Научная статья на тему 'Психологические аспекты структуры учебной деятельности студентов'

Психологические аспекты структуры учебной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
414
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ / ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / САМОРЕГУЛЯЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЕDUCATIONAL ACTIVITY / A STRUCTURE OF LEARNING ACTIVITIES / COMPONENTS OF THE STRUCTURE / AN OPERATIONAL COMPONENT / MOTIVATIONAL COMPONENT / A SELF-REGULATORY COMPONENT / DYNAMICS OF THE CHANGE IN THE EDUCATIONAL ACTIVITY STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Изотова Елизавета Геннадьевна

В статье раскрыто понятие структуры учебной деятельности. Обоснована и определена актуальность исследования детализированной модели учебной деятельности и дифференцированного представления о составе этой деятельности. Определены основные компоненты структуры учебной деятельности: мотивационный, операциональный и саморегуляционный. Представлен сравнительный анализ структур учебной деятельности школьников и студентов: доказано, что психологическая структура учебной деятельности студентов характеризуется большим количеством и силой взаимосвязей; элементы саморегуляционного и операционального компонентов учебной деятельности объединены статистически достоверными взаимосвязями, что говорит о качественном и количественном усложнении психологической структуры учебной деятельности студентов. Показано, что высокие показатели интегративности и низкие показатели дифференцированности психологической структуры учебной деятельности студентов говорят о том, что происходит изменение структуры учебной деятельности за счет увеличения включенных в нее элементов для поиска наиболее эффективного режима функционирования. Выявлена и описана специфика структуры учебной деятельности студентов, а также входящих в нее компонентов: операционального, мотивационного и саморегуляционного. Определена специфика структуры учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности и доказано, что психологическая структура учебной деятельности не является неизменной характеристикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Aspects of the Structure of Students’ Educational Activity

In the article the concept of the structure of the educational activity is revealed. The relevance of the study of a detailed model of the learning activity and a differentiated view of the composition of this activity is substantiated and determined. The main components of the educational activity structure are determined: motivational, operational and self-regulatory components. A comparative analysis of the structure of schoolchildren and students’ educational activity is presented: it is proved that the psychological structure of students' learning activities is characterized by a large number and strength of interrelationships; elements of the self-regulatory and operational components of learning activities are combined by statistically reliable interrelations, and it indicates a qualitative and quantitative complication of the psychological structure of students' learning activities. It is shown that high integrative indicators and low indices of differentiation of the psychological structure of students' educational activity suggest that the structure of educational activity should be changing due to the increase in the elements included in it to find the most effective mode of functioning. The specificity of the structure of students' learning activities, as well as the components that are included in it, is revealed and described: operational, motivational and self-regulatory. The specifics of the structure of educational, academic and educational activities are defined and it is proved that the psychological structure of the educational activity is not an invariable characteristic.

Текст научной работы на тему «Психологические аспекты структуры учебной деятельности студентов»

УДК 159.9

Е. Г. Изотова

Психологические аспекты структуры учебной деятельности студентов

В статье раскрыто понятие структуры учебной деятельности. Обоснована и определена актуальность исследования детализированной модели учебной деятельности и дифференцированного представления о составе этой деятельности. Определены основные компоненты структуры учебной деятельности: мотивационный, операциональный и саморегуляционный. Представлен сравнительный анализ структур учебной деятельности школьников и студентов: доказано, что психологическая структура учебной деятельности студентов характеризуется большим количеством и силой взаимосвязей; элементы саморегуляционного и операционального компонентов учебной деятельности объединены статистически достоверными взаимосвязями, что говорит о качественном и количественном усложнении психологической структуры учебной деятельности студентов. Показано, что высокие показатели интегративности и низкие показатели дифференцированности психологической структуры учебной деятельности студентов говорят о том, что происходит изменение структуры учебной деятельности за счет увеличения включенных в нее элементов для поиска наиболее эффективного режима функционирования. Выявлена и описана специфика структуры учебной деятельности студентов, а также входящих в нее компонентов: операционального, мотивационного и саморегуляционного. Определена специфика структуры учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности и доказано, что психологическая структура учебной деятельности не является неизменной характеристикой.

