Научная статья на тему 'Реализация менеджмента знаний в системе среднего профессионального образования'

Реализация менеджмента знаний в системе среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / KNOWLEDGE MANAGEMENT / HUMANIZATION OF EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троцкая О. А.

В статье представлены результаты теоретического исследования, посвященного возможностям реализации концепции менеджмента знаний в системе среднего профессионального образования. В статье обоснована закономерность возникновения и актуальность менеджмента знаний для современных ссузов. Предложена реализации концепции менеджмента знаний в системе среднего профессионального образования и обоснована ее роль в управлении развитием образовательной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троцкая О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SALES MANAGEMENT KNOWLEDGE IN SECONDARY EDUCATION

The article presents the results of a theoretical study on the possibilities of implementing the concept of knowledge management in secondary vocational education. In the article the regularity and relevance of knowledge management for modern colleges. Proposed the concept of knowledge management in the system of vocational education and justified her role in managing the development of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Реализация менеджмента знаний в системе среднего профессионального образования»

и у самых подготовленных - быстрым (90 шагов в минуту). Прежде чем выбрать для себя оптимальный темп, испытуемым было предложено подсчитать количество шагов, пройденных за минуту в привычном темпе. Затем выбрать темп средний в интервале от 60 до 80 шагов в минуту. Важно было в начале добиться повышения нагрузки за счет увеличения расстояния, а не темпа. Первую неделю испытуемые преодолевали от 600-700 метров в оптимальном темпе, с отдыхом сидя в течение 3-5 минут на половине пути. Затем расстояние увеличивалось через 2-3 дня на 200-300 метров. Время для отдыха сократилось на 2-3 минуты. Через месяц регулярных занятий дозированной оздоровительной ходьбой темп ходьбы увеличился и не превышал 90 шагов в минуту, а расстояние постепенно доходило до 4000 метров в день.

После цикла физкультурно-реабилитационных занятий оздоровительной ходьбой испытуемые отмечали, что у них появилась уверенность в себе, появилось спокойствие, улучшился сон и аппетит.

Анализ социально-психологических исследований по данной проблематике показывает, что процесс адаптации пожилых людей к пенсионному возрасту проходит достаточно тяжело. Причинами этого являются изменение социального статуса пожилого человека, потеря контактов с окружающими ранее людьми, избыток свободного времени, а также сама травмирующая ситуация, связанная с выходом на пенсию.

Основным показателем адаптации к выходу на пенсию является принятие старения за нормальное явление, а выход на пенсию — за заслуженный отдых после многих лет работы. Мерой адаптации к пенсионному периоду является активность и умение заполнить свое свободное время. Активность должна быть соизмерима с возможностями человека: если она чрезмерна, это свидетельствует, скорее, о плохом приспособлении, отражая потребность человека показать, что он до сих пор еще молод. Важным фактором приспособления к старости является существование увлечений, хобби, наличие друзей вне профессионального круга. С уходом на пенсию и прекращением трудовой деятельности пожилые люди испытывают дефицит информации, общения, самореализации. Все это порождает ограничения жизнедеятельности пожилых людей, их вынужденную изоляцию и, как следствие, наступает ухудшение духовного и физического здоровья.

Литература

1. Психосоциальная адаптация пожилых людей средствами физкультурно-оздоровительных мероприятий: методические рекомендации / Петрунина С. В., Кирюхина И.А., Хабарова С.М. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. -44 с.

2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39

3. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А., Рогов А.А. Определение силы-чувствительности нервных процессов у инвалидов // Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. №10 (17), С. 29-30

Троцкая О.А.

Соискатель, Омский государственный педагогический университет РЕАЛИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ЗНАНИЙ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлены результаты теоретического исследования, посвященного возможностям реализации концепции менеджмента знаний в системе среднего профессионального образования. В статье обоснована закономерность возникновения и актуальность менеджмента знаний для современных ссузов. Предложена реализации концепции менеджмента знаний в системе среднего профессионального образования и обоснована ее роль в управлении развитием образовательной организацией.

Ключевые слова: управление знаниями, гуманизация образования, среднее профессиональное образование.

Trotskaya O.A.

Applicant, Omsk State Pedagogical University SALES MANAGEMENT KNOWLEDGE IN SECONDARY EDUCATION

Abstract

The article presents the results of a theoretical study on the possibilities of implementing the concept of knowledge management in secondary vocational education. In the article the regularity and relevance of knowledge management for modern colleges. Proposed the concept of knowledge management in the system of vocational education and justified her role in managing the development of the educational organization.

