во детей 22 13 8 27
Все дети обучались в 1 классе начальной школы (всего было обследовано 2 класса). Средний возраст в выборке составил 6,7 лет. Все дети обследовались во временной отрезок до полудня, в начале учебной недели. Исследование проводилось с октября по декабрь 2017 года.
Дети не имели заболеваний, которые могли оказать влияние на результаты обследования.
Результаты и обсуждение
Обследуемые дети были разделены по каждому предмету на две группы в зависимости от экспертной оценки учителя. В группу неуспевающих (по предмету) вошли дети, получившие оценки 2 и 3, в группу успевающих - 4 и 5. В группу успевающих по русскому языку вошло 25 детей, в группу неуспевающих по русскому языку - 10. В группу успевающих по математике вошло 24 ребенка, в группу неуспевающих по математике - 11. Количество детей, неуспевающих одновременно по двум предметам составило 9 детей, неуспевающих только по математике было 2 ребенка, только по русскому языку - 1.
Рисунок 2. График средних значений результатов выполнения субтестов Т/РБ-3 успевающими и неуспевающими детьми а) по русскому языку, б) по математике.
Условные обозначения к Рис 2: По оси абсцисс представлены названия субтестов Т/РБ-Э, по оси ординат - средние значения выполнения субтестов Т/Рв-Э. Сплошной линией представлен график выполнения субтестов Т/Рв-Э успевающими по предмету детьми, пунктирной - неуспевающими.
Сравнение успевающих и неуспевающих детей проводилось по каждому предмету. Неуспевающие дети получили в среднем более низкие результаты в исследовании зрительно-пространственного восприятия по сравнению с успевающими по тому же предмету детьми.
При сравнительном анализе результатов Т/РБ-Э, были выделены гностические компоненты зрительно-пространственного восприятия, в продуктивности которых наблюдалась выраженная разница между успевающими и неуспевающими детьми.
Таблица 2
Сравнение групп успевающих и неуспевающих детей по русскому языку
Subtest U 2*lsided exact p
SublcDIS 75.5 0.0702
Sub2:MEM 50.0 0.0051 **
Sub3:SPA 65.5 0.0281 *
Sub4:CON 103,0 0.4387
Sub5:SEQ 95.5 0,2865
Sub6:FGR 65.0 0.0281 *
Sub7:CLO 61.5 0.0186 *
** - уровень значимости р<0,01, * - уровень значимости р<0,05
Для русского языка статистически значимое различие наблюдалось в таких компонентах как зрительная память (р<0,01), координатные представления (р<0,05), помехоустойчивость (р<0,05), симультанность (р<0,05).
Таблица 3
Сравнение групп успевающих и неуспевающих детей по математике
Subtest U 2*lsided exact p
SublrDIS 76.5 0,0475 *
Sub2:MEM 53.5 0.0041 **
Sub3:SPA 48.5 0.0021 **
Sub4:CON 95.0 0.1979
Sub5:SEQ 105,5 0.3519
Sub6:FGR 63.5 0,0133 *
Sub7:CLO 46.5 0.0016 **
** - уровень значимости p<0,01, * - уровень значимости p<0,05
Для математики значимое различие наблюдалось в тех же параметрах: зрительной памяти ф<0,01), координатных представлениях ф<0,01), помехоустойчивости ^<0,05) и симультанности ^<0,01). Также значимое различие между успевающими и неуспевающими по математике детьми отмечалось в метрических представлениях ^<0,05).
Таким образом, обнаруживается как общий для разных предметов набор гностических компонентов, так и специфический для математики компонент, дефицит которых может являться фактором неуспеваемости. Общей для русского языка и математики является совокупность: степени сформированности зрительной памяти, координатных представлений, помехоустойчивости и симультанности. Для математики с общим набором сочетается специфический компонент - метрические представления.
Заключение
В отличие от традиционно использующихся в России средств оценки зрительно-пространственного восприятия, методика Test of Visual Perceptual Skills - third edition позволяет провести изолированную и детальную оценку гностических компонентов зрительно-пространственного восприятия. Детальное выделение и изучение гностических компонентов в структуре зрительно-пространственного восприятия представляет научный интерес с точки зрения разработки методологии подобных исследований, уточнения структуры и механизмов зрительно-пространственного восприятия в норме и при поражениях головного мозга в детском возрасте. В практическом плане оно также представляется актуальным для работы школьных психологов, с точки зрения обеспечения дифференциальной диагностики и направленного влияния на компоненты, в которых у ребенка выявляется дефицит, с целью предупреждения школьной неуспеваемости.
References
1. Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. - М.: Просвещение, 1964.
2. Безруких М.М., Теребова Н.Н. Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Физиология человека. -2009. - №6. - c. 37-42.
3. Лалаева Р.И., Шаховская С.Н. Логопатопсихология. - М.: ВЛАДОС, 2011.
4. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. - М.: МПСИ, 2008.
5. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. - Нейропсихология: Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е.Д. Хомской - СПб.: Питер, 2010.
6. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста - Спб.: Питер, 2008.
7. Морозова Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет: автореф. дис. д-ра биол. наук. Поморский гос. университет, Архангельск, 2008.
8. Barnes M.A., Raghubar K.P. Mathematics development and difficulties: the role of visual-spatial perception and other cognitive skills // Pediatr Blood Cancer. - 2014. - №61. - С. 1729-1733.
9. Carlson A.G., Rowe E., Curby T.W. Disentangling fine motor skills' relations to academic achievement: the relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination // The Journal of Genetic Psychology. - 2013. - №174:5. - С. 514-533.
10. Nancy A. Martin. Test of Visual Perceptual Skills - third edition. - Novato, California: Academic Therapy Publications, 2006.