Ключевые слова: учебная деятельность, структура учебной деятельности, компоненты структуры, операциональный компонент, мотивационный компонент, саморегуляционный компонент, динамика изменения структуры учебной деятельности.

E. G. Izotova

Psychological Aspects of the Structure of Students' Educational Activity

In the article the concept of the structure of the educational activity is revealed. The relevance of the study of a detailed model of the learning activity and a differentiated view of the composition of this activity is substantiated and determined. The main components of the educational activity structure are determined: motivational, operational and self-regulatory components. A comparative analysis of the structure of schoolchildren and students' educational activity is presented: it is proved that the psychological structure of students' learning activities is characterized by a large number and strength of interrelationships; elements of the self-regulatory and operational components of learning activities are combined by statistically reliable interrelations, and it indicates a qualitative and quantitative complication of the psychological structure of students' learning activities. It is shown that high integrative indicators and low indices of differentiation of the psychological structure of students' educational activity suggest that the structure of educational activity should be changing due to the increase in the elements included in it to find the most effective mode of functioning. The specificity of the structure of students' learning activities, as well as the components that are included in it, is revealed and described: operational, motivational and self-regulatory. The specifics of the structure of educational, academic and educational activities are defined and it is proved that the psychological structure of the educational activity is not an invariable characteristic.

Keywords: еducational activity, a structure of learning activities, components of the structure, an operational component, a motivational component, a self-regulatory component, dynamics of the change in the educational activity structure.

Постановка проблемы. Проблеме учебной деятельности уделяется много внимания, что объясняется практической значимостью данной проблемы. Передача социально выработанного опыта новому поколению происходит в ходе особой, совместной деятельности, объединяющей усилия носителя социального опыта и обучаемых. От сформированности учебной деятельности зависит качество обучения. Именно это объясняет большое количество работ, посвященных формированию учебной деятельности, механиз-

мам функционирования учебной деятельности, особенностям обучения различных групп учащихся. Широко освещаются проблемы учебной деятельности младших школьников, менее - проблемы учебной деятельности средних и старших школьников, и существенно меньше работ, посвященных изучению учебной деятельности студентов.

Актуальная потребность в детализированной модели учебной деятельности и отсутствие достаточно дифференцированного представления о

© Изотова Е. Г., 2017

составе этой деятельности определили проблему исследования.

Таким образом, цель данного исследования -выявить специфические особенности психологической структуры учебной деятельности студентов вузов на основе анализа мотивационного, операционального и саморегуляционного компонентов структуры учебной деятельности.

Программа и методы исследования

С целью изучения особенностей учебной деятельности были использованы следующие методики:

— для диагностики операционального компонента структуры учебной деятельности - специализированный опросник изучения структуры учебной деятельности, созданный в результате теоретического и практического анализа данной проблемы, и методика изучения самоконтроля в общении (Снайдер);

— с целью изучения мотивационного компонента структуры учебной деятельности - методика изучения мотивов учебной деятельности (модификация А. А. Реана и В. А. Якунина);

— для изучения саморегуляционного компонента структуры учебной деятельности - опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» -ССП-98 (В. И. Моросанова).

Базы исследования: эмпирическое исследование проводилось в Ярославских и Костромском университетах, в средних общеобразовательных школах Ярославля и Костромы. Выборка составила 420 человек, из них: школьники -90 человек; студенты - 330 человек.

Анализ результатов исследования. В результате анализа структуры учебной деятельности школьников и студентов нами были выявлены специфические особенности структуры учебной деятельности студентов.