Keywords: knowledge management, humanization of education , secondary vocational education .

Темпы развития технологий в современном мире чрезвычайно высоки. Чтобы хорошо ориентироваться в инновациях и своевременно на них реагировать, работники должны непрерывно проходить обучение и совершенствоваться. Ключевым моментов в управлении профессиональным обучением является определение потребностей организации в этой области.

Следовательно, система управления предприятием должна поддерживать и реализовывать решение этих задач. Так как управленческие и исполнительные структуры этой системы включают в себя сотрудников определенных подразделений предприятия (интеллектуальные объединения), то система управления предприятием всегда является интеллектуальной. Это означает, что управленческие решения и их реализация основываются на знаниях сотрудников предприятия.[4, с. 18 - 23]

Интеллектуальный капитал, или знания: все, что имеет стоимость для организации и заключено в работающих в ней людях или возникает из производственных процессов, систем или организационной культуры, включая знания и навыки конкретных людей, нормы и системы ценностей, базы данных, методологии, программное обеспечение, производственный опыт (ноу-хау), лицензии, бренды, торговые секреты и т.д [3, с. 1 - 4]

Гуманизация образования и активно развивающаяся концепция непрерывного образования могут стать тем механизмом снятия напряженности в обществе, который, пытаясь удержать тот самый баланс между общественным и частным, сможет дать человеку знания как компас для ориентации в мире неопределенности и незащищенности, помочь обрести внутренний стержень и уверенность в себе. Проблема гуманизации образовательной среды поднималась в работах А.И.Артюхиной, Е.В.Бондаревской, С.И.Гессена, И.А.Зимней, В.П.Зинченко, И.Б.Котовой, А.Маслоу, К.Роджерса, Ю.С.Сенько, Е.Н.Шияновой и других. Данная проблема является одной из самых важных в современном образовании, и публикации в различных изданиях подтверждают этот вывод, - именно человекоцентристский подход тесно связан с концепцией всестороннего развития личности.

Мы согласны с позицией О.А.Акуловой и А.Б.Орлова, что необходима принципиально другая основа взаимодействий и взаимоотношений участников образовательного процесса в профессиональном образовании [1, с. 72].

Ориентация образования на гуманизацию и развитие личности ставит проблему взращивания и развития именно личностного знания. Того самого «осознанного знания», которое начинает свое подлинное существование «с того момента, как оно осознается как знание, и когда с ним начинают работать в рефлексивных процедурах» (П.Г.Щедровицкий) [13, с. 150], когда оно, «представленное в сознании индивида, является единством объективного и субъективного» (С.Л.Рубинштенйн) [11, с. 12-13].

Все образовательные учреждения среднего профессионального образования уже более двух лет обучают студентов по федеральным государственным образовательным стандартам. Главной особенностью ФГОС являлось введение компетентностного

22

подхода, ориентированного на результат деятельности. Это было сопряжено и с перестройкой персонала, расширения роли непрерывного образования, становление новых подходов к обучению, направленных не только на формирование традиционных знаний, умений и навыков, но и развитие самостоятельного мышления, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.

Необходима постоянная управленческая поддержка и стимулирование деятельности педагогов в профессиональном образовании. Сегодня работа методической службы определена требованиями времени. В Федеральных государственных образовательных стандартах СПО заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата»: от показателей профессиональной деятельности к общим компетенциям - результатам профессионального образования и далее к выбору соответствующих организационных форм, содержания, методов обучения.

Сегодня в образовательной организации требуется организация постоянного сопровождения педагогов, обусловленное большим количеством нововведений, необходимы новые подходы в организации обучения взрослых, выстраивание новых отношений во взаимодействии педагогического коллектива, которое бы обеспечивало инновационное развитие образовательной организации в целом.

Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку современному преподавателю недостаточно тех форм методической поддержки, которые традиционно используются в системе повышения квалификации. Сегодня педагогу необходимы такие виды сопровождения, которые учитывали бы динамику его профессионального роста, гибко реагировали на реальные затруднения профессионала, отражали особенности образовательного учреждения, в котором он работает.

Процесс обучения, исследования или общения между людьми — это всегда информационный процесс, суть которого заключается в определенном отражении интеллектом человека информации из соответствующего источника, в результате которого появляются знания человека (интеллектуального объекта).

