равномерным дыханием. Примерный ритм ходьбы: 2-3 шага - вдох, 4-6 шагов - выдох. Темп ходьбы выбирался по самочувствию и по уровню двигательной активности. У некоторых он был медленным (60 шагов в минуту), у других - средним (70 шагов в минуту) и у самых подготовленных - быстрым (90 шагов в минуту). Прежде чем выбрать для себя оптимальный темп, испытуемым было предложено подсчитать количество шагов, пройденных за минуту в привычном темпе. Затем выбрать темп средний в интервале от 60 до 80 шагов в минуту. Важно было в начале добиться повышения нагрузки за счет увеличения расстояния, а не темпа. Первую неделю испытуемые преодолевали от 600-700 метров в оптимальном темпе, с отдыхом сидя в течение 3-5 минут на половине пути. Затем расстояние увеличивалось через 2-3 дня на 200-300 метров. Время для отдыха сократилось на 2-3 минуты. Через месяц регулярных занятий дозированной оздоровительной ходьбой темп ходьбы увеличился и не превышал 90 шагов в минуту, а расстояние постепенно доходило до 4000 метров в день.
После цикла физкультурно-реабилитационных занятий оздоровительной ходьбой испытуемые отмечали, что у них появилась уверенность в себе, появилось спокойствие, улучшился сон и аппетит.
Анализ социально-психологических исследований по данной проблематике показывает, что процесс адаптации пожилых людей к пенсионному возрасту проходит достаточно тяжело. Причинами этого являются изменение социального статуса пожилого человека, потеря контактов с окружающими ранее людьми, избыток свободного времени, а также сама травмирующая ситуация, связанная с выходом на пенсию.
Основным показателем адаптации к выходу на пенсию является принятие старения за нормальное явление, а выход на пенсию — за заслуженный отдых после многих лет работы. Мерой адаптации к пенсионному периоду является активность и умение заполнить свое свободное время. Активность должна быть соизмерима с возможностями человека: если она чрезмерна, это свидетельствует, скорее, о плохом приспособлении, отражая потребность человека показать, что он до сих пор еще молод. Важным фактором приспособления к старости является существование увлечений, хобби, наличие друзей вне профессионального круга. С уходом на пенсию и прекращением трудовой деятельности пожилые люди испытывают дефицит информации, общения, самореализации. Все это порождает ограничения жизнедеятельности пожилых людей, их вынужденную изоляцию и, как следствие, наступает ухудшение духовного и физического здоровья.
Литература
1. Психосоциальная адаптация пожилых людей средствами физкультурно-оздоровительных мероприятий: методические рекомендации / Петрунина С. В., Кирюхина И.А., Хабарова С.М. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. -44 с.
2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39
3. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А., Рогов А.А. Определение силы-чувствительности нервных процессов у инвалидов // Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. №10 (17), С. 29-30
Романов В.А.
Доктор педагогических наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ В ВУЗЕ
Аннотация
Рассматриваются вопросы совершенствования процесса обучения студентов-бакалавров профессиональным дисциплинам на основе внедрения психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческой активности студентов в усвоении знаний, формировании компетенций, умений и навыков, комплексном применении их в будущей профессиональной практической деятельности.
Ключевые слова: подготовка бакалавра, профессиональная подготовка, психолого-педагогические условия, учебный процесс, формирование компетенций.
Romanov V.A.
Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Tula State Pedagogical University them. L.N. Tolstoy PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SUCCESSFUL TRAINING BACHELORS IN HIGH
SCHOOL
Abstract
The issues of improving the learning of students, bachelors professional disciplines through the introduction of psycho-pedagogical conditions conducive to the development of creative activity and independence of students in the assimilation of knowledge, formation competencies and skills, integrated use of them in their future professional practice.
Keywords: Bachelor preparation, training, psychological and pedagogical conditions, the learning process, the formation of skills.
На современном этапе модернизации отечественного образования все четче проявляется тенденция повышения требований к качеству образования, которое рассматривается в неразрывной связи с созданием условий для полной и гармоничной реализации всех возможностей и потребностей личности. Рассмотрение обучения бакалавров в современном вузе в виде процесса, проходящего в рамках педагогической системы, позволяет проводить его изучение (с опорой на принцип гуманизма, который определяет направленность на раскрытие человеческих способностей, обеспечение его прав на получение достойного образования) в виде целостного педагогического явления, включающего не только целевую, процессуальную, содержательную, логическую, материально-техническую, но и психолого-педагогическую стороны.
В центр внимания педагогов-практиков, при реализации личностных потребностей обучаемых ставится деятельность преподавателя, направленная на организацию процесса обучения и усвоение обучающимися студентами-бакалаврами содержания обучения на необходимом уровне.
Как показывает опыт передовых вузов, совершенствование процесса обучения бакалавров требует создания особого комплекса научно обоснованных методов (приемов), форм и средств, способствующих развитию творческой активности и самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании компетенций, умений и навыков, комплексном применении их в будущей профессиональной практической деятельности. В процессе обучения бакалавров на профильных кафедрах в системе современных вузов, можно добиться решения как минимум двух важных дидактических задач: формирования прочных профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков, а также совершенствования творческих способностей по их грамотному применению в будущей профессиональной практической деятельности.
Для успешного решения поставленных задач по профессиональной подготовке бакалавров особое значение приобретают разработка и внедрение в учебный процесс вузов необходимых психолого-педагогических условий их совершенствования на основе интенсификации. Принимая во внимание опыт работы современных отечественных педагогов-исследователей в этом направлении, можно сказать, что “... под психолого-педагогическими условиями целесообразно понимать содержательную характеристику компонентов, конституирующих систему обучения” и, хотелось бы добавить, опираясь на наш вузовский опыт работы, “. создание такого процесса обучения, который был бы направлен на достижение определенных дидактических целей в рамках многоуровневой системы подготовки ”бакалавр-специалист-магистр”.