У студентов зафиксирован высокий показатель развития операционального компонента структуры учебной деятельности

( X шк = 3,75; X ст = 6,86; и = 165; р = 0,000). При этом низкие показатели самоконтроля в общении компенсируются взаимовлиянием с коррекцией (р < 0,05). Данные результаты объясняются тем, что в вузе происходит снижение роли педагога, студенты меньше контролируют процесс общения с педагогом, но это снижение контроля компенсируют коррекцией своих действий. В целом, операциональный компонент учебной деятельности студентов отличается высоким числом и степенью значимости взаимосвязей между элемен-

тами, что является следствием сложной структурной организации операционального компонента учебной деятельности студентов.

Уровень мотивационного компонента учебной деятельности в период обучения в вузе снижается ( Х шк = 5,33; Х ст = 5,04; И = 4357; р = 0,000). Снижение учебной мотивации в студенческом возрасте говорит о том, что на данном этапе деятельность является в основном учебно-профессиональной (в отличие от школьников, где деятельность является учебно-академической), соответственно, кроме учебных мотивов, появляются мотивы профессиональные, что и приводит к снижению мотивации учебной деятельности в студенческом возрасте.

Саморегуляционный компонент в период обучения в вузе имеет высокие показатели вследствие того, что элементы саморегуляции имеют

тенденцию к росту ( X шк = 18,73; Х ст = 25,43; И = 3332; р = 0,000). Особенностью саморегуляционного компонента студентов является большое число взаимосвязей между элементами. Зафиксирована высокая доля самостоятельности в саморегуляции учебной деятельности, а также влияние элемента «планирование» на академическую успеваемость студентов (Б = 5,050, р = 0,025) Данные результаты свидетельствуют о снижении роли педагогов в регуляции, о повышении самостоятельности процессов регуляции и о возрастающей роли данного процесса в учебной деятельности студентов. Повышение саморегуляции и влияния ее элементов на академическую успеваемость в период обучения в вузе является следствием того, что при изменившихся условиях обучения саморегуляционные процессы активизируются. Повышение эффективной саморегуляции приводит к повышению академической успеваемости, что согласуется с данными, представленными в теории.

Психологическая структура учебной деятельности студентов характеризуется большим количеством и силой взаимосвязей. Элементы саморегуляционного и операционального компонентов учебной деятельности объединены статистически достоверными взаимосвязями. При этом определяющее значение в структуре учебной деятельности принадлежит элементам саморегуляции. Увеличение количества и силы взаимосвязей говорят о том, что психологическая структура учебной деятельности студентов усложняется вследствие произошедших изменений в мотива-ционном, операциональном и саморегуляцион-

ном компонентах. Наличие взаимосвязей между элементами операционального и саморегуляционного компонентов говорят о качественном и количественном усложнении психологической структуры учебной деятельности студентов, что происходит за счет увеличения роли и степени развития саморегуляции в студенческом возрасте. Как следует из теоретического анализа, в данный период регуляционные процессы учебной деятельности интенсивно развиваются и оказывают непосредственное влияние на развитие всех компонентов учебной деятельности, что подтверждено результатами нашего исследования.

Высокие показатели интегративности и низкие показатели дифференцированности психологической структуры учебной деятельности студентов говорят о том, что на данном этапе происходит изменение структуры учебной деятельности за счет увеличения включенных в нее элементов для поиска наиболее эффективного режима функционирования.

Операциональный компонент структуры учебной деятельности студентов 1-5 курса характеризуется минимальными значениями на 3

курсе ( X = 4,75) и максимальными - на 5 курсе

(X = 7,62). Минимальные значения развития операционального компонента на 3 курсе говорят нам о том, что при переходе к новым условиям учебной деятельности студенты еще не успели к ним приспособиться, происходит снижение выраженности элементов вследствие кризиса адаптации, а данное снижение приводит к низкому уровню выраженности данного компонента структуры учебной деятельности. Практически все выделенные нами элементы операционального компонента структуры учебной деятельности имеют тенденцию к росту от 1 к 5 курсу (кроме самоконтроля в общении). При этом происходят существенные изменения динамики на 2 и 4 курсах, что объясняется тем, что на 2 курсе идет перестройка операционального компонента вследствие адаптации к новым условиям учебной деятельности (выявляется несоответствие между привычным функционированием и необходимым уровнем развития), на 4 курсе - вследствие перехода от учебно-академической к учебно-профессиональной деятельности. Операциональный компонент структуры учебной деятельности на 1-3 курсах характеризуется увеличением числа взаимосвязей между элементами. На 4-5 курсах число взаимосвязей внутри данного компо-

нента структуры учебной деятельности снижается.