С опорой на гуманистическую парадигму выстраивание системы обучения педагогов на рабочем месте. Как результат признания значимости в современном мире интеллектуальных ресурсов, возникает новая ветвь в менеджменте, сосредоточившая внимание только на одном объекте менеджмента - знании. Следовательно, можно сказать, что знания не могут появиться без информации и интеллекта, т.е. информация и интеллект есть необходимые условия для появления знаний. [4, с. 12 - 18]

Поскольку образовательная организация чтобы быть конкурентоспособной должна постоянно улучшать свои производственные показатели и способность к инновациям, то все больше внимания должна уделяться методологии менеджмента знаний.

Менеджмент знаний связывает воедино, казалось бы, совсем разные составляющие организации - процессы, людей, технологии. Именно знания являются той основой, на которой, соединяясь, эти компоненты создают конкурентное преимущество организации.

Клаус Д.Экк в своей статье отмечает, что управление знаниями и способность организации к обучению становятся ключевой компетенцией фирменного менеджмента. [6]. Управление знаниями превращается в важнейший фактор создания благ и обеспечивает конкурентные преимущества лишь в том случае, если в самой концепции оно рассматривается не в качестве структурного звена контроля, а понимается и формируется в свете ориентации на смену парадигм.

Опыт, полученный коммерческими организациями показывает эффективность применения системы менеджмента знаний, поскольку в ней акцент делается на следующие вопросы: человеческие и культурные аспекты, персональная мотивация, новые и улучшенные производственные процессы. Область изучеия управления знаниями весьма обширна.

Еще одни результаты исследования концепции управления знаниями представлены в книге «Учитесь летать» Крис Коллисон и Джефф Парселл где представлен их путь пути построения системы управления знаниями в компании. Они смогли показать на конкретных примерах, что управление знаниями это не только теоретические модели и концепции, а и очень практичная область в управлении компаниями с множеством различных инструментов и методик. Принимая за основной принцип управления знаниями «обучаться до», «в процессе» и «после» любой работы авторы описывают в своей книге множество практичных инструментов, которые могут помочь в управлении знаниями. [7]

В современном мире мы стремимся к быстрому прогрессу, и поэтому, получив задание, начинаем действовать без промедления. А что, если это задание лишено всякого смысла или несвоевременно? Возможно, мы впустую расходуем ценные ресурсы, выполняя никому не нужную работу. Может, разумнее сначала изучить ситуацию, поговорить с людьми, которые делали нечто подобное. В процессе работы также надо регулярно останавливаться, чтобы проанализировать сделанное и, если потребуется, внести изменения в дальнейшие действия. Когда работа завершена, следует уделить достаточно времени для оценки реальных достижений и сравнения их с первоначальными планами. Потратить 1 час времени на обучение, для того чтобы сделать дело на 10 часов быстрее, — это, как правило, самая успешная практика. В образовательной организации когда происходят постоянные интенсивные изменения, чтобы избежать многочисленных ошибок данная практика наиболее востребована.

Концепция менеджмента знаний нивелируется на образовательный процесс профессионального образования, характеризующейся высоким гуманистическим потенциалом, основанным на понимании произошедших социально-культурных изменений, вызванных информатизацией и интеллектуализацией современного общества.

Образовательная деятельность перерастает рамки конкретных периодов в жизни человека, становясь неотъемлемой частью самой его жизни. Обучение и инновации, являясь атрибутами нашего времени, вносят существенные коррективы в понимание сущности образовательного процесса в образовательной организации, делая акцент на саморазвитии, самообразовании, самосовершенствовании. Е.Ю. Игнатьева в своей монографии представляет обобщённый анализ и опыт применения управления знаниями в образовательном процессе высшей школы. Поскольку концепция менеджмента знаний находится в самом начале своего становления для данной области, поэтому требуется конкретная проработка и развитие различных направлений исследования.

