педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая игра», 1996. 344 с.
13. Белухин Д.А. Становление профессионала и рождение профессионализма: учеб. пособие. М., 2006. 216 с.
V. M. Petrovichev
FORMING OF THE COMPETENCE MODEL OF THE SPECIALIST IN THE UNIVERSITY
The article dedicates with the description and analyses of the most little-studied problem to social norm of the modern education which is devoted to the orientation to formation of social and professional active personality, who in possession of competence, mobility and professionalism.
Key words: model of the personality of the specialist, identification of the competences, professional standard of the pedagogical work.
Получено 30.10.2011 г.
УДК 378.4.046-021.68
B.M Петровичев, д-р пед. наук, проф., зав кафедрой, 8 910 582 22 36, kafedra [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»
Представлены результаты научно-методологического исследования основ профессионально-педагогической подготовки студентов непрофильных специальностей по дополнительной специальности «Преподаватель» в высших учебных заведениях.
Ключевые слова, параллельное обучение студентов, модель подготовки преподавателей, многоуровневая структура университетского образования.
Образованность населения, масштабы и традиции системы образования в России обеспечивают ее конкурентоспособность в сложных условиях социально-экономических преобразовании.
Ведущую роль в национальных образовательных системах играет высшая школа, выступающая как фактор повышения качества людских ресурсов, наращивания интеллектуального потенциала общества, развития других уровней образования. Университеты играют все более заметную роль в разработке современных гуманитарных и производственных технологий, выполнении научно обоснованных технических и социокультурных проектов.
В утвержденной Правительством РФ Федеральной целевой программе «Приоритетные направления развития образования на 2006-
2010 гг.» центральное место отводится «повышению качества профессионального образования» и «развитию современной системы непрерывного образования».
К основным направлениям развития российской высшей школы ряд ученых относят диверсификацию структуры и содержания высшего образования, заключающуюся в многообразии разноуровневых основных и дополнительных образовательных программ.
Параллельное обучение студентов, ориентированное на освоение в период учебы в вузе образовательно-профессиональных программ с целью получения дополнительных квалификаций, представляет собой одно из инновационных направлений образовательной деятельности высшей школы.
С введением многоуровневой структуры университетского образования получает распространение новая модель подготовки преподавателей в классических университетах, представляющая собой набор дополнительных образовательных программ психолого-педагогического профиля, обеспечивающих подготовку преподавателей с присвоением соответствующей квалификации. Министерством образования приказом № 2400 от 03.08.2000 г. утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника (на базе специальности) для получения дополнительной квалификации «Преподаватель». Такая модель, сохраняя все преимущества университетской системы образования, позволяет подготовить выпускника университета к преподавательской деятельности.
Важно отметить, что подготовка преподавателей в классических университетах имеет давние традиции. В прошлом они были единственными высшими учебными заведениями, на которые возлагалось решение этой задачи. Подготовка энциклопедически образованного учителя, получившего фундаментальное образование, всегда было отличительной чертой университетской системы.
Проблемами педагогической подготовки студентов занимались многие ученые. В основе нашего исследования лежат научные труды и разработки по направлениям педагогического образования:
- развитию теории образования в высшей школе посвящены труды С.И.Архангельского, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, Н.Д. Никандрова, М.Н. Скаткина, Н.Ф.Талызиной и др,;
- основами педагогического моделирования занимались Л.А. Беляева, В.В. Краевский, В.М. Кларин, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.И. Загвя-зинский, А.А.Вербицкий;
- сущность педагогического процесса анализировали В.А. Андреев,
A.А.Вербицкий, В.В. Краевский, Т,И. Шамова, Г.И.Щукина;
- программированное обучение рассматривали С.И.Архангельский,
B.П.Беспалько, Н.Ф.Талызина, Т,А.Ильин, И.А.Данилов и др.;
- технологию обучения разрабатывали В.И.Боголюбов, С.А.Смирнов, Л.Е. Плескач и др.;
- роли личности в процессах познания посвящены работы
C.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, И.С.Якиманской и др.;
- педагогическом проектированием занимались Ю.С.Тюнников, С.А.Баляева, М.А. Глоба-Михайленко;
- проблемы формирования компетентности и способностей преобразовательной деятельности личности глубоко изучались
B.ПБеспалько, Б.С.Гершунским, В.В.Краевским, В.ПКузьминым,
C.И.Архангельским, В.Е.Гуриным и др.;
- исследованию формирования педагогических умений посвящены педагогические и психологические работы О.А.Абдуллиной, Ф.Н.Гоноболина, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина и др.;
- в работах Н.В.Алекасндрова, И.А.Зязюна, А.И.Пискунова, Н.А.Шайденко, А.А.Орлова и др. раскрываются пути совершенствования педагогического мастерства в системе существующей профессиональной подготовки преподавателя.