В качестве основных психолого-педагогических условий, как вариант, можно выделить следующие:
90
• определение необходимого уровня профессиональной подготовки бакалавров по отдельным темам, являющимся обязательной базой для успешного освоения изучаемого курса и их интеграцию с общенаучными и специальными дисциплинами вуза, определяя при этом междисциплинарные связи на основе составления структурно-логических схем и сетевого планирования;
• личностно ориентированное построение содержания подготовки с учетом специфики обучения в вузе на основе выделения основополагающих социально-профессиональных факторов, определяющих профиль будущего выпускника;
• разработку и использование модели профессиональной подготовки и деятельности студентов на ведущих кафедрах вуза;
• установление научно обоснованных норм затрат времени на выполнение учебных заданий и выбор форм и методов обучения с учетом направления обучения, типа образовательного учреждения и условий профессиональной подготовки;
• интенсификация педагогического процесса на ведущих кафедрах вуза на основе комплексного использования систем интенсивного обучения;
• определение оптимального количества формирующих заданий и упражнений, направленных на формирование компетенций, приобретение специальных умений и навыков, отвечающих требованиям функций профессиональной деятельности и развитию познавательной активности студентов в системе многоуровневой подготовки и др.
Представить педагогическую систему совершенствования учебного процесса на выпускающих (ведущих) кафедрах вуза можно только через теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, т.к при определении содержания профессиональной подготовки в вузах, по нашему мнению, необходимо исходить из методологических основ, разработанных педагогической наукой для современной школы, понимания того, что формирование содержания высшего профессионального образования является сложным многоаспектным и многоуровневым процессом.
В связи с вышеизложенным, можно сказать, что грамотное внедрение в учебный процесс психолого-педагогических условий, обеспечит безвредную для здоровья студентов-бакалавров активизацию их учебно-познавательной деятельности, ведущую к успешности обучения и достижению требуемых целей в системе многоуровневой профессиональной подготовки.
Таким образом, можно сделать вывод: при обосновании психолого-педагогических условий подготовки студентов-бакалавров в вузах необходим научный подход, что, в конечном счете, подтвердит успешность обучения и позволит обеспечить их профессиональную подготовку для выполнения функций должностного предназначения с гарантированным качеством.
Литература
1. Зверева М.В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках / Сост. И. К. Журавлев. - М.: Педагогика, 1987. - № 1 (49). - С. 39-42.
2. Коннова З.И. Развитие профессиональной иноязычной компетенции будущего специалиста при многоуровневом
обучении в современном вузе:
автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Калужский государственный педагогический университет им. К. Э. Циолковского. Калуга, 2003. - с. 38.
3. Петровичев В.М. Дидактические условия развития конструктивно-логического мышления студентов / В.М. Петровичев // Известия ТулГУ «Гуманитарные науки» № 3-2. - Тула: Изд-во Тул. гос. ун-та, 2011. - С. 63-72.
4. Романов В. А. Теория и практика формирования готовности студента-бакалавра к реализации методологической позиции исследователя // Современные проблемы науки и образования - 2012. - № 1; URL: www.science-education.ru/101-5299 (дата обращения: 16.08.2014).
Романов В.А. Научные подходы к организации здоровьесохраняющего обучения и воспитания специалиста физической культуры // Современные проблемы науки и образования - 2014. - № 3; URL: www.science-education.ru/117-13809 (дата обращения:
16.08.2014).
5. Романов В.А. Дидактические условия совершенствования специальной подготовки студентов инженерно-технического профиля на военных кафедрах гражданских вузов: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. Тула, 1999. - с. 214.
6. Романов В.А. Профессионально-педагогическая подготовка учителя начальных классов: дидактический аспект: Монография. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. - с. 188.
Семергей С.В.,1 Блохин А.Л.2
1 Кандидат технических наук, доцент, Южный федеральный университет, 2 Кандидат педагогических наук, доцент, Южный
федеральный университет
К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье рассмотрено - актуальность вопросов профессиональной компетентности преподавательского состава вузов в непрерывном совершенствовании системы гарантии качества образования при ориентации на стандарты и рекомендации Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).
Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность, компетентностный подход.
Semergey S.V1., Blokhin A.l2.
'Candidate of technical Sciences, associate Professor, southern Federal University, 2Candidate of pedagogical Sciences, associate
Professor, southern Federal University
TO THE QUESTION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION
Abstract
The article considers the relevance of issues ofprofessional competence of academic staff in the continuous improvement of the system of quality assurance with focus on the standards and guidelines of the European Association for quality assurance in higher education
Keywords: the quality of education, professional competence, competence approach.
Вузы страны в настоящее время нацелены на опережающую подготовку специалистов и научно-педагогических кадров в соответствии с потребностями различных отраслей экономики.
Для реализации этой стратегической цели вузам предстоит решать сложные задачи: согласование и удовлетворения спроса и предложения на образовательные услуги и выпускников; систематическое обновление содержания образования и развитие вариативности образовательных программ в духе новаторства, созидательности и профессионализма в соответствии с требованиями рынка труда; расширение партнерских связей с образовательными, научными, производственными, государственными и общественными организациями и объединениями на региональном, национальном и международном уровнях; постоянное повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
Вопрос повышения качества обучения студентов представляется одним из самых важных и непростых в процессе модернизации образования. Российская Федерация, подписавшая Болонское коммюнике, видит одним из направлений развития своей образовательной системы возможное сближение с образовательными системами Европы, в которых также озабочены непрерывным повышением качества образовательных услуг.
91