Самообразование все более становится неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека, занимая доминирующие позиции в процессе его непрерывного образования. Мы согласны с Г.Зборовским и Е.Шуклиной, что перенос акцентов на самообразование определен резким сокращением сроков обновления знаний в связи с потерей базовой системой образования ее прежней роли, поэтому можно говорить о самообразовании как о явлении социокультурном, общественном [5]. Особое значение приобретает самоконтроль знаний, который в процессе самообразования и самоорганизации становится, как утверждают Е.П.Бочарова и Л.Е.Варфоломеева, эффективным дидактическим средством, новой технологией профессионального и личностного развития студентов [2]. И тогда предметом оценки качества образования, как пишет А.Марков, становится «путь, который прошел студент в процессе самостроительства» [8, с. 100

Эффективность этого организованного взаимодействия будет определяться использованием новых технологий в области управления, в частности управления знаниями в организации. Потому как именно они и их развитие будет выстраивать вектор дальнейшего функционирования и развития организации. Поскольку большинство процессов знания имеют в большей или меньшей степени добровольную основу и знания в значительной степени являются персональными, в организации должна быть культура мотивации, чувства принадлежности, доверительности и уважения, прежде чем люди действительно начнут участвовать в процессах развития знаний, их обмена и применения. для этого необходима культура, предусматривающая уважение к людям на

23

основе знаний, которые у них есть и которые они собираются применять в интересах организации. Если такой культуры еще не существует, рекомендуется изменить действия руководства для оформления организационных способностей таким образом, чтобы поведенческие изменения сотрудников в интересах смЗ поощрялись.

С точки зрения Мясоедовой Т.Г., доктора экономических наук, профессора, директора Центра дополнительных образовательных услуг сама система управления знаниями должна включать пять крупных систем уровня - планирование, сбор, систематизацию, капитализацию и распределение знаний. [9]

Большинство коммерческих организаций уже давно пришли к выстраиванию системы управления в организации на основе менеджмента знаний, однако это нельзя сказать об образовательных организациях. Поскольку сравнивая вчерашнюю и сегодняшнюю системы образования можно заметить, что до этого деятельность организации зависела от стандартов декларируемых государственной политикой, но с вступлением в силу закона об образовании, принятию и внедрению ФГОС, образовательная организация должна самостоятельно осуществлять разработку и принятие своей нормативно-правовой базы.

Педагогу, как участнику образовательного процесса, в этих условиях неопределенности приходится нелегко, поэтому требуется поддержка и грамотное осуществление методической помощи.

Менеджмент знаний предполагает организацию образовательной деятельности таким образом, при которой обучающийся сам становится активным участником собственного образовательного процесса, осознанно принимал и нес ответственность за выбранные цели, методы, результаты. Реализация менеджмента знаний в образовательном процессе профессионального образования, предполагает создание инновационной образовательной среды, в которой культивируется философия, базирующаяся на следующих ведущих идеях:

- овладение системой самоменеджмента, необходимой для гарантии устойчивости личности в условиях неопределенной внешней среды;

- приоритетность личностного знания перед информацией;

- личностное знание является сложной структурой, в общем случае состоящей из явного, неявного и культурного компонентов;

- наличие трехслойной структуры взаимодействия в образовательном процессе (лекционно-консультативное взаимодействие с преподавателем, научно-исследовательская работа с научным руководителем, инновационно-предпринимательская работа с представителями предприятий, организаций, фирм) [5];

- комплексное использование в образовательном процессе технических, технологических, дидактических и организационных инноваций;

- формирование инновационного знания и инновационной культуры образовательного процесса как среды развития инновационной культуры личности, которой предстоит жить в «обществе знаний» и работать в организациях, где главными стратегическими преимуществами будут являться знания и инновации.

Менеджмент знаний предлагает фиксировать внимание на наиболее ценных для организации знаниях и развивать именно их. Для образовательного процесса это положение созвучно с положениями концепции фундаментализации образования, провозглашающей фундаментальные знания («глубинные», «коренные», по терминологии менеджмента знаний) основой любого образования, той основой, постоянной частью личностного знания, на которую можно нарастить любую переменную составляющую.

Движение от субъект-объектного подхода в образовании к субъект-субъектному подводит к определению самого образовательного процесса как процесса нелинейного взаимодействия. Линейное взаимодействие характеризуется некой пропорциональной зависимостью между знанием, передаваемым обучающим, и знанием, усвоенным обучающимся. Эта зависимость легко усматривается при передаче явных знаний, более того, может быть количественно определена при использовании, например, методов педагогического тестирования. Гораздо труднее обстоит дело с фиксацией неявного компонента, который латентен, но именно он и является реальным признаком личностного знания, переводящим его в сознание. Мы полагаем, что учет именно неявного знания создает предпосылки понимания нелинейности взаимодействия в образовательном процессе

Сегодня знания - это самый важный актив организаций. Знания - это информация в контексте, способная произвести побуждающее к действиям понимание.