Обобщенные проблемы педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации «Преподаватель» в классическом университете представлены в материалах Всероссийской конференции, проходившей в Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова. Среди них такие как «Проектирование научно-методического обеспечения педагогической составляющей программ «Преподаватель» и «Преподаватель высшей школы»» (Г.А. Засобина, Т.А. Воронова -Ивановский государственный университет); «Параллельное обучение студентов» (B.C. Сенашенко, Н.Р. Сенаторова -Министерство образования РФ); «Педагогическая компонента классического университетского образования» (Н.Х. Розов - МГУ), «Дидактическое моделирование дополнительной квалификации «Преподаватель» в классическом университете» (Н.В. Соловьев -Воронежский государственный университет). Однако, среди рассматриваемых проблем не выделяются педагогические условия, которые влияют на эффективность педагогической подготовки студентов, не рассматривается модель педагогической подготовки по дополнительной квалификации «Преподаватель» для студентов непрофильных специальностей в условиях параллельного обучения по основной специальности и лимита учебного времени.
Вместе с тем, овладение студентами дополнительной педагогической квалификацией одновременно с приобретением основной
специальности раскрывает перед выпускником большие перспективы на рынке труда, дает шанс лучшей адаптации и самоопределения для своей деловой карьеры по основной специальности, поскольку они вооружаются хорошими знаниями основ педагогики и педагогической деятельности, психологии человека и управления социальными коллективами.
Налицо противоречие между востребованностью студентами (особенно технических специальностей) дополнительного педагогического образования, связанной с конкурентоспособностью на рынке труда, и недостаточной разработанностью организационно-педагогического, методического и дидактического обеспечения совокупности дисциплин, практикумов и практик, соответствующих содержанию образовательной профессиональной программы, разработанной на основе Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки студентов для присвоения дополнительной квалификации в условиях крайнего дефицита учебного времени, отведенного в учебном плане на изучение педагогических дисциплин.
Возможности многоуровневой структуры университетского образования для получения студентами непрофильных специальностей дополнительной педагогической квалификации потребовали специального исследования вопросов, связанных с согласованием основной программы подготовки специалиста определенного профиля и дополнительной программы «Преподаватель». Возникает необходимость разработки структуры и содержания педагогической составляющей этой программы, ее интеграции с психологическим и методическим блоком; иных подходов в организации педагогической практики и подготовке выпускной квалификационной работы. Чрезвычайно ограниченное количество часов на педагогическую составляющую в дополнительной образовательной программе «Преподаватель» увеличивает предъявляет требования к отбору содержания педагогической подготовки, к использованию современных образовательных технологий и особенно к организации самостоятельной работы студентов. Встает проблема: при каких условиях педагогическая подготовка студентов непрофильных специальностей по дополнительной квалификации «Преподаватель» в классическом университете будет наиболее успешной.
Дополнительные образовательные услуги в российской высшей школе — дело новое, но объективно необходимое. Необходимость предоставления дополнительных образовательных услуг обусловлена, во-первых, возвышением прав личности, в том числе в формировании содержания собственного образования, во-вторых, расширением требований работодателей к качеству подготовки специалистов. Дополнительные образовательные услуги могут оказываться потребителю высшим учебным заведением как на основе уже имеющегося высшего профессионального образования, так и на основе период освоения
образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени. Не требует значительных доказательств утверждение, что востребованные дополнительные образовательные услуги направлены на расширение возможностей более эффективного использования содержания основной специальности.