Мотивационный компонент характеризуется тем, что на 1 курсе зафиксированы максимальные значения мотивации ( X = 5,34), а на 3 курсе - минимальные ( X = 4,67). В целом прослеживается тенденция к снижению мотивации. Данные результаты - следствие того, что на начальных курсах обучения деятельность является учебно-академической, а на старших курсах -учебно-профессиональной. Соответственно, кроме мотивов деятельности учебной, у старшекурсников появляются мотивы деятельности профессиональной. Такая динамика является следствием того, что в вуз учащиеся приходят с устоявшейся, сложившейся за годы обучения мотивацией. Однако при смене условий обучения данный уровень выраженности мотивационного компонента не удовлетворяет этим условиям. Функционирование становится энергозатратным. что и приводит к снижению выраженности мотивации на 3 курсе. Далее, на 4-5 курсах, уровень мотивационного компонента возрастает, поскольку запускается механизм развития, который сменяет механизм функционирования, присутствующий ранее. Указанные изменения режима и приводит к возрастанию показателей мотиваци-онного компонента.

Структура саморегуляционного компонента учебной деятельности характеризуется повышением значений, что свидетельствует о том, что студенты успешно освоили систему обучения в вузе, научились эффективно самостоятельно регулировать учебную деятельность. На 5 курсе обучения саморегуляционные процессы достигают своего максимума (X = 31,94), что соотносится с данными, полученными в теоретическом анализе по данной проблеме. Все элементы саморегуляционного компонента имеют тенденцию к повышению значений от 1 к 5 курсу обучения в вузе. Практически все элементы на 2-4 курсах остаются неизменными, что является следствием функционирования саморегуляционного компонента. Однако при прохождении кризиса перехода от учебно-академической деятельности к учебно-профессиональной показатели элементов возрастают, что говорит нам о том, что запускаются механизмы развития с целью приспособления к новым условиям выполнения деятельности и оптимизации выраженности элементов саморегуляционного компонента структуры учебной деятельности. Низкие значения элемен-

тов на 1 курсе говорят о несформированной самостоятельности в условиях школьного образования и о приоритетном действии педагога в изучаемых процессах, вследствие чего и не происходит развития данных элементов.

Существенные изменения в саморегуляционном компоненте структуры учебной деятельности происходят на 2 и 4 курсах, то есть в периоды кризисов. На данных этапах увеличиваются количество и уровень значимости взаимосвязей между элементами, происходит развитие как элементов саморегуляционного компонента, так и самого компонента («мобилизация» регулятивных процессов с целью успешного преодоления кризисов). После прохождения кризисов количество и уровень значимости взаимосвязей между элементами саморегуляционного компонента снижается, что свидетельствует о высокой значимости регулятивных процессов при прохождении кризисов учебной деятельности.

Изучение взаимосвязи компонентов психологической структуры учебной деятельности позволяет говорить, что максимальное число связей наблюдается на 1 и 3 курсах, а на 2, 4 и 5 курсах зафиксирована одинаковая структурная организация учебной деятельности. Причем на каждом из этапов операциональный и саморегуляционный компоненты вносят одинаковый вклад в выраженность психологической структуры. Таким образом, на 2, 4, 5 курсах обучения в вузе психологическая структура учебной деятельности складывается одинаковым образом. Это говорит нам о том, что структурная организация учебной деятельности, сложившаяся в ситуации кризиса, является оптимальной и наиболее эффективной в условиях учебно-профессиональной деятельности. Психологическая структура учебной деятельности не является неизменной: на каждом из выделенных нами этапов учебной деятельности меняется количество статистически достоверных взаимосвязей, степень их значимости. Наименьшее число взаимосвязей наблюдается на 1 и 5 курсах обучения.