- Управление знаниями - это систематические процессы, благодаря которым знания, необходимые для успеха организации, создаются, сохраняются, распределяются и применяются.

- Существует много мотивов, заставляющих организации эффективно управлять своими знаниями.

- Барьеры, мешающие управлению знаниями, могут быть преодолены. - Управление знаниями дает отличные результаты.[12, с. 10 - 14; 27 - 39]

Литература

1. Акулова, О. В. Изменение образовательного процесса в информационном пространстве [Текст] / О. В. Акулова // Инновации. - 2003. - № 7 (64). - С. 71-74.

2. Бочарова, Е. П. Обучение студентов самоконтролю знаний как фактор развития профессиональной готовности [Текст] / Е. П. Бочарова, Л. Е. Варфоломеева // Акмеологические проблемы подготовки преподавателей: сборник научных трудов / под ред. Н. В. Кузьминой, Е. С. Гуртовой. - М.-Шуя: ИЦПКПС, Шуйский гос. пед. унив., 1999. - 191 с

3. Букович У., Уильямс Р. Управление знаниями: руководство к действию: Пер. с англ. - М.:ИНФРА-М, 2002. - XVI, 504 с. -(Серия «Менеджмент для лидера»).

4. Вебер А.В., Данилов А.Д., Шифрин С.И. Knowledge-технологии в консалтинге и управлении предприятием. - СПб.: Наука и Техника, 200з. - 176 с., ил.

5. Игнатьева Е. Ю. Менеджмент знаний в управлении качеством образовательного процесса в высшей школе: монография / Е. Ю. Игнатьева: НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2008. - 280 с. (Серия «Монографии»; Вып. 9) ISBN 978-598769-039-0

6. Клаус Д.Экк Знание как новая парадигма управления, заместитель директора Института прикладной психологии, г.Цюрих (Швейцария]

7. Крис Коллисон и Джефф Парселл Коллисон, К. Учитесь летать. Практические уроки по управлению знаниями от лучших научающихся организаций [Текст]: [пер. с англ.] / К. Коллисон, Дж. Парселл. - М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. - 296 с

8. Марков, А. Персонифицированный идеал как ресурс образовательной деятельности [Текст] / А. Марков // Высшее образование в России. - 2004. - № 2. - С. 94

9. Мясоедова Т.Г Управление знаниями как функция деятельности организации. Опубликовано в журнале "Менеджмент в России и за рубежом" №5 год - 2007 [Электронный ресурс] URL:http://dis.ru/Hbrary/558/26251/ (дата обращения 12.04.2014).

10. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с

24

11. Структура знака: смыслы, значения, знания: 14 лекций. 1971 / Г. П. Щедровицкий; сост. Г. А. Давыдова. - М.: Восточная литература, 2005. - 46

12. Управление знаниями: Пер. с англ. / М. К. Румизен. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. -XVIII, 318 c.: ил. - (The complete idiot’s guide)

13. Щедровицкий, П. Г. Знак и деятельность [Текст]. В 3 кн. Кн. 1.

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ / MEDICINE

Аджигитова А.Т.1, Шевченко П.П.2

1,2Ставропольский государственный медицинский университет ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ: НОВОЕ В ВОПРОСАХ РЕАБИЛИТАЦИИ

Аннотация

ДЦП относится к группе стойких нарушений развития движений и положения тела, порождающих ограничение активности и вызванных непрогрессивным поражением развивающегося мозга плода или ребенка. При ДЦП не существует универсального метода реабилитации, таким образом необходимо объединять разные формы и методы лечения в комплексе с коррекционной психологической и педагогической работой. Наиболее распространенными стали такие методы, как применение системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации, сочетание рефлексотарапии с кортексином и нейропротекторной терапией, о которых и пойдет речь в данной статье.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, реабилитация.

Ajigitova A.T.1, Shevchenko P. P.2

1,2Stavropol state medical university,

CEREBRAL PALSY: NEW IN REHABILITATION QUESTIONS

Abstract

Cerebral palsy belongs to group of permanent disturbances of development of movements and position of the body, generating restriction of activity and caused by an improgressive lesion of a developing brain of a fetus or the child. At cerebral palsy there is no universal method of rehabilitation, thus it is necessary to unite to different forms and treatment methods in a complex to correctional psychological and pedagogical work. Such methods, as use of system of intensive neurophysiological rehabilitation, a reflexotherapy combination with cortexin and neuroprotective treatment about which speech in this article will go became most widespread.