Таким образом, дополнительные образовательные услуги в период освоения соответствующей образовательной ступени в реальности представляют собой диверсификацию содержания основной специальности подготовки. Подобная диверсификация академической деятельности приводит к следующим видам возможных образовательных траекторий:
• обучение по примерным учебным планам образовательных программ ГОСов ВПО с дополнительной углубленной специализацией;
• обучение по примерным учебным планам образовательных программ ГОСов ВПО с дополнительной квалификацией.
В педагогическом словаре В.М. Полонского говорится, что дополнительная профессиональная квалификация - это совокупность специальных и ключевых компетенций, отражающих корпоративные (отраслевые) требования, а «Компетенция» в Советском энциклопедическом словаре определяется как «1) круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знание и опыт в той или иной области». Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует понятие «компетенция» как «1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) крут чьих-нибудь полномочий, прав». Отсюда принцип дополнительности к базовому уровню квалификации позволяет как обучающимся выбирать и расширять компетенции, так и профессиональному сообществу повышать качество профессиональной деятельности. Дополнительные квалификации реализуются на основе структуры профессионального обучения.
В течение долгого времени педагогическая подготовка традиционно понималась как элементарное усвоение студентами знаний и умений при изучении педагогических дисциплин. В связи с новыми задачами в обучении преподавателя такое понимание представляется недостаточным и появляется необходимость более широкой трактовки понятия «педагогическая подготовка».
Исследования в рамках этого направления особенно актуальны сегодня, когда подготовка студентов к профессиональному труду претерпевает большие перемены, обусловленные новыми функциями специалиста в изменяющейся экономической и политической жизни общества.
Процесс получения дополнительной педагогической квалификации в классическом университете, являясь инновационным направлением
высшего профессионального образования, безусловно, опирается на исследования по педагогической подготовке, однако анализ научно-педагогической литературы и практико-реальной подготовки позволяют выявить ее некоторые особенности, которые мы пытаемся обосновать в своем исследовании.
В настоящее время студентам классических университетов предоставляется возможность за время обучения по основной образовательной программе высшего профессионального образования освоить одну из дополнительных образовательных программ, ведущих к получению дополнительных педагогических квалификаций
"Преподаватель" и "Преподаватель высшей школы». Данные дополнительные образовательные программы высшего профессионального образования имеют Федеральный статус, утверждены приказами Госкомвуза или Минобразования России и их целесообразность признана практически во всех вузах России. В дальнейшем в связи с пересмотром перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования и в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров для общеобязательных учреждений РФ приказом № 2400 от 03.08.2000 г. был утвержден перечень специальностей высшего профессионального образования, предусматривающий присвоение выпускнику высших учебных заведений дополнительной квалификации педагогического профиля.
Дополнительная образовательная программа «Преподаватель» ориентирована на подготовку преподавателей предмета из числа студентов непрофильных специальностей. Министерством образования было решено присваивать дополнительную квалификацию "Преподаватель [предмета]выпускникам, оканчивающих вузы по специальностям высшего профессионального образования, указанным в приложении 1 приказа № 2400 МО, при условии выполнения ими за время обучения как основной общеобразовательной программы высшего профессионального образования, так и Государственных требовании к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника дополнительной квалификации "Преподаватель". Удостоверяется присвоение дополнительной квалификации "Преподаватель [предмета]" документом государственного образца, утвержденным приказом Минобразования России от 02.11.99 г. № 754 "Об утверждении формы диплома о дополнительном (к высшему) образовании". Минобрнауки России разработало и утвердило методические рекомендации о порядке присвоения дополнительной квалификации в период освоения образовательных программ высшего профессионального образования. В Минюсте зарегистрирован образец диплома о дополнительном к высшему образованию с присвоением квалификации. Утверждено Положение о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов,
предусматривающее освоение дополнительных профессиональных образовательных программ для получения дополнительной квалификации параллельно с освоением основных образовательных программ по направлениям и специальностям высшего профессионального образования.
Одним из главных принципов педагогической подготовки студентов по дополнительной квалификации является совместное решение двух задач: "углубленное изучение набора психолого-педагогических ДИСЦИПЛИН, обеспечивающих готовность к педагогической работе (профессиональная педагогическая подготовка), и систематизация способов восприятия данной науки, трансформированной в учебные дисциплины (предметная подготовка)". Следовательно, педагогическая подготовка содержит как профессиональную, так и предметную составляющие, являющиеся основой педагогической деятельности.
Вопрос определения компонентов структуры педагогической деятельности является достаточно актуальным для психологов и педагогов. Он разрабатывался многими исследователями (Ю.К. Бабанский, Н.В. Кузьмина, Т.С.Полякова, В.А. Сластенин, А.И.Щербаков и др.). Одной яз первых Н.В.Кузьмина попыталась выделить основные компоненты педагогической деятельности. Она показала, что каждому из них соответствует определенная группа рабочих функций и педагогических способностей;
1) конструктивная деятельность: отбор и КОМПОЗИЦИЙ учебно -воспитательного материала в соотношении с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; конструктивно-содержательная, конструктивно-оперативная и конструктивно-материальная;
2) организаторский компонент: включение учащихся в различные виды деятельности, организацию ученического коллектива;
3) коммуникативный: установление правовых взаимоотношений учителя с учащимися, учителями, родителями, общественностью.
В. А. Сластенин считает, что предложенная Н. В. Кузьминой типология компонентов педагогической деятельности намечает новый подход к исследованию, однако отмечает, что названные компоненты могут быть отнесены не только к педагогической, но и к любой другой профессии: выделенные структурные элементы не раскрывают все стороны педагогической деятельности. В.А. Сластенин считает, что указанные недостатки в некоторой степени удается преодолеть А.И.Щербакову. А.И.Щербаков к выделенным Н.В.Кузьминой элементам добавляет ряд функций:
1) информационную - исходный момент всей учебно-воспитательной работы. Это свободное владение учебным материалом, приемами и методами его преподавания, искусство устной речи и т. д.;
2) развивающую - управление персептивным, мыслительным, эмоциональным, волевым и другими компонентами деятельности учащихся;
3) ориентационную - определяет содержание ориентации учащихся в природной и социальной среде;
4) мобилизационную - деятельность учителя на актуализацию знаний и жизненного опыта учащихся для формирования у них познавательней самостоятельности и общественно-политической
активности;
5) исследовательскую (гностическую) - требует от учителя научного подхода к педагогическим явлениям.
Известны работы ряда исследователей, в которых рассматривается модель деятельности, где в соответствии с современными требованиями к уровню образованности преподавателя деятельность разбита на девять направлений: обучающую, мобилизационно-ориентационную,
развивающую, коммуникативную, организаторскую, конструктивную, исследовательскую, техническую, предпринимательскую.
В настоящее время разработан профессиональный стандарт педагогической деятельности в соответствии с федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 гг. Он является первым опытом создания профессиональных стандартов в области образования. Стандарт разработан с позиции компитентностного подхода. Авторы проекта Я.И. Кузьминов, B.JI. Матросов и В.Д. Шадриков дают определения:
• Деятельность - человеческая форма активности, выражающаяся в целенаправленном преобразовании им природной и социальной деятельности.
• Педагогическая деятельность - один из видов деятельности, выражающийся в целенаправленном развитии обучающегося, овладении им основами культуры, всестороннем развитии его способностей.
• Компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющие успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
• Компетенции - опредмеченные в деятельности компетентности работника, круг вопросов в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав.
Проведенные исследования Я.И. Кузьминовым, В. Л. Матросовым и В.Д. Шадриковым позволяют сформулировать требования
профессионального стандарта педагогической деятельности, которые представляют собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим в своей целостности занятия педагогической деятельностью и определяющими успех в этой деятельности.