Показатели интегративности и дифференци-рованности психологической структуры учебной деятельности говорят о том, что на 3 и 4 курсах происходит пик перестройки структуры учебной деятельности (вовлекается максимальное число компонентов), происходит поиск оптимального режима функционирования. Сворачивание структуры на 5 курсе говорит о том, что этот способ найден.

Резюме. Подводя итоги проделанной работы, мы можем сделать основные выводы, главными из которых является определение специфики структуры учебно-академической и учебно-профессиональной деятельности. На этапе учебно-академической деятельности эти особенности заключаются в следующем: показатели операционального и саморегуляционного компонентов возрастают на 2 курсе, а на 3 курсе происходит снижение этих показателей. Мотивационный компонент характеризуется линейным снижением своих показателей. Повышаются показатели коррекции как элемента операционального компонента. В операциональном компоненте происходит увеличение количества и степени значимости положительных статистически достоверных взаимосвязей между элементами. Показатели дифференцированности имеют тенденцию к снижению, а показатели интегративности - к росту. На академическую успеваемость влияние оказывают как выраженность операционального компонента, так и его элементы. На данном этапе наблюдаются максимальные значения выраженности мотивов учебной деятельности, низкая ин-тегративность и высокая дифференцированность мотивационного компонента. Определяющее влияние на успеваемость оказывает выраженность мотивационного компонента в целом и отдельных его мотивов. Элементы саморегуляционного компонента находятся на низком уровне. При этом зафиксирована высокая интегратив-ность и низкая дифференцированность саморегуляционного компонента. На успеваемость влияют как элементы, так и выраженность саморегуляционного компонента в целом (в период прохождения студентами кризиса приспособления к новым условиям учебной деятельности в вузе).

На этапе учебно-профессиональной деятельности происходит рост показателей операционального, саморегуляционного и мотивационного компонентов. Показатели выраженности коррекции, как элемента операционального компонента, снижаются. В операциональном компоненте происходит снижение количества и степени значимости положительных статистически достоверных взаимосвязей между элементами. Операциональный компонент характеризуется высокой дифференцированностью и низкой интегратив-ностью. Выраженность операционального компонента и его элементов не влияют на академическую успеваемость. Учебно-профессиональная деятельность студентов характеризуется минимальными значениями выраженности мотивов,

высокой интегративностью и низкой дифферен-цированностью мотивационного компонента. На успеваемость влияет только выраженность мотивов, а сам компонент не играет роли в успеваемости. Зафиксированы высокие показатели элементов саморегуляционного компонента, его низкая интегративность и высокая дифференци-рованность. На академическую успеваемость не оказывают влияние ни элементы саморегуляционного компонента, ни компонент в целом.

Библиографический список

1. Изотова, Е. Г. Мотивация учебной деятельности студентов вузов: особенности формирования и развития [Текст] / Е. Г. Изотова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей третьей всероссийской интернет-конференции (октябрь - декабрь 2014 г.) / под науч. ред. Е. В. Карповой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ 2014. - 190 с. - С. 54-59.

2. Изотова, Е. Г. Мотивация учебной деятельности студентов вузов: особенности, проблемы и перспективы [Текст] / Е. Г. Изотова // Социальная активность и мотивация учебной деятельности учащихсяф школ и студентов : материалы всероссийской конференции / под ред. доцента Т. А. Козловой; доцента, к. п. н. В. С. Морозовой; к. пс. н. Е. В. Барышевой. - Сергиев Посад: МД Канцлер, 2013. - 180 с. - С. 25-28.

3. Изотова, Е. Г. Саморегуляция как важнейший компонент учебной деятельности [Текст] / Е. Г. Изотова // Актуальные проблемы внедрения инноваций в образовательное пространство вуза и школы : сборник научных статей / под. ред. Е. В. Карповой. - Ярославль : РИО ЯГПУ, 2014. -139 с. - С. 50-55.