Keywords: children cerebral palsy, rehabilitation.

Актуальность проблемы. Детский церебральный паралич (ДЦП) - диагноз, который ставится в основном на основе клинических проявлений, обусловленных патологией определенных структур мозга. Ведущими и основными нарушениями при ДЦП являются двигательные расстройства координации с изменением мышечного тонуса, наличие патологических синкинезов и синергий, непроизвольных движений, а также нарушений позы. Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических, речевых и слуховых функций. В последние десятилетия проблема лечения детского церебрального паралича (ДЦП) приобрела большую актуальность и социальную значимость в связи с распространенностью этого заболевания, приводящего к тяжелой инвалидизации. Среди современных методов, добившихся успехов в вопросах реабилитации, распространение получило лечение речевых расстройств сочетанием рефлексотерапии с кортексином, применение системы интенсивной нейрофизиологической реабилитации, применение рефлексотерапии в комплексе с нейропротекторной терапией для лечения детей и подростков с ДЦП.

Цели и задачи: Целью исследования было выявление у больных ДЦП наиболее общих механизмов локомоторных, речевых и других видов нарушений и осуществление целенаправленного выбора рациональных методов лечения. Задачей исследования было изучение влияния МТРТ в сочетании с кортексином на определенную группу детей, больных различными формами детского церебрального паралича.

Материалы и методы: исследовали статистические данные и литературу в соответствии с данной темой.

Результаты исследования: В исследовании принимали участие около 60 человек, больных ДЦП, разделенных на 2 группы - 1-я получала МТРТ в сочетании с нейропротекторной терапией кортексином, 2-я - только монотерапию в виде повторных курсов МТРТ. При использовании микротоковой рефлексотерапии (МТРТ) и отечественного нейропротектора кортексина воздействие на триггерные зоны спастичных мышц артикуляционного аппарата постоянным отрицательным электрическим током микроамперного диапазона при проведении МТРТ оказывает непосредственное расслабляющее влияние на мышечный тонус. Воздействие на гипотрофичные мышцы стимулирующим знакопеременным током позволяет активизировать трофические процессы и запустить механизм реиннервации паретичных мышц артикуляционного аппарата. Лечебное воздействие на корпоральные биологически активные точки (БАТ) способствует стабилизации рефлекторной деятельности. По результатам проведенного лечения пациентов с диплегической формой ДЦП была выявлена положительная динамика в виде постановки, автоматизации и дифференциации звуков, расширения словарного запаса и развития навыков построения предложений.

Заключение: Положительные результаты МТРТ также находят объяснение в восстановлении локального кровообращения пораженного участка головного мозга, в том числе в дифференцированном повышении функциональной активности речевых зон (Вернике и Брока) головного мозга. Использование зоны равновесия краниотерапии способствует улучшению кровоснабжения мозжечка и повышению его функциональной активности, а дополнительная проекция фронтальных отделов лобных долей на скальп обеспечивает целенаправленное воздействие на основные звенья патогенеза при атонически-астатической форме ДЦП, что позволяет не только скоординировать работу мышц дыхательного и артикуляционного аппарата, но и улучшить когнитивные навыки. Восстановление соотношения тормозных и возбуждающих аминокислот, обеспеченное применением нейропротектора кортексина, повышает потенциальную активность нейронов и их функциональный ответ на электрическую стимуляцию. По нашим наблюдениям, комплексное лечение речевой функции в равной степени эффективно у пациентов разного возраста — как 2, так и 7 лет, однако для достижения пролонгированного лечебного эффекта комплексное лечение целесообразно проводить детям с 2 до 5 лет.

Литература

1. Платонова Т.Н., Скоромец А.П. Шабалова Н.П. Кортексин — многолетнее применение в педиатрической практике. Сборник научных статей. Кортексин. Пятилетний опыт отечественной неврологии. Ст-Петербург: Наука 2005; 208.

2. Уханова Т.А., Левин А.В., Гаврилов А.П. Микротоковая рефлексотерапия в восстановительном лечении речевой функции у пациентов с детским церебральным параличом. Казань 2009; 224.

3. Портнов Ф.Г. Электропунктурная рефлексотерапия. Рига: Зинатне 1988; 352.

4. Стояновский Д.Н. Рефлексотерапия. Кишинев. Картя Молдовеняскэ1987; 381.

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.