Представим характеристику системы педагогической деятельности с позиции базовых компетентностей педагога. К ним относят:
- личностные качества - это вера силы и возможности учащихся; интерес к внутреннему миру обучающихся; открытость к принятию других позиций (неидеологизированные мышление педагога); общая культура; эмоциональная устойчивость; позитивная направленность на педагогическую деятельность; уверенность в себе;
- постановка целей и задач педагогической деятельности — это умение перевести тему занятия в педагогическую задачу; умение ставить педагогические цели и задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям студентов;
- мотивация учебной деятельности - это умение обеспечить успех в деятельности; компетентность в педагогическом оценивании; умение превращать учебную задачу в личностно-значимые;
-информационная компетентность - это компетентности в предмете преподавания, компетентности в методах преподавания; компетентность в субъективных условиях деятельности; умение вести самостоятельный поиск информации;
- разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений - это умение разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплексы; умение принимать в различных педагогических ситуациях;
- компетенции в организации учебной деятельности - это компетентность в установлении субъект-субъектных отношений; компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи и способов деятельности; компетентность в педагогическом оценивании; компетентность в организации организационной основы деятельности обучающегося; компетентность в использовании современных средств и систем организации педагогического процесса; компетентность в способах умственной деятельности.
Таким образом, мы можем сказать, что представленная характеристика педагогической деятельности представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам педагога (его компетентности), позволяющим успешно заниматься в дальнейшем педагогической деятельностью.
Список литературы
1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды // Педагогика,
1989. С. 321-325.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
3. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: Методология и практика. Новосибирск: Наука, 1987. 215с.
4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991.
5. Ковалева И.Ю. Развитие научно-методической компетентности педагогов в условиях образовательного выбора: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Мурманск, 2007. 21 с.
6. Кочнев В. А. Комплексная оценка качества занятий в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2002. № 5. С. 40-43.
7. Краевский В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения // Принцип обучения в современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. науч. тр. Челябинск, 1985. С. 3 -12.
8. Писаренко В.И. Индивидуализация, дифференциация и интеграция в инновационном обучении // Перспективные, информационные технологии и интеллектуальные системы. М.: Аспект —пресс, 2005. 422 с.
9. Подзолков ВТ. Дидактическая подготовка как фактор профессионально-педагогического становления учителя. Тула: Изд-во ТПТУ им. Л. Н. Толстого, 1997. 54 с.
10. Романов В. А. Дидактические условия совершенствования специальной подготовки студентов инженерно-технического профиля на военных кафедрах гражданских вузов: дис. ...канд. пед. наук. Тула, 2002. 198 с.
11. Сластенин В. А. Педагог: Личность и профессия. М.: Просвещение,
1990.
12. Шайденко Н.А. Роль интеграции дидактической и методической подготовки в формировании ценностных ориентации студентов // Проблемы становления и развития ценностных ориентации учителя на рубеже XXI века. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1997. С. 36.
13. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
V. М. Petrovichev
PEDAGOGICAL STUDENT'S TRAINING FOR THE ADDITIONAL QUALIFICATION «TEACHER»
The article considers results of the scientific and methodological research of the professional pedagogical base of student's training of no specialized specialties for the additional qualification "teacher" in the institutions of higher education.
Key words: parallel student's teaching, model of the teacher's training, multilevel structure of the education in the university.
Получено 30.10.2011
УДК 378.147.026:004.42
В.М Петровичев, д-р пед. наук, зав. кафедрой, 8 910 582 22 36, kafedra timpo@ mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОНСТРУКТИВНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Посвящена вопросам создания дидактических условий эффективного развития конструктивно-логического мышления студентов на занятиях по программированию. Выявлены уровни развития конструктивно-логического мышления и их соответствие уровню компетенции в программировании.
Ключевые слова: аналитико-синтетический процесс, стили мышления, продуктивный аспект мышления, алгоритмическая деятельность.
Познание и управление окружающей действительностью в интересах общественного прогресса и развития личности требуют от любого человека определенного набора знаний, умений и навыков. Сегодня основным содержанием профессиональной деятельности работников в любой сфере деятельности, в том числе в преподавании различных дисциплин, является управление некоторой предметной областью через анализ и моделирование ее процессов и явлений. Одним из наиболее эффективных средств моделирования ситуации с целью поиска вариантов решения задачи управления, а также выбора наиболее оптимального варианта принятия решения является программное моделирование или программирование задачи для ЭВМ.
Для того чтобы освоить программное моделирование, необходим определенный уровень конструктивно-логического и алгоритмического мышления. Именно такое мышление требуется преподавателю, ученому, инженеру и экономисту, рядовому менеджеру и руководителю организации при анализе, описании и оптимизации управляемой ситуации в предметной области. Конструктивно-логическое и алгоритмическое