4. Изотова Е. Г. Саморегуляция как компонент структуры учебной деятельности: специфические особенности [Текст] / Е. Г. Изотова // Материалы межвузовской практической конференции «Формирование готовности обучающихся к самоконтролю и самоорганизации в учебной деятельности» Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова Сергиево-Посадский филиал, 2013. -100 с. - С. 20-28.

5. Изотова, Е. Г. Специфика психологической структуры учебной деятельности [Текст] / Е. Г. Изотова // Дошкольное и начальное образование : обновление моделей : материалы междунар. конф. «Чтения Ушинского» пед. фак. ЯГПУ / [редкол. : В. Н. Белкина, Е. В. Карпова, С. Г. Макеева, И. В. Налимова, А. В. Плохов, Н. Н. Иванов

(отв. ред.)]. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. -409 с. - Ч. 1. - С. 130-137.

6. Психолого-педагогические основы совершенствования образования в вузе и в начальной школе [Текст] : монография / под ред. Е. В. Карповой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2014. -330 с. - Гл. 5. - С. 144-172.

Bibliograficheskij spisok

1. Izotova, E. G. Motivacija uchebnoj dejatel'nosti studentov vuzov: osobennosti formirovanija i razvitija [Tekst] / E. G. Izotova // Realizacija standartov vtorogo pokolenija v shkole: problemy i perspektivy: sbornik nauchnyh statej tret'ej vserossijskoj internet-konferencii (oktjabr' - dekabr' 2014 g.) / pod nauch. red. E. V Karpovoj. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. - 190 s. - S. 54-59.

2. Izotova, E. G. Motivacija uchebnoj dejatel'nosti studentov vuzov: osobennosti, problemy i perspektivy [Tekst] / E. G. Izotova // Social'naja aktivnost' i motivacija uchebnoj dejatel'nosti uchashhihsjaf shkol i studentov : materialy vserossijskoj konferencii / pod red. docenta T. A. Kozlovoj; docenta, k. p. n. V S. Morozovoj; k. ps. n. E. V Baryshevoj. - Sergiev Posad: MD Kancler, 2013. -180 s. - S. 25-28.

3. Izotova, E. G. Samoreguljacija kak vazhnejshij komponent uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / E. G. Izotova // Aktual'nye problemy vnedrenija innovacij v obrazovatel'noe prostranstvo vuza i shkoly : sbornik nauchnyh statej / pod. red. E. V Karpovoj. - Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2014. - 139 s. - S. 50-55.

4. Izotova E. G. Samoreguljacija kak komponent struktury uchebnoj dejatel'nosti: specificheskie osobennosti [Tekst] / E. G. Izotova // Materialy mezhvuzovskoj prakticheskoj konferencii «Formirovanie gotovnosti obuchajushhihsja k samokontrolju i samoorganizacii v uchebnoj dejatel'nosti» Moskovskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet im. M. A. Sholohova Sergievo-Posadskij filial, 2013. - 100 s. - S. 20-28.

5. Izotova, E. G. Specifika psihologicheskoj struktury uchebnoj dejatel'nosti [Tekst] / E. G. Izotova // Doshkol'noe i nachal'noe obrazovanie : obnovlenie modelej : materialy mezhdunar. konf. «Chtenija Ushinskogo» ped. fak. JaGPU / [redkol. : V. N. Belkina, E. V Karpova, S. G. Makeeva, I. V. Nalimova, A. V. Plohov, N. N. Ivanov (otv. red.)]. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 409 s. - Ch. 1. - S. 130-137.

6. Psihologo-pedagogicheskie osnovy sovershenstvovanija obrazovanija v vuze i v nachal'noj shkole [Tekst] : monografija / pod red. E. V. Karpovoj. -Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2014. -330 s. - Gl. 5. - S. 